Ребенок ест и плачет

Детский сад № 90

02.10.2019, 9227 просмотров.

Плач для ребенка – это возможность выразить свои чувства. В статье вы узнаете, о чем могут говорить слезы и как помочь ребенку справиться со своим состоянием. Плач является попыткой отрегулировать сложное состояние или позвать на помощь, если сам ребенок не справляется с ситуацией. В каких ситуациях плачет ребенок и что можно предпринять?

Ситуация 1. Ребенок испытывает физическую боль

Плач позволяет ребенку ослабить болезненные ощущения. В этом случае родителям и воспитателям рекомендуется поддержать его: обнимите, скажите, что верите его ощущениям. Дайте дошкольнику достаточно времени на то, чтобы он смог успокоиться. Например, проговорите: «Да, я верю тебе – это действительно очень больно. Еще поболит немного, но скоро уже начнет проходить».

Ситуация 2. Ребенок пытается справиться с напряжением

Познавая мир, детям приходится сталкиваться с физическим и эмоциональным напряжением. Это важное условие для формирования в будущем способности достигать желаемого. Пока дошкольник только учится ориентироваться в большом мире, на его пути встречается множество преград. Преодолевая барьеры, ребенок ощущает не только возбуждение и интерес, но и переживает стресс, который связан с различными ограничениями. В момент напряжения дошкольник может расплакаться – так организм выводит продукты распада гормонов стресса. Это позволяет освободиться от эмоциональной нагрузки. В такой ситуации родителям рекомендуется:

  • не оставлять его наедине с трудностью;
  • разделите с ним возникшее напряжение;
  • Предложить помочь разобраться со сложностью и вместе поискать пути решения проблемы.

Ощущение, что он не один с возникшей трудностью, поможет ему почувствовать опору.

Если подобная ситуация сложилась в детском саду, когда ребенок может начать плакать в процессе выполнения какого-то задания. Это может быть связано с усталостью. Воспитателю необходимо помнить, что дошкольникам необходимо сменить напряженную деятельность на деятельность, связанную с отдыхом. Для этого можно использовать кратковременные физические упражнения, чтобы предупредить утомление и восстановить умственную работоспособность. Предложить ребенку сделать динамическую паузу, физкультминутку, пальчиковую гимнастику и др.

Ситуация 3. Ребенок реагирует на ограничения взрослого

Когда ребенок плачет в ответ на запрет взрослого – зачастую, это сначала больше похоже на крик – он сердится, что кто-то мешает ему достичь цели. Реакция может быть довольно интенсивной и важно взрослому ее выдержать. То есть не отменить запрет, не наказать ребенка за его бурное самовыражение, а объяснить причину запрета, признать его чувства. При этом необходимо остаться устойчивым в своем решении.

Например, вы говорите: «Ты сердишься на меня за то, что я не купила тебе игрушку, которую ты хотел?». Какое-то время ребенок еще может бурно выражать недовольство – так он переживает столкновение с вами, как с барьером, за который ему нельзя пройти. Поддержите ребенка словами: «Это, правда, грустно, когда не можешь получить то, что хочется». Во время такого взаимодействия, с одной стороны ребенок учится воспринимать «границы», а с другой оказывается признанным в своих чувствах.

Ситуация 4. Ребенок расстроен или обижен

Дети дошкольного возраста очень чувствительные. Когда ребенок чем-то расстроен, то может находиться во власти чувств и эмоций. В зависимости от возраста ребенка, способность понимать, что с ним происходит, меняется. Чем младше ребенок – тем больше он нуждается в участии взрослого, в признании и разъяснении того, что с ним происходит. В этом случае плачущему ребенку необходимо помочь:

  • попробовать выяснить, что могло его обидеть или расстроить.
  • разобраться, что предшествовало этой реакции. Маленький ребенок не в состоянии сам проложить причинно-следственную связь между событием и реакцией на него.

Чтобы помочь сориентироваться в ситуации, обращайте внимание на телесные проявления ребенка, когда он плачет. Например, грустный ребенок выглядит поникшим, а обиженный ребенок чувствует еще и злость, что делает его тело более напряженным.

Ситуация 4. Ребенок нуждается во внимании

Плач – это один из действенных способов привлечь к себе внимание. Есть дети, которые не умеют по-другому позвать к себе взрослых. Тогда в любой момент, когда они нуждаются в присутствии родителя, начинают плакать. В такие моменты ребенок чувствует себя одиноко и переживает тревогу, что его все оставили. Важно возвращать таким детям ощущение связанности, родства. В таком случае родителям рекомендуется проводить больше времени с детьми:

  • обнимайте ребенка чаще – дети через тактильный контакт получают признание себя существующими и любимыми;
  • если вы вынуждены уходить надолго, всегда говорите ребенку, когда вы вернетесь, и возвращайтесь в срок.
  • обучайте детей разным способам связи. Например, придумывайте совместные ритуалы и неизменно следуйте им. Это создает важное для ребенка ощущение безопасности.

Важно не забывать, что во время сильного плача у детей часто сбивается дыхание, что затрудняет возможность проявиться эмоции снаружи и как следствие – быть пережитой до конца, а значит и успокоиться малышу сложно. Поэтому обращайте собственное внимание и внимание ребенка на его дыхание. Это поможет в будущем ему самостоятельно саморегулироваться в моменты интенсивных переживаний. Например, можно сказать плачущему ребенку: «Ты можешь плакать, только дыши». Или: «Давай подышим вместе, чтобы помочь слезкам твоим». Можно также подышать вместе с плачущим ребенком, которому трудно успокоиться.

Информацию подготовила тьютор А.В. Мишагина

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector