Ребенок отстает в физическом развитии

Ребенок отстает в физическом развитии

Известно, что одной из характеристик физического развития детей и подростков является рост. “Можно ли как-то повлиять на рост?” — часто спрашивают заботливые родители. На этот и другие вопросы отвечает Елена ЛОБЫКИНА, доктор медицинских наук, профессор, врач-диетолог ГБУЗ КО “Новокузнецкий центр медицинской профилактики”:

Ребенок отстает в физическом развитии

— Для ответа на этот вопрос немного напомню, как рост происходит. В течение жизни ребенка, до момента достижения окончательного роста, идет смена периодов ускоренного и замедленного роста. Формирование костей заканчивается в среднем к 25 годам. К этому возрасту происходит формирование так называемого “пика костной массы”, когда происходят ускорение линейного роста, интенсивное нарастание костной массы и увеличение размеров кости. Выделяют три периода наибольшего скачка роста: первый год жизни (рост увеличивается на 50% от длины тела при рождении); 5-6 лет и 13-15 лет (пубертатный скачок роста). Участвуют в процессах роста практически все гормоны, особенно это относится к гипофизу, щитовидной железе и половым железам (особенно в период пубертата). В связи с этим при задержке роста необходимо исключить заболевания этих эндокринных органов.

— Какие факторы способствуют замедлению роста ребенка?

— На рост влияют наследственность, конституциональные особенности и наличие заболеваний. Дефицит гормона роста встречается редко, чаще встречаются конституциональные особенности роста (особенно у мальчиков). Плохо растут дети невысоких родителей с так называемым “семейным замедленным созреванием”. Задержка роста и пубертата могут наблюдаться как при резком дефиците массы тела в результате недостаточной калорийности или несбалансированного питания (нервная анорексия, попытка похудеть на низкокалорийных диетах), так и при ожирении у подростков. Главный ориентир, на который надо обратить внимание при исключении гормональной проблемы задержки роста (дефицита гормона роста), — это отсутствие динамики роста ребенка в течение года.

— Может ли питание влиять на рост ребенка?

— Да, может. Для поддержания концентрации и ритма секреции гормона роста полноценное и сбалансированное питание (достаточное количество и правильный баланс не только белков, жиров и углеводов, но и витаминов и минеральных веществ) крайне необходимо. Это достаточно частая причина отставания в росте у детей.

В первые годы жизни задержка роста может возникнуть из-за недостаточности питания, нарушения кишечного всасывания. Если ребенок с раннего детства отстает в росте от сверстников, а причина отставания неясна, необходимо обязательно исключить скрытое течение у ребенка целиакии — заболевания, сопровождающегося непереносимостью глютена (клейковины) — белка, который содержится в пшенице и некоторых других злаках. Нарушения функции кишечника приводят к развитию всасывания необходимых пищевых веществ.

— Как естественным путем, с помощью питания, повысить секрецию гормона роста?

— Доказано, что белково-энергетическое недоедание, дефицит в питании витаминов (А, Д) и минеральных веществ (кальция, железа, йода, цинка и др.) приводят к нарушению роста. Белок необходим для правильного формирования костной и хрящевой ткани, а также для образования гормонов, регулирующих рост, в том числе и самого гормона роста. Соответственно, недостаток белка в пище напрямую может влиять на задержку роста. Кроме того, дефицит полноценного белка нарушает процессы всасывания витаминов и минеральных веществ из пищи. Дефицит белка может проявляться у детей снижением мышечной массы (в том числе и массы тела) и болью в мышцах, линейной деформацией костей, изменениями со стороны кожи (изменение цвета, сухая шелушащаяся кожа, длительно не заживающие язвы и раны).

— Как на рост влияет витамин D?

— Витамин D за счет регуляции фосфора и кальция и повышения всасывания кальция в кишечнике регулирует костный обмен, предупреждая развитие рахита и остеопороза. Пищевые источники — это печень животных, желток яиц, молоко, масло, сметана, икра. Профилактика дефицита витамина D может быть достигнута путем увеличения солнечного облучения, употребления продуктов, богатых витамином D, и ежедневного приема витамина D. У нас принято активное назначение витамина D детям до 1-2 лет с целью профилактики рахита, затем про витамин D “забывают”, особенно в подростковом возрасте. Между тем в нашей стране среди всех групп населения наблюдается дефицит витамина D различной степени, что требует при ликвидации дефицита подключения лечебных доз, и не в режиме курсового, а более длительного его применения.

— Можно ли передозировать витамин D?

— Получить передозировку можно, если без исследования крови, например, назначить высокие взрослые лечебные дозы витамина D маленькому ребенку. В реальной практике у детей и подростков получить передозировку трудно, если только не принимать месяц по бутыльку капель витамина в неделю. Это крайности. Уж слишком дефицитен витамин D в питании россиян любого, в том числе детского и подросткового возраста. Поэтому вышеуказанные дозировки являются минимальными профилактическими дозами. Наоборот, чаще должен возникать вопрос: “А достаточна ли для моего ребенка эта доза?”

— Что еще поможет “догнать” рост?

— Для образования гормона роста необходим цинк, который стимулирует образование и минерализацию костной ткани, участвует в образовании ферментов, регулирующих рост и обмен белка. Около 30% всего содержащегося в организме цинка находится в костях. Основной источник цинка — мясные продукты. Помимо этого, к продуктам, богатым цинком, относятся тыква, семена кабачков, мясо краба, арахис.

К сожалению, Западная Сибирь относится к регионам не только дефицитным по йоду, но и железу. Отмечают, что латентный (скрытый) железодефицит может встречаться у 50 — 60% подростков. Логично полагать, что питание и дыхание любой клетки, тем более растущей, как кость, будет нуждаться в хороших дотациях железа. Кроме этого, гипоксия, развивающаяся при дефиците железа, будет влиять и на синтез гормона роста.

Контролируют линейный рост (особенно в первые годы жизни ребенка) и гормоны щитовидной железы, для образования которых необходим йод и животный белок. Напомню, что идеальной комбинацией этого являются морская рыба и морская капуста. Гораздо меньше йода содержится в нашем традиционном (“безрыбном”) рационе питания. Не забывайте про любую возможность включать в рацион обогащенные йодом продукты питания (например, соль и хлеб). В организме все очень взаимосвязано.

— Какие еще факторы, кроме питания, могут влиять на рост?

— Для нормального роста ребенка также важны: качество и продолжительность сна. Увеличение продолжительности сна способствует увеличению выделения гормона роста. Подросткам в этот период спать желательно 8-10 часов. Помимо сна регулярная физическая аэробная нагрузка: занятия плаванием, гимнастикой (турник), легкой атлетикой. Анаэробные физические упражнения (марафоны, тяжелая атлетика) могут привести к задержке темпов и в конечном счете к достижению небольшого конечного роста.

Нарушение памяти – патологическое состояние, связанное с невозможностью полноценно сохранять, накапливать и использовать полученную ранее в процессе восприятия окружающего мира информацию.

Нарушение памяти (эпизодическое или постоянное состояние) – одно из самых распространенных расстройств, способное существенно ухудшить качество жизни любого человека особенно ребенка.

По статистике, регулярными нарушениями памяти (в разной степени выраженности) страдают около четверти всего населения Земли. И в эту статистику соответственно входят и дети. Это нарушение портит качество жизни ребенка и «закрывает» путь к Успешности. Именно поэтому нужно как можно раньше продиагностировать ребенка у нейропсихолога.

Ребенок со слабой памятью обычно плохо усваивает школьную программу, нарушает дисциплину, быстро утомляется, невнимателен, отвлекается, плохо удерживает внимание.

Нарушения памяти у детей приводят к тому, что ребенок с трудом запоминает содержание урока, полученную информацию, инструкции родителей и педагога педагога, внешне производит впечатление «бестолкового». Это может привести к серьезным проблемам с успеваемостью в школе, конфликте с родственниками и серьезным психологическим и соматическим проблемам, комплексу «ущербности» и неполноценности.

Очень часто педагоги и родители детей с нарушением памяти часто считают ленивыми или плохо мотивированными. Причем подобные проблемы с памятью у ребенка могут проявляться не только в нарушении функции памяти, но и в плохом восприятии последовательности слов, зрения, медленном приобретении навыка чтения и т.д. и т.п., причина которого выявляется только с помощью нейропсихологической диагностики и тестирования с опытным нейропсихологом.

Расстройства памяти могут иметь разное происхождение: органические поражения головного мозга и психические заболевания.

На работу памяти влияют определенные участки коры головного мозга, мозжечок, лимбическая система. Но основное влияние на эту работу оказывают участки, расположенные в височной области левого и правого полушарий. Еще одна важная структура мозга, влияющая на процесс запоминания — гиппокамп. При повреждении височной области с одной стороны, работа памяти ухудшается, а при повреждении с двух сторон — прекращается полностью.

Память функционирует благодаря работе нервных клеток — нейронов. Связь между нейронами обеспечивают нейромедиаторы. Нейромедиаторы — это вещества, обеспечивающие передачу сигналов от нейрона к нейрону. Содержатся они в гиппокампе. К нейромедиаторам принадлежит, например, ацетилхолин. При дефиците нейромедиаторов процесс запоминания в значительной степени ухудшается. Для того, чтобы установить истинную причину провалов в памяти у ребенка необходимо провести грамотную нейродиагностику

На сегодняшний день можно выделить следующие главные причины нарушения памяти:

  • общие психофизические состояния, как следствие стрессов и переутомления,
  • последствия тяжелых соматических заболеваний и сезонного гиповитаминоза;
  • медикаментозное отравление (в раннем детском возрасте), вакцинация;
  • нарушение памяти вследствие поражений в структурах головного мозга;
  • острые и хронические нарушения кровообращения головного мозга, атеросклероз мозговых сосудов, спазм сосудов головного мозга и другие, возрастные нарушения;
  • черепно-мозговые травмы;
  • опухоли головного мозга;
  • задержка развития, интеллектуальные нарушения, задержка речи;

Корректировать нарушения памяти нужно обязательно. И делать это необходимо как можно раньше. Т.к. данное нарушение может стать причиной многих проблем и трудностей у ребенка – психосоматических, неврологических, причин школьной «неуспешности», психологических проблем, комплекса неполноценности и неуспешности.

В НейроЛогопедическом центре «Выше радуги» есть целый ряд коррекционных программ, позволяющий решить эту проблему раз и навсегда, достичь устойчивый и долгосрочный результат.

Нейропсихологическая коррекция – это наиболее эффективный на сегодняшний день безмедикаментозный метод помощи детям, а значит не имеющий никаких побочных эффектов. При грамотном профессиональном подходе самый результативный и устойчивый, потому что основан на тренировке Мозга и определенных его зон.

Программа коррекции разрабатывается индивидуально для каждого ребенка на основе классических нейропсихологических методов с использованием элементов телесно-ориентированной терапии.

Программа нейропсихологической коррекции включает в себя двигательную (психомоторную) часть, когнитивную (задания за столом или на ковре для развития памяти, речи, мышления, письма, чтения и т.д.), а также блок, включающий работу с Инновационным Оборудованием или Специальными программами.

Нейропсихологическая коррекция позволяет ребенку безмедикаментозно преодолеть нарушения памяти. Нейропсихологическая коррекция оказывает терапевтическое воздействие на организм — улучшает эмоциональное и физическое состояние, повышает самооценку и уверенность в себе, раскрывает внутренние резервы и способности, развивает дополнительные скрытые возможности головного мозга.

Если ребенок уже на первом году жизни начинает отставать в росте от сверстников, родителям может быть рекомендовано посещение детского эндокринолога. Однако отставание в росте в этом периоде жизни в подавляющем большинстве случаев является следствием недостаточности питания, сформировавшейся по тем или иным причинам, и сопровождается симметричным отставанием ребенка и в весе. Иными словами, причина задержки роста кроется в питании, а гормоны у ребенка вырабатываются в достаточном количестве. Разберем, почему это так.

  • На первом году жизни наиболее высокие темпы роста – 20-30 см за год. В этот период на рост и дифференцировку костей скелета в большей степени влияют гормоны щитовидной железы. Патология щитовидной железы, которая встречается в этот период и может сопровождаться задержкой роста – врожденный гипотиреоз. «Пропустить» врожденный гипотиреоз практически невозможно – с 1992г. в нашей стране проводится неонатальный скрининг. У всех новорожденных на 3–4-й день жизни (у недоношенных на 7–14-й) берется кровь из пятки для определения 5 наследственных патологий, и врожденный гипотиреоз входит в их число. В обменной карте в обязательном порядке ставится отметка о прохождении неонатального скрининга. Поэтому если у ребенка с неонатальным скринингом все было в порядке, задержка роста на первом году жизни обусловлена не дефицитом тиреоидных гормонов.
  • Еще одна врожденная патология – врожденная дисфункция коры надпочечников – сопровождается задержкой роста, однако она также входит в неонатальный скрининг. Помимо этого, это заболевание имеет и другие явные клинические проявления, и в первую очередь проявляется неправильным строением наружных гениталий у девочек, а у мальчиков – признаками преждевременного полового созревания.
  • Синдромальные формы патологий и другие формы наследственных болезней обмена веществ также могут сопровождаться задержкой роста на первом году жизни, однако в этом случае отставание в росте может проявиться уже внутриутробно и помимо отставания в росте у ребенка будут другие нарушения – в таком случае в первую очередь ребенок нуждается в генетике.

Таким образом, дети, нуждающиеся в обязательном осмотре и наблюдении детского эндокринолога, попадут к врачу уже по результатам проведенного в роддоме обследования. Во всех остальных случаях – а их подавляющее большинство – не стоит тратить драгоценное время на гормональные исследования, и поиск детского эндокринолога, так как причинами задержки роста будет являться первичная/вторичная недостаточность питания.

Рост ребёнка- актуальные вопросы

И что же, ребенок не может быть выше этого роста?

Может, но для этого необходимо приложить усилия. Необходимо правильно организовать питание, занятия физкультурой и спортом, иметь нормальный распорядок дня — обо всем этом мы поговорим чуть позже. Следует помнить, что небольшой рост родителей не всегда обусловлен только генетическими факторами. Причиной этому могли быть тяжелые бытовые условия в детстве, плохое питание или перенесенные тяжелые заболевания. У ребенка же, живущего в более хороших условиях, чем его родители, рост может быть выше.

Кривые роста мальчики

Nach J.M. TANNER and R.H. WHITEHOUSE: Aech. Dis. Childh. 51. 170 (1976)

Ребенок отстает в физическом развитии

Кривые роста — девочки

Ребенок отстает в физическом развитии

Nach J.M. TANNER and R.H. WHITEHOUSE: Aech. Dis. Childh. 51. 170 (1976)

Зависит ли рост от питания?

Да, конечно! В любом возрасте, особенно в первые годы жизни, рост ребенка определяется достаточным поступлением в организм белков, жиров, витаминов, углеводов, минеральных солей. Например, нехватка йода в организме приводит к отставанию в росте и ухудшению интеллекта. Недостаточное поступление белковой пищи сопровождается отставанием в росте, дистрофией.

Следите за тем, чтобы ребенок получал достаточно пищи не только по объему, но также и по качественному составу. Очень полезно есть творог, мясо, молоко, овощи, фрукты, рыбу. Не обязательно это должны быть апельсины, авокадо или другие экзотические фрукты. Например, морковь с маслом или сметаной содержит много витамина А, который называют «витамином роста». Но помните, витамины А и D всасываются лучше, когда употребляются вместе с жирами. Витамин D необходим для построения кости. Вспомните, ведь все высокие люди длинноногие.

А чтобы кости росли, им нужны витамин D, кальций и белок. Белок содержится в мясе, рыбе, яйцах, молоке, твороге. Витамина D много в яичном желтке, рыбьем жире, черной икре. Очень полезно давать детям поливитамины, особенно зимой и весной.

Полезны ли для роста занятия физкультурой и спортом?

Физические упражнения способствуют росту мышечной массы и росту костей, не позволяют откладываться лишнему жиру. Приучайте ребенка к физическим упражнениям с раннего детства. Мускулистый, спортивный, подвижный ребенок даже невысокого роста смотрится очень хорошо. И потом, ребенок, достигший каких-либо высот в спорте, никогда не будет переживать из-за своего роста.

Никогда не настраивайте ребенка на то, что он обречен на небольшой рост. Кто сказал, что все должны быть высокими?!

И потом, хочешь подрасти — приложи к этому все усилия!

Что еще очень важно для роста?

Хороший полноценный сон. Ребенок растет в основном ночью, когда спит. В семьях, где поздно ложатся спать, долго смотрят телевизор, следствие — ребенок поздно ложится спать или вынужден просыпаться. Такие дети могут отставать в росте. Известно, что дети, выросшие в любви, имеют более высокий рост и крепкое здоровье, чем дети, обделенные заботой и лаской. Любите своих детей, дружите с ними, ласкайте их, помогайте им!

Часто обращаются к врачу по поводу задержки роста родители мальчиков в возрасте 13-15 лет. Их беспокоит, что все ребята-сверстники обогнали его в росте. Помните, что в возрасте 13 лет мальчик постепенно превращается в мужчину и в этот период бывает скачок в росте. У ребят-одноклассников этот скачок произошел, а у вашего сына нет. В этом случае обязательно проконсультируйтесь с врачом, но перед этим узнайте у родственников мужа, может, и он так рос и только к 16-17 годам догнал, а может, обогнал своих сверстников. Называется это состояние «конституциональной задержкой роста и пубертата». Врач поможет вам поставить этот диагноз после исключения других причин задержки роста. В этом случае, можно спрогнозировать конечный рост ребенка. Вам надо сделать ребенку рентгеновский снимок кисти для определения костного возраста.

Например, вашему ребенку 13 лет. Рост его 135 см. Это ниже нижней границы роста. Но его костный возраст равен всего лишь 11 годам. Посмотрите на рисунок 1 и вы увидите, что для 11 лет его рост нормальный. Конечный его рост будет не менее 173-175 см.

Можно ли ускорить рост ребенка, давая анаболические препараты?

Можно. Но лучше делать это только по согласованию с врачом. Что такое анаболические гормоны? Вы слышали о них. Их иногда используют спортсмены для увеличения мышечной массы и выносливости. Они действительно вызывают сначала ускорение роста за счет роста костей, но могут привести к более раннему закрытию зон роста. И тогда конечный рост будет меньше. Взвесьте вместе с врачом все «за» и «против». По опыту, чаще всего лучше этого не делать.

После беседы с ребенком он сам выбирает путь — подождать, не спешить. Помните, что это всего лишь задержка роста, то есть она временна.

Как определить, достаточно ли у ребенка гормона роста?

Делается это только в специализированном детском эндокринологическом отделении!

Какие же признаки характерны для недостатка гормона роста?

  1. Ребенок прибавляет в росте за 1 год менее 4-х см.
  2. С каждым годом он все больше и больше отстает в росте от нижней границы нормы.
  3. Костный возраст отстает от паспортного больше, чем на 2 года.
  4. Мышцы развиты слабо, а жировая прослойка часто избыточно развита.

Как же узнать, что гормона роста вырабатывается мало?

В эндокринологическом отделении ребенку проведут специальные пробы и определят содержание гормона роста в крови.

Как назначается гормон роста?

После того, как будет установлено, что у ребенка мало гормона роста, врач назначит препарат гормона роста. Препарат вводят подкожно, чаще в бедро, но можно и в руку, и в спину. Доза для каждого индивидуальна. Она зависит от веса ребенка. Но помните! Уколы делают каждый день вечером, перед тем, как лечь спать.

Бывают ли какие-либо осложнения от лечения гормоном роста?

В начале лечения иногда бывает отечность под глазами, которая у детей через несколько дней проходит. Пугаться этого не стоит. Наоборот, этот симптом показывает, что гормон роста «работает». Иногда в первые дни и даже недели появляется скованность в суставах кисти. Это бывает редко и только у детей постарше.

В начале лечения препаратом гормона роста может быть головная боль, но это бывает очень редко. В этих случаях надо уменьшить дозу в 2 раза, а через 2-3 недели вновь повысить до необходимой. Делайте это только по согласованию с врачом-эндокринологом.

Лечение гормоном роста безопасное и крайне необходимое, ибо при лечении ребенок может вырасти до 160-170 см. У нас под наблюдением есть ребенок, начавший лечиться при росте 133 см, а теперь его рост составляет 182 см.

Кто же должен назначить гормон роста?

Только врач! Чаще всего это делает эндокринолог.

Поэтому, если рост ребенка ниже нормы, если ребенок отстает от своих сверстников, обратитесь к детскому эндокринологу!

ГУЗ «Областная детская больница, ул. Московская 6а

Какие дети считаются недоношенными?

Недоношенными считаются дети, рожденные между 28-й и 37-й неделями беременности, с массой тела от 1000 до 2500 г и ростом 35-46 см. В ряде случаев и доношенные новорожденные имеют массу менее 2500 г. Это наблюдается у детей из двоен, при многих внутриутробных заболеваниях, при пороках развития, у рожденных от курящих и употребляющих алкоголь матерей. В таких случаях речь идет о врожденной гипотрофии или о задержке внутриутробного развития (дети маленькие к сроку беременности). Дети, рожденные с массой ниже 2500 г и ростом менее 46 см, независимо от срока беременности, считаются незрелыми.

Каковы морфологические признаки недоношенности?

2. Пропорции тела: у недоношенных короткие ноги, высота головы по отношению к росту составляет 1/3- 1/4, середина тела выше пупка (в то время как у доношенного на уровне пупка).

3. Ушные раковины мягкие, легко подворачиваются внутрь, плотно прилегают к черепу.

4. У девочек малые половые губы не прикрыты большими, половая щель зияет, хорошо виден клитор; у мальчиков яички не опущены в мошонку.

5. Отмечается обильный рост пушковых волос не только на спине и плечах, но и на других частях тела (на щеках, лбу, бедрах).

6. Преобладание мозгового черепа над лицевым, широко открытые швы, большие размеры переднего родничка, часто открыт малый родничок.

7. Экзофтальм, нередко сочетающийся с увеличением лобных и теменных бугров, что наиболее отчетливо проявляется на 2-3-м месяце жизни.

Каковы, функциональные признаки недоношенности?

Для недоношенных детей характерна морфофункци-ональная незрелость всех органов и систем, прежде всего центральной нервной системы; степень выраженности этой незрелости зависит от срока беременности. У недоношенных наблюдается аритмия дыхания, могут быть периоды апноэ (остановка дыхания), гипоксические поражения центральной нервной системы. Если приступ апноэ длится более 16 секунд и сопровождается бради-кардией, может развиться асфиксия и внезапная смерть. Дискинезии желудочно-кишечного тракта у недоношенных детей проявляются срыгиванием, рвотой, вздутием живота, болями в животе, задержкой газов и стула и связаны с незрелостью иннервации и несовершенством центральной вегетативной регуляции.

Для недоношенных детей характерно несовершенство терморегуляции, поэтому они быстро охлаждаются и так же быстро перегреваются.

Как проводится первый туалет недоношенного новорожденного?

Первый туалет недоношенному новорожденному проводится в детской палате на обогревательном столе через 6 часов после рождения. Стерильным ватным тампоном, смоченным стерильным растительным маслом или рыбьим жиром, удаляют сыровидную смазку и кожу обрабатывают 1 % спиртовым раствором йода или чистым 55-70 % спиртом. Недоношенные дети должны находиться в боксах с центральной подачей кислорода и вмонтированными бактерицидными лампами.

Каковы особенности содержания и ухода за недоношенным, ребенком?

Сразу после рождения такой ребенок должен обогреваться струей теплого воздуха или обогревательными лампами. Первичную обработку (отсасывание слизи, перевязку пуповины, профилактику бленнореи) проводят на специальном обогревательном столе. Затем ребенка заворачивают в согретые, стерильные пеленки, в одеяло с грелкой или помещают в согретый переносной кувез и доставляют в палату для недоношенных детей.

Инкубаторный (кувезный) с индивидуальным микроклиматом метод выхаживания является наиболее эффективным. Он характеризуется созданием физиологических условий с первых минут внеутробного существования. В кувезе поддерживается оптимальная температура и влажность. Это позволяет уменьшить энергетические затраты ребенка на сохранение температуры тела, потерю жидкости через кожу и при дыт хании.

Сроки пребывания в кувезе зависят от массы тела при рождении, зрелости и общего состояния ребенка. Дети с малой степенью недоношенности находятся в кувезе 2-4 дня или несколько часов, глубоко недоношенные дети с массой тела до 1500 г — 8-14. дней, а с массой до 1750 г — 7-8 дней. Затем дети переводятся на второй этап выхаживания.

Каковы особенности патронажа недоношенного ребенка?

Первичный патронаж к недоношенному ребенку выполняется участковым педиатром и медицинской сестрой в день выписки ребенка из роддома.

Недоношенные дети должны быть обеспечены весами, а при снижении лактации или отсутствии молока у матери — донорским молоком.

Частота наблюдения участковым педиатром и медицинской сестрой устанавливается индивидуально, в зависимости от конкретных условий.

При оценке физического и психомоторного развития недоношенных детей медсестра должна учитывать массу тела при рождении, срок беременности, характер внутриутробного развития и течение раннего неонатального периода.

Медсестра следит за физическим и психомоторным развитием ребенка и разъясняет родителям, что для того,’чтобы ребенок развивался нормально, с ним необходимо заниматься кропотливо и систематически (массаж, гимнастика, показ игрушек, разговор и т. д.).

Каковы особенности физического развития недоношенных детей?

Для здоровых недоношенных детей характерны высокие темпы физического развития. Наименьшая прибавка массы приходится на 1-й месяц, наибольшая — на 3-4-й. Глубоко недоношенные дети удваивают свою первоначальную массу ко 2-3-му месяцу, а к 1 году увеличивают ее в 6-8 раз. Дети, рожденные с массой 1500-2000 г удваивают ее к 3 месяцам, а к году увеличивают в 4-6 раз.

Рост недоношенных за первый год увеличивается на 27-38 см; на втором году жизни — на 2-3 см ежемесячно. Средний рост недоношенного ребенка к 1 году достигает 70-77 см. Ежемесячное увеличение окружности головы в первом полугодии составляет 1-4 см, во втором 0,5-1,0 см. Окружность головы за первый год увеличивается у недоношенных на 15-19 см и в 1 год составляет 44,5-46,5 см.

Каковы особенности психомоторного развития недоношенных детей?

Психомоторное развитие у недоношенных с массой при рождении до 2000 г отстает по сравнению с доношенными и примерно соответствует не календарному, а гестанционному возрасту. Следует иметь в виду, что длительно болеющие, а также те недоношенные дети, которые в силу разных обстоятельств лишены индивидуального ухода, отстают в психомоторном развитии в большей степени.

Что представляют собой специальные методы физического развития недоношенных?

Выкладывание на живот недоношенного ребенка способствует укреплению мышц затылка, конечностей, живота. Выкладывание на живот рекомендуется начинать с 3-недельного возраста при удовлетворительном состоянии — перед кормлением на 2-3 минут, сначала 1-2 раза, затем 3-4 раза в день.

Поглаживающий массаж способствует расслаблению мышц. Начинают его с 1-1,5 месяца жизни. Пока у ребенка сохраняется мышечная гипертония, разрешаются только поглаживание и движение рефлекторного характера. После исчезновения мышечной гипертонии применяют и другие приемы массажа: легкое растирание, разминание, поколачивание и пассивные упражнения с постепенным их усложнением. Эти приемы массажа и гимнастики у детей с массой тела при рождении менее 1500 г можно применять только с 6 месяцев, а у детей, рожденных с массой более 2000 г, — с 2-3 месяцев. После 7-9 месяцев с ребенком проводят более сложные упражнения: поворот с живота на спину, ползание, вставание на четвереньки, присаживание, вставание на ножки.

Приемам массажа и гимнастики мать обучается в кабинете по воспитанию здорового ребенка при детских поликлиниках с помощью специально подготовленной медицинской сестры, а при отсутствии таковой — патронажной медицинской сестры.

Черепно-мозговые травмы являются одними из самых распространенных в детском возрасте. Последствия травмирования могут быть разными, некоторые из них настолько опасны, что несут угрозу жизни или дальнейшему развитию ребенка. Даже если он не жалуется ни на что после получения травмы, важно знать, что безобидных повреждений головы не существует, а неврологические последствия могут проявиться через какое-то время. Поэтому, если ребенок ударился головой, нужно как можно обратиться к врачу и пройти полное обследование.

  1. Что такое ЧМТ?
  2. В чем опасность травмирования головы?
  3. Как проходит восстановление ребенка?
  4. Реабилитационные методы

Что такое ЧМТ?

Черепно-мозговой травмой в медицинской практике называют повреждения мозга, которые могут стать причиной инвалидности и даже летального исхода. Основные симптомы травмы головы: тошнота и рвота, потеря сознания, головокружения, но еще раз нужно подчеркнуть, что перечисленные признаки присутствуют далеко не всегда.

Существуют такие степени ЧМТ:

  • Легкая степень или сотрясение мозга. Большинству пострадавших не требуется лечение и реабилитация. Чтобы быстрее вернуться к повседневной жизни, нужно больше отдыхать и соблюдать предписания врача.
  • Умеренная степень. Повреждения мозга закрытые. Возможен ушиб головного мозга, повреждения диффузного характера, кровоизлияние. Пациенту нужно сделать КТ, чтобы установить точную клиническую картину. В некоторых случаях, когда требуется удаление гематом или снижение внутричерепного давления, может потребоваться хирургическое вмешательство.
  • Тяжелая степень. Если ЧМТ открытая, выполняется операция по удалению костей черепа. Такие травмы несут наибольшую опасность жизни ребенка.

Ребенок отстает в физическом развитии

В чем опасность травмирования головы?

Если травма тяжелая, последствия будут обязательно. Они зависят от поврежденного участка мозга, проявляются в том, что нарушаются определенные функции организма. Наиболее опасными считают проблемы, связанные с дыханием либо глотанием. В таких случаях лечение будет проводиться в реанимации с подключением к аппарату искусственного дыхания. Питание в это время через зонд либо внутривенно. В особо тяжелых случаях даже такие меры не помогут, и пациент может умереть.

После перенесения тяжелой черепно-мозговой травмы у ребенка могут диагностировать посттравматическую энцефалопатию. Проявления заболевания зависят от степени его тяжести, в частности, проблемы со сном, судороги, психозы, снижение интеллекта и др. Нередко развивается эпилепсия. При таких состояниях назначается противосудорожное лечение, которое будет проводиться постоянно.

Вследствие менее тяжелых травм могут нарушиться двигательные или когнитивные функции. Ребенок может перестать говорить, снижаются интеллектуальные способности. Успех выздоровления во многом зависит от правильности выбора реабилитационных мероприятий.

Иногда последствия травмирования головы проявляются даже через несколько лет. Учитывая то, что лобные доли головного мозга развиваются до 16-летнего возраста, когда в раннем возрасте ребенок получает ЧМТ, через достаточно большой промежуток времени могут появиться проблемы с функциями речи и мелкой моторикой.

Независимо от того, какими будут последствия полученной травмы головы, нельзя отказываться от наблюдения у невролога, который должен контролировать, как развивается ребенок, чтобы своевременно выявить отклонения от нормы. Это очень важно, чтобы своевременно подобрать корректирующие методы.

Как проходит восстановление ребенка?

Игнорировать реабилитацию после ЧМТ ни в коем случае нельзя. Условно весь процесс можно разделить на такие этапы:

  1. Данный этап начинается вместе с лечением. Цель реабилитации заключается в том, чтобы максимально сохранить здоровое состояние головного мозга, что в дальнейшем обеспечит его успешное восстановление.
  2. Реабилитационные методы направлены на то, чтобы восстановить функции, которые были утрачены.
  3. Завершающий этап, который подразумевает переход и приспособление к привычной жизни, в частности, самостоятельное обслуживание, общение с одногодками, адаптация к учебному процессу.

Во многих случаях процесс реабилитации ребенка после перенесенной черепно-мозговой травмы совмещают с обучением, закреплением новых навыков и умением, развитием в физическом и психическом плане.

Реабилитационные методы

После черепно-мозговой травмы детям могут назначаться такие методы реабилитации:

  • Нейропсихологический. С пациентом будет работать нейропсихолог, чтобы восстановить память пациента, контролировать его эмоции и поступки, повысить концентрацию внимания.
  • Психотерапия. Распространенный метод при легких травмах головы. Специалист работает с повышенной тревожностью и страхами, корректирует другие нарушения психики. Для налаживания коммуникаций занятия проводятся в группах, также применяется игровая, музыко- и арт-терапия.
  • Логопетический. При нарушениях функций речи не обойтись без занятий с логопедом. Специалист работает над растормаживанием речи, может применять специальный массаж и артикуляционную гимнастику.
  • Акватерапия. Облегчить движения, успокоить, снять напряжение помогают упражнения в вожже. В ходе занятий используются разные средства, развивающие тактильные ощущения и мелкую моторику.

Могут применяться и другие методы реабилитации, выбор которых определяет врач в зависимости от сложности травмы головы ребенка в каждом отдельном случае. И чем раньше начнется данный процесс, тем выше шансы вернуть все утраченные функции.

Восстановление ребенка после перенесенной черепно-мозговой травмы требует много времени и сил. При своевременном начале и соблюдении всех рекомендаций врача можно добиться отличного результата. Использование современных реабилитационных методик помогает травмированному ребенку восстановиться, даже если полученная травма была очень тяжелой, и полноценно жить дальше.

Врожденный порок сердца — болезнь сердечных клапанов, при которых орган начинает работать неправильно. В результате врождённого изменения строения клапанного аппарата, сердечных перегородок, стенок или отходящих от сердца крупных сосудов наступает нарушение кровотока сердца. Заболевание может прогрессировать. В ряде случаев возможен летальный исход.

Врожденные пороки сердца встречаются с частотой 6-8 случаев на каждую тысячу родов, что составляет 30% от всех пороков развития. Они занимают первое место по смертности новорожденных и детей первого года жизни. После первого года жизни смертность резко снижается, и в период от 1 года до 15 лет погибают не более 5% детей.

Чем раньше выявлен врожденный порок сердца, тем больше надежды на своевременное его лечение.

Причины

  • Вирус краснухи.
  • Вирусы гриппа, а также некоторые другие, если их действие приходится на первые 3 месяца беременности.
  • Бактериальные инфекции.
  • Наличие генетической предрасположенности.

Симптомы

  • Голубой или синюшный цвет кожи, губ, ушных раковин.
  • Появление синюшной кожи при кормлении грудью, крике малыша.
  • Побледнение кожи и похолодание конечностей (при «бледных пороках»).
  • Шумы в сердце.
  • Признаки сердечной недостаточности.
  • Изменения на электрокардиограмме, рентгеновских снимках, при эхокардиографическом исследовании (УЗИ сердца).

Конечно, при таких симптомах обеспокоенные родители немедленно обращаются к врачу, и порок сердца диагностируется в первые месяцы жизни ребенка, либо при рождении во время сопутствующих первых осмотров. Небольшие дефекты проявляют себя иногда только необычными шумами в сердце при прослушивании во время регулярных осмотров у детского врача.

Даже имея врожденный порок сердца, некоторое время после рождения ребёнок может выглядеть внешне вполне здоровым в течение первых десяти лет жизни. Однако в дальнейшем порок сердца начинает проявлять себя: ребенок отстает в физическом развитии, появляется одышка при физических нагрузках, бледность или даже синюшность кожи.

Для установки истинного диагноза необходимо комплексное обследование сердца с применением современного высокотехнологичного оборудования.

Хирургическое лечение является наиболее эффективным, причём операции зачастую делают новорожденным и детям от первого года жизни. Чаще всего вопрос о хирургическом лечении ставится еще до рождения ребенка, если это касается «синих пороков». Поэтому в таких случаях роды должны протекать в роддомах при кардиохирургических больницах. Терапевтическое лечение необходимо, если сроки операции можно перенести на более поздний срок. Если вопрос касается «бледных пороков», то лечение будет зависеть от того, как будет себя вести порок по мере роста ребенка. Скорее всего, все лечение будет терапевтическим.

Профилактика

Так как причины возникновения врождённых пороков сердца до сих пор мало изучены, сложно определить необходимые профилактические мероприятия, которые гарантировали бы предотвращение развития врождённых пороков сердца. Однако забота родителей о своем здоровье может значительно снизить риск появления врожденных заболеваний у ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector