У редакции «Монтессори.Дети» спросили:
− Сыну 1 год 7 месяцев. Говорит только «мама» и «папа» (папа у нас неродной, поэтому слово «папа» стал говорить недавно). С ним ничем не могу заниматься – всё тащит в рот и ест (альбомы, методички и книжки рвёт и ест). Игрушки выбрасывает. Машинками не интересуется, животными тоже, со мной не играет, зато с «Лего» может сидеть часами. По развитию напоминает старшую в годик, если игры с «Лего» не учитывать. Посоветуйте, как поступить?
На вопрос отвечает Анна Федосова, Монтессори-педагог, детский психолог.
Вопросы, которые помогут сориентироваться
Сложно заочно сказать что-то более определённое, чем можете сказать вы, находясь в самой ситуации. Но есть идеи и вопросы, которые вы можете обдумать, чтобы увидеть картину целиком.
Совершенно определённо не стоит сравнивать детей друг с другом, потому что каждый ребёнок уникален. Но нельзя упускать из виду и то, что при всей своей неповторимости дети в своём развитии подчинены единым законам этого развития.
В период от начала ходьбы до кризиса трёх лет дети нуждаются в возможности самостоятельной двигательной активности, требующей как крупной, так и мелкой моторики; нуждаются в богатом сенсорном опыте и возможности самостоятельно манипулировать с как можно большим количеством предметов (не одновременно, разумеется, а последовательно, от одного впечатления к другому опыту).
Кроме этого, детям нужно речевое общение, позволяющее им впитывать язык. Альбомы, методички и большинство книжек не находятся в сфере интересов развития ребёнка. Карточки для пополнения словарного запаса (при условии, что они реалистичны) – это неплохо, но только для тех случаев, когда вы не можете дать ребёнку реальный предмет или хотя бы его объёмную модель. Не исключено, что ваш малыш нашёл наилучшее применение методичкам с учётом своих возрастных потребностей.
Если вы наблюдаете у сына выраженную любовь к жеванию бумаги и похожих на неё материалов, возможно, вам имеет смысл проконсультироваться у грамотного врача. Некоторые виды авитаминозов, насколько мне известно, могут сопровождаться необычными вкусовыми пристрастиями. Врач может предположить дефицит железа, кальция или чего-то ещё, подтвердить свою гипотезу анализами и порекомендовать необходимое лечение, если это действительно нужно.
Вы перечислили, чем ребёнок не интересуется. Но из этого неясно, чем именно он интересуется. Если ребёнок подолгу способен сосредоточенно играть с «Лего», значит, это занятие даёт ему что-то, что нужнее всего ребёнку в этот момент его жизни. Вы можете понаблюдать за сыном. Как именно он играет? Какие движения, действия нравятся ему? В каких других занятиях он может делать что-то похожее?
Есть небольшая вероятность, что «Лего» – это то, чем малыш может заниматься сам в противовес всему остальному, чем вы пробовали с ним заниматься. На сайте есть много информации о том, почему дети нуждаются в подходящих условиях для саморазвития, а не в том, чтобы их развивали. Монтессори-педагогика как раз и есть метод того, как взрослому организовать среду, наилучшим образом помогающую ребёнку строить себя и учиться новому. Если вы знакомы или можете познакомиться с первоисточниками – обратитесь к работам самой Монтессори, которая много пишет о роли воспитателя как создателя условий для самовоспитания, самосозидания ребёнка.
Если у вас есть сомнения относительно своевременности речевого развития, то стоит посоветоваться со специалистом. Формата ответа на вопрос недостаточно, чтобы грамотно и развёрнуто развить эту тему. Нецелесообразно сравнивать сына с дочерью, но сильное запаздывание относительно средних норм – не очень хороший признак. Является ли такой темп допустимым, или же требуется дополнительная помощь в освоении языка, может оценить логопед или психолог.
Также важно обратить внимание (и проконсультироваться в случае необходимости) на то, как проявляет себя у ребёнка потребность в общении. Дети с аутичными чертами могут испытывать трудности в освоении речи из-за того, что их интерес к другим людям, их желание понимать людей и быть понятыми ими устроены несколько иначе, чем у большинства детей. Если какие-то свойства никто вовремя не распознал как особенные или взрослые не знали, как лучше реагировать на них, – это может препятствовать своевременному взрослению и становится стрессовым фактором для хронически недопонятого в его необычности малыша.
Вы упомянули о неродном отце. Ребёнок, вероятно, относится к нему положительно, раз одно из немногочисленных слов его активного словаря называет папу. Тем не менее к появлению нового папы привели какие-то события, касающиеся родного отца. Как они повлияли на ребёнка? Любое изменение семейной системы – стрессовая ситуация для всех членов семьи, включая самых младших. Как это повлияло на вас, а значит, и на детей? Какое место в жизни детей занимает отец сейчас? Жив он или погиб, в хороших отношениях вы расстались или не очень, – любой из вариантов имеет своё влияние.
Важно понять, что случившееся и нынешнее положение вещей значит для вас и детей. Важно, чтобы дети могли сохранять позитивное отношение к тому, кто дал им половину их генетического кода; чтобы его существование не замалчивалось, а вселяло уверенность и вдохновляло на совершенствование себя. Это не значит, что вам нужно искажать или скрывать правду, если она не очень приятна. Это значит, что вам нужно сообщать её в подходящей возрасту форме и найти положительные моменты в том человеке и его судьбе, который неотменимым образом является биологическим отцом. Возможно, вам будет проще разобраться в этих вопросах, если вы их с кем-то обсудите или найдёте время спокойно всё обдумать, оставшись наедине с собой.
За последние 10-15 лет выросло количество детей с дисфункцией мозга. Некоторые родители не сразу обнаруживают, что их ребенок имеет задержки в развитии. На что следует обращать внимание, чтобы вовремя обратиться к специалистам, «Челнинским известиям» рассказали эксперты.
Увеличилось количество детей с задержкой речи. Детский невролог Семейной клиники «ТАНАР» Наиля Фахрутдинова говорит о том, что самым важным для развития ребенка является первый год жизни.
Причины задержки развития имеют глубокие корни. Как протекала беременность у мамы? Не было ли у нее заболеваний, травм? Имеет ли она вредные привычки? Не работала ли она на вредном производстве? Причиной задержки развития ребенка могут быть и хромосомные причины. Важно и то, как проходили роды. В группе риска дети с экстремально низкой массой тела, у которых была внутриутробная гипоксия, асфиксия в родах. Детский невролог говорит о том, что увеличилось количество детей с задержкой речевого развития.
Речь — это важнейшая составляющая развития ребенка.
В 3 месяца ребенок начинает гуление, в 7-8 месяцев — лепетание, к первому году должен произносить 5-6 простых слов.
От года до двух лет должен показывать картинки, части тела, слушать простые рассказы.
В 2 года формируется фразовая речь, например: «Мама, дай».
В 2-3 года ребенок должен понимать различия в смысле слов (маленький, большой).
В 3-4 года ребенок слышит и слушает родителей, телевизор, понимает простые слова (кто, что, где), может рассказать, что делал в садике.
В 4-5 лет понимает короткие рассказы, отвечает на вопросы, четко произносит звуки речи, общается с детьми.
«Сейчас много детей, которые в 3-5 лет очень плохо говорят. Причина в том, что когда ребенок капризничает, ему дают в руки смартфон или планшет, а не отвлекают традиционными играми», — говорит детский невролог.
Наиля Фархутдинова не рекомендует давать планшет или телефон ребенку до двух лет. С 2 до 3 лет ребенок может пользоваться им не более 30 минут в день, с трех до семи лет не более 45 минут в день. Если вы заметили какие-то признаки в отставании у ребенка, следует вовремя обратиться к врачу-неврологу.
Лицензия ЛО-46-01-002092 выдана Комитетом здравоохранения Курской области 27.02.2019
Сведения об учреждении
- Об организации
- Пациентам
- Специалистам
- Медработники
- Вакансии
- Лекобеспечение
- Надзорные органы
- Документы
- Отзывы
- Контакты
Информация
- Главная
- Новости
- Подразделения
- Людям с ограниченными возможностями
- Подать обращение
- Профсоюз
- Полезная информация
- Диспансеризация
- Противодействие коррупции
https://publichealth.ru/
- О нас
- Статьи
- История
- Карта сайта
- Поиск
- Госуслуги
Каждый малыш уникален и не похож на других, темп его развития тоже может отличаться. Какие-то навыки появляются раньше, а какие-то могут запаздывать. Часто молодым родителям бывает сложно понять — по возрасту ли развивается их ребенок.
«Не паникуй и не придумывай ребенку болезней!» – благодаря именно таким «успокаивающим» советам многие дети попадают на прием к специалисту намного позже, чем должны. Если и вы их слышите, но все равно чувствуете, что что-то не так – обратитесь к врачу! Ниже перечислены десять сигналов, свидетельствующих о том, что развитие вашего ребенка может протекать не так, как нужно. Если какие-то из них звучат знакомо, не слушайте «добрых советов» и примите меры.
- Ребенок не набирает вес. Младенцы на разных стадиях своего развития могут набирать вес быстрее или медленнее. Иногда на это влияют дополнительные факторы, например, простуда или воспаление мочевыводящих путей, которые могут привести к тому, что малыш немного отстает в весе. Однако резкое и длительное торможение прироста веса является уже чем-то другим. Особого наблюдения требует внезапная потеря уже набранного веса. Такие ситуации требуют более широкой диагностики и исключения серьезных нарушений
- Ребенок постоянно кричит. Может случиться, что абсолютно нормально развивающийся ребенок реагирует плачем на дискомфорт. Тем не менее, каждый здоровый ребенок имеет также очень длительные периоды спокойного бодрствования и сна, и они должны быть значительно длиннее, чем время плача. Если у вас есть впечатление, что ваш ребенок плачет почти без перерыва, не обманывайте себя. Есть вероятность, что ребенок страдает от боли, например из-за инфекции или воспаления. Необходима немедленная консультация с врачом.
- Ребенок не интересуется окружающей средой. Такое поведение часто воспринимается проявлением воспитанности и спокойного характера. К сожалению, такой подход часто задерживает диагностику и лечение. Ребенок может быть от природы спокойным, но он все равно должен интересоваться окружающей средой. Если у вас есть впечатление, что контакт с ребенком затруднен, что он не интересуется вами, братьями и сестрами, игрушками – обратитесь к специалисту. Причиной может быть аутизм, глухота и много других нарушений.
- Спустя несколько месяцев после рождения ребенок не фокусирует зрение на вашем лице и игрушках. Конечно, развитие вашего ребенка не обязано быть «хрестоматийным». Некоторые дети фокусируют взгляд на лицах и предметах в три месяца, другие только в четыре или пять. Однако, если ситуация не меняется после первого полугодия жизни малыша, уже нельзя говорить об индивидуальном темпе развития, это симптом нарушения связаны с дефектами зрения.
- Ребенок очень часто срыгивает. Есть дети, которые не срыгивают вообще, а есть такие, которые срыгивают довольно много. И те, и другие могут быть вполне здоровыми. Тем не менее, если малыш сразу после еды срыгивает несколько раз – доверьтесь специалистам.
- Ребенок ходит на цыпочках. Ходить на цыпочках для недавно начавшего ходить ребенка вполне нормально. Но если по истечении нескольких месяцев ничего не меняется, это может быть сигналом нарушения Ахиллова сухожилия или тканей. Стоит проконсультироваться с неврологом.
- В полтора года ребенок не реагирует на имя. Уже годовалый ребенок должен автоматически поворачивать голову после того, как кто-то произносит его имя. Если он этого не делает – это всегда повод для беспокойства. Наиболее распространенные причины такой аномалии – это проблемы со слухом или аутизм.
- Ребенок не говорит. Двухлетний ребенок должен говорить, и не обманывайте себя историями в стиле «двоюродный брат племянницы начал говорить в возрасте 4 лет, и вообще, мальчики начинают говорить позже». Другое дело – количество слов в лексиконе ребенка. Есть двухлетние дети, которые говорят лишь несколько слов, но кроме них также используют много жестов. Такой ребенок в ближайшие месяцы быстро наверстает упущенное. Другое дело, когда ребенок вообще не говорит и не владеет даже жестами
- Трехлетний ребенок имеет плохую координацию движений. О некоторых детях говорят, что они «неуклюжие», если они в моторном развитии заметно отличаются от сверстников. Не позволяйте, чтобы к вашему ребенку прицепился этот ярлык. Отставание в этой сфере требуют реабилитации. Если ваш трехлетний ребенок все еще спотыкается, имеет трудности с хождением по лестнице, все еще пускает слюни и невнятно говорит, сходите к неврологу и офтальмологу. Эти симптомы могут указывать на проблемы со зрением или на проблемы с мышечным тонусом.
- Трехлетний ребенок имеет проблемы с познавательной сферой. Правильно развивающиеся трехлетние дети любят играть в группе, рисовать, играть с игрушками, уже умеют сосредоточиться на одной операции в течение нескольких минут. Если вы видите, что у вашего ребенка когнитивное развитие проходит по-другому – реагируйте. Тревожные симптомы: нежелание рисовать, отсутствие интереса к игрушкам, играм и трудности концентрации. Причиной может быть гипоксия при родах или расстройства нервной системы. Обратитесь к педиатру! Реакция на ранние сигналы нарушений – это не «излишняя паника» и «придумывание ребенку болезней». Это проявление зрелости и ответственности – только вы, родители, отвечаете за то, что ваш ребенок получит помощь вовремя.
Распространенность задержки общего развития и задержки умственного развития составляет 1-4% в популяции, что делает их значимой социальных проблем современного общества.
Определения типа отставания в развитии является важным предварительным шагом, поскольку влияет на выбор дальнейших способов исследования. Задержка общего развития (ЗОР) характеризуется существенной задержкой в двух/более областях , таких как крупная и мелкая моторика, речь/освоение языка, когнитивные, социальные и индивидуальные навыки, деятельность в повседневной жизни; также ЗОР является предпосылкой для дальнейшей постановки диагноза «задержка умственного развития». Термин «задержка общего развития» было решено использовать для детей младшего возраста (обычно младше пяти лет), тогда как термин «задержка умственного развития» обычно применяется к детям более старшего возраста, чьи результаты IQ тестов более надежны и достоверны. Для детей с ЗОР характерна задержка в овладении стандартными навыками определенного возраста; подразумеваются проблемы в обучении и адаптации. Однако легкая форма отставания в развитии может быть временной и не привести в дальнейшем к задержке умственного развития.
Задержка умственного развития (ЗУР) – это отставание в развитии, проявляющееся в младенчестве или раннем детстве. В некоторых случаях оно может быть диагностировано только после пяти лет, поскольку, начиная с этого возраста, стандартизированные методы измерения особенностей развития показывают более надежные результаты. Американская ассоциация по вопросам задержки общего и умственного развития определяет ЗУР, используя три показателя: уровень интеллекта (IQ), адаптивное поведение и предоставляемые системы поддержки.Таким образом, при диагностике ЗУР нельзя полагаться только на измерение IQ. В последнее время термин «умственная отсталость» было предложено заменить термином «задержка умственного развития». В данном клиническом исследовании Американская ассоциация по вопросам задержки общего и умственного развития использует следующее определение: «задержка умственного развития – это расстройство, характеризующееся существенными ограничениями в интеллектуальном функционировании и адаптивном поведении, выражающимися в нарушении концептуальных, социальных и практических адаптивных навыков; проявляется до 18 лет».
В 40-60% случаев ЗОР и ЗУР являются симптомами широкого спектра генетических заболеваний. Генетическое подтверждение нозологий, ведущих к ЗУР и ЗОР, является одним из основных этапов работы с пациентами данной группы. Использование комплексных генетических исследований с учетом клинических проявлений пациента позволяет с высокой точностью определить этиологию заболевания, спрогнозировать его дальнейшее течение, учесть появление отсроченных осложнений и назначить требуемую терапию.
В зависимости от наличия сопутствующих проявлений ЗОР и ЗУР делят на несиндромальную форму (наличие только симптоматики ЗОР и ЗУР) и синдромальную форму (наличие дисморфизмов, пороков развития, нарушения функции различных органов и систем и так далее).
Наиболее частыми генетическими аберрациями, характерные для синдромальных форм ЗУР и ЗОР являются хромосомные аномалии (трисомия по 21, 18, 13 хромосоме и изменение числа копий Х хромосом), а также микроизменения в геноме, характеризующиеся увеличением или уменьшением количества копий определенных участков хромосом (микроделеционные и микродупликационные синдромы). Комплексное генетическое обследование на основные формы анеуплоидий и синдромы изменения копийности генов должно быть первым этапом лабораторного скрининга пациентов с отставанием развития и ЗУР. Методика мультиплексного генетического анализа, основанная на амплификации лигированных зондов, позволяет проводить скрининг на 26 формы микроделеционных и микродупликационных синдромом, таких как синдром ДиДжорджи, синдром Прадера-Вилли, синдром Рубенштейна-Тейби и другие. Кроме этого, данная система способна распознавать основные анеуплоидии и изменения копийности Х-хромосом.
При отрицательном результате на первичный генетический скрининг рекомендуется проведения исследования на распространенные моногенные причины синдромальных форм ЗУР и ЗОР. Для пациентов мужского пола, наиболее частой моногенной причиной ЗУР и ЗОР является синдром Мартина-Белла (синдром ломкой Х-хромосомы), характеризующийся экспансией CGG-тринуклеотидных повторов в нестабильном участке гена FRM1. У пациентов женского пола синдром Мартина-Белла является редкой причиной ЗУР и ЗОР. Увеличение количества CGG-повторов более 200 ведет к нарушению импринтинга промоутерной зоны гена FRM1 и ингибированию его функций. Использование методики полимеразной цепной реакции с праймингом тройных повторов позволяет проводить первичный скрининг на наличие патологической экспансии как у пациентов мужского пола, так и женского.
У пациентов женского пола наиболее частой моногенной причиной ЗУР и ЗОР является синдром Ретта, ассоциированный с мутациями в гене MECP2 и проявляющийся серьезной задержкой развития с 18-го месяца жизни и судорожными припадками. Автоматическое секвенирование гена MECP2 по методу Сэнгера является основным подходом к выявлению мутаций при синдроме Ретта.
Наиболее частыми генетическими причинами несиндромальных форм отставания в развитии является синдром Мартина-Белла, а также синдромы, ассоциированные с изменением числа Х-хромосом, такие как синдром Клайнфельтера, синдром Шерешевского-Тернера, синдром тройной Х-хромосомы. Комплексное обследование на данные формы ЗУР и ЗОР должно быть первым шагом при лабораторном обследовании пациентов с несидромальным отставанием развития.
О развитии двигательных навыков у детей рассказывает Игорь Жданов, невролог, специалист по аутизму и нарушениям развития у детей. В каком возрасте должны сформироваться двигательные навыки? Стоит ли беспокоиться о задержках?
Краткое содержание видео о возрастных нормах развития двигательных навыков у детей
Родители малышей часто задают вопросы об их развитии. К одним из самых основных относятся рассуждения о том, в каком возрасте у детей формируются определенные двигательные навыки, не начал ли ребенок отставать в развитии. Может, пора беспокоиться? Большинство мам и пап начинают паниковать, если их ребенок не укладывается в возрастные рамки, прописанные в научной литературе.
В этом вопросе важно учитывать, что возрастные нормы развития – это лишь ориентир, а не конкретная цифра, в которую у абсолютно каждого ребенка должен сформироваться новый навык. Они важны, но представляют из себя не четкие границы, а коридор. Согласно современным данным, в последние годы стала заметна тенденция, характерная для детей из разных стран. Они в более поздние сроки, чем предыдущие поколения, овладевают моторными навыками. Коридор удлиняется в сторону более позднего формирования этих умений.
Не менее важно уточнить, есть ли у ребенка сопутствующие проблемы, кроме задержки развития. К примеру, в 4 месяца малыш не научился переворачиваться на животик. Можно начинать волноваться только тогда, когда у него есть сопутствующие заболевания. К их числу относятся нарушенное питание, сон, неправильное функционирование желудочно-кишечного тракта. Помимо этого, требуется учитывать общее состояние ребенка, активный он или вялый, окрашено ли его поведение эмоциями.
Нормы овладения детьми двигательными навыками
Выделяется несколько значимых возрастных периодов:
- В 1,5-3 месяца малыш может удерживать головку, лежа на животике.
- В 3-6 месяцев дети сами переворачиваются на живот.
- К 8 месяцам ребенок начинает ползать по-пластунски, переворачиваться с живота на спину.
- В 6-9 месяцев малыши учатся ползать на четвереньках.
- В 7-12 месяцев ребенок может стоять, придерживаясь за опору.
- В 10 месяцев-1,5 года дети учатся самостоятельно ходить, без опоры, без помощи родителей. Если у ребенка нет других признаков патологий развития (нарушения игровой деятельности, пищевого рациона, сна и др.), тогда начало самостоятельной ходьбы в 1,5 года считается нормой.
Задержки при овладении детьми двигательными навыками
Если ребенок отстает в двигательном развитии на несколько недель или месяц, это не критично, не стоит начинать беспокоиться. Необходимо оценить ситуацию комплексно, разобраться в причинах, почему задерживается развитие моторных функций ребенка. Нередко причина кроется в педагогической запущенности, связанной с обстановкой в семье. Эта проблема особенно остро стоит в первый год жизни. Например, мать не может активизировать малыша, помочь ему овладеть определенным навыком, не знает, чем с ним заниматься, как учить ребенка и привлекать его к деятельности.
На речевое и эмоциональное развитие негативно влияет постоянный просмотр телевизора с полугода. Он затормаживает формирование речевых навыков. Поэтому врачи советуют как можно меньше включать ребенку телевизор до возраста 1,5-2 лет. Мультфильмы препятствуют развитию собственной речи малыша. Есть большая разница между просмотром видеосюжета и непосредственным общением с ребенком, когда он видит мимику, взгляд, движение губ. Дети с 6 месяцев из-за особенностей мозговой деятельности пытаются скопировать мимику окружающих его взрослых. За счет этого начинает формироваться их собственная речевая активность. В мультфильмах мимика занимает лишь один кадр, фоном идут отвлекающие картинки, диалоги персонажей и музыкальное сопровождение. Это мешает ребенку настроить свое речевое развитие.
До достижения ребенком двухлетнего возраста рекомендуется включать малышам только музыку и природные звуки. В том случае, если в семье есть старший ребенок, можно изолировать его во время просмотра мультика или незаводить его до возрастных мультиков младшего ребенка.
Лучше не показывать мультфильмы до 1-1,5 лет, в идеале – до 2-х лет.
Задерка роста и высокий рост.
Важность генетических факторов.
Рост ребенка определяется генетическим складом, наследуемым от родителей. На достижение генетического потенциала роста влияют многие факторы, в том числе скорость и продолжительность роста ребенка, качество пищи, количество калорий, особенности обмена веществ.
На что мы можем влиять при патологии роста.
Рост ребенка также зависит от воздействия гормонов, вырабатываемых щитовидной железой, гипофизом, надпочечниками и половыми железами (яичниками и яичками).
Задержка роста.
Нарушение роста наблюдается, если ребенок превышает потенциал своего роста или не может его достичь. Дети чаще сталкиваются с ростом ниже нормы, чем с высоким ростом, превышающим генетический потенциал ребенка. Нарушения роста, происходящие по причине аномалий скелета обычно исправить невозможно. Часто они сопровождаются другими пороками развития. Другие проблемы, связанные с расстройствами, нарушающими нормальный рост костей, можно решить, если нарушение было вовремя выявлено и безотлагательно начато лечение.
Причины задержки роста
Младенец может иметь врожденную низкорослость по причине задержки роста во внутриутробный период. Это может быть вызвано почечной недостаточностью или неправильным лечением диабета у матери, а также приемом алкоголя, курением или радиационным облучением. Низкорослость ребенка из-за снижения скорости роста может быть вызвана длительным заболеванием, стрессами, нарушением питания, гормональными проблемами. Степень низкорослости зависит от тяжести и продолжительности скрытых проблем, с которыми столкнулся ребенок. Вызвать низкорослость могут генетические или эндокринные нарушения (гипотиреоз, недостаточная секреция гормонов гипофизом). К значительному замедлению роста костей и низкорослости может привести задержка полового созревания, чаще наблюдаемая у мальчиков. Задержать рост ребенка может длительный прием таких лекарственных средств, как кортизол. После прекращения приема таких лекарств, скорость роста восстанавливается, однако ребенок может никогда не наверстать упущенного и не достигнуть нормального роста во взрослом возрасте.
Высокий рост и скорость роста
Высокий рост в большинстве случаев отражает генетические возможности организма ребенка и не является результатом заболевания. Как правило, в семье такого малыша есть один высокорослый родитель, поэтому такие случаи называют семейным высоким ростом. Он не нуждается в лечении, однако родители могут попросить назначить ребенку гормональное лечение, призванное ускорить половое созревание и уменьшить рост во время половой зрелости. Высокая скорость роста в детстве может быть вызвана повышенной секрецией гормонов, выделяемых щитовидной железой, гипофизом, надпочечниками и половыми железами.
Избыток гормона роста.
Рост ребенка может превзойти свой генетический потенциал во взрослом возрасте, если у него возникнет опухоль гипофиза, которая приводит к избыточной выработке гормона роста. Данное состояние называют гигантизмом.
Ожирение и высокий рост.
Высокий рост в детском возрасте также может быть связан с такими нарушениями, как ожирение. Рост костей у ребенка, имеющего ожирением, часто на 1-2 года опережает рост костей его сверстников. При возникновении нарушение роста, требуется консультация эндокринолога.
Половое развитие.
Преждевременное половое развитие и гормоны.
Преждевременное половое развитие приводит к появлению всех или части вторичных половых признаков (иногда и менархе) у девочек младше восьми лет. Истинное преждевременное половое развитие вызывает ранняя активация гипоталамуса, вызывающая избыточную секрецию ряда гормонов. При ложном преждевременном половом развитии происходит автономная избыточная секреция эстрогенов в яичниках или надпочечниках. Прием гонадотропных гормонов или эстрогенов также может привести к ложному преждевременному половому развитию. Ложное преждевременное половое развитие сопровождается ускорением роста, но в отличие от истинного, всегда остается незавершенным (не наступает преждевременное менархе).
Задержка полового развития.
Задержка полового развития проявляется в отсутствии адренархе и телархе к 13 годам и отсутствии менархе к 15 годам. Если менструации не наступают в течение 5 лет при своевременном половом развитии, то можно говорить об изолированной задержке менархе. Помимо этого, некоторые дети сталкиваются с неполным половым развитием, при котором одни вторичные половые признаки появляются своевременно, а другие — отстают и, как правило, происходит задержка менархе. Неполное половое развитие, изолированная задержка менархе, задержка полового развития вызваны дефицитом половых гормонов — гипогонадизмом.
Миру известно достаточно людей невысокого роста, но при этом достигших многого в жизни. При этом психологи считают, что невысокий рост стимулирует развитие разнообразных умений и достижения большего в карьере и жизни. Но если это коснется Вашего ребенка, то заставит задуматься и вызовет много вопросов.
Чтобы правильно оценить рост ребенка детские эндокринологи (педиатры) используют специальные оценочные таблицы, где рост Вашего ребенка сравнивают со средними показателями для данного пола и возраста и в случае существенного отставания от средних показателей, доктор сообщит об этом и предложит необходимое дообследование для выяснения причины этого отставания.
Скорее всего задержка роста у ребенка не может не вызвать тревоги у родителей и конечно же вызовут беспокойство психологические конфликты во взаимоотношениях со сверстниками у Вашего чада, да и Вы сами обратите внимание, что ребенок психически раним и тяжело переживает данную проблему.
В чем же причина задержки роста у детей?
Чаще всего задержка роста связана с наследственными причинами. При невысоком росте одного либо обоих родителей, дети также имею невысокий конечный рост и отстают от средневозрастных показателей как по росту так и зачастую в половом развитии (так называемая конституционная задержка роста и пубертата). При этом половое развитие начинается позже средневозрастных показателей и рост ребенка может не успеть допрыгнуть до максимальных значений, запрограммированных генетически. Таким детям особенно важно высыпаться, т.к. гормон роста является ночным гормоном и вырабатывается ночью, необходимо правильно и рационально питаться (употреблять достаточно белка, витаминов и микроэлементов), важно регулярно заниматься спортом. Но не любой спорт полезен при этом. Так тяжелая атлетика, борьба, бокс только усугубят ситуацию, а вот все игровые виды спорта, теннис, плавание стимулируют рост. Существуют и специальные лечебные комплексы упражнений, направленные на стимуляцию открытых зон роста. Также для лечения в этом случае применяются разнообразные метаболические препараты, комплексы витаминов и др. В случае своевременного обращения к детскому эндокринологу можно грамотно скорректировать данную ситуацию.
Также страдают низкорослостью дети с набором различных хронических заболеваний — хронические инфекции, хроническая почечная недостаточность, бронхиальная астма, сердечные пороки, заболевания желудочно-кишечного тракта и др. В таком случае для нормализации темпов роста необходимо заниматься лечением основного заболевания, компенсировать его.
Кроме того низкий рост может наблюдаться при генетических заболеваниях, но в таком случае у ребенка имеются дополнительно множественные пороки развития.
Ну и наконец, одна из причин низкорослости — болезни эндокринной системы. Именно этой проблемой занимаются детские эндокринологи. Разные эндокринные заболевания могут проявляться задержкой роста и иметь разные причины развития. Это может быть и дефицит гормона роста при заболеваниях гипофиза и гипоталамуса, и снижение функции щитовидной железы, и сахарный диабет. Во всех случаях развивается дефицит гомонов. При поражении гипофиза (гипофизарный нанизм) развивается дефицит гормона роста, при поражении щитовидной железы (гипотиреоз)- дефицит тиреоидных гормонов, при сахарном диабете — дефицит инсулина. И во всех случаях лечение заключается в правильно подобранной заместительной терапии недостающими гормонами, что позволит ребенку нормально расти и развиваться, не отставая от сверстников.
Вот почему, уважаемые родители, так важно не быть пассивными и своевременно обращаться за медицинской помощью к опытным специалистам.
Чтобы определить, не отстает ли ваш малыш в развитии, показателей его роса и веса недостаточно. Есть еще множество других критериев (лингвистические и моторные навыки), позволяющих понять, «правильно» ли растет ребенок. В первый месяц жизни новорожденные начинают издавать звуки, в три — поднимать голову в положении лежа на животике, в четыре — они реагируют на ваш голос, улыбаясь.
Безусловно, родителям интересно и полезно наблюдать за этими этапами роста малыша, по ходу отмечая и другие очевидные признаки его взросления, такие как моторные и разговорные навыки. Однако не спешите сравнивать успехи малыша с другими детьми, ведь каждый ребенок — индивидуален. К примеру, кто-то начинает ходить в 9 месяцев, а кто-то лишь с 11.
Итак, как отличить ребенка, которому просто нужно немного больше времени от того, кто по-настоящему отстает в развитии? Медики считают, что нарушения в развитии присутствуют в том случае, когда ребенок, взрослея, не может делать то, что делают дети моложе его. Несмотря на то, что у каждого ребенка свой ритм развития, есть определенные умения и навыки, которыми малыш должен владеть в определенном возрасте.
Эти навыки и умения делят на пять основных категорий:
Существует условная таблица показателей развития детей в зависимости от возраста. Помните, однако, что незначительные отклонения от этих показателей не являются нарушениями развития, хотя, конечно, если отклонения есть, лучше обсудить это с педиатром.
Таблица средних показателей развития детей
Улыбается, услышав ваш голос
Поднимает голову и шею, лежа на животе
Сжимает объекты в руке
Улыбается другим людям
Лепечет, улыбается и пытается имитировать звуки
Переворачивается со спины на живот и с живота на спину
Перекладывает вещи с одной руки в другую
Откликается на свое имя
Находит частично скрытые предметы
Сидит без поддержки
Ходит с поддержкой или без
Выговаривает хотя бы одно слово
С удовольствием копирует звуки и мимику людей
Говорит хотя бы 15 слов
Говорит простые предложения
Следует простым инструкциям
Начинает придумывать ролевые игры
Карабкается по деревьям, турникам
Говорит сложными предложениями
Раскладывает предметы по цвету и размеру
Ладит с людьми, которые не являются членами семьи
Рисует круги и квадраты
Может ездить на трехколесном велосипеде
Называет имена и адреса
Прыгает, скачет на одной ноге, умеет прыгать на скакалке
Одевается без посторонней помощи
Умеет сосчитать 5 и больше объектов
Если ребенок отстает
Если вам кажется, что ребенок отстает в развитии, не паникуйте. Чаще всего, это незначительные отсрочки, не представляющие серьезной опасности. Еще чаще случается, что виноваты сами родители, слишком опекающие малыша. Например, ребенок не научился еще сидеть самостоятельно, так как родители не снимают его с рук.
Еще одна возможная причина — преждевременные роды. Дело в том, что у детей, которые родились раньше срока, уровень силы и развития мышц немного ниже, чем у тех, кто родился вовремя. Это может приводить к незначительным задержкам в развитии опорно-двигательной системы, которые со временем полностью нивелируются.
Если у ребенка проблемы с речью и/или пониманием, возможно, причина в рецидивной ушной инфекции. Реже причиной может быть аутизм, особенно если параллельно наблюдаются проблемы с социальным взаимодействием. Также, дети, в семье которых разговаривают больше чем на 2х языках, как правило, начинают говорить только к двум годам.
Причинами отклонений могут также быть генетические обусловленные заболевания, например, синдром Дауна, церебральный паралич, задержка умственного развития. Иногда, к сожалению, причину отставания установить не удается.
Как родители могут помочь
Для улучшения развития основных моторных навыков:
В первые годы жизни дети растут и развиваются гораздо быстрее, чем в последующее время. Однако, зачастую, прибавка в росте у детей происходит с отставанием от общепризнанных норм. Большинство детей растут без отклонений от индивидуального графика, однако находятся и те, которым ставят диагноз — задержка роста.
Данный термин является несколько обобщенным, существует множество различных причин задержки роста у детей. Зачастую, дети с задержкой роста так же отстают по набору веса в соответствии с возрастными нормами.
Диагностика и лечение детей с задержкой роста начинается с диагностики причины данного заболевания, после чего родители и педиатры работают в тандеме для того, чтобы ребенок вернулся к варианту прибавки роста в соответствии со здоровыми сверстниками.
О задержке роста.
Большинство случаев задержки роста у детей выявляется в первые годы жизни ребенка-в момент максимального физического и нервнопсихического развития ребенка. В первый год жизни ребенка его мозг вырастает настолько же, насколько он вырастет в последующие годы жизни. Недостаточное получение питательных веществ и микроэлементов в этот период жизни может привести к перманентным негативным изменениям в нейропсихическом развитии ребенка.
Большинство детей удваивают свой вес при рождении к 6 месяцам и утраивают его к концу первого года жизни, у детей с задержкой роста данная весовая динамика, как правило, не наблюдается. Зачастую дети с задержкой роста из-за недостаточного получения питательных веществ демонстрируют:
- Снижение интереса к окружающим
- Не смотрят в глаза
- Становятся более капризными
- Отстают по психомоторному развитию (начинают позже сидеть, ходить, говорить)
Причины.
Задержка роста может быть обусловлена различными причинами, среди которых основными являются:
Социальные. Не являются медицинскими,и как правило, связаны: с неправильным кормлением ребенка, специальными диетами, которыми пользуется мама из-за опасения что ребенок «потолстеет в более старшем возрасте». Так же родители могут ограничивать частоту кормления из-за повышенной занятости («даю больше, но реже»). Или в связи с другими неблагоприятными социально-бытовыми условиями в семье.
Заболевания желудочно-кишечного тракта. Включает в себя: болезнь гастроэзофагального рефлюкса (при которой происходит заброс пищи из желудка в пищевод и ребенок может отказываться от еды из-за болевых ощущений), хроническую диарею различного генеза, муковисцидоз, болезни печени и цилиакию — заболевания так или иначе влияющие на всасывание и переработку питательных веществ, поступающих с пищей. Ребенок может потреблять большое количество пищи, но процент ее усвояемости будет низким. Целиакия представляет собой болезнь с повышенной иммунной реактивностью к белкам злаковых растений. Неправильный ответ иммунной системы к данным белкам приводит к воспалительным повреждениям кишечника, что и препятствует нормальной усвояемости пищи.
Хронические заболевания. Дети, страдающие от многих эндокринных заболеваний, заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной систем могут отставать в росте и наборе веса от их здоровых сверстников.
Непереносимость белка молока как основного нутриента зачастую также ведетк нарушению роста и развития ребенка.
Инфекции. Паразитические инфекции, инфекции мочевых путей, туберкулез и т.д. ведут к повышению потребности организма в питательных веществах, но , как правило супрессируют аппетит, что и приводит к кратковременным или более продолжительным, в случае хронических инфекций, потерям в весе.
Метаболические расстройства. Данные болезни приводят к неспособности организма расщеплять, трансфоримровать, переносить или сохранять питательные вещества и получать с них энергию. В результате этого происходит накопление нерасщепленных веществ в организме или токсических продуктов их распада.
Диагностика
Многим детям свойственно кратковременное отставание в росте или весе. Однако, если данная динамика наблюдается более трех месяцев в течение первого года жизни ребенка, доктора, как правило, начинают искать причину данным нарушениям.
Отставание в ростевесе ребенка диагнстируется с помощью перцентильных таблиц при регулярных осмотрах педиатром. Доктор проводит детальный осмотр, консультирует по вопросам питания, кроме того направляет на лабораторные исследование крови (общий анализ, биохимический и электролитный анализ) и мочи. Если доктор подозревает определенную болезнь, дополнительные исследования крови будут также необходимы.
Лечение
В случаях отставания роста в связи с банальным нарушением потребления достаточного количества питательных веществ, частый мониторинг и рекомендации педиатра помогут решить данную проблему. В таких случаях доктора обычно назначают искусственное вскармливание специальными смесями с большим количеством питательных веществ. При тяжелых случаях заболевания ребенок обычно получает питание через назогастральный зонд. В случае постановки зонда питание через него осуществляется преимущественно ночью для того чтобы не нарушать дневные кормления или другую активность ребенка в дневные часы. Как только адекватный вес набран, ребенок начинает более обильно питаться естественным путем и назогастральный зонд убирается. Данные дети обычно проходят комплекс лечебно-диагностических мероприятий в условиях стационара. Сроки госпитализации при этом сильно варьируются. Минимум времени пребывания в стационаре у детей с экстремально низкой массой тела 14 дней, но, как правило, сроки более длительны и составляют в среднем несколько месяцев.
Стоит ли опасаться за своего ребенка?
Генетика также играет большую роль. Если родители худощавые и невысокого роста, их дети также могут быть менее рослыми, чем их сверстники от высоких родителей.
Как правило ребенок в течение первого месяца жизни ест от 8 до 12 раз в сутки приблизительно 60 мл. молока за кормление. После двух -трехмесячного возраста количество кормлений за сутки снижается до 6-8 раз, но количество потребляемого молока увеличивается. В 4 месяца ребенку для нормального развития необходимо потреблять около 900 мл. молока за сутки.
Ваш педиатр сможет идентифицировать проблему недостаточного набора веса или замедленного роста при регулярных визитах в течение первого года жизни ребенка. Также родители могут периодически взвешивать ребенка дома для более детального мониторинга.
Когда стоит обратиться за помощью?
Если вы обратили внимание на то, что ребенок перестал набирать вес или у него значительно снизился аппетит — обратитесь за консультацией к вашему педиатру. Дети дошкольного и младшего школьного возраста могут отказываться от еды, но этого не должно наблюдаться у детей первого года жизни! Если вы испытываете трудности с кормлением вашего ребенка, обратитесь за советом к врачу. Когда ребенок первого года жизни отказывается от еды, родители могут прибегнуть к множеству различных средств, в том числе фармакологических, для повышения аппетита. Этого делать нельзя, так как данные действия могут усугубить проблему и стать дополнительным источником стресса для вас и вашего ребенка. Вместо этого обратитесь за консультацией к вашему педиатру.