История провозглашает семь чудес света. История скромно умалчивает о восьмом чуде света — игре. Игра дело серьезное. Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учили человеческим отношениям.
Игра имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. С её помощью дети активно развиваются, совершенствуются их мировоззрение и мировосприятие. Существует универсальный способ не только проявления интереса, но и развития личности вообще. Это — творчество детей во всем. Дошкольник не может относиться к миру объективно, он во всем ищет свои интересы, формы своего личного участия или причастности к происходящим событиям. Именно творчество позволяет ребенку обживать, наполнять окружающий мир своими желаниями.
Всякая игра имеет неоценимое’ значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в играх успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности. В ней ребенок впервые начинает различать реальность и фантазию. Взяв на себя какую — то определенную роль животного или человека определенной профессии, ребенок создает особую действительность, в которой он является значимым лицом. Рядом с реальной действительностью ребенок строит воображаемый мир. В этом случае развивается способность планировать в уме, предвидеть свои действия и действия других людей и персонажей, координировать их, проигрывать определенную ситуацию.
Игру для детей дошкольного возраста нельзя заменить другой деятельностью. Игра для ребенка становится смыслом его существования: он общается, развивается физически, укрепляется морально. Если ребенок не играет, то он не получает полноценного знания о жизни, о социальной сфере, о природе. И, наоборот, овладевая в игре определенными умениями и навыками, беря на себя роль других персонажей, дошкольник способен преодолевать все трудности в своем развитии.
В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра – это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра – это школа общения для ребенка.
Воспитание детей раннего и дошкольного возраста представляет собой единый процесс. Содержание и методы его изменяются в соответствии с возросшими психическими и физическими возможностями детей. За первые годы ребенок проходит большой и сложный путь развития. В этот период в игре дети учатся договариваться друг с другом о совместных действиях, о распределении ролей, подбору игрушек.
Большое значение для детей имеют игры, которые они создают сами. В них они создают то, что их окружает. Игра, придуманная самими детьми, — это отражение жизни. Изображая игру «Повар», дети варят суп, как это делает мама; играя в «Моряка», понимают что он — не настоящий, но ведет себя храбро, не боится опасностей. Детям свойственно в играх проявлять свою выдумку, фантазию, аналитические способности.
Воспитание детей в игре — это выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей. Раскрываемые темы игр — это быт, семья, школа, праздники. Мальчики обычно играют в «войну», девочки — в «дочки- матери». Наблюдая за детьми во время игры, можно судить о взаимоотношениях в их семье. Изображая работу родителей, дети учатся подметать и пылесосить пол, стирают кукольное белье. В каждой игре есть своя изюминка, которая определяет ее педагогическое значение, её содержание, закрепляет интерес к новым знаниям.
Влияние искусства и художественной литературы на формирование личности ребенка очень велико. Дети подражают героям книг, воплощающих действия в игре.
Для физического и общего развития ребенка большое значение имеют игры на свежем воздухе. На свежем воздухе дети с большим удовольствием чередуют подвижные игры с творческими. При этом дети играют в песочнице, строят сооружения из различного материала. А зимой дети с удовольствием строят из снега крепости, башни. Такая смена игр поднимает настроение.
Все игры для детей разрабатываются с учетом игрового материала и правил игры. Чтобы понять, для чего ребенку нужна та или иная игра и на что она направлена, педагогом ставится цель игры, которая включает в свою очередь два аспекта:
1) воспитательный, т.е. чему игра может научить ребенка;
2) познавательный, который подразумевает объем информации и форму ее подачи.
В обоих случаях цель игры должна формироваться не просто как передача навыков, а как развитие способностей ребенка. Игровой материал также является необходимым атрибутом: он нужен для продуктивного обучения и развития детей.
В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т.д. Дети дошкольного возраста усваивают знания гораздо успешнее в игре, чем на занятиях. Им понятен смысл игры, они заинтересованы ею. Дошкольники не замечают трудностей в игре, сами находят правильное решение в игре, они проявляют интерес к роли ведущего персонажа. В дошкольном возрасте необходимо обучать играм, связанными с жизненными ситуациями.
Игра развивает и радует ребенка, делает его счастливым. В игре развивается его воображение, фантазия, следовательно, создается почва для формирования инициативной, пытливой личности.
Игра имеет важное значение в жизни ребенка. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.
Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста
2 Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра. Игра- наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
3 В игре формируются все стороны личности ребёнка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой более высокой стадии развития. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях всё то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Игровую роль дети выбирают в соответствии со своими интересами, своими мечтами о будущей профессии. В игре ребёнка формируются общие представления о значении труда, о роли различных профессий. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности.
4 Игры, придуманные детьми — Салон красоты — Кафе — Деревенская улица — Ателье — Ферма — Почта и т.д Для того, чтобы изготовить атрибуты к новым играм мы пользуемся технологией «Мастерилки»
5 Алгоритм проведения мастерилки 1.Мотивация изготовления новой игры 2. Уточнение особенностей внешнего вида игры и игровых атрибутов 3. Совместное с детьми планирование предстоящей работы: — Что будем делать? — В какой последовательности? — Какое оборудование и материал понадобятся? 4. Распределение обязанностей 5. Изготовление игры 6. Обговаривание или придумывание правил игры 7. Обыгрывание
6 Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности
Психологами проведено множество исследований, посвященных детской игре и утверждающих ее особую значимость для общего развития ребенка, причем не только в плане формирования его активности.
Так, С. Л. Рубинштейн (1889–1960) отмечал, что суть игры заключена в способности преобразовывать действительность, отражая ее; мотив же состоит не в конечном результате, а в процессе игры, поэтому она сопоставима с высшими формами творчества. Д. Б. Эльконин (1904– 1984) выдвинул гипотезу об историческом характере возникновения игры. Он полагал, что игра возникла на определенном этапе исторического развития из противоречия между желанием ребенка активно участвовать в жизни взрослых и невозможностью достигнуть этого прямым путем.
Можно выделить основные линии в развитии детской игры.
- 1. От бессюжетных игр к сюжетным: если игры маленьких детей содержат только ролевые действия, например, покормить или искупать куклу, то позже в их играх появляются бытовые, а следом и социальные сюжеты.
- 2. Стимуляция: сначала игра стимулируется игрушками, т.е. видя игрушки, ребенок начинает играть в определенные игры. В середине дошкольного детства появляется способность к автостимуляции, т.е. сюжет игры определяется желанием ребенка.
- 3. От отдельных ролевых действий к ролевым образам – сначала семейным (мама, ребенок), а потом и социальным (шофер, врач).
В отечественной психологии уделяется большое внимание изучению развития в игре символизма, т.е. использования предметов-заместителей и принятия ребенком ролей и правил.
Игровое замещение предполагает изменение структуры предмета в соответствии с приобретенным новым значением, например, горлышко от бутылки становится пастью волка, а кубик – машиной или кроваткой. По мере взросления ребенка появляется способность переходить к играм в воображении.
Принятие ролей начинается с этапа предметных действий, при этом роль ребенок не называет и часто не осознает. В сюжетной игре появляется способность к называнию роли, к примеру: "Я – мама". Сначала для этого требуется предметная маркировка, скажем, фартук для роли мамы. Позже ребенок ограничивается словесной маркировкой роли, а потом ему не требуется и это.
Принятие правил тоже меняется с возрастом ребенка. В три года у детей нет подчинения правилам, даже если они их знают. Например, они будут прятаться в одно и то же место, потому что любят прятаться. Позже появляется способность соблюдать правило "надо спрятаться так, чтобы не нашли", но с использованием ролей "кошка не должна поймать мышку". После пяти лет появляется способность играть в прятки с опорой на правила без использования ролей.
В дошкольный период в игре закладывается очень важное умение отстаивать свои интересы, не нарушая интересов других. Иногда это называют умением договориться. Общение друг с другом у дошкольников происходит в основном в процессе игры: они распределяют роли, придумывают сюжет, договариваются о том, кто какие игровые действия совершает. Если задействованы игрушки, то обсуждается, кто какой игрушкой будет играть. Когда игра надоедает, дети ее заканчивают и переходят к другой. Общее во всех названных действиях – их слаженность, приспособленность друг к другу. Ведь, чтобы играть вместе, необходимо предлагать, уступать, договариваться, т.е. уметь приспосабливаться к интересам других детей. Таким образом, только в общении со сверстниками ребенок обучается отстаивать свои интересы, с одной стороны, и принимать во внимание желания других, чтобы уметь играть вместе, – с другой.
К умению приспосабливаться к другим относят и овладение ребенком своими агрессивными импульсами. К четырем-пяти годам у нормального ребенка обычно учащаются агрессивные проявления. У девочек они, как правило, принимают форму обзывательства, препирательства или жалоб взрослым. У мальчиков преобладает физическая агрессия: толкнуть, плюнуть, ударить. Попытки завязать дружеские отношения поначалу тоже сопровождаются агрессивными проявлениями как следствие обид друг на друга. К концу дошкольного возраста, приспосабливаясь к требованиям среды сверстников, агрессивные проявления ослабевают. Дети уже умеют отстаивать свои интересы, не прибегая к агрессии. Хотя не следует думать, что в идеальном варианте агрессия совсем сойдет на нет. У ребенка с высоким уровнем общительности должна присутствовать здоровая агрессивность, и наоборот, полное отсутствие агрессивности, вероятнее всего, говорит о боязливости ребенка или о его эмоциональной неустойчивости.
Аналогично нужно относиться и к конфликтам детей: их не нужно считать показателем неумения общаться и не стоит особо акцентировать на них внимание. Более того, участие в конфликтах ребенку-дошкольнику даже необходимо, поскольку постепенно он вырабатывает конструктивные стратегии их разрешения. Стратегии детей трех-четырех лет в основном импульсивны и удовлетворяют собственные потребности, поэтому дети часто толкают друг друга, отнимают или ломают игрушки, дразнят, обзывают. Дети пяти-шести лет уже принимают во внимание потребности других, могут использовать убеждение и компромисс, однако объяснить на словах причину своих предпочтений чаще всего еще не могут.
Вова, 4 года
- – Вова, у тебя, наверное, много друзей?
- – Ой, много. Только вот Саша теперь не мой друг. Он сломал мой пистолет. А в детском саду я играю с Димкой, Толиком, Сашкой. Ой, нет. Я теперь с ним не играю. Еще есть Лена. Катя, Юля. Юля – это моя невеста. Мы поженимся.
- – А лучший друг у тебя есть?
- – Конечно, это Дима, Толик, Петя, Илюша, Павлик
Ульяна, 4 года и 8 месяцев
Беседую со знакомой девочкой:
- – Ну, а с кем ты дружишь-το в садике?
- – И с мальчиками, и с девочками.
- – Ну, а какой-то один, важный, друг есть?
- – Эрик, – отвечает быстро, – он суп не ест!
- – Суп не ест? – удивляюсь.
- – Да, он ничего не ест.
- – Ну, а почему ты с ним дружишь?
- – Он домики нарисовал, он рисует хорошо.
Дошкольное детство вносит весомый вклад в развитие социабильности, или социальной привлекательности, детей. Если в раннем возрасте формировались только предпосылки этого, то теперь ребенок уже имеет стойкий набор качеств, которые либо делают его успешным в общении, либо создают трудности. Центральным качеством становится умение договариваться для достижения общих целей, в данном возрасте – игровых.
Дошкольники, как правило, очень много времени проводят, играя. Они могут собирать пирамидки или паззлы, играть с куклами, машинками в одиночку или со своими сверстниками. Часто взрослые не воспринимают детские игры всерьез. Они считают, что это бесполезная трата времени. Но ведь это занятие можно сделать для ребенка максимально полезным. Через любую игру дети учатся общаться, познают мир, обучаются различным навыкам, развивают логику, моторику. Поэтому относиться к играм детей дошкольного возраста несерьезно – это крайне неправильная позиция.
Но чтобы процесс игры был максимально полезным для развития, его должны корректировать взрослые. Для самых маленьких родители выбирают абсолютно все игры и игрушки. Именно они, как правило, играют вместе с малышом, учат его, как правильно это делать. Когда ребенок становится старше, он сам может проявлять инициативу, выбирать любимые игры, просить те или иные игрушки. В этом возрасте родители больше являются наблюдателями. Но при том они должны помогать, советовать и объяснять. В любом случае, взрослые оказывают значительное влияние на игры ребенка.
Влияние игры на развитие ребёнка
Играя, дети постоянно развиваются. Некоторые игры способствуют развитию физических данных, другие формируют психику и умственные способности.
Развитие познавательной сферы
Через игры дети во многом познают мир. Они на опыте узнают об основных свойствах разных предметов и веществ, изучают их назначение. Познание мира через игры начинается с самого начала. Это начинается ее до того, как ребенок способен осознанно играть во что-либо. Он просто трясет погремушкой, слыша шум, складывает или бросает игрушки. Часто пробует на зуб различные предметы. Познавая мир, малыш одновременно развивает и свою память, логику. Способность анализировать и мыслить. Эти навыки, если их правильно развить, помогут ребенку лучше учиться в школе.
Физическое развитие
Существуют игры, которые направлены специально на развитие физических способностей. В это время дети осваивают движения, улучшают свои навыки и выносливость. Многие дети просто обожают подвижные игры. Они любят побегать, попрыгать, поиграть с мячом. В детской комнате рекомендуется оборудовать уголок со спортивными конструкциями, чтобы ребенок мог заниматься в течение дня. Во дворе важно стимулировать детей как можно больше двигаться. Это поможет в легкой игровой форме улучшить физические способности, а командная игра научи взаимодействовать между собой.
Развитие образного мышления
Часто во время игры ребенок проявляет фантазию. Он моделирует пространство, наделяет игрушки определенными свойствами, придумывает для них имена и характеры. Дети понимают, что все это не по-настоящему, но во время игры фантики становятся для них настоящими деньгами, а песок – тестом для куличей. Именно в процессе таких игр и развивается воображение ребенка, он учится мыслить самостоятельно и нестандартно. Сегодня существует очень много игрушек, которые имитируют настоящие предметы. Это в каком-то смысле лишает детей возможности проявить фантазию.
Развитие речи и навыков
Когда в игре есть сюжет, а игрушки выполняют роли, ребенок проговаривает их действия и слова. Особенно полезны такие игры в коллективе. Это развивает речь, способность общаться. При этом дети учатся договариваться о правилах, а затем соблюдать их. Эти навыки тоже очень пригодятся им в дальнейшем.
Мотивация
Как правило, в ролевых играх ребенок подражает своим родителям или другим взрослым. Он на время как бы становится взрослым, пробуя себя в той или иной роли. В игровой форме он пытается выполнить те или иные действия. В таких играх просматривается мотивация вырасти достойным человеком, получить образование, чтобы иметь возможность найти хорошую работу, реализоваться в профессии. Чтобы мотивация была правильной, дети должны видеть хороший пример.
Нравственность
Как правило, дети играют между собой по выдуманным сюжетам, но при этом реагируют на действия партнеров по игре по-настоящему. Это может быть радость, благодарность или обида. В это время формируются человеческие качества. Малыш учиться быть смелым, проявлять решительность, доброжелательность. Чтобы человеческие качества формировались правильно, необходим хороший пример перед глазами. Родители должны время от времени наблюдать за игрой, ненавязчиво давать рекомендации и советы.
Эмоциональная сфера
Очень важным компонентом познания мира и развития ребенка является формирование его эмоциональности. Играя, дети должны научиться проявлять поддержку, выражать сожаление, симпатию. Часто сквозь игру можно заметить определенные проблемы. Например, малыш боится чего-то или встревожен. Выявив проблему, и своевременно обратив на нее внимание, ее можно будет решить еще в раннем возрасте. Это поможет ребенку вырасти более уверенным и уравновешенным человеком.
Игра очень важна в жизни ребенка. И чем разнообразнее и интереснее они будут, тем лучше малыш будет подготовлен к взрослой жизни. Поэтому пренебрегать играми своих детей нельзя. Нельзя просто отправить ребенка поиграть с самим собой, чтобы он не мешал. Забота проявляется не только в покупке дорогих игрушек и компьютера. Очень важно наблюдать за тем, как ребенок проявляет фантазию, как взаимодействует с другими детьми и взрослыми, насколько хорошо он развивается физически.
Детская игра – развлечение или развитие?
Каждый родитель знает, как ребенок любит играть. Он увлеченно рассаживает свои игрушки в определенном порядке, а когда приходит время ложиться спать, просит ничего не убирать. Ведь завтра наступит новый день, его пушистые герои снова оживут и их будут ждать невероятные приключения.
Когда взрослые со стороны наблюдают за детской игрой, она вызывает умиление и улыбку, она кажется просто забавным развлечением. Ребенок будто дурачится, бегая по дому с кастрюлей на голове, считая себя солдатом. На самом же деле в таких нелепых, на взгляд взрослых, играх малыш развивается. В игре ребенок, примеряя на себя различные роли, создает модель взрослого мира. Игра, как деятельность, возникает в 3 года и до 7 лет она является ведущей.
Пожалуй, каждая современная мама слышала о развивающих играх для детей. Но не всегда родители понимают роль игры в развитии малыша. Поэтому стоит рассказать о том, как формируется психика дошкольника.
Особенности психического развития ребенка дошкольного возраста
В этом возрасте активно и поэтапно развиваются формы мышления ребенка. Развитие наглядно-образного мышления проявляется в том, что ребенок может представить какой-либо предмет, даже если он не находится в поле его зрения. Так формируется внутренний образ и представление предмета. К примеру, малышу предлагают выложить из спичек квадрат. Вначале он представляет его образно, а затем выкладывает на столе саму фигурку. В подобных играх ребенок воссоздает образы, которые он усвоил.
Затем развивается словесно-логическая форма мышления. Ребенок теперь не только сообщает конкретные факты о чем-либо, но и начинает анализировать, рассуждать над каким-то предметом или событием. К примеру, если поиграть с ребенком в игру «расскажи про животное» и задать вопрос: «Кто такой кот?» Трехлетний малыш ответит примерно так: «Кот – это Мурзик, который живет на даче у бабушки». Дошкольник же скажет, что кот – это животное, которое ловит мышей и любит молоко.
Наряду с мышлением развивается речь ребенка. Она обогащается новыми словами, становится более отчетливой и понятной, ребенок постепенно начинает выстраивать более сложные предложения.
Внимание становится более устойчивым. Если раньше малыш и 5 минут не мог спокойно посидеть, читая книжку, то теперь он буквально часами может рассматривать интересные картинки, рисовать, лепить, с гордостью и радостью показывая родителям шедевры, которые у него получились.
Зачем ребенку игра?
Все вышеперечисленные психические процессы находят свое отражение в игре. Почему именно в игре малыш гармонично развивается? Преимущество игры в том, что она увлекает ребенка, и является естественной деятельностью в этом возрасте. Конечно, существует много различных упражнений на развитие внимания, мышления, воображения, но порой они не понятны малышу, скучны, и он быстро теряет к ним интерес.
К примеру, мы можем сказать ребенку, просто посчитать фрукты, которые лежат на столе. Или предложить малышу побыть в роли поваренка и помочь украсить торт для бабушки. Для этого понадобится посчитать все фрукты, разделить их поровну и придумать, как расположить их на торте, чтобы все уместились, и было красиво. В последнем игровом варианте малышу приходится выполнять несколько задач, в которых задействован не только интеллект, но и воображение. Создано пространство для самостоятельного выбора и принятия решения. Результатом чего, он наверняка будет гордиться. Ведь он смог порадовать бабушку и принял участие в приготовлении подарка наравне со взрослыми, а для ребенка это крайне важно.
Порой родители очень переживают за будущее ребенка и стараются развивать его интеллект как можно раньше. Всевозможные занятия, изучение языков, разнообразные кружки, секции и ожидание того, что малыш будет гением. Но, к сожалению, такое развитие перегружает ребенка. В этом возрасте он еще не способен психически и физиологически осилить огромное количество информации. Получается обратный результат, когда малыш утомляется и теряет познавательный интерес, который заложен от природы. В подобной ситуации основная ошибка кроется в том, что в период дошкольного возраста ребенок развивается гармонично и активно именно в игровой деятельности. Малыш познает мир, изучая его в процессе игры.
Игра охватывает многие сферы развития, и в этом ее большое преимущество. Потенциал игры велик, она также может помочь при диагностике развития. Наблюдая за тем, во что и как играет ребенок, можно приоткрыть дверь в его внутренний мир. Понять, что он любит, а чего боится, как он развивается, есть ли отклонения. На основе таких наблюдений можно создать игру для конкретного малыша. Включая в нее те элементы, которые будут корректировать недостатки в развитии. С помощью специальных игр можно справиться с детской тревожностью, застенчивостью, агрессивностью и пр.
Особенности игры дошкольника
Детская игра занимает ключевую позицию в жизни и развитии ребенка в возрасте 3-7 лет. С ее помощью малыш познает окружающий его мир, учится выстраивать отношения между сверстниками и взрослыми. В игре он проигрывает жизненные ситуации и делает свой собственный выбор.
Как правило, в этот период они копируют поведение взрослых, начинают играть во «взрослую» жизнь (классический пример дочки-матери). Дети буквально примеряют на себя разные социальные роли: вот он злой Бармалей, а теперь добрый кот Леопольд. Ребенок совершает поступки, которым дает собственную оценку. Наблюдая за ребенком во время игры, и анализируя его поведение в каждой роли, можно лучше понять его переживания, страхи и тревоги, особенности взаимоотношений в семье.
В групповых играх ребенок учится выстраивать отношения, знакомится с правилами и учится их соблюдать. Пока только в игре, но в дальнейшем данный опыт он перенесет в реальную жизнь. И вот когда он уже собрал «волшебный чемоданчик» своих знаний, с которым он вступит во взрослую жизнь, приобретенные им в игре умения, помогут реализовывать свой потенциал, расти как личность и быть счастливым человеком.
В старшем дошкольном возрасти значительно изменяется отношение ребенка к: игрушке. Меняется также роль игрушки в играх. Ребенок уже меньше нуждается в готовом образе, представляемом игрушкой. Он способен сам создать тот или иной образ. Он предпочитает сам исполнять роль в игре. Игрушка нужна как материал для выполнения, замысла. Дети предпочитают игрушечную мелочь крупным игрушкам (мелкие фигурки, изображающие людей, наборы поездов и др.). Возрастает требование к комплексности игрушки.
У детей возникает также интерес к поделкам, конструкциям. Сама по себе конструктивная деятельность зарождается в игре, является одной из форм игры. Включение конструктивной деятельности в творческую игру значительно обогащает действенней характер самой игры и реализацию замысла.
В конструктивных замыслах ребенка, несомненно, нужна помощь воспитателя советом, примером выполнить задуманное, но отнюдь не подменять замысел ребенка готовым, решением и не мешать ему «конструировать» игрушки.
Часто воспитатели допускают существенные ошибки в руководстве играми. Вот несколько примеров.
«Тут у меня будет река, а тут мост, — рассуждает мальчик 6 лет. – Мост готов. А как же быть с рекой? Реки нет. Как быть?» Воспитатель наблюдает за ребенком и поспешно вмешивается: «Подойди, Сережа, я дам тебе, голубую бумагу, вот у тебя и речка будет».
В следующий раз ребенок, не раздумывая, как поступить, прямо обращается к воспитателю: «Мне нужно сделать крыло к аэроплану». «Сейчас найдем что-либо подходящее», — отзывается педагог. Ошибка воспитателя в том, что он своими действиями подменяет инициативу ребенка, не дает ему самому мыслить, воображать.
Окончание творческой игры
Окончание игры воспитатель может определить по ее темпу, настроению детей, которое может оказаться или слишком бурным, или слишком вялым. Дети играют в конницу Буденного. Они уже набегались, напрыгались, некоторые устали от бега; еще несколько минут — и игра выйдет за рамки нормального настроения детей. Воспитатель вносит предложение красноармейцам отдохнуть и дать отдых лошадям, как это делают в армии. Всадники спешиваются, проводят коней, чистят их, размещают на отдых, сами отдыхают. В другой раз затянувшаяся игра в «моряков» прерывается песней, дети подхватывают ее, и игра заканчивается.
Конец игры, как и сказки, должен быть эмоциональным. Игра — это тоже эмоциональная сказка. Радость составляет не только основу игры, но и.ее окончание.
Но было бы глубоко ошибочным не воспитывать у детей способность дифференцировать игру от необходимых обязанностей. Если для малышей имеет воспитательное значение переключение в игровой форме от игры к обеду[4], прогулке и т. д., то у старших детей эти переходы малоубедительны и выглядят наивно. Нельзя считать правильным, чтобы ребенок забыл о том, что сейчас время обеда.
Чувство меры должно воспитываться у старших детей и в отношении игр. Время игры должно быть согласовано с общим режимом. Игра может быть перенесена на другое время, как этого хотят дети, но, продолжая игру, переносить ее на бытовые моменты жизни детского сада неправомерно.
Разновидности творческих игр старших дошкольников
При правильном руководстве творческие игры детей старшего дошкольного возраста становятся богатыми и развитыми по содержанию. Тематика игр приобре-
тает большое разнообразие за счет обогащения представлений ребенка.
Творческие игры приобретают разнообразный характер и по своему настроению. Отдельные элементы игр приобретают доминирующий характер, образуя разновидности творческой игры. Постепенно выделяется самостоятельный тип строительно-конструктивной игры (с игрушками), ролевой игры с драматизацией, игры — драматизации по готовому тексту.
Организация игр
Творческие игры требуют сосредоточенности и поэтому должны проходить в моменты, наиболее отвечающие настроению детей. В детских садах лучшим временем является час сбора детей, часы прогулки и время после сна. В отличие от игр дидактических и подвижных, легко укладывающихся в 15—20 минут, творческие игры, как правило, требуют более длительного времени. Как показывают наблюдения, общая длительность игры занимает 20—40 минут времени, причем у 3—4-летнйх. в этот промежуток времени происходит несколько отрывочных игр, более старшие дети успевают развернуть 1—2 связных сюжета. Один и тот же сюжет игры может распространяться и на более длительное время, так как дети любят возвращаться к старым излюбленным темам.
Место для игры должно быть таким, чтобы дети могли построить необходимые сооружения. Прекрасным местом для таких игр будет площадка, лужайка. Группе играющих детей иногда нужна целая комната, но часто дети любят укромные уголки. Использование более ограниченного пространства вызвано, по-видимому, усилением иллюзии некоторых игр. Поэтому в детских садах строятся домики, специальные легкие перегородки, комбинируя которые ребенок получает наиболее удовлетворяющую его площадь, постройку. Но все же не нужно этим злоупотреблять. Следует проводить игры и на полу.
Л.С. Выготский настаивал на ведущей роли взрослого в игре ребенка. Он указывал на необходимость помощи ребенку в решении проблем, возникающих в "зоне ближайшего развития, что имеет обучающее значение. Процесс развития ребенка, сопровождающийся усложнением его игровой деятельности, должен быть обеспечен адекватными изменениями роли взрослого в детской игре.
С первых месяцев жизни взрослый должен инициировать игру, которая сначала носит характер эмоционального вовлечения через стимуляцию по разнообразным каналам: тактильному, зрительному, слуховому, проприорецептивному, вестибулярному.
По мере дальнейшего психического развития ребенок начинает исследовать предметы руками. Одновременно возрастает ответственность взрослого за обогащение предметной среды малыша. При этом взрослый должен действовать как посредник, поддерживающий взаимодействие ребенка с материалами. Следующий этап в развитии ребенка связан с совершенствованием представлений, подражательной и исследовательской активности. В обязанности взрослого включается организация символического общения, обыгрывание специфических действий с предметами. Не меньшее значение имеет поддержка игры с пластическими материалами, водой, блоками и т.п., что отвечает нуждам творческого развития, самовыражения и самоконтроля.
Появление у ребенка отсроченного подражания может служить сигналом для взрослого: "пришло время сюжетной игры". Родители могут теперь превратить детский уголок в игрушечную комнату. Диалог "за двоих", кукольный театр, драматизация на куклах социального взаимодействия–вот некоторые новые обязанности взрослого как партнера ребенка по игре.
С развитием самосознания, происходящим в период второго возрастного кризиса, ребенок подходит к новому этапу игровой деятельности. Он начинает участвовать в сюжетно-ролевой игре, затем самостоятельно придумывать сценарии игр–драматизаций. Взрослый может участвовать в такой игре непосредственно, предлагая свои идеи и знания. Однако важно поддерживать инициативу малыша.
Итак, роль взрослого в детской игре может меняться в зависимости от ситуации. Взрослый может быть: "источником ресурсов", обеспечивающим игровыми материалами; организатором игровой среды; наблюдателем, помощником, партнером по общению и игре, посредником, инициатором игры.
Для детей важна не только сама игра, но и то, как именно ее предлагают, ведут и оценивают значимые для них взрослые – педагоги и родители. В связи с этим в качестве основных условий, определяющих тактику реализации игровых программ, выступают педагогическая целесообразность и максимальная естественность поведения.
Во многих играх дошкольников позиция взрослого состоит не столько в непосредственном участии, сколько в создании условий, определяющих правильное отношение детей к игре (создание игровой атмосферы, тщательное разъяснение содержания и правил игры, корректная помощь в распределении ролей между игроками, адекватный подбор игрового материала и оборудования и т.д.). Создание у детей мотивации к игре.
Создавая коллективные взаимоотношения в игре, руководитель должен стремиться, чтобы дети играли дружно, помогали друг другу, проявляли навыки взаимовыручки, не ссорились, не смеялись над проигравшим.
Общей рекомендацией взрослому при проведении игр любого вида является создание и поддержание у детей особого – игрового – эмоционального состояния. Несмотря на то что помимо радости и гордости играющие могут испытывать иногда чувства огорчения и обиды, в ходе игры важно корректно, но настойчиво поправлять ошибки игроков, при необходимости – разумными способами поддерживать их дисциплину, не допускать пререканий и грубости, постепенно воспитывая у детей выдержку, чувства справедливости, товарищества и взаимовыручки, настойчивости в достижении цели.
Сюжетно-ролевая игра появляется в деятельности ребенка не сразу. Она проходит ряд последовательных этапов развития. Раскроем игру в развитии.
1. Т.А. Куликова выделяет следующие этапы развития игровой деятельности, которые по ее мнению, представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый этап– ознакомительная игра. Ее содержание составляют действия-манипуляции, которые ребенок совершает вместе со взрослым, исследуя свойства и качества предметов.
На втором этаперазвития игровой деятельности появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. На этом этапе внимание ребенка обращают на свойства игрушек и учат его действовать в соответствии с ними: катать шарик, складывать в коробочку мелкие игрушки; учат соотносить предметы по форме, по физическим свойствам. Для становления сюжетно-ролевой игры важно научить ребенка обобщать действия, то есть переносить усвоенные действия с одного предмета на другой.
Третий этап– сюжетно-отобразительная игра. Этот этап развития игры относится к концу первого – началу второго года жизни. Дети начинают активно отображать впечатления, получаемые в повседневной жизни (баюкают куклу, кормят мишку и т.д.).
2. На основе глубокого изучения сюжетно-ролевой игры детей 3-7 лет, Д.Б. Эльконин выделил и охарактеризовал четыре уровня развития игры, которые, по его мнению, являются и стадиями ее развития.
Первый уровень.Содержание игры – действия с предметами, направленные на соучастника игры.
Роли есть, но они определяются характером действий, а не определяют действия. Как правило, роли не называются.
Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Игра со стороны действий ограничена только актами кормления, которые логически не перерастают в другие, следующие за ними действия, так же как и не предваряются другими действиями.
Второй уровень.Содержание игры – действия с предметами, но на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.
Роли называются детьми. Намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации действий, связанных с данной ролью.
Качество действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного типа действий. Логика действий определяется жизненной последовательностью, т.е. их последовательностью в реальной действительности.
Третий уровень.Основным содержанием роли становится выполнение роли и вытекающих из нее действий, среди которых начинают выделяться специальные действия, передающие характер отношений к другим участникам игры.
Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. Логика и характер действий определяются взятой на себя ролью.
Действия становятся разнообразными. Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью, выполняемой товарищем, но иногда прорываются и обычные внеигровые отношения.
Четвертый уровень.Основным содержанием игры становится выполнение действий, связанных с отношением к другим людям, роли которых выполняют другие дети.
Роли ясно очерчены и выделены. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Речь носит ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, кому она обращена.
Действия развертываются в четкой последовательности, строго воссоздающей реальную логику.
Сложно переоценить роль игры в воспитании ребенка, особенно дошкольного возраста. Родители могут использовать игру для развития важных для ребёнка качеств.
Никто не станет спорить, что если нам интересен какой-то вид деятельности, мы сделаем работу гораздо быстрее и с лучшим результатом, чем выполняя скучное задание. Это правило работает и для взрослых, и для детей. Причём для детей даже в большей степени. Малыш не может, как взрослый, мобилизовать себя к труду силой воли или дополнительной мотивацией (премией, например). Если мы хотим вовлечь в какую-то деятельность дитя, лучше предложить ему…поиграть. И тогда помочь маме, научиться чему-то новому, ребёнку будет значительно интереснее.
Что даёт игра?
Для мам и пап окружающий мир кажется понятным, а малышу только предстоит разобраться во всех его коллизиях. Играя в профессии, он может прикоснуться к взрослой жизни, попробовать стать смелым, сильным, ответственным. Общаясь в игре, учится уступать и контактировать с другими ребятами.
Взрослый человек может использовать такую игру для развития важных для ребёнка качеств.
Например, ответственности. Если ваш малыш играет в больницу, вы можете сказать ему, что больным пора отдыхать, набираться сил, что это важно для них. Если он лётчик, напомнить, что ему нужно хорошо выспаться, ведь он отвечает за жизнь многих людей. А потом и в реальной жизни вы заметите, что вам стало проще уложить малыша спать. Он станет лучше понимать ваши требования.
Если вы играли в детский сад, стоит поговорить с дочкой или сыном на тему каким должен быть хороший воспитатель. Если тушили пожар, обсудить профессиональные качества пожарного или спасателя. Расскажите малышу, чему учится артист цирка, например, или астролог, чтобы освоить свои профессии.
За игрой в дочки-матери стоит обсудить, какой характер присущ его кукольной маме или кукольному папе. Какие качества можно назвать хорошими, а какие — плохими. В будущем это поможет девочкам стать женственными и хозяйственными, а мальчикам – смелыми, сильными и ответственными.
Если дети что-то строят в игре, это можно считать первой ступенькой их подготовки к труду. Музыкальные игрушки развивают дыхание, слух и помогают в становлении речи.
Подвижные упражнения полезны для здоровья. Развивают ловкость. Особенно хорошо организовывать их на свежем воздухе. Если кто-то из ребят слишком застенчив, постарайтесь вовлечь его в общую игру, перебороть стеснение.
Иногда нам только кажется, что развлечение – это бессмысленно потраченное время. Роль игры в развитии ребёнка дошкольного возраста переоценить трудно, дети не просто играют, они учатся жить, понемножку становятся взрослыми.
Учим алфавит, развиваем внимание
Развлекаясь, малыш думает только об игре. Он не ставит перед собой задачу что-нибудь изучить, освоить новое. Но запомнить какую-то букву, например Е, ему будет гораздо интереснее, если вы предложите сделать это в игре. Попросить малыша хлопать в ладоши, когда он её услышит. А далее произносите любые слова. Например:
- сосна
- рябина
- Е ль
Сначала выделяйте искомый звук голосом, произносите слово нараспев. Ребенок, должен услышать его и отреагировать хлопком. А мама или учитель, похвалить малыша. Также и с другими буквами, например, И:
- ромашка
- роза
- И рис
Когда малыш научится легко определять букву в начале слова, можно усложнить задачу и запрятать её в серединку. Ищем букву А:
- свитер
- брюки
- пл А тье
Изучая буквы, можно заодно запоминать и названия групп предметов: это деревья, а это цветы, а вот одежда. Задействовав в игру картинки, разнообразить её и закрепить уже усвоенное. Попросите ребёнка из всех карточек выбрать посуду или изображения домашних птиц. Можно попробовать развивать внимание. Например, из пяти-шести картинок одежды незаметно убрать одну и спросить у малыша, какой карточки не хватает?
Учимся считать
Если в игре одновременно участвует несколько детей, можно использовать мяч для закрепления навыков счёта. Взрослому человеку стоит встать в кружок вместе с ребятами и договориться о правилах. Поймавший мяч, должен продолжать считать не прерываясь. Нужно постараться, чтобы мяч оказался у каждого из ребят и всем пришлось считать вслух. Когда дети с легкостью будут выполнять это упражнение, можно усложнить условия. Например, мальчики ловят мяч и ведут обратный счёт, а девочки – обычный. Подобных игр довольно много и они, определённо, дают положительный результат в освоение знаний.
Роль взрослого
Если взрослый человек правильно оценивает роль игры в развитии дошкольника, он может и должен оказывать содействие на начальном этапе игры. Помогать организовать её. Если эмоциональный фон кажется вам агрессивным или каким-то однобоким, вы можете добавить в игру новых впечатлений, перевести её в другое русло. Играя с детьми, вы и сами получите положительные эмоции. Детство проходит быстро, не упустите возможность ненадолго вернуться в эту прекрасную пору и подарите малышам радость общения и познания через игру.
Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Перефразируя известное стихотворение С. Михалкова про маму, скажем: «Игры разные нужны, игры разные важны…». Потому что роль игры в развитии ребенка огромна! Определения понятия «игра» единого до сих пор не выработано наукой и практикой. Игра – это вид деятельности и форма занятий, это жизнь как она есть и имитация жизни, это соревнование и конструирование и т.д. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования. Ребенок в игре познает мир и людей через заменители, модели реальных предметов – игрушки.
Какова роль игры в развитии ребенка раннего возраста?
Для ребенка от года до трех игра – это манипулирование с предметами. Через игру с предметами ребенок познает окружающий предметный мир. Играя на кухне, пока мама готовит, ребенок узнает назначение различной кухонной утвари и названия любимой (или нелюбимой) еды. Играя с мамой в развивающие игрушки (пирамидки, вкладыши, кубики и т.д.), развивается и мелкая моторика ребенка, и мышление, и память, и внимание. А еще такая игра учит общаться по поводу игрушек и выполняемой деятельности, радоваться успехам, упорно добиваться результата, выполнять указания взрослых, соотносить свои действия с действиями родителей.
Какова роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста?
Для дошкольника игра является самым важным видом деятельности. В этом возрасте ребенок живет в игре. Кроме игры с предметами в этом возрасте появляется другой нужный вид игры – сюжетно-ролевая игра. Это игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета) , собственно игровые действия, выбор и распределение ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т.д. Например, это игры в «дочки-матери», «магазин», «больницу», «школу». Основная задача такой игры – правильно «играть роль», т.е. соответствовать образцам поведения взрослых. Эти игры – прямое отражение того, что дети видят в своей повседневной жизни. Одна девочка, играя роль мамы, нежно поглаживает ребенка перед сном, а другая – кричит на него за разлитый на стол чай.
Именно в сюжетно-ролевых играх развиваются такие важные для ребенка качества, как умение управлять своим вниманием и памятью, запоминать и придерживаться правил, планировать свою деятельность и предвидеть результат, развиваются наблюдательность и воображение. А еще сюжетно-роевая игра – это огромное поле для проявления ярких эмоций дошкольника, а также возможность посмотреть на мир глазами другого, что важно для преодоления детского эгоцентризма.
Итак, какова роль игры в развитии ребенка? Огромна! Масштабна! Поэтому не надо смотреть на игру как на забаву или пустое времяпрепровождения, по принципу «чем бы дитя не тешилось…».
Игра в жизни ребенка играет роль основного инструмента развития и воспитания (со стороны родителей) и почвой, основой, тканью самой жизни (для самого ребенка). Чтобы ребенок развивался в игре, нужно избегать чрезмерной опеки ребенка и предоставлять ему больше пространства и самостоятельности. Дети, у которых стремление к самостоятельности развито недостаточно, не умеют играть или играют неохотно, мало и плохо.
Какова роль игры в развитии ребенка? Играйте с ребенком всерьез – и Вы это узнаете.