Недостатки в развитии речи у детей дошкольного возраста — это распространенная проблема в наше время. Дети неохотно начинают говорить, поэтому с ними нужно заниматься: тщательно прорабатывать технику речи, ставить произношение звуков, исключать дефекты, развивать навыки ораторского искусства и учить складно выражать свои мысли.
Занятия по развитию речи в 2-3 года в центре «Паллада»
В центре развития «Паллада» на программе «Вырастай-ка» наш педагог Елена Сальникова занимается речью с малышами от 2 лет. Она совмещает в часовом занятии полезные и увлекательные упражнения и игры на развитие моторики, артикуляции, памяти, внимания и воображения.
На каждом занятии дети выполняют упражнения по артикуляционной и дыхательной гимнастике и занимаются логоритмикой. Развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи, поэтому особое внимание мы уделяем гимнастике пальцев.
Уже в 2-3 года ребенка можно приобщать к изучению букв, поэтому каждое занятие включает в себя раздел «Знакомство с буквой»: дети изучают одну из букв зрительно и на слух, лепят ее из пластилина или рисуют.
На занятиях по развитию речи дети 2-3 лет учатся реагировать на обращения, отвечать на вопросы и строить диалоги друг с другом. Все упражнения проходят в игровой форме и строятся на любимых детских образах из сказок и мультиков.
В рамках игровых занятий по развитию речи дети 2-3 лет обсуждают картинки с их любимыми персонажами, инсценируют различные ситуации с их участием, разыгрывают сценки с репликами и диалогами.
Занятие по развитию речи на программе «Вырастай-ка» построено по принципу частой смены деятельности. Так ребенку не успевает надоесть то или иное упражнение, и он остается увлеченным в течение всего процесса. Такой принцип направлен и на развитие памяти и внимания у ребенка. Мы учим детей сосредотачиваться, запоминать новую информацию и концентрироваться на одном деле. Сначала в течение нескольких минут, а потом и больше.
Игры для развития речи в 2-3 года
— Игра «Назови ласково»
Детям говорят какое-либо слово и просят, чтобы они назвали его уменьшительно-ласкательную форму. Или называют животное, чтобы дети сказали, каким слово можно назвать его детеныша (кот — котенок, слон — слоненок и прочее).
— Игра «Назови лишнее»
Педагог показывает ученикам несколько картинок на одну тему, одна из них к этой теме не относится. Дети должны назвать то, что изображено на этой картинке.
Диагностика развития речи детей 2-3 лет
Помимо программы «Вырастай-ка» в нашем центре развития проводятся занятия с Логопедом (как индивидуально, так и в группах). Он также работает над постановкой звуков и исключением дефектов.
Важно понимать, что данный возраст ребенка — это время, когда формируются основы его грамотной и красивой речи. Чтобы он успешно развивался в будущем, необходимо заложить прочный фундамент знаний и навыков. Грамотное совмещение физических и интеллектуальных упражнений, игр и практических занятий позволяет ребенку развиваться без переутомления и стресса. В итоге ребенок правильно и легко говорит, умеет общаться и раскрепощается в социуме.
Занятия по программе «Вырастай-ка» проходят на Бардина, 48а (Юго-Западный район) по вторникам и пятницам с 12.00 до 12.50.
Педагог: Сальникова Елена -Музыкальный педагог-психолог первой категории – имеет 2 образования: высшее психологическое, среднее специальное – музыкально-педагогическое.
На Садовой, 7 (Пионерский район) — по понедельникам и четвергам с 11:50 до 12:40.
Педагог: Обухова Юлия — Семейный и детский психолог, арт- терапевт, Член Профессиональной Психотерапевтической Лиги.
Звоните и узнавайте подробности по телефонам +7 (343) 235-74-00 (Юго-Западный филиал) и +7 (343) 286-61-59 (филиал на Пионерском).
В этом посте мы с вами поговорим о нормах развития речи с 2 до 3 лет, а также выясним, что такое задержка речевого развития и как ее опознать.
С 2 до 3 лет у малыша идет интенсивное развитие речи, совершенствуется диалогическая речь, он начинает много говорить, легко запоминает стихи, простые сюжеты сказок, может объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел и слышал. Речь его становится более выразительной. В разговорной речи начинают появляться различные глаголы, имена прилагательные, союзы и наречия, появляются простые двухсловные предложения. К двум годам нормой как для девочек, так и для мальчиков является наличие в их словаре не менее 50 слов. К этому возрасту малыш должен понимать обращенную к нему речь взрослых и уметь составлять простые предложения из 2-3 слов. Фактически большинство детей в этом возрасте знают намного больше слов и реальный словарный запас доходит до 300 отдельных слов. К 2,5 годам ребенок начинает строить развернутые предложения из 3-4 слов. А уже к концу третьего года жизни малыш употребляет распространенные предложения, почти все части речи, то есть начинает овладевать речью-описанием.
Когда же он приближается к трёхлетнему рубежу, то он свободно манипулирует 1500 или даже чуть большим количеством слов.
НАПРАВЛЕНИЯ развития речи ребенка в 2 года практически не отличаются от направлений, по которым стимулируется речь с 1 до 2:
1. Игры на расширение пассивного (нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать нас и окружающий мир) и активного словаря (слова, при помощи которых ребенок общается)
2. Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний.
3. Игры на тренировку слухового внимания и фонематического слуха помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис).
4. Продолжаем работу над правильным речевым дыханием (чтобы речь плавной, регулировать громкость голоса).
5. Включаем игры на развитие мелкой и крупной моторики
6. Занимаемся развитием артикуляционной моторики (что даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются).
Чтобы речь у детей 2-3 лет соответствовала возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать её развитие.
Основные ЗАДАЧИ, стоящие перед родителями в этот период:
— показывать пример чёткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребёнка неправильно произносимые им слова.
— помогать с накоплением активного и пассивного словаря.
— учить ребёнка строить фразы, задавать вопросы.
— совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
— использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки
ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)
Это медленные темпы освоения норм родного языка детьми. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек. Заключение ЗРР ставится специалистами до 3 лет.
Задержка развития речи возникает из-за двух основных причин: органической (биологической) и социальной. Первая подразумевает наличие патологического фактора внутри организма, приводящего к нарушению общения (например, недоразвитие речевых зон, проблемы со слухом, аутизм). Задержка речи при этом объясняется либо нарушениями в нервной системе, либо нарушением в самом речевом аппарате (например, неправильный прикус, короткая уздечка, массивный язык и пр.)
О социальной задержке говорят, когда существует проблема вне организма, а именно в окружении. Такое состояние возникает на фоне нормальных, соответствующих возрасту умственных способностей ребенка без какой-либо патологии. Появлению задержки речевого развития способствуют, в первую очередь, окружение малыша и особенности общения родителей. В таком случае проблема в неправильном речевом воспитании ребенка (гиперопека и невостребованность речи, избыточный поток информации, которая не соответствует возрасту ребенка и пр.)
Также на речь могут повлиять психологические причины (испуг, ссоры и скандалы в семье).
Что должно насторожить родителей в поведении малыша:
— с года ребенок не отзывается на своё имя, не тянется к взрослым, которые зовут его на ручки (включая маму и папу), не показывает пальчиком знакомые объекты, когда их называют взрослые
— невозможность в 1,5-2 года на слух выполнить простое задание (действие, показ и т. д.)
— отсутствие самостоятельных слов в возрасте 2-х лет, малыш даже не пытается подражать речи близких
— после 2 лет не задает вопросы «что это?»
— неспособность соединения слов в простые фразы в возрасте 2,5-3-х лет
— полное отсутствие собственной речи в 3 года ( или ребенок употребляет в речи только заученные фразы из книжек, мультфильмов и пр.)
— преимущественное использование ребенком неречевых средств коммуникации (мимики, жестов)
— не сопровождает свои игры с игрушками речью, лепетными словами, слогами и звуками
— стремится решать все свои проблемы самостоятельно, избегая любого проявления речи, контактов со сверстниками
— присутствует моторная неловкость, трудности переключения с движения на движение, плохо дается рисование и лепка.
До трёх лет ребенок не способен на 100% употреблять слова грамматически правильно итем более строить полноценные развернутые предложения, зато способен словами выражать свои желания, звать родственников и комментировать увиденное. Лепетные слова, такие как «кака», «гав-гав», «ляля» и пр. считаются за полноценные слова и дают основание подождать несколько месяцев, прежде чем обращаться к специалистам за помощью.
Далее мы рассмотрим игры и упражнения по направлениям развития речи и поговорим о том, с чего начать развивать речь не говорящего малыша
Замечено, что девочки овладевают речью немного ранее мальчиков, но это не обязательный факт. Дети могут говорить отдельные слова, постепенно переходя к предложениям, а могут сразу начать говорить короткие фразы. Развитие речи зависит от пассивного и активного словарного запаса детей двух лет, в который входят около 200-300 слов. Дети активно пользуются простыми словами, облегченными их вариантами и короткими предложениями «дай лялю», «папа пришел» и тд.
В целом, сколько слов говорит ребенок в 2 года, напрямую зависит от того, насколько активно с ребенком говорят, стимулируют его физическое, умственное и речевое развитие. В целом, речь малыша вполне понятна родителям, которые говорят с ним ежедневно, но он глотает буквы и слоги, произносит слова неправильно. Ваша задача, поправлять ребенка и произносить слова отчетливо и правильно. Неверным будет общение с ребенком на его языке с сюсюканьем и коверканьем слов. Говорите с ребенком правильно, чтобы он изо дня в день слышал и усваивал правильную речь. Если имеются затруднения в слове, повторите с малышом его несколько раз.
Но что должен говорить ребенок в 2 года, чтобы стояние его речевой функции соответствовало норме? Малыш должен говорить о себе «я», называть свое собственное имя, как зовут родителей, близких родных. Он должен называть предметы в доме, названия животных и как они говорят, прощаться и здороваться. Также малыши должны говорить короткие предложения из двух-трех облегченных слов, а также учиться говорить прилагательные – «большой», «мягкий» и тд.
Задержка речевого развития у детей 2 лет
Часто мамы и папы жалуются врачам, что ребенок в 2 года мало говорит. Обычно это происходит потому, что они сравнивают своего малыша с соседским двухлеткой, который может говорить четче, больше и активнее. При этом часто забывается, что речь – это индивидуальный навык, который может различаться даже у детей, которые имеют разницу в два-три месяца рождения. Естественно, что дети в начале своего двухлетия говорят меньше и хуже, чем те, кому скоро исполнится три года. Зачастую, если родители хорошо понимают потребности и предугадывают их, тогда ребенок в 2 года просто ленится разговаривать. Тогда стоит стимулировать малыша к речи, делая вид, что вы не понимаете, что вам показывает кроха. Просите его объяснить словами, стимулируйте его на повторение слов за вами.
Зачастую причинами того, почему ребенок в 2 года плохо говорит, могут стать общее отставание в физическом и нервно-психическом здоровье, длительные болезни, эмоциональные стрессы, недоношенность. Тогда по мере того, как малыш окрепнет и догонит сверстников в развитии, нормализуется его речь. Однако, если вы обеспокоены, что малыш мало общается, стоит обратиться к врачу и выяснить причины задержки речи у ребенка 2 лет. Обычно это бывают индивидуальные особенности крохи, к концу второго года подавляющее большинство детей начинает активно говорить. О задержке речи у ребенка 2 лет можно говорить тогда, если ребенок не говорит практически никаких слов, только звуки, не понимает обращенной к нему речи, мало эмоционален и отстает в развитии по другим показателям. В этих случаях требуется помощь невролога, который проведет подробное обследование и назначит терапию. Это могут быть как медикаментозные, так и физиотерапевтические методы, массаж и активные развивающие занятия.
Развитие речи ребёнка в 2 года. Научить знакомиться с ребятами на. Проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же. Важно включать в речь.
Речь – важнейший инструмент человеческого общения. Начало речевой деятельности связано с появлением активного говорения. К первому году жизни активный словарь ребенка может составлять от трех до пятидесяти слов: это время накопления пассивного словарного запаса.
К двум годам словарь активно пополняется, малыш начинает выстраивать первые простые предложения. Что касается количества используемых слов, то единой нормы не существует. Каждый малыш развивается индивидуально, и часто упоминаемая норма в 200-300 слов не может считаться обязательной. Кто-то имеет в активном запасе пятьдесят словоформ, а кто-то использует больше тысячи слов. Если физическое и психическое здоровье малыша в норме, переживать по поводу небольшого словарного запаса не стоит.
Но это не значит, что речь не нужно развивать. Именно речь ребенка наряду с интеллектуальным и физическим развитием должна стать основной задачей родителей и педагогов.
Особенности речевого развития крохи 2 лет
Первые попытки двухлетнего малыша связать слова в простейшие предложения «Нет дома сока», «Мама ушла» радуют родителей. Однако нужно обращать внимание на неправильно произношение или «проглатывание» звуков, поправляя чадо, давая ему четкий артикуляционный образец. Если этого не делать или, хуже того, сюсюкать с малышом, неправильное произношение закрепится, потребуется переучивать малыша, заниматься с логопедом.
Особенностью речевой деятельности в этом возрасте является то, что ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Он знает простейшие формулы вежливости и умеет правильно использовать их. Может описать простые предметы, внешность знакомого человека, свои действия, ощущения, прочесть одно-два четверостишия, рассказать сказку.
Задачи развития речи у детей 2-3 лет следующие:
- научить малыша говорить о себе в первом лице, использовать личные местоимения «я», «мы», «ты», «он»;
- строить правильные фразы;
- правильно изменять формы глаголов по лицам и числам;
- правильно произносить согласные «р», «м», «л».
Работать над речью можно только в игровой форме. Например, совместная деятельность поможет освоить глагольные премудрости («Я рисую домик, ты рисуешь домик, бабушка тоже рисует домик!»). Игра с куклами-животными прекрасно тренирует логическое и образное мышление, а «озвучивание» игрушек помогает отрабатывать звуки («Как говорит собачка? Р-р-р-р!», «Индюк бормочет: «Бу-бу-бу!»).
Важно начать и социализацию малыша: научить его знакомиться с ребятами на детской площадке, задавать вопросы и отвечать на них. Каждая совместная прогулка – это драгоценное время, которое можно и нужно использовать для развития крохи. Вариантов работы множество: описание состояния природы, проговаривание своих действий и чувств, изучение новых предметов, слов, названий, имен.
Способы развития речи
Развивать речь ребёнка в двухлетнем возрасте совершенно необходимо. При этом взрослый должен требовать от себя речевой культуры, так как именно его выражения и интонации будет копировать малыш. Что можно делать?
Способ №1
Создавать речевые ситуации, в которых малыш должен использовать активную речь.
Способ №2
Обязательно выслушивать ребенка до конца, давая ему возможность сформулировать и выразить свою мыль, даже если она понятна взрослому.
Способ №3
Вводить общеупотребительную лексику, заменяя звукоподражания («ко-ко» – курица, «топы-топы» – ботиночки, «мяу-мяу» – кошечка).
Способ №4
Артикулировать слова, добиваясь четкого звучания. Заниматься артикуляционной гимнастикой, тренируя речевой аппарат и формируя правильную воздушную струю. Это совсем не сложно. Простейшие, но очень эффективные упражнения: облизать намазанные медом губы, подразнить свое отражение в зеркале, имитировать цоканье лошадиных копыт, сдувать ниточку с ладошки, выдувать мыльные пузыри, подгонять бумажный кораблик, надувая его «паруса».
Способ №5
Использовать слова всех основных частей речи.
Способ №6
Постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, переводя его из пассивного в активный. Учить сравнивать и обобщать, называть признаки и характеристики: цвет, форму, размер, положение в пространстве.
Способ №7
Читать ребенку вслух, а затем обсуждать прочитанное. Красочные иллюстрации – обязательно условие успешной работы.
Важность речевой практики
Развитие речи детей должно опираться на постоянную речевую практику. Малыш должен уметь ответить на вопрос о том, что происходит или что нарисовано на картинке. Можно проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же от малыша. Важно включать в речь прилагательные, чтобы точнее и ярче выразить мысль.
Если ребенок неохотно слушает книжки, не беда. Ему можно петь песенки, рассказывать сказки, делая участником импровизированных сценок. Прекрасные возможности для развития творческого мышления и речи дают пальчиковые игрушки или игрушки на руку, с помощью которых можно разыгрывать домашние театральные представления.
Необходимо развивать пространственное мышление, вводя в речь ребенка предлоги, наречия, местоимения. Учить сравнивать предметы, используя сравнительные конструкции, а также членить предмет на части и описывать его («Книжка состоит из обложки и страничек. Обложка одна, а страничек много. Обложка толстая, а странички тоненькие!»)
Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему проще общаться, разовьет все виды мышления, придаст уверенности и станет залогом успешности.
Новые нормы развития речи ребенка от 1 до 7 лет
Виктория Краснова врач-невролог, логопед (нейродефектолог, нейропсихолог), остеопат, врач лечебной физкультуры и спортивной медицины, специалист по нарушениям речи
- Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
- Нормы развития речи ребенка в 3 года
- Развитие речи и подготовка к школе
- Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе
Развитию речи ребенка до года родители часто не придают особого значения — ну гулит и гулит. А зря — некоторые нарушения речи можно заметить уже в первые месяцы жизни. Но вот речь ребенка в 2 или 3 года всех уже очень волнует, то и дело слышится: «Ну, когда же он заговорит?». Новые нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет представляет врач-невролог, специалист по нарушениям речи у детей.
Сколько слов должен говорить ребенок в 2 года?
У ребенка от 1 года до 3 лет развитие речи идет стремительно. Основная задача — познакомиться не только с предметами, но и с их назначением: что это, зачем оно? Чтобы разобраться во всем многообразии окружающей среды, ребенку нужно много общения. Малыш может не просто настаивать, а откровенно требовать: объясни! Покажи! Что с этим делать?!
Это необходимый этап развития, и пропускать его нельзя: отвечайте на все вопросы, рассказывайте истории (несмотря на то, что ребенок способен фокусировать внимание очень недолго), учите его говорить с игрушками, с картинками, с домашними животными.
К полутора годам ребенок понимает значение многих слов: в частности, знает части тела, выполняет простые инструкции (пойди принеси чашку) и способен уследить за несложным рассказом по сюжетным картинкам.
Нормальный словарный запас ребенка в 1,5 года — 20 слов, к 2 годам этот показатель удваивается и может достигать 50 слов. В период от полутора до двух лет формируется навык высказывать мысли с помощью простых предложений. Стартовый вариант может содержать лепетные слова, которые потом будут заменяться полноценными (например, «Ваня пипи» — «Ваня пописал»).
Что-то не так? Вот за чем надо последить, когда ребенку исполнился год:
- в арсенале появилось 3-5 слов, и более полугода словарный запас не расширяется, ребенок не подражает, не пытается освоить новые;
- ребенок говорит часть слова вместо целого («дека» вместо «девочка») — это нормально на этапе освоения. Но не должно войти в привычку: если после месяца-двух повторений слово не «разворачивается» до нужного объема, это повод для коррекционной работы;
- с 2 лет запинки в речи также считаются тревожным сигналом: есть угроза формирования заикания.
Нормы развития речи ребенка в 3 года
В период от 2 до 3 лет словарный запас увеличивается с 50 до 1500 слов, а отрывочные сообщения трансформируются в развернутые предложения. Представляете, с какой скоростью детский мозг «впитывает» и запоминает информацию?!
В возрасте 3 лет ребенок в норме способен слушать устное повествование (сказку) в течение 5-10 минут и следить за сюжетом. Кроме того, к 3 годам активизируется функция бурного словотворчества: ребенок начинает выстраивать несуществующие слова из знакомых частей, объединяя несоединимые корни, суффиксы и приставки. Он начинает искрить смешными детскими словечками типа «кабачка» (помесь кабачка и собаки), «слонух» (слон с подсолнухом) и т.д.
В это же время начинает активно развиваться самооценка, поэтому сообщения от третьего лица («Маша не будет спать») постепенно сменяются высказываниями от первого («Я иду гулять»).
Что-то не так?
- ребенок говорит предложениями, но грубо нарушает грамматическое согласование (вместо «Я не хочу» — «Маша хочет нет»);
- отсутствие сообщений от первого лица: вместо я — все еще собственное имя;
- в процессе говорения кончик языка высовывается между зубами, звуки произносятся в нос.
Развитие речи и подготовка к школе
К 4 годам у ребенка резко снижается словотворчество (изобретение несуществующих слов), и речь все больше начинает напомнить взрослую. Предложение в этом возрасте обычно составляет 5-6 слов, и оно позволяет четко выразить созревшую мысль или задачу. Мышление двигается по пути от замысла к грамматической конструкции.
К 5 годам ребенок должен полностью усвоить обиходный словарь, научиться использовать синонимы и антонимы. К этому же возрасту он обучается правильно выговаривать все звуки. Самый сложный, а потому поздно усваиваемый звук — «р», он имеет право появиться к 5–5,5 годам.
В 6 лет к речевым навыкам добавляется владение производными словами (четко понимает разницу между «заехал», «объехал», «приехал», подъехал» и т.д.), а высказывания представляют собой небольшой рассказ.
7 лет — этап полного овладения родным языком — теперь его можно изучать как предмет, а также осваивать иностранные языки.
Что-то не так?
- снижен бытовой словарь, трудно определить, к какой группе относится тот или иной предмет (фрукты, овощи, одежда и т.д.);
- возникают сложности с подбором простых синонимов (собака — пес, кот — киска, погляди — посмотри), нет понимания антонимов (добрый — злой);
- снижена активность речевого общения, не может связно рассказать о событиях;
- после 5 лет ребенок продолжает «картавить», не выговаривает некоторые звуки.
Зачем первокласснику логопед: нарушения речи и учеба в школе
Проблемы с развитием речи проявляются исключительно в детском возрасте, и последний «шанс» с ними столкнуться — это первый класс. В этот период сложности, «законсервированные» с раннего возраста, могут проявиться дисграфией (нарушение письменной речи) или дислексией (нарушение чтения — мозг не может трансформировать непонятные графические изображения в буквы и, как следствие, правильно прочитать слово).
Как правило, эти отклонения становятся очевидны к концу первого класса. Если ребенку трудно дается овладение грамотным письмом и чтением, он невнимателен (не дописывает окончания, начинает писать со второго слога, путает буквы «д» и «б», «м» и «н» и другие), нет смысла нанимать ему репетитора. Очень возможно, что дело в речевом отклонении, которое корректируется с помощью логопедических занятий.
Статья предоставлена клиникой OsteoPolyClinic
Каждый родитель, у которого появился чудесный малыш, в определенный момент задумается над вопросом правильного развития ребенка. На сегодняшний день существует большое количество информации по развитию детей и в электронной форме и в литературе, множество каналов транслируют передачи для молодых родителей. Одним из важнейших элементов жизни ребенка, является речь и ее развитие. Когда ваш ребенок начинает произносить первые звуки, следует постоянно поддерживать с ним разговор. Речь ребенка 2 лет вам, как родителям, хоть и понятна, однако все равно слышатся неправильное произношение, проглатывание букв, и именно в этом случае взрослым необходимо помогать малышу, правильно произносить слова и фразы. Ни в коем случае нельзя постоянно «сюсюкаться» с вашим крохой, особенно если вы желаете ему донести новое слово, либо озвучить название предмета.
Ребенок в 2 года уже в некоторой мере понимает интонацию голоса, ему можно показывать игрушку и озвучивать голосом зверюшек, так ребенок не только будет запоминать грубые и писклявые голоса животных, но и пытаться повторять их самостоятельно. В этом возрасте ребенок понимает смысл всех слов своих родителей, однако в среднем выговаривает около 200 либо 300 слов, малыш пытается связывать по 2-3 слова вместе, например: «мама пришла!», «машина поехала», «яблоко упало». Речь ребенка 2 лет имеет такие особенности: кроха говорит как бы от третьего лица, либо называет себя по имени. Двухлетние детишки довольно хорошо понимают суть короткого рассказа о каких-либо действиях, событиях, которые с ним происходили, отвечает на некоторые вопросы. Ребенок способен выполнять несколько поручений и просьб взрослых, умеет жалеть, благодарить. Имеет способность дополнять короткие и знакомые стихотворения либо песенки. Неплохо справляется с описанием лица человека, картинки либо другого предмета. У малыша хорошо получается давать оценку самому себе и своим действиям. Малыш отлично знает, что нужно сказать при встрече и прощаясь с детками и взрослыми.
Как развивать речь ребенка 2 лет.
В двухлетнем возрасте большая часть детишек умеет излагать свои мысли, они называют названия предметов, состояния окружающего мира, свои собственные ощущения. Однако именно в этот период родители должны решить одну из главных задач изъяснять грамматические правильные фразы, пополнять запас слов. Чтобы развить речь ребенка 2 лет применяют полезные упражнения.
- Во-первых, необходимо научить малыша воспринимать себя в первом лице, чтобы он понимал что он — это «Я», а так же запомнил такие местоимения как «ты» и «мы».
- Во-вторых, ребенок должен уметь правильно склонять глаголы. Для этого можно поиграть с ним в игру, взять например слово «бегать» и чтобы малыш попробовал сам склонить глаголы по лицам: «я бегаю», «ты бегаешь», «мы бегаем».
- У многих деток есть проблемы с произношением таких букв как «м», «б», «р».
Развитию речи в 2 года помогает и совместная деятельность (игры) ребенка с родителями, можно построить ребенку из конструктора машину или дом, при этом каждое свое действие желательно описывать, время кормления тоже можно не тратить даром, а задавать ребенку вопросы, что он кушает, название продуктов, вкусовые качества и другое, в процессе одевания так же есть возможность научить ребенка называть вещи правильно, своими именами. Можно сказать, что речь можно развивать при каждом удобном случае!
Каждый родитель знает, что развитие речи у мальчишек и девчонок несколько отличается. Девочки намного раньше развиваются, у них быстрее пополняется словарный запас. Мальчики же довольно часть излагают свои мысли на своем языке.
Что делать если ребенок в 2 года не разговаривает?
Прежде всего, необходимо не впадать в панику и не накручивать себе дурные мысли. Если ваш ребенок физически хорошо развивается, не страдает неврологическими заболеваниями, тогда у вас нет причин для волнения. В случае же если ваш малыш перенес тяжелое заболевание, отстает в развитии, не желает повторять за вами слова и буквы, не выполняет ваши просьбы и просто игнорирует их, следует обратиться к специалисту.
Каждый родитель должен уделять больше времени своему маленькому человечку, выходя с ребенком на прогулку нужно рассказывать ему о том, что происходит вокруг, что дует ветер, светит ярко солнышко, моросит дождик и т.д. Чтение стихов, книжек только поможет развить память ребенка, однако при приобретении литературы следует обращать внимание на: иллюстрации, они должны быть яркими, красочными и большими, страницы книги должны быть плотными, чтобы малышу было удобно их перелистывать, в целом содержание книги должно соответствовать возрасту ребенка, быть ему интересным. Не нужно заменять свое общение с детьми на просмотр мультфильмов и других программ с телевизора либо компьютера. В случае же если ваш ребенок проводит более 5 часов в день у экрана телевизора, как результат этого — обеспеченная задержка речи.
Советуем все достижения вашего маленького чуда записывать и фиксировать, ведь это по настоящему чудесные превращения и открытия, появлению которых вы способствовали и приложили массу усилий. Помимо этого, будучи взрослым, ваш сын или дочка наверняка захотят вспомнить свои детские годы!
Учитывая все наши советы, вы с маленького возраста воспитаете грамотного, умного, смышленого ребенка. Эти знания и навыки, которые вы заложите в этот период жизни, помогут ребенку в его дальнейшем жизненном пути, при поступлении в детский сад, либо в школу. Поэтому не ленитесь и больше уделяйте внимания своим прекрасным малышам!
Одним из основных вопросов, который волнует родителей, является определение соответствия уровня развития речи их малыша норме. Наиболее ответственные мамы и папы обращаются к квалифицированным специалистам, однако однозначного ответа на волнующий вопрос так и не находят. Это связано с тем, что особенно в раннем возрасте, когда происходит наиболее интенсивное развитие речи, могут быть неоднозначные результаты. Чтобы можно было контролировать овладение ребенком произносительными умениями, а также понимание обращенной к нему речи окружающих, следует знать приемы изучения этих процессов.
Понимание ребенком второго года жизни названий предметов
В качестве диагностического материала обычно выступают 3-4 игрушки, которые хорошо знакомы ребенку. Это могут быть машинка, мяч, собачка и др. предметы. Начните диагностику с выставлением перед ребенком игрушек. После чего спросите у него, например, «Где мячик?» и т.д. Ребенок должен отыскать по названию все предметы. После этого следует поменять игрушки местами и снова попросить малыша найти их. Задание является успешно выполненным, если ребенок находит не менее трех игрушек. Таким же образом можно предлагать малышу найти предметы одежды, посуды, фрукты и т.д. Главное условие, чтобы ребенку он были знакомы.
Понимание ребенком второго года жизни названий действий
Для диагностики вам понадобятся кукла (или другие сюжетные игрушки, например, курочка, собачка, котик и др.), игрушечные ложка, тарелка и кроватка. Предложите ребенку выполнить следующие игровые действия: «Покорми куклу», «Положи куклу в кроватку». Малыш, который понимает обращенную речь, совершает функционально правильные действия с предложенными игрушками.
Еще одним способом выяснения понимания ребенком названий действий, является выполнение посильных поручений в повседневном режиме дня. Например, можно предлагать ребенку следующие поручения: «Покажи…», «Возьми…», «Найди….».
Понимание ребенком второго года жизни названий признаков предметов
В качестве стимульного материала могут выступать разные в одном признаке, но одинаковые по всем остальным признакам предметы, например, красный и синий мяч, большой и маленький кубик и др. Выставьте перед малышом парные игрушки и предложите ему дать вам конкретный предмет: «Дай синий мяч».
Понимание ребенком второго года жизни несложного рассказа по сюжетной картинке
Для диагностики следует подготовить простые по сюжету картинки, например, девочка умывается, мальчик спит и др. Эти сюжетные картинки (не более 2-3) следует расположить перед малышом и спросить у него, например, «Где девочка умывается?». Нормально развивающийся ребенок показывает на нужную картинку, может сопровождать свой выбор имитационными действиями и речевыми проявлениями.
Овладение ребенком второго года жизни активной речью
Чтобы узнать, как идет развитие активной речи малыша, следует чаще с ним общаться и играть. Кроме этого данный процесс можно изучать при выполнении ребенком заданий на понимание речи.
Малыш в 1 год 3 месяца в процессе взаимодействия со взрослым как в повседневной жизни, так и в процессе игры обычно использует различные лепетные или облегченные слова, например, «бах», «дай», «мама» и др.
Ребенок в 1 год 6 месяцев активно использует звукоподражания типа «би-би», «ам-ам», «тук-тук», «му-му» и др.
Малыш в 1 год 9 месяцев начинает продуцировать простые двухсложные фразы типа «Мама ам-ам», «Ав-ав ням-ням». Также в речи ребенка начинают стремительно появляться полные слова с определенным звуковым искажением, например, «абака», «сябака», «кусять» и др.
Следует помнить, что уровень речевого развития малыша зависит от заботливого отношения к нему родителей, которое состоит не только в том, чтобы ребенок был сыт и чист, но и в полной мере мог удовлетворить свою потребность в общении и познании окружающей действительности.
После полутора лет речевая активность у детей развивается полным ходом. В 18 месяцев лексический запас насчитывает около 50 единиц активного словаря, хотя некоторые звуки разобрать все еще трудно. Как разнообразить речь малыша в возрасте от 1,5 до 2 лет. В детском центре развития «УмНяша» в Бутово уделяют огромное вниманию речевому развитию детей.
Как разнообразить речь малыша?
Уже к двум годам у малышей появляется много понятных фраз, с досказанными окончаниями.
Словосочетания становятся длиннее, приходит понимание сути беседы. Ребенок выдает первые короткие предложения, заставляя, взрослого вставлять пропущенные согласные.
Появляются первые мурчащие песенки. Соединение слов с действиями, самое любимое занятие раннего возраста (тянется на руки, если устал, «ш-ш-ш» – прикладывает указательный палец к губам, «не-не» мотает головой в знак протеста).
Методы речевого развития
1. Совместное рассмотрение и обсуждение книжек с яркими иллюстрациями.
Хороший старт для создания ассоциаций словесных выражений и предметов. Книги усложняются по мере возрастания интереса к ним. Для начала подойдут издания с твердыми страницами и большими картинками, для более старшего возраста – тонкие листы и мелкие изображения. Главная задача – задать вопрос: «Где спрятался синий трактор?», «Что это?», «Давай найдем бабочку?» и т.д.
2. Словарный запас и его употребление в речи.
К примеру, если малютка задает вопрос «Что это?», показывает на птицу, возможен такой ответ: «Это голубь – он летает в небе». Родитель не только ответил на вопрос, но и дополнил термин развернутой ассоциацией.
3. Речевые игры и песни с движениями.
Учится, играя, задействовав собственные части тела, напевая при этом мелодию, – вот что нужно для пополнения активного словаря ребенку. Подойдут рифмованные игры «Сколько пальчиков?», «Сорока-Ворона», пальчиковые игры «Постучи в окошко», «Хочу построить дом», песни с движениями «Мишка косолапый», «Мы ногами топ-топ», «Курочка и цыплята» и т.д
4. Объяснение своим поступкам.
«Давай-ка мыть личико!», «Просовывай руку в куртку!», «Пойдем на улицу!», «Нужно собрать игрушки!».
5. Разговор в форме вопроса.
Детям нравится слушать и повторять интонацию вопросительной формы предложений. Вопрос подразумевает ответ, и маленький человек пытается ответить либо интуитивно сделать правильный ход, который одобрит взрослый.
6. Разговор с малышом должен быть прост и незамысловат.
Маленький ученик может запутаться и потерять смысл просьб или вопросов. Говорить следует медленно и просто, не забывая про паузы, позволяя малышу подумать над сказанным.
7. Нет надобности, постоянно поправлять речь крохи.
До 2 лет дети могут лепетать, не говоря ни слова, экспериментировать со звуками. Это объясняется тем, что они попросту накапливают лексику, и в один прекрасный момент начнут ее воспроизводить. Настойчивые родители, желая ускорить процесс, чаще повторяют те или иные фразы, чтобы ребенок смог их имитировать.
Речевое развитие в возрасте от 1,5 до 2 лет – важный фактор развития личности. Старайтесь как можно больше разнообразить речь малыша. Умение выражать свои мысли активизирует мозговую активность.
Маленький юнец командует
На самом деле он проверяет новые слова такие как «Иди сюда», «Принеси зайку», при этом испытывает реакцию взрослых. Малыш начинает понимать слова, которые могут двигать людей. Ему это нравится, теперь он меньше стал плакать и хныкать, родители стали больше его понимать. Ребенок теперь волен попросить передать ему что-то за столом или направиться в сторону холодильника, если не наелся.
Чем больше малыш испытает удовольствия от общения, тем быстрее и правильнее он научится говорить.
В детском центре развития «УмНяша» в Северном Бутово малышей учат коммуникабельности путем совместного общения с родителями и сверстниками. Записаться на занятия можно прямо на нашем сайте. Приводить ребенка в группу можно с годовалого возраста.
Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.
В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.
Что должен говорить ребёнок в 1,5 года?
Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)
В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).
Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).
Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).
Развитие речи детей 1,5 — 2 года (в норме)
Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:
1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.
2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов
Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.
Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:
- Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
- Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
- Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
- Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
- Из какого количества слов малыш строит предложение?
- Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?
На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.
Развиваем речь ребёнка 1,5 — 2 года (рекомендации)
Еще очень важный момент, который упускают многие родители:создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»
Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.
В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.
Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.
Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?».Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.
Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.
Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!