Сенсорика для малышей

Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств.

Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий.

Ведущую роль сенсомоторики при восприятии и познании различных предметов с помощью активного осязания подчеркивали Б. Г. Ананьев, А. В. Запорожец и др. Сочетание работы кожно-механического и двигательного анализаторов обеспечивает информацию о размерах, форме, твердости, соотношении частей и других характеристик ощупываемых предметов. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а лишь в ходе усвоения общественного сенсорного опыта, под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Итак, сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, а с другой — имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности.

Ранний этап развития ребенка предполагает формирование широкой ориентировки в предметном окружении.

То есть не только традиционное ознакомление с цветом, формой, величиной предметов, но и совершенствование звукового анализа речи, формирование музыкального слуха, развитие мышечного чувства и др. с учетом той важной роли, которую играют эти процессы в осуществлении музыкальной, изобразительной деятельности, речевого общения, простейших трудовых операций (А. В. Запорожец, А. П. Усова).

Необходимость точно и полно воспринимать свойства предметов ясно возникает перед ребенком в тех случаях, когда он должен эти свойства воссоздать в процессе своей деятельности, так как от того, насколько успешно осуществляется восприятие, зависит результат.

Прищепки, пуговицы, шнурки, разноцветные пробки от бутылок — всё это может пригодиться для изготовления дидактических игр по тактильному восприятию и развитию мелкой моторики. В данном разделе мы собрали для вас сотни вариантов подобных игр, которые можно смастерить своими руками. Для малышей будут полезны сенсорные развивающие коврики. Воспользовавшись положительным опытом коллег, их также можно сшить самостоятельно, не прилагая для этого каких-либо «героических усилий». Дошколятам постарше понравятся разнообразные игры с бусами. Кроме того, здесь Вы найдёте оригинальные мастер-классы по созданию подвесных мобилей; музыкальных инструментов и «шумелок». А ещё — занятия по закреплению цветовосприятия и игры из серии «найди пару».

Сенсорное развитие вашего ребенка.

Содержится в разделах:

Включает в себя разделы:

Конспект занятия по сенсорному восприятию с детьми ОВЗ «На лесной полянке» Непосредственно образовательная деятельность с детьми СД занятие по сенсорному восприятию «На лесной полянке». Занятие проводит воспитатель первой квалификационной категории: Ягунова Анжела Николаевна. Цель: Создавать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта в ходе.

Конспект итогового сенсорно-двигательного занятия «Весёлые мячики» для младшей группы Цель: обогащать двигательный опыт детей. Задачи: -развивать сенсорные способности детей. -закреплять умение детей согласовывать движения рук и ног. -закреплять знания о величине, круглой форме и цвете. Материал: Мячи обычные, мячи с шипами, клубки разного цвета на каждого.

Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — Конспект занятия по сенсорному развитию детей в первой младшей группе «Бабочка»

Публикация «Конспект занятия по сенсорному развитию детей в первой младшей группе. » Конспект по сенсорному развитию детей в первой младшей группе Тема «Бабочка» Задачи: 1. Упражнять детей в определении и названии цвета (красный, желтый, зеленый, синий, посредством зрительного обследования, сравнения. 2. Учить детей группировать предметы по цвету. 3. Воспитывать.

Сенсорное развитие детей с помощью аппликации Аппликация позволяет припускать через свои руки разнообразные элементы, накладывать, наклеивать, наслаивать их на основу, создавая при этом задуманную композицию. Занимаясь аппликацией, ребенок использует почти все сенсорные системы, с помощью которых человек познает мир.

Конспект занятия по сенсорному развитию детей в первой младшей группе «Поможем Ёжикам» Конспект по сенсорному развитию детей в первой младшей группе Тема: «Поможем Ёжикам» Цель: стимулирование сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Задачи: 1. Закрепить умение детей различать основные цвета (красный, жёлтый, синий, зелёный. 2. Закрепить умение.

Сенсорика для малышей

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной организации. Сенсорные игры Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе. Успешность умственного, физического, здорового развития ребенка в значительной.

Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика — Итоговое занятие по сенсорике в группе раннего возраста «В гости к мишке»

Статья «Итоговое занятие по сенсорике в группе раннего возраста «В гости к. » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 «Росинка» комбинированного вида» Итоговое занятие по сенсорике в группе раннего возраста «В гости к мишке» Подготовила: воспитатель Корыткина Е.В. Березовский ГО Цель: Формировать у детей интерес к.

Сенсорный театр по украинской народной сказке «Колосок» Методическая разработка: «Сенсорный театр: «Круть и Верть». Рассказывание по украинской народной сказке: «Колосок» Цель: Помочь каждому ребенку всесторонне, гармонично развиваться посредством игры — драматизации. Задачи: — Знакомство с украинской народной сказкой: «Колосок». -.

Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». Часть 2 Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду. Выдающийся педагог Н.К. Крупская, подчёркивая особенности.

Консультация «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста». часть 1 В детстве восприятие остается очень несовершенным. Ребенок не может последовательно осмотреть предмет и выделить его стороны. Он охватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Именно поэтому на втором году жизни малыш с удовольствием.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Развитие сенсорики можно проводить дома с самыми простыми материалами.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В возрасте 2-3 лет для детей очень важно научиться исследовать мир. Этот возраст характеризуется активным развитием сенсорики. Дети всё трогают, берут в ручки. Это важный этап психического и моторного развития. Они запоминают вещи не зрительно, а ручками. Так проще выучить, что значит «треугольное», а что — «круглое».

Развитие сенсорики можно проводить дома с самыми простыми материалами. Вам понадобятся пуговицы, яркие прищепки, картинки. Будем сортировать яркие предметы по контейнерам, чтобы лучше запомнить различия по форме, цвету, размеру. Это задание похоже на игру и может на долгое время занять кроху. Сенсорное развитие у детей 2-3 лет происходит в форме игры, это самый простой способ научить малыша исследовать окружающий мир.

ПСИХОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

Маленькие дети воспринимают мир не так, как мы с вами. В 2-3 года они пока только учатся тому, как изучать окружающий мир. Поэтому сейчас развитие направлено на изучение каждого предмета в отдельности.

Так что же замечают дети в первую очередь при знакомстве с неизвестными им ранее предметами:

  • цвет;
  • форму;
  • размер;
  • какой тот или иной предмет на ощупь;
  • пробуют на вкус.

Развитие мелкой моторики и сенсорики помогут крохе быстрее научиться простым вещам. Необходимо, чтобы сенсорика у детей развивалась активно и интенсивно. А главное, чтобы развитие проходило правильно, без задержек. Для этого с ребёнком необходимо заниматься. Этой теме уделяется много времени в детском саду, родители также могут заниматься с малышом сами. Занятия для детей на развитие сенсорики простые, занятные, похожи на игру.

Много времени уделяется мелкой моторике. Чем активнее пальчики вашего крохи, тем полнее картину мира он может составить. Дети всё берут в руки, трогают, изучают на ощупь. На это необходимо обратить внимание, составляя план занятий. Мир ощущений сейчас очень важен. У детей 2-3 лет осязание является одним из важнейших источников знаний о предметах.

Нормы сенсорного развития

Сенсорика — это чувства, ощущения. Можно сказать, у ваших детей есть своеобразный датчик, который принимает информацию о предмете через ручки, пальчики. От сенсорики во многом зависит уровень психического развития детей.

О том, что сенсорные способности малыша в 2-3 года развиваются правильно, свидетельствуют следующие факторы:

  • он может выделить из группы предметов требуемые (только белые, только треугольные и тому подобное);
  • может найти предмет, который похож/одинаковый с группой других предметов;
  • может сортировать предметы по заданным характеристикам;
  • если в игре необходимо использовать какой-то предмет, кроха находит именно тот, который подходит.

Чтобы проверить навыки ребёнка, не обязательно ходить к психологам или воспитателям. Вы можете заниматься дома. Для детей 2-3 лет важно, чтобы любые занятия проходили в стиле игры. Тогда развитие сенсорики будет увлекательным занятием.

Простые занятия с ребёнком

Вам не нужно ничего особенного для занятий с вашим малышом. В детских садах обычно есть специальные дидактические материалы. Вы же можете сделать их сами. Так даже лучше, ведь ваш малыш будет тренироваться на совершенно уникальных пособиях.

Подручные материалы

Все материалы для детей 2-3 лет в первую очередь должны быть безопасными. Никаких острых краёв, очень мелкие предметы использовать не нужно. Вот что вам может пригодиться:

  • макароны разной формы, крупные зерна фасоли;
  • пуговицы (вы даже не представляете, какие интересные материалы для развития сенсорики можно сделать с обычными пуговицами);
  • разноцветные прищепки;
  • бумага и фломастеры (чтобы рисовать заготовки).

На плотной бумаге нарисуйте (или отпечатайте на принтере) солнышки, грибочки, цветы, ёжика. Подготовьте пластиковые контейнеры, чтобы работать с пуговицами, макаронами, фасолью. Для детей 2-3 лет всё должно быть ярким, привлекательным.

Сортируем по контейнерам

В большой контейнер насыпьте пуговицы или макароны разной формы. Поставьте перед малышами еще 2-3 контейнера поменьше. Дайте задания:

  • отсортировать синие пуговички в один контейнер, зелёные — в другой, в третий — красные и т.д.;
  • рассортировать по форме;
  • разложить по размеру.

Это отличное упражнение. Особенно хорошо подходят советские пуговицы. У многих дома есть коробка с такими. Они яркие, совершенно разных форм и размеров. Главное, не выбирайте для работы очень мелкие пуговички, ведь малыш может их проглотить или засунуть в нос. Маме обязательно нужно следить за тем, как кроха исследует мир.

Тренировки на одежде для малышей

Можно взять детскую одежду, одёжку для больших кукол. Или сами сшейте что-то простое. Тут главное — научить кроху застёгивать и расстёгивать пуговички, молнии, завязывать шнурки, повязки. Это хорошее упражнение, которое принесёт крохе пользу. Собираясь на прогулку, предложите ему самому завязать шнурки на ботиночках, застегнуть кнопки или липучки на одежде.

Дорисуй картинки с помощью прищепок

Вот здесь вам понадобятся заготовки. Предложите:

  • сделать ёжику «иголки» из прищепок;
  • добавить солнышку «лучики»;
  • прикрепить к цветочку «лепестки».

Вы можете сначала предложить отсортировать прищепки по цвету. Например, жёлтые для солнышка, красные для лепестков. Кстати, не забывайте давать крохе время для свободного творчества. Отдельное задание на фантазию: сделать разноцветный цветочек из прищепок.

Эти же заготовки можно дополнять пуговицами, выкладывая их по типу мозаики. Тут у вас огромный простор для воображения. Можно распечатать более сложные картинки, чтобы их было интереснее дополнять.

Специалист приемной комиссии свяжется с Вами
в ближайшее время в рабочие часы с Пн-Вс с 9:00-21:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Валерия
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений. Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает. Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем. Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка.

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д. Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

В группе собраны материалы по сенсорному развитию детей дошкольного возраста:
— восприятие цвета;
— восприятие формы;
— восприятие величины;
— звуковысотность;
— тактильные ощущения;
— вкусовые ощущения.

Яна Орлова запись закреплена

Уважаемые коллеги!
В СМИ «Опыт Педагогов» на сайте www.o-ped.ru вы можете бесплатно опубликовать свои педагогические или образовательные материалы онлайн. Всё можно сделать своими руками за 3 минуты. Процесс публикации максимально автоматизирован.
На сайте можно опубликовать текстовую статью, доклад на конференции и презентацию.
Сайт www.o-ped.ru зарегистрирован как СМИ (свидетельство ЭЛ № ФС 77 — 82375 от 10.12.2021г.).
Свидетельство о публикации можно получить сразу после проверки статьи редакцией (в течение суток в рабочие дни). Свидетельство можно скачать прямо с экрана и получить на адрес электронной почты. Свидетельство соответствует всем квалификационным требованиям.

Сенсорика запись закреплена
Дошколёнок: Обучение и воспитание дошкольников.

Сенсорика запись закреплена
Дошколёнок: Обучение и воспитание дошкольников.

Сенсорика запись закреплена
Остров знаний | Развитие дошкольников

Николай Ястребов запись закреплена

Уважаемые коллеги!
В журнале «Верное Слово» на сайте www.v-slovo.ru вы можете опубликовать статьи на образовательные и педагогические темы, в т.ч. доклады на конференциях и презентации.
Публикацию можно сделать своими руками за 3 минуты. Всё очень просто и быстро, процесс максимально автоматизирован. Принимаются статьи от педагогов и других сотрудников ОУ, а также от студентов педагогических ВУЗов.
Журнал зарегистрирован в Российской Книжной Палате как периодическое издание (ISSN 2712-8261). Сайт журнала www.v-slovo.ru зарегистрирован как СМИ в Роскомнадзоре РФ: ЭЛ № ФС77-79314 от 16.10.2020г.
Свидетельство о публикации формируется сразу после проверки редакцией материала на сайте (не более 1 рабочего дня), и его можно скачать прямо с экрана и получить на адрес электронной почты. Если авторов несколько, то каждый из соавторов сможет получить своё свидетельство о публикации бесплатно.

Сенсорика запись закреплена
Остров знаний | Развитие дошкольников

Яна Орлова запись закреплена

Уважаемые коллеги!
На сайте publ-online.ru вы можете опубликовать в СМИ свои педагогические, научные или творческие материалы онлайн. В том числе можно опубликовать презентации. Всё можно сделать своими руками за 3 минуты. Стоимость публикации не зависит от количества соавторов.
Сайт publ-online.ru зарегистрирован как СМИ (свидетельство ЭЛ № ФС 77 — 72035 от 29.12.2017г.). Издательство зарегистрировано в Книжной палате и имеет право издавать сборники статей под своими номерами ISBN.
Свидетельство о публикации можно самостоятельно сформировать сразу после проверки статьи редакцией (в течение суток). Свидетельство можно скачать прямо с экрана и получить на адрес электронной почты. Свидетельство соответствует всем квалификационным требованиям. Если авторов несколько, то каждый из соавторов сможет получить своё свидетельство о публикации бесплатно.

Сенсорика запись закреплена
Занимательная логопедия

СЕНСОРНЫЕ ИГРЫ

Сенсорная стимуляция необходима для развития мозга ребенка: она помогает развиваться соответствующим синапсам, а затем и функциям, навыкам, умениям.

Сенсорные игры важны не только для малышей, но и для дошкольников и детей младшего возраста.
Показать полностью.

Когда для выполнения задания у ребенка возникает необходимость использовать несколько органов чувств, он получит больше из опыта и сохранит больше информации.

Погрузитесь в сенсорный мир аутизма и разберитесь с особенностями восприятия и сенсорными ощущениями, возникающими у людей с РАС.

В выходные прошёл Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Мы знаем, как часто вы сталкиваетесь с этим диагнозом.

Поэтому решили продлить предложение еще на один день!
Сегодня дарим -50% на курс повышения квалификации по теме «Аутизм. Диагностика и логокоррекционная работа в соответствии с требованиями ФГОС» на 72 ак. часа!

На курсе вы:
Изучите методы нейрофизиологической диагностики в практике коррекционного педагога.
Разберёте особенности развития детей с РАС.
Научитесь выявлять признаки расстройства аутистического спектра (РАС) в раннем возрасте и работать с ними.
Освоите диагностические критерии аутизма и синдрома Аспергера.
Детально разберетесь с дифференциальной диагностикой аутизма и нарушениях, которые ошибочно могут диагностироваться вместо аутизма.
Научитесь применять психологические теории в своей коррекционной работе!

Эксперты: Богдашина О.Б., Жукова О.С., Визель Т.Г., Леонова З.Л., Сизова О.Б., Архипова Е.Ф., Шпицберг И.Л., Коршунов Д.Н., Уханов А.В., Громов С.В.

Доступ к курсу бессрочный. Вы сможете скачать все дополнительные материалы к себе на компьютер.

Для полноценного восприятия предметов и явлений окружающего мира, чувственное (сенсорное) развитие имеет огромное значение. Именно на этой основе потом будут развиваться память, мышление и воображение, даже готовность к школе.

Можно сколько угодно говорить – «кислое», «горькое», «горячее», но пока ребенок не попробует сам, он не узнает, что это такое на самом деле. И с одной стороны это нормально: подобный чувственный опыт нужно пропускать через себя, только тогда он имеет значение для развития личности.

С другой, такие развлечения могут быть небезопасными и для самого ребенка, и для окружающих предметов: дай малышу волю, он всю посуду «проверит» на прочность, а все лужи на глубину.

Поэтому направьте энергию и жажду познания ребенка в мирное русло – играйте в сенсорные игры!

1. Разложи/подбери по цвету/форме/величине.

Раскладывайте по цвету фигурки, вырезанные из цветной бумаги или картона, сортируйте их по форме (круг, треугольник, овал) или размеру – большие к большим, маленькие к маленьким.

Попросите ребенка показать такой же маленький синий квадрат или большой желтый круг, как у вас в руках.

2. Найди такой же/найди похожий.

На прогулке или в помещении ищите предметы выбранного вами цветами: дома, машины, листья, детали одежды, предметы мебели. Можно искать все маленькое или большое. Заодно ребенок лучше усвоит и понятие относительности – по сравнению с вами автобус большой, а по сравнению с домом маленький.

Так же ищите и предметы, по форме напоминающие геометрические фигуры – дом, как прямоугольник, лужа как овал, песочница как квадрат и т.д.

3. Красочные фантазии.

В несколько стаканчиков налейте простую воду и покажите ребенку, как она окрашивается в разные цвета, если в нее опустить кисточку с краской какого-либо цвета. Попробуйте смешивать разные краски, получая новые и новые оттенки.

4. Большой/маленький.

Дайте ребенку примерить вашу одежду – она будет ему велика, потому что он еще маленький, а ему ваша мала, потому что вы уже большие.

Попробуйте спрятать в кулачке игрушки разных размеров – маленькие запросто поместятся, а вот большие не смогут.

5. Что звучит?

Для каждой игры можно брать по 2-5 предмета, увеличивая их количество в зависимости от возраста ребенка.

Погремите, постучите, позвоните выбранными предметами на глазах у малыша. А потом, уже отвернувшись, пусть он определяет только на слух, что звучало – колокольчик, ложка по столу или шуршал пакет?

6. Послушай, как звучит!

Используйте все возможности, чтобы обратить внимание малыша на то или иное звучание предмета – как шуршат листья, барабанит дождь по стеклу, едет лифт, лает собака, работает дрель и т.п.

Более усложненный вариант попробовать придать каждому звуку эмоциональную окраску: например, дрель звучит недовольно, лифт едет устало, гром гремит сердито, бубен звучит весело, а вода льется со смехом.

7. Музыкальные игры.

Задача ребенка идти быстро или медленно в зависимости от того, как с каким темпом вы стучите в ладоши или ударяете в бубен.

Не сама простая задача для совсем маленьких детей – остановиться, когда остановится музыка, особенно если пред этим она звучала быстро и энергично.

8. Ммм… как пахнет!

Обращайте внимание малыша на самые разные запахи – как пахнет ванильный пирог из духовки или свежий хлеб в магазине. Что за запахи витают в отделе мяса и колбасы, как приятен запах свежего белья, книжных страниц и распустившего цветка на окне.

9. Какое наощупь?

Для развития тактильной чувствительности предлагайте малышу трогать самые разные предметы, обращая внимание на то, какие они наощупь: гладкие, шершавые, пушистые, жесткие, колючие, мягкие, холодные, твердые, теплые т.д.

Трогайте все, что можно: ткань, одежду, мебель и игрушки, на улице кору деревьев и листочки, погладьте свое или чужое домашнее животное или попугайчика, попробуйте взять в руки воду, спрячьте ладошки в муке или крупе, раскатайте катушку ниток и клубок шерсти, порвите лист бумаги и дотроньтесь до кактуса.

10. Чудесный мешочек.

Очень известная игра, распространенная в дошкольных учреждениях – ребенок наощупь должен найти и вытащить предмет из мешочка.

Класть в этот мешочек можно что угодно – и объемные геометрические фигуры, и разные кусочки ткани и ниток, и игрушку, и даже фрукты с овощами.

11. Кто это?

Ребенок наощупь должен угадать, руку какого члена семьи он сейчас трогает. Обязательно поменяйтесь с малышом ролями.

12. Ах, как вкусно!

Во время еды обращайте внимание ребенка на вкусовые оттенки блюда. Предлагайте пробовать новое – лимон, перец, чеснок, манго, авокадо, разумеется, в маленьких количествах. Предложите малышу, закрыв глаза, угадать, что он ест – лимон, яблоко, хлеб или печенье.

13. Что изменилось?

Поставьте перед малышом в ряд несколько игрушек, запомнив их расположение, путь он отвернется, а повернувшись обратно, угадает, какие игрушки поменяли свое место.

Сенсорика для малышей

По мнению М. Монтессори, самая важная задача в возрасте от 0 до 3 лет – это сенсорное развитие. В этот период дети исследуют мир с помощью различных органов чувств, а основным источниками информации являются зрение и тактильное восприятие. Чтобы малыш активно развивался, родители должны создать для ребенка такую среду, в которой он мог бы получать новый и яркий сенсорный опыт. Сделать развивающую среду в домашних условиях еще более обогащенной помогут сенсорные коробки. Чем наполнить сенсорную коробку для малыша? Как с ней играть? С какого возраста можно начинать подобные игры? На эти и другие вопросы мы ответим в этой статье.

Что такое сенсорная коробка?

Сенсорные коробки – это емкости с различным сенсорным наполнением (жидкостями, сыпучими материалами, желе, клейстером, игрушками и т.д.). Это чрезвычайно полезная и многофункциональная игрушка для детей раннего и дошкольного возраста. Малыш может щупать мелкие предметы, пересыпать, прятать их, придумать свой сюжет. Игры с сенсорной коробкой помогают развить мелкую моторику, внимание, воображение и речь ребенка.

Сенсорную коробку для ребенка легко сделать своими руками с минимальными материальными затратами.

За основу данной развивающей игрушки можно взять любую емкость: коробку, контейнер, таз, кастрюлю. Главное, чтобы ребенку было удобно с ней играть. Далее емкость наполняется различными материалами (в зависимости от тематики сенсорной коробки и возраста ребенка). Обычно это крупы, макароны, камушки, природные материалы, вода, желе, вата и т.д. Чтобы малышу было интереснее, положите в «коробку» мелкие игрушки и инструменты (лопатки и совочки).

Сенсорика для малышей

Наполнение сенсорных коробок

В качестве основного наполнителя сенсорной коробки можно использовать:

  • Крупы (рис, горох, пшено, чечевица, фасоль, гречка, манка и т.д.);
  • Кофе;
  • Макароны;
  • Камни;
  • Ракушки;
  • Песок;
  • Орехи;
  • Шишки;
  • Сухие листья;
  • Желе;
  • Воду;
  • Снег;
  • Пряжу;
  • Ткань;
  • Вату;
  • Декоративные камушки для аквариумов.

Сенсорика для малышей

Чем больше различных ощущений получит Ваш малыш, тем больше пользы для его развития. Старайтесь регулярно менять содержимое сенсорной коробки, чтобы ребенку было интересно с ней играть.

  • Фигурки животных;
  • Мелкие игрушки;
  • Конструктор;
  • Кубики;
  • Буквы и цифры.

Инструменты для игр в сенсорной коробке:

  • Миски;
  • Стаканы;
  • Ложки;
  • Совочки;
  • Грабли;
  • Пинцет;
  • Лупа;
  • Воронка;
  • Сито.

Варианты сенсорных коробок для детей от 6 месяцев

Игры с сенсорной коробкой можно начинать уже тогда, когда малыш научится сидеть. Наполнить сенсорную коробку для крохи лучше всего крупными и нетравмоопасными материалами, например, тканью, лентами, помпонами, мячиками, губками, кубиками. Также можно дополнить ее различными музыкальными игрушками (колокольчиками, погремушками) и чем-то шуршащим (полиэтилен, пергаментная бумага).

Если Ваш малыш еще маленький, используйте в качестве наполнителя сенсорной коробки более крупные предметы и внимательно следите за тем, как он играет.

Сенсорика для малышей

Для детей старше полутора лет можно использовать сенсорные коробки с крупами. В раннем возрасте интерес к мелким предметам особенно велик. Ваш малыш с радостью будет отыскивать в крупе спрятанные предметы. В дальнейшем их можно сортировать по цвету или форме. Кроме этого, игра с сенсорной коробкой может стать тренировкой орудийных действий: умения держать ложку, пересыпания и так далее.

Сенсорика для малышей

Чтобы сделать наполнение сенсорной коробки ярче, в домашних условиях можно покрасить рис. Для этого нужно в пакет с рисом добавить несколько капель пищевого красителя и 1 столовую ложку спирта (это нужно для закрепления краски, спирт быстро испарится). Плотно закрыть пакет и перемешать, чтобы краска равномерно распространилась по рису. Открыть пакет и дождаться, пока крупа высохнет.

Если Вы с ребенком разучиваете названия цветов, то хорошим подспорьем для занятий могут стать цветные сенсорные коробки. Сложите в контейнер различные предметы одного цвета. Играя с таким одноцветным сенсорным материалом, малыш быстро запомнит нужный цвет.

Сенсорика для малышей

Использование различных инструментов и орудий труда позволяет разнообразить игры с сенсорной коробкой. Предложите малышу поиграть с ситом и просеивать манку. Чтобы было интересней, спрячьте в крупу мелкие игрушки, камушки или более крупную крупу. С помощью сита ребенок должен отделить их от манки. С помощью такой игры можно быстро освоить понятия «большой» и «маленький».

Сенсорика для малышей

Неподдельный восторг у детей вызывают сенсорные коробки, наполненные водой. С помощью сита и ложек малыш может доставать из воды плавающие и тонущие предметы, стаканчиками переливать воду, а из формочек и других подручных материалов можно сделать лодочки. В воду можно добавить немного краски – так играть будет еще веселей и интересней.

Сенсорика для малышей

Для детей дошкольного возраста (старше 3 лет) будут интересны тематические сенсорные коробки. С их помощью ребенок будет в игровой форме узнавать новое об окружающем мире. Такие игры очень полезны для малыша еще и потому, что они отлично развивают память, внимание, мышление и воображение. Вот несколько примеров тематических сенсорных коробок:

Цель: Показать формы работы с детьми младшего возраста.

Задачи:

  • Закрепить сенсорные эталоны: цвета, размер, форму; количество;
  • Формировать на уровне образа представления о геометрических фигурах (круг, овал).
  • Активизировать речь детей, творческое мышление.
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Оборудование: Стульчики, по количеству детей; стол; игрушка ежа; пирамидка с крупными кольцами; Д/И разрезные картинки «Фрукты, ягоды, орехи».

Ход занятия

Дети сидят на стульчиках.

Воспитатель: Доброе утро, ребята! Сегодня у нас состоится необычное занятие, на которое к нам с вами на занятие пришли гости! Давайте с ними поздороваемся!

Здравствуйте, ладошки,
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопают в ладоши)
Здравствуйте, ножки!
Топ-топ-топ! (топают ножками)
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх! (осторожно постукивают по щёчкам)
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип! (дотрагиваются до носика)
Здравствуйте гости, здравствуйте!
Дети повторяют движения согласно тексту.

Воспитатель: Какие мы молодцы, со всеми поздоровались. А здороваться – это, значит, желать здоровья.

Имитация стука в дверь.

Воспитатель: Ой, слышите, кто это к нам пришел? Я пойду посмотрю.

(Педагог выходит за дверь и вносит в группу ежика с неправильно собранной пирамидкой в лапках).

Воспитатель: Смотрите, ребята, кто это?

Воспитатель: Правильно, это ежик. Давайте с ним поздороваемся.

Дети здороваются с ежиком.

Воспитатель: А что у ежа в лапках? (У ежика неправильно собранная пирамидка)

Воспитатель: Правильно, это пирамидка! Только посмотрите, правильно ли она собрана?

Воспитатель: Давайте ежику покажем, как правильно собирать пирамидку, сначала большие колечки, потом поменьше.

(Дети собирают колечки. Воспитатель держит стержень, на который нанизываются колечки. По ходу сбора пирамидки воспитатель уточняет цвет, размер и форму колечка. Когда пирамидка собрана, воспитатель хвалит детей.)

Воспитатель: Какие мы молодцы, а теперь давайте встанем в круг и немного разомнемся!

Звучит физкультминутка: «Лесная зарядка», дети с воспитателем выполняют движения.

Воспитатель: Ребята, вот мы размялись, а ежик наш проголодался, давайте его покормим. Пойдемте к столику, и посмотрим, что на нем лежит.

Воспитатель с детьми подходит к столику, там разложены разрезные картинки фруктов и ягод. (яблоко, груша, малина, черника, желудь, орех).

Воспитатель: Ребята, давайте соберем картинки, посмотрим какие фрукты, ягоды, орехи у нас получатся, и покормим нашего ежика.

(Дети собирают картинку, после выполнения задания, воспитатель уточняет у детей, что за фрукт, ягода или орех у нас получилось, на какую геометрическую фигуру он похож и его цвет).

Воспитатель: Давайте, ребята, вернемся на стульчики и вспомним, что мы с вами сегодня делали.

Итог:

— Скажите, ребята, кто у нас сегодня был?

— Кому мы помогали?

— Что мы помогли сделать ежику?

— Какие геометрические фигуры мы вспомнили?

Воспитатель: Ну что, ребята, мы сейчас хорошо поиграли, помогли ежику. А сейчас, давайте попрощаемся с гостями и покажем ежику нашу группу.

Дружно хлопнули в ладоши. (Все хлопают в ладоши)
Вместе топнули ногой. (Все топают ногой)
Посмотрели, улыбнулись. (Смотрят друг на друга и улыбаются)
До свидания всем сказали. (Все машут).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Потапово-Тумбарлинский детский сад» Бавлинского муниципального района Республики Татарстан.

Методическая разработка

«Сенсорное развитие детей раннего возраста

посредством дидактических игр»

Подготовила: Савельева Е. Н.

Воспитатель I квалификационной категории

Современные педагогические технологии……………………………. 15

Мастер-класс для родителей «Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Конспект совместного практического занятия с участием родителей и детей «Мастерство детских рук»

Интегративное занятие по Ф.Э.М.П. и сенсорному развитию «Заячья семейка»

Дидактические игры по формирование сенсорного эталона – форма «Большой, поменьше, маленький»

Пояснительная записка

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

В методической разработке представлены игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, которые помогут укрепить руки малышей, развивать дифференцированные движения пальцев рук.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду, под редакцией М. А. Васильевой. Разработана с учётом закономерностей формирования восприятия в дошкольном возрасте и механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в разработку включены образцы сенсорных эталонов разных свойств (формы, цвета, величины и др.), которые ребёнок может освоить в игровых занятиях.

-обогащать сенсорный опыт детей в ходе предметно-игровой деятельности;

-развивать умение группировать и сравнивать предметы в соответствии с образцом;

-формировать представление о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);

-развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

-приобщать родителей к созданию развивающей среды, повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию детей.

Условия реализации: детские дошкольные учреждения.

Применение: о.о.д., дидактические игры, рассматривание, дидактические пособия. Практический – показ способов и действий с предметами, эксперимент.

Способы взаимодействия: дети, воспитатели, родители.

Краткая характеристика содержания: методическая разработка направлена на то, чтобы научить детей точно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения.

Результативность использования данной методической разработки.

Принцип построения методической разработки:

Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей будет успешным, если:

-будет подобран комплекс дидактических игр;

-созданы условия для эффективного использования дидактических игр по формированию представлений о сенсорных эталонах.

Ожидаемый результат:

-дети различают и называют основные цвета;

-различают и называют геометрические фигуры и тела (шар, круг, квадрат, прямоугольник);

-используют сенсорные эталоны (лимон жёлтый как солнышко, огурец зелёный как травка);

-начинают на ощупь различать качество предметов и их называть;

-умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.

В умственном развитии детей младшего дошкольного возраста большое значение имеет сенсорное воспитание. Известно, что познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятия, что помогает младшим дошкольникам разносторонне познавать предметы, их свойства и качества. Вопросами сенсорного воспитания занимались известные отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как: Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, И. П. Сакулина, Н. М. Щелованов, Ф. Фребель, М. Монтессори. Они считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное развитие (от лат. sensus – чувство, ощущение) предполагает формирование у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и развиваются все виды восприятия. Тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности. Сенсорное воспитание создаёт необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения.Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического и других видов ощущений и восприятий.

Теория и практика дошкольного обучения и воспитания, начиная с самых своих истоков, уделяла сенсорному воспитанию существенное внимание, а зачастую выделяла его в качестве центрального момента педагогического процесса.

Уже в первой дошкольной дидактической системе, созданной Ф. Фребелем, современные психологические исследования показывают, что ребёнку с самого раннего детства доступно всё богатство разнообразных цветов и оттенков. Работая с детьми младшего дошкольного возраста на протяжении шести лет, пришла к выводу, что ознакомление с цветом вызывает у малышей некоторые затруднения. Это доказывают и данные педагогической диагностики, которая проводилась мною с целью выявления у детей умения различать и показывать основные цвета спектра, правильно называть их, группировать предметы по цвету.

Сравнивая задачи по сенсорному воспитанию разных дошкольных образовательных программ («Детство», «Радуга», «Гармония развития», «Кроха» и др.) я поняла, что больше внимания уделяется развитию у детей представлений о форме и величине, а представления о цвете развиваются в рамках основных цветов. Поэтому считаю, что данная методическая разработка актуальна и необходима.

Методическая разработка направлена на развитие у детей младшего дошкольного возраста цветовосприятия и накопления сенсорного опыта через ознакомление с предметами окружающего мира, выделяя цвет как основной внешний признак предмета.

Методическая разработка составлена на основе основной общеобразовательной программы детского сада, в соответствии с программой воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Цели и задачи:

Цель: обогащение сенсорного опыта детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с основными цветами спектра.

— познакомить детей с основными цветами спектра, включая контрастные цвета чёрный и белый;

— формировать умение выделять цвет и группировать предметы по цвету;

— закреплять названия цветов в активной речи детей.

— развивать цветовое восприятие детей;

— развивать у детей зрительную память;

— развивать у детей ориентировочные навыки на цвет.

— воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на цвет;

— воспитывать интерес детей к познанию цвета в окружающей действительности;

— воспитывать у детей желание выполнять игровые действия на закрепление цвета.

Сенсорика для малышей

moirebenok.ua

Как мы получаем информацию об окружающем нас мире? Мы смотрим, слушаем, пробуем на вкус, осязаем, то есть задействуем три канала восприятия – слуховой, зрительный и чувственный. Благодаря нашим пяти органам чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус) мы составляем картину мира, где живем. Это и называется сенсорика, то есть восприятие, ощущение ( в переводе с латыни).

Сенсорное развитие начинается с самого рождения, когда малыш постепенно узнает свойства предметов вокруг него. Самый благоприятный и одновременно самый важный возраст для развития сенсорных ощущений – дошкольный, от 0 до 6 лет. Так или иначе, ребенок даже без участия взрослого получит сенсорное развитие, но вряд ли оно будет полным и систематичным. Поэтому современные педагоги и психологи рекомендуют систематично заниматься с ребенком сенсорным воспитанием.

Почему это так важно?

Некоторые родители думают, что сенсорика – это в основном про развитие тактильных ощущений или обращают внимание только на одну ее сторону, например, учат, как называются цвета и геометрические формы. На самом деле, все намного глубже. С сенсорного развития ребенка начинается его познание мира, от которого будет зависеть, как ребенок запоминает, мыслит и творит. Поэтому важно не то, запомнит ли ребенок названия цветов, а сможет ли он их определить, найти оттенки, т.е. сумеет ли применять свои знания в самых различных ситуациях.

Сенсорное развитие ребенка дает основу для:

  • интеллектуального развития, а это значит и успешное обучение, и готовность к школе;
  • развития всех видов памяти;
  • логического мышления;
  • формирования усидчивости, так как требует концентрации внимания и наблюдательности;
  • успешной творческой деятельности и развития воображения.

В возрасте до трех лет ребенок активно познает мир, знакомится с предметами и их формами, поэтому задача взрослых на этом этапе – предоставить возможность этот мир исследовать самыми разными способами и обеспечить разнообразие и новые впечатления. Психолог Л. А. Венгер пишет о важности сенсорных ощущений для детей до года: “Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания вообще. Обеспечивая приток все новых впечатлений, оно становится необходимым не только для развития деятельности органов чувств, но и для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что в условиях ограниченности притока впечатлений младенцы испытывают “сенсорный голод”, ведущий к значительным задержкам общего развития”.

Венгер Л. А. выделяет следующие задачи для сенсорного воспитания в зависимости от возраста ребенка:

  1. Дети до года. Обеспечить ребенка разными сенсорными впечатлениями. Например, давать ему предметы разных форм, цветов, величины, текстуры, подбирать подходящие возрасту развивающие игрушки.
  2. Дети от 2 до 3 лет. Необходимо научить их выделять цвет, форму, величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
  3. Дети с 4 лет. Основное внимание уделяется формированию у детей представления о сенсорных эталонах. Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов (например, эталон цвета – семь цветов спектра и их оттенки, эталон формы – геометрические фигуры). Постепенно учить группировать по форме и цвету, развивать аналитическое восприятие (умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины).

Сенсорное развитие детей – это прежде всего игра. Ребенок обычно с удовольствием играет в сенсорные игры, видов и вариантов которых очень много. Это игры как с развивающими пособиями, так и с подручными материалами, поэтому многие мамы и воспитатели сами придумывают и изготавливают такие пособия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector