Ваш карапуз постоянно растет, взаимодействуя с миром, который его окружает. С такими быстрыми темпами развитиями как у него, каждый день — это новое, интересное приключение и достижение. Ознакомимся с основными навыками и достижениями малышей в возрасте от года до полутора лет, чтобы вы знали чего ожидать от вашего чада.
Плюшевая привязанность
У ребенка в этом возрасте начинает развиваться особая привязанность к таким предметам, как мягкие игрушки или одеяло. Эти предметы дают ему ощущение комфорта и защищенности. Обычно малыш выбирает какой-то один предмет и непременно тащит его с собой в кровать перед сном или же в ванну на купание. Если он выбрал игрушку, которую нельзя мочить или же вы не хотите брать с собой на обед или и вовсе за пределы дома, объясните крохе, что эта игрушка живет только к примеру, в той комнате, в которой он спит. А в ванну можно взять влаголюбивую резиновую квакшу, она всегда будет рада водным процедурам.
Левша или правша?
К году дети, как правило, начинают демонстрировать предпочтение левой или правой руки как доминантной в выполнении действий. Усадите ребенка за стол и дайте ему ложку. Каждый раз берет правой ручкой? Значит, вероятность того, что он будет левшой совсем мала.
Любит играть в игры
Даже если это простая игра в прятки — ребенок просто светится от счастья и удовольствия играя с вами. Очень часто он придумывает игры сам, устанавливая правила. Например, ребенок подает вам строительные кубики и командует куда вы должны их поставить. Ослушаетесь и получите порцию праведного гнева от отпрыска.
Помогает одеваться
Отныне координация движений работает все лучше и лучше. И вот одеваться по утрам уже намного проще, ведь ребенок сам протягивает ручки и перешагивает с ножки на ножку чтобы облегчить вам бой со штанишками.
Мастерски использует 2 слова
Это могут быть самые простые «мама», «папа», «дай», «пока». Разговаривайте с малышом почаще, чтобы улучшить развитие речи ребенка.
Зеркальные забавы
Ребенку нравится смотреть на себя в зеркало, он с удовольствием проводит время у него. Подберите ему детское зеркальце и пусть чадо играет.
Наклоняется за предметом чтобы его поднять
И при этом даже не падает! Теперь малышу не нужно садиться чтобы поднять предмет или становится на четвереньки.
Следует простым инструкциям
Мозг ребенка растет и развивается семимильными шагами. Дайте крохе простые указания и он сможет им следовать. Еще немного и ему будут доступны и более сложные игры.
Ест руками
Ребенок все лучше и лучше пользуется пальчиками, теперь он может использовать их для того, чтобы захватывать пищу. Ничего страшного, если ребенок наотрез отказывается есть с ложки/вилки и стремиться принимать пищу самостоятельно — так он будет чувствовать себя более независимым и навык будет развиваться быстрее.
Быстрее отвлекается
Да-да, вам не показалось, в этом возрасте у ребенка действительно гораздо более короткий период сосредоточенности, чем прежде. Немудрено что пока вы читаете ему сказку он отвлекается и игрушки надоедают ему быстрее.
Показывает пальцем на предметы
Полезный навык общения — теперь ребенок показывает пальцем на те предметы, которые хочет достать или рассмотреть ближе, или просто находит интересными. Просите время от времени показать вам папу/маму/бабушку/собачку, любой знакомый ребенку предмет.
Встает из позиции сидя
Усадите ребенка посреди комнаты, сможет ли он встать самостоятельно? Это один из основных показателей развития крупной моторики в этом возрасте.
Хватает мелкие предметы
Родители, берегитесь! Монетки, бусинки, даже крошки, вашему крохе подвластно все и он невероятно любопытен (а что если засунуть этот мелкий предмет в рот/нос и т. д.). Это свидетельствует о хорошем развитии мелкой моторике, а также о том, что нужно быть предельно внимательными во время уборки и следить за малышом с двойным усердием.
Каляка-маляки
Дайте ребенку карандаш и он сосредоточенно будет возить им по бумаге. Это супернавык, который он будет отрабатывать еще несколько лет для того, чтобы научиться правильно и красиво писать.
Может прожевывать кусочки пищи
Безусловно, еще рано интересоваться как ребенку понравилась отбивная, однако, он уже способен прожевывать более крупные кусочки пищи. Более того, многие дети, даже при отсутствии должного количества зубов, наотрез отказываются есть перетертую пищу и настаивают на том, чтобы пища была подана в нарезанном, а не пюреобразном, состоянии.
Слушается взрослых
Наконец-то настает момент, когда ребенок понимает и выполняет инструкции и приказы.
Любит помогать маме
Иногда дети такого возраста — лучшие помощники, просто нужно научиться направлять их неуёмную энергию и любопытство в нужное русло. Он с интересом будет раскладывать носочки или же сбрасывать вещи в стирку, загружать стиральную машину вместе с вами, складывать игрушки, список бесконечен.
Бегает
Пора маме и папе покупать пару беговых кроссовок, ведь теперь ваш ребенок будет не просто ходить, он будет очень быстро бегать. При этом особое удовольствие ему будет доставлять игра в догонялки — либо вы бегаете за ним, либо он за вами.
Разборчив в еде
Да, малыши от года до трех бывают маленькими снобами, что касается еды. При этом единогласных предпочтений, как правило, нет. Сегодня он плачет от одного вида овощей и налегает на мясо, а завтра он исключительный вегетарианец и отталкивает вилку с котлеткой. Проявите терпение и не настаивайте, лучше подумайте как можно разнообразить его меню, чтобы его требования и потребности совпадали в одном блюде и оно было принято благосклонно.
Стремится покорять новые вершины
Это новое умение порой пугает, иногда раздражает, но ребенку очень нравится — виснуть на перилах, переступать через низкие заборы, пытаться карабкаться вверх по любому большому предмету, как горная коза. Чтобы позволить ребенку насытиться вдоволь новым умением — отведите его на детскую площадку, оснащенную для таких целей. Пусть кроха практикуется.
Любит играть с друзьями
Ребенку нравится общаться со взрослыми и детьми, последних он может иногда стесняться, но не нужно расстраиваться. Практика общения и время исправят эту ситуацию. Такое времяпрепровождение также полезно и тем, что дети учатся новым навыкам друг у друга быстрее, чем когда в процесс вовлечены взрослые.
Содержание статьи:
Как развивается малыш в полтора года — физическое развитие ребенка в 1 год и шесть месяцев
Нормы роста и веса, разработанные Всемирной Ассоциацией Здравоохранения
Мальчики
- Рост — 79,6-86,0 см
- Вес — 11,16-12,84 кг
- Окружность головы — 48,0-48,88 см
Девочки
- Рост — 77,0-84,0 см
- Вес — 10,44-12,12 кг
- Окружность головы — 46,76-47,67 см
- уверенно ходит, перенося в руках предметы, огибая и (или) перешагивая через небольшие препятствия;
- без опоры садится и встает со стульчика;
- поднимется и спускается по невысоким ступеням;
- может есть самостоятельно, держа ложку в кулаке, не только густые блюда, но и полужидкие, не проливая их;
- сам пьет из кружки;
- тянет за собой на веревочке игрушку;
- спокойно реагирует на гигиенические процедуры: умывание, мытье рук;
листает книгу; - нанизывает пирамидку из двух-трех колец, соблюдая размерность;
- отличает катание и бросание мяча, причем по просьбе бросает вперед, вверх или вниз;
- понимая, что не умеет что-либо делать, огорчается этому, например, может отказаться делать то, что до этого выполнить не получилось;
- перекладывает предметы с места на место, собирает их в коробку или вынимает из неё;
- выполняет простые просьбы окружающих, например: дай кружку, принеси мяч, иди ко мне;
- произносит около сорока упрощенных слов;
- различает простые геометрические формы круг и квадрат;
- различает 2-3 цвета.
Как заниматься и во что играть с ребенком в полтора года — игры малышей в 1 год и 6 месяцев
Конечно, чтение продолжает быть источником новых слов и знаний, расширения кругозора. Не нужно бояться, что малыш не поймет каких-то слов в сказке или не воспримет сложное предложение. Ведь именно раз за разом прослушивание новых слов и речевых конструкций дает толчок дальнейшему развитию речи. Важно не увлекаться и не задаваться целью освоить как можно больше книг. Выберите 4-5 самых любимых и периодически их перечитывайте, постепенно добавляя новые. В возрасте год и шесть месяцев дети очень радуются, когда слышат уже знакомый текст, когда представляют, о чем пойдет речь дальше.
Активно беседуйте во время прогулок с малышом, употребляя как можно больше прилагательных, характеристик окружающих предметов.
Просто замечательно разыгрывать перед ребенком мини-сценки с двумя-тремя игрушечными персонажами (например, резиновыми). Это могут быть как бытовые сцены (сели игрушки, покушали и пошли гулять), так и знакомство, например, с голосами зверей, с их рационом, детенышами.
Приучайте кроху к гигиене: учите мыть руки, лицо, вытираться полотенцем, убирать игрушки, ходить на горшок
Задуй свечку
Зажгите свечу и предложите ребенку задуть ее. Упражнение способствует развитию легких ребенка.
Не забывайте о мерах безопасности, чтобы вы и ваш ребенок не обожглись!
Прятки
Мама или другой близкий человек прячется, но при этом постоянно подает голос, например, произнося «ку-ку». Ребенок ищет.
Комментарий врача-педиатра Агеевой Оксаны Олеговны:
Чтение книг с картинками, рассказывание сказок ребенку и игры, где участвуют руки (лепка, рисование, собирать пазлы) очень хорошо развивает головной мозг и воображение ребенка.
Трудности воспитания ребенка в полтора года
Так как ваш малыш — это уже вполне сформировавшаяся личность, он может начать противится вашим желаниям и, наоборот, добиваться выполнения своих. Но, так как донести всё это до окружающих ему еще не по силам, он начинает внезапно упрямиться, капризничать и даже истерить. Необходимо постараться переключить на что-то другое внимание крохи, отвлечь.
Не старайтесь перенимать манеру упрощенного общения. Говорите «собака», а не «ав-ав», ведь вы учите своё чадо, а не оно вас.
Ребенок в полтора года всё еще очень эгоцентричен, он не готов делиться игрушками со сверстниками. Часто его поведение может быть непреднамеренно грубым из-за незнания принятых в обществе норм поведения.
Чем кормить малыша в возрасте полутора лет: рацион питания ребенка в 1 год и 6 месяцев
Можно включать в рацион зелень: салат, петрушку, шпинат, зеленый лук. Если ребенку сразу же новые вкусы не понравятся, не настаивайте. Просто угостите еще раз через недельку, а потом — еще. Исследования утверждают, что человек должен от 7 до 14 раз попробовать новый продукт, прежде чем он ему понравится.
Примерное меню ребенка в полтора года
1-й день | 2-й день | 3-й день | |
Завтрак | Селедочный паштет Салат из протертой моркови с яблоками Хлеб с маслом Чай |
Яйцо вареное Каша пшенная на молоке Хлеб с маслом и сыром Чай с молоком |
Суфле манно-тыквенное Чай с молоком Хлеб с маслом |
Обед | Картофельный салат с помидорами Суп-пюре из цветной капусты Рагу из курицы и моркови Морс из ягод Хлеб |
Салат с зеленым горошком и морковью Суп овощной с крупой Тефтели рыбные паровые Картофельное пюре Сок Хлеб |
Салат из помидоров и яиц Лапша молочная Рулет мясной паровой, фаршированный омлетом Кисель Хлеб |
Полдник | Кефир Булочка Фрукты |
Молоко Вафли Фрукты |
Творог Кефир Фрукты |
Ужин | Зразы морковные с творогом Молоко Хлеб |
Гречневая каша Молоко Хлеб |
Запеканка капустная Чай с молоком Хлеб |
Манно-тыквенное суфле
2 ст. л. манной крупы, 100 г тыквы, 1 яйцо, 1,5 ч. л. сахара, 10 г масла сливочного.
Сварить молочную манную кашу и немного охладить ее (до 60-70 градусов). Яичный желток растереть с сахаром и вмешать в кашу. Добавить натертую на мелкой терке тыкву и растопленное сливочное масло. Белок взбить и ввести в остальную массу. Выложить всё в смазанную маслом форму и поставить на водяную баню на 40 минут
В 18 месяцев ваш ребенок ест почти так же, как и вы. Внимание, его потребности остаются конкретными для его молодого возраста. Не стесняйтесь познакомить его с новыми продуктами, такими как сырые овощи. Agora.discount расскажет вам все о кормлении детей в возрасте 18 месяцев благодаря совету профессора Патрика Туниана, заведующего отделением педиатрического питания и гастроэнтерологии в больнице Труссо в Париже.
Ваш ребенок медленно, но верно приближается к двум годам. Ее диета становится все более разнообразной, и вы можете поощрять его открывать новые вкусы. Будьте изобретательны и предлагайте новые формы для фруктов и овощей, например.
Пищевой баланс для 18-месячного ребенка
Типичное меню для 18-месячного ребенка
ЗАВТРАК
- От 25 до 30 г (или ½ столовой ложки) мяса или рыбы или ½ яйца;
- Полукрахмалистые продукты (картофель, макароны, рис, манная крупа), полуфабрикаты из овощей;
- Добавьте кусок масла или 2 чайные ложки масла;
- Фрукты или компот;
- Если ваш ребенок все еще голоден, дополните его молочным продуктом или сыром;
- Неограниченная вода
В 18 месяцев вы можете познакомить своего малыша с сырыми овощами! Новые цвета, текстуры, способ питания. Предложите ему маленькие, мелко нарезанные овощи, и положите на тарелку в качестве закуски. Не паникуйте, если он отказывается от определенных овощей, иногда необходимо предлагать до 7 раз еду, чтобы ребенок в конечном итоге принял ее.
ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ЧАЙ
- Полукрахмалистые продукты (картофель, макароны, рис, манная крупа), полуфабрикаты из овощей.
- Добавьте ручку масла или 2 чайные ложки масла (обратный обед);
- Молочный продукт (йогурт, петит-суис, творог);
- Фрукты (смешанные, измельченные, тонко нарезанные) или компот.
- Немного воды.
Добавка витамина D в 18 месяцев
«В общем, родители устали давать капли своему ребенку, поэтому мы можем перейти на ампулы от 80 000 до 100 000 единиц. Одна ампула витамина D в ноябре, а другая в феврале», — уточняет профессор Туниан.
Остерегайтесь сахара в детском питании
Знайте, что предпочтение сладкого вкуса является врожденным как примитивный рефлекс выживания: действительно, сладкие продукты — это углеводы, важнейший источник энергии, без которого организм не может обойтись. Чтобы избежать чрезмерного аппетита к сладкому, не добавляйте сахар в десерты вашего ребенка. Вы можете время от времени предлагать ему мёд или джем, чтобы положить, например, в его обычный йогурт. Очень сладкие продукты, такие как конфеты или шоколад, должны быть зарезервированы для праздников. Точно так же в отношении напитков, знайте, что только вода необходима для вашего ребенка. Соки и другие газированные напитки должны быть только исключительными.
В своём обращении к Федеральному собранию 21.04.2021 Владимир Владимирович Путин объявил о новом пособии для детей школьного возраста в размере половины прожиточного минимума. Данная мера поддержки направлена только на одиноких родителей и родителей получающих алименты.
А так же все дети школьники, включая будущих первоклассников, получат в августе единовременную выплату в размере 10 000 рублей.
Кто получить новую выплату 10000 рублей в августе 2021 года
По словам Путина, выплата будет положена на каждого школьника, независимо от его возраста и класса. Если в семье несколько школьников, выплата 10000 рублей будет положена на каждого из них. Семьи, чьи дети пойдут в первый класс осенью 2021 года, выплата также будет назначена.
Условия для назначения выплаты 10000 рублей
В Послании Путина не прозвучало каких-либо условий для назначения новой выплаты на школьников. Деньги смогут получить все семьи, в том числе многодетные, малоимущие и т.д. Единственным обязательным условием будет факт обучения ребенка в школе.
Как и когда можно получить единовременную выплату на детей-школьников
Точные правила назначения выплаты 10000 рублей на школьников пока не утверждены. Как правило, по итогам Послания Федеральному Собранию готовится перечень поручений Правительству РФ. Там будет указан срок, до которого нужно принять нормативный акт по новой выплате.
По сообщению Минтруда в СМИ, выплата 10000 рублей будет назначена по заявлению, которое нужно будет подать в МФЦ, Пенсионный фонд или дистанционно. Выплата будет в августе, чтобы успеть подготовить детей к школе. Дата начала приема заявлений пока не названа. Когда нормативный акт о правилах выплаты будет утвержден, мы обязательно расскажем об этом в новостях.
Напомним, предыдущие выплаты для семей с детьми — по 5000 рублей на детей до 3 лет с апреля по июнь и дважды по 10000 рублей (от 3 до 16 лет за июнь и от 0 до 16 лет за июль) выплачивались семьям в 2020 году. Эта мера поддержки была введена, чтобы помочь российским семьям в период пандемии коронавируса и самоизоляции. Но, как отметил Президент, уровень доходов граждан все еще не восстановился, поэтому нужно провести еще одну единовременную выплату, чтобы поддержать семьи с детьми, которые будут собирать детей в школу в 2021 году.
Компенсация за детский лагерь
Если в 2021 году родители отправят детей в детский или оздоровительный лагерь смогут вернуть 50% от стоимости путевки.
Лагерь должен располагаться на территории РФ. Данная мера по словам Президента, поможет оздоровить большее количество российских детей.
Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.
У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.
Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.
Человеческое тело в разные периоды жизни имеет разные пропорции. Голова, туловище, руки и ноги находятся в постоянных для каждого возраста соотношениях. Конечно, существуют индивидуальные колебания (в зависимости от пола, расы и т. д.), но пределы этих колебаний сравнительно невелики, поэтому люди одного возраста, в среднем, имеют одинаковые пропорции тела. И если эта пропорциональность нарушается, то это воспринимается нами как нарушение гармонии или эстетический изъян.
Согласно общим канонам, в правильно сложенном человеческом теле длина головы в 8 раз меньше длины всего тела и в 3 раза меньше длины туловища. Длина рук равняется 3,25, а ног 4,25 длины головы. Тело ребенка имеет совершенно другие пропорции. Так, у новорожденного длина головы всего в 4 раза меньше длины его тела, длина рук составляет 1,6, а длина ног 2,5 от длины головы. К году эти соотношения меняются. Длина головы укладывается в длине тела около 5 раз, а длина рук равна длине ног. Таким образом, ребенок (по сравнению со взрослым) — это коротконогое и короткорукое существо с большой головой и большими глазами. (Глаза за время роста человека — с детства до взрослого возраста — растут значительно медленнее остальных частей тела. Поэтому относительно пропорций головы у детей глаза гораздо больше, чем у взрослых.)
Этот феномен используют художники-мультипликаторы. Если они хотят, чтобы их персонаж вызывал умиление, любовь и другие приятные эмоции, то изображают его с пропорциями ребенка — большая головка, огромные глаза с длинными ресницами, короткие лапки (или ручки и ножки). И наоборот — злого персонажа обязательно рисуют в пропорциях взрослого.
От пропорций перейдем к абсолютным величинам. После того, как ребенку исполнился год, темпы его физического развития несколько замедляются. Масса его тела увеличивается в среднем лишь на 30-50 г в неделю.
У ребенка в возрасте одного года окружность головы достигает в среднем 46,6 см, к полутора годам она увеличивается до 48 см, а у двухлетних малышей до 49 см. Таким образом, за второй год жизни окружность головы увеличивается на 2 см. Чтобы определить, правильно ли развивается ребенок, наряду с массой и длиной тела определяют и его пропорциональность. Например, считается, что у ребенка окружность груди больше окружности головы на столько сантиметров, сколько лет малышу.
Ноги растут в длину гораздо быстрее рук. В то время как у новорожденного руки несколько длиннее ног, к году конечности становятся одинаковой длины, а у двухлетнего ребенка ноги уже длиннее рук. Рассмотрим череп ребенка. Он делится на лицевую и мозговую части. Мозговая часть черепа значительно больше, чем лицевая, особенно у новорожденных. С возрастом весь череп растет, но лицевая его часть растет гораздо быстрее, чем мозговая. Особое значение для внешнего вида имеет рост нижней челюсти. Эта кость состоит из костной дуги и отходящих от нее ветвей. Угол, образуемый ветвями и дугой, меняется с возрастом) от тупого к прямому. При этом у женщин форма нижней челюсти (как и весь череп в целом) во взрослом состоянии очень похожа на детский.
Изменяется масса тела ребенка. В этот период она увеличивается примерно на 200-250 г в месяц, что составляет около 2,5-3 кг в год. А рост увеличивается на 12 см, причем с каждым месяцем он замедляется. Иногда он может даже остановиться и оставаться неизменным в течение 1-3-х месяцев. Это может зависеть от питания, окружающей среды и других факторов. Однако и рост, и масса тела в большей степени зависят от наследственности.
Между годом и 18-ю месяцами, как правило, появляются четыре премоляра. А между 16-м и 24-м месяцами прорезываются клыки. Порядок прорезывания зубов может нарушиться, но в среднем, к 25-му месяцу жизни у ребенка должно быть 20 молочных зубов.
Иногда прорезывание зубов может сопровождаться местной болью, слюнотечением, раздражительностью, снижением аппетита.
Несмотря на то, что ребенок в возрасте от года до полутора лет уже хорошо стоит и ходит, строение его тела пока не совсем соответствует функции прямохождения, отличающей человека от высших животных.
Дело в том, что ступни его коротких ножек еще очень малы, а голова большая и тяжелая. Мышцы шеи, спины, ног еще не окрепшие. Все это затрудняет поддержание равновесия. Кроме того, еще недостаточно развит вестибулярный аппарат ребенка.
Позвоночник взрослого человека имеет несколько физиологических изгибов, облегчающих стояние и ходьбу. Эти изгибы называются лордозами и кифозами. Лордоз — это изгиб кпереди. Кифоз — кзади. У взрослого имеются шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцово-копчиковый кифоз. Физиологические изгибы служат своеобразными амортизаторами, смягчающими тряску тела при ходьбе, беге и прыжках.
У детей, особенно маленьких, позвоночник не имеет всех этих изгибов. Кроме того, он еще не окрепший, его связочный аппарат не до конца сформирован и начинает окостеневать лишь к концу дошкольного возраста. А изгибы позвоночника формируются и закрепляются в среднем к 13-15-ти годам. Причем формирование их идет последовательно. У новорожденного позвоночник имеет форму почти прямого столба. Когда младенец начинает держать голову и в работу включаются шейные мышцы, начинает формироваться шейный лордоз. Позже, когда ребенок начинает сидеть, появляется грудной кифоз. А после того как ребенок начинает стоять и ходить, формируется поясничный лордоз. Но даже и в это время, когда ребенок ложится, его позвоночник снова выпрямляется, поскольку не достиг еще нужной степени окостенения.
Вообще, кости ребенка достигают полной зрелости лишь к периоду полового созревания. До этого же поверхностный слой кости ребенка — надкостница — значительно толще, чем у взрослых. Поэтому у детей очень часто встречаются переломы по типу «зеленой веточки». Вы ломали когда-нибудь зеленые молодые побеги кустарников? Вспомните, как это происходило: внутри стебель сломался, а снаружи толстая сочная кожура держит его и почти не нарушена. Таковы и поднадкостничные переломы у детей. Кроме того, кости кисти и стопы еще долго имеют хрящевую основу и окостеневают в определенное время.
Сердечно-сосудистая, дыхательная и пищеварительная системы за эти полгода (с года до полутора лет) не претерпевают заметных изменений. Так, частота сердечных сокращений остается на уровне около 120 в минуту, частота дыхания — не ниже 30 вдохов в минуту. Что же касается желудочно-кишечного тракта, то он продолжает работать так же, если, конечно, вы не ввели в рацион ребенка шашлык, барбекю, сало с чесноком и прочие мясные продукты, не предусмотренные для этого возраста.
[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8]
Автор-эксперт: Андрей Геннадьевич Смирненко, врач-педиатр, к. м. н.
В развитии ребенка в 1,5 года происходит несколько переломных моментов:
- в пропорциях тела;
- в речевых навыках;
- в координации движений;
- в режиме и рационе питания;
- в отлучении от груди;
- в обслуживании себя;
- в интеллектуальных способностях;
- игровых предпочтениях.
Когда ребенку полтора года, он может совершать разнообразные двигательные действия: ходит без поддержки, бегает, прыгает, наклоняется, самостоятельно поднимается, спускается по ступенькам, бросает мяч. Интеллектуальное развитие проявляется в способности понимать взрослых и адекватно реагировать на их просьбы, различать в книгах животных, цвета, предметы. Речь ребенка содержит до 40 простых слов. Ребенок в 1,5 года начинает любить обслуживать себя сам: есть ложкой и пить из чашки, раздеваться, проситься на горшок. Игра без мамы может занимать его более длительное время.
Физические особенности полуторагодовалого ребенка
Пропорции тела ребенка в 1, 5 года приближаются к тем, которые существуют у взрослого человека, но показатели веса и роста могут значительно отличаться от средних показателей. Согласно данным ВОЗ, нормальный вес полуторагодовалой девочки –10.2, мальчика — 10.9 кг. Но допустимы значительные отклонения от медианы в диапазоне средних значений веса от 9.1 до 12.2 кг (мальчики немного тяжелее). Нормальный рост девочки — 80,7 см, мальчика — 82,3 см, однако и здесь нормальными считаются отклонения ниже и выше нормы.
Режим дня
От времени, идеального для бодрствования и сна, во многом зависит режим питания. Общее количество времени, необходимого для полноценного сна – примерно четырнадцать часов в сутки. Две трети этого времени приходятся на ночь, остальное время – на дневной сон. Причем днем именно к 18 месяцам жизни ребенок приучается спать один, а не два раза. Это, кстати, облегчит его последующую адаптацию к режиму сна и бодрствования в яслях.
Время одного из двух дневных пребываний на воздухе может совпадать со временем сна. Активные прогулки с ребенком в 1,5 года на свежем воздухе не должны превышать за один раз двух часов и проходить при неблагоприятных погодных условиях: температуре ниже минус десяти градусов, ветре, дожде, снегопаде.
Режим и рацион питания
Неизменным относительно предыдущего периода жизни малыша остается режим приема пищи и обязательность одинакового времени кормления. Он пятиразовый с перерывами до 4 часов. Завтрак – не позже, чем через час после пробуждения, последний прием пищи – за час до сна. Грудное кормление лучше проводить утром и перед сном. В светлое время суток его постепенно нужно заменять на свежеприготовленную еду, тогда ребенок реже будет вспоминать о груди и ему легче будет отучиться от нее.
Суточный объем пищи определяется путем деления веса ребенка в полтора года на цифру девять. Одномоментно он должен съедать в пределах от 200 до 260 грамм разнообразной еды. В рацион питания можно вводить и сладкие, и соленые продукты, свежую зелень.
Здоровье
Переход на новый рацион питания может сопровождаться различными расстройствами в организме малыша, например, диареей. Понос опасен для растущего организма обезвоживанием и связанной с этим потерей важных для роста витаминов и микроэлементов. Алиментарная форма поноса вызывается следующими проблемами с питанием:
- несбалансированность, однообразие блюд
- недостаток в пище витаминов и аминокислот
- переедание
- прием несвежей пищи
- аллергическая реакция
Если понос носит именно эту форму, чтобы восполнить нехватку воды, солей и минералов в организме нужно как можно раньше начать давать регидратационные растворы. Но до того как использовать фармацевтическую продукцию, можно воспользоваться подручными средствами и самим получить раствор из двух чайных ложек сахара и трети такой ложки соли на литр теплой воды. Кроме этого можно воспользоваться сорбентами, которые помогают вывести из кишечника микробы, токсины, аллергены, избыток газов и помочь поверхностному слою кишечника защитить его. Такой препарат как Смекта можно добавлять в жидкую кашу, суп. Хорошо останавливает понос активированный уголь.
Во время поноса ребенка 1,5 лет сажают на диету. Пища дается только сваренная, измельченная на блендере, теплая, нежирная и малыми порциями. Питье должно быть обильным (до двух литров): чистая негазированная вода, компоты из сухофруктов без сахара. Диета после поноса сохраняется до двух недель. В первый день только каша на воде, на второй – добавить сухарики из белого хлеба.
Теперь вы все знаете о ребёнке в 1.5 года. Надеемся, вам понравилась наша статья. Делитесь с друзьями, оставляйте комментарии – мы с радостью ответим!
Прибавляешь в росте, в весе,
Говоришь уже слова,
Исполняется сегодня
Тебе, кроха, полтора.
Радость ты для мамы с папой,
Словно солнышко, в семье.
Не капризничать, не плакать
Пожелать хотим тебе.
Словно колокольчик звонкий,
В доме пусть звенит твой смех,
Будь здоровым и веселым,
Будь, малыш, счастливей всех!
Тебе сегодня полтора,
Еще чуть-чуть и будет два!
Как быстро ты, малыш, растешь
И мир в округе познаешь!
Тебя так много еще ждет,
Пусть радость каждый день несет!
И без забот, и без проблем
Расти скорей на радость всем!
Вот уже полтора года, как в вашем доме появилось чудо. И с каждым днем чудо это становится все и интереснее и чуднее. Не перестает вас удивлять и радовать. Я желаю вам и вашему маленькому чуду здоровья. Ведь для того, чтобы познать такой большой и непонятный, очень манящий мир, нужно очень много энергии. А вам сил и терпения, чтобы вы всегда смогли помочь, поддержать и научить чему-то ваше маленькое сокровище.
Тебе сегодня полтора,
Мой милый сладкий ангелок!
Тебе желаю лишь добра,
Здоровья, радости поток!
Расти и чаще улыбайся,
Как солнце яркое свети,
Шагать уверенно старайся,
Ведь мир тебя ждет впереди!
Полтора тебе годочка,
С днем рождения от души,
Нет прекрасней ангелочка —
Всю округу осмотри!
Ты же солнышко и радость
Всех любимей на земле,
Мамин зайчик, папы сладость,
Счастье, ягодка в семье!
Крепкого здоровья, крошка,
Улыбайся во весь рот,
Не давай покоя кошке,
Жизни яркой без забот!
Полтора чудесных года
Украшаешь мир собой,
Щёчки пламенней восхода,
Бровки выгнулись дугой!
И прекраснее ребёнка
В целом мире не найти,
Ты играй и смейся звонко,
Пусть веселье ждёт в пути!
Ты — солнышко лучистое,
Прекрасное и чистое.
Тебе полтора года.
Все познавать охота.
Кругом нужно забраться,
Узнать и рассмеяться.
Все шкафчики проверить,
Добыть и рассмотреть.
Тебя мы очень любим.
Будь умницей и впредь.
С днем рожденья, наше солнце,
Наш ребенок дорогой!
Полтора тебе уж года,
Ты веселый и смешной.
В мир ты ножками ступаешь
И везде свой нос суешь,
Ты почти не отдыхаешь,
Энерджайзером слывешь.
Дай же Бог тебе здоровья
И больших для жизни сил,
Чтобы зайчик-энерджайзер
Всем лишь радость приносил!
Мамино счастье, папина радость,
Солнышко ясное, сахара сладость,
Пусть будет здоровым и будет счастливым,
Пусть будет послушным, немножко шкодливым.
Растет пусть веселым и добрым ребенком,
Пусть будет активным, смеется пусть звонко,
Пусть будут даваться легко все задачи,
И пусть посодействует в этом удача.
Полтора исполнилось
Тебе, наш малыш,
Крепко и уверенно
На ножках ты стоишь.
За тобой порой
Нелегко угнаться,
Солнышко любимое,
Радость наша, счастье.
Ты расти здоровеньким,
Набирайся сил,
Желаем, чтобы ты
Счастливым в жизни был.
Ангел пусть тебя,
Крошка, бережет,
С тобой вместе счастье
Пусть день за днем растет.
К 18 месяцам дети становятся подвижными, общительными, социально осведомленными и любознательными. Они могут самостоятельно есть, понимать, о чем им говорят родители, делать выводы и осознавать телесные функции.
Основные этапы развития ребенка традиционно классифицируются следующим образом: умение держать что-либо в руках, общее понимание, речь, контроль мочеиспускания и дефекации, выражение чувств, выражение потребностей. Дети достигают такого уровня развития, когда они уже освоили множество навыков, совокупность которых формирует портрет типичного 18-месячного ребенка.
Главные этапы развития, которые проходит ребенок в первые 18 месяцев жизни:
- первая улыбка;
- узнавание людей и наличие других признаков памяти;
- способность спать всю ночь;
- умение держать чашку;
- независимые движения -необязательно умение ходить;
- речь или напоминающее речь общение;
- осознание позывов к мочеиспусканию/дефекации — хотя обычно ребенок пока не контролирует эти процессы полностью;
- признаки независимой воли.
Улыбка и распознавание
Впервые дети улыбаются в возрасте 5-6 недель; конечно, их первая улыбка принадлежит маме. К возрасту 12 недель ребенок начинает улыбаться, когда с ним разговаривают; к 16 неделям он способен смеяться. К 20 неделям дети начинают улыбаться, когда видят свое отражение в зеркале. Начиная с 5-6 месяцев, дети могут выражать узнавание и удовольствие посредством улыбки.
Прежде всего ребенок начинает узнавать того человека, который больше всего за ним ухаживает, обычно свою мать. Считается, что дети способны узнавать по голосу и запаху уже в первые часы после рождения, а способность узнавать зрительно они приобретают в течение нескольких первых недель жизни.
По мере развития ребенка увеличивается число людей, которых он может узнавать зрительно. Способность проявлять визуальное распознавание связана с развитием памяти.
Признаки памяти
Память у новорожденных функционирует лишь в ограниченном объеме. Только начиная с 16 недель развитие осознанного восприятия и памяти становится более очевидным.
Новорожденные дети фиксируют большое количество информации. Однако неспособность удерживать информацию является причиной слабой памяти. Способность что-либо или кого-либо хорошо запомнить зависит от ассоциаций. Новорожденные дети не способны запомнить большое количество несвязанной между собой информации. Память начинает функционировать полностью лишь тогда, когда ребенок, используя все пять чувств, начинает создавать свою картину мира, как единого целого.
Независимая подвижность
Из всех этапов развития, которые проходит ребенок, именно способности к общению и независимым движениям больше всего отличают 18-месячного ребенка от новорожденного. К12 месяцам дети могут ходить боком, держась за мебель для поддержки или когда их держат за обе руки.
К 18 месяцам ребенок достаточно быстро двигается вперед в сидячем положении, а также бегает и ходит. Способность к независимым движениям помогает ребенку познавать мир. Однако это несет определенный риск. Малыш не сознает опасности, беря в руки кухонный нож или чистящий порошок. По мере развития координации дети могут попытаться вылезать из своей кроватки, рискуя упасть. В этом возрасте дети не умеют подавлять «исследовательские порывы», поэтому родителям следует создать рядом с ребенком такую окружающую обстановку, которая будет для него безопасной и наименее травматичной.
Коммуникация
Произнесение первого членораздельного слова является важным моментом в процессе развития ребенка. Обычно ребенок произносит его в возрасте около И месяцев. В 12 месяцев ребенок может произносить несколько слов, связанных по смыслу.
Дети способны понимать больше слов, чем произносят, так как развитие понимания речи опережает развитие способности говорить. В возрасте 32 недель, например, дети понимают значение слова «нет». В 9 месяцев они могут реагировать на вопрос «Где папа?», показывая рукой, где он находится. К 12 месяцам большинство детей способны понимать около дюжины слов.
Восемнадцатимесячные дети могут подниматься по лестнице, держась за перила, бегать, самостоятельно сесть на стул (часто они влезают на него, встают, поворачиваются вокруг и садятся). Они также могут бросать мяч, при этом не падая, строить башню из трех кубиков, управляться с ложкой, рисовать каракули, снимать перчатки и носки, и расстегивать молнию.
Дети также имеют достаточный уровень понимания для того, чтобы показать в книжке изображение машины или собаки. С помощью картинок они правильно указывают на предмет, о котором их спрашивают: на вопрос «Где собака?» они покажут на картинку с псом. Кроме того, они могут называть простые предметы. Дети реагируют на просьбы, постепенно достигая периода, когда они начинают проверять авторитет родителей и игнорировать слово «нет».
В 18 месяцев становится совершенно ясно, что ребенок является маленьким человеком с определенным темпераментом, индивидуальностью и свободной волей.
Признаки независимой воли
Признаки независимой воли начинают проявляться у детей в первые несколько месяцев жизни и становятся ясно выраженными в течение первых шести месяцев. В этом возрасте ребенок может выражать стремление и раздражение, удовольствие и гнев.
К 12 месяцам растущее чувство независимости малыша приводит к проявлениям гнева, когда ему мешают. В 15 месяцев ребенок раздражается, если сталкивается с каким-либо запретом.
Настроение ребенка быстро меняется от полной зависимости от родителей до проявления независимых действий и сопротивления инициативе взрослых.
В период от 0 до 1,5 лет развитие ребенка идет невероятно быстро. И если родители видят, что малыш отстает от сверстников, они хотят знать норму и помочь карапузу наверстать упущенное.
Текст: Редакция Wday.ru 9 марта 2018
Что должен уметь ребенок в полтора года
К полутора годам малыш проявляет все больше самостоятельности, охотно идет на контакт, совершенствует свои физические, психоэмоциональные и речевые навыки. Он начинает ощущать себя личностью: показывает близким свои чувства, требует отклика на них.
Карапуз в 1,5 года радует родителей такими достижениями:
- Он уверенно ходит, может обходить препятствия. Наиболее шустрые даже пытаются бегать.
- Сидит на стуле, поднимается и спускается по детской лестнице.
- Интересуется другими детьми, хочет играть с ними, копирует их действия.
- Пытается одеваться, некоторые малыши просятся на горшок.
- Играет с мячом, бросает его вверх, вниз, вперед.
- Начинает есть сам, пользуется ложкой, пьет из чашки.
- Любит рассматривать картинки в книжках, переворачивает картонные страницы детских книжек.
- Пытается «рисовать».
- Понимает назначение предметов и игрушек — катит коляску, машинку.
- Догадывается применить другие предметы, скамеечку, например, чтобы что-то достать.
- Предъявляет права «собственника» — не уступает игрушку.
- Чувствует музыку и ритм, «танцует», отзывается на напевность стихов.
- Реагирует на мимику и просьбу взрослого. «Жалеет», привлекает внимание к себе, хватает за руку.
С каждым днем ребенок удивляет взрослых своим стремительным движением вперед.
Речевое развитие в 1,5 года
В этом возрасте в активном словаре уже около 40 слов. Это короткие облегченные названия предметов, некоторых действий. Ребенок может ответить на вопрос о том, что это за предмет или кто это. Он пытается подражать речи взрослых, что очень полезно.
Что касается понимания, то малыш показывает части тела, обобщает игрушки по их виду — куклы, животные и т. д. Выполняет просьбы отнести или принести что-то. Охотно общается, использует жесты, восклицания, мимику.
Развивающие занятия для ребенка и что на них делать
Иногда родители считают, что их ребенок еще не дотягивает до нормы. В этом случае, вспомните, что индивидуальные особенности никто не отменял. Помогайте своему ребенку преодолеть трудности и стимулировать прогресс.
Что делать, чтобы помочь малышу:
- Развивайте логику: учите малютку сортировать предметы по цвету, размеру, форме, структуре или предназначению. Например, только мячи, или только предметы зеленого цвета. Или — квадратные, мягкие, твердые. Собирайте с ним простые пазлы из 2 частей.
- Играйте в кубики, складывайте пирамидку.
- Развивайте внимание и сообразительность: находите пары предмету — варежку, носок. Играйте в прятки.
- Лепите из теста или пластилина, занимайтесь аппликациями — мелкая моторика развивает речь.
- Читайте вместе книжки, слушайте музыку, говорите с малышом. Добивайтесь эмоциональной реакции, стремитесь к диалогу.
Хвалите малыша за любые достижения, и результат не заставит себя ждать.
Любовь, терпение и взаимодействие с ребенком помогают ему развиваться и чувствовать себя защищенным.
- развитие
- делать
- занятия
Сегодня читают
Комментарии
- О проекте
- Контакты
- Реклама
- Медиакит
- Пользовательское соглашение
- Условия проведения конкурсов
- Карта сайта
«Сетевое издание «Woman’sDay.ru (ВумансДей.ру)» Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-67790, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 13 декабря 2016 г. 16+.
Учредитель: общество с ограниченной ответственностью «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Главный редактор: Дудина Виктория Жоржевна
Любое воспроизведение материалов сайта без разрешения редакции воспрещается.
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора):