Мамы по прежнему продолжают интересоваться вопросами: Правильно развиваться малыш в 2, 5 года? Какова нормы развития ребенка в 2,5 года. Мы поможем вам в этом и расскажем об основных навыках и умениях ребенка в 2,5 года.
Малыш, которому исполнились два с половиной года, должен уметь следующее:
♦ самостоятельно и довольно уверенно пить из чашки; пользуясь чашкой, ребенок уже практически не проливает ее содержимого — разве что поторопится или начнет баловаться во время еды; чашку ребенок этого возраста уверенно держит в руках;
♦ самостоятельно кушать; малыш достаточно крепко держит в руке ложку и уверенно ложкой пользуется; хотя, конечно, у малыша этого возраста при еде некоторая часть пищи может оказаться на груди, а некоторая часть непременно окажется размазанной по щекам;
♦ кушать, сидя за общим столом; сидя за обеденным столом вместе с другими членами семьи, ребенок чувствует себя уверенно и комфортно; он уже знает свое место за столом и обижается, если кто-то займет это место, и он очень обижается, если его вообще по каким-то причинам не посадят за обеденный стол;
♦ принимать участие в общей беседе; понимать и принимать тон беседы (серьезный, ироничный, шутливый и пр.); ребенок уже хорошо понимает подшучивания над ним взрослых и, в свою очередь, сам пытается со взрослыми шутить; это говорит о том, что ребенок уже имеет чувство юмора;
♦ принимать активное участие в одевании; самостоятельно одеваться малыш еще не может, зато он уже может самостоятельно раздеваться (маме остается только проследить, чтобы ребенок аккуратно разложил свою одежду; если мама за этим не проследит, она потом может долго разыскивать его одежду: курточку найдет в прихожей, один сапожок — в детской, другой — на кухне, а шапочку и варежки — в кабинете у папы на шкафу);
♦ самостоятельно умываться, мыть руки с мылом или без мыла; вытирать лицо и руки полотенцем; мамы, имеющие опыт воспитания детей, знают, что дети этого возраста зачастую ленятся умываться, но умеют умываться они хорошо; о необходимости умываться малышам следует постоянно напоминать;
♦ самостоятельно причесываться; ребенок демонстрирует хороший навык причесывания, если в руках у него гребешок с редкими зубьями или массажная щетка; если же причесываться приходится расческой с частыми зубьями, навык оставляет желать лучшего — малыш не столько причесывается, сколько приглаживает волосы расческой;
♦ может пробовать надевать обувь; ребенок уже довольно уверенно надевает домашние тапочки, может надеть и сандалики — справится с пряжками; а вот с надеванием осенней или зимней обуви у него могут возникнуть проблемы — особенно, если обувь на шнурках; с обувью на «липучках» малыш этого возраста справляется вполне уверенно; впрочем это не значит, что ребенку следует покупать исключительно обувь на «липучках»; когда-то ведь надо осваивать и навык завязывания шнурков; довольно часто ребенок по неопытности надевает обувь не на ту ногу, причем, если ошибку не исправить, он не будет испытывать особенных неудобств, не будет стремиться переодеть обувь;
♦ ходить практически так же уверенно, как ходит взрослый человек; демонстрируя почти совершенный навык ходьбы, ребенок все же иногда падает; но причина падений, как правило, — в невнимательности;
♦ довольно быстро и уверенно бегать; если ребенок во время бега падает, то в большинстве случаев не ушибается сильно и не плачет; объясняется это тем, что малыш уже научился падать;
♦ подниматься и спускаться по лестнице без помощи взрослых; ребенок этого возраста и поднимается-то по лестнице, как поднимается взрослый человек, — он ставит ногу на одну ступеньку, затем ступает другой ногой на другую ступеньку, и так спокойно идет вверх;
♦ прыгать с места; следует, однако, сказать, что ребенок двух с половиной лет прыгает еще недалеко;
♦ уверенно и много говорить; большинство детей этого возраста уже имеют достаточно хорошее произношение; если ребенок говорит не спеша, если старается говорить ясно, сглаживаются даже имеющиеся дефекты произношения; ребенок задает очень много вопросов и настойчиво добивается ответов.
Содержание статьи:
Для многих родителей детишек возрастом примерно в два с половиной года начинается очередное испытание — кризис трех лет. Ваш малыш растет, и всё больше осознает себя личностью, стремится определить своё место в обществе, показать всем «я есть», «я имею право голоса». С этим и связаны основные сложности воспитания в этот период.
Примерные нормы роста и веса у детей в 2 года и 6 месяцев
Физическое и речевое развитие ребенка в 2,5 года
В два с половиной года ребенок уже прекрасно владеет своим телом при ходьбе. Он совершает равномерные шаги, может по желанию менять темп передвижения: побежать, остановиться и постоять, развернуться. Освоение трехколесного велосипеда является нормой для этого возраста.
Малыш успешно лазает по шведской стенке вниз и вверх, прыгает на двух ногах, может несколько секунд стоять на одной.
Он собирает пирамидку из 3-5 колец по размеру, знает основные цвета (красный, синий, зеленый, желтый), строит башню из 8-9 кубиков, вкладывает друг в друга последовательно 3 и более матрешек, может нарисовать лесенку, крест.
Словарный запас уже достаточно велик — 1000 и более слов. Дикция вполне четкая, однако некоторые слова произносятся с ошибками. Например, ребенок переставляет слоги и буквы в слове.
В этот период может возникнуть ощущение, что ребенок не умолкает ни на минутку. Он проговаривает всё: что видит и что делает.
Возрастные особенности и сложности, связанные с ними
Примерно в возрасте 2,5 года ребенок начинает делать всё наперекор. Любимое слово «неть». Чаще всего это происходит не от упрямства или капризов, просто малыш начинает ощущать своё «я», а потому отстаивает право на своё мнение.
Бывает, возникают неприятные моменты в людных местах, чаще всего, конечно, в магазинах. Ребенок начинает буквально впадать в истерику, требуя таким образом ему что-то приобрести. Он может даже упасть на пол и стучать ногами. Маме, мягко говоря, становится неудобно перед окружающими, ведь обязательно найдется сердобольный свидетель, требующий пожалеть ребеночка. Обычно дело заканчивается либо приобретением вожделенного, либо быстрым выволакиванием из магазина, шлепками и суровым выговором.
- Сначала попытайтесь переключить внимание ребенка, хотя в таком возрасте это сделать уже сложнее, чем раньше.
- Постарайтесь не употреблять при этом глаголы в повелительном наклонении: «смотри», «слушай» и т. д. Можно попробовать так: «А я знаю что-то интересное».
- Если удалось зацепить, старайтесь договориться, объяснить и хотя бы перенести покупку на какой-то период.
- Если же истерика случилась нешуточная, и малыш не видит и не слышит никого и ничего, вам остается только крепко прижать его к себе, обнять и ждать пока рыдания утихнут.
При правильно выбранной тактике вы и ваш ребенок благополучно переживете этот период, и из него не получится избалованный тиран или человечек с подавленной волей.
Игры и игрушки малыша в два с половиной года
Заведите коробку со старыми, ненужными вещами: шарфиками, шапками и пр. Ведь дети любят наряжаться, пусть делают это, когда хотят, без специального разрешения.
Мелкие предметы, игрушки, например, бирюльки — их интересно перебирать, считать, сортировать.
Наборы «Больница», «Парикмахерская», «Кухня» и др. для игр, имитирующих взрослую жизнь.
Крупные пазлы из 4-6 частей.
«Покажи мне зверюшку»
Попросите малыша показать движения, характерные для известных ему животных или птиц: зайца, медведя, птички и т. д.
Упражнение развивает воображение, память, творческие способности.
«Магазин»
Разложите на столе «товар». Пусть первым покупателем будет кукла. Вы в роли продавца расскажите ей про назначение предметов, «прорекламируйте». Потом сделайте покупателем малыша. Потом поменяйтесь. Пусть кроха расскажет вам о назначении вещей, предлагаемых в магазине.
«Статуя»
Игра для группы детей. Взрослый — ведущий. На ограниченной границами площадке дети убегают от ведущего, тот должен их осалить. Ребенок, которого заденет ведущий, замирает и стоит как статуя. Но, если статую заляпает пробегающий мимо ребенок, можно «ожить» и снова убегать. Игра заканчивается, когда все замрут.
Питание и полезные привычки ребенка в 2,5 года
Несомненно, правильное питание оказывает огромное влияние на здоровье ребенка. Однако не следует забывать и о ведении активного образа жизни. Прогулки практически в любую погоду — обязательное условие воспитания здорового ребенка. Даже в дождь старайтесь выходить на свежий воздух в резиновых сапогах, под зонтом, в соответствующей одежде. Не забывайте по нескольку раз в день проветривать квартиру.
Примерное меню на день для детей в 2,5 года
Рецепт из меню
Рыба, запеченная с гречневой кашей
- Филе трески (судака) — 100 г
- Растительное масло — 1,5 ст. л.
- Сыр тертый — 1 ст. л.
- Мука — 1 ст. л.
- Гречка — 0,5 ст.
- Масло сливочное — 1,5 ст. л.
- Лимон
- Соль
Для соуса
- Сметана — 2 ст.л.
- Мука — 0,5 ч.л.
- Вода — 0,5 стакана
- Соль
Филе рыбы подсолить, обвалять в муке, обжарить с обеих сторон. Гречку отварить до готовности. Обжарить на сухой сковороде муку для соуса, добавить сметану, хорошо размешать, влить воду. Вскипятить.
На смазанную маслом сковороду, выложить рыбу, сверху положить гречку, залить сметанным соусом, посыпать сыром. Запекать в духовке 30 минут.
Не забывайте, все ваши затраты — сил, времени, внимания — с лихвой окупятся, когда маленькие ручки обнимут шею и вы услышите заветное: «Я тебя люблю!».
Большинство малышей около двух лет проходят через возраст «нет». Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?
Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику — с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.
«На очередном «нет» я сломалась, мое терпение лопнуло — рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку».
С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью «нет» малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство «отдельности». Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.
Обойти препятствие
Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может «выйти из берегов», превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.
Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. «Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать». Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.
Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.
Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его «нет» Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.
За столом: «Положить тебе цветную капусту?»
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»