Задержка речевого развития иногда наблюдается даже у здоровых детей, но это не всегда говорит о том, что ребенка пора вести к врачу. Сейчас малыши позже начинают развивать этот навык, поэтому родители беспокоятся на этот счет. Чтобы лишний раз не нервничать без повода, стоит определить для себя, до какого момента отсутствие речи является нормой.
Этапы развития речи
Ребенок во время формирования личности проходит все стадии становления речи. Продолжительность этих этапов зависит от индивидуальных особенностей.
- Крик. После рождения ребенок общается со своими родителями только таким способом. Со временем взрослые начинают отличать разные вида крика и понимают, когда малыш хочет внимания, он голоден или ему холодно.
- Гуление. Примерно в 3 месяца дети выражают при помощи этого звука чувство удовлетворения. Так они тренируют речевой аппарат и учатся произносить разные звуки.
- Лепет. В 8 месяцев начинается произношение слогов, иногда уже произносятся простые слова.
- Слова. Годовалые малыши уже имеют небольшой словарный запас. Некоторые из них сокращаются для облегчения произношения.
- Осознанная речь. В 2 года обычно ребенок уже может изъясняться со взрослыми, хотя полным предложениями он все еще не говорит. Малыш способен попросить что-то, называет предметы, говорит о себе в третьем лице.
Педиатры считают, что в 2 года ребенок должен иметь словарный запас в 200 слов, использовать простые предлоги и союзы, уметь выражать интонацию, строить простые предложения из нескольких слов.
Причины молчаливости
Не все дети соответствуют указанным нормам, но это не всегда указывает на какую-то болезнь. Иногда они просто не видят необходимости говорить, особенно когда родители стараются угадывать их желания еще до того, как они произнесут слово. Причины задержки речевого развития делятся на физиологические и психологические.
Физиологические
К ним относятся факторы, которые не могут контролировать взрослые, поэтому ребенку требуется помощь специалиста. Например, на развитии речи негативно сказывается любой вид нарушения слуха. Малыш просто не слышит своих родителей, поэтому он и не повторяет слова.
Недоразвитость челюстных мышц тоже относится к физиологическим причинам. Ее распознают по повышенному слюнотечению, постоянно открытому рту, появлению рвотного рефлекса во время употребления твердой пищи. Наличие короткой уздечки или раннее отучение от груди вызывают проблему с артикуляцией.
Немаловажна и генетическая предрасположенность. Иногда полностью здоровые дети не разговаривают даже в 3 года, хотя проблем со здоровьем у них нет. Такое ребенку передается по наследству, заставить его не получится, можно только помочь вспомогательными мерами.
Помимо этого, задержка речевого развития иногда вызвана сенсорной или моторной алалией, афазией, дизартрией. Даже последствия родовых травм не всегда становятся очевидны, поэтому ребенка необходимо регулярно показывать врачам и задавать им соответствующие вопросы.
Психологические
При своевременном обнаружении эти причины легче устранить. Обычно дети молчат от излишка опеки, они не видят необходимости в речи, поскольку им достаточно только указать пальцем на желаемый предмет.
Сильный стресс или испуг тоже повлияют на речевое развитие. Это может быть переезд, разлука с родителями, развод, конфликты дома и пр. Только после сброса напряжения ребенок сможет вернуться к прежнему уровню раскрепощенности. Обычный разговор и объяснение причин случившейся неприятности здесь не помогут, поэтому лучше всего обратиться к психологу, который в игровой форме донесет эту информацию.
Нехватка внимания влияет на личность ребенка также, как и сильный стресс. Когда взрослые дома постоянно молчат и не контактируют даже друг с другом, то малыш копирует их поведение.
Способы развития речи
Уже с полутора лет родители начинают расширять словарный запас ребенка. Простые приемы, используемые взрослыми в повседневной жизни, помогут быстрее психологически и физиологически подготовиться к речевой деятельности.
Перечислим основные из них:
- Песни и стихи. Озвучивание простых стишков поможет не только развить речь, но и уловить интонацию, эмоции, сформировать устойчивые связи. Даже игра в ладушки ускорит развития. В такой форме вы еще и не навязываете ребенку занятие, сам процесс ему интересен.
- Карточки или простые книжки. Детям нравится рассматривать картинки. Взрослые должны не только озвучивать изображение, но просить показать его. Начинать лучше с какой-то одной категории, например, животные, транспорт, профессии и пр.
- Уточнение. Для развития речи иногда взрослые специально притворяются глупыми, чтобы ребенок донес свою мысль до него. Когда малыш показывает на любимого мишку, но при этом получает обезьянку, мячик, слона и пр., он начинает искать другие способы для объяснения своего желания.
- Игра «Как говорят животные». Обычные вопросы о том, какие звуки произносят собаки, кошки, тигры и пр. вызывают восторг у малышей. Они с удовольствием повторяют за родителями, а потом сами используют это в речи.
- Развитие мелкой моторики. На кончиках пальцев находятся рецепторы, при активизации которых затрагивается речевой центр. Поэтому лепка из пластилина, массаж пальчиков или перекладывание небольших предметов тоже скажутся на развитии речи.
Главный критерий, позволяющий развивать речь — это общение. Когда взрослые регулярно говорят друг с другом и малышом, то перенимается модель поведения. Это не единственный критерий для благоприятной обстановки, но один из главных.
Даже при наличии проблем не стоит ругать малыша за молчание, можно только поощрять его за речевую деятельность, новые слова и попытки что-то повторить. Регулярно произносите название предметов, животных, транспорта, имена родных. Читайте сказки и вместе пойте песенки, тогда вам удастся создать обогащающую речевую среду, в которой малыш быстро почувствует себя комфортно и начнет развиваться.
Лечение задержки речи у детей: в чем заключается?
Владимир Животов врач-остеопат
- Развитие речи. При чем тут остеопат?
- Как развивать мелкую моторику
- Как заниматься артикуляционной гимнастикой
Установить задержку речи у ребенка, который не говорит в 2 или 3 года, — обычно задача невролога, но вот помогать родителям развивать речь у малыша эффективнее получается у других специалистов. Не рано ли крохе в 2 года заниматься с логопедом? И что может сделать при отсутствии речи остеопат?
Когда ребенок должен начать говорить? Универсального возраста не существует, нормы речевого развития весьма условны, все индивидуально. Иногда считают, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, но даже из этого негласного правила есть исключения.
Тем не менее, если мы возьмем, к примеру, малыша трех лет, при нормальном развитии в этом возрасте родители должны понимать 60% его речи, а то и больше. Нормы развития речи ля полуторагодовалого – от пяти до двадцати слов.
В противном случае говорят о задержке речевого развития. Если это обнаружилось, действовать надо немедленно. Как известно, чем раньше начнешь заниматься устранением той или иной проблемы, тем больше шансов избавиться от нее полностью. С возрастом сделать это будет сложнее, дороже, дольше, не так эффективно.
При задержке речи помощь малышу должны оказывать два специалиста – логопед и остеопат, а также сами родители. В чем же роль каждого из участников процесса?
Развитие речи. При чем тут остеопат?
По статистике, 95% людей перенесли родовую травму. Ее последствия могут проявляться по-разному, и проблемы с речью – один из возможных вариантов. Устранить последствия родовой травмы под силу врачу-остеопату. Можно сказать, что он готовит благоприятную почву для дальнейшей работы логопеда и самих родителей, улучшая кровоток в зоны мозга, отвечающие за речь.
К сожалению, при задержке речи обычно недостаточно просто взять и сделать несколько упражнений, чтобы проблема решилась. Само по себе это не проходит. Нужно подготовить почву, устранить первопричину, что и делает остеопат.
Логопед в свою очередь научит ребенка говорить правильно, выстроит его речевой аппарат, обеспечив верное произношение всех звуков.
Также есть способы, которые доступны любому родителю и которые помогут закрепить результат работы специалистов и значительно улучшить речь малыша.
Самый простой – создать обстановку, располагающую к речевой активности. Прежде всего, это проведение времени со сверстниками. Отправьте малыша в детский сад, в какую-либо секцию, где ему придется общаться с другими детьми. Прослушивание аудиокниг также является располагающим фактором.
Если малыш уже говорит, но нечетко, просите его диктовать вам текст (например, выдуманного им на ходу письма), а сами пишите под его диктовку. Когда ребенок вынужден придумывать фразы, он вслушивается в слова, подбирает их, выстраивает предложение.
Как развивать мелкую моторику
За речевую активность отвечает определенный участок коры головного мозга – зона Борка. Рядом с ней находится проекционная двигательная зона кистей рук. Поэтому детям с задержкой речевого развития показаны упражнения, которые развивают мелкую моторику рук.
Одна из самых простых игр на развитие мелкой моторики – «Золушка». Смешайте два вида круп (горох и фасоль, к примеру) и попросите ребенка отсортировать зернышки. Покажите ему, как это делать, участвуйте в игре вместе с ним; главное – он должен заинтересоваться процессом и выполнить задание.
Сегодня существует масса игрушек и приспособлений, предназначенных именно для развития мелкой моторики рук. Например, те же бизиборды, развивающие игровые доски по методике Монтессори. Причем некоторые родители делают их самостоятельно из подручных средств.
Как заниматься артикуляционной гимнастикой
Помимо моторики рук необходимо заниматься и речевой моторикой, которая позволит выработать у ребенка четкую артикуляцию. Обычно я рекомендую заблаговременно позаботиться о тренировке органов речи, чтобы они сформировались сильными и упругими, и начать выполнять артикуляционные упражнения с двух лет, даже если проблем с речью нет. Как это делать?
- Регулярность: 3-4 раза в день, каждое упражнение повторять по 5 раз.
- Последовательность выполнения: от простых заданий к более сложным.
- Необходим контроль родителей, чтоб малыш не сбивался с темпа и точно делал все движения.
—>
Начать можно с гимнастики для губ — упражнения «Лягушка».
- Задача: улыбнуться с некоторым напряжением губ, чтобы обнажить сомкнутые зубы.
- Следите за тем, чтобы нижняя челюсть малыша не выдвигалась вперед.
- Можете при этом повторять стишок:
Вот понравится лягушкам,
Тянем губы прямо к ушкам.
Потяну и перестану,
И нисколько не устану.
Еще одно эффективное упражнение на артикуляцию называется «Слоник».
- Зубы и губы должны быть сомкнуты.
- Губы необходимо вытянуть трубочкой, чувствуя при этом напряжение.
- Теперь надо удержать губы в таком положении в течение нескольких секунд. Можно посчитать до пяти.
И это задание вы можете превратить в игру. Считайте вслух, загибайте пальцы на руке (на своей или на ручке вашего малыша), придумайте любой веселый вариант отсчета секунд – тогда рутинное ежедневное повторение не будет так утомительно. И помните, что вам придется выполнять его в течение длительного времени.
Задержка речевого развития малыша нередко заставляет родителей сильно беспокоиться: а заговорит ли ребенок вообще когда-нибудь? Тем не менее, ситуацию можно исправить, если проработать проблему «по всем фронтам». На личном опыте могу сказать, что в большинстве случаев мы успешно справлялись с задачей, но только когда родители этого действительно хотели.
И не забывайте: даже если ребенок еще не говорит в силу возраста или развития, он все запоминает. Поэтому следите за своей речью, говорите четко, выстраивайте фразы логично, произносите слова правильно.