Ребенок 2 года 3 месяца

Кризисный период – это новый этап, резкий скачок в психоэмоциональном развитии ребенка, появление у него новых понятий о жизни, навыков и особенностей поведения. По мере выхода из кризиса малыш развивает, закрепляет и совершенствует новые навыки.

Типичны и симптомы кризиса 3-х лет, которые индивидуальны у каждого малыша, но имеют и целый ряд общих черт. Из послушного, спокойного и ласкового малыш превращается в капризного бунтаря. Он нарушает установленные правила, делает все наперекор маме или папе, устраивает истерики и всячески отстаивает свои права на самостоятельные действия. Иногда родители теряются – как себя вести с ребенком, что делать, если у него случилась истерика.

Когда ожидать начало кризиса трехлетки

Первые признаки кризиса наступают не ровно в три года, у большинства малышей они могут проявиться в период от 2,5 до 4 лет. В зависимости от индивидуальных особенностей характера, методов воспитания и отношения родителей основные проявления могут продолжаться на протяжении от 2-4 месяцев до полутора лет и более. Источник:
Л.А. Тухужева, Д.С. Темирканова, Д.А. Гукова.
Проблемы кризиса трех лет с точки зрения Л.С. Выготского // Вопросы науки и образования, 2018.

Причины возникновения

Психологи не могут точно и однозначно назвать конкретные причины возникновения возрастных кризисов. Выделяются определенные влияющие причины кризиса 3-х лет и факторы, которые прослеживаются в тех или иных ситуациях.

  • Особенности темперамента ребенка. Дети, обладающие слабым или неустойчивым типом нервной деятельности, чаще переживают кризис с максимально острыми проявлениями. Особенно тяжело приходится детям с холерическим темпераментом или малышам-меланхоликам. Сангвиники и флегматики менее подвержены кризисным изменениям.
  • Авторитарное воспитание – еще одна из причин серьезного кризиса дошкольного возраста. Постоянная диктатура родителей, подавление инициативы и игнорирование желаний ребенка приводит к бурным протестам.
  • Повышенная тревожность родителей и избыточная забота о малыше (гиперопека). Стремления и желания ребенка подавляют из-за чрезмерного волнения за его здоровье. Родители не считают ребенка самостоятельным, делают за него все.
  • Проблемы со здоровьем. Психические отклонения, неврологические заболевания и тяжелая хроническая патология влияют на реакции детей.
  • Конфликты внутри семьи. В этом случае психологи дают рекомендации для родителей – не вмешивать ребенка во взрослые проблемы оградить его от выяснения родительских отношений и негатива.

Ключевые симптомы кризиса: 7 основных изменений

В той или иной мере проявления имеют сходные черты у всех детей, различается только степень тяжести ключевых характеристик кризиса 3 лет. Общие проявления родители описывают как изменения поведения и непослушность, скандалы и истерики, слезы буквально из-за каждой мелочи. Психологи выделяют 7 основных симптомов кризисного поведения:

  • Негативизм. Ребенок наотрез отказывается следовать указаниям взрослых, даже если эта просьба выгодна самому малышу. На любые просьбы – четкое «нет».
  • Строптивость. Малыш резко меняет свои привычки, не желает придерживаться режима. За счет скандалов и истерик пытается отвоевать право делать так, как хочет он.
  • Упрямство. Ребенок принимает какое-либо решение и четко придерживается этой линии. Его невозможно заставить, уговорить или мотивировать на те или иные привычные действия. Он будет рыдать, но четко стоять на своем.
  • Своеволие. Малыш хочет делать что-либо самостоятельно, игнорируя подсказки или слова родителей.
  • Протест. Особенности этой характеристики – буря эмоций в отношении указок родителей, что он должен делать. Если что-либо за него выбрали или решили родители, ребенок отказывается от этих вещей или действий.
  • Обесценивание. Малыш перестает ценить те вещи или действия, которые ранее были для него важными, любимыми или дорогими. Он может кидать и ломать любимые игрушки, обзывать родителей, драться с братьями-сестрами, отказываться от любимых лакомств.
  • Деспотизм. Ребенок пытается командовать членами семьи, требует подчинения и беспрекословного послушания. Если его прихоти не выполняются, следует истерика и крики, топанье ногами и повышение голоса. Источник:
    Д.М. Шакирова, А.Ф. Гильманова.
    Возрастные кризисы у детей дошкольного и школьного возраста // Скиф. Вопросы студенческой науки, 2019.

Не все из этих признаков могут проявляться одинаково ярко, иногда преобладают определенные симптомы, которые срабатывают наиболее часто и которыми ребенок пользуется как инструментом воздействия.

Рекомендации для родителей: как себя вести

Существует множество советов родителям, которые помогут сгладить остроту проявлений кризиса и пройти этот нелегкий этап как можно спокойнее. Но если родители ощущают, что они в безвыходной ситуации, не знают, как преодолеть кризис 3 лет самостоятельно, нужно обратиться к опытному детскому психологу.

Б ольшинство маленьких детей с кашлем или ОРВИ не нуждаются в лекарствах . Что же могут сделать родители, когда у ребенка кашель или ОРВИ? Это зависит от возраста заболевшего.

Хотя большинство простудных заболеваний у детей не имеют серьезных осложнений, они могут вызвать беспокойство у тех, кто ухаживает за ребенком, и взрослые по собственной инициативе начнут давать ему лекарство.

Государственный центр США по контролю за продуктами и лекарствами (FDA) не рекомендует многие безрецептурные лекарства при лечении ОРЗ и кашля у детей, поскольку для младенцев и детей младше 2 лет применение подобных лекарств может нести потенциальную опасность для жизни.

FDA также предупреждает, что дети младше 12 лет не должны принимать препараты, содержащие кодеин, для лечения боли в горле или кашля из-за риска развития серьезных проблем с дыханием. FDA не рекомендует использование кодеина в терапии детей от 12 до 18 лет, страдающих ожирением, обструктивным апноэ (задержками дыхания во сне) или тяжелым заболеванием легких. Наличие этих факторов риска может увеличить вероятность развития серьезных проблем с дыханием при приеме препаратов с кодеином.

В большинстве штатов США кодеинсодержащие препараты доступны по рецепту, но в некоторых они продаются без рецепта. Причем кодеин может входить в состав многих популярных безрецептурных лекарств от ОРЗ и для лечения кашля.

Центр по контролю за продуктами и лекарствами действует для защиты детей от серьезных рисков опиоидных ингредиентов, содержащихся в некоторых отпускаемых по рецепту лекарственных средств ах, при лечении кашля и ОРВ путем пересмотра маркировки для ограничения использования в педиатрической практике .

Как можно обезопасить ребенка от побочных эффектов подобных лекарств? Вот несколько советов родителям по лечению кашля и других симптомов ОРЗ у ребенка.

ребенку плохо из-за лихорадки или других симптомов ОРВИ, есть альтернативы применению лекарств от кашля или препаратов, подавляющих остальные симптомы простуды, чтобы помочь заболевшему чувствовать себя более комфортно.

Эти меры включают в себя:

  • Увлажнитель, работающий на небольшой площади возле детской кровати, чтобы увлажнить воздух и уменьшить пересыхание носовых ходов и горла.
  • Для младенцев с заложенным носом используйте солевые растворы в каплях для увлажнения носовых ходов и разжижения слизи. Затем очистите нос шприцем (без иглы) или специальным назальным аспиратором.
  • Ацетаминофен (парацетамол) или ибупрофен могут помочь снизить лихорадку и боль. Помните о правильном дозировании препаратов.

Как определить правильную дозу

Людям действительно легко ошибиться при использовании жидких лекарств, потому что они не понимают разницы между миллилитром и миллиграммом или не знают, какую ложку использовать — чайную или столовую», — объясняет доктор Тейлор.

Обязательно читайте инструкцию к препарату и пользуйтесь тем, что положил изготовитель, для дозирования. FDA рекомендует изготовителям лекарств предоставить потребителям дозирующий инструмент, такой как шприц или мерная ложка, с отмеченными правильными делениями. Используйте их, а не домашние ложки для отмеривания лекарств.

«Если у вас есть вопросы или вы нуждаетесь в совете, спросите фармацевта, — советует доктор Тейлор. — Фармацевты могут рассказать вам, какой дозировочный инструмент использовать, сколько лекарства давать и как часто, основываясь на указанной в инструкции информации».

В Соединенных Штатах у взрослых бывает в среднем около трех ОРВИ в год, а у детей — намного больше.

Возможно, у вас возникнет соблазн дать вашим детям болеутоляющие препараты, антигистаминные средства и другие лекарства для лечения ОРВИ, поскольку вы это привыкли применять сами при аналогичных проблемах. Но правильным будет бороться с с ОРВИ у детей отдыхом и заботой.

Когда звонить врачу

Не каждый раз при заложенности носа или кашле требуется поездка в кабинет врача. В случае сомнений в том, что делать и как лечить ребенка, родители должны вначале позвонить своему врачу. Но если ребенку 3 месяца или меньше, то свяжитесь с вашим педиатром при первых же признаках болезни.

Позвоните врачу, если вы увидите любой из этих симптомов у ребенка любого возраста:

  • Лихорадка у младенца 2 месяцев или младше.
  • Лихорадка 39 градусов по Цельсию или выше в любом возрасте.
  • Признаки затрудненного дыхания, с вовлечением ноздрей, расширяющихся при каждом вдохе, хрипе, быстром дыхании, движении ребер, поднимающихся при каждом вдохе.
  • Очень бледные (синюшные) губы.
  • Отказ от еды и питья, наличие признаков обезвоживания.
  • Боль в ухе.
  • Чрезмерная слабость или сонливость.
  • Если кашель длится более трех недель.
  • Если ребенку становится все хуже.

Перечисленные выше симптомы могут свидетельствовать о том, что у вашего ребенка есть что-то более серьезное, чем обычное ОРВИ.

«Родители должны знать своего ребенка, — считает доктор Тейлор. — У маленьких детей лихорадка может быть очень опасна, поэтому будет нужна медицинская консультация. Если вас беспокоит странное состояние вашего ребенка любого возраста, то позвоните своему педиатру для получения совета».

Один год и 3 месяца – стартовал второй год жизни малыша. За свой первый год жизни ребенок значительно изменился – вырос на 20-25 см, утроил массу тела, приобрел новые навыки – научился пить из чашки, держать мелкие предметы. Развитие ребенка в 1 год и 3 месяца стремительно продолжается, малыш впечатляет моторными навыками и уже делает самостоятельные шаги. Как много достижений за такое короткое время!

Смесь молочная сухая начальная адаптированная Valio Baby 1 NutriValio для питания детей с рождения до 6 месяцев Подробнее

Смесь молочная cухая последующая адаптированная Valio Baby 2 NutriValio для питания детей с 6 до 12 месяцев Подробнее

Сухой молочный напиток «Детское молочко» Valio Baby 3 NutriValio для питания детей старше 12 месяцев Подробнее

В календаре вакцинации запланированы первые прививки против кори, эпидемического паротита и краснухи.

Что умеет ребенок от 1 года до 1 года и 3 месяцев

В возрасте от 12 до 15 месяцев ребенок закрепляет навыки, полученные ранее. Родители могут заметить, как повышается его физическая активность: малыш становится более подвижным, проявляет больше интереса к окружающему миру. В таком возрасте характер ребенка становится все более очевидным, появляется настойчивость и последовательность в достижении цели. Вот почему он может полдня лазить по стульям, дивану или мебели, пытаясь достать то, что ему недоступно, но очень интересно.

Навыки ребенка в 1 год и 3 месяца:

  • Практически без помощи может самостоятельно пройти небольшое расстояние, по-прежнему уверенно ползает.
  • Неплохо ориентируется в пространстве, может самостоятельно перемещаться из одной комнаты в другую.
  • Активно продолжает учиться навыку самостоятельного приема пищи, умеет держать ложку, чашку.
  • Может пользоваться такими вещами, как зубная щетка и расческа.
  • Активно работает моторика рук и пальцев, малыш удерживает мелкие предметы, играет с ними, при возможности пытается собрать и разобрать.
  • Указывает пальцем на различные предметы и животных, когда о них спрашивают.

Внимание детей на этом этапе развития прежде всего сосредоточено на предметах быта. Они внимательно следят за своими родителями, чтобы потом имитировать их поведение. Важным элементом социального развития ребенка является общение со сверстниками, которое стоит обеспечить, например, посещением игровой площадки.

Навыки ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Навыки ребенка в 1 год продолжают развиваться. В этом возрасте ребенок знает, как бросить мяч или, например, взять лопаткой песок и положить в ведро. Он может легко открывать шкафы и выдвигать ящики, изучая их содержимое. Малыш на втором году жизни легко переворачивает страницы книг, открывает и закрывает коробки, кладет в них предметы и вынимает их. Он также может построить башню из кубиков, но не ожидайте, что сооружение будет высоким и сложным – вначале это будут 2-3 предмета.

Когда малыш что-то хочет, он протягивает палец к объекту и устанавливает зрительный контакт с родителем. Он начинает понимать, для чего используются повседневные предметы, например, держа расческу, будет пытаться расчесать себя или маму. Меняется характер игры ребенка, он пытается имитировать маму, например бросать предметы в ведро и перемешивать лопаткой, делая вид, что готовит.

Малыш говорит все больше, хотя дети могут сильно отличаться в этом умении – некоторые используют несколько основных слов (например, «мама», «папа», «нет», «дать»), в то время как другие уже знают с десяток слов, включая звуки, издаваемые животными (например, «гав», «мяу»). Репертуар жестов также расширяется, малыш активно использует ручки, может аплодировать, махать «привет» и «пока».

Рост ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Рост ребенка в 1 год 3 месяца:

  • Девочки: от 74 до 78 см.
  • Мальчики: от 76 до 79 см.

Вес ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев – нормы для мальчиков и девочек

Вес ребенка в 1 год 3 месяца:

  • Девочки: от 10 до 11 кг.
  • Мальчики: от 10 до 12 кг.

Психическое развитие ребенка от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Дни, когда ребенок только спал, ел и плакал, давно прошли. Теперь он демонстрирует все более широкий спектр чувств: любовь, привязанность, независимость, гнев, страх, разочарование, упрямство, грусть и смущение. Психическое развитие ребенка на данном этапе дополняется эмоциями и любопытством. Начинает формироваться понятие о совместной игре, малыш осознает, что одному не так интересно собирать кубики или копать песок.

Годовалый малыш чрезвычайно интересуется окружающим его миром. Он любит игрушки, которые имеют необычные формы, охотно прикасается к ним и таким образом улучшает свое чувство осязания.

Психическое развитие ребенка в этот период продолжается совершенствованием устных навыков. Малыш начинает произносить имитирующие звук слова и отождествлять их с конкретными предметами в реальности. Когнитивное развитие ребенка становится все более и более продвинутым. Малыш, увидев котенка в книге, издаст кошачье мяуканье.

Чтобы помочь психическому развитию своего ребенка, родителям следует как можно чаще общаться с ним, пусть для начала это будут короткие беседы. Можно спросить ребенка, что он делает или что видит. Можно дать ему простую команду, например попросить помочь расставить книги на полке или собрать игрушки с пола.

Уход за ребенком от 1 года до 1 года и 3 месяцев

Уход за ребенком от 1 года прежде всего сводится к таким важным вещам, как контроль за его режимом сна, питанием, здоровьем, личной гигиеной. В этот период родителям необходимо начинать учить ребенка простым азам самообслуживания, например держать чашку или проситься на горшок. Чтобы ускорить приобретение последнего навыка, родителям рекомендуется усаживать малыша на горшок после еды или каждые 30-60 минут. Постепенно у ребенка выработается привычка, и он начнет сам проситься на горшок.

Питание в этом возрасте у малыша разнообразное, но по-прежнему еда готовится отдельно от взрослых. Основная пища подается в виде пюре, также рацион можно разнообразить легкими мясными бульонами. В этом возрасте ребенок уже должен познакомиться с такими продуктами, как яйца, гречневая каша, приготовленные на пару котлеты, молочные супы.

Говоря об уходе за годовалым ребенком, хочется отметить важность внимания, которое следует уделять малышу. Особенно это касается игр, способствующих социальному и психическому развитию ребенка. Игры с годовалым малышом должны развивать двигательную активность, креативность, воображение ребенка, рассказывать об окружающей среде и приносить радость, а также положительные эмоции.

Самым простым и при этом очень полезным может стать совместное чтение и рассматривание красочных книг. Например, книжки с картинками животных будут не только интересны годовалому ребенку, но и полезны для его развития. В процессе рассматривания каждой картинки следует объяснять ребенку, что на ней изображено, четко произнося название животного. Такое совместное времяпровождение тренирует концентрацию и память ребенка, помогает ему развивать речь и учиться произносить новые звуки.

Игры с годовалым ребенком не должны быть слишком долгими или скучными, в этом возрасте он еще не обладает развитой способностью концентрироваться. Поэтому нужно быть готовым к тому, что малыш и вовсе не захочет играть в игры, выбранные взрослыми. Родителям важно помнить, что полноценное развитие годовалого ребенка зависит не только от правильного воспитания или питания ребенка, но и от желания проводить с ним время и помогать познавать мир.

Ребенок 2 года 3 месяца

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Ребенок 2 года 3 месяца

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

Наступает время великих перемен. Малыш становится проворнее, внимательно изучает игрушки. Ему нравятся предметы, которые ставятся или вкладываются друг в друга, те, что можно собрать, а затем разобрать. Он все дольше играет самостоятельно. Ребенок указывает на то, что хочет, или на картинки в книге. Он активно изучает мир – и каждый день открывает для себя что-то новое.

Физическое развитие ребенка после года

Вес и рост – вот основные показатели, которые определяют физическое развитие ребенка в возрасте от одного года и старше. Эти параметры будет определять педиатр при каждом плановом осмотре. Вы также можете измерить вес и рост малыша самостоятельно:

  • У детей в возрасте до 2 лет принято измерять рост в положении лежа. Но если ребенок уже уверенно стоит на ногах, можно пользоваться и вертикальным ростомером.
  • Вес ребенка младше 2 лет определяют с помощью чашечных или напольных весов. Взвешивают без обуви и без одежды (оставляют только трусики или пустой подгузник).

Таблица роста и веса ребенка после года (по данным ВОЗ)

В таблице представлен средний рост и вес мальчиков и девочек в возрасте от 1 до 2 лет. Отклонения в ту или иную сторону не всегда говорят о патологии и могут быть обусловлены генетически.

Рост и вес ребенка после года увеличиваются не так быстро, как в первые 12 месяцев. Мальчики в среднем опережают девочек на 2 см в росте и на 1-2 кг в весе.

Нервно-психическое развитие ребенка после года

После года ребенок активно осваивает окружающий мир — и чем больше он узнает, тем сильнее ему хочется пощупать, потрогать, подержать, понять. Ему нравится следить за вами, повторять движения и выражение лица. Малыш по-своему принимает активное участие в жизни семьи. Не бойтесь поручать ему то, что он может сделать. Он будет очень горд собой, показав вам, что справился с заданием.

После года развитие ребенка идет очень активно. Малыш удивляет и радует родителей своей сообразительностью и любознательностью. Так, например, кроха уже видит связь между действиями взрослых и теми последствиями, к которым эти действия приводят. Малыш пытается повторять за родителями: щелкнуть выключателем и включить лампу, нажать на кнопку телевизора и увидеть интересные картинки. Когда он добивается успеха, то с удовольствием демонстрирует взрослым свои навыки.

Когда кроха уже достаточно подрос для того, чтобы ему захотелось во всем быть самостоятельным, существует еще мало дел, которые вы можете ему поручить. Но даже если вы смирились с его «самоопределением», помните: даже очень бойкого ребенка, только начавшего ходить, ни в коем случае нельзя оставлять без присмотра. Поэтому обязательно оставайтесь в пределах досягаемости.

Годовалый малыш понимает и выполняет огромное количество инструкций: он охотно откликается на просьбы: «дай мячик», «покажи бабушке мишку», «пойдем гулять». Чем больше вы общаетесь с ребенком, чем больше «задач» перед ним ставите, тем быстрее он развивается.

В этот период малыш хорошо различает эмоциональную окраску речи взрослого. Например, убедительно произнесенное родительское «нельзя» уже имеет для него весомую силу. Ещё один сюрприз — о своих потребностях кроха теперь заявляет не плачем, а вполне «по-взрослому» пытается объяснить, что ему в данный момент нужно. Некоторые детки выражают свои желания, произнося различные слоги и их сочетания, другие используют язык жестов, а также иные невербальные способы выражения своих мыслей (например, мычание).

Нормы нервно-психического развития ребенка после года

Если заглянуть в календарь развития ребенка, можно увидеть, что он умеет делать:

Ребенок 2 года 3 месяца

По статистическим сведениям, 10-15% малышей в возрасте 2-3 года имеют задержку речевого развития. К 4 годам нарушение сохраняется только у 4-5% детей. Позже проблема остается в основном у ребят, которые имеют сопутствующую патологию (например, синдром Дауна или аутизм). Однако термин используется специалистами (логопедами, психологами, педиатрами, неврологами) очень часто и порой совершенно безосновательно повергает родителей в тревогу.

Как понять, что нарушение есть

О задержке речевого развития говорят, если 90% детей этого же возраста освоили навык, свойственный для этого возраста, а отдельно взятый ребенок даже не приблизился к его освоению. Например, ребенок в год не реагирует на обращенную речь и не издает никакие звуки. В этом случае тоже правомочен диагноз «задержка речевого развития», дело не только в «говорить». Однако самостоятельно делать выводы не следует, лучше довериться квалифицированному специалисту. Обратиться к врачу нужно, если:

    малыш до 6 месяцев не реагирует на звуки или обращения к нему родителей;

В перечисленных критериях сроки можно назвать условными. К ним смело можно добавлять месяц, так как порой именно это время играет решающую роль, и навык успешно формируется.

Как прояснить ситуацию

Чтобы определить серьезность проблемы, родителям нужно постараться четко ответить на вопросы:

    Проблемы только с речью или прослеживаются и в других сферах (тревожность, странное поведение, чрезмерная активность)?

Положительные ответы на все вопросы, кроме последнего, указывают на изолированную задержку речи (не связанную с заболеваниями). 60% таких детей «догоняют» других детей в плане речевого развития. Родители могут собственными силами помочь им. После 4 лет изолированные нарушения встречаются редко, а задержки развития, наиболее вероятно, связаны с заболеваниями.

Что нужно и не нужно делать?

Если проблемы с речью подтвердились, родителям нужно сконцентрироваться на их решении, а не поиске «виновных». Для этого следует:

1. Свериться с возрастными нормами по основным вехам развития речевых способностей.

2. Проверить слух ребенка у ЛОРа.

Выбирая детского специалиста в области неврологии, стоит обратить внимание на его подход. Врач не должен сразу назначать ноотропные препараты, предлагать лечение инновационными аппаратами, пока не разберется в сути проблемы. Для родителей будет правильным мягко обозначить задачу, которую они возлагают на специалиста (нужно исключить аутизм или болезни, которые могут быть причиной речевых расстройств и в целом оценить ситуацию). Также стоит запомнить, чего не нужно делать:

    Впадать в панику, сравнивать своего малыша с другими, обсуждать в его присутствии проблему и акцентировать внимание на том, как все плохо.

Как разговорить ребенка?

Чаще всего родителям нужно просто успокоиться и дать своему малышу время. В 96% случаев проблема решается сама, с помощью взрослых. Чтобы помочь неразговорчивому ребенку получить навык речи, можно:

    Записаться к логопеду. Желательно найти специалиста, владеющего логомассажем. Тактичность в отношении детских проблем и умение не влезать в другие области, приветствуются.

В процессе развития ребенка родители не должны забывать о себе. Им тоже необходимы источники положительных эмоций и вдохновения, полноценные сон и питание. В противном случае, взрослым просто не хватит сил для решения проблем ребенка.

Отставание в развитии ребенка невозможно не заметить. Конечно, в графике появления тех или иных навыков могут быть небольшие сроки сдвигов, но обычно они не превышают допустимой поправки. Если же малыш, например, 7 месяцев не может сидеть самостоятельно, это уже повод для серьезного беспокойства.

Отставание физического развития имеет разные причины. Чаще всего данный факт объясняется неправильным уходом за младенцем, значительную роль в процессе играет питание и генетика. Нередко отставание обусловлено заболеваниями, требующими длительного лечения под постоянным контролем детского травматолога.

Чтобы исключить наличие подобных проблем, родителям нужно обязательно проконсультироваться с грамотным специалистом. В многопрофильном центре «Эдкарик», который в Калининграде хорошо знают малыши и их родители, работают настоящие профессионалы.

Общие сведения

Термин задержка моторного развития (ЗМР) используется в детской ортопедии, если у ребенка наблюдается запаздывание либо недостаточное развитие двигательных навыков. Критическим считается отставание на два месяца и более от графика. Стоит напомнить, что уровень развития двигательных функций при оценке здоровья деток первого года является основным критерием.

Если ребенок к месяцу хорошо удерживает головку, а к полугоду уверенно сидит, значит, у него все в порядке с достижениями обязательных навыков. В противоположной ситуации требуется тщательное расследование, которое позволит выяснить причину отставания. Хотя чаще всего ЗМР связано с перинатальными поражениями ЦНС, при диагностике могут быть обнаружены иные причины.

Этиология проблемы

Почти треть случаев ЗМР происходит неожиданно. Первые несколько месяцев малыш может развиваться нормально, а потом на очередном приеме выясняется, что ребенок отстает от сверстников. Такие нарушения могут иметь психосоматические или физиологические причины. Поскольку выявляются подобные нарушения очень рано, в большинстве случаев удается вернуть ребенка к нормальной жизни.

При тяжелых формах нарушения, особенно обусловленных генетическим заболеванием, потребуется длительная коррекционная терапия.

Основные причины задержки

Истоки отставания физического развития могут иметь долгую историю, как при отягощенной наследственности. Влияет на развитие будущего ребенка образ жизни его матери во время беременности. Часто отставание медики связывают со сложными родами. Если объединить наиболее распространенные факторы, получиться список основных причин задержки:

  • гипоксия и поражения цнс в перинатальном периоде;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • перенесенные будущей мамой инфекции;
  • аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
  • врожденные патологии;
  • заболевания ребенка в первые недели жизни.

При беглом осмотре выяснить причину отставания нельзя. Только детальная диагностика поможет установить источник проблемы.

Признаки отставания

Основными ориентирами для родителей могут стать следующие признаки:

  • К 2 месяцам ребенок не удерживает самостоятельно головку.
  • В три месяца у него нет «комплекса оживления», то есть он не тянет ручки к игрушкам, не опирается на предплечья, когда лежит на животике.
  • В возрасте 4-5 месяцев не может сам перевернуться со спины на живот или на бок.
  • К 6 месяцам не сидит и не переворачивается.
  • В 8 мес. сидит только с опорой, но ползать не может.
  • К 9 месячному возрасту не может встать без помощи взрослых.
  • В год ходит только с поддержкой, но не способен приседать.

Наряду с неврологическими синдромами при ЗМР наблюдается гипертонус конечностей, или, наоборот, гипотония мышц. При сочетании с тяжелыми перинатальными патологиями отставание может вылиться в ДЦП.

Последствия

Даже незначительная задержка физического развития тормозит умственное развитие. Объясняется это тем, что двигательная активность является главным инструментом для ребенка на пути познания окружающего мира. Поэтому на фоне моторной недостаточности у таких деток отмечается задержка речевого развития, нарушаются статические функции. У дошкольников с ЗМР сложности с координацией, они не могут удерживать равновесие, не могут самостоятельно одеться и раздеться. Такие дети растут беспомощными и инфантильными. У них всегда возникают проблемы с адаптацией в коллективе.

Когда обращаться к детскому ортопеду

Двигательные способности ребенка развиваются постепенно. Причем появление навыков связано напрямую с состоянием позвоночника по направлению сверху вниз. То есть сначала малыш учится держать головку, потом переворачивается, а при этом задействован плечевой пояс. При отставании появление двигательных навыков сдвигается по срокам.

Чтобы проблема не обрастала, как «снежный ком», новыми неожиданностями, необходимо регулярно консультироваться с детскими специалистами. Так, в плановом графике каждого малыша до года числится 4 посещения ортопеда-травматолога. Недоношенные малыши проходят осмотры чаще.

Родители не должны расценивать частые визиты к данному специалисту, как чью-то прихоть. Развитие ребенка, как и формирование у него навыков, происходит поэтапно. Поэтому какие-то отклонения от нормы просто невозможно сразу заметить.

Помощь нашего центра — важный шаг к здоровью

Многопрофильный детский центр «Эдкарик» — это современное медицинское учреждение, оснащенное самым передовым оборудованием. Все малыши у нас могут получить полный комплекс диагностических процедур и качественное лечение. Опытный детский ортопед- травматолог осмотрит малыша, и отправит на обследование, если причина отставания ребенка связана с проблемами опорно-двигательного аппарата.

В перечень наших преимуществ входит:

  • Профессионализм врачей и среднего медперсонала.
  • Высокая культура обслуживания.
  • Отсутствие очередей.
  • Индивидуальный подход к каждому пациенту.
  • Отдельно хочется отметить особую атмосферу нашего центра. Здесь малыши и взрослые чувствуют себя уютно и спокойно, что позитивно отражается на их настроении.

После назначения курса лечения врач будет контролировать на всех этапах динамику состояния ребенка. Если вы проживаете в Калининграде или области, позвоните в наш центр, чтобы записаться на прием к детскому ортопеду.

Современные мамочки очень ответственно относятся к уходу за новорожденным ребенком. Они способны буквально по минутам описать происходящие с малышом изменения. Но не все перемены вызывают позитивные эмоции. Например, у родителей вызывает тревогу ограниченная подвижность ножек в области бедер. Обычно проблема выявляется неожиданно во время переодевания малыша. Известно, что ножки у грудничков должны легко разводиться в стороны. Если этого не происходит, необходимо срочно проконсультироваться с детским ортопедом травматологом. Возможно, у ребенка дисплазия т/б суставов.

Хотя данная патология распространена среди малышей до года, но прогноз полностью зависит от своевременно начатой терапии. Получить консультативную помощь в Калининграде можно в многопрофильном центре «Эдкарик».

Причины

Выражаясь понятным языком, дисплазия — это патология развития органа либо тканей. Причин незрелости т/б сустава у младенцев множество. Причем девочки в большей степени подвержены этому виду нарушения. На их долю приходится до 80% всех зарегистрированных случаев. Чаще страдает левый сустав. Формируется патология во время внутриутробного развития. Следует выделить основные провоцирующие факторы:

  1. Генетическая предрасположенность. Если один из родителей в раннем детстве имел подобную проблему, то вероятность развития аномалии у ребенка возрастает в разы.
  2. Гормональный дисбаланс у будущей мамы. Повышенная концентрация прогестерона на поздних сроках беременности ослабляет мышечный тонус ребенка.
  3. Неполноценное питание женщины. Недостаток питательных веществ отражается негативно на формировании костной системы плода.
  4. Угроза прерывания беременности. Если матка находится в постоянном тонусе, этот фактор также может не лучшим образом отразиться на формировании скелета будущего ребенка.
  5. Курение и прочие вредные привычки, а также прием некоторых лекарственных препаратов способствуют появлению аномалий.
  6. Недоношенность. Это наиболее частая причина рождения детей с отклонениями развития.
  7. Крупный плод чувствует дискомфорт в утробе матери. По этой причине кости подвергаются смещению, что только способствует развитию аномалий опорно-двигательного аппарата.

Некоторые системные заболевания у матери тоже могут стать причиной незрелости сустава.

Важно! Если патология у младенца выявлена до 6 месяцев, есть все шансы на полное выздоровление малыша. При поздней диагностике и глубоком поражении в будущем могут возникнуть проблемы с походкой и различные заболевания сустава.

Виды дисплазии

Все перечисленные факторы оказывают разное влияние на развивающийся организм. Врожденная дисплазия условно подразделяется на три типа:

  • Ацебулярный вид патологии связан с незрелостью сустава, которая выражается в смещении головки бедренной кости.
  • Эпифизартный тип дисплазии проявляется ограничением подвижности сустава, что приводит к деформации сочленения.
  • Ротационный тип часто вызывает косолапость в будущем вследствие неправильного положения костей.

Классифицируется дисплазия по тяжести течения:

  1. Первая степень — это подвывих без изменения структуры связочного аппарата.
  2. Вторая степень тяжести. В полость сустава попадает част головки бедра, отчего связки растягиваются.
  3. Третья степень — вывих с полным выходом головки бедра.

Каждая форма патологии имеет свои особенности и последствия. Но среди самых тяжелых осложнений: хромота, укорачивание с одной стороны конечности, атрофия мышц.

Клиническая картина

Симптоматика при дисплазии зависит от возраста малыша и типа заболевания.

  • У новорожденных отклонение от нормы часто обнаруживается еще в роддоме по характерной асимметрии складок. Но легкую степень незрелости врачи могут и не заметить при первичном осмотре. Нарушение третьей степени определяется тоже в первые дни по характерному щелчку. Также может наблюдаться такая симптоматика:
    • Ограничение амплитуды движения при разведении ножек.
    • Визуально заметное укорочение одной ноги.
    • Аномальная позиция бедра.

    Такая выраженная симптоматика не ускользнет от внимательного взгляда родителей.

    • У детей до года все перечисленные выше симптомы дополняются слабой пульсацией бедренной артерии, также часто отмечается нарушение у ребенка сосательного рефлекса.
    • Дети старше года испытывают боли во время ходьбы. Они могут отставать в физическом развитии. При вывихе суставов с двух сторон у ребенка формируется «утиная походка».

    Последствия

    При лечении дисплазии ключевое значение имеет момент начала проведения терапии. Поздно начатое лечение не исключает развитие осложнений:

    • воспалительные процессы;
    • атрофия мышц;
    • радикальное нарушение функций.

    В тяжелых ситуациях аномалия оборачивается инвалидностью, что отражается на качестве жизни. Избежать необратимых последствий можно только при условии раннего обращения к детскому ортопеду.

    Диагностика и лечение

    Многопрофильный детский центр «Эдкарик» в Калининграде обладает арсеналом современных средств лечения патологий опорно-двигательного аппарата у малышей раннего возраста.

    На первичном осмотре квалифицированный специалист оценит состояние ребенка, и грамотно соберет семейный анамнез. Для подтверждения диагноза маленькому пациенту может быть назначены такие процедуры:

    • УЗИ.
    • Рентгенография тазобедренного сустава (если ребенок старше 3 месяцев).

    На основании полученных данных детский ортопед поставит диагноз, и выберет оптимальную для малыша схему лечения.

    При дисплазии у детей чаще используются консервативные методы с применением вспомогательных ортопедических средств: шин, подушек, плотных памперсов.

    В комплекс лечения врач обязательно включает Массаж и ЛФК. В подобных случаях очень эффективны физиотерапевтические процедуры: ванны с морской солью, парафиновые аппликации.

    Хирургические методы применяются только при глубокой недоразвитости сустава.

    Остается добавить, что благоприятный исход лечения полностью зависит от родителей. Нельзя без внимания оставлять даже малейшие признаки неблагополучия. Лучше лишний раз перестраховаться, чем впоследствии пожинать плоды собственного легкомыслия.

    Записаться на прием к нашему опытному ортопеду-травматологу можно по телефону. Не стоит откладывать на завтра то, что необходимо сделать сегодня!

    Одним из важных показателей нормальной жизнедеятельности детей является их двигательная активность. За счет этой естественной способности ребенок может перемещать свое тело, взаимодействовать с внешним миром. Но не всегда эта функция у ребенка соответствует возрастным нормативам. Некоторые отклонения от стандартных параметров могут сигнализировать о наличии серьезных проблем. Например, проблемы с координацией и равновесием часто выступают признаком серьезных двигательных расстройств. Такие функциональные нарушения характерны для ДЦП. Поэтому родителям, которые заметили подобное расстройство у ребенка, следует немедленно обратиться к детскому неврологу. В Калининграде квалифицированный специалисты в области неврологии работают в детской поликлинике «Эдкарик».

    Двигательные нарушения у детей

    Проблемы с координацией — это неспецифический симптом, который встречается у детей разного возраста. За этим симптомом может скрываться серьезная патология. Подобное состояние может развиваться по причине несогласованной работы головного мозга и мышц.

    Очень часто нарушение координации и не способность удерживать равновесие свидетельствует о заболеваниях опорно-двигательной или центральной нервной системы у ребенка.

    Проявляются подобные нарушения следующими признаками:

    • Движения ребенка несимметричны;
    • Он не способен удерживать тело в стабильном положении;
    • наблюдается несогласованность в движении мышц;
    • при выполнении элементарных действий наблюдается неточность исполнения;
    • Ребенок часто падает при ходьбе;
    • Походка ребенка с нарушенной координацией неуверенная, поэтому он широко расставляет ножки.

    У деток с ДЦП часто наблюдаются патологические рефлексы, они совершают хаотичные беспорядочные движения. Но могут, наоборот, из-за повышенного мышечного тонуса испытывать трудности даже при выполнении простых действий. Все перечисленные проблемы могут комбинироваться в разных вариациях.

    Конечно, двигательные нарушения у детей разного возраста принципиально отличаются, что сильно затрудняет диагностику. Поэтому для уточнения степени тяжести проблемы необходима консультация опытного невролога.

    Причины двигательных нарушений

    Главная причина двигательных расстройств у детей — поражение головного мозга. Среди неблагоприятных факторов пренатального (внутриутробного) периода:

    • болезни матери;
    • перенесенные инфекции в период беременности;
    • различные травмы женщины;
    • внутриутробные инфекции;
    • гипоксия плода;
    • приверженность беременной женщины вредным привычкам.

    Также в списке негативных факторов стремительные и осложненные роды. Причиной ДЦП в первые годы жизни ребенка может стать менингококковая инфекция, тяжелые травмы головы.

    Виды двигательных нарушений

    • Атаксия, так в медицинской практике называют нарушение координации, может развиваться на любом этапе развития ребенка.
    • Двигательные нарушения у грудных малышей можно определить лишь при постоянном наблюдении за их действиями. Например, малыш тянется к игрушке, но не достает до нее, он подносит ложку ко рту, но промахивается.
    • У детей 2-3 лет атаксия выражается чаще всего тоже в непопадании в цель. Детям с таким нарушением сложно выполнять точные движения, они не могут попасть пальчиком в пятно на одежде, дотронуться до носа куклы, у них неуверенная походка.
    • Мозжечковые нарушения встречаются у детей с врожденным недоразвитием мозжечка, а также при дегенеративных заболеваниях, переданных по наследству.
    • Нарушения координации движений можно обнаружить лишь у детей 2-3 лет, когда у них уже присутствую навыки самообслуживания. Дети с мозжечковыми нарушениями часто роняют предметы, они медлительны, им трудно застегнуть пуговицы и справиться со шнурками.

    Стоит заметить, что способность удерживать равновесие у детей развивается аналогично навыкам крупной моторики, то есть в направлении от головы к ногам. У деток с ДЦП в той же последовательности закрепляется навык удерживать стабильное положение тела.

    Диагностика и лечение атаксии

    Чтобы выявить настоящую причину нарушенной координации у ребенка, детский невролог должен тщательно обследовать маленького пациента. После традиционных тестов и осмотра он направит его на следующие процедуры:

    • биохимические анализы мочи и крови;
    • КТ или МРТ;
    • УЗИ внутренних органов;
    • консультации других узких специалистов.

    В зависимости от состояния ребенка и жалоб, спектр диагностических мероприятий может быть расширен. На основе полученных результатов обследования невролог сделает заключение, а потом назначить малышу соответствующее его состоянию лечение.

    Сегодня для коррекции двигательных нарушений используются самые эффективные методы. Но при том всегда применяется комплексный подход. Это означает, что наряду с медикаментозными средствами используются: массаж, лечебная гимнастика, приемы мануальной терапии. Длительность восстановительного периода зависит от тяжести двигательных нарушений.

    Родители должны понимать, что одних лекарств и лечебных процедур недостаточно для восстановления нормальной координации у ребенка. Результат реабилитации во многом зависит от их участия. Только любящие мамы и папы способны создать для своего малыша оптимально комфортные условия. Дети с ДЦП нуждаются в правильном питании и регулярных прогулках на свежем воздухе, с ними нужно общаться и вместе проводить досуг.

    Таким образом, можно сделать вывод, что нарушенная координация движений — это сложная патология, обусловленная сбоем в работе нервной системы. Поскольку симптоматика такого вида расстройства очевидна, родителям не стоит откладывать визит к детскому неврологу. В детской поликлинике «Эдкарик» опытный невролог подберет индивидуальную программу реабилитации для ребенка с проблемой координации. Записаться к нам на прием можно по телефону, который опубликован на официальном сайте. Также можно заполнить онлайн-заявку с указанием удобного для посещения специалиста времени.

    Какие специалисты и обследования нужны ребенку в 2 месяца?

    • Нужно показать ребенка педиатру. Помните, что педиатры Фэнтези выезжают на дом ежедневно — даже в выходные и в праздники. Телефон Фэнтези: +7 (495) 106-79-99
    • Сделать общий анализ крови и общий анализ мочи.
    • Если в 1 месяц вы не показывали малыша неврологу, офтальмологу, хирургу и стоматологу, пройдите этих специалистов сейчас.
    • Также, если вы не успели сделать комплексное УЗИ (сердца, брюшной полости, почек, тазобедренных суставов, нейросонография) — его можно сделать как в клинике Фэнтези, так и на дому. Доктор приедет с портативным оборудованием экспертного уровня. Исключение составляет ультразвуковое исследование сердца (Эхо-КГ), которое проводится только в клинике.

    Какие прививки нужны ребенку в 2 месяца?

    В возрасте 2 мес ребенку нужна первая прививка от пневмококковой инфекции. А также третья вакцинация против гепатита В, если ребенок относится к группе риска.

    До 12 недель жизни можно начать вакцинацию против ротавирусной инфекции — 3 прививки с интервалом 4-10 недель. Завершить курс вакцинации нужно к возрасту 32 недели. Эта прививка не входит в национальный календарь, но мы рекомендуем ее сделать.

    Если вы пропустили вакцинацию из-за болезни или по какой-то иной причине, не стоит волноваться. Возобновите вакцинацию со следующего визита к педиатру.

    Фэнтези — за безопасную и ответственную вакцинацию! Мы прививаем импортными вакцинами (насколько позволяет ситуация в нашей стране), четко соблюдаем условия хранения вакцин, обязательно осматриваем малыша перед прививкой, отслеживаем состояние ребенка после вакцинации. Педиатры Фэнтези отвечают на все вопросы про прививки в этом разделе

    Что еще нужно знать про уход за малышом? Как обеспечить безопасность ребенка?

    Здесь — вся полезная информация о том, как ежедневно ухаживать за ребенком, какие нужны гигиенические процедуры, как правильно укладывать спать, как долго гулять и т.д. Также педиатры Фэнтези собрали информацию, которая поможет вам заботиться о безопасности малыша — дома, на прогулке, в поездке.

    Как долго нужно кормить ребёнка грудным молоком?

    В 2 месяца единственной пищей малыша остается грудное молоко или смесь — и так до 4-6 месяцев. В сочетании с дополнительным питанием (прикормом), можно продолжать грудное вскармливание до 1.5 — 2 лет.

    Как общаться с малышом в 2 месяца?

    Проводите как можно больше времени с ребенком, играя и разговаривая с ним, когда он не спит. На данном этапе малыш уже хорошо реагирует на музыку, чтение вслух и яркие картинки. Выберите красивую детскую книжку и почитайте ему, он будет слушать вас, как завороженный. Если ребенок отвлекается, прекращайте чтение — приучайте малыша к такому общению постепенно.

    Если вам нужно записаться к доктору или задать вопрос, пожалуйста, звоните в Фэнтези: +7 (495) 106-79-99 ! Мы работаем с 08:00 до 22:00 каждый день

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector