К 9-ти месяцам в развитии малыша происходят значительные перемены. Он уже умеет сидеть без поддержки, сам вставать на ножки, может даже делать свои первые шаги, держась за опору.
Малышу 9 месяцев: РАЗВИТИЕ
К 9-ти месяцам в развитии малыша происходят значительные перемены. Он уже умеет сидеть без поддержки, сам вставать на ножки, может даже делать свои первые шаги, держась за опору. Его пассивный словарный запас существенно расширяется, и он понимает практически все, что говорят взрослые. Мышление крохи становится логическим, и если раньше он совершал многие действия спонтанно, то теперь придает им конкретное значение. Все это означает, что малыш приобретает новые возможности для познания мира. В этом возрасте ребенку интересно все, и ваша задача – максимально обезопасить и в то же время разнообразить его исследования.
Развитие движений
Ваш малыш начал вставать, и вот он уже пытается сделать первые шаги — правда, пока еще с помощью ходунков или другой опоры. Чтобы пробудить в нем желание двигаться дальше, поставьте чуть в отдалении от него яркую игрушку. Когда малыш дотянется до нее, подвиньте ее поближе и рассмотрите вместе. С каждым разом увеличивайте расстояние от игрушки до ребенка.
Также для развития координации и укрепления мышц можно устроить веселые танцы: включите музыку, возьмите малыша за ручки и начните танцевать – ребенок начнет повторять ваши движения, делая пружинящие движения ногами.
Действия с предметами
Как настоящий ученый, малыш изучает свойства вещей и получает представление о форме, текстуре и размере. Предложите ему поиграть одновременно с несколькими вещами, чтобы он мог увидеть между ними различия: одни предметы могут катиться, а другие переворачиваются, одни игрушки гладкие, другие шероховатые. Особенно привлекают его вещи, которые он часто видит в ваших руках. Чтобы расширить кругозор ребенка, дайте ему возможность поиграть с безопасными предметами быта: ложками, маленькими кастрюльками с небьющимися крышками, деревянными лопатками. Любимой игрушкой в этом возрасте часто становится пластмассовая посуда: тарелочки можно собирать в стопочки, класть в большую по размеру кастрюльку, закрывать крышечкой… Такие действия расширяют представления ребенка о пустом и заполненном пространстве.
Развитие слуха
Ребенок уже узнает голоса близких людей, даже если они находятся в соседней комнате и он их не видит. Теперь ваша задача – научить его распознавать звуки, издаваемые обычными предметами. Сделайте из одеяльца небольшую ширму, возьмите две деревянные ложки и постучите ими под ширмой так, чтобы малыш слышал звук, но не видел предметы у вас в руках. Затем достаньте ложки, покажите их крохе и дайте ему возможность самому постучать ими друг о друга. Повторите игру еще раз, но уже с металлическими ложками, чтобы малыш запомнил разницу в звучании.
Развитие речи
В общении с ребенком чаще используйте звукоподражательные слова, наглядно показывайте ситуации, где они уместны. Например, разыграйте для малыша небольшой спектакль с куклой: вот кукла идет по кроватке: топ-топ, вот кукла упала: бух!, вот кукла поет: ля-ля-ля. Повторяйте такие звукоподражательные в каждой ситуации, которая возникает с ребенком: купание – буль-буль, кормление – ам-ам, падение – бо-бо. Вскоре такие слова появятся и в «лексиконе» малыша.
Малышу 9 месяцев: ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ
В 9 месяцев малыш уже радует родителей первыми шагами. Неутомимый исследователь уже может дотянуться до предметов, находящихся на уровне его роста, поэтому родителям нужно быть очень внимательными. Сделайте свою квартиру безопасной, но интересной для малыша. Посмотрите на мир его глазами и постарайтесь предложить ему полезные и увлекательные занятия.
Рост и вес
В 9 месяцев рост малыша составляет 71-74 см, вес – 8600-9900 г.
Движения
Ребенок в 9 месяцев активно ползает, самостоятельно встает на ножки и, держась за руку взрослого, ходит приставным или чередующим шагом. Некоторые детки в 9 месяцев уже могут стоять без опоры и без поддержки, но непродолжительное время, поскольку мышцы еще недостаточно развиты. Зато многие малыши с удовольствием передвигаются в ходунках или держась за детскую каталку.
Действия с предметами
Играя с различными предметами, ребенок в основном подражает действиям взрослого. Теперь он может выполнять гораздо более сложные действия, чем раньше: снимать и нанизывать кольца на стержень, вкладывать маленькие предметы в большие, собирать матрешки. Еще месяц назад он изучал все игрушки по очень похожей схеме (достать , взять в рот, потрясти или постучать, кинуть), а сейчас каждый предмет приобретает для него особые свойства. Если перед малышом мяч, то он катает его по полу, если кубик, то он кладет его на другой кубик, а если игрушка с кнопкой, то он на нее нажимает и ждет определенного эффекта. Игры ребенка становятся целенаправленными, он как бы предвидит, что может получиться в результате его действий. Это – важный этап в развитии мышления крохи.
Понимание речи
К 9-ти месяцев ребенок существенно обогащает свой пассивный словарь, запоминает имена близких, названия домашних животных и предметов обихода. Если вы попросите его принести игрушку, произнеся лишь ее название, но не указывая на нее пальцем, малыш вас поймет и принесет нужную вещь. Также ребенок хорошо понимает звукоподражания: буль-буль, бо-бо, топ-топ, и сам пытается их повторять.
Активная речь
Малыш внимательно следит за вашей артикуляцией и повторяет за вами новые слоги. Его лепет становится более разнообразным, а восклицания – эмоционально насыщенными. Теперь его лепет соотносится с конкретными ситуациями, и близкие уже могут его понимать.
Эмоции
К 9-му месяцу у ребенка формируются устойчивые привязанности к близким людям. Он призывает вас принять участие в его играх, протягивает вам игрушку, указывает на заинтересовавший его предмет, словно желая поделиться своим открытием. Малыш включает в общение все доступные ему средства: мимику, жесты, улыбку, лепет. Он прислушивается к вашим ответам и в своих действиях ориентируется на вашу оценку. Старайтесь стать для малыша примером для подражания, ведь уже сейчас закладывается характер крохи.
Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется «пинцетный захват» — ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.
Ребенку 9 месяцев. Что он может уметь? Быстро ползает в разных направлениях, влезает на четвереньках на подушку, возвышения, лесенку детской горки. Обычно физическое развитие позволяет ребенку в 9 месяцев садиться из положения лежа и ложиться из положения сидя. В этом возрасте малыш часто уже встает на колени, на ноги, держась за опору (поднимается из положения сидя) и даже подпрыгивает, держась за барьер. В 9 месяцев ребенок может стоять при поддержке за одну руку и переступать при поддержке за обе руки или под мышки, а также передвигаться приставным шагом, держась за опору. 9-месячный ребенок способен повторять движения за взрослым: поднимать, опускать руки, похлопывать.
Рост и вес ребенка в 9 месяцев данные отечественных педиатров
9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,9 | 10,5 |
Вес девочек, кг | 7,5 | 9,7 |
Рост мальчиков, см | 68,2 | 75,1 |
Рост девочек, см | 67,5 | 74,1 |
Окружность головы мальчиков, см | 44,0 | 47,4 |
Окружность головы девочек, см | 42,9 | 46,4 |
Окружность груди мальчиков, см | 44,4 | 50,8 |
Окружность груди девочек, см | 44,5 | 49,3 |
Рост и вес детей в возрасте 9 месяцев данные ВОЗ
9 месяцев | Нижняя граница | Верхняя граница |
Вес мальчиков, кг | 7,1 | 11,0 |
Вес девочек, кг | 6,5 | 10,5 |
Рост мальчиков, см | 67,5 | 76,5 |
Рост девочек, см | 65,3 | 75,0 |
Окружность головы мальчиков, см | 42,5 | 47,5 |
Окружность головы девочек, см | 41,2 | 46,5 |
Питание ребенка в 9 месяцев
Вскармливание преимущественно грудное. Все большее место в питании малыша занимает взрослая пища. В возрасте 9 месяцев также может появиться потребность в постоянном жевании, так как активно развиваются зубы и челюсти, и им требуется повышенная жевательная нагрузка. Малышу можно давать для жевания кусочки твердого яблока, моркови, сушки и т.п.
Познавательное развитие ребенка в 9 месяцев
9-месячный ребенок с интересом рассматривает свое отражение в зеркале. Берет игрушку из рук взрослого, держит в кулачке, рассматривает (или облизывает). Подражая взрослому или самостоятельно размахивает, гремит, стучит игрушкой.
В 9 месяцев у ребенка появляется так называемый пинцетный захват: теперь он все чаще берет предмет не ладошкой, а двумя пальцами — большим и указательным. Совершенствуются действия с мелкими предметами: 9-месячный малыш вынимает (высыпает) их и снова вкладывает в емкость, а также открывает (снимает) крышечки. В возрасте 9 месяцев ребенок умеет действовать одновременно двумя игрушками, держа по игрушке в каждой руке.
Эмоционально-социальное развитие 9-месячного ребенка
Ребенку 9 месяцев — это расцвет предметной деятельности с игрушками и самое начало социальных контактов. В этом возрасте малыш уже проявляет особый интерес к некоторым игрушкам (отдает им предпочтение). Улыбается в ответ на результат удавшегося действия (открыл коробочку). Радуется веселым играм со взрослым, плясовым движениям. Проявляет интерес к детям, их игре. У малыша в возрасте 9 месяцев (или чуть раньше или позже) появляется специфическое выражение лица в разных ситуациях: интерес, удовольствие, радость, внимание, обида.
Речевое развитие ребенка в 9 месяцев
Понимание речи:
Слыша свое имя, поворачивается, подползает. На вопрос: «Где то-то?» поворачивается и смотрит в сторону названного предмета (знакомого). По просьбе взрослого находит взглядом одну из трех игрушек, стоящих рядом. Берет (протягивает взрослому) названную несколько раз игрушку («Дай то-то»). В 9 месяцев ребенок понимает слова: «ложись», «вставай», «брось», «на» и другие, знает назначение отдельных предметов: чашка, ложка, бутылочка, расческа. 9-месячный малыш может длительно прислушиваться к речи взрослого (не обращенной к нему), наблюдать за движениями губ взрослого.
Активное воспроизведение звуков речи:
Ребенок в 9 месяцев может повторять за взрослым слоги и звуки из своего лепета, а также подражать выразительным звукам (по-своему): «чихает», «фыркает», «гудит», «лает», «мяукает». В этом возрасте малыш громко лепечет в периоды бодрствования.
Бытовые навыки ребенка в 9 месяцев
Тянет руки к подносимой чашке, поддерживает чашку снизу двумя руками, направляет ко рту, пьет. Держит в руке ломтик хлеба, печенье, сушку, подносит ко рту, откусывает, обсасывает.
Списки основных показателей развития ребенка для страничек календаря составлены по материалам книги Волосовой Елены Борисовны «Развитие ребенка раннего возраста» издательства «Линка-Пресс».
Переступает при поддержке его за две руки, за одну руку. Развитие моторики рук — ножницеобразное хватание посредством смыкания большого и 2-3 пальцев по всей длине. Модулированный лепет — повторяет слоги с разнообразными интонациями.
Взаимодействие с окружающим миром
Действия малыша начинают приобретать целенаправленность. Ребёнок слушает взрослого. Развивается способность изменять своё поведение под влиянием устных инструкций («сделай так», «Покачай головой» и т.п.). Малыш способен манипулировать двумя предметами одновременно, учится вкладывать один в другой.
Ребёнку нравится играть простыми механизмами (вызывать звуки, нажимая на кнопки, крутить рычаги и т.п.). Поэтому интерактивные игрушки, которые так или иначе реагируют на действия малыша, вызывают у него интерес.
Суммарная продолжительность сна в течение суток около 13 часов, продолжительность ночного сна 10-12 часов, кратность дневного сна 3-4 раза.
Режим питания
Основных кормлений — 5 (каждые 3,5 часа). При грудном вскармливании могут быть дополнительные кормления грудным молоком, в том числе, ночью.
Продукты
Грудное молоко или детская молочная смесь. Продукты прикорма — каши (с добавлением сливочного масла), овощное пюре (с добавлением растительного масла), фруктовое пюре, мясное пюре, детское печенье, яичный желток, творог, фруктовый сок, рыбное пюре, кефир, пшеничный хлеб.
Сейчас самое время убрать все опасные предметы с пути малыша и воспользоваться приспособлениями из набора домашней безопасности. Ребенок теперь не только встает, но и учится делать первые шаги, держась за опору, а также шустро ползает. Он любит «читать» журналы и книжки, перелистывать страницы и с особым удовольствием и азартом рвет бумагу (этот процесс может занимать его в течение минут 10).
Вес и рост ребенка в 9 месяцев
Девочки: 66,2 – 74,1 см.; 6,8 – 10,1 кг.
Мальчики: 68,3 – 75,7 см.; 7,4 – 10,6 кг.
Физическое развитие в 9 месяцев
Хорошо стоит у опоры и делает первые шаги с поддержкой.
Психоэмоциональное развитие в 9 месяцев
Ребенок уже понимает многие слова, и не только названия предметов: если его хвалят за какое-то действие, начинает повторять его чаще.
Развитие речи в 9 месяцев
Начинает осознанно называть близких «мама», «папа», «баба».
Питание ребенка в 9 месяцев
Основные продукты прикорма уже введены, самое время приучать малыша к новым оттенкам вкуса: начинайте добавлять в блюда мелконарезанную зелень, сушеные травы, неострый белый перец. Переходите к новым текстурам: предложите малышу суп и фрикадельки. Почти все маленькие дети консерваторы в том, что касается еды. Если ребенок отказывается пробовать новый продукт, не бросайте попыток, предлагайте его снова и снова, но не давите. О том как бороться с детской неофобией читайте в нашей статье.
Здоровье девятимесячного ребенка
- Обследования и прививки
Если вы придерживаетесь национального прививочного календаря, то вплоть до года новые вакцины делать не нужно. Продолжайте посещать педиатра раз в месяц.
Поэтому, прикорм у искусственников начинается гораздо раньше и к девяти месяцам они уже активно кушают продукты, с которыми малыши на ГВ только начинают знакомство.
Особенности питания в 9 месяцев
Потребность в смесях и грудном молоке постепенно сокращается. Конечно, отменять их еще рано. Малыши на ГВ по-прежнему прикладываются к груди утром и на ночь, а также могут запивать привычным молоком новые продукты.
Искусственники получают смесь также утром и вечером перед сном. Меню ребенка становится все больше похожим на взрослое питание.
К девяти месяцам рацион малышей на ИВ и ГВ становится примерно одинаковым по составу блюд. Основная разница лишь в количестве определенных компонентов. Например, если для ребенка на ИВ яичный желток считается привычным, давно знакомым продуктом, то при ГВ его только начинают вводить. Это же касается кисломолочной продукции и мяса. Эти продукты появляются в рационе крохи на грудном кормлении только в девять месяцев.
Новые продукты в меню ребенка 9 месяцев
При искусственном вскармливании меню малышей не пополняется в этом возрасте новыми продуктами. Разнообразие достигается за счет новых сочетаний, блюд, количества элементов.
Дети на естественном вскармливании до полугода не получают прикорм, поэтому к девяти месяцам их меню становится разнообразнее. Новыми продуктами становятся:
- Желток. Обычно желток смешивается с кашей или добавляется в супы. Это источник белков, полезных жиров и микроэлементов.
- Кисломолочная продукция, творог. Эти продукты могут быть вынесены в отдельное кормление и дополняться фруктами, пюре и соками из них. Творог – важный источник белка, йогурты и кефир – помощь пищеварению, полезные бактерии для кишечника крохи.
- Коровье молоко. Его используют для каш. Цельное неразбавленное молоко не используется. Обычно для приготовления каш его разводят пополам с водой, чтобы избежать аллергии и трудностей с перевариванием.
- Мясо. Его вводят в виде однородного пюре, можно в сочетании с овощами для того, чтобы текстура была ребенку привычной. Начинать лучше с индейки. Курица может вызывать аллергию, а телятина часто вызывает трудности пищеварения. Эти виды мяса лучше вводить несколько позже, когда малыш уже привыкнет к мясным блюдам.
Примерное меню
Для малыша, до полугода питавшегося только грудным молоком:
- Первое утреннее и пятое кормление – грудное молоко.
- Второй прием пищи – молочная или безмолочная каша с добавлением сливочного масла и фруктовое пюре. Каша может быть гречневой, кукурузной, овсяной, рисовой, изредка манной.
- Третье кормление состоит из овощных и мясных составляющих. Это может быть овощное пюре с добавлением растительного масла, желтка. Также в меню мясное пюре, сок и кусочек хлеба, лучше пшеничного. Также хорошим решением будет овощной суп, в который можно добавить мясо.
- Четвертое кормление – кисломолочное. Например, творог с фруктовым пюре или кусочками (если фрукты мягкие), кефир или йогурт.
Чтобы разнообразить меню в течение недели достаточно чередовать каши, набор овощей для супов и пюре, добавлять сливочное или растительное масло, Вместо овощного супа давать легкий мясной бульон и овощное пюре.
Для ребенка на искусственном вскармливании:
- Смесь.
- Второе кормление – молочная каша с маслом, половинка желтка, сок или пюре из фруктов.
- Третий прием пищи – овощное пюре с растительным маслом, пюре из мяса, сок и ломтик пшеничного хлеба.
- Четвертое кормление– творог, фрукты или сок, йогурт или кефир, печенье или сухарик.
- На ночь снова смесь.
Общие рекомендации
От полностью гомогенизированной пищи нужно плавно переходить к более «взрослым» вариантам. То есть от переработки в блендере и перетирания через сито, можно постепенно перейти к разминанию вилкой, натиранию на терке и так далее.
Новые продукты все еще требуют внимания, ведь детский организм может отреагировать на них довольно резко.
Заставлять ребенка не стоит. Если он не хочет пробовать продукт – стоит подождать или попробовать смешать его с привычным продуктом, таким как грудное молоко или смесь.
В девять месяцев ребенок развивает умения, освоенные на 7 и 8 месяце. Он научился очень быстро ползать, стуча коленками по полу. Вы уже не успеваете за ним! Малыш ловко забирается на кровать и кресло, пытается соскребать этикетки с баночек детского питания и даже может постоять за себя!
Рост и вес малыша
Показатели нормы*. Возраст ребенка – 9 месяцев
Нижняя граница нормы
Верхняя граница нормы
Вес мальчиков, кг
Рост мальчиков, см
Рост девочек, см
Окружность головы мальчиков, см
Окружность головы девочек, см
*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров
Развитие ребенка
Физическое развитие
Упражнения для детей 9 месяцев
1. Котенок потягивается
Дайте ребенку уцепиться за ваш палец и попросите его присесть. Свободной рукой проведите вдоль позвоночника снизу вверх, чтобы спинка ребенка разогнулась и выпрямилась. Затем помогите ему подняться на ножки и снова присесть. Повторите упражнение два раза.
2. Самолетик
Ребенок лежит на животе, ногами упирается в вас. Вложите ему в кулачки свои пальцы, крепко обхватите руками запястья ребенка. Аккуратно поднимайте ребенка вверх на себя, разводя руки в стороны. Голова, рефлекторно откинутая назад, будет подниматься вверх, ножки упираются в вас. Поднимайте ребенка, ока он не встанет на колени.
Это упражнения хорошо укрепляет мышцы спины и живота. Повторите упражнение 2 раза.
Что делать, если:
– ребенок не умеет сидеть
На исходе девятого месяца нормально развивающийся ребенок уже умеет сидеть. Если ваш ребенок до сих пор лежит в коляске и не удерживает равновесие сидя, обратитесь к невропатологу. Возможно, вам назначат повторное узи головного мозга (если родничок еще позволяет это сделать) и комплекс физиолечения и массажа.
– ребенок кивает головой
Вы стали замечать, что время от времени ребенок непроизвольно кивает головой, равномерно, по нескольку раз. Незамедлительно покажите ребенка неврологу. Врач назначит вам ЭЭГ и определит причину кивков.
В большинстве случаев, если ребенок непроизвольно кивает головой – одно из проявлений незрелости нервной системы. Легко корректируется и проходит без последствий.
Но кивки головой у ребенка могут быть симптомом эпилепсии. Эпилептические приступы у детей до года проходят не так как у взрослых. Ребенок в момент приступа может находиться в сознании, но если его позвать, он не отреагирует. При этом малыш как будто замирает, может кивать головой, сгибать – разгибать руки или ноги, сгибаться пополам, у него могут дрожать веки.
Важно проводить ЭЭГ в момент кивков, чтобы зафиксировать активность мозга и правильно поставить диагноз.
Психическое развитие
Умения ребенка девяти месяцев скорее более интеллектуальные, чем моторно-двигательные. Ребенок начинает подражать взрослым, умеет определять ваше настроение, понимает несколько слов, стремиться уползти подальше от мамы. Ему открылся фокус игрушки под платком! Она не пропала, он знает, где ее искать.
Ребенок лепечет на своем чудесном языке. Кажется, что речь осмысленная и он что-то вам говорит.
Любимое занятие – подтягивание и ходьба вдоль опоры. И еще ребенок очень любит извлекать звуки из разных предметов: стучать игрушкой по полу, по столу, дергать струны, нажимать кнопки и клавиши музыкальных инструментов. Ребенок учится дифференцировать похожие звуки.
К концу 9 месяца ребенку можно доверить поесть самому. Посадите его в стульчик для кормления, прикрепите детскую тарелку на присоску и вручите ребенку ложку. Первое время ребенок будет размазывать все по столу, перекладывать пищу из одной тарелки в другую и только иногда доносить ложку с кашей до рта. Наберитесь терпения. Это неизбежные действия на пути к культурному умению есть.
Развивающие игры для детей 9 месяцев
1. Переверните игрушки с ног на голову. Ребенок должен заметить, что что-то не так и поставить их правильно
2. Подарите ребенку сумку с кошельком. В кошелек положите кусочки ткани или шишки.
3. Разноцветные ленты и шарфы положите в коробку, в коробке сделайте отверстия. Пусть ребенок вытащит содержимое через дырочки
4. Начинайте играть с ребенком в сюжетные игры: мишка ложится спать, накрой его одеялом; покорми куклу, дай ей попить, покатай зайку на машинке и т.д. Не сразу, постепенно ребенок научится это делать.
5. С ребенком девяти месяцев играйте в пальчиковые игры, потешки.
Что делать, если ребенок боится чужих
Если вам кажется, что ваш ребенок слишком застенчивый, это не повод думать, что и в будущем он будет таким же. Застенчивость – синоним осторожности. Возможно, ваш ребенок не из тех, кто легко сходится с людьми. Не упрекайте и ни в коем случае не смейтесь над его стеснительностью. Этим вы не исправите положение. И нужно ли его исправлять?
Страх незнакомых людей характерен для ребенка 8-12 месяцев. Ребенок научился узнавать «своих» и «чужих», отношение к «своим» у него вполне определенное, а как вести себя с «чужими» – с этим ему еще предстоит разобраться. Не мешайте ему и не торопите.
Ребенок осмелеет, если вы перестанете за него тревожиться. Задумайтесь, безопасно ли чувствует себя ребенок с мамой? Если мама постоянно беспокоится за ребенка, часто просит его изменить поведение, малыш будет чувствовать себя неуверенно и долго обдумывать каждое новое действие.
Что умеет ребенок
— хлопать в ладоши, стучать игрушечным молотком;
— манипулировать двумя предметами одновременно;
— быстро ползать, разворачиваться, удерживать равновесие, отрывая от пола одну ручку;
— подтягиваться и вставать на ножки, держась за опору;
— определять настроение близких;
— помнить игры, в которые играл раньше;
— искать спрятанную у него на глазах игрушку;
— играть с игрушками, изображая какое-либо действие: зайчик прыгает, спит, собачка лает, бежит.
Уход за малышом
Кормление
Питание на девятом месяце жизни ребенка примерно такое же, как в прошлом месяце. Грудное молоко составляет треть от общего объема пищи. Если вы кормите смесью, но следите, чтобы ребенок получал дополнительно жидкость. Общий объем напитков для ребенка 9 месяцев составляет 400 мл в день, не считая молока.
Основу рациона девятимесячного ребенка составляют каши и пюре из овощей с добавлением зелени. Меню ребенка можно разнообразить новыми видами каши: пшеничной, ячневой, перловой. Котлетки можно делать из моркови, тыквы, кабачков с рисом.
Если вы к 9 месяцем еще не ввели в рацион ребенка рыбу, самое время начать. Выбирайте нежирные сорта: треска, хек, сайда, судак. Их мяса рыбы можно приготовить паровые котлеты, фрикадельки. Начиная с 10 месяца кормите ребенка рыбными блюдами раз в неделю, затем два раза в неделю при условии отсутствия аллергии.
К этмоу возрасту большинство деток уже могут спать всю ночь без пробуждения (конечно, такой подарок маме случается не каждую ночь). Длительность сна в сутки — 15 часов. Из них 10 часов приходятся на ночной отдых, а днем малыш спит два раза по 1,5-2 часа.
Девять месяцев – это период повышенной физической и эмоциональной активности ребенка, постоянно исследующего окружающий мир.
Данный месяц жизни характеризуется укреплением мышц малыша, развитием моторики, внимания, появлением пищевых предпочтений.
Девятимесячный малыш учится проявлять свои эмоции, оказывать внимание другим людям и каждый день узнает что-то новое.
Особенности питания
Каша. Каша для ребенка 9 месяцев может быть как молочной, так и безмолочной.
Среди круп используют пшено, овес, маш. Чечевицу, горох, манную крупу и кукурузу употреблять не рекомендуется.
В сутки ребенок может съесть до 200 г каши (без учета молока).
Овощи. В рацион девятимесячного ребенка входят капуста, морковь, лук, кабачки, тыква, батат. Пасленовые (томаты, баклажаны, картофель) применять не рекомендуется. Из овощей готовят пюре. Максимальное суточное количество – 180 г.
Мясо. Среди мясных продуктов предпочтение отдают индейке, куриной грудке, свинине. Мясо должно быть отварным или приготовленным на пару, прокрученным через мясорубку дважды. В сутки ребенок может употребить не более 50 г мясного пюре во время основного приема пищи (не на завтрак и не на ужин).
Фрукты, ягоды и соки из них. Из фруктов и ягод в рацион девятимесячного ребенка можно включить бананы, яблоки (не красного цвета), груши, сливы. Фрукты и ягоды красного цвета, цитрусы и облепиху в пищу употреблять не следует. Из фруктов готовят пюре, максимальное количество которого в сутки составляет 70 г, или сок, который можно употребить до 50 мл в сутки (только в разбавленном виде).
Молочные продукты. В рацион включают сливочное масло (не более 5 г в сутки), творог (но не готовую творожную массу) – не более 30 г, кисломолочные продукты (простокваша, кефир, йогурт, ацидофиллин) – не более 150 мл в сутки. Следует употреблять кисломолочные продукты отдельно от остальных блюд и не давать их в пищу утром или на ночь.
Рецепты блюд
- Яблочно-морковное пюре. Ингредиенты: 1 яблоко, половинка моркови, 2 ст.л. кипяченного молока, 2 ч.л. сахара. Приготовление: 1) Очистить яблоко и морковь от кожуры, убрать из яблока сердцевину, измельчить яблоко и морковь в блендере до однородной массы. 2) Смешать массу с сахаром, сверху полить молоком. Можно покрошить немного печенья.
- Тыква с куриным филе. Ингредиенты: 100 г свежей тыквы, 30 г куриного филе, 3 г сливочного масла. Приготовление: 1) Тыкву и мясо вымыть и нарезать на небольшие кубики, перемешать. 2) Полученную смесь томить на небольшом огне с добавлением сливочного масла до готовности курицы (20 минут). 3) Довести смесь в блендере до однородной массы, добавить щепотку соли. Подавать теплым.
Примерное меню
- Первый прием пищи (6:00-7:00): материнское молоко.
- Второй прием (10:00-11:00): каша (без молока или на молоке) — 150 г, сливочное масло – 5 г, яблочное или банановое пюре – 30 г, четверть куриного желтка или 1 желток перепелиного яйца.
- Третий прием (13:00-14:00): овощное пюре или овощной суп – 200 г, мясное пюре – до 50 г, фруктовый сок – 50 мл, кусочек хлеба.
- Четвертый прием (17:00-18:00): фруктовое пюре – 40 г (или желе), йогурт – 100 мл, детское печенье – 5 г.
- Пятый прием (21:00-22:00): материнское молоко.
Обратите внимание! У ребенка, находящегося на искусственном вскармливании, первый и пятый прием пищи включают в себя употребление адаптированной смеси вместо материнского молока.
Что должен уметь делать девятимесячный малыш
- Движение. Период девятого месяца жизни характеризуется повышенной физической активностью и неутомимостью ребенка. Он быстро ползает на четвереньках в любом направлении, достаточно легко встает на ноги, ухватившись за опору, может делать короткие приставные шаги. Самостоятельно переходит из лежачего положения в сидячее и наоборот, садится из положения стоя. Может сидеть до 15 минут (более подробно о том, когда ребенок начинает сидеть). Иногда малыш пробует делать шаги без опоры, начинает пританцовывать, хлопать в ладоши и топтать ногами (более подробно о том, когда ребенок начинает ползать).
- Моторика. Для девятимесячного ребенка характерны ловкие и уверенные манипуляции руками. Совершая активные движения, он повторяет за родителями и другими детьми, уже может отпираться и отталкивать то, что ему не нравится, перекладывать вещи, прятать их, отбирать у других детей, уверенно тянуть игрушку на себя из чужих рук. Ребенок может порвать лист бумаги, бросить игрушку на небольшое расстояние, а также брать вещь отдельными пальцами.
- Коммуникативные навыки. В девять месяцев ребенок легко оборачивается, услышав свое имя, или оглядывается в поисках матери, часто самостоятельно подползает к родителям, умеет выполнять простые просьбы — садиться, вставать, брать вещи. Малыш очень внимателен и легко идет на контакт, но только с теми, кого уже видел ранее, понимает смех, слезы, улыбку, осознает свое отражение в зеркале.
Физическое развитие в девять месяцев жизни
Нормы роста, веса, окружности головы для мальчиков и девочек
Мальчик
Девочка
В этом возрасте он кардинально изменяется. Это уже не тот неповоротливый малыш, который большую часть времени проводил в манеже или на руках. Грудничок стал очень активным и невероятно любопытным. Расскажем подробно, каким же должно быть развитие ребенка в 9 месяцев.
Развитие ребенка в 9 месяцев
Девятимесячный малыш умеет быстро ползать в различных направлениях, легко может залезть на небольшие возвышения (например, подушку, лесенку детской горки). Он без труда ложится из положения сидя и садится из положения лежа. Может сидеть самостоятельно длительное время, играя с игрушками. Большинство малышей уже могут стоять, подпрыгивать, передвигаться приставным шагом, держась за опору одной или двумя руками.
В 9 месяцев ребенку нравится подражает взрослым: хлопать, опускать и поднимать ручки, мотать головой. Он с большим интересом рассматривает в зеркале свое отражение. С легкостью берет в руку небольшую игрушку, рассматривает ее, пробует на вкус, размахивает и гремит ей.
Ребенок осваивает пинцетный захват: теперь он берет игрушки только двумя пальчиками — большим и указательным. Он совершенствует свои действия с небольшими предметами: высыпает, вынимает их из емкости, собирает все обратно, открывает и снимает крышки с коробок. Малыш может одновременно играть с двумя игрушками, держа по одной в каждой ручке.
Девятимесячный ребенок начинает проявлять особый интерес к некоторым игрушкам. Радуется в ответ на получившиеся действие (например, высыпал игрушки из коробки). Ему интересно наблюдать за другими детьми и их играми. В этом возрасте ребенок выражением лица может показать интерес, радость, обиду, удовольствие, внимание.
В 9 месяцев ребенок знает названия многих окружающих предметов, игрушек. Он прекрасно понимает слова «кушать», «ложись», «брось», «вставай», «дай», «на», «мама», «папа», «деда», «баба» и многие другие, которые чаще всего слышит. Он воспроизводит множество звуков и интонаций. Его лепет потихоньку начинает приближаться к осмысленной речи. Ребенок повторяет за взрослыми различные звуки, слоги. Подражает взрослым: чихает, пищит, гудит, фыркает.
Девятимесячный малыш может самостоятельно пить из поильника, кушать хлеб, печенье, сушку.
Рост и вес ребенка в 9 месяцев
Вес мальчиков | 7900 — 10500 г |
Вес девочек | 7500 — 9700 г |
Рост мальчиков | 68,2 — 75,1 см |
Рост девочек | 67,5 — 74,1 см |
Окружность головы мальчиков | 41,5 — 47,4 см |
Окружность головы девочек | 40,5 — 46,4 см |
Питание ребенка в 9 месяцев
Основной пищей малыша по-прежнему остается грудное молоко либо молочная смесь. Меню становится более разнообразным. В рационе присутствуют каши (гречневая, кукурузная, рисовая, пшеничная, перловая, овсяная), фрукты (яблоки, бананы, персик, чернослив, груша), овощи (картофель, кабачки, морковь, тыква, капуста), мясо (курица, телятина, индейка, нежирная свинина), кисломолочные продукты, супы, яичный желток, сухари, сок.
Можно давать в качестве прикорма готовые овощные, мясные и фруктовые консервированные пюре, растворимые каши, соки. Также можно готовить прикорм самостоятельно.
Примерное меню ребенка:
- 06:00 — грудное молоко или молочная смесь;
- 10:00 — овсяная каша, фруктовое пюре, сок или компот;
- 14:00 — суп, мясное пюре, овощное, сок или компот;
- 16:00 — печенье, детский кефир;
- 18:00 — овощное пюре, творог, сухарик;
- 21:00 — грудное молоко или молочная смесь.
Режим ребенка
Очень важно для физического и интеллектуального развития младенца соблюдать его режим дня. Сон, как правило, позволяет крохе восстановить силы и быть всегда в хорошем настроении. А регулярный прием пищи в нужном количестве для данного возраста, сохранит ребенку его здоровье и обеспечит бесперебойную работу желудочно-кишечного тракта. Также следует выполнять регулярно и другие занятия с малышом — купание, прогулки на свежем воздухе, массаж, игры.
Грудничку по-прежнему необходим продолжительный сон — 14-15 часов в сутки, 9-10 часов из которых приходится на ночной сон. Некоторые дети могут укладываться на дневной сон 3 раза по 1-1,5 часа, другие — 2 раза по 2-2,5 часа.
Некоторые дети немного отстают, другие опережают общепринятые нормы, каждый малыш особенный, и задача родителей — не пропустить серьезные отклонения.
Физическое развитие ребенка в 9 месяцев
В этом возрасте начинается этап перехода от сидения и ползания к прямохождению. Костно-мышечный аппарат уже достаточно окреп, чтобы ребенок начал осваивать новые, более сложные движения. Пока ребенок еще имеет общие признаки младенца — пухлые ручки и ножки, довольно большую голову, но с этого возраста ежемесячная прибавка в весе становится меньше, тело начинает приобретать другие пропорции. Ребенок больше двигается, тренируется в навыке стояния, развиваются мышцы ног и спины.
Педиатры в вопросе, что должен уметь девятимесячный ребенок, придерживаются общепринятых в медицине норм:
- ползать на четвереньках в разных направлениях;
- влезать на возвышения;
- самостоятельно садиться;
- вставать на ноги, держась двумя руками за барьер;
- передвигаться вдоль опоры;
- стоять при поддержке за одну или две руки;
- повторять простые движения за взрослым — хлопать в ладоши, поднимать и опускать руки;
- пытаться танцевать.
Физические особенности разных малышей отличаются, некоторые овладевают перечисленными навыками чуть раньше или позже. Незначительное отклонение от общепринятого графика развития — еще не повод беспокоиться.
Особенности психического и эмоционально-социального развития
В возрасте 9 месяцев малыши начинают активно познавать окружающее пространство, проявлять любопытство. Они внимательно наблюдают за действиями взрослых, повторяют за ними, пытаются надевать одежду, звонить по телефону, умываться и т. п.
Основные показатели психического развития, что должен уметь в 9 месяцев ребенок — мальчик или девочка:
- реагировать на свое имя;
- отличать «своих» от «чужих» — реагировать на незнакомых людей;
- выражать эмоции — плачем, смехом, звуками, интонацией;
- реагировать на манеру, тон общения взрослых;
- привлекать к себе внимание голосом или жестами (кричать, топать ногами);
- указывать на разные предметы;
- интересоваться игрушками;
- выделять какую-то игрушку из всех других;
- проявлять интерес к другим детям;
- различать цвета;
- улыбаться отражению в зеркале.
Малыши этого возраста уже выполняют разные просьбы «дай», «возьми», реагируют движениями головы, обозначая согласие и отказ. Понимают фразы взрослых «Нельзя», «Иди ко мне», «Давай посмотрим» и т. п.
Девятимесячные дети начинают активно социализироваться в коллективе других детей, радоваться общению и играм с ними. Они стараются копировать действия взрослых, бурно проявляют эмоции, выражают недовольство плачем, а радость смехом. Эмоциональная связь с матерью пока очень крепка, но все больше происходит взаимодействие с другими людьми. Проявление любопытства в этом возрасте — основной показатель психического здоровья.
Речевое развитие
В отношении развития речевых навыков существует позиция врачей насчет того, что должен уметь в 9 месяцев ребенок — девочка или мальчик: он делает попытки подражать взрослым, разговаривать и общаться. Это важный показатель интеллектуального развития.
Девятимесячные дети произносят разнообразные звуки, отдельные слоги («ма», «па», «да» и т. п.), изображают разговор, используя лепет, меняют интонацию, стараются «говорить» эмоционально. Помимо слов, они любят подражать звукам, которые издают животные: шипеть, фыркать как собаки, кошки, овечки, мычать как коровы.
Развитие мелкой моторики
В плане развития моторных навыков основным показателем того, что должен уметь делать ребенок в девять месяцев, выступает использование большого и указательного пальцев для захвата предметов. В девять месяцев ребенок старается брать что-либо (игрушку, кусочки еды) уже не всей рукой, а только двумя пальчиками.
Появляется способность выполнять действия с мелкими предметами — кубиками, шариками, мозаикой, пищевыми продуктами. Развиваются такие моторные умения, как открывание емкостей, откручивание крышек, нажатие кнопок, высыпание и складывание обратно разнообразных предметов, бусин, пуговиц и т. п.
Питание и режим дня в 9 месяцев
Основой рациона до года является грудное молоко или его заменители — молочные смеси. Добавляются разные виды прикорма: кисломолочные, фруктовые и овощные пюре, мясные продукты. Взрослая пища постепенно вводится в меню, поскольку необходимо развивать навыки употребления твердой еды. В этом возрасте у детей возникает повышенная потребность в жевательной нагрузке, появляются молочные зубы.
Малыши проявляют большой интерес к самому процессу питания: удерживают бутылочку или чашку, подносят ее ко рту, зажимают в руке кусочек хлеба или печенье, сушку. Таким образом они постепенно учатся необходимым навыкам самообслуживания.
ВАЖНО!
Поддержание определенного ритма жизни малыша обеспечивает спокойное гармоничное развитие. Очень важен сейчас дневной сон (1,5–2 часа) и долгие прогулки на свежем воздухе по одинаковому расписанию, полноценное 5-6-разовое питание. Ночной сон составляет около 10 часов.
Как развить ребенка
Любящие родители всегда озабочены тем, чтобы малыш получил все необходимое: питание, уход, развитие.
Полезно приучать его к самостоятельности. К тому же ребенок сам способен производить простые действия: умываться, снимать одежду, брать игрушки, причесываться и т. д.
К развивающим занятиям следует отнести чтение книжек по возрасту, прослушивание музыкальных сказок, песенок. Рекомендуется использовать развивающие карточки, показывать и рассказывать о животных, предметах и т. п., побуждать малыша произносить простые звуки.
Полезно учить ребенка собирать крупную мозаику, давать разные типы игрушек, чтобы их перемещать, двигать, разбирать, строить пирамиды. Родителям следует принимать активное участие в играх, показывая различные действия, т. к. дети повторяют то, что видят. Отличные варианты для развития мелкой моторики — лепка из теста и полимерного песка, рисование пальчиковыми красками под присмотром взрослых.
Следует постепенно учить малыша общаться с другими подходящими по возрасту детками, например на детской площадке или в специальных центрах.