Сенситивные периоды развития

Сензитивные или чувствительные периоды в жизни ребёнка, в течение которых определенные переживания или условия могут оказывать влияние на долгосрочные результаты развития, уже более века являются предметом исследования специалистов в области психологии развития.

Сенситивные периоды развития
Термин «чувствительный период» относится к представлению о том, что воздействие внешних стимулов на развивающийся организм сильнее в определенные периоды его развития.

Сензитивные периоды представляют собой фазы развития, в которых, как подтверждают многочисленные научные исследования, дети проявляют особую способность развивать определенные навыки, функции тела или ум. Это особое время в жизни ребёнка, когда он чрезвычайно заинтересован в определенной деятельности и пытается любой ценой утолить свой когнитивный голод. Он легко и быстро учится, а удовольствие, которое он получает от своих действий, оказывает решающее влияние на процесс долговременной памяти и эффективное развитие мозга.

Категории сензитивных периодов

Согласно теории итальянского врача и педагога М. Монтессори, на определенных этапах ребенок естественным образом проявляет интерес к определенной проблеме или приобретает определенный навык и с удивительной решительностью интуитивно выполняет десятки действий, которые приводят к его достижению. Тогда чувства ребенка обостряются, возникает сильная потребность экспериментировать и получать знания собственными действиями.

В течение первых шести лет жизни ребёнок проходит через пять основных категорий чувствительных периодов, включая:

  • порядок;
  • языковое развитие;
  • сенсорные навыки;
  • движения;
  • социальные навыки.

Каждый из них длится ровно столько, сколько необходимо ребенку для завершения определенного этапа развития, и исчезают, когда цель достигнута.

Характеристики сензитивных периодов

Основные характеристики чувствительных периодов включают в себя:

  • подражание;
  • интенсивную концентрацию;
  • компульсивное поведение.

Чувствительные периоды проявляются двояко – положительно или отрицательно. Негативные проявления возникают, когда окружающая среда не соответствует потребностям чувствительности.

Как распознать сензитивные периоды?

Распознать чувствительные периоды в развитии вашего ребенка совсем несложно. Вы когда-нибудь замечали, что ваш ребенок повторяет одну и ту же песню или историю в сотый раз? Это классические симптомы повышенной восприимчивости у вашего малыша. Чувствительные периоды наиболее очевидны на первом уровне развития, обычно от рождения до шести лет.

Они начинаются постепенно и достигают своего пика в течение нескольких месяцев. Исследователи подтверждают, что это периоды, когда обучение дается детям с легкостью, при условии, что взрослые позволят им получить действительно необходимый им опыт.

Как поддержать ребёнка?

В критические периоды ребенок быстро, продуктивно и легко учится, проявляя активность. Однако окно неописуемых возможностей открывается только на определенный период времени. Если его вовремя не замечают взрослые и не оказывают поддержку, оно закрывается навсегда. Тогда ребенок теряет возможность приобрести первые навыки в данной области. Конечно, это не значит, что он никогда их не получит, но обучение потребует больше внимания, времени и усилий, потому что не будет результатом естественных потребностей и спонтанности ребенка.

Задача родителей состоит в следующем:

  • признать чувствительный период и понять потребности ребенка;
  • отвечать энтузиазмом на энтузиазм;
  • не торопить события;
  • не сбавлять обороты;
  • не мешать;
  • позволить ребёнку быть независимым;
  • безоговорочно любить и принимать.

А также необходимо помогать ребенку развивать когнитивные способности. Это можно делать с помощью тренажеров Викиум.

Сенситивные периоды развития

Красивое слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге. Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке. В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки. Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной. Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями. Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

  • Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) — период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.

Сензитивный период — период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи — от полутора до 3-х лет.

Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития:

* Сензитивный период развития речи (0-6 лет)

* Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года)

* Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет)

* Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет)

* Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года)

* Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет)

Связанные понятия

С точным определением границ периодов развития классической музыки связаны определённые трудности. Во-первых, периоды начинались и заканчивались в разных странах в разное время. Во-вторых, произведения в стиле определённого периода сочинялись и тогда, когда этот стиль уже не был популярен, уже стал историей. В-третьих, сами стилевые приёмы, техники исполнения и сочинения музыки часто характерны для нескольких периодов. К примеру, композиторские техники, применяемые в произведениях периода позднего.

Основная статья: Гарольд Адамс Иннис Гарольд Адамс Иннис (5 ноября 1894 — 8 ноября 1952) — профессор политической экономии Торонтского университета, автор трудов по экономической истории Канады, а также ряда работ по исторической роли средств коммуникации в развитии цивилизаций.

Сенситивные периоды развития

Развитию малыша присущи определенные периоды, в которые он наиболее восприимчив к эмоциональному реагированию, виду деятельности и поведению. Когда и как?

Развитию малыша присущи определенные периоды, в которые он наиболее восприимчив к эмоциональному реагированию, виду деятельности и поведению. Это обусловлено тем, что в какой-то возрастной отрезок времени у ребенка развивается определенный участок мозга и, следовательно, именно в это время нужно создать вокруг ребенка такую среду, чтобы она способствовала развитию навыков, связанных с этим участком. Эти периоды универсальны, не зависят от национальности, темпов развития, политических и культурных различий.

Сенситивные периоды развития0 — 5,5 — лет период сенсорного развития

Утончения восприятия, органов чувств. Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Но предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов, умения использовать их при восприятии объектов окружающей действительности. Предоставив ребенку, возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, мы способствуем развитию его разума. Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни.

0 — 6 лет — период развития речи

На первом году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка. На втором году лавинообразно нарастает словарь ребенка, речь перестает быть ситуативной, происходит соединение отдельных слов в простые фразы, согласование слов, усваиваются многие грамматические нормы.

2,5 – 3 года – наивысшая точка!

Ребенок говорит многословными фразами, использует соединительные союзы и местоимения. Часто говорит сам с собой, чувствует, что нуждается в языке. К этому возрасту речь становится средством общения и средством управления поведением. Позже ребенок интересуется письмом и чтением.

Границы сензитивных периодов не являются точными, у каждого ребенка они могут быть сдвинуты в ту или иную сторону на несколько месяцев

1 — 4,5 — лет период освоения движений и действий

Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития. На первом году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать. Центральным пунктом этого периода является момент первого шага, то есть начало «прямохождения» человека. На втором году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения руки. Действия становятся целенаправленными, движения совершенствуются, координируются, выстраиваются в алгоритмы. К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.

Сенситивные периоды развития1,5 — 3 лет — период восприятия порядка. 2 — 2,5 года – наивысшая точка.

Ребенок требует порядка, постоянства в окружающей среде, спонтанно ставит на место предметы, с которыми общался, с необыкновенной тщательностью, почти ритуально, выполняет различные действия, для него важна последовательность событий и стабильность в его отношениях с другими людьми (так проявляется потребность в безопасности).
Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно — независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих способностей.

1,8-3,5 лет — период интереса к мелким предметам

Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Он познает дробность мира, проживает механизмы анализа и синтеза.

2-6 лет — период социальной адаптации

В этом возрасте ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения с взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения, обиходную речь, ярко проявляет свой характер. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры.

Сензитивный период — это время особой восприимчивости ребёнка к той или иной деятельности. Если ребенок не овладевает определенным видом знаний и умений в этот период, он уже не сможет так легко и быстро обучиться ему в будущем. В возрасте от рождения до 6-ти лет Мария Монтессори в процессе наблюдения за детьми выделила шесть таких периодов.

Сенситивные периоды развития

Сенситивные периоды развития

Шесть сензитивных периодов развития ребенка

Период развития речи ребенка (от рождения до 6 лет)

Процесс усвоения родного языка начинается еще во время внутриутробного развития плода — ребенок отличает голос матери от других звуков, улавливает интонации, настроение речи. В это время наиболее ярко раскрывается принцип «впитывающего разума» у детей. Находясь в постоянном взаимодействии с языковой средой, ребенок к трем месяцам может отличать родную речь от иностранного языка, к году у него формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный.

Период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет)

После рождения ребенок сталкивается с резким изменением окружающей среды, которую ему предстоит освоить. Несмотря на то, что он обладает всеми чувствами, умение анализировать и утончать их — процесс длительный и интересный. Очень важно в этот период дать натрогаться, напробоваться, насмотреться и наслушаться — это залог гармоничного развития всех отделов головного мозга.

Период освоения движений и действий (от 1 до 4 лет)

Владение собственным телом — один из важнейших факторов развития личности в целом и отдельных способностей. Очень важно дать ребенку возможность овладевать своим телом, чувствовать его границы, центр тяжести, пробовать различные виды движения. Часто родители отдают предпочтение развитию только мелкой моторики, однако стоит отметить тот факт, что умение ходить по линии, забираться и спускаться с лестницы, прыгать, подкидывать мяч ничуть не меньше влияют на интеллектуальное и психическое развитие.

Период интереса к мелким предметам (от 1,5 до 4,5 лет)

С двух лет ребенок начинает остро видеть соринки на полу, крошки на столе, божью коровку на травинке (у которой к тому же обнаруживаются пятнышки и лапки). Он стремится овладеть этим «маленьким» миром, в процессе тренируя мелкую моторику, утончая движения руки, тем самым он подготавливает свой мозг к письму, чтению, развитию речи.

Период восприятия порядка (от рождения до 3 лет)

Чтобы понять, насколько важен порядок для ребенка мы можем представить себя в ситуации невесомости, когда непонятно где пол, где потолок, как взаимодействовать с предметами. Порядок для малыша — это ощущение безопасности, стабильности, владения ситуацией. Порядок в окружающей среде — ребенку важно, чтобы вещи находились на своих местах, потому что это дает уверенность в том, что он найдет то, что ему нужно. В этот сензитивный период очень легко научить ребенка поддерживать чистоту и порядок в комнате, на рабочем месте. Самое главное в этом процессе — самим поддерживать его. Порядок во времени — понимание времени формируется значительно позднее, при этом малыш нуждается во временных якорях и последовательностях (искупались-сказка-сон, проснулся-зарядка-завтрак и т.д.), которые дают ощущение безопасности и формируют доверие к миру. Порядок в отношениях — здесь речь идет об одинаковых реакциях разных взрослых, а проще говоря, единстве правил общения с ребенком. Если мама говорит, что нельзя сладкое перед едой, то такой же точки зрения придерживается и папа, и бабушка.

Период развития социальных навыков (от 2,5 до 6 лет)

Пройдя через кризисы первого года жизни, ребенок получает определенную независимость от взрослого и начинает выстраивать различные поведенческие модели.

Формирование собственного Я идет через взаимоотношения с другими людьми и теми реакциями, которые они возвращают ребенку. При этом важно понимать, что принцип впитывающего разума работает и здесь.

И сколько бы не говорили взрослые, что «нужно делиться, здороваться, и что обманывать плохо», пока они сами в своей повседневной жизни не проявляют щедрости, молча заходят в лифт с соседями и просят сказать, что их нет дома звонящим по телефону — усилия их будут тщетны, просто слова бесполезны.

Возраст прохождения и интенсивность того или иного периода зависят от конкретного ребенка и его личных особенностей. Знание о существовании сензитивных периодов и их основных особенностях являются необходимыми для того, чтобы создать вокруг ребенка максимально эффективную среду для развития в соответствии с его потребностями.

Методика Монтессори в Харькове

Одной из задач в деятельности Марии Монтессори была задача определить сенситивные периоды развития ребёнка. Сенситивными называют периоды, во время которых восприимчивость детей к определённым способам и видам деятельности носит особый характер. Под способами понимается эмоциональное реагирование; индивидуальное развитие каждой черты характера, в основе которой находится внутренний импульс. Смысл сенситивных периодов заключается в том, чтобы дети имели принципиальные возможности внутренних необходимых ему знаний, умений, способов поведения и т. п.

Мария Монтессори наблюдала такие фазы развития у маленьких детей. Она утверждала, что благодаря такой восприимчивости каждый ребёнок имеет возможность создать индивидуальную интенсивную взаимосвязь между внешним миром и собой. И тогда всё для ребёнка становится легко. Все его усилия приобретают удвоенную силу. После ослабевания одного из этих духовных пристрастий, воспламеняется другой огонёк. Таким образом ребёнок продвигается к новой победе, окружённый мощным потоком жизненной силы, которая неведома взрослым, под названием»радость и счастье детства».

Конечно, можно достичь результатов в развитии малыша, не делая акцент на сенситивные периоды развития ребёнка, но тогда взрослый должен приложить к этому максимум усилий воли, своего напряжения и труда. А в моменты сенситивного развития происходит спонтанное инициирование учебного процесса, то есть сама окружающая действительность даёт возможность созидательному потенциалу ребёнка и способствует приобретению им жизненного опыта.

Мария Монтессори дала такую классификацию сенситивных фаз. Наибольшая их часть была известна и ранее. Но открытие Монтессори заключалось в определении порядка сенситивных фаз.

Сенситивные периоды развития ребёнка:

Период развития речи (с рождения до 6 лет).

Период восприятия порядка (с рождения до 3 лет).

Период сенсорного развития (с рождения до 5, 5 лет).

Период восприятия маленьких предметов (1, 5 — 5, 5 лет).

Период развития движений и действий (1 — 4 года).

Период развития социальных навыков (2, 5 — 6 лет).

Самый активный период развития от 2 до 2, 5 лет. Ребёнок нуждается во внешнем порядке в окружающей его действительности, подобно ритуалу, он ставит все предметы на место. В этот возрастной период внутренний и внешний ритм влияет на жизнь ребёнка. Как же определить в обыденной жизни, что малыш переживает сенситивную фазу порядка?

За обеденным столом все члены семьи имеют своё излюбленное место. Мама всегда сидит рядом с малышом, бабушка поближе к плите, а папа занимает место у окна. Но сегодня почему — то бабушка села рядом с малышом, дедушка сел на папино место, а мама никак не может отойти от плиты. Ребёнок беспокоен, он капризничает, отказывается от еды. Реакция членов семьи соответствующая. Все в напряжении. Но всё вдруг проходит, когда члены семьи располагаются по своим местам. Для ребёнка внешний порядок приравнивается к внутреннему, поэтому очень важно уделять большое внимание обустройству пространства детского окружения. Всё должно быть рационально, красиво, аккуратно обустроено. Порядок должен царить в комнате с того момента, как только малыш открывает свои глаза после пробуждения.

В своей методике Мария Монтессори для каждого сенситивного периода предусмотрела серию упражнений, благодаря которым в условиях свободного выбора и сформированности умения выбирать, ребёнок распознаёт и удовлетворяет свои потребности, которые определяют его актуальное развитие и намечают перспективы дальнейшей работы.

Сенситивные периоды развития

Мария Монтессори «Дети — другие»

Сенситивные периоды развития

Математические материалы Монтессори

Сенситивные периоды развития

Сенсорные упражнения на основе метода Монтессори

Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других — к другим.

Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания.

Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать.

Старший школьный возраст сензитивен к освоению своего внутреннего мира. Старшим школьникам свойственна не всегда замечаемая, огромная внутренняя работа: поиски перспективы жизненного пути, развитие чувства ответственности и стремление управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.

Важно различать тесно связанные между собой, но не тождественные виды детского развития: функциональное, прямо зависящее от овладения ребенком отдельными знаниями и способами действий, и собственно возрастное развитие, которое характеризуется новым психофизиологическим уровнем, новым планом отражения действительности, новыми видами деятельности.

Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.

С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.

Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить времени, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент — задача и родителей школьника, и его учителей.

  • В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 6

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СЕНЗИТИ́ВНЫЙ ПЕРИ́ОД (от лат. – sen­sus – чувство), пе­ри­од наи­боль­шей чув­ст­ви­тель­но­сти ор­га­низ­ма к вос­при­ятию по­зи­тив­ных или не­га­тив­ных для его раз­ви­тия внеш­них воз­дей­ст­вий. По­ня­тие впер­вые вве­де­но Х. Де Фри­зом . Вслед за ним М. Мон­тес­со­ри вы­де­ли­ла в ка­че­ст­ве С. п. важ­ные пе­рио­ды дет­ско­го раз­ви­тия, в те­че­ние ко­то­рых ре­бё­нок осо­бен­но чув­ст­ви­те­лен к оп­ре­де­лён­ным ви­дам раз­дра­жи­те­лей или взаи­мо­дей­ст­вий и мо­жет очень лег­ко при­об­ре­тать оп­ре­де­лён­ные спо­соб­но­сти (речь, раз­ли­че­ние сен­сор­ных сти­му­лов, мо­де­ли­ро­ва­ние ок­ру­жаю­щей сре­ды и т. п.). По­сле то­го, как «чув­ст­ви­тель­ный пе­ри­од» для кон­крет­ной спо­соб­но­сти про­шёл, ус­вое­ние её по­тре­бу­ет от ре­бён­ка го­раз­до бо́ль­ших уси­лий. Со­глас­но Мон­тес­со­ри, С. п. свой­ст­вен­ны всем де­тям в лю­бой стра­не, и в то же вре­мя они ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ро­ва­ны, т. к. у ка­ж­до­го ре­бён­ка свой темп раз­ви­тия.

    Сенситивные периоды развития

    Современные родители стараются развивать своего малыша буквально с пеленок, но, оказывается, для развития того или иного навыка есть определенное время. Что такое сенситивные периоды развития и для чего они нужны?

    Сенситивный (сензитивный) период — это отрезок времени, наиболее благоприятный для развития у ребенка того или иного навыка, умения или психологического качества. В психологию понятие ввел Лев Семенович Выготский, но более подробно суть этого явления изложила итальянский психолог Мария Монтессори. Итак, для развития определенной способности малыша есть правильное время, для каждого ребенка оно может быть индивидуально, так как эти периоды не имеют четких границ и наслаиваются один на другой, у какого-то малыша заканчиваются резко, а у другого — продолжаются длительное время. Какие же сенситивные периоды развития существуют?

    Сенситивные периоды развития

    Сенситивный период развития речи: от 0 до 6 лет

    • 0-4 месяца — ребенок реагирует на речь, обращенную к нему, поворачивает голову в сторону звука, сам начинает издавать звуки.
    • 1-1,5 года — ребенок прислушивается к вашему разговору, начинает произносить первые слова.
    • 2-2,5 года — в речи нарастает словарный запас, ребенок словами и эмоциями способен выражать свои требования и желания.
    • 2,5-3 года — ребенок проговаривает свои мысли и действия.
    • 3,5-4 года — ребенок может осознанно употреблять речь.
    • 4-4,5 года — в этом возрасте ребенок с помощью речи и коммуникации может решить свои проблемы самостоятельно.
    • 5 лет — появляется интерес к буквам, ребенок может неожиданно начать писать, идеально время для того, чтобы начать читать.

    Сенситивные периоды развития

    Сенситивный период восприятия порядка: от 0 до 3 лет. Для ребенка порядок — это часть его жизни, причем порядок во всем: во времени, в отношениях, в среде, в которой он находится. Вот почему для малыша так важно в первый год жизни установить четкий режим , так как определенная последовательность действий — режим — дает ребенку чувство защищ енности и уверенности, помогает идентифицировать себя в этом мире.

    Ребенок понимает и знает, что после завтрака нужно идти на прогулку, что игрушки лежат в коробке около кроватки, на кухне посуда, а в шкафу его одежда. Любое изменение привычной для ребенка обстановки или режима ведет к его негодованию, потому что нарушается привычный порядок.

    Именно поэтому психологи рекомендуют в период от 0 до 3 лет не менять кардинально место жительства, внешность (да, если мама обстригла волосы — это тоже нарушение привычного порядка).

    Кроме того, порядок должен быть и в общении с ребенком, все запреты и воспитательные моменты строго согласованны между родителями и последовательны. К примеру, если малышу что-то нельзя, то это нельзя всегда, независимо от ситуации или условий. От того, в какой среде будет жить ребенок до 3 лет, зависит какой и будет его последующая жизнь.

    Сенситивные периоды развития

    Сенситивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет. Сенсорное развитие — это основа для мышления, богатого словарного запаса, математического восприятия. Познание мира на ощупь развивает зрительное, чувственное и особенно тактильное восприятие окружающего, поэтому так важно с раннего возраста знакомить ребенка с материалами разных текстур, форм и цветов.

    Сенситивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет. Речь живет на кончиках пальцев, поэтому нужно поощрять интерес ребенка к мелким предметам. А малыша после года так и тянет к пуговицам, крошкам, зернышкам каши и мелким деталькам. Предоставьте ребенку возможность под вашим присмотром нанизывать бусы на нитку, собирать части пазла или конструктора, перебирать крупу, лепить из теста. Поощряйте любой вид деятельности, который стимулирует развитие чувствительности кончиков пальцев и мелкой моторики.

    Сенситивные периоды развития

    Сенситивный период движений и действий: от 1 до 4 лет. У ребенка умственное развитие идет параллельно с физическим, поэтому нельзя запрещать ребенку двигаться, так как это скажется на развитии его мозга. Задача родителей — обеспечить максимальную безопасность ребенку и дать волю его движениям, а это благотворно скажется как на его здоровье, так и на интеллекте.

    Сенситивный период развития самостоятельности: от 0 до 5 лет. Постепенно ребенок учится всему новому и к году уже умеет пить из чашки, к двум — самостоятельно есть, а к трем — одеваться. Не пропустите стремление к самостоятельности своего малыша, не стремитесь все сделать за него, будьте терпеливее. Если постоянно пресекать инициативу ребенка и лишать его самостоятельности, то он вырастет несамостоятельной личностью, которая всегда будет нуждаться в вашей помощи и опеке, но уже в более серьезных вопросах, чем застегивание пуговиц.

    Сенситивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет. Это возраст идеально подходит, чтобы обучить малыша правилам коммуникации со взрослыми, коммуникативным навыкам общения со сверстниками, умению договариваться, просить, меняться, уметь подождать и потерпеть. Поэтому не ограничивайте круг общения ребенка только семьей, если он не ходит в сад, то постарайтесь обеспечить ему общение с детьми другим способом: детские площадки, спортивные секции, развивающие занятия.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector