Роль общения в психическом развитии ребенка

Общение наряду с деятельностью принадлежит к базовым категориям психологической науки.

Общение в общей психологии понимается как особая категория взаимодействия людей, целью которого является обмен информацией, познание других людей и самого себя (А. А. Бодалев, Я. Л. Коломин- ский, Б. Ф. Ломов). Результатом общения оказываются отношения с другим человеком.

Детскую психологию интересует процесс становления общения у детей, влияние общения ребенка с взрослыми и сверстниками на его психическое развитие.

Попытаемся выделить наиболее важные направления в развитии общения в детском возрасте.

Во-первых, постепенно меняется направленность общения. Примерно в первые полтора месяца жизни у ребенка формируется потребность в общении с взрослым, но все же инициатором общения, как правило, является взрослый человек, близкий для ребенка. Он создает ситуацию общения, его эмоциональный фон, выбирает и предъявляет посредников в общении (игрушки, предметы, другой человек). В раннем возрасте инициативу в контактах с взрослым зачастую начинает проявлять сам ребенок, диапазон интересов которого значительно расширяется, в первую очередь, за счет предметного мира, для освоения которого нужен взрослый партнер; при этом важна положительная оценка взрослым действий ребенка. Затем ребенок открывает для себя новый интересный объект окружающего мира — своего сверстника. Это не значит, что раньше малыш не общался с другими детьми, но теперь (средний, старший дошкольный возраст) развивается «детское общество», подразумевающее специальное общение детей друг с другом, формирование структуры их взаимоотношений. Направленность общения ребенка, следовательно, характеризуется двумя сторонами: ребенок — взрослый и ребенок — ребенок.

Во-вторых, изменяется, усложняется содержание потребности в общения. Попытка проследить эволюцию потребности в общении была предпринята известным психологом детства М. И. Лисиной. Она выделила следующие стадии развития этой потребности: во внимании и доброжелательности взрослого (первое полугодие жизни); в сотрудничестве (ранний возраст); в доверительном отношении к запросам ребенка (младший и средний дошкольный возраст); во взаимопонимании и сопереживании (старший дошкольный возраст). В связи с этим выделяются и мотивы общения: познавательные, деловые и личностные. Познавательные связаны с интересом ребенка к окружающему его миру, законам, которые лежат в основе существования этого мира. Важным показателем познавательной мотивации общения служат детские вопросы. Деловые мотивы сопровождают ситуацию сотрудничества ребенка с взрослыми или сверстниками при выполнении какой-либо деятельности. Личностные мотивы характеризуют интерес растущего человека к внутреннему миру взрослого и сверстника, отношение ребенка к другому человеку как к представителю социальной группы.

В-третьих, ребенок постепенно овладевает способами общения. В процессе непосредственного общения используются мимика и пантомимика (выразительные движения), затем, начиная с третьего года жизни, ребенок начинает использовать речь как средство общения. Вначале он общается с помощью речи в основном с взрослыми, и лишь во второй половине до- школьного возраста речь становится главным средством общения его со сверстниками. Очевидно, что ведущая роль в овладении ребенком разнообразными средствами общения принадлежат взрослому. Сначала вместе с взрослым ребенок овладевает мимическими и пантомимическими средствами общения («Возьми Катю за руку, погуляйте вместе!», «Смотри, как он тебе улыбается, улыбнись ему тоже»). Взрослый учит ребенка видеть н понимать язык жестов. Уже со второго года жизни мы начинаем показывать малышу речевые образцы, обеспечивающие общение: «Скажи папе: «Дай мишку!», «Скажи Диме: «Спасибо!».

И, наконец, в-четвертых, уже с первых лет жизни ребенок включается не только в непосредственное общение с другими людьми, но и в опосредованное общение: через книги, телевидение, радио.

Общение играет значительную роль в его психическом развитии. В процессе общения он получает информацию о предметах, явлениях окружающего мира, знакомится с их свойствами и функциями. В общении приобретается интерес ребенка к познанию. Общение с другими людьми позволяет ему узнать многое о социальном окружении, нормах поведения в обществе, его собственные достоинства и недостатки, взгляды других людей на окружающий его мир.

Общаясь с взрослыми и сверстниками, ребенок учится регулировать свое поведение, вносить изменения в деятельность, корректировать поведение других людей.

Общение развивает, формирует эмоциональную сферу дошкольника. Весь спектр специфически человеческих эмоций возникает в условиях общения ребенка с другими людьми.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность. Многочисленные описанные факты показывают, что, будучи лишенным общения, что человек лишенный общения получает изменения в своем психическом развитии (феномен Маугли, или будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, т.к. вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно – до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже – на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей. Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. В процессе мотивационного общения, ребенок приобретает новые интересы, мотивы и цели деятельности и увеличивает свой развивающий потенциал. Деятельностное общение, которое определяется как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения условно-рефлекторного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Роль общения в психическом развитии ребенка

Дьяченко, Т. В. Роль общения в развитии личности ребенка-дошкольника / Т. В. Дьяченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 38 (276). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/archive/276/62477/ (дата обращения: 27.10.2021).

В последние годы актуализировалась проблема развития и укрепления психического здоровья детей, эта тема стала достаточно очевидной в связи с ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств среди детей дошкольного возраста.

Одним из важных условий развития ребенка является его умение общаться с окружающими людьми. Общение, умение устанавливать контакт не только с близкими, значимыми для ребенка людьми, но и гармоничное сотрудничество со сверстниками, позволяет ребенку познавать себя, стимулирует его психологическое развитие и способствует формированию личности. Начиная с раннего возраста, взрослые, посредством общения, передают модель окружающего мира. Через примитивную игру и рассказывание сказок сообщают о взаимоотношениях между людьми, помогают понять причинно-следственную связь. Постепенно ребенок переходит из зоны влияния значимых для него близких людей в зону контактов со сверстниками. Здесь как раз и проявляется характер ошибок взаимодействия «взрослый-ребенок». Именно слова, переданные вербальными формами отношений и невербальными — в виде поступков и действий взрослых, определяют дальнейшее психологическое развитие ребенка и его потребность в общении. Они также способствуют развитию коммуникативных отношений и влияют на эмоциональную окраску этих отношений.

Чем старше становится малыш, тем большую значимость для ребенка начинают приобретать контакты и конфликты со сверстниками. Межличностные взаимоотношения остро переживаются ребенком и окрашены самыми разнообразными эмоциями. Весь опыт первых межличностных отношений, в первую очередь, со сверстниками, закладывает фундамент построения личности ребенка. Пережитые эмоции определяют отношение к миру, к окружающим, к себе. Как правило, формирование и закрепление этого опыта происходит именно в дошкольные годы.

В последнее десятилетие проблемы общения у детей дошкольного возраста привлекают особое внимание исследователей. Гуманистическая направленность образования позволяет личности сохранять свои особенности, но в тоже время помогает адаптироваться в соответствии с окружающим пространством. Именно развитые коммуникативные навыки помогают в будущем жить человеку в гармонии с собой и обществом.

Как известно, для детей дошкольного возраста характерна игровая деятельность. Игра для них — это не развлечение, как обычно ее воспринимают взрослые и снисходительно относятся к ней. Для детей игра — достаточно трудоемкий процесс: ведь в игре необходимо не только знакомиться с правилами игры и соглашаться с ходом игры, но и заставлять себя подчиняться выбранным правилам. Результат игры — это успех или неуспех ребенка, полученное удовлетворение или горькие чувства. Умение справляться с эмоциями, проявлять волю, подчинять свое поведение общей цели, проявлять сосредоточенность в ходе игры — это опыт игровых и реальных взаимоотношений, основа навыков коммуникации. Навыки общения играют первостепенную значимость в развитии коммуникативных отношений. Именно общение помогает устанавливать контакты, применять на практике различные формы поведения, уметь приспосабливать и корректировать свое поведение в соответствии с нормами взаимоотношений и ожиданиями окружающих.

По результатам множества исследований отечественных и зарубежных ученых можно сделать заключение о том, что, если потребность ребенка в общении со сверстниками не находит достаточного для него удовлетворения и не имеет возможности быть компенсированной в другой деятельности, то психоэмоциональное состояние ребенка способствует появлению негативных черт поведения. Ребенок становится неуверенным в себе, теряет доверие к сверстникам, проявляет агрессивность и грубость, становится обидчивым и капризным.

Недостаточное исследование причин нарушения общения у дошкольников не дает возможности скоординировать влияние и роль общения среди сверстников на дальнейшее развитие личности ребенка и результаты его деятельности. Исследования в области нарушений общения среди детей дошкольного возраста помогают ребенку в более старшем возрасте принимать на себя новые социальные роли, преодолевать проблемы адаптации, связанные с изменениями окружающего коллектива и вида деятельности, а также ряд других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой психологическая наука.

Таким образом, определение возникновения нарушений в общении у детей дошкольного возраста и диагностика их, играют немаловажную роль для своевременной коррекции и обучения способам гармоничного построения взаимоотношений со сверстниками. Использование психотерапевтических технологий дает психологам возможность помочь ребенку справиться с нарушениями общения среди сверстников и со взрослыми людьми, восстановить его эмоциональное равновесие и, при необходимости, устранить имеющиеся у него нарушения поведения. Все эти навыки помогут детям дошкольного возраста преодолеть трудности во взаимоотношениях, поддержат стремление к контактам и поспособствуют успешному развитию взаимоотношений с окружающими людьми. Современный мир требует от специалистов разного уровня создания и использование новых методов и психокоррекционных программ, направленных на данную проблематику, что обусловлено развитием индивидуальности психических особенностей каждого ребенка.

Дошкольный период очень важен в воспитании ребенка, поскольку формирует все основные жизненные установки. Мы живем в социальном мире, мире постоянного взаимодействия и контактов. Умение устанавливать гармоничные отношения, умение общаться с соблюдением принятых норм и правил взаимоотношений — важнейший навык, приобретаемый ребенком с детства. В. А. Сухомлинский призывал начинать любое дело с формирования чувства успеха: оно должно присутствовать не только в конце любого действия, но и начинаться с него. К любой деятельности ребенок приступит с легкостью и желанием, если его эмоциональное состояние будет окрашено положительными эмоциями, если общение ребенка со сверстниками и со взрослыми принесет удовлетворение его возрастным потребностям. Чем больше расширяется связь ребенка с окружающим миром, тем сложнее и глубже проявляется роль общения, обогащая душевную жизнь ребенка. Подводя итог, можно сказать, что общение является одним из важнейших моментов, определяющим развитие личности ребенка.

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность.

Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, ана-томо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В качестве примера можно привести состояния людей, которых время от времени находят среди зверей и которые длительный период, особенно в детстве, жили в изоляции от цивилизованных людей или, уже будучи взрослыми, в результате несчастного случая оказались в одиночестве, надолго изолированными от себе подобных (например, после кораблекрушения).

Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение со взрослыми на ранних этапах онтогенеза. В это время все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает почти исключительно через общение, так как вплоть до начала обучения в школе, а еще более определенно — до наступления подросткового возраста, он лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие ребенка начинается с общения. Это первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе и благодаря которому младенец получает необходимую для его индивидуального развития информацию. Что же касается предметной деятельности, которая также выступает как условие и средство психического развития, то она появляется гораздо позже — на втором, третьем году жизни.

В общении сначала через прямое подражание (викарное научение), а затем через словесные инструкции (вербальное научение) приобретается основной жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми он общается, являются для ребенка носителями этого опыта, и никаким другим путем, кроме общения с ними, этот опыт не может быть приобретен. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие детей.

Выделенные выше виды общения служат развитию различных сторон психологии и поведения человека. Так, деловое общение формирует и развивает его способности, служит средством приобретения знаний и навыков. В нем же человек совершенствует умение взаимодействовать с людьми, развивая у себя необходимые для этого деловые и организаторские качества.

Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

Разнообразное по содержанию, целям и средствам общение также выполняет специфическую функцию в психическом развитии индивида. Например, материальное общение позволяет человеку получать необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, которые, как мы выяснили и главе, посвященной деятельности, выступают в качестве условия индивидуального развития. Когнитивное общение непосредственно выступает как фактор интеллектуального развития, так как общающиеся индивиды обмениваются и, следовательно, взаимно обогащаются знаниями.

Кондиционное общение создает состояние готовности к научению, формулирует установки, необходимые для оптимизации других видов общения. Тем самым оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному и личностному развитию человека. Мотивационное общение служит источником дополнительной энергии для человека, своеобразной его «подзарядкой». Приобретая в результате такого общения новые интересы, мотивы и цели деятельности, человек увеличивает свой психоэнергетический потенциал, развивающий его самого. Деятельностное общение, которое мы определили как межличностный обмен действиями, операциями, умениями и навыками, имеет для индивида прямой развивающий эффект, так как совершенствует и обогащает его собственную деятельность.

Биологическое общение служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций. Социальное общение обслуживает общественные потребности людей и является фактором, способствующим развитию форм общественной жизни: групп, коллективов, организаций, наций, государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств и способов научения: условнорефлектор-ного, викарного и вербального. Опосредствованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением.

Благодаря невербальному общению человек получает возможность психологически развиваться еще до того, как он усвоил и научился пользоваться речью (около 2—3 лет). Кроме того, само по себе невербальное общение способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, вследствие чего он становится более способным к межличностным контактам и открывает для себя более широкие возможности для развития. Что же касается вербального общения и его роли в психическом развитии индивида, то ее трудно переоценить. Оно связано с усвоением речи, а она, как известно, лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного.

Изучали: Лисина М.И., Смирнова АН., Талигузова ОН., Коломинский Я.Л.

Общение выступает основным условием полноценного психического развития человека. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) Взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) Передает информацию; 3) Развивает речь и все познавательные процессы; 4) Формирует личностные качества, самооценка, эмоции; 5) Способствует усвоению различных видов деятельности; 6) Формирует отношение к другим людям. Дефицит в общении со взрослым приводит к возникновению госпитализма (в детских домах).

Общение со взрослым на I году жизни приводит к формированию у ребенка потребности в общении (в 2-3 мес.) — эмоционально-двигательные реакции по отношению к взрослому (комплекс оживления), стремление привлечь внимание взрослого, поиск одобрения. Этапы развития общения со взрослым изучала Лисина М.И. и отметила, что содержание общения взрослого должно соответствовать потребности в общении у ребенка. Этапы:

— I младенчество — потребность в любви и заботе — ситуативно-эмоциональная форма
общения взрослого (ласка, улыбка, речь);

— 2 ранний возраст — потребность в совместной предметной деятельности со взрослым —
ситуативно-деловая форма общения взрослого (действия с предметами, игрушка);

— 3 младший и средний дошкольный возраст — потребность в информации —
внеситуативная познавательная форма общения (связана с развитием речи — вопросы,
рассказ, чтение литературы);

• 4 средний и старший дошкольный возраст — потребность во взаимопонимании и сопереживании со взрослым, в установлении доверительных отношений с ним, в самопознании — внеситуативно-личностная форма общения (беседы о личном, обо всем).

Особое значение имеет общение в семье: любовь, удовлетворение потребности в признании со стороны взрослых; родители как эталоны; подражание; нарушения общения при стилях семейных отношений, неполной семье. Общение с воспитателем в группе влияет на самооценку ребенка и оценку его со стороны сверстников.

Общение дошкольника с другими детьми способствует закреплению или не закреплению норм и правил поведения, развитию чувств, самооценки, познавательной сферы. Потребность а общении со сверстниками возникает к 1,5 -2 годам, когда ребенок начинает воспринимать сверстника как субъекта, а не как объекта. Дошкольник может общаться со старшими по возрасту детьми (подражает, подчиняется); с младшими (отвечает за младшего, командует, организует); со сверстниками (соперничает на равных). Круг общения дошкольника должен быть разновозрастным. Общение и отношения в детской группе изучаются методом социометрии и антометрии. Популярными в группе дошкольников бывают дети внешне привлекательные, умеющие играть, обладающие коммуникативными способностями и высоко оцениваемые педагогом; изолированными -наоборот, непривлекательные, замкнутые. В старшем дошкольном возрасте отношения детей становятся не такими ситуативными, появляется дружба.

Последствия депривации: Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в: отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в 6 раз меньше); отставании в умственном развитии; трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми; недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы; двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений.

1. Понятие общения по М.И.Лисиной. Общение как специфический вид деятельности человека.

2. Развитие общения в онтогенезе от рождения до школы.

3. Специфика общения в младшем школьном возрасте: 1) место ребенка в системе общественных отношений; 2) особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и стили общения; 3) взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.

4. Общение подростка. Социальная ситуация развития. Источники общения подростка (механизмы обособления и принадлежности к группе сверстников и взрослых). Влияние общения со сверстниками на развитие личности подростка.

5. Общение в юношеском возрасте.

Рекомендуемые файлы

6. Актуальные психолого-педагогические проблемы.

Общение – это коммуникативная деятельность, это взаимодействие людей, в ходе которого они обмениваются информацией, чтобы наладить отношения и объединить усилия для достижения общего результата.

М.И.Лисина применила общую концепцию деятельности (А.П.Леонтьев), для изучения специфики общения. Любая деятельность характеризуется ее структурой: 1) побудительно-мотивационная часть (потребности, мотивы, цели); 2) предмет деятельности (другой человек, партнер); 3) продукт или результат (стремление к самооценке и оценке; познанию и самопознанию); 4) средства (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые).

Общение характеризуется особой потребностью, потребностью в общении, которая развивается, изменяется по содержанию в зависимости от характера совместной деятельности со взрослыми.

М.И.Лисина отмечает, что в возникновении и развитии общения важную роль имеет воздействие взрослого, опережающая инициатива которого как бы подтягивает деятельность ребенка на новый этап, более высокий и совершенный, по принципу «зоны ближайшего развития».

Младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст (Приложение).

Младший школьный возраст. Три аспекта рассмотрения: 1) место ребенка в системе общественных отношений; 2) особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми и стили общения; 3) взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.

Ребенок, поступивший в школу, приходит в новую систему отношений с окружающими людьми. Две системы отношений: ребенок-сверстник, ребенок-взрослый (ребенок-родитель, ребенок-учитель).

Отношения ребенка с родителями и сверстниками опосредованы его взаимоотношениями с учителем. Однако, со временем сила авторитета учителя в глазах ученика претерпевает изменения.

Меняются типы и мотивы общения: в 1 классах оценка и выбор партнёра по общению ещё зависит от учителя, к 3-4 классам оценка становится менее зависимой от личностных достоинств и форм поведения. Это связано с переходом ребенка к младшему подростковому возрасту.

Подростковый возраст. Социальная ситуация развития подростка определяется центральным новообразованием данного возраста: чувством взрослости. Под его воздействием происходит перестройка взаимоотношений ребенка с окружающими его людьми.

Общение в подростковом возрасте строится на основе двух потребностей: 1) принадлежности, включенности в группу; 2) обособление от контроля взрослых и сверстников.

Ведущая система отношений подростка – ребенок-сверстник. Эти отношения направлены на освоение норм и правил общения взрослых людей (подражание взрослым, «кодекс товарищества»). В среде сверстников он пытается найти эмоциональное тепло и признание собственной значимости. Подросток стремится к равноправию в отношениях, а это возможно только среди сверстников. Стремясь к максимальной свободе от взрослых, ребенок подросткового возраста попадает под сильное влияние группы сверстников. Влияние общения со сверстниками на развитие личности подростка:

1. Общение со сверстниками становится важным специфическим началом получения информации.

2. Выработка навыков социального взаимодействия (умение подчиняться коллективной дисциплине; умение отстаивать свои права и интересы в группе; умение соотносить личностные и групповые интересы).

3. Общение со сверстниками как вид эмоционального контакта облегчает отделение ребенка от взрослых, дает чувство эмоционального благополучия и устойчивости (развитие самостоятельности ребенка).

4. Формирование половой идентификации подростка на основе общения со сверстниками.

Юношеский возраст. В старшем школьном возрасте общение ребенка подчинено ведущей деятельности данного возраста – учебно-профессиональной деятельности. В юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей. Юность стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, по отношению к другим людям, а так же к моральным ценностям. Начав в отрочестве созидание своей личности, начав сознательно строить способы общения, молодой человек продолжает этот путь совершенствования значимых для себя качеств в юности.

Юность – чрезвычайно значимый период в жизни человека. Вступив в юность подростком, молодой человек завершает этот период истинной взрослостью, когда он действительно сам определяет для себя свою судьбу. Он планирует свое место среди людей, свою деятельность, свой образ жизни. Идентификация-обособление (это механизмы развития личности в социальном бытии) в юности имеет свою специфику: юноша одновременно «горячее» и «холоднее», чем человек в других возрастных периодах. Это проявляется в непосредственном общении с другими людьми. Это пора возможной безоглядной влюбленности и возможной неудержимой ненависти (крайние позиции идентификации и обособления).

Актуальные проблемы:

1. теоретическое изучение общения на разных этапах онтогенеза ребёнка;

2. роль общения в воспитании личности ребёнка;

3. необходимость обучения общению взрослого с детьми;

4. необходимость обучения общению ребёнка со сверстниками;

5. помощь детям, испытывающим трудности в общении и др.

Приложение. Развитие общения в онтогенезе от рождения до школы (М.И.Лисина).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector