Ребенок 2 года капризы

Психолог дала советы, как правильно реагировать на капризы ребенка

Ребенок 2 года капризы

Детям порой не нужен повод для истерики, они заводятся мгновенно

Фото: Артём Устюжанин / Е1.RU

Сеть городских порталов продолжает проект «Родишь — поймешь», в котором мы обсуждаем всё, что наболело у молодых родителей. И сегодня, пожалуй, одна из самых больных тем — детские истерики. Да-да, те самые, когда ребенок не хочет идти домой с прогулки и орет, лежа на тротуаре, когда он визжит на весь магазин, требуя купить очередную игрушку, и вообще закатывает скандалы по любым поводам. Ладно, будем честными: маленькому ребенку далеко не всегда для истерики нужна причина, она может начаться на ровном месте.

Как в таких ситуациях не начать орать в ответ? Не шлепать по попе в надежде успокоить, а потом не изводить себя чувством вины? Как вырастить ребенка личностью со своим мнением и при этом не сойти с ума? Мы попросили ответить на эти вопросы психолога Юлиану Максутову.

Тот самый кризис трех лет

Ближе к трем годам ни с того ни с сего дети начинают бунтовать, спорить с родителями и закатывать истерики. Да, это тот самый кризис трех лет. Он говорит о том, что у ребенка психика и мозг развиваются так, как надо. Появляется самосознание.

Раньше он был в таком слиянии с мамой. Но он растет, у него расширяются потребности, появляется свое мнение. И конечно, ребенку не нравится то, что он и мама могут хотеть чего-то разного.

Это совершенно нормальный этап отделения от родителей. Сначала роды, потом отлучение от груди, и вот он — кризис трех лет. Конечно, есть алгоритмы, как легче пережить этот период, но главный совет — набраться терпения и понимания. Этот кризис обязательно пройдет.

Но надо понимать, что это очень важный этап. Кризис трех лет должен быть пройден, если впоследствии хотите видеть своего ребенка самостоятельным.

В 3 года справиться не можете, а что в 12 будете делать?

Родитель для своего ребенка как тренер. По мере взросления ребенок неизбежно будет сталкиваться с какими-то запретами, конфликтами в обществе. Столкновение «хочу» и «не могу» на психологическом языке называется фрустрацией. Если не застревать в этом состоянии, переживать его дозированно и при поддержке взрослого, то в итоге у ребенка вырабатывается стратегия совладения со стрессом. Родитель в какой-то ситуации может уступить, может найти компромисс, а в каких-то ситуациях — выразить строгий запрет.

Вот как в сказке. Колобок придумал себе стратегию, и она много раз у него успешно работала, но потом встретилась Лиса, и Колобок прокололся. Так и ребенок в общении с родителем учится применять разные стратегии.

Когда ребенку очень много всего нельзя, это тоже плохо. Запреты должны быть только на то, что действительно нельзя: бегать на красный свет, есть продукты, на которые аллергия. В остальных ситуациях можно договориться — так ребенок учится общению.

Как вырастить личность и не сойти с ума

В маленького ребенка природой заложено спрашивать одобрения у родителей. Подойдет к ребенку на улице незнакомая бабушка, предложит конфетку, а он смотрит на маму, кивнет она одобрительно или нет, и только потом берет. Такая же ситуация может быть и в кругу знакомых. Сначала ребенок видит мир глазами родителей. Когда к подростковому возрасту ребенок напитан этими представлениями, он делает переоценку ценностей: это я возьму в свою жизнь, а вот это, спасибо, не хочу, себе оставьте.

Если вы воспитали такого послушного ребенка, который эту послушность распространяет на всех взрослых, то он сам может от этого пострадать. Уйти с чужим взрослым, например.

Ребенку с рождения желают расти послушным, но во взрослой жизни ему это мало пригодится

Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Чтобы не вырастить чересчур удобного ребенка и не усложнить его жизнь в будущем, маме надо самой себе позволить быть неудобной. Перестать беспокоиться о том, а что подумают обо мне, если мой ребенок лежит на полу в магазине и кричит? Если вас не будет заботить мнение окружающих, то останетесь только вы и ваш ребенок, и это сразу облегчит ситуацию.

Как не орать на детей

У меня самой трое детей с маленькой разницей в 2 года. Когда родился третий ребенок, то я поняла, что все волшебные фразы, которые я знаю, просто не работают. Потому что не всегда на это есть ресурс.

Можно же не ругаться из-за того, что ребенок не хочет прибирать игрушки, а перехитрить его, говорить «давай мы не игрушки будем прибирать, а спасать игрушки от носков, которые на них напали», не будем обедать, а «будем примерять на королеву Вилку овощи». Поэтому мамам очень важно в первую очередь заботиться о себе.

«Дети — маленькие манипуляторы»

Дети, как минимум до школы, манипулировать просто неспособны — мозг еще не дозрел. Чтобы манипулировать, надо уметь поставить себя на место другого человека и понять, как он будет себя вести. Говорить в 3 года, что ребенок манипулирует родителем, когда просит очередную машинку, неверно. Здесь работает другой принцип. Приведу такой пример. Вот ребенок требует машинку, стучит ножками, мама отказывает. Тогда он садится на асфальт, громко плачет — и мама сдается. И если эта история повторяется несколько раз, то ребенок выстраивает причинно-следственную связь. Это опять к тому, что мышление у ребенка работает, это хорошо. Но это не манипуляция. Если эту причинно-следственную цепочку разорвать, то и поведение у ребенка изменится.

Надо обязательно смотреть на состояние ребенка, может, он устал, не выспался. Может, просто общий тревожный фон, когда мама погружена в свои переживания. Ребенок это считывает и начинает проверять своими капризами: «Мама, а ты точно со мной?»

Как реагировать на истерику в магазине

Мы вырастаем с такими установками, как «мужчины не плачут», «хорошие девочки не плачут», «злиться нельзя», «ты же уже большая», «взрослым нельзя перечить». Всё это к тому, что свои эмоции нельзя проявлять. И мы переносим свои эмоции на ребенка: если мне нельзя, то и ребенку нельзя. Надо стать самой неудобной, понять, что все эмоции нормальны и для них есть причина. А не загонять себя в этот замкнутый круг: «А ребенок кричит на людях, значит, я плохая мама». Вообще, эмоции очень заразительны.

Психолог советует мамам наплевать на мнение окружающих, и они сразу заметят, что стали проще относиться к очередным капризам

Психолог дала советы, как правильно реагировать на капризы ребенка

Ребенок 2 года капризы

Детям порой не нужен повод для истерики, они заводятся мгновенно

Фото: Артём Устюжанин / Е1.RU

Сеть городских порталов продолжает проект «Родишь — поймешь», в котором мы обсуждаем всё, что наболело у молодых родителей. И сегодня, пожалуй, одна из самых больных тем — детские истерики. Да-да, те самые, когда ребенок не хочет идти домой с прогулки и орет, лежа на тротуаре, когда он визжит на весь магазин, требуя купить очередную игрушку, и вообще закатывает скандалы по любым поводам. Ладно, будем честными: маленькому ребенку далеко не всегда для истерики нужна причина, она может начаться на ровном месте.

Как в таких ситуациях не начать орать в ответ? Не шлепать по попе в надежде успокоить, а потом не изводить себя чувством вины? Как вырастить ребенка личностью со своим мнением и при этом не сойти с ума? Мы попросили ответить на эти вопросы психолога Юлиану Максутову.

Тот самый кризис трех лет

Ближе к трем годам ни с того ни с сего дети начинают бунтовать, спорить с родителями и закатывать истерики. Да, это тот самый кризис трех лет. Он говорит о том, что у ребенка психика и мозг развиваются так, как надо. Появляется самосознание.

Раньше он был в таком слиянии с мамой. Но он растет, у него расширяются потребности, появляется свое мнение. И конечно, ребенку не нравится то, что он и мама могут хотеть чего-то разного.

Это совершенно нормальный этап отделения от родителей. Сначала роды, потом отлучение от груди, и вот он — кризис трех лет. Конечно, есть алгоритмы, как легче пережить этот период, но главный совет — набраться терпения и понимания. Этот кризис обязательно пройдет.

Но надо понимать, что это очень важный этап. Кризис трех лет должен быть пройден, если впоследствии хотите видеть своего ребенка самостоятельным.

В 3 года справиться не можете, а что в 12 будете делать?

Родитель для своего ребенка как тренер. По мере взросления ребенок неизбежно будет сталкиваться с какими-то запретами, конфликтами в обществе. Столкновение «хочу» и «не могу» на психологическом языке называется фрустрацией. Если не застревать в этом состоянии, переживать его дозированно и при поддержке взрослого, то в итоге у ребенка вырабатывается стратегия совладения со стрессом. Родитель в какой-то ситуации может уступить, может найти компромисс, а в каких-то ситуациях — выразить строгий запрет.

Вот как в сказке. Колобок придумал себе стратегию, и она много раз у него успешно работала, но потом встретилась Лиса, и Колобок прокололся. Так и ребенок в общении с родителем учится применять разные стратегии.

Когда ребенку очень много всего нельзя, это тоже плохо. Запреты должны быть только на то, что действительно нельзя: бегать на красный свет, есть продукты, на которые аллергия. В остальных ситуациях можно договориться — так ребенок учится общению.

Как вырастить личность и не сойти с ума

В маленького ребенка природой заложено спрашивать одобрения у родителей. Подойдет к ребенку на улице незнакомая бабушка, предложит конфетку, а он смотрит на маму, кивнет она одобрительно или нет, и только потом берет. Такая же ситуация может быть и в кругу знакомых. Сначала ребенок видит мир глазами родителей. Когда к подростковому возрасту ребенок напитан этими представлениями, он делает переоценку ценностей: это я возьму в свою жизнь, а вот это, спасибо, не хочу, себе оставьте.

Если вы воспитали такого послушного ребенка, который эту послушность распространяет на всех взрослых, то он сам может от этого пострадать. Уйти с чужим взрослым, например.

Ребенку с рождения желают расти послушным, но во взрослой жизни ему это мало пригодится

Фото: Артём Устюжанин / E1.RU

Чтобы не вырастить чересчур удобного ребенка и не усложнить его жизнь в будущем, маме надо самой себе позволить быть неудобной. Перестать беспокоиться о том, а что подумают обо мне, если мой ребенок лежит на полу в магазине и кричит? Если вас не будет заботить мнение окружающих, то останетесь только вы и ваш ребенок, и это сразу облегчит ситуацию.

Как не орать на детей

У меня самой трое детей с маленькой разницей в 2 года. Когда родился третий ребенок, то я поняла, что все волшебные фразы, которые я знаю, просто не работают. Потому что не всегда на это есть ресурс.

Можно же не ругаться из-за того, что ребенок не хочет прибирать игрушки, а перехитрить его, говорить «давай мы не игрушки будем прибирать, а спасать игрушки от носков, которые на них напали», не будем обедать, а «будем примерять на королеву Вилку овощи». Поэтому мамам очень важно в первую очередь заботиться о себе.

«Дети — маленькие манипуляторы»

Дети, как минимум до школы, манипулировать просто неспособны — мозг еще не дозрел. Чтобы манипулировать, надо уметь поставить себя на место другого человека и понять, как он будет себя вести. Говорить в 3 года, что ребенок манипулирует родителем, когда просит очередную машинку, неверно. Здесь работает другой принцип. Приведу такой пример. Вот ребенок требует машинку, стучит ножками, мама отказывает. Тогда он садится на асфальт, громко плачет — и мама сдается. И если эта история повторяется несколько раз, то ребенок выстраивает причинно-следственную связь. Это опять к тому, что мышление у ребенка работает, это хорошо. Но это не манипуляция. Если эту причинно-следственную цепочку разорвать, то и поведение у ребенка изменится.

Надо обязательно смотреть на состояние ребенка, может, он устал, не выспался. Может, просто общий тревожный фон, когда мама погружена в свои переживания. Ребенок это считывает и начинает проверять своими капризами: «Мама, а ты точно со мной?»

Как реагировать на истерику в магазине

Мы вырастаем с такими установками, как «мужчины не плачут», «хорошие девочки не плачут», «злиться нельзя», «ты же уже большая», «взрослым нельзя перечить». Всё это к тому, что свои эмоции нельзя проявлять. И мы переносим свои эмоции на ребенка: если мне нельзя, то и ребенку нельзя. Надо стать самой неудобной, понять, что все эмоции нормальны и для них есть причина. А не загонять себя в этот замкнутый круг: «А ребенок кричит на людях, значит, я плохая мама». Вообще, эмоции очень заразительны.

Психолог советует мамам наплевать на мнение окружающих, и они сразу заметят, что стали проще относиться к очередным капризам

Прежде чем приступить к рассмотрению темы «Капризы, упрямство и способы их преодоления», необходимо определить область этой темы, т.е. поставить её в определённые рамки. Капризы и упрямство рассматриваются как составляющие отклоняющегося поведения, наряду с: Непослушанием, выражающемся в непослушании и озорстве Детским негативизмом, т.е. непринятием чего-либо без определённых причин. Своеволием Недисциплинированностью Все выше перечисленные формы отклоняющегося поведения различаются лишь по степени социальной опасности, а также зависят от возрастных и индивидуальных особенностей личности ребёнка. Понятия «капризы и упрямство» очень родственные и чёткой границы провести между ними нельзя. И способы преодоления капризов и упрямства одинаковы, но об этом позже.

УПРЯМСТВО — это психологическое состояние, очень близкое к негативизму. Это отрицательная особенность поведения человека, выражающаяся в необоснованном и нерациональном противодействии просьбам, советам, требованиям других людей. Вид упорного непослушания, для которого нет видимых мотивов.

Проявления упрямства: В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. Выступает как психологическая защита и имеет избирательный характер, т.е. ребёнок понял, что совершил ошибку, но не хочет в это признаваться, и поэтому » стоит на своём». Упрямство может стать чертой характера, если не принять меры к его преодолению. С течением времени оно порождает детскую лживость, может привести к расстройству нервной системы, неврозам, раздражительности. Если такие проявления, ещё в дошкольном возрасте, из реактивных состояний переходят в хронические, то возникает начальная стадия педагогической запущенности. О капризах мы не будем много говорить, т.к. вся информация во многом пересекается с вышесказанным.

КАПРИЗЫ — это действия, которые лишены разумного основания, т.е. » Я так хочу и всё. ». Они вызываются слабостью ребёнка и в определённой степени тоже выступают как форма самозащиты.

Проявления капризов: В желании продолжить начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы. В недовольстве, раздражительности, плаче. В двигательном перевозбуждении. Развитию капризов способствует неокрепшая нервная система.

Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности: Период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев. Как правило, эта фаза заканчивается к 3,5- 4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте — тоже вещь вполне нормальная. Пик упрямства приходится на 2,5- 3 года жизни. Мальчики упрямятся сильнее, чем девочки. Девочки капризничают чаще, чем мальчики. В кризисный период приступы упрямства и капризности случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых детей — до 19 раз! Если дети по достижению 4 лет всё ещё продолжают часто упрямиться и капризничать, то, вероятнее всего речь идёт о » фиксированном упрямстве», истеричности, как удобных способах манипулирования ребёнком своими родителями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребёнка, нередко ради своего спокойствия.

Что могут сделать родители для преодоления упрямства и капризности у детей:

  • Не предавайте большого значения упрямству и капризности.
  • Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Во время приступа оставайтесь рядом, дайте ему почувствовать, что вы его понимаете.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать своему ребёнку — это бесполезно.
  • Ругань не имеет смысла, шлепки ещё сильнее его возбуждают.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы, если сказали «нет», оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно — взять его за руку и увести.
  • Истеричность и капризность требует зрителей, не прибегайте к помощи посторонних: «Посмотрите, какая плохая девочка, ай-яй-яй!». Ребёнку только этого и нужно. Постарайтесь схитрить: «Ох, какая у меня есть интересная игрушка (книжка, штучка)!». Подобные отвлекающие манёвры заинтересуют капризулю и он успокоится.
  • Исключите из арсенала грубый тон, резкость, стремление » сломить силой авторитета». Спокойный тон общения, без раздражительности.
  • Уступки имеют место быть, если они педагогически целесообразны оправданы логикой воспитательного процесса.

Следующие моменты очень важны в предупреждении и в борьбе с упрямством и капризами. Речь пойдёт о гуманизации отношений между родителями и детьми, а именно о том, в каких случаях ребёнка нельзя наказывать и ругать, когда можно и нужно хвалить:

1. НЕЛЬЗЯ ХВАЛИТЬ ЗА ТО, ЧТО: Достигнуто не своим трудом. Не подлежит похвале (красота, сила, ловкость, ум). Из жалости или желания понравиться.

2. Надо хвалить: За поступок, за свершившееся действие. Начинать сотрудничать с ребёнком всегда с похвалы, одобрения. Очень важно похвалить ребёнка с утра, как можно раньше и на ночь тоже. Уметь хвалить не хваля (пример: попросить о помощи, совет, как у взрослого). О наказаниях необходимо остановиться более подробно.

1. Нельзя наказывать и ругать когда:Ребёнок болен, испытывает недомогание или оправился после болезни т.к. в это время психика ребёнка уязвима и реакция непредсказуема. Когда ребёнок ест, сразу после сна и перед сном. Во всех случаях, когда что-то не получается (пример: когда вы торопитесь, а ребёнок не может завязать шнурки) После физической или душевной травмы (пример: ребёнок упал, вы ругаете за это, считая, что он виноват) Когда ребёнок не справился со страхом, невнимательностью, подвижностью и т.д., но очень старался. Когда внутренние мотивы его поступка вам не понятны. Когда вы сами не в себе.

7 правил наказания: Наказание не должно вредить здоровью. Если есть сомнения, то лучше не наказывать (пример: вы не уверены, что проступок совершил именно ваш ребёнок, или вы сомневаетесь в том что совершённое действие вообще достойно наказания, т.е. наказывать «на всякий случай» нельзя.

За 1 проступок — одно наказание (нельзя припоминать старые грехи). Лучше не наказывать, чем наказывать с опозданием. Надо наказывать и вскоре прощать. Если ребёнок считает, что вы несправедливы, то не будет эффекта, поэтому важно объяснить ребенку, за что и почему он наказан. Ребёнок не должен бояться наказания.

Конечно, использовать все правила и необходимые условия в своём семейном воспитании очень сложно, но вероятно каждый родитель выберет из всего выше перечисленного недостающую часть, тем самым, дополнив уже выработанную стратегию воспитания в вашей семье.

Как не странно — это результат неправильного воспитания малышей.

· Вспомните, сколько раз ребёнок плачем добивался удовлетворения своих желаний. У ребёнка сформировалась привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика.

· Чаще всего капризы детей связаны с желание получить определённую вещь или выполнить какое-то действие. Например, Ваш ребёнок хочет посмотреть мультик или поиграть с фотографиями из семейного альбома. Запрет на желаемое действие вызывает ответную реакцию, поэтому чаще всего отказ после слова «Дай» заканчивается детским плачем.

· Поводом для капризов может быть неудовлетворение естественных потребностей ребёнка: хочется есть, спать, чувствует усталость.

· Поводом для капризов может быть и физический дискомфорт: холодно, жарко, жмёт (сильно замотан шарф), колет (колючий свитер) и т.д.

· Большинство детей капризничают во время болезни и в период выздоровления, так как ребёнок уже привык к повышенному вниманию, и ему не хочется это внимание терять.

· В этом возрасте отношения с родителями часто приобретают знак протеста, так как ребёнок уже начинает осознавать себя в качестве субъекта действий. Излюбленные фразы «выросших» малышей: «Не хочу!», «не буду!», «Нет!» Получается этакий бунт, против наказов и правил родителей.

Запишите в свой арсенал 7 родительских приемов, как справиться с капризами 2-х летнего ребенка :

1. Спокойствие! Научитесь относиться к капризом своего двухлетнего ребёнка спокойно. Ещё ни один малыш в мире не вырос без капризов и плача. Если уж случилась истерика, возьмите себя в руки, и постарайтесь не злиться. Удерживайте себя от рукоприкладства, от гневной тирады.. Примите такое положение дел. как болезнь роста.

2. Игнорирование! Заметьте, что ребёнок капризничает только в присутствии взрослых, ему нужны зрители, люди, которым он покажет свои капризы. В момент крика и истерики просто оставьте ребёнка в покое и побудьте рядом, на время не обращайте на него внимание. Ведите себя естественно, занимайтесь своими делами, словно ничего не происходит. Когда малыш успокоится, можно его обнять и объяснить ему, в чём он был не прав.

3. Внимательность! Учимся отличать действительные потребности ребенка от каприза . Постарайтесь выяснить у ребёнка, что он хочет и для чего ему это нужно. Ведь следует помнить, что потребности взрослых и детей очень сильно различаются. Умейте видеть мир глазами своего ребёнка.

4. Опережение! Лучше не создавать претендент на каприз. Например, если Вы не разрешаете ребёнку смотреть мультики, тогда спрячьте диск, ноутбук и т.д. заранее, пока ваш малыш не видит. Аргументировано объясните ему, что «ноутбук забрал папа на работу», «диск дали посмотреть тёте, бабушке и т.д.». Найдите альтернативу желаемому занятию, увлеките малыша другими делами.

5. Самостоятел ьность! Многие капризы появляются на почве «я хочу», «я сам», «я помогу». Ничего плохого нет, если ребёнок повозиться с тестом или поводит тряпкой по полу. Главное, хвалите его за выполненную работу, пусть он чувствует свою нужность и значимость. Запомните важное правило: все, что ребёнок может делать сам — он должен делать сам! Без Вашей помощи! Попросите малыша одеть свои тапочки или носочки. Если не получается всё сразу, помогите немножко, например, попадите ногой в колошу штанов, а дальше ждите. Пусть ребёнок попробует сам.

6. Собственный пример! Если Вы сами дома кричите и со всеми ругаетесь, чего же следует ожидать от Вашего малыша? Ребёнок до трёх лет – это Ваше зеркальное отражение, и если Вам не нравится то, что Вы видите, повернитесь к себе и задумайтесь.

7. Степени свободы! В возрасте двух лет ребёнок начинает активно познавать окружающий мир. Ему хочется всё потрогать и посмотреть, особенно вещи родителей. Приведите квартиру в безопасное для ребенка состояние: все опасные вещи – наверху, все ящики закрыты на ключ, все острые углы скуруглены, все розетки закрыты.

Все остальное для ребенка – МОЖНО.

Подумайте, может нет ничего страшного в том, что малыш посмотреть мамины заколки, посчитает конфеты в вазочке или просто подержит в руках Вашу любимую кружку. И даже если что-то разобьется и сломается – не беда. Не привязывайтесь к вещам, какую они имеют ценность, по сравнению с опытом и важностью для Вас Вашего малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector