Развитие речи детей 2-3 лет
Автор-составитель: Пуляева Ольга Сергеевна, воспитатель 1 ясельной группы МБДОУ №128 г. Мурманска.
Материал предназначен для воспитателей групп раннего возраста.
Хочу поделиться из своего опыта работы некоторыми игровыми приемами и упражнениями по развитию речи. Данные упражнения можно вводить в минутки здоровья на занятиях или между ними.
Развитие речи детей раннего возраста.
«Родное слово является основой всякого умственного
развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно
заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности».
В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.
Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь является показателем достижений. С помощью речи ребёнок показывает своё знание или незнание, умение или неумение, согласие или отрицание происходящего, выражает свое отношение к происходящему.
Воспитателю группы раннего возраста необходимо вести систематическую и целенаправленную работу по развитию речи воспитанников. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежеминутно, ежесекундно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Изучив методическую литературу, я поняла, чтобы развить речь ребенка многосторонне, нужен комплексный подход. Поэтому я использую весь арсенал игровых приемов, наглядности, действий с пальчиками, артикуляционную гимнастику и т.д.
Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи.
1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.
Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.
Дыхательные упражнения.
Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.
1.«Подуем на снежинку».
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т.д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
3.«Плывет, плывет кораблик».
Налить в тазик или ванну воду положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.
Артикуляционная гимнастика.
Цель: развитие артикуляционного аппарата.
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем,
А сейчас раздвинем губы –
Посчитаем наши зубы.
Упражнение «Хобот слоненка».
Подражаю я слону
Губы хоботом тяну…
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
2. Игры по развитию общей моторики.
Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.
Мы идем по кругу, посмотри,
И шагаем дружно: раз, два, три.
Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.
Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,
А потом, как аисты встали – и молчок.
3. Подвижные игры с речевым сопровождением.
Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.
Например, подвижные игры «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».
4. Логоритмические игры с самомассажем.
Во время игр с самомассажем воспитатель читает стихотворение, сопровождая слова движениями.
«Лягушата»
Лягушата встали, потянулись и друг другу улыбнулись.
Выгибают спинки, спинки – тростинки
Ножками затопали, ручками захлопали,
Постучим ладошкой по ручкам немножко,
А потом, а потом грудку мы чуть-чуть побьем.
Хлоп-хлоп тут и там и немного по бокам,
Хлопают ладошки нас уже по ножкам.
Погладили ладошки и ручки и ножки.
Лягушата скажут: «Ква! Прыгать весело, друзья».
5. Игры – подражания с речевым сопровождением.
Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.
«Птичий двор»
Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря!», «Кря-кря-кря!»,
Наши гуси у пруда – «Га-га-га!», «Га-га-га!»,
Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу!», «Гу-гу-гу!»
Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко!», «Ко-ко-ко!»,
А наш Петя-петушок рано-рано поутру
Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»
«Произношение гласных звуков»
— А-а-а (плач ребенка, поет певица, уколол пальчик,
девочка укачивает куклу).
— О-о-о (разболелся зуб,удивление).
— У-у-у (гудит поезд).
-И-и-и (жеребенок ржет).
Звуки произносятся на выдохе.
6. Пальчиковые игры.
Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.
«Замок»
На двери висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Покрутили, постучали, потянули… и открыли.
7. Игры с различными предметами и материалами.
Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями.
«Яичко»
(катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками).
Маленькая птичка принесла яичко,
Мы с яичком поиграем,
Мы яичко покатаем,
Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.
«Крутись карандаш»
(карандаш должен быть ребристым).
Катание карандаша по столу вперед- назад,
чтобы карандаш не укатился.
Сначала одной рукой, потом другой.
Следовательно, очень важно работать над развитием речи малышей, но так же необходимо большое внимание уделять умению детей раннего возраста контактировать с окружающими людьми, учиться общаться, договариваться.
В заключение хочу сказать следующее, наши воспитанники – самые маленькие в детском саду. Они еще мало что знают, далеко не все понимают и совсем немногое умеют.
Ранний возраст по признанию специалистов всего мира – это уникальный период в жизни человека. Психологи называют его «возрастом нераскрытых резервов». Наша с вами задача – сделать так, чтобы ребенок прожил этот период жизни как можно более полноценно.
Главное, ребёнок не должен нуждаются в заботе, внимании и любви со стороны взрослых и нас, в том числе.
Я призываю Вас – любите своих воспитанников и тогда они вырастут добрыми и умными.
Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования
- Главная
- Публикации в журнале
- Дошкольное образование. Разное
- Развитие речи детей 2 – 3 лет
Развитие речи детей 2 – 3 лет
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
Консультация для родителей
Развитие речи детей 2 – 3 лет
Агишева Алла Петровна,
воспитатель1 квалификационной категории
ГБДОУ детский сад 104
Выборгского района Санкт-Петербурга
В раннем возрасте происходит закладка всех тех знаний и умений, которые в дальнейшей жизни будут только совершенствоваться. Более того, в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Задачи родителей в этот период: помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить звуки. Речь взрослого должна быть небыстрой, четкой и простой.
Для развития речи ребенка до 3 лет следует соблюдать несколько несложных правил:
1.Общаться с ребенком. Чем больше Вы будете разговаривать с малышом, тем больше знаний он приобретет (к концу 2 года в активном словаре ребенка присутствует около 300 слов, а к концу 3 года – до 1500). Как можно чаще обращайтесь к нему с просьбами («Принеси мне…», «Посмотри, кто пришел и скажи мне…», «Найди, где лежит…»), просто постарайтесь поддержать разговор на интересную для ребенка тему («С кем ты сегодня играл?», «Кто принес такую красивую игрушку?», «Кто там побежал, котик или собачка?»), даже обычное поручение будет способствовать развитию малыша («Отнеси маме», «Возьми чашку», «Спрячь в коробку»). Очень важно во время бесед учить ребенка обязательно отвечать на Ваши вопросы и верно выполнять простые инструкции.
2.Совместные игры сопровождать свои действия словами, закреплять знания о различных предметах, признаках предметов (цвет, форма, размер), действиях и явлениях («Вот кукла. Она красивая. На ней одето яркое платье, аккуратно завязан бантик. Кукла проголодалась. Ей нужно сварить суп…»)
3.Рассматривать разные предметные и сюжетные иллюстрации в книгах и журналах, учить слушать и понимать несложные рассказы по картинкам.
4.Расширять кругозор ребенка. Обращать его внимание на детали: у кошки – ушки, лапки, хвостик; у машины – кузов, колеса, кабина, у чайника – носик, ручка и и т.д. Упражнять в умении соотносить собственные движения и действия с игрушкой со словом («Попрыгай, как лягушка», «Зайка танцует»)
5.Развивать фонематический слух (различать на слух сходные по созвучию слова с опорой на картинки), речевой слух (обозначать средствами звукоподражания и словами знакомые предметы и объекты (часы — тик-так; поезд — ту-ту)
6.Отвечать на вопросы ребенка. Если у ребенка будет интересный собеседник в лице Родителя, стремление узнать мир и познакомиться с чем-то новым никогда не пропадет.
Предложенные ниже речевые игры помогут Вам с пользой проводить время!
Чистоговорки на тренировку различных звуков.
Статья посвящена этапам речевого развития детей раннего возраста и факторам влияющим на формирование речи.
Речевое развитие детей 2-3 лет
Многие родители обеспокоенны развитием речи своего ребенка 2-3 года. В этом возрасте ребенок готовится ко взрослой жизни – выходу в детский сад. Очень важно понять развивается ваш малыш нормально или есть причины для беспокойства. Необходимо, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит.
Появление и дальнейшее развитие речи зависит от ряда факторов:
— определенной степени зрелости коры головного мозга
— определенного уровня развития всех органов чувств
— наличия речевой среды, речевого окружения
— состояния психофизического здоровья ребенка
— потребности пользоваться речью как основным способом общения.
Процесс становления речи в лингвистическом аспекте изображается линейно:
Крик, гуление, лепет, словосочетание, связная речь
С пяти месяцев начинается период лепета, который продолжается до 10-12 месяцев.
В начале этого периода у ребенка отмечается эхолалическое повторение за окружающими.
В шесть месяцев ребенок хорошо произносит отдельные слоги с губными согласными и простыми мягкими переднеязычными и даже цепочки слогов с ними. К семи месяцам лепет приобретает социализированный характер.
Ребенок привлекает внимание окружающих голосовыми реакциями.
В девять месяцев появляется так называемый модулированный лепет или лепетное декламирование.
С десяти месяцев начинается период произвольного подражания, ребенок пытается повторять за взрослым отдельные слоги и даже слова.
В одиннадцать месяцев у ребенка появляются слова НЕ, ДА с соответствующими жестами.
К году вес мозга ребенка удваивается. У нормально развивающегося ребенка к году не менее 10–15-ти осознанно употребляемых слов
(МАМА, МЯУ, БАБА, БАХ, БАЙ-БАЙ, БИ- БИ, ПАПА, ПАЙ, НЯНЯ, НО-НО, ДАЙ, ДЯДЯ, ДЕДА, ТУ-ТУ, ТЁТЯ, КО-КО, КИСЬ, ГУЛЯ, ГА-ГА, ЛЯЛЯ),
Но слово у ребенка по-прежнему вызывается взрослым, у ребенка еще нет потребности в использовании слов.
В один год и два месяца у ребенка отмечаются первые элементарные проявления инициативы в использовании слова.
Значимым периодом в развитии речи ребенка оказывается возраст с полутора лет до одного года девяти месяцев.Этот возраст специалисты называют периодом лексического взрыва.
В полтора года у нормально развивающегося ребенка в словаре 50-60 слов, появляются односложные предложения-требования.
Временной отрезок с одного года и девяти месяцев до трех лет называют периодом оформления самостоятельной речи.
Ранний дошкольный возраст (с 2-х до 3-х лет)
Словарь:
К двум годам у нормально развивающегося ребенка в обиходе от двухсот пятидесяти до трехсот слов.
В это время ребенок начинает употреблять не только существительные и глаголы, но и другие части речи.
- Имена существительные составляют примерно 63%,
- глаголы – 23%, другие части речи – 14 %.
Грамматический строй речи
Появляются те грамматические формы, которые помогают ребенку ориентироваться в отношении к предметам и пространству (падежи), во времени (глагольные времена).
Сначала появляется винительный падеж, затем – родительный, дательный, творительный и предложный.
Сразу после двух лет ребенок осваивает уменьшительно-ласкательные суффиксы: [ПАТИК] – пальчик, [ВАТИТЬКА] – водичка.
На третьем году жизни у ребенка формируется фразовая речь
Связная речь
Ребенок третьего года жизни овладевает диалогической речью и все чаще становится инициатором общения.
К концу третьего года жизни начинается развитие монологической речи.
Малыш может рассказать о том, куда он ходил с мамой, что он видел на прогулке, что делал в детском саду.
Он слушает чтение знакомых сказок, стихов и договаривает отдельные слова в них, может рассказать простые четверостишья.
Практически все родители задумываются над тем, как научить ребенка говорить в 2 года. В этом возрасте детей начинают очень активно готовить к посещению детского садика, а некоторые малыши уже не первый день являются его постоянными посетителями. Это одна из наиболее весомых причин, почему мамы и папы столь обеспокоены развитием речевой деятельности у ребенка, ведь очень важно, чтобы маленький человечек смог объяснить, чего он хочет, в чем нуждается, что его беспокоит. Бывает и так, что в первые годы ребенок говорит очень мало, только называет предметы, которые его интересуют. Если что-либо вызывает беспокойство, проконсультируйтесь с психологом.
Может оказаться, что интеллектуальное развитие малыша в норме, но у него нет потребности говорить много, ведь и без этого он получает все необходимое и может на вполне удовлетворительном для него уровне контактировать с окружающими.
Правила развития речи
Если вы задумываетесь над тем, как научить ребенка рано разговаривать, следуйте нескольким правилам:
Задумываясь о том, как научить вашего ребенка разговаривать , нужно обязательно определить, есть ли какие-либо проблемы, и в чем для вашего ребенка заключаются основные трудности.
Большие проблемы с речью могут быть в том случае, если имеет место невралгическая патология, проблемы со слухом, неправильный прикус. В этом возрасте ребенок может не выговаривать некоторые звуки, но беспокоиться не стоит. Артикуляционный аппарат пока еще не полностью сформирован и не достаточно натренирован.
Речь вашего ребенка в 2 года будет в норме, если его развитием будете заниматься в первую очередь вы сами. В таком возрасте еще рано определять, есть ли у ребенка речевые проблемы. К примеру, склонность к речевым нарушениям более точно проявляет себя только с 4 лет.
Занятия по развитию речи с детьми 3-4 лет могут проводить профессиональные логопеды, но только в случае, если у малышей соответствующий эмоциональный настрой. Только положительное настроение способствует хорошему усвоению знаний и положительному результату обучения.
Но хочу вам напомнить, что на речь вашего ребенка раннего возраста влияет и ваше отношение. Все должно проходить в спокойной и гармоничной атмосфере, которая в первую очередь наполнена любовью. Уже в первые дни жизни, во время практики первого эмоционального общение матери с ребенком закладывается фундамент для дальнейшего развития малыша.
Задумываясь над тем, как учить ребенка правильно, в первую очередь ориентируйтесь не на общие нормы, а на него, как личность. Скорее всего общение ребёнка с другими будет таким же, как ваше общение с ним. Иногда вас будут удивлять «взрослые» привычки ребенка, но стоит понимать, что именно вы, осознанно или неосознанно, поспособствовали их формированию.
Подбирать и применять упражнения для развития речи у детей нужно не только тогда, когда уже обнаружились проблемы — этим нужно заняться заранее.
Лобкова Инна Владимировна,
учитель-логопед
- Регистрация
- Вход
—Метки
—Рубрики
- SOS! (466)
- Детское (208)
- Рисование (4)
- Выпечка и десерты (5030)
- видеоМК (650)
- Вышивка (1398)
- схемы (260)
- швы (244)
- Вышивка лентами (275)
- Вязание крючком (740)
- Вязание спицами (3000)
- Декупаж (106)
- Домашнее хозяйство (1681)
- Животные (181)
- Здоровье (2998)
- коронавирус (56)
- Интересное (2546)
- история (854)
- география и путешествия (456)
- искусство (137)
- Книги и журналы (1809)
- Компьютер (746)
- Красота (3242)
- Кулинария (3542)
- видеоМК (335)
- ЛиРу для «чайников» (255)
- Музыка (407)
- Плетение из газет (132)
- Поделки-самоделки (6015)
- видеоМК (34)
- Подушки (957)
- Православие (334)
- Прихватки (1537)
- Пэчворк и квилтинг (6001)
- стёжка (376)
- видеоуроки (330)
- Сад и огород (1597)
- Учим языки (375)
- Фильмы (1690)
- для детей (12)
- Цветы (526)
- Шитье (7653)
- видеоуроки (356)
- швы (142)
- выкройка-основа (63)
- Шторы (441)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
1. Произношение звуков.
Ребёнок в возрасте 2-3-х лет должен начать произносить все гласные звуки, мягкие звуки [с’], [л’], [й’], а также твёрдые и мягкие звуки: [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т]. Произношение большинства звуков пока далеко не идеально. В этом возрасте это вполне закономерно, поскольку подвижность мышц органов артикуляции развита недостаточно. Многие звуки, трудные для произнесения малыш меняет на более простые. Например, шипящие звуки кроха часто замещает смягчёнными свистящими: шуба — «сюба» , жарко — «зяйко», чашка — «цяська» и т.д. В некоторых случаях звук [ч’] малыш заменяет на [т’]: мяч — «мять». Иногда детишки этих лет шипящие звуки меняют на твёрдые свистящие: мишка — «миска»; могут смягчать твёрдые свистящие звуки: сумка — «сюмка», зубы — «зюбы».
Такие согласные звуки, как [р], [р’], [л] часто отсутствуют , искажаются или заменяются на звуки [л’], [й]. Например, рука — «ука», река — «ека», лампа — «ампа», салат — «сялят», стул — «стуй».
2. Лексический (словарный) запас.
Словарный запас у детей этого возраста обычно начинает активно пополнятся. У двухлетнего ребёнка в словаре накапливается около 300 слов, а в 3 года в словаре у малыша должно быть примерно 1000 слов.
Основными словами являются названия предметов, действий и местоимения, но всё чаще появляются слова-признаки, наречия, предлоги.
После двух лет ребёнок с интересом слушает и понимает простые сказки и детские рассказы. В таком возрасте малыш старается выполнять лёгкие словесные инструкции.
3. Фразовая речь.
Многие сходятся во мнении, что в 2 года дети должны уже начать говорить фразами.
Фразы не обязательно должны быть правильными, они даже не очень понятны и, как правило, складываются из двух слов.
Например: «Мама, дём» — мама, идём. «Дай пи» — дай пить. Самое важное, что фраза или предложение появилось. Начиная использовать в своей речи предложения, малыши третьего года жизни допускают большое количество ошибок при согласовании слов. Например, «У меня много карандашов», «Это моя платье», «Тут три стулов».
Постепенно количество таких ошибок уменьшается, они становятся более редкими, и к 6 годам, в идеале, должны исчезнуть.
Если у ребёнка речь развивается без явных проблем, то к трём годам родители должны понимать более 60% из того, что говорит малыш.
Продолжаю серию подборок учебных пособий по комплексному развитию речи и основных психических функций у детей раннего возраста: от 2 до 3 лет.
Необходимо помнить, если мы говорим про дву- и многоязычных детей, пособия по общему развитию следует подбирать, соответствующие возрасту.
В речевом плане ситуация иная: так как дети накапливают словарный запас сразу в нескольких языках, активная речь начинает появляться на 6 месяцев или даже на год позже чем у одноязычных сверстников. Поэтому, если ваш ребенок начал говорить только к 2,5-3 года, в работе слеудет использовать пособия для одноязычных детей в возрасте 1-2 лет (по ссылке вы можете ознакомиться с пособиями на этот возраст). Если же ваш ребенок имеет хороший словарный запас и активно его использует в повседневной речи, начинает говорить фразами и предложениям — смело запасайтесь пособиями по списку ниже.
Для начала, я хотела бы опять обратиться к серии пособий под названием «Умные книжки». Мне понравилась серия этих книг с точки зрения системности и простоты подачи информации: без лишних картинок и фона, который бы отвлекал ребенка.
С каких же книг для 2-3 летних детей стоит начать?
Пособие «Тесты для детей 2-3 года» подскажет, как грамотно построить занятия и на что следует обратить особое внимание, как подготовить ребенка к следующему этапу обучения. В пособии собраны задания по разделам: сенсорика, внимание, мышление, математика, развитие речи, моторика, знакомство с окружающим миром.
Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1-2 лет. Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.
Содержание
- Лексика
- Нормы развития речи у детей 1-2 лет
- Игры и упражнения для формирования речи
- Карточки для развития речи
Формирование речи – это не только работа над конкретными дефектами произношения и пополнением запаса слов, но и всестороннее развитие крохи. Речь зависит от активности нейронов мозга, поэтому важно уделять внимание разным сферам: развивать координацию движений малыша, мелкую моторику, следить за артикуляцией и дыханием, накапливать сенсорный опыт и т.д.
Речь формируется постепенно, шаг за шагом. Для каждого возраста существуют свои приблизительные нормы. Зная их, можно определить, насколько богатый словарный запас у вашего малыша, есть ли пробелы в знаниях и умениях. При серьёзных нарушениях стоит обратиться к специалисту, но в большинстве случаев достаточно следовать нескольким советам и уделять чуть больше времени на общение с крохой.
Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет
Лексика
Первые слова у малыша можно услышать в возрасте примерно от 8 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего они состоят из одного-двух слогов, например: мама, папа, деда, баба, дай. Среди них немало звукоподражательных слов, таких как ку-ку, мяу-мяу, гав-гав, кап-кап и т.д. Часто вместо полноценного слова кроха воспроизводит только его часть: «пи» вместо пить, «бака» вместо собака или «йо» вместо йогурт. Но, так как эти обозначения относятся к определённым предметам и действиям, то их вполне можно назвать словами, а не случайным набором букв.
То, что малыш называет и произносит, является частью его активного словаря. Однако понимает кроха уже намного больше. И то, что он ещё не может сказать, но знает, что это значит, составляет его пассивный словарь.
Количество слов, входящих в общий лексикон малыша, около 500. Их набор зависит от того, в какой обстановке растёт кроха, о чём с ним разговаривают, какие игрушки у него есть. Немаловажную роль также играет пол малыша и его возраст. В начале пути интенсивного формирования речи малыш часто использует одно слово для обозначения разных действий. Например, слово «киса» может обозначать, что «киса прыгнула», «киса кушает» или «киса умывается». Понять, что именно имел в виду ребёнок можно из конкретной ситуации, а также по его жестам и мимике.
Научившись произносить несколько слов, непоседа может остановиться на этом уровне. Это значит, что в этот период интенсивно пополняется пассивный словарь. Примерно с 1,5 до 2 лет у крохи происходит «лексический взрыв». Именно так обозначают это явление специалисты, когда вместо пары десятков ребёнок начинает употреблять несколько сотен активных слов.
«Особенности речевого развития детей 2–3 лет»
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко возрастает активный словарь ребенка: к концу второго года жизни это около 300 слов, а в трехлетнем возрасте до1500 слов. В этот период появляются в речи малыша предложения, правда, слова в них еще грамматически не связаны между собой. Конечно, каждый ребенок индивидуален, и речь у всех развивается своими темпами. Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнения для развития речи.
После двух лет у ребенка все более совершенствуется произношение, но все же оно еще сильно отличается от произношения взрослых. Многие звуки произносятся смягченно, отдельные звуки в словах то заменяются другими, то переставляются или совсем опускаются. Многие дети в этом возрасте еще не могут правильно произносить шипящие, свистящие звуки и звук [Р]. Это происходит в силу того, что дети еще не очень хорошо воспринимают на слух звуковые различия. Поэтому уделяйте больше внимания развитию слухового внимания, речевого дыхания, голоса малыша.
С каждым днем растет интерес ребенка к окружающему его миру. Он все хочет узнать, потрогать, увидеть, услышать. Уровень развития речи ребенка зависит от воспитания. Главным средством развития речи ребенка 2-3 лет, как и более младшего возраста, является общение его со взрослыми и речь взрослых. Развивая речь, нужно заботиться не сколько о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами , конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы то, о чем говорят с ребёнком, он видел своими глазами, мог слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. Надо расширять его личный опыт, наглядно обогащать его знания, обогащать его восприятие внешнего мира через органы чувств (зрение, слух, осязание и др.) и через различные действия с предметами и вещами. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.
В норме к концу третьего года ребенок употребляет распространенные предложения и пользуется основными частями речи (существительные, глаголы, прилагательные) хотя согласует их не всегда грамматически правильно. Малыш уже настолько владеет речью, что может понятно для окружающих объяснить, что ему нужно, рассказать о том, что видел или слышал.
С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время тому назад. Это развивает не только его речь, но и тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее без наглядного сопровождения.
Чаще рассматривайте вместе с ребенком различные картинки с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.
С большим удовольствием дети слушают рассказы о других детях, об известных им животных. Рассказ должен быть кратким, простым. Не нужно перегружать его лишними описаниями и рассуждениями.
Взрослые знают, как любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку.
Малышам нужно читать короткие стихи, несложные ритмически, с понятными ребенку образами. Это в первую очередь русские народные стишки, песни, прибаутки. Не обязательно специально разучивать с детьми стихотворения, они сами их без труда запоминают, если их время от времени повторять.
Рассматривая картинки в книжках, журналах, называйте и объясняйте ребенку все, что он видит перед собой. Повторяйте нужное слово несколько раз, попросите показать тот предмет, который вы назвали, а затем попросите его самого назвать слово. Обязательно хвалите малыша и отмечайте его успехи.
Ваш малыш конечно уже знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый). Чаще обращайте его внимание в повседневной жизни на цвета предметов, задавайте наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки?» Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивайте, краской или карандашом какого цвета он рисует.
На третьем году жизни дети начинают все более активно использовать в своей речи глаголы для обозначения своих действий и действий окружающих людей. Помогайте ему в этом – называйте все, что делаете сами, и комментируйте то, что делает малыш.
Постепенно вводите в речь ребенка прилагательные. Старайтесь, чтобы в вашей речи их было как можно больше, тогда они будут появляться в речи малыша. Так же полезно для расширения словаря ребенка подбирать слова с противоположным значением.
Таким образом, к концу третьего года жизни наши детки должны уметь:
Поделиться информацией («Ворону видел»), пожаловаться на неудобство (замёрз, устал) и действия сверстника (играет со мной).
Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 242
«Елочка» комбинированного вида»
- Советы врача
- Важно знать
- Ваш ребенок идет в первый класс
- Как воспитывать сына
- Простые способы уложить ребенка спать
-
- Как приучить ребенка к горшку
- Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
- Игра мальчиков
- Правила успешного общения с ребенком
- Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни
- Правила диалога
- Как отучить ребенка спать с родителями?
- Когда ребенку 4 года
- Маме важно знать.
-
- Речевое развитие детей 2-3 лет
- Речевое развитие детей 3-4 лет
- Речевое развитие детей 4-5 лет
- Речевое развитие детей 5-6 лет
- Речевое развитие детей 6-7 лет
Речевое развитие детей 2-3 лет
Специалисты считают возраст с двух до трех лет критическим в плане речевого развития и рекомендуют совершить первый визит к логопеду для ответа на вопрос «все ли хорошо с речью?».
Звукопроизношение
В речи ребенка третьего года жизни должны появиться звуки [с’], [л’], [й’], а также, [г], [х], [к], [м], [п], [б], [н], [в], [ф], [д], [т] (и их мягкие пары), все гласные. Однако произношение многих звуков еще далеко от совершенства, что на данном возрастном этапе является характерным для детской речи, так как подвижность мышц языка и губ еще недостаточно развита. Многие трудные звуки ребенок заменяет более легкими для произношения. Так, шипящие звуки ([ш], [ж], [ч’], [щ’]) малыш нередко заменяет мягкими свистящими: «сяпка» (шапка), «зюк» (жук), «цяйник» (чайник), «сенок» (щенок). Иногда вместо звука [ч’] ребенок может произносить [т’]: «тясы» (часы). Некоторые дети в этом возрасте заменяют шипящие звуки твердыми свистящими: «сапка» вместо шапка; твердые свистящие- мягкими свистящими: «сянки» (санки), «зяйка» (зайка). Согласные [р], [р’], [л] отсутствуют или заменяются звуками [л’], [й]: «ыба» (рыба), «гия» (гиря), «ябоко» (яблоко), «двель» (дверь), «голюби» (голуби), «мей» (мел).
Словарный запас.
Быстро пополняется пассивный и активный словарь ребенка: к 2 годам он достигает примерно 300 слов, а к 3 годам – до 1000 слов. Кроме существительных и глаголов ребенок все чаще употребляет прилагательные, наречия, предлоги, местоимения. На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и воспринимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет простые словесные поручения.
Фразовая речь
Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, ПИ (мама, я хочу пить). ДЁ УЯТЬ (идем гулять). Главное – появилась фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы». И, хотя в их речи еще много неверного употребления окончаний («Смотри, как много мячов!»), суффиксов («У меня есть куклочка»), согласований («Это мой кукла!»), ударений («Ложка лежит на стОле»), постепенно их становится все меньше, они приобретают случайный характер и исчезают приблизительно в 5-6 лет.
С момента рождения у ребенка каждый день происходит развитие. До одного года малыши зачастую вообще обходятся без слов, выражая свои желания эмоциями (плачем, улыбкой и т.п.). К одному годику он уже может говорить некоторые простые слова типа ма-ма, ка-ша», «ба-ба» и другие. Обычно это просто звукоподражание. В два года происходит значительный скачок в речевом развитии. Это важный этап, задержки в котором иногда требуют занятий с логопедом или использования дополнительных средств (картинки, мультики, упражнения).
Основные этапы речевого развития у детей раннего возраста
Речевое развитие у детей раннего возраста проходит несколько этапов, которые дифференцируются в зависимости от возраста:
- У детей с 2-3 месяцев должно появиться «гуление». У ребенка в этот период должно проявиться произношение отдельных гласных буков (иногда вместе с звуком буквы «г»). Наиболее частыми являются «а», «у».
- У детей до 9 месяцев должен появиться так называемый лепет. Безусловно, каждый родитель наблюдал этот процесс, когда малыш, заигравшись, смотря мультик или просто «общаясь» с кем-то, начинает произносить несколько одинаковых слогов «ма-ма-ма», «ба-ба-ба» и т.п.
- С 9 месяцев и до года речевое развитие ребенка сводится к подражанию звуков, которые произносят окружающие его люди. Также он может смотреть мультик и повторять то, что говорят мультипликационные герои.
- С одного года и в первые несколько месяцев родители, как правило, наблюдают за тем, как у ребенка появляются первые слова, которые произносят не только как звукоподражание, а осмысленно.
- В 2 года и далее (до трех лет) происходит дальнейшее речевое развитие и постепенно у ребенка складываются первые предложения.
Признаки, которые свидетельствуют о нарушении речевого развития деток раннего возраста
Прежде чем сравнивать характеристику развития речи в зависимости от возраста, необходимо точно знать, какие же особенности и отклонения свидетельствуют о том, что есть нарушения (задержка) речи:
- к концу четвертого месяца не гулит и не улыбается, когда с ним разговаривают;
- к концу пятого месяца не обращает внимания на музыкальные мелодии;
- к седьмому месяцу не узнает голоса мамы и папы;
- к концу девятого месяца малыш не повторяет отдельные слоги и не подражает родителям;
- к концу первого года своей жизни у ребенка так и не появилось произношение слов «покажи», «принеси» или «дай»;
- в два года малыш не может показать части тела, которые ему называют;
- в два с половиной года малыш не знает разницы между «много и мало», «большой и маленький»;
- в три года не способен пересказать смысл стихотворения или сказки.
Норма развития речи у детей 2-3 лет
Примерно с двух лет у детей очень быстро начинает накапливаться словарный запас. Постепенно малыш начинает осваивать новые звуки, слова и фразы. Их он может слышать в общении со взрослыми либо просматривая мультик. Особенности речи этого возраста в том, что она появляется в ответ на общение с окружающими. Когда мама спрашивает, хочет ли малыш кушать, он может ответить «ня-ня» либо «ам-ам».
Дополнительно, помимо самой речи, у детей должны присутствовать жестикуляция, мимика. Постепенно, после того как слова произносились лишь в ответ на вопрос или предложение родителей, спустя пару месяцев они начнут произноситься ребенком по своей инициативе.
Только после 2-3 лет детки начинают обращать внимание на то, как произносятся слова ими и другими людьми. Они начинают анализировать и улучшать свое произношение.
Мультик, игры, картинки, упражнения и другие средства для развития речи ребенка
Есть целый ряд методов, которые помогут родителям, если у малыша выявлена задержка речевого развития. Но стоит понимать, что ни одна методика не поможет, если у родителей нет желания и времени на это.
Картинки и разговоры для малышей 2-3 лет
Самая простая методика заключается в том, чтобы вместе с малышом просматривать картинки и разговаривать о том, что на них нарисовано. При этом можно задавать простые вопросы, на которые детям раннего возраста легко ответить «да» или «нет». Постепенно, можно переходить на более сложные фразы и вопросы, которые будут требовать от малыша более содержательное использование речи.
Мультик для речевого развития как методика для малышей 2-3 лет
Развивающий мультик все чаще используется родителями как инструмент для развития речи в том случае, если у малыша раннего возраста есть задержка. В таком случае малыш не некоторое время занят просмотром, и при этом развивающий мультик способствует увеличению словарного запаса и освоению новых фраз.
Упражнения для дыхания, артикуляции и звукопроизношения для деток 2-3 лет
Эти упражнения имеют следующую цель – развитие произношения различных звуков, а также тренировка органов артикуляции. Даже если вы вырежите из бумаги или салфетки снежинку, положите ее на ладошку ребенку и предложите подуть на нее, все равно будут выполняться упражнения мышц губ, силы голоса и правильного дыхания.
Упражнения и игры со звуковым сопровождением
Любые подвижные игры, которые сопровождаются стихами, любимыми детьми. Наиболее распространенными являются «Гуси-гуси», «Кот Васька» и «Лохматый пес». При этом, выполнять с такими упражнениями с малышом можно как родителям, так и воспитателям в детском саду.
Речь у малыша – интеллектуальный процесс, который проявляется у каждого индивидуально. Если же наблюдаются некоторые отклонения (задержка), специалисты рекомендуют использовать давать смотреть малышу специальный развивающий мультик, выполнять упражнения и как можно больше разговаривать с ребенком.