Роль обучения в психическом развитии ребенка

Развитие – это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Обучение по теории развития Л.С. Выготского понимается более широко: как общение, как сотрудничество ребенка и взрослого, в ходе которого взрослый помогает открыть ребенку предметы и способы их употребления. Обучение есть планомерная организация развития ребенка. Обучение — движущая сила развития, побуждает к развитию те процессы, которые без него невозможны. Основная роль обучения — создание возможности овладения собственным поведением.

Л.С. Выготский выделил в этой теории две основные черты. Первая — это признание взаимосвязи обучения и развития, раскрытие которой позволяет найти стимулирующее влияние обучения и то, как определенный уровень развития способствует реализации того или иного обучения.

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским: один проявляется в его самостоятельной деятельности (актуальный уровень развития), другой — в сотрудничестве с другими людьми (зона ближайшего развития).

«Уровень актуального развития» — уровень подготовки ученика, в рамках которого он может выполнить задания самостоятельно;

Зона ближайшего развития» — ученик не может самостоятельно выполнить задание, но это становится возможным под руководством и с помощью взрослого, т.е. то, что учение сегодня делает с помощью взрослого, уже завтра сможет делать это самостоятельно.

Зона ближайшего развития — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Сенситивный период развития – это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания.

В процессе обучения важно учитывать сенситивные периоды в развитии психики ребенка – это присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Обучение, преждевременное или запаздывающее по отношению к сенситивному периоду может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Концепция Л.С. Выготского о роли обучения. Понятие зоны ближайшего развития — расстояния между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определенного с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Психология подростков.

Рубрика Психология
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 21.11.2012
Размер файла 25,2 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Он писал: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» . Современная психология и педагогика подробно описали факт наличия у младших подростков большого количества интересов, сменяющих друг друга в течение короткого времени. Подросток как бы пробует себя в разных видах деятельности. Этот факт обусловлен процессом поиска самого себя и, как следствие, попытки понять, определить ту деятельность, которая ему нравится и к которой он предназначен. Постепенно, пробуя и ошибаясь, подросток, переходя в юношеский возраст, таким интуитивным методом находит свое Дело, свое предназначение. Что, одна ко, случается очень редко.
Вместе с этим Л.С. Выготский выделил несколько групп из всех интересов подростков, которые он назвал доминантами. Это «эгоцентрическая доминанта» (интерес подростка к своему внутреннему миру, к своей личности); «доминанта дали» (установка подростка на далекие временные планы, вплоть до протяжения всей жизни в ущерб ближним целям, сегодняшним. Он знает, чем будет заниматься через 10, 20, 30 лет. Но не знает, что будет делать завтра); «доминанта усилия» (стремление подростка к сопротивлению, преодолению, напряжению воли, отстаиванию своего суверенитета, что часто проявляется в упрямстве, хулиганстве, протесте, борьбе против воспитательных мер взрослых); «доминанта романтики» (интерес к опасности, приключениям, ри ску, азарту, запрещенному).
Особое внимание Л.С. Выготский обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления — овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. По словам Л.С. Выготского, функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя — вот что приносит с собой мышление в понятиях» , — писал он.
Согласно
Л.С. Выготскому, существенные изменения происходят в этом возрасте и в развитии воображения. Под влиянием абстрактного мышления воображение «уходит в сферу фантазий». Говоря о фантазии подростка, Л.С. Выготский отмечал, что «она обращается у него в интимную сферу, которая скрывается обычно от людей, которая становится исключительно субъективной формой мышления, мышления исключительно для себя». Подросток прячет свои фантазии «как сокровеннейшую тайну и охотнее признается в своих проступках, чем обнаруживает свои фантазии»
Л.С. Выготский отмечал также еще два новообразования этого возраста развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка, писал он, не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, как никакая другая сторона душевной жизни, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.

Конспект лекций

2. Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие / В.И. Загвязинский, И. Н. Емельянова. — М.: Высш. шк., 2008.

3. «Детская психология»- учебник для вузов.

4. Хрестоматия по детской психологии / Под ред. Г.В. Бурменской. М., 1996.

5. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ. — М.: Просвещение, 1980

Одной из важнейших проблем педагогической психологии является проблема соотношения обучения и психического развития. Рассматриваемая проблема является производной от общенаучной проблемы — проблемы соотношения биологического и социального

в человеке или как проблемы генотипической и средовой обусловленности психики и поведения человека.

Как считает современная наука, напрямую воздействовать через обучение и воспитание на генетический аппарат практически невозможно и, следовательно, то, что дано генетически, перевоспитанию не подлежит. С другой стороны, обучение и воспитание сами по себе обладают огромными возможностями в плане психического развития индивида, даже если они не затрагивают собственно генотипа и не воздействуют на органические процессы. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки.

Традиционная проблема соотношения обучения и развития, прежде всего познавательного, в настоящее время трансформировалась в проблему соотношения обучения и развития личности, задав новые ракурсы реформирования системы образования. Смещение смысловых акцентов в этой проблеме объясняется рядом причин.

Первая состоит в том, что образование в демократическом обществе не может быть направлено лишь на формирование знаний и умений.

Вторая причина связана с процессами развития науки, обогащения и увеличения объема знаний, за которыми образовательные учреждения не успевают, поскольку нельзя постоянно увеличивать сроки общего и профессионального обучения.

Третья причина обусловлена тем, что длительное время учет возрастных особенностей детей считался приоритетным и неизменным принципом обучения. Если это было действительно так, то никакое обучение не в состоянии было бы преодолеть ограниченные природой возможности того или иного возраста.

· Четвертая причина связана:

o с признанием приоритета принципа развивающего образования;

o развитием теории личности, позволяющей более полно представить процессы личностных преобразований на различных этапах онтогенеза (В.Д. Шадриковым введено понятие «онтогенез личности»);

o осмыслением факторов, обуловливающих личностный рост и личностные изменения;

o созданием концепции развивающего обучения (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).

Проблема соотношения обучения и развития. Впервые эта проблема была рассмотрена в трудах Выготского, он обосновал ведущую роль обучения в развитии, отметив что обучение должно идти впереди развития, быть источником нового развития.

Учение, обучение непосредственно влияет на развитие, а уже достигнутый уровень развития, в свою очередь, существенно меняет протекание процессов учения.

Основные подходы к решению проблемы соотношения обучения и развития:

1. между обучением и развитием отсутствует связь(Ж.Пиаже) Эта независимость выражается, в частности, в том, что мышление ребенка проходит через известные стадии, независимо от того, обучается он или не обучается никакого влияния.;

2. обучение и развитие — тождественные процессы (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие.

3. между обучением и развитием существует тесная связь (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение.

Зона ближайшего развития — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

ЗБР может быть выявлена и при изучении личности ребёнка, а не только его познавательных процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, которые происходят в результате направленных воспитательных воздействий. Оптимальные условия для выявления ЗБР личности создаёт интеграция её в коллективе .

Одно из ведущих понятий возрастной психологии – развитие. Развитие определяется как основная психологическая категория, представляющая собой процесс изменения, который протекает во времени и включает разные преобразования в психических процессах и поведении человека.

Развитие человека идет в трех областях: физической(изменения и преобразования внешней и внутренней физиологической и моторной сферы), когнитивной (изменения и преобразования психической сферы), психосоциальной (изменения и преобразования личностных сфер и системы социальных отношений). Они между собой взаимосвязаны, на различных возрастных этапах взаимодополняют друг друга и являются показателями нормального или отклоняющегося развития.

Обучение – процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни, труду, в процессе которого реализуются задачи образования и воспитания.

Процесс обучения – это широкое взаимодействие между обучающим и обучающимися, способ осуществления педагогического процесса с целью развития личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности;

— это процесс стимулирования и управления внешней и внутренней активностью ученика, в результате которой происходит освоение человеческого опыта.

Развитие применительно к обучению имеет 2 категории явлений:

биологическое (созревание мозга и его структур) и психическое(умственное развитие и его динамика.)

Умственное развитие зависит от биологического созревание мозговых структур, что необходимо учитывать в ходе осуществления педагогического процесса.

Органическое созревание мозговых структур зависит от среды, обучения и воспитания. Умственное развитие происходит в единстве с биологическим созреванием мозга.

Обучение должно соответствовать возрастным этапам, которые проходит в своем умственном развитии ребенок. Нельзя обучать 3-х летнего ребенка математике – и точно также поздно обучать его математике в 13 лет, существует для этого оптимальный (сензитивный) период – в возрасте 6 — 8 лет.

В психолого-педагогической науке сложились три точки зрения на соотношение обучения и развития.

1.Согласно первой точке зрения, высказанной известным швейцарским психологом Ж. Пиаже и развиваемой его школой, отрицается связь между обучением и развитием ребенка. Относительность независимости этих процессов состоит в том, что для того, чтобы обучение стало возможным, развитие должно подготовить для этого соответствующую основу. Обучение в этом случае «идет в хвосте развития», оно как бы надстраивается над созреванием.

Р — О(Развитие предшествует обучению)

2.Согласно второй точке зрения, обучение и развитие — тождественны (У. Джемс, Э. Торндайк и др.). Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика.

О = Р(Обучение равно развитию)

3.Третья теория пытается объединить первые две. Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. А отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. При этом обучение понимается как процесс возникновения новых структур и усовершенствования старых, а поэтому обучение может идти не только вслед за развитием, но и впереди него, вызывая в нем новообразования.

О —- Р (Обучение предшествует развитию по Л.С. Выготскому)

В основу разрабатываемой в отечественной возрастной и педагогической психологии концепции о соотношении обучения и умственного развития ребенка легло положение о зонах актуального развития (ЗАР) и зоне ближайшего развития (ЗБР). Эти уровни психического развития были выделены Л.С. Выготским.

Зона ближайшего развития (ЗБР) — это расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (которого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками).

Роль обучения в психическом развитии ребенка

Обучение должно «забегать вперед развития», ориентироваться на завтрашний день.

Обучение ведет к развитию с помощью деятельности (по А.Н. Леонтьеву)

Деятельностьособый вид активности, главным признаком которого является осознанная цель.

Осознанная цель –это осознанное представление о конечном результате его признаков.

Структура деятельности:

Цель – что должен получить?

Мотив – зачем?

Действия — операции

Результат

Выполняя разные действия, ребенок развивается, результат соответствует цели (контроль, оценка). По ходу развития ребенок усваивает новые виды деятельности, но в каждом возрасте выделяется один вид деятельности, который обладает максимальным развивающим эффектом – это ведущая деятельность возраста.

Развитие происходит благодаря тому, что ребенок включается в деятельность; обучение и деятельность – два важнейших фактора психического развития; общение – третий фактор. Деятельность является продуктом общения.

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования»

Отечественная педагогика и психология основываются на сформулированных Л. С. Выготским положениях о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию.

Обучение должно всегда опережать, вести за собой, стимулировать развитие, оно всегда опирается на достигнутый им (развитием) уровень. Другими словами, процесс овладения знаниями должен быть организован так, чтобы мог вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения, новый уровень способностей и тем самым обеспечивать развитие. Несомненно, степень опережения не безгранична, она определяется, прежде всего, созреванием организма, в том числе его мозговых структур и составом накопленного опыта. Такое обучение получило название развивающее обучение, а его структура чаще всего имеет «задачный» характер. Что означает: содержание изучаемого предстаёт перед учащимися как цепочка задач и создающихся на их основе проблемных ситуаций.

В отечественной психологии, благодаря идеям Выготского сформировались некоторые положения. Среди них выделяют два основных:

1) Ни одно воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться. Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка;

2) Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Форма и содержание ведущей деятельности определяются конкретно-историческими условиями, где и протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, побуждающих ребенка к изменению положения, которое он занимает в системе отношений с другими людьми.

В процессе развития ребенка изначально происходит освоение им мотивационной стороны деятельности, так как предметные стороны не имеют для ребенка смысла, затем происходит освоение операционно-технической стороны. В развитии также может наблюдаться чередование этих видов деятельности. При усвоении ребенком общественно выработанных способов действий с предметами, происходит его формирование как члена общества.

Педагогическая психология делает акцент на том, что познавательные возможности учащихся не являются врожденными, а их формирование происходит в процессе обучения.

Обучение, по Выготскому, определяется как движущая сила развития у человека. Оно не должно приспосабливаться к развитию и «идти за ним». Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие еще дальше, для того чтобы понять, каким должен быть следующий шаг.

Поэтому, согласно автору, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Обучение не отождествляется с развитием, оно создает зону ближайшего развития и приводит в движение внутренние процессы развития, которые в свою очередь изначально возможны для ребенка только в процессе сотрудничества с товарищами и взаимодействия с взрослыми. Проделывая весь ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.

Понятие ведущей роли обучения в психическом развитии

В отечественной психологии положение о ведущей роли обучения в психическом развитии личности разрабатывал Л.С.Выготский. В основу своей концепции он положил идею о социальной составляющей в структуре индивидуального развития личности.

Учитывая, что высшие психические функции являются продуктом, формирующимся в рамках культурно-исторического и социального становления, развитие личности осуществляется через овладение различными способами деятельности.

В процессе преобразования окружающего пространства и благодаря овладению знаками и символами, которые перестраивают психику, формируется слово, как символ и другие социо-культурные компоненты, позволяющие понимать, принимать и осваивать опыт предшествующих поколений. Описанный механизм реализуется в процессе обучения, обеспечивая развитие психики.

Таким образом, развитие предполагает:

  • взаимодействие в рамках социальной среды в которой происходит усвоение символических и знаковых средств в процессе обучения
  • высшие психические функции формируются в совместной деятельности ребенка, в общении с другими людьми, посредством обучения и постепенно переходят во внутренний план, становясь уже личностями внутренними психическими процессами.

Так, Л.С.Выготский указывал на то, что любой компонент в социо-культурном развитии ребенка появляется на двух уровнях: изначально в социальном плане (во взаимодействии в социуме), а потом в психологическом плане (во внутреннем плане личности).

На первых этапах развития, ребенок использует речь для общения с окружающими, но постепенно, приобретая посредством обучения опыт социально-культурного взаимодействия, овладевая системой символов и понятий, речь становится средством мышления, внутренней речью, перешедшей во внутренний план.

Формирование высших психических функций посредством обучения

Все высшие психические функции формируются в процессе обучения посредством взаимодействия ребенка со взрослым. В обучении, происходит формирование тех функций, которые находятся в зоне ближайшего развития.

Зона ближайшего развития (ЗБР) – включает потенциально зрелые, но еще не сформированные психические процессы, наличие сформированности которых может быть диагностирована по факту их формирования.

В процессе оценки эффективности, самостоятельности решения определенных задач, может быть определён актуальный уровень развития. ЗБР характеризует потенциальные возможности ребенка, которые выявляются посредством наблюдения, при осуществлении ребенком определённой деятельности, выполнении задания.

ЗБР проявится в выполнении заданий, с которыми ребёнок еще не может справиться, но может выполнять их с помощью взрослого посредством наводящих вопросов, при объяснении концепции решения, если взрослый начинает выполнять задания и предлагает продолжить. Таким образом, можно оценить потенциальный уровень развития психики ребёнка.

Важно отметить, что у детей, имеющих один и тот же уровень актуального развития, могут быть совершенно различные условия зоны ближайшего развития.

Ребёнок может принять помощь один раз и затем самостоятельно решать все подобные задания, в то время как другой ребёнок, с таким же актуальным уровнем развития выполняет это задание с помощью взрослого и каждый раз ему требуется помощь

Нужно оценивать не только актуальный уровень развития ребенка на данный момент, но и ЗБР, говоря о конкретной личности. Л.С.Выготский говорил о том, что обучение всегда должно быть ориентировано на ЗБР. Обучение ведет за собой развитие, в то же время, обучение не должно отрываться от развития ребенка. Искусственное стремление обучить, если ребенок еще не готов принять информацию, без учета его актуальных возможностей может быть эффективным, но только на уровне тренированности, «натаскивания», но без развивающего эффекта. Задание может быть выполнено, но лишь автоматически без осознания и учёта психологических особенностей.

С.Л.Рубинштейн уточняя позицию Л.С.Выготского, говорил о том, что обучение и развитие находятся в единстве. Необходимо чтобы обучение соответствовало возможностям ребенка на определенном уровне формирования психических процессов, а также, учет особенностей ребенка в ходе обучения, дает возможность для дальнейшего, более высокого уровня развития.

С.Л.Рубинштейн указывал, что ребенок развивается, и, затем, воспитывается и одновременно, развивается в процессе обучения и воспитания. Данное замечание совпадает с положением о развитии ребенка в процессе его деятельности.

С помощью нашего сервиса Вы можете собрать свою коллекцию шпаргалок по нужному предмету, и распечатать готовые ответы в удобном для вырезания виде. Для этого начните собирать ответы, добавляя в «Мои шпаргалки».

Теория Л.С. Выготского о развитии личности ребёнка. Культурно-историческая теория

Над вопросами развития личности ребёнка в разные времена трудились светлейшие умы психологической науки. Дело это чрезвычайно важное, и всякий хороший родитель должен неустанно пополнять свои знания об этом, ещё отнюдь не до конца описанном и разъяснённом, процессе, чтобы стать лучшим воспитателем и наставником для своих детей. Одна из теорий развития личности, интересная и, бесспорно, заслуживающая пристального внимания, является культурно-историческая теория Л. С. Выготского. Рассмотрим же её основные положения и обоснования.

Одним из значительнейших достижений Выготского считается его открытие факта, сегодня уже повсеместно признанного, влияния ребёнка на взрослого. До этого в психологии было распространено иное мнение, подразумевавшее что ребёнок является лишь объектом воздействия со стороны взрослого. Выготский же утверждал, что родитель оказывается под влиянием своего ребёнка с таким же успехом, а порой родитель не может даже понять, как сильно он оказался зависим от своего ребёнка, и в какой значительной степени он управляет его действиями и поступками. Подобный взгляд был инновационным во времена Л. С. Выготского.

Но не это главное. Наиболее интересны с практической точки зрения, мысли Выготского относительно влияния окружающей среды на развитие личности ребёнка. В то время как принято считать, будто социальная среда является лишь одним из образующих факторов в становлении личности человека, Выготский утверждал, что её роль — самая важная, главная. Именно социальная среда делает ребёнка тем, кем делает, был уверен он.

При этом, развитие определённых личностных характеристик происходит не само по себе, а неотрывно от социального взаимодействия, неотрывно от творческого процесса овладения новыми навыками. Развивается ребёнок обычно в «зоне ближайшего развития», как её назвал Выготский. В этой зоне расположены навыки и действия, которые ребёнок не может выполнить самостоятельно, но он уже достаточно умён и сообразителен для выполнения такой работы вместе со взрослым, с его помощью. Именно в процессе диалогичного взаимодействия со взрослым во время работы, слишком сложной для него одного, и происходит то самое развитие личных качеств и черт характера ребёнка.

Роль обучения в психическом развитии ребенка

Попробуем разобраться подробнее, что всё это значит. У каждого ребёнка есть навыки, которыми он уже овладел (например, умеет есть кашу, правильно держа ложку и не измазывая во время еды всё лицо), и навыки, которыми ему овладеть предстоит в ближайшем будущем (завязывание шнурков на ботинках). Именно в процессе объяснения взрослым принципов и сути правильного вязания узлов, его общения с малышом, и последующих попытках применить на практике полученные знания, завязав свой первый неумелый узелок — и случается то самое развитие, которого мы все так жаждем для своих детей. Другими словами, развитие ребёнка напрямую зависит от коммуникативного взаимодействия со взрослым в процессе передачи ещё не изученных, но уже доступных к изучению навыков.

Взрослый как бы подтягивает ребёнка на новый уровень, на новый этап развития. Область ближайшего развития, разумеется, каждый год (а в маленьком возрасте даже каждый месяц) разная. И заботливый родитель должен постоянно оглядывать пространство ребёнка, в размышлениях о том, нет ли каких-нибудь способов научить ребёнка тому, что ему пока ещё самому не под силу.

Это, согласитесь, сильно отличается от нашего традиционного подхода к воспитанию ребёнка, ведь он предусматривает довольно-таки немалое время, уделяемое ребёнку практически ежедневно. Стоит только малышу попробовать помыть полы разлитым чаем, как мы тут же кричим на него, ругаем и за разлитый чай, и за липкий пол, и сами принимаемся оттирать эти результаты самодеятельности. Но умный родитель не станет слишком расстраиваться по этому поводу. Куда правильнее будет налить ребёнку воды в тазик, вооружить его шваброй, показать, как её нужно отжимать, как менять грязную воду, почему мыть нужно из дальнего угла комнаты по направлению к выходу — и так далее. А когда ребёнок справится — обязательно похвалить его за проявленную инициативу, возбудить в нём чувство гордости за «самостоятельно» выполненное «взрослое дело», поощрить его ответственное поведение.

И такое отношение нужно распространять на все, даже ещё более житейские, чем описанная, ситуации. При каждом удобном случае помогать ребёнку — не запрещать ему делать самому, не делать вместо него, а делать вместе с ним. Так и только так можно будет постепенно переводить его на следующие этапы его развития.

Роль обучения в психическом развитии ребенка

На этих самых этапах тоже следует остановиться чуть подробнее. Выготский был уверен, что развитие личности — это не постепенный и плавный процесс, а скачкообразный. Он напоминает карабканье на гору. Взбираться по отвесной скале приходится не постоянно, вместо этого вы переходите с одного плато на более высокое. Так и развивающаяся личность — какое-то время он на одном плато, долго пытается перепрыгнуть, взобраться на другое, и однажды это начинание оканчивается победой.

Но на новом плато всё новое — ценности, навыки, ориентиры, приоритеты. Эти переходы могут быть весьма болезненными и разочаровывающими для ребёнка. Как тут верить в себя, если ещё неделю назад ты мечтал быть военным лётчиком, а уже сегодня хочешь стать художником или музыкантом? Да и не только дезориентация в личных целях, но и многие другие меняющиеся факторы делают переходы и личностное развитие ребёнка порой весьма болезненным процессом.

Поэтому, всем нам нужно не только проводить больше времени с детьми, обучая их новому. Не только подбадривать их даже в начинаниях, совершенно точно обречённых на провал. Но также нужно быть готовым к тому, что сам ребёнок может и не справиться со своими победами. Вы должны быть чутким и понимающим родителем, знающим, что-то, что вам кажется пустяковой бедой, для ребёнка может быть серьёзной неприятностью. И тут тоже ему нужны вы — добрый и мудрый, взрослый родитель.

— Рекомендуем посетить наш раздел с интересными материалами на аналогичные тематики «Психология отношений»

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

В отечественной психологии утверждается точка зрения, сформулированная Л.С. Выготским и разделяемая все большим количеством исследователей. Согласно этой точке зрения, обучение и воспитание играют ведущую роль в психическом развитии ребенка. «Обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия, обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования»

Отечественная педагогика и психология основываются на сформулированных Л. С. Выготским положениях о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию.

Обучение должно всегда опережать, вести за собой, стимулировать развитие, оно всегда опирается на достигнутый им (развитием) уровень. Другими словами, процесс овладения знаниями должен быть организован так, чтобы мог вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения, новый уровень способностей и тем самым обеспечивать развитие. Несомненно, степень опережения не безгранична, она определяется, прежде всего, созреванием организма, в том числе его мозговых структур и составом накопленного опыта. Такое обучение получило название развивающее обучение, а его структура чаще всего имеет «задачный» характер. Что означает: содержание изучаемого предстаёт перед учащимися как цепочка задач и создающихся на их основе проблемных ситуаций.

В отечественной психологии, благодаря идеям Выготского сформировались некоторые положения. Среди них выделяют два основных:

1) Ни одно воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Процесс самого развития зависит от того, как эта деятельность будет осуществляться. Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы. Так возникла идея о ведущем типе деятельности как критерии периодизации психического развития ребенка;

2) Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Форма и содержание ведущей деятельности определяются конкретно-историческими условиями, где и протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, побуждающих ребенка к изменению положения, которое он занимает в системе отношений с другими людьми.

В процессе развития ребенка изначально происходит освоение им мотивационной стороны деятельности, так как предметные стороны не имеют для ребенка смысла, затем происходит освоение операционно-технической стороны. В развитии также может наблюдаться чередование этих видов деятельности. При усвоении ребенком общественно выработанных способов действий с предметами, происходит его формирование как члена общества.

Педагогическая психология делает акцент на том, что познавательные возможности учащихся не являются врожденными, а их формирование происходит в процессе обучения.

Обучение, по Выготскому, определяется как движущая сила развития у человека. Оно не должно приспосабливаться к развитию и «идти за ним». Конечно, обучение должно учитывать достигнутый уровень развития, но не для того, чтобы на нем останавливаться, а для того, чтобы вести это развитие еще дальше, для того чтобы понять, каким должен быть следующий шаг.

Поэтому, согласно автору, обучение должно идти впереди развития, опережать его и вести за собой. Обучение не отождествляется с развитием, оно создает зону ближайшего развития и приводит в движение внутренние процессы развития, которые в свою очередь изначально возможны для ребенка только в процессе сотрудничества с товарищами и взаимодействия с взрослыми. Проделывая весь ход развития, они становятся достоянием самого ребенка.

С рождением детей жизнь родителей преображается – появляются новые заботы, радости, достижения, полностью перекраивается повседневная жизнь. И неизменным спутником материнства является тревога – каждый нормальный родитель переживает за развитие и безопасность своего ребенка.

В частности, для родителей является актуальным и вопрос психического развития малыша. Как правильно должен развиваться ребенок? Что является нормой, а что – патологией? В каких случаях необходимо бить тревогу? Давайте разбираться вместе.

Норма развития для разного детского возраста

Каждый родитель нуждается в знаниях в отношении этапов развития ребенка. Существуют международные стандарты, подтвержденные многочисленными исследованиями в данной области. Таким образом, если ребенок или слишком быстро начал развиваться, или наоборот, замечается недоразвитие, отсталость – это должно быть поводом для обращения к компетентным специалистам – к детскому психологу, неврологу, педиатру, логопеду и так далее.

  • 0-6 месяцев. По стандартам до полутора месяцев у малыша должна уже появиться реакция на знакомые эмоции и лица – в частности, гнев, улыбки, печаль, разочарование. Дети в таком возрасте начинают реагировать на определенные факторы. Проявляется «Совместное внимание», при котором ребенок с родителем делают обмен звуками и подражание эмоциям. Также дети начинают с каждым днем лучше различать цветы и звуки. Они плачут, если хотят что-то донести – дискомфорт, жажду, голод. К 2 месяцам ребенок начинает гулить, к 4 – лепетать.
  • 6-12 месяцев. Обычно в этом возрасте ребенок уже понимает, как его зовут и отзывается на имя. К одному году ребенок уже может указывать на что-то – на определенный предмет или игрушки. Также большая часть детей к году уже говорит определенные слова. При этом между ребенком и родителем начинает формироваться определенная связь. Таким образом, если мать, к примеру, куда-то уходит, ребенок начинает волноваться и испытывать беспокойство.
  • 1-1,5 года. Так, в этом периоде начинает проявляться эмпатия – дети учатся чувствовать, проявлять эмоции, демонстрировать их другим. В особенности развивается подражание – если ребенок увидел, что мать улыбается, он тоже начнет смеяться. Если же мать плачет или расстраивается – ребенок попробует ее успокоить. В возрасте 1,5 лет ребенок уже может более-менее разговаривать, его словарный запас варьируется в пределах 200 слов. Также дети уже начинают лучше ориентироваться в пространстве.
  • 1,5-2 года. В этот период дети пытаются произносить целые фразы. Соответственно, если ребенок по каким-то причинам не хочет говорить – необходимо обратиться к специалистам и установить причины. Но бывают случаи, когда дети начинают говорить поздно. Как правило, это передается на генетическом уровне. Так, дети уже сочетают по нескольку слов, увеличивают свой словарный запас, строят из кубиков и других элементов определенные фигурки.
  • 2-5 лет. Дети в этом возрасте впервые начинают пробовать «на вкус» дружбу. Они взаимодействуют с другими детками, учатся определенным механизмам понимания, совместного времяпровождения. Важно понимать, что у детей бывают вспышки агрессии и раздражения в возрасте 1-4 лет – это совершенно нормально. Если говорить о норме, то к 4-5 годам вспышки проходят. Нередко дети в таком возрасте громко разговаривают сами с собой. Также они улучшают свой самоконтроль. Уже в 3 года игры приобретают социально-драматический характер, нередко у детей появляются воображаемые друзья.
  • В 5 лет у ребенка словарный запас равен примерно 2000 слов. Так, в 4-5 лет ребенок способен говорить сложными предложениями, использовать разное время в речи. Также в этом возрасте дети учатся считать, писать, читать. Кроме того, в этом возрасте дети становятся весьма любознательными, они засыпают взрослых вопросами «почему и зачем». Не стоит игнорировать эти вопросы или отвечать чисто формально, лучше давать обстоятельные и, что важно — правдивые ответы.

Расстройства и нарушения детского психического здоровья

  • воздействие внешней среды;
  • обстановка;
  • генетическая наследственность.
  • те, которые повлияли во внутриутробном периоде;
  • в натальном (в процессе родов);
  • в постнатальном.
  • педагогические отклонения;
  • эмоциональные депривации;
  • социальная девиация.

Роль обучения в психическом развитии ребенка

Какими могут быть отклонения у детей?

1. Социальное. Это дети, которые проявляют антисоциальное поведение. Например, это проявления гиперактивности, внушаемости, фобий, гнева или безволия. Интересно, что одаренные дети – это тоже не норма, но они включены в отдельную группу. 2. Педагогическое. Сюда относятся дети, которые не смогли получить среднее образование. 3. Психическое. Здесь речь идет о группе симптомов, которые свидетельствуют о наличии психических заболеваний. В частности, о нарушении психического развития, о патологиях эмоционально-волевой сферы, о расстройствах речевого аппарата. 4. Физическое. В данном случае речь идет о физических заболеваниях – проблемы с опорно-двигательным аппаратом, со зрением, со слухом.

Как определить норму?

  • нормальное психическое функционирование;
  • нормально работают органы чувств;
  • прослеживается последовательность в обучении;
  • правильно работает головной мозг.

Психология и особенности отклонений в развитии

Давайте узнаем, как могут проявляться психические заболевания в определенном возрасте. 1. Дошкольный возраст. Такие дети не могут вовремя остановиться, слабо реагируют на запреты, могут «перешагнуть черту» в игре. Также они могут много выдумывать или рассказывать что-то слишком однообразно. Может наблюдаться двигательная расторможенность, громкие крики и нервные движения, вспыльчивость, неподчинение старшим, агрессия, злость. 2. Школьный возраст. Такие детки практически не проявляют активности, не интересуются окружающим миром, негативно относятся к урокам. Нередко отказываются выполнять домашние задания. Могут быть грубыми и непослушными. Проявляют интерес к насилию и жестокости, проявляют асоциальное поведение, могут убегать из дома, бурно реагируют на любые конфликтные ситуации. Могут проявлять интерес к рискованным занятиям, прослеживается тяга к получению адреналина. 3. Подростковый возраст. Проявляется инфантилизм, ребенок слабо себя контролирует, не проявляет воли. У него развивается поведение, признаком которого является аффективная возбуждаемость. Также такие дети склонны к бродяжничеству, алкоголизму и наркотикам, могут вести беспорядочную половую жизнь. Не хотят учиться. Заметим, что список симптомов асоциального поведения может развиться не только на фоне психических нарушений, но и в результате неправильного поведения. В любом случае важно заметить отклонения в раннем возрасте – например, когда ребенок начал посещать детский сад и обратиться в центр или в больницу для получения адекватной помощи.

Научная школа, созданная Л.С. Выготским, основывается на таких положениях, как:
— личность в своей основе имеет социальную и историческую природу;
— развитие личности происходит целостно;
— культурное развитие личности заключается в присвоении общественно выработанных форм поведения посредством речевых знаков;
— для понимания природы психического развития личности необходимо выйти за рамки индивидуального и обратиться к истории человеческой культуры и искусства;
— обучение ребенка должно быть построено таким образом, чтобы оно вело за собой развитие. [1]

В своей статье я попытаюсь рассмотреть эти понятия применительно к системе современного образования, в частности дошкольного.
С самого рождения ребенок начинает учиться — выражать свои эмоции и желания; затем ходить, говорить. Мне повезло — я помогаю деткам раннего возраста получать свое первое образование — дошкольное. И свою статью хочу посвятить всемирно известной научной школе — школе Л.С. Выготского.

В основе научной школы лежат идеи культурно-исторической теории развития. Это концепция психического развития человека, которая была разработана в 20-30 гг. ХХ века при участии таких известных ученых как А.Н. Леонтьев и А.Р. Лурия.

По мнению Л.С. Выготского, человек — существо прежде всего социальное. Личность есть понятие социальное. Личность возникает в результате культурного развития. [1] Если говорить о современном образовании, то очень важно, какой взрослый (педагог, родители) оказывается рядом с ребенком в момент «вхождения» маленького человека во взрослый мир, «в культуру».

Развитие психических функций заключается в следующем: каждая функция, заложенная генетически, с течением времени преобразуется в высшую психическую функцию: формируется память, мышление, воображение, произвольность и т.д. Все это формируется во взаимодействии ребенка со взрослым в дошкольном возрасте. В настоящее время данная теория весьма актуальна. В нашем обществе происходят изменения относительно функций образования, профессионального статуса педагога. Возрастает необходимость в развитии личности обучающихся. Обучение и развитие направлено на качественное изменение человека, на развитие его способности к самореализации, способности адаптироваться к стремительно меняющемуся миру. В дошкольном возрасте это развитие набирает бешеные темпы. Своеобразным орудием такого развития, по мнению Л.С. Выготского, является слово (знак).

Л.С. Выготский описал сам процесс приобретения новых форм поведения. Этот процесс он назвал интериоризацией. Интериоризация — это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. [1]

Но может ли ребенок самостоятельно открыть и освоить систему научных понятий или любое культурное орудие? Нет. Л.С. Выготский отводит эту важную роль в руководстве детским развитием взрослому. Взрослый открывает ребенку правила употребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения в системе научных понятий. В результате, формируется инициативная и готовая к переменам личность. Возникает вопрос — кто этот взрослый, каким должен быть сегодня педагог, проводящий значительную часть времени с ребенком? Это специалист новой формации — образованный, творческий, готовый к обучению или самообразованию на протяжении всей своей жизни.

Здесь необходимо сказать еще об одной идее, выдвинутой великим ученым Л.С. Выготским. Это теория «О зоне ближайшего развития», которая основана на двух понятиях — зоне актуального и зоне ближайшего развития.

Зона актуального развития или действия — наличный уровень подготовленности учащегося, который характеризуется тем, какие задания он может выполнить самостоятельно без помощи взрослого. [2, 3]

Зона ближайшего развития характеризует процесс взаимосвязи между развитием и обучением. Эта зона определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить лишь с помощью взрослого, но после приобретения опыта совместной деятельности, он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач. [2]

Именно в таком ключе должны работать сегодня педагоги современного образования, начиная с раннего возраста в дошкольном учреждении. Такое обучение ведет к формированию в будущем личности, успешной в разных видах деятельности; личности, способной на повышение квалификации с учетом своих интересов и потребностей.

И наоборот, полагал Л.С. Выготский, если взаимодействие осуществляется относительно того содержания, которое ребенок уже освоил, развития не происходит. [1] Современный педагог обязательно должен помнить об этом. Да, в зоне актуального развития работать проще. Но наша задача состоит в том, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с детьми. Ведь как много может дать ребенку дошкольный возраст, его детские годы! И наша обязанность — помочь своим подопечным прожить этот период полноценно и ярко. Думая об этом, мы вспоминаем слова Л.С. Выготского: «Только то обучение в детском возрасте хорошо, которое забегает вперед развития и ведет развитие за собой». [1,2] Такое обучение было названо развивающим. Идея его стала популярной во многих странах мира. Призываю каждого педагога в нашей стране помнить об этом.

И не будем забывать, что все эти гениальные идеи были сформулированы Л.С. Выготским в двадцатые годы прошлого века. В настоящее время, они весьма актуальны. Это мощный инструмент для новых психологических исследований и развития наших потомков.

Список литературы.

1. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. // Выготский Л. С. Психология. — М., 2002.

2. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Психология. — М., 2002.

3. Психологический словарь, 2000.

Приложение.

А теперь я хотела бы привести примеры из собственной практики. Помимо того, что я работаю педагогом-воспитателем в группе детей раннего возраста, я преподаю английский язык детям от 3-х до 7-ми лет. Свои занятия я стараюсь проводить, помня о зоне ближайшего развития.

Примеры.

Средством запоминания знакомых слов на английском языке являются карточки и слово, которое я называю, показывая ту или иную карточку. На первом занятии дети повторяют слова вместе со мной, далее — могут называть их сами.

1) Занятие в группе с детьми 4-5 лет

Здесь дети пытаются взять на себя роли знакомых персонажей. Они уже знают, как назвать зайца и лягушку на английском языке, как поздороваться и задать простые вопросы. Но проговорить это все в диалоге, да еще взять на себя роль персонажа, пока без помощи педагога не могут. Сегодня они повторяют все за мной, а через несколько занятий говорят уже они, а мы с остальными детьми становимся зрителями мини-спектакля.

2) Изучение новых слов с детьми 3-4 лет

Мы не повторяем от занятия к занятию, как назвать, например, лошадь на английском языке. Мы постоянно узнаем новые слова, добавляя уже известные. В данном случае, вводится цвет лошади (коричневый). Дети вспоминают название лошади на английском языке (a horse), цвет (brown), а я помогаю связать эти два слова — a brown horse. Через несколько занятий дети делают это самостоятельно.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector