Ребенок 2 года не разговаривает

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

К тому же если родители малыша, у которого отмечаются проблемы с развитием речи, постоянно просят его «скажи», «повтори», то картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка стойкого речевого негативизма, который может выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается говорить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Также проявления недоразвития речи усугубляются личностными особенностями ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, — это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги и слова. Поэтому родители обычно получают совет больше разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

Поэтому начинать тренировку пальцев рук ребёнка необходимо с раннего возраста. Приемы могут быть самыми разнообразными, но важно, чтобы вовлекалось в движение больше пальцев и чтобы эти движения были достаточно точными и энергичными.

Упражнения для развития мелкой моторики

Рвать на мелкие кусочки бумагу (дети делают это с удовольствием).

Перебирать или нанизывать крупные бусины, складывать деревянные пирамидки, вкладыши. Движения, при этом, осуществляются двумя-тремя пальцами.

В дальнейшем задания усложняются: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка.

Хорошо бы регулярно делать массаж пальчиков и ладошек, используя специальные колечки су-джок и мячик-ёжик.

Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (например, «Сорока-белобока», «Идет коза рогатая», «Прилетели гули» и т.п..). Начинать лучше с самых простых, постепенно усложняя задания.

Занятия по развитию речи

Также хорошо работают песни и потешки. Если необходимо пропеть потешку — не стесняйтесь! Малыш будет с интересом прислушиваться к мелодии и скоро сам попытается воспроизвести её. Вначале он может протягивать одну гласную, а в дальнейшем будут добавляться согласные, слоги, слова и фразы.

Читайте и рассказывайте детские сказки и стихи. Ваше чтение должно быть настолько эмоциональным и выразительным, чтобы ребёнку хотелось вслушиваться в вашу интонацию.

В дальнейшем старайтесь больше говорить с ребенком, озвучивайте («оречевляйте») все свои действия, комментируйте то, что видите в окружающем мире, произносите слова четко, внятно, разборчиво и терпеливо.

Если есть ощущение тревоги по поводу медленного формирования речи, обратитесь за консультацией к узкопрофильным специалистам — логопеду, детскому психологу, неврологу. Скорее всего, если никаких нарушений состояния здоровья специалисты не найдут, то логопеды вам порекомендуют артикуляционную гимнастику.

И напоследок самый главный совет: не раздражайтесь и не стесняйтесь того, что ваш ребенок до сих пор не разговаривает. Ваша любовь и ваше терпение обязательно помогут преодолеть эту проблему.

Если ребенок не умеет ходить к двум годам, родители понимают, что это нарушение развития. Однако к тому, что ребенок к двум годам не умеет разговаривать, родители обычно относятся по-разному. Некоторые слышали, что у знакомых дети начали сами говорить после трех лет, другие надеются на помощь детского сада в развитии речи. К сожалению, чуда не случается — речь ребенка всецело зависит от функционального развития головного мозга.

Ребенок 2 года не разговаривает

О неврологических нормах

Почему считается, что дети должны говорить в два года? Существуют неврологические нормы, основанные на физиологических данных. Неврологические критерии разрабатывались с учетом этапов развития работы мозга. Ребенок начинает ходить, когда в год-полтора у негоактивизируется двигательные функции, связанные с прямохождением, в том числе мозжечок. Нарушения двигательной сферы могут также привести к задержкам развития.

Речь как высшая функция мозга зависит от развития практически всех его отделов. Но два отдела особенно важны:

  • зона Брока;
  • зона Вернике.

Зона Брока в головном мозге отвечает за воспроизведение речи — ребенок учится говорить, повторяя за окружающими. Это моторная функция, которая имеет большое значение для развития ребенка. Зона Вернике отвечает за понимание речи, это — сенсорная функция. Обе области активизируются до 2-х лет, что соответствует нормам развития ребенка. Активизация может происходить с опозданием (это не является нарушением, хотя происходит достаточно редко), и ребенок может заговорить самостоятельно. Но всегда сохраняется риск более тяжелых нарушений.

Последствия задержки развития

Родители, которые ожидают, что ребенок заговорит к 3-4 годам, должны понимать, что отсутствие речи может привести к различным нарушениям:

  • задержке психического развития;
  • тикам;
  • психологическим проблемам.

Для устранения задержки развития требуется неврологическая, психологическая и логопедическая помощь. К 7 годам ребенок должен быть готов к школьному обучению. Если терапию ребенку не проводить, задержка в развитии может повлиять на всю его дальнейшую жизнь.

С чего начать

Если вашему ребенку 2 года, но он еще не говорит, то стоит посетить речевого невролога. Именно с посещения этого специалиста начинается процесс выявления причин и лечениязадержки развития. В некоторых случаях требуется психоневролог. Врач осмотрит ребенка и назначит необходимые обследования.

Для выявления причин нарушения могут понадобиться:

  • анализы крови,
  • ЭЭГ (электроэнцефалография),
  • УЗДГ (ультразвуковая допплерография) сосудов головы и шеи,
  • ВП (вызванные потенциалы) слуховые и/или зрительные,
  • обследование сурдолога,
  • МРТ (магнитно-резонансная томография).

Исследования необходимы для выявления причин нарушения развития головного мозга.

Однако не всегда причина заключается только в соматических нарушениях. Могут потребоваться консультации у специалистов, занимающихся педагогической коррекцией нарушений:

  • нейропсихолога;
  • дефектолога;
  • логопеда.

Посещение этих специалистов необходимо для проверки состояния интеллекта, развития высших психических функций, выявления особенностей восприятия. По результатам диагностики будет разработана реабилитационная программа, учитывающая особенности маленького пациента. Такая программа будет эффективной именно благодаря своей индивидуальности. Ведь причины отставания в развитии бывают разными.

Родителям важно понимать, что упущенные в детстве проблемы оказывают влияние на всюдальнейшую жизнь ребенка. Из-за постоянной занятости зачастую этим нюансам не уделяется достаточного внимания, уповая на то, что само пройдет или «вот такой уродился». Если вы сомневаетесь в правильном развитии ребенка, лучше обратитесь к врачу.

Не надо следовать рекомендациям соседей и знакомых, отдавать ребенка в садик, чтобы он там всему научился. Отставание в развитии не преодолевается средой — его можно устранить только путем индивидуальной терапии и индивидуальных занятий, нацеленных на решение конкретных задач.

Организм ребенка — сложный механизм, он требует осторожного подхода. Советы людей, не имеющих медицинского образования, могут нанести непоправимый вред. Да и проявления чаще всего одинаковые, а причины нарушений у каждого ребенка свои. Лечение вашему ребенку может назначить только компетентный специалист, узконаправленно занимающийся восстановлением детей, — речевой невролог.

Многие родители знают, что нужно обращаться к неврологу или логопеду при задержке развития речи у ребенка (если к 2 годам ребенок не заговорил). Однако часто вмешательства этих специалистов недостаточно для успешной коррекции, необходимо точно установить причины ЗРР, поставить дифференциальный диагноз, как можно раньше составить полную картину развития ребенка.

Аппаратные обследования при задержке речи

Для диагностики нарушения важно провести аппаратные обследования (очень часто неврологи ими пренебрегают, поэтому родители могут провести их по собственной инициативе):

  1. Допплерография сосудов шеи и головы. Статистически доказано, что при моторной алалии часто встречаются проблемы с мозговым кровообращением (например, венозный застой). То есть мозгу недостаточно питания. Чтобы исключить этот фактор, необходимо провести исследование, и по результатам невролог при необходимости назначит терапию. Обычно если есть подобные проблемы, лечение включает мануальное воздействие – массаж, остеопатию, а также гирудотерапию, иногда мочегонные препараты (для снижения ВЧД) и т.д.
  2. ЭЭГ – электроэнцефалограмма. Данное исследование показывает уровень зрелости коры головного мозга посредством измерения его биоэлектрической активности. Как правило, оно не дает четкого понимания структурных нарушений, зато позволяет исключить эпилептиформную активность, пароксизмальную активность и выявить наиболее заметные патологии. Например, часто выявляется нарушение электрогенеза в области стволовых структур, что помогает в постановке так называемого топического диагноза.
  3. Вызванные потенциалы. Данное обследование может выполняться отдельно по различным сенсорным системам. Для «неговоряшек» я рекомендую делать АСВП (акустические стволовые вызванные потенциалы), КСВП (корковые слуховые вызванные потенциалы) и КВП или Р300 (когнитивные вызванные потенциалы). В различных клиниках их делают немного по-разному, но основная задача исследования везде решается отлично: необходимо исследовать качество обработки слухового импульса на подкорковом и корковом уровне. Это НЕ исследование слуха. Физиологический слух может быть нормальным, при этом ребенок может не понимать обращенную речь (речевая слуховая агнозия/сенсомоторная алалия). Даже при сохранном на первый взгляд понимании речи («всё понимает, но не говорит») часто выявляются нарушения в проведении слухового импульса, а также признаки структурных подкорковых дисфункций (часто – ствол мозга, мозжечок).
  4. МРТ. Многие родители боятся делать маленькому ребенку МРТ, т.к. якобы его делают под наркозом. Нужно различать наркоз и седацию, то есть медикаментозный сон. Это разные вещи. Седация не травматична для нервной системы. Часто можно обойтись и без данного обследования, но в некоторых случаях для уточнения диагноза оно может оказаться необходимым. Магнитно-резонансная томография очень информативна и точна.

Специалисты, которые помогут ребенку с задержкой развития речи

  1. Невролог. Важно выбрать хорошего врача, который имеет представление обо всех указанных выше методах диагностики и может аргументировать все свои назначения. Например, часто неврологи назначают такие препараты, как пантогам, энцефабол, янтарная кислота, глицин и отправляют «гулять» до 3 лет. Нужно помнить, что сам по себе диагноз «ЗРР» – просто «умное» название того, что ребенок не говорит в соответствии с нормой и никак не описывает структуру нарушения. Поэтому не бойтесь задавать вопросы доктору и при малейших сомнениях ищите «своего» врача. Также лучше просить при наличии альтернативы назначать препараты не в уколах, а те, которые можно принимать перорально (через рот), т.к. уколы могут нанести дополнительную психотравму ребенку, что скажется на общей динамике развития речи. Насилие может усугубить ситуацию.
  2. Логопед-дефектолог. Специалист должен иметь опыт работы с маленькими детьми. К сожалению, многие не умеют или не знают, как работать с неговорящими детками до 4 лет. А в 4 года отсутствие речи уже дает необратимые изменения в интеллектуальном развитии. Важно начать коррекцию как можно раньше. В нашем центре логопед берет на занятия деток с самого раннего возраста, когда уже заметно, что есть проблемы с речью (пока самые маленькие наши клиенты – ребенок 1 г. 10 мес.).
  3. Нейропсихолог. Кроме речи необходимо обследовать поведение, коммуникацию, моторику (праксис), восприятие (гнозис), сенсорные системы. Например, часто неговорящие дети имеют неустойчивое внимание, полевое поведение, не воспринимают плоские изображения (например, картинки в книгах). Все эти характеристики говорят об определенных дисфункциях в структурах головного мозга. В нашем центре для составления общей картины развития используется комплексная консультация нейропсихолога и логопеда (то есть специалисты дополняют друг друга и пишут общее заключение).
  4. Детский психолог. При задержке речи довольно часто в качестве причин выступают психогенные факторы. Поэтому родителям нужно быть готовыми к тому, что придется менять тип воспитания и стиль взаимодействия с ребенком. Например, в моей практике часто встречаются неговорящие 3-летки, которые не ходят на горшок, спят вместе с мамой и иногда сосут грудь. Для некоторых родителей сложно принять, что данные вещи в воспитании могут влиять на развитие речи, однако это действительно так.

После комплексного обследования коррекция ЗРР будет наиболее эффективной и быстрой, а драгоценное время не будет упущено.

Ребенок 2 года не разговаривает

Каждый родитель с нетерпением ждет, когда его ребенок сделает первый шаг и начнет говорить. Это очень трепетный и волнительный момент, так как он является одним из главных показателей того, что ребенок развивается по норме. Но что же делать, если речь задерживается, и ребенок не говорит в 3 года?
«Задержка развития речи» — сейчас такой диагноз ставится каждому второму ребенку. И действительно, в настоящее время большое количество детей не может осуществлять полноценную коммуникацию к трем годам. По нормам уже в два года малыш должен уметь построить фразу. И если этот процесс задерживается, то далее ситуация усугубляется и начинают страдать в своем развитии высшие психические функции (ВПФ), в частности, это ведет к задержке в развитии мышления ребенка. Речь – это главный инструмент мышления, решающую роль в его формировании играет именно развитие речи.

Возможные психические причины, почему ребенок не начал говорить в 3 года.

Статистика неумолима: 85% современных детей имеют нейропсихологические нарушения, что связано, прежде всего, со стволовыми изменениями мозга. Одним из основных симптомов нейронарушений как раз является ЗРР – задержка развития речи. Эта причина встречается у деток с трудностями речевой деятельности чаще всего, а помочь могут грамотные специалисты – логопед-дефектолог и нейропсихолог.
Как правило, причины ЗРР всегда связаны с развитием и функционированием определенных участков головного мозга ребенка, на которые влияют: родовые травмы, внутриутробные инфекции, асфиксия, перенесенные инфекционные заболевания в младенчестве, черепно-мозговые травмы, нарушения ЦНС и пр.
Но также бывает, что первопричина ЗРР – психические расстройства. В таком случае с малышом, прежде всего, должен поработать квалифицированный психоневролог.

Как помочь ребенку?

Чтобы «разговорить» малыша, в первую очередь, необходимо создать в семье позитивный настрой, правильный режим дня и обеспечить атмосферу общения. Постоянно разговаривайте со своим ребенком, даже если он Вам никак не отвечает. Читайте сказки и слушайте вместе аудиокниги – сделайте это ежедневным ритуалом. А вот просмотр телевизора (как и пользование любымидругими гаджетами) лучше снизить к минимуму или ограничить вовсе. Попросите всех членов семьи больше разговаривать с малышом тет-а-тет. Ни в коем случае не ругайтесь и не кричите при ребенке, старайтесь в принципе не повышать голос.
Но, конечно, лучше всего обраться к профессионалам.
Если ребенок плохо говорит в 3 года, вам помогут систематические занятия с логопедом или логопедом-дефектологом (в зависимости от конкретных трудностей с речью).

Если ребенок не говорит в 3 года совсем, ваш путь к логопеду-дефектологу, который по итогам логопедической диагностики с точностью определит первопричины и начнет работу с малышом. В дополнение к работе с ребенком могут присоединиться невролог, психолог и нейропсихолог, но обычно для «запуска» речи хватает индивидуальных занятий с логопедом-дефектологом. Программа занятий обычно индивидуальна и составляется с учетом особенностей развития каждого отдельного ребенка.
Важно своевременно обратиться за помощью, тогда и результат не заставит себя долго ждать.

Многие родители не замечают, что их ребенок плохо говорит, так как просто не знают, как должна развиваться речь у детей определенного возраста. Ребенок разговаривает, общается, задает вопросы, но о том, КАК он произносит слова (переставляет слоги, заменяет звуки), родители часто не задумываются. Часто родители считают, что эти проблемы пройдут сами собой и их ребенок со временем догонит сверстников. Как правило, они ошибаются.

Если ребенок в возрасте 3-4 лет говорит неправильно или вообще не говорит, то нужно бить тревогу.

В возрасте от года до 5-6 лет у детей происходит становление звукопроизношения. Сначала ребенок «коверкает» слова, искажает, но по мере овладения речевыми звуками произношение слов все более и более уточняется, постепенно приближается к норме.

В первые годы жизни из-за «незрелости» речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки: А, О, Э, М, Б, П. Из них ребенок составляет первые слова: папа, мама, баба. Несколько позднее усваиваются другие звуки: И, Ы, У, Ф, В, Т, Г, К, Д, Н, Х, Й. Этими звуками ребенок овладевает в период от года до трех лет. Более сложные по артикуляции согласные звуки (С, З, Ц, Ш, Щ, Ж, Ч) появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми звуками. Самые сложные звуки (Р, Л) появляются у большинства детей в период от 5 до 6 лет.

Становление звукопроизношения в норме заканчивается к 5-6 годам. Следовательно, ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Сама по себе «задержка» в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии у ребенка речевой патологии.

Причинами речевых нарушений могут быть:

  • Неблагоприятная наследственность и неправильный образ жизни будущих родителей: профессиональные «вредности», наркомания, алкоголизм и курение, аборты.
  • Неблагоприятные факторы, потенциально влияющие на будущую речь ребенка во время беременности: токсикозы беременности, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, краснуха, почечная и сердечная недостаточность и др.), резус конфликт, падения и ушибы матери во время беременности, острые стрессовые ситуации, осложнения при родах.
  • Неблагоприятные обстоятельства в период раннего развития: травмы головы, сотрясения и ушибы головного мозга, воспалительные заболевания головного мозга (менингит), недолеченные воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, аномалии в строении челюстей и зубов как результат травм.
  • Социальные факторы: двуязычие в семье, наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей, обстановка, когда родители сознательно «подстраиваются» под речь ребенка, «сюсюкают» с ним либо, напротив, невнимательно относятся к речи ребенка.

Итак, Вы обнаружили, что у Вашего ребенка не все звуки произносятся правильно и часть слов он «проглатывает» Что делать в таких случаях? Немедленно обращаться к логопеду и не ждать, когда у вашего ребенка звукопроизношение «само» станет нормальным!
Чаще всего задержка развития речи отражается на всем развитии ребенка – не позволяет ему полноценно общаться со сверстниками, отягощает эмоционально-психическое состояние ребенка.
Однако если вовремя помочь ребенку, используя все способы развития и активизации речи, эти серьезные проблемы можно успешно решить.

Что может логопед?

На логопедических занятиях работа ведется по следующим направлениям:

  • Формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
  • Совершенствование фонематических процессов
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Обогащение, активизация словарного запаса речи;
  • Развитие мелкой моторики рук, подготовка руки к письму;
  • Развитие связной речи;
  • Совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.

Логопедическая работа проводится 2 раза в неделю. График работы — индивидуальный.

Чем именно мы занимаемся на логопедических занятиях?

Берется определенная лексическая тема, в рамках которой проводится работа:

  • По расширению и активизации словаря;
  • По отработке правильного употребления грамматических категорий (изменение существи-тельных по роду, числу, падежу; употребление глаголов в разных временах; согласование существительных с прилагательными и числительными в роде, числе, падеже);
  • По выделению предлогов в речи, формированию пониманию их значения;
  • По обучению отвечать полными предложениями на поставленный вопрос и т.д.

Занятия по развитию связной речи включают обучение пересказу; рассказыванию по картинке или серии картинок, по плану-схеме; заучивание стихотворений; отгадывание и заучивание загадок.
На занятиях по развитию фонематического слуха ребенок учится различать звук на слух, вычленять его из речи («Доскажи словечко», «Повтори ряд звуков, слов в том же порядке», «Скажи наоборот» и пр).

Занятия по развитию психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания и занятия по развитию мелкой моторики: массаж пальцев рук, пальчиковая гимнастика, формирование аккуратности и моторной ловкости.

Занятия по звукопроизношению включают следующие этапы:

  • Артикуляционные упражнения;
  • Коррекция звукопроизношения, включающая постановку, автоматизацию звука, его дифференциацию от близких по звучанию звуков.

Помните, что для преодоления речевых дефектов необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми!

Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:

  • Не ругать за неправильную речь;
  • Ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
  • Не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
  • Осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с логопедом;
  • Особое внимание родители должны уделять выполнению домашних заданий.

Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним до школы, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.

Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат!

Ребенок 2 года не разговаривает

Родители часто сверяются с нормами и переживают, что ребёнок отстаёт и отличается от пресловутых таблиц. Чаще всего переживания оказываются напрасными, но в редких случаях важно вовремя обратить внимание на проблему. Наш блогер, дефектолог Евгения Филонова, рассказывает, стоит ли паниковать, если ребёнку два года, а он пока не говорит.

Речь — высшая психическая функция мозга. Мозговые структуры созревают в определённые сроки и неврологические критерии — это конкретные этапы развития мозга. Например, мозжечок активизируется до 1,5 лет — ребёнок начинает ходить. Если в 2 года он не ходит, надо понимать, что это уже не «индивидуальность». И если рядом с ним будут бегать футболисты, это никак глобально не скажется на его состоянии.

То же самое происходит и с речью. Просто неговорящего ребенка «отдать в сад, чтобы научили говорить» не поможет. Если ребёнок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться.

Ждать и верить в сказки о том, что «заговорил в 5 лет и стал президентом» — это только упускать время реабилитации. Бездействие и неправильная реабилитация приводят к тому, что после 6 лет последствия уже невозможно компенсировать.

Мозг наиболее пластичен до 6-7 лет. Если выявить проблемы речевого развития в 2-2,5 года, то шанс компенсировать его трудности очень высокий, а если в 4-5 лет — то можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, как при раннем обращении.

86 идей для досуга, которые понравятся всем дошкольникам

Есть случаи, которые мы называем «а, вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него всё хорошо», когда дети самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже — это компенсированные дети. Как же это произошло? Существует несколько причин. Первая — мозговая дисфункция была небольшая, мозг смог сам наладить функцию речевой зоны. Вторая — педагогическая: запущенность или невроз ребенка.

В любом случае, к 7 годам эти дети приходят в школу, в большинстве случаев они приобретают диагнозы дисграфию и дислексию — нарушение процессов восприятия чтения и письма. Что делать?

  • Совет 1. Запишитесь на консультацию к детскому неврологу и пройдите все назначенные функциональные исследования — МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, и КСВП.
  • Совет 2. Запишитесь на консультацию к сурдологу, потому что иногда причина задержки речевого развития — это нарушение слуха.
  • Совет 3. Обратитесь за консультацией к дефектологу, логопеду, нейропсихологу, которые определят состояние интеллекта и помогут разработать развивающую программу, основанную на индивидуальных особенностях именно вашего ребенка.

Чем раньше начнётся коррекция, тем меньше у ребёнка будет проблем в будущем.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Здравствуйте .Сыну 2.2.Не то что ужасно разговаривает, я бы даже сказала не говорит.Его слова-отчетливо мама и да ,не отчетливо (могу понять только я) чай,дай,нет.Остальное или мычание или ппппппп.Я очень переживаю.Врачи прописывают уже не первый курс пантогама, но толку ноль.Диагноз не ставят,никуда не направляют .НСГ и ЭЭГ в норме.Типо до 3х лет ждать.Я в интернете начиналась, что как раз до 3х лет нужно начинать заниматься плотно,а после 3х уже зрр ставят и шансы на нормальную речь и развитие падают.Родственники орут мол «скоро заговорит ,не заткнешь «.Меня эта фраза успокаивала до 2х лет,но ему уже 2 и 2 и все мы мычим. Подскажите ,у кого были похожие проблемы, какой алгоритм действий? Какие препараты?К каким врачам идти кроме невролога?Логопед? Дефектолог ?Может какие центры есть для таких детей ? (Спб)Спасибо!

Мой отец до трёх лет молчал,а потом как открыл рот,что заткнуть до сих пор никто не может

Заниматься надо с ребёнком, играть, разговаривать постоянно, рассказывать, читать.

Не паникуйте. Занимайтесь с ребенком. Развивайте мелкую моторику. И ждите до 3 лет. Если тогда не заговорит, то ребенка в охапку и к хорошему неврологу

А до трёх лет сидеть и время упускать? когда уже точно пойдут необратимые процессы? я знаю одну бабку,которая точно также говорила,мол,заговорит,когда время придёт,хотя врачи выписывали много чего,а она,зачем его травить таблетками.Не заговорил,сейчас бабку близко на порог не пускают,угробила ребёнка,говорит отец. со своей стороны скажу ,лечили и не ждали ничего,пантогам -это только что-то поверхностное было,типа витамин. а так уколы,кортексин,церебролизин,актовегин,витамины В, массажи,рефлексотерапия,очень хороший логопед, да много всего,я счас уже не всё помню,так как мы уже в институте.вот в то время я и то бегала,а чего сейчас матери сидят и выжидают,не пойму. знаю много детей,в два года говорят очень хорошо,стихи читают .

А до трёх лет сидеть и время упускать? когда уже точно пойдут необратимые процессы? я знаю одну бабку,которая точно также говорила,мол,заговорит,когда время придёт,хотя врачи выписывали много чего,а она,зачем его травить таблетками.Не заговорил,сейчас бабку близко на порог не пускают,угробила ребёнка,говорит отец. со своей стороны скажу ,лечили и не ждали ничего,пантогам -это только что-то поверхностное было,типа витамин. а так уколы,кортексин,церебролизин,актовегин,витамины В, массажи,рефлексотерапия,очень хороший логопед, да много всего,я счас уже не всё помню,так как мы уже в институте.вот в то время я и то бегала,а чего сейчас матери сидят и выжидают,не пойму. знаю много детей,в два года говорят очень хорошо,стихи читают .

У меня племянник до 4 почти не говорил. Уже и к логопеду водили, и занимались с ним как могли. Но пошел в садик и разговорился. Но вы не ждите, все доступные методы пробуйте. А вообще, будет ваш ребенок отлично говорить, не паникуйте)

Мой младший заговорил в 2,4, как старшие дети уехали отдыхать летом, прям предложениями стал говорить. до этого даже «мама» не всегда. сейчас трех еще нет-такой скачок произошел-рассуждает, спорит, сочиняет сам что-то. и болтун ужасный, просто без умолку дома, в шутку ему говорим»молчии!» естественно, даже и не думала никуда водить. Старший у меня заговорил в 3г 2 месяца, до этого стал что-то пытаться около трех, в основном гласными, а как средний родился-пошел прогресс(учится сейчас в 3 кл на 4 и 5, память отменная, моторика очень развита, увлекается сложным конструированием).
а со средним долго ждать не пришлось- с 9-10 мес-дай, часы, мама-папа и каждый день что-то новое, рано стал говорить предложениями и задавать вопросы, еще и рифмы смешные придумывает, четверостишья сочиняет, сказки небольшие, описаться можно от смеха)) . Мы из мед среды, поэтому даже в мыслях не было детей кому-то показывать. «залечить» не трудно. развивать надо, разговаривать, петь, объяснять, читать. до 3-х лет оставить ребенка в покое

я мама двоих прекрасных деток,разница в 2 года. старший к сожалению болен. И если вам так охота пичкать ребенка таблетками,убедитесь что он полностью здоров. и про гены не забудьте. от поломки появляется эпилепсия к примеру. А всеми этими ноотропами можно и подкачать ребенку здоровье. Пусть меня закидают камнями,но я достаточно знаю случаев. И так же советую ждать. У меня младший в 3 года заговорил,целыми предложениями.

Ужас! Вы зачем ребенка таблетками пичкаете? Возраст ещё маленький. У меня дочь до 3,5 лет говорила кое-как, не говорила даже «мама, дай пить». Потом прорвало. Сейчас ей 9, не заткнешь, очень общительная, коммуникабельная. Из личного примера: моя сестра начала рано говорить, в 2 года стихи четко читала, воспитатели в пример ее ставили. Я заговорила после 3-х. Спустя годы (мне 35): У меня диплом юриста с отличием, с людьми легко общаюсь. Сестра — чуть замкнута, поговорить с ней иногда не о чем.
Причина в том, что у ребенка вперёд развивается — механическая память или логическая? Если механическая, то слова опережают язык, ребенок начинает рано говорить, но подчас будет нести всякую ахинею, не подумав. Если логическая, то у ребенка сначала выстраивается логическая цепочка, а потом это будет озвучиваться. Все в порядке у вашего ребенка, и не мучайте его лекарствами, врачами и т.д. Больше говорите, направляйте в среду сверстников, и будет вам счастье

Автор, слушайте сюда. Во-первых, в сад тех, кто уверяет, что ребенок когда-нибудь заговорит. Да, заговорит, но с такими нарушениями, что мама не горюй, все звуки вперемешку, грамматики никакой и т.д. Не факт, но все же. Тупо сидеть ждать НЕЛЬЗЯ.

У нас была такая же ситуация. Тоже в 2.2. Поставили ЗРР. Плотно взялась за ребенка. К 4 годам спокойно разговаривает, вот заканчиваем ставить звуки (ну это по мелочи, если придираться).

Итак, что нужно делать:

1) Искать хорошего невролога, который сделает назначение (раз в 3 месяца курс препаратов, на каждый месяц свой набор) и также раз в 3 месяца курс микрополяризации на аппарате — супер вещь. Плачу 500 руб за сеанс. Нужно 10 раз за 1 курс

2) Параллельно искать логопеда-дефектолога, занятия 3 раза в неделю и раз в 3 месяца логопедический массаж курсом из 12-15 процедур. Тоже очень хорошо помогает. Специальными инструментами разминают язык, тренируют лицевые мышцы. Это не больно, не переживайте. Также массаж ручек, пальчиков.

3) Проверить уздечку у стоматолога, следить за состоянием полости рта.

4) Организовать ребенку общение со сверстниками (развивашка или сад).

5) Минимизировать телефоны и планшеты.

6) Самой не коверкать звуки, говорить четко и ясно, побуждая ребенка отвечать. Заниматься с ребенком дома (как именно, посоветует логопед).

Мы все это делали. Да, сложно, но результат есть. У моего ребенка неврологических диагнозов не выявили, предполагают, что ЗРР возникла в результате небольшой гипоксии во время обвития пуповиной. Причины там разные и виды проблемы тоже разные (моторная и т.д.). Самое главное — все вышеперечисленное надо делать в комплексе. Одна методика особого эффекта не даст. Мы все это делали и речь шла рывками. Спустя год ребенок заговорил предложениями, но путая звуки. Еще полгода ушло на постановку звуков. Сейчас за плечами масса усилий, куча занятий, много затраченного времени и . чистая речь, развитый ребенок, который спокойно может выразить свою мысль.

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня поднимаю очень важную тему для мам малышей. Ребенок не говорит в 2 года — это нормально?

Ребенок 2 года не разговаривает

Почему эта тема такая важная? Потому что на этот счет есть очень много противоречивых мнений. Начиная от соседок, у которых Вася заговорил в 4 года. Заканчивая неврологами, которые считают, что в 2 года ребенок должен говорить предложениями.

Дело в том, что отсутствие речи — это только верхушка айсберга. Само по себе отсутствие речи в этом возрасте — не так страшно (хотя тоже неприятно). Проблема в том, что задержка речевого развития может быть одним из проявлений серьезных нарушений.

Большинство мам, к сожалению, не знает, на что нужно обратить внимание. Я сама этого не знала, пока не столкнулась с некоторыми проблемами. Да, вполне возможно, что через год ваш карапуз и правда резко заговорит. Но возможен и другой исход. Что же делать?

Эта статья — вовсе не для того, чтобы каждый сам себе ставил диагноз. И не для того, чтоб запугать родителей молчунов. Я напишу о тревожных звоночках, с которыми надо идти к специалисту. Потому что я хочу, чтобы все мамы это знали!

Ребенок 2 года не разговаривает

Где таится опасность?

В нашем обществе очень популярны следующие идеи:

  • мальчики начинают говорить позже;
  • все дети разные, нельзя всех мерить одними стандартами;
  • неврологи вечно придираются и всех запугивают;
  • Вася заговорил в 4 года, а сейчас — академик.

В каждом утверждении есть доля истины. Но вместе они оказывают очень вредное влияние. Мамы расслабляются, пускают ситуацию на самотек. И дальше получается — как повезет. Кто-то действительно начинает прекрасно разговаривать в 4 года. А кто-то не начинает, приходит к неврологу и слышит: «Где же вы раньше были?!»

Многие мамы уверены, что ребенка с отклонениями в развитии сразу видно. Что он ведет себя вызывающе неадекватно. Что он напоминает человека с тяжелой формой аутизма. И конечно, их собственный сын — не такой.

Во многих случаях задержка речевого развития в 2 года — это действительно не страшно. Но если вовремя не выявить патологию, с каждым годом может становиться все хуже и хуже. Даже такие тяжелые нарушения, как аутизм, в 2 года могут быть совсем незаметны. Но именно в этом возрасте грамотная коррекция наиболее эффективна.

Ребенок 2 года не разговаривает

Тревожные звоночки

Надо сразу объявить, что есть задержка речевого развития (ЗРР), а есть — задержка психо-речевого развития (ЗПРР). В первом случае малыш отстает от ровесников только в развитии речи. В других сферах ребенок развивается просто замечательно. Как правило, такой малыш отлично общается с окружающими при помощи жестов и звуков. Все понимает, контактен, сообразителен. Просто молчалив.

Если же вы замечаете, что дело не только в речи. Ситуация значительно серьезнее. Однако, и тут все может выправиться к 4-5 годам.

На что обратить внимание:

Я описала самые яркие тревожные «звоночки». Однозначно, здесь — не все. Некоторое может заметить только специалист — по тому, как малыш воспринимает новую информацию. Как анализирует задания. Как и куда смотрит во время обучения. Насколько осознанный контакт глазами.

Поэтому даже если ничего из вышеописанного у ребенка нет — все-таки лучше сходить к хорошему неврологу.

Ребенок 2 года не разговаривает

К кому пойти?

В первую очередь желательно посетить невропатолога. И лучше, если это будет доверенный специалист, а не врач в поликлинике. А еще лучше — сходить к нескольким разным специалистам. Потому что знаю на своем опыте: в 2 года мало, кто готов поставить диагноз. И мнения разных врачей могут сильно отличаться.

Но вам надо определить только одно: есть ли что-то еще, кроме задержки речи? Если же вы видите, что ситуация непростая, то мой вам совет: не гонитесь за диагнозом.

До 3-4 лет врачи имеют право официально ставить только ЗРР или ЗПРР. Считается, что к 3 годам может многое изменится. И специалисты могут только предполагать проблему.

Но это не значит, что надо спокойно сидеть дома и ждать 3 лет. Так как до 3 лет проще всего повлиять на нарушения развития.

Поэтому, если вы убедились, что у малыша действительно есть задержка — лучше найти хорошего логопеда или дефектолога. И просто интенсивно заниматься.

Что делать?

Предположим, вы сходили к нескольким специалистам, и все сказали вам, что с малышом нужно заниматься. Что теперь?

Рекомендую не пренебрегать этим советом. Если выписали какие-то таблетки — еще не факт, что их нужно пить. Но от занятий вам точно не станет хуже!

Как заниматься? Это — отдельная большая тема. Есть несколько способов:

  • просто создать ребенку хорошую речевую среду. Превратиться в «радио». Это хорошо для деток с простым ЗРР;
  • купить или скачать в интернете книжки по развитию речи. Брать оттуда упражнения — и регулярно заниматься;
  • если ситуация посложнее — найдите хорошего логопеда-дефектолога. Пусть он приезжает к вам раз в месяц, учит вас и составляет программу занятий. Это не так уж дорого. Но это гораздо эффективнее «самостоятельного плавания»! Мы сейчас так и делаем;
  • найти какой-то коррекционный центр и ходить туда на регулярные групповые занятия;
  • регулярно звать к себе специалиста на дом. Не раз в месяц, а несколько раз в неделю. Хороший способ, но очень дорогой;
  • отдать малыша в логопедический сад. Или в любой другой сад для детей с вашей формой нарушений.

Ребенок 2 года не разговаривает

Напоследок

Еще несколько небольших советов:

  • Старайтесь не нервничать по этой теме. В большинстве случаев задержки развития — это не страшно. Особенно при грамотных занятиях.
  • Старайтесь эмоционально не вовлекаться в слова специалистов. Мыслите трезво, перепроверяйте информацию. Там, где один сказал — «аутизм», другой может сказать, что все почти нормально.
  • Если сами подозреваете какие-то проблемы — изучайте тему. Читайте разные книги. Иногда это помогает увидеть какие-то нюансы. Однако, если все неврологи уверены, что проблемы вы себе сами выдумали. Вероятно, они правы;
  • В поисках специалистов ищите отзывы на форумах;
  • Если малыш плохо понимает речь — проверьте слух. Ребенок может слышать звук мультфильмов или шорох пакетов. Но у него может быть снижено восприятие особых частот. Это невозможно определить самостоятельно.
  • Не слушайте соседок, «опытных» мам на детской площадке, бабушек. Да, Вася заговорил в 4 года. Но ответственность за вашего ребенка несете только вы.
  • Если эта тема затянула вас. Сходите к психологу.

Также мне нравится использовать » Школу годовасика «. Там есть программа и для двух лет , но нам с сыном пока надо работать по «годовасику».

Я желаю вам и вашим детям здоровья. До новых встреч!

Мамочки, поделитесь опытом, у кого детки поздно заговорили. Принимали ли вы ноотропы, типа пирацетама, пантогама или для развития речи типа когитум? Помогли они вам или ребенок сам «резко» заговорил? Занимались ли вы параллельно логопедическими упражнениями, пальчиковыми играми, массажем и пр. ?

Вкратце о ситуации. У нас сын молчун еще тот, в плане нормально общения. На своем «тарабарском» то он часто говорит. Никите 2г. 5 мес. Невролог сказала ждать до 3 лет, что это норма. А если после 3-х не заговорит, тогда назначат лечение. Тем более скоро в сад собираемся, так по ее мнению, ребенок там должен заговорить. А если нет? Меня беспокоит, то что сын не говорит фразами или короткими предложениями. Указания, просьбы в общем то понимает. Может пойти, принести или отдать что-либо по поручению.

Дома в основном спокоен, но как выходим гулять, то на улице не сидит, почти не играет, а только бегает. Карусели, качели вообще не воспринимает, даже 5 мин. не проходит, как сын с них слазит и бежит куда глаза глядят. Хотя, как я уже, написала, дома он спокойно может играть.

Еще нюанс. Знает, что я мама. Но в последнее время стал называть меня «папа», хотя если что-то срочно понадобиться, может позвать негромким криком: «мама». Что твориться в его маленькой головке? Ума не приложу! Дочка вовремя стала развиваться и к этому возрасту уже говорила простыми несложными предложениями. Конечно, мальчики позже девочек начинают говорить, больше копят словарный запас, но все же у меня сомнения. Может дело не только в том, что он мальчик?

Развитие речи сына (2г. 5м.) :

  • попытки строить фразы, предложения: «То там?» «Ты де?» «То это?»
  • около 20 слов в активном словаре, надеюсь в пассивном намного больше.
  • папа
  • мама
  • баба
  • эта
  • да
  • ай
  • ахи- ахи
  • тыка -тыка
  • биби ( машина)
  • би-би-би (едет)
  • кока (вкусно)
  • кака (сладко)
  • кака (бяка)
  • тика-тикатя (любимое «иностранное»слово)
  • айда (дай)
  • де ( где)
  • то (кто)
  • там
  • айда (иди, пойдем)
  • м. а ( целуется при этом)

А вот, что говорила дочка в 2, 5 года (для сравнения):

  • Смотрит мультик, а там ночь, говорит:«Свет включите. Не нужа спать»
  • Я или муж приходим из магазина, а Соня: «Папа, подалок купил. Сонин подалок, дай сколей)))»
  • «Мамоська, ствай, пойдем чай пить.»
  • «Не хочу больше. Соня насытылась. Пасиба!»
  • «Папа замёз, папа гаодный(голодный)»
  • «Мама — это ты? Мама. Это я!»
  • «Какая мамоська хаосенькая. Щечки, газки, носик. Мама мазай щечки. «
  • «Что там мама? Копьютей. Мама сиди, сиди)))»
  • «Кот, не нюкай, не нюкай. Это мамина сяпка»
  • «Я юбью маму, папу, бабу, деда, соседку. Всех юбью. Миську юбью, зайку. «
  • «Не буду обизять Котовского»
  • «Мама, пойдём. Игуськи буду игать»
  • «Нет, не буду плакать»
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector