Ребенок 2 года мало говорит

Владение устной речью важно для полноценной жизни. Нередко на детской площадке можно увидеть двухлетних детей, разговаривающих внятно и четко. Но среди них есть и те, которые выражают эмоции, жестикулируя руками или в виде звукоподражаний.

Многих родителей эта проблема начинает беспокоить. Ситуацию усугубляют наставления и примеры из жизни посторонних о том, что отсутствие речи может повлечь за собой тяжелые психические проблемы. В итоге новоиспеченные мамы начинают водить своих отпрысков к врачам, или, еще хуже того – к местным знахаркам.

Диагностика ЗРР

Ежегодно детские сады отправляют сотни двухлетних малышей на специальные медико-психологические комиссии, где специалисты в индивидуальном порядке оценивают владение ребенка речью. При обнаружении каких-либо отклонений ребенку выставляют диагноз ЗРР (задержка речевого развития), а родителям даются соответствующие рекомендации. Чаще всего таких детей направляют в специализированные дошкольно-образовательные учреждения логопедической направленности.

Нормы речевого развития

Несмотря на то, что двухлетний ребенок может не разговаривать, он может прекрасно понимать обращенную к нему речь и просьбы, что свидетельствует о его полноценном психическом развитии. При этом у малыша, как правило, хороший аппетит и сон, он владеет элементарными бытовыми навыками и может исполнять небольшие просьбы. Отклонением от нормы считается отсутствие фразовой речи к трем или четырем годам. Причиной этого могут быть как неврологические заболевания, например ППЦНС, так и психические (перенесённый стресс, испуг). В таком случае, помимо коррекционных работ, ребенку потребуется медикаментозное лечение.

Как научить ребенка разговаривать?

Если медики не выявили у ребенка никаких серьезных проблем, родителям, в первую очередь, необходимо пересмотреть свое поведение по отношению к ребенку. Возможно, молчаливость сына или дочери связана с отсутствием родительского внимания и контакта. Малыш быстрее начнет говорить, когда слышит разговорную речь, поэтому желательно, чтобы в доме был включен телевизор или работало радио.

Развитие мелкой моторики также способствует формированию речи и мышления. В годовалом возрасте ребенку под присмотром взрослых нужно манипулировать с мелкими предметами, например, перекатывать бусы или отсортировывать их по цветам. Двухлетним детям логопеды советуют читать стихи, сказки, потешки, показывать карточки с изображением предметов, животных и называть их, делать артикуляционную гимнастику, разрабатывая таким образом речевые мышцы.

Ребенок 2 года мало говорит

Безусловно, в два года практически ни один малыш пока не может похвастаться невероятными достижениями в плане разговорных навыков. Более того, сегодня логопеды говорят о позднем речевом развитии у детей. Следует учитывать, что становление речи – достаточно индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному. Однако, если у малыша заметны трудности в данном вопросе, необходимо помочь ему справиться с этим этапом развития. Ведь большинство логопедических проблем легко решаются в наиболее раннем возрасте. И чем младше ребенок, тем проще ему поставить правильную речь.

Нормы формирования разговорных навыков

Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.

Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:

  • до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
  • 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
  • 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.

При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.

Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?

Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:

  • активное общение между членами семьи;
  • наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
  • отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).

Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

  1. Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
  2. Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
  3. Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
  4. Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит. Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
  5. Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
  6. Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
  7. Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова. Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?

Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.

Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.

Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.

Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.

Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию. При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.

Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.

При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.

Бытующее в народе мнение, что до 5 лет к логопеду-дефектологу обращаться рано и вовсе не имеет смысла, может сыграть очень злую шутку. Многие родители, дети которых плохо говорят или вообще не говорят даже к 2-3 годам, часто отмахиваются, вспоминая семейные истории про родственников, которые заговорили поздно или старый английский анекдот о мальчике, который молчал, потому что «все и так было хорошо».Стоит ли ждать, пока ребенок заговорит сам или необходимо хватать его в охапку и бежать к специалистам? Давайте разберёмся.

Почему ребенок в 2-3 года не говорит?

Причины, по которым формирование речи у ребенка задерживается, могут быть очень разными.
Физиологические или внутренние факторы:

  • Сниженный слух. Нередко родители детей до 2 лет даже не догадываются о том, что у малыша имеются проблемы со слухом. Если он не отсутствует полностью, то ребенок реагирует на громкие звуки, на присутствие близких. А что не говорит, так, может быть, ему еще рано. После обследования специалистами оказывается, что речь не формируется именно потому, что малыш ее попросту не слышит.
  • Патологии ротовой полости. К ним относят короткую уздечку языка, расщепление неба и даже аденоиды. Такие нарушения могут быть явными и диагностируются сразу, а могут быть выражены несильно. В таком случае никто и не знает, по какой причине ребенок все еще не говорит. А ему трудно произносить звуки.
  • Наследственная задержка речевого развития. «Твой муж заговорил в 4 года и ничего страшного с ним не случилось. Вон какой умный вырос!» — говорит свекровь. Такие слова должны не успокаивать, а наоборот — вызывать беспокойство. Нет, ничего ужасного с мужем нет. Но задержка речевого развития, передаваясь по наследству, к сожалению, усугубляется в каждом последующем поколении. Ваш ребенок требует более пристального внимания.
  • Патологии мозга и нервной системы. Все возможные нарушения с этой стороны тормозят развитие речи. Даже мигрень может провоцировать задержку, что уж говорить о более серьезных нарушениях.
  • Психотип ребенка и его отношение к окружающему миру. Такие особенности тоже имеют свое влияние. К примеру, малыш-созерцатель может мало говорить, заставляя тревожиться своих родителей. А при этом он просто погружен в свои мысли и осознание мира. Если нет других тревожащих факторов, он, скорее всего, просто немного позже расскажет вам о своих наблюдениях.
  • Наличие близнеца. Замечено, что у близнецов речь начинает формироваться с задержкой. Все дело в том, что у них всегда рядом человек, которых понимает с полуслова.
  • Рождение младшего брата или сестры. Ребенка, не спросив, сделали старшим. Иногда он может говорить «как маленький» именно по этому причине.

Как видите, факторов, влияющих на развитие речи, очень много. Именно поэтому крайне важно вовремя найти причину и справиться с проблемой.

Почему «раньше» — это значит «лучше»?

Детский организм уникален по своей способности к компенсации. Абсолютно все врачи говорят о том, что чем раньше выявлено заболевание или патология в развитии, тем проще ее устранить.

В частности, научить говорить значительно проще маленького ребенка. В этом возрасте идут самые активные процессы формирования речи. Именно сейчас он намного легче догонит своих активно болтающих сверстников. 13 способов научить ребенка говорить в 2-3 года.

Кроме того, длительная речевая задержка приводит к другим неприятностям — отставании психического развития. Правильная речь, умение общаться дают ребенку возможность развиваться. Отсутствие общения тормозит формирование познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В конечном итоге ребенок сильно отстанет от ровесников.
Дошкольный период характеризуется активнейшим развитием всех сфер. А значит, уже к школе отставание будет очень серьезным.

Когда ждать нельзя

Родители должны внимательно следить за развитием своего ребенка. Несомненно, существуют так называемые варианты нормы и некоторые отклонения от классических таблиц вполне возможны. Однако существует ряд признаков, которые должны заставить забеспокоиться:

  • Четырехмесячный младенец не реагирует на появление взрослых. Не улыбается при виде близких. Нет гуления.
  • К 6-7 месяцам не появилось лепетания, повторяющихся слогов, означающих конкретное слово — «та-та-та», «на-на-на» и других.
  • В полтора года малыш еще не говорит даже простых слов типа «мама», «папа», «дай». Не понимает простых просьб вроде «подойди ко мне», «принеси мишку».
  • В 2 года его лексикон состоит всего их нескольких самых простых слов.
  • К 2, 5 годам словарный запас не более 20 слов и ребенок не составляет из них предложения.
  • К 3 годам ребенок не понимает простых объяснений и не знает названия частей тела.
  • В 3 года логопед-дефектолог ожидает услышать не менее 1000-1500 различных слов и речь, состоящую из сложных предложений. Если малыш этого не демонстрирует, то имеет смысл обратиться к специалисту.

Бывает так, что ребенок говорит, но на своем языке. Несомненно, в этом возрасте он имеет право и на «бо-бо», и на «гав-гав» вместо собачки и даже на какое-то непонятное слово, означающее нечто совсем непохожее по звучанию. Однако такие слова не должны составлять весь его словарный запас. Если малыша в 3 года понимает исключительно мама, это тоже повод для обращения к специалистам.

Почему не следует ждать, заговорит ребенок или нет

Мы уже упоминали, что в раннем возрасте многие нарушения развития речи корректируются значительно проще. К сожалению, нередки случаи, когда родителям, обеспокоенным тем, что ребенок не говорит в 2-3 года, советовали подождать лет до 5 и уже тогда приходить заниматься. А в 5 лет врачи разводят руками и говорят, что уже поздно.

Отсутствие прогресса приводит к сильному отставанию ребенка от сверстников. Без речи он не может общаться, а значит и воспринимать и усваивать информацию. Не развиваются должным образом мышление, внимание и память, не налаживается контакт с окружающими, а, значит, страдает и эмоциональная сфера.

Диагноз ЗРР — задержка речевого развития — означает только отсутствие связной речи, в то время как психическое развитие ребенка в полном соответствии с возрастными нормами. В 2-3 года иногда соседствует с другим — ЗПР — задержкой психического развития. А вот уже 5 годам дети, не получавшие соответствующего лечения и коррекции, получают именно ЗПРР. К сожалению, исключительно речевое отставание в этом возрасте встречается нечасто. Лишь 20% ребятишек не начинают отставать в психоэмоциональной сфере от своих товарищей по песочнице.

Объем работ, которые необходимо провести, чтобы скорректировать отставание, громаден. И не всегда возможно полностью устранить проблему.
Чтобы ваш ребенок хорошо учился, посещал обычную, а не коррекционную школу, имел друзей и построил успешную жизнь, не упустите проблему!

На сервисе СпросиВрача доступна консультация детского невролога онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно и бесплатно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Здравствуйте.
Не было ли у ребенка потерь сознаний,судорог и черепно-мозговых травм?
Нет ли короткой уздечки языка?
Во сколько начал отзываться на имя?
Если позовете из другой комнаты,то подойдет?
Знает ли части тела?
Все ли бытовые просьбы выполняет или вам кажется,что он чего-то недопонимает?

Вам необходимо начать со стоматолога для исключения короткой уздечки языка.
Далее-консультация сурдолога.
При значимых задержках речевого развития мы должны быть уверены,что нет снижения слуха,даже если нам кажется,что в этом отношении все хорошо.
В идеале сделать ЭЭГ И УЗДГ БЦС.
Сдайте кровь на Т3,Т4,ТТГ.
Развивайте мелкую моторику:
*пусть чаще лепит из пластилина,теста для лепки
*давайте фасоль и горох(под присмотром взрослых) и пусть складывает их в бутылку с узким горлышком.
*пальчиковый театр
*давайте крупы и совок,пусть насыпает их в посуду разной сложности
После дообследования решить вопрос о назначении медикаментозного лечения(уже давно пора)

Здравствуйте. В целом по описанию прям критичности большой нет — малыш Вас понимает в целом, знает части тела, слух я так понимаю хороший раз Ваши просьбы выполняет. Имеет место быть задержка речевого развития. Я бы посоветовала пройти ЭЭГ. Показаться с результатом неврологу и нейропсихологу, нейропсихолог Вас направит к логопеду. Занятия с логопедом обязательны, в том числе они включают занятия по развитию моторики. Лишь занятиями можно повлиять на развитие речи и в целом развитие. Дома сами развивайте мелкую моторику — лепка, рисование, массирование подушечек пальцев, перебирание крупы, пазлы, мозаика, читать чаще, разговаривать часто громко и внятно.

Здравствуйте!
Рекомендую обратиться очно к логопеду и нейропсихологу для оценки состояния ребёнка.
И в целом можно подключить занятия с логопедом т к есть задержка в развитии речи.
Также рекомендую заниматься развитием мелкий моторики ребёнка , больше с ним говорить — это хорошо стимулирует речевые центры.

Здравствуйте! Имеется задержка речевого развития. Необходимо выполнить следующие обследования: рутинную ЭЭГ. Посетить стоматолога (для исключения аномалий, препятствующих речевому развитию). УЗДГ сосудов головы и шеи, эхоэнцефалоскопия.
Уже сейчас обращайтесь к логопеду-дефектологу, развивайте не только мелкую, но и крупную моторику, массаж пальчиков, ладошек ежедневно. Ограничить поток пассивной информации (мультфильмы и тд) до 30 минут в день.

Когда родители приходят на консультацию к логопеду, часто задают вопрос: ребёнку уже 2 или 3 года, но он не говорит или говорит совсем мало — это нормально? Есть ли повод для волнения — может, нужно просто подождать, и все само наладится? Давайте обсудим этот вопрос.

Выделяют две группы факторов, обусловливающих задержку в формировании речи:

1) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические ошибки, т.е. неправильные методы воспитания в семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к ребенку со стороны взрослых либо, наоборот, в гиперопеке. Итог — у ребенка не формируется мотивация речевого общения: в первом случае ему не к кому обращаться, во втором — незачем, его и так поймут, и всё будет сделано так, как он хочет, максимально быстро;

2) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы речи ребенка. В данной ситуации требуются не только изменения условий воспитания, но и помощь специалистов — невролога, детского психолога, логопеда, сурдолога или сурдопедагога. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжительное время и требует больше сил и внимания.

разговаривать с ребенком. Они удваивают свои усилия, стараясь говорить с малышом при каждой возможности, но он продолжает объясняться отдельными звуками и жестами.

Что же делать?

Нужно начинать заниматься развитием речи у ребенка как можно раньше. Самым эффективным периодом считается возраст от полутора до 5 лет, когда идет активное становление речевой функции.

Важно обратить внимание родителей на тот факт, что в общении с ребёнком, особенно раннего и младшего дошкольного возраста, нельзя «подделываться» под детскую речь, произносить слова искаженно, употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или звукоподражания («Где бибика?»; «Ляля хочет бай-бай?»), сюсюкать. Это ничего, кроме вреда, ребенку не даст — «детская речь» будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.

Отрицательно сказывается на речи малыша также частое употребление взрослым слов с уменьшительным или ласкательными суффиксами, слов, недоступных для его понимания или сложных в звукослоговом отношении.

Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться или, наоборот, хвалить. В то же время нельзя требовать правильного произношения звуков в тот период жизни малыша, когда процесс формирования речевого аппарата еще не закончен.

Одновременно с развитием речи развиваются мышление, память, воображение ребёнка, т.е. развивается речь — развивается интеллект.

Необходимо помнить и о тесной связи функций речи и рук. Ведь движения пальцев рук, мелкая моторика коррелируют с речевой функцией. На кончиках пальцев расположены активные точки, связанные с речевыми центрами мозга. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

На сервисе СпросиВрача доступна бесплатная консультация педиатра онлайн по любой волнующей Вас проблеме. Врачи-эксперты оказывают консультации круглосуточно. Задайте свой вопрос и получите ответ сразу же!

Добрый день! Для двухлетнего ребенка это нормальное состояние, не переживайте! Придет время, будет разговаривать много, не остановите. Чаще всего больший набор слов приходит во время общения с другими детьми, в коллективе, например, в детском саду. Наберитесь терпения!

Здравствуйте, в принципе, это не считается патологией особенно для мальчиков. До трех лет. Однако ребёнка должен очно осмотреть невролог, чтобы исключить серьёзные отклонения в принципе.

Здравствуйте! Пусть больше общается с другими детьмми постарше,сами с ним больше говорите,пойте, читайте сказки,показывайте карточки Домана-это ускорит его развитие,больше подвижных игр, на координауцию( сбор-разбор пирамидок и тп) пальчиковый массаж.развивающий коврик купите.

Добрый день, это не является патологией, для ребенка 2 — х лет это может быть вариантом нормы. Проводите больше времени с другими детьми, играйте в активные игры, побольше общайтесь.

Здравствуйте. Это все нормальное явление. Тем более он родился семимесячным и если представить что он бы родился доношенным то сейчас ему было бы не два года и меньше. Не переживайте все нормализуется

Александр, это индивидуальная особенность. До трех лет не вмешивайтесь, в детском саду запас слов увеличится. С четырех лет можно водить к логопеду-дефектологу.

Задержка речи у ребенка даже до 4 лет считается нормальным, особенно у мальчиков. Ждите, скоро хлынет целый поток речи.

Александр, здравствуйте!
Это может быть вариантом норму, но может быть и отклонением. Некоторым детям надо расшевелить речевой аппарат и тогда они начинают разговаривать. Для этого вам нужна консультация невролога и занятия с логопедом.
Если обращаться к стандартам, то ребёнок в 2 года уже может говорить словосочетания. Так как сейчас у многих детей идёт задержка развития речи, то уже практически за норму принимают то, что в 2 года ребёнок говорит очень мало.
Конечно, в становлении речи большое значение имеет общение с ребёнком, занятия — задавать вопросы «Что это? Какого цвета? Какой формы?» и т. д. Чтобы ребёнок не мог показать пальцем, а пытался сам ответить. Если ребёнок долго не отвечает на вопрос — самим говорить ответ. И изо дня в день одно и тоже проводить.
Вы, как родители, уже понимаете по полузвуку ребёнка, чего он хочет. Но надо в каких-то моментах делать так, чтобы ребёнок пытался объяснить. У него конечно не получится сказать что хочет, но тем не менее будет попытка и он будет задействовать речевой аппарат и таким образом его развивать.
Но все же консультация невролога и логопеда нужны. Но нужны хорошие специалисты.

Добрый день. Покажите ребенка неврологу, ЛОРу и психологу для осмотра на предмет патологии или ее отсутствия.

Добрый день. В 2 года- ещё рано ставить какие- то диагнозы. Неврологи ставят, но я , наблюдая за детьми, хочу сказать- в два года говорят только единицы. Сходите к неврологу. Если найдёт что- то по своей части- пролеситесь. Развивающие занятия, картинки, чтение. Все наладится.

Каждая мама хочет, чтобы ее малыш развивался правильно, своевременно достигая все положенные нормы. Одной из проблем, с которой сталкиваются молодые родители, — это отсутствие речи у ребенка в возрасте двух лет. Но прежде чем поддаваться панике, нужно разобраться в причинах молчания малыша и постараться максимально помочь ему.

Как же должна развиваться речь на разных возрастных этапах?

В норме речь подрастающего малыша должна проходить следующие этапы:

1) длится от рождения ребенка до года. Имеет название «подготовительный». На этом этапе специалисты различают еще три периода:

  • самое первое взаимодействие малыша с окружающим миром – это его крик, плач. Для выражения радости кроха повизгивает, для выражения недовольства – хнычет. Этот период протекает с рождения до трех месяцев;
  • с трех до шести месяцев ребенок проходит период развития речи, называемый «гуление», то есть протяжное произнесение звуков;
  • следующим периодом является «лепет», когда малыш начинает повторять определенные слоги. В норме он заканчивается примерно к году. В идеале ребенок должен произносить от 5 до 9 слов;

2) второй этап протекает с года до трех лет ребенка. Называется «подготовительный». Развивая свой словарь, кроха старается произносить полностью слова, а не только отдельные слоги. В полтора года в норме малыш уже должен знать 20-40 слов. К двум годам начинать строить простейшие предложения. А к трем – предложения становятся сложными, в речи используются вопросы, а также почти все части речи;

3) третий этап длится до достижения ребенком возраста семи лет. К его концу дети правильно строят предложения, используя все звуки.

Но, к сожалению, так бывает далеко не всегда. Почему же так происходит, и в чем могут быть причины отставания от нормы?

Возможные причины задержки развития речи

Вероятнее всего, причины задержки носят неврологический характер. Врачи отмечают, что это может быть поражение головного мозга ребенка, гипоксия во время беременности, вредные привычки мамы, родовые травмы, роды раньше или позже положенного срока.

К физиологическим причинам задержки относят проблемы малыша со слухом, также может быть недоразвит речевой аппарат. Помимо этого причинами могут являться аутизм, отставание в интеллектуальном развитии.

Важно обращать внимание на то, понимает ли кроха речь взрослых, как он реагирует на просьбы принести какую-то вещь. Зачастую в 2 года ребенок все понимает, но не разговаривает.

Как же вести себя родителям в таком случае?

Если причина «молчания» ребенка – органическая, следует обратиться к врачу, который поставит точный диагноз и назначит соответствующее лечение. Но когда проблема психологическая или социальная, родителям необходимо создать максимально благоприятные условия для развития речи своего чада.

Рекомендуется использовать специальные логопедические упражнения и методики, которые можно без труда найти в Интернете или специальных книгах. Также желательно как можно больше говорить с ребенком, чтобы он видел артикуляцию. Полезно петь песенки, читать книги, разрабатывать мелкую моторику.

Самое важное при развитии речи малыша – придумывать ситуации, в которых малыш «вынужден» будет говорить: это могут быть альтернативные вопросы или просьба спросить что-то у других членов семьи. Главное – как можно больше общения, тогда к школе речь малыша точно догонит сверстников.

По статистике каждый четырнадцатый ребенок в мире имеет ясно выраженные признаки задержки речевого развития. Однако, если вас, как родителя, мучает вопрос, почему ваш ребенок не говорит в 2 года и где искать причины, не спешите преждевременно впадать в панику. Помните, что все дети по-своему индивидуальны, и каждый из них проходит свой, особый путь развития. Поэтому проводить аналогию развития своего ребенка с другими малышами этого же возраста не всегда правильно.

Почему ребенок не говорит?

Различают несколько основных причин плохого вербального развития малыша:

  1. социальные – обстановка и окружение, в котором подрастает кроха;
  2. физиологические – проблемы со здоровьем у малыша.

Социальные причины слабого вербального развития ребенка появляются тогда, когда родители слишком мало разговаривают или вообще не разговаривают с малышом.

Зачастую у молчаливых мамочек и дети поздно начинают говорить.

В этом случае родителям рекомендуется больше уделять крохе внимания, разговаривать с ним, читать сказки. Чтобы научить ребенка говорить в два года, при общении с ним старайтесь называть окружающие вас предметы. Говорите при этом не слишком быстро, четко произнося все слова.

К социальной причине, по которой ребенок не говорит в два года, можно отнести и слишком шумную атмосферу вокруг. Если имеет место наличие посторонних шумов, постоянно громко работает телевизор, взрослые общаются между собой на повышенных тонах, при этом на малыша никто не обращает внимания, то у крохи потребность в разговоре отпадает. Как правило, такие дети начинают разговаривать довольно поздно, причем часто – фразами из мультиков, не понимая при этом значения произносимых слов.

Если у вас аналогичная ситуация с описанной выше, и ребенок не хочет говорить в два года, вам придется постараться, чтобы в доме воцарилось спокойствие. Не допускайте лишней суеты и шума. В то же время помните, что телевизор-компьютер никогда не заменит крохе живого общения. Говоря с малышом, попытайтесь его заинтересовать, побуждая тем самым к общению.

Часто сталкиваются с проблемой, когда ребенок плохо говорит в два года, родители детей-билингвов. В этом случае медленное вербальное развитие крохи объясняется тем, что малышу приходится усваивать сразу оба языка, пребывая в недоумении, на который из двух ему стоит ориентироваться.

К аналогичным проблемам приводят и завышенные требования членов семьи к ребенку. Не стоит скрупулезно учить малыша проговаривать правильно все слова, чтобы не отбить охоту от разговоров вообще. Родителям рекомендуется воздержаться от дидактического стиля речи при воспитании малыша.

Подобные проблемы с плохим вербальным развитием возникают и у детей, которых родители чрезмерно опекают, стараясь предугадать каждое желание малыша. Если мама и так «понимает без слов», зачем тратить лишнюю энергию на освоение речи?

К физиологическим причинам, почему ребенок не говорит в два года, относятся:

  • недоразвитость артикуляционного аппарата;
  • нарушения слуха;
  • нарушения зрения;
  • стрессы, испуг;
  • поражения головного мозга.

Как правило, обнаружить физиологические причины можно еще до достижения крохой двухлетнего возраста. Так, здоровый младенец в четыре месяца периодически улыбается, гулит, обращает внимание на звуковые сигналы. У здорового малыша в таком возрасте присутствует комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками).

В девять месяцев кроха уже должен проявлять интерес к музыкальным игрушкам. Если такие признаки отсутствуют, имеет смысл показать малыша врачу. Причем, чтобы не допустить усугубления проблемы, нельзя затягивать поход к педиатру: чем раньше вы начнете лечение, тем больше шансов, что данную ситуацию получится устранить, и ребенок впоследствии сможет успевать в школе.

Итак, мы рассмотрели причины, почему ребенок не говорит в 2 года. Вам остается лишь определить, какого характера проблема: социального или физиологического. Далее в зависимости от характера проблемы необходимо либо обращаться к педиатрам, либо начинать с себя: заниматься малышом, общаться с ним на разные темы, читать ему интересные сказки, детские стихи. Это заставит кроху запоминать новые слова и даже предложения, которые он впоследствии сможет произносить.

Ребенок 2 года мало говорит

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

    малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

    Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

    Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

    Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Речь – это функция мозга, мозговые структуры созревают в определенные сроки и неврологические критерии это конкретные этапы развития, работы мозга.

Например, до 1,5 лет активизируется мозжечок – ребенок начинает ходить, и если ему 2 года и он не ходит – родители понимают что это не «индивидуальность», и что если рядом с ним будут бегать футболисты (в плане неговорящего ребенка говорящие дети, «отдать в сад чтобы научили говорить»), то это никак глобально не скажется на его состоянии.

Если ребенок не говорит в 2 года, значит у него есть определенная проблема, которую надо найти, чтобы помочь ему компенсироваться. Ждать и верить в сказки о том что «заговорил в 5 лет и стал президентом» — это только упускать время реабилитации.

Речь — это зона Брока (моторная функция – воспроизведение речи) и зона Вернике (сенсорная функция – понимание речи), они в норме активизируются до 2 лет, если у ребенка в 2 года нет фразовой речи — значит у него дисфункция речевых зон мозга или более серьезная причина задержки развития, поэтому бездействие и неправильная реабилитация приводят к последствиям, которые после 6 лет уже невозможно компенсировать.

Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет, если ребенка привели в 2-2,5, то шанс того что он выйдет в норму очень высокий, а если привели в 4-5 лет — то уже осталось год-два и за это время можно только улучшить его состояние, а не максимально восстановить, реабилитировать, как при раннем обращении.

Дети, которые самостоятельно, без коррекции, начинают говорить с 3-х лет и позже, которых в пример ставят некоторые обыватели «а вот наш сосед в 3,5 заговорил, и у него все хорошо» — это КОМПЕНСИРОВАННЫЕ ДЕТИ.

Значит, либо мозговая дисфункция была небольшая, и мозг смог сам наладить функцию речевой зоны, либо причина была в дефицитарном развитии — педагогической запущенности, или неврозе (психологической проблеме).

В любом случае, на выходе — состоянии 7 лет, когда эти дети приходят в школу, в большинстве они приобретают диагнозы СДВГ (синдром гиперактивности и дефицита внимания) и дисграфию, дислексию — нарушение процессов восприятия чтения и письма. Чем раньше начнется логопедическая и психологическая работа с ребенком — тем меньше у него будет проблем в будущем.

Какие обследования необходимо пройти если ребенок не говорит в 2 года?

Конечно, необходимо начать с осмотра невролога, сурдолога (потому что иногда причина задержки речевого развития это нарушение слуха), психиатра. Пройти все назначенные функциональные исследования — МРТ, ЭЭГ, УЗДГ, КСВП. Пройти обследование у логопеда, дефектолога, нейропсихолога, которое покажет состояние интеллекта, особенности восприятия, высших психических функций у ребенка и поможет разработать реабилитационную программу, основанную на индивидуальных задачах именно вашего ребенка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector