Ребенок 1 6 года

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Продолжаю делиться комментариями к вопросам об особенностях развития в детском возрасте. Сегодня речь пойдет о ребенке полутора лет и реакциях мамы на истерики в этом возрасте.

Итак привожу суть вопроса. «Здравствуйте, Екатерина Львовна! Моему ребенку полтора года, он постоянно не слушается, истерики стали более частыми. Изначально я старалась себя сдерживать, понимаю, это ребенок, но в последнее время сдерживать себя не получается, я срываюсь и боюсь навредить этим ребенку. Что делать?

Доброго времени суток! В вашей ситуации просматривается два важных аспекта:
1) особенности периода развития детской психики от года до трех лет
2) эмоциональное состояние, а, соответственно, и реакции мамы.
Рассмотрим подробнее.
Вашему ребенку полтора года, а это означает, что он находится в том возрасте, когда ведущим видом деятельности является познавательная (не игровая). Исходя из этого ребенок проявляет себя и следит на вашими на это реакциями. К сожалению, вы на привели примеров, я приведу свои, просто посмотрите примените к вашей ситуации алгоритм действий. Итак, наиболее частая причина истерик в этом возрасте — фрустрация родителями ведущего вида деятельности, то есть познания мира. Например, мама не разрешила перебрать все вещи в шкафу или поиграть кастрюльками на кухне. Для ребенка это не игра, это познание важных вещей, из моего примера это познание того, что будет, если смешать поглаженные в шкафу вещи в одну кучу, как будет выглядеть куча, как отреагирует мама (будет ругать или наоборот включится в деятельность). И пока ребенок не познает то, что ему важно познать, он будет продолжать это делать, а запрет будет усиливать реакции в виде истерик.
Таким образом, дав ребенку конструктивно познать мир, присоединяясь к нему в этом, вы проведете профилактику истерик и покажите эффективные реакции.
Что касается состояния мамы. Изначально, сдерживая свои эмоциональные импульсы, вы старались свести негативные реакции к минимуму. Но в силу обстоятельств, в силу ваших темпераментальных (возможно) особенностей, вам все труднее это сделать. Если у вас есть помощники (бабушки, дедушки, подруги) попробуйте воспользоваться их помощью для того, чтобы немного отдыхать от домашних забот, часа на 2-3 уходите из дома, гуляйте, ходите по магазинам, на маникюр и т.д по вашим интересам. Это даст вам возможность отключиться от домашних забот, набраться сил и энергии, чтобы дома терпеливо помочь ребёнку пройти период познавательной деятельности.

Когда Вашему малышу исполнится 1 год, Вы будете удивлены, как много он умеет делать!

Ребенок, который еще недавно постоянно нуждался в Вашей помощи, начинает проявлять первые признаки самостоятельности. Кроме того, у Вашего годовалого малыша уже начинает формироваться свой собственный характер.

Движения

За это время малыш научился самостоятельно переворачиваться, ползать, сидеть и свободно стоять – как минимум, несколько секунд. Также он совершал попытки пойти и, возможно, уже ходит, держась за Вашу руку. Некоторые малыши в год уже могут вскарабкаться на небольшую ступеньку!

В течение года формируется активная познавательная деятельность: двигаясь, малыш осваивает пространство, а также изучает предметы, хватая их руками.

Ребенок 1 6 года

Социальное развитие

Малыш хорошо различает взрослых людей и узнает среди них маму, реагируя на нее особым образом. В ответ на просьбу дает маме предмет, имитирует жесты взрослых – например, хлопает в ладоши, делает «пока-пока».

Самостоятельность

Малыш начинает проявлять признаки самостоятельности: пытается помочь маме при одевании, может проявлять желание кушать самостоятельно или совсем отказываться от еды, которую Вы ему предложили. К первому году жизни ребенок может сигнализировать о своих потребностях не только при помощи крика – он уже активно «общается» при помощи указательного пальца.

Ребенок 1 6 года

Зрение

Достигнув года, малыш узнает предметы на картинках, хорошо различает цвета и видит окружающий мир почти как взрослый. У ребенка возникает представление о пространстве – о глубине и отдаленности расположения предметов, и даже об их геометрической форме.

Обоняние

В течение первого года жизни малыша его способность к восприятию и различению запахов значительно развивается, а реакция на приятные и неприятные запахи становится разной.

В возрасте одного года ребенок понимает отдельные слова и даже простые инструкции – например, запрет. Он уже может называть предметы первыми двумя буквами, активно подражает знакомым звукам – «му-му», «ав-ав».

К окончанию первого года малыш может освоить словарный запас из нескольких полезных слов!

Ребенок 1 6 года

Эмоции

В течение первых 12 месяцев эмоциональная жизнь ребенка существенным образом обогащается: малыш не просто улыбается, но теперь еще и смеется. Кроме того, усилилось проявление прочих эмоций – например, возникают робость и стеснительность, с которыми малыш справляется благодаря своему любопытству.

Годовалый малыш с удовольствием сам играет со множеством игрушек: катает большой мяч взад и вперед, тянет за собой предметы на веревочке, вставляет маленький стаканчик в стаканчик побольше и даже пробует сам рисовать карандашом!

Оценивая навыки, приобретенные малышом за первый год жизни, нужно учитывать его темперамент и другие особенности, ведь каждый ребенок уникален.

Материал подготовлен на основании Т.В. КУСТОВА с соавт. ОЦЕНКА ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА: ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВРАЧ-ПЕДИАТР. МЕДИЦИНСКИЙ СОВЕТ • №11, 2018

Ребенок 1 6 года

  1. 1. Из-за чего нарушается походка у детей
  2. 2. Как понять, что у ребёнка нарушения походки
  3. 3. Остеопатия — безболезненный способ устранить нарушения походки у детей

Хождение воспринимается как что-то естественное — это один из самых обычных видов двигательной активности человека, но вместе с тем один из самых сложных. В процесс вовлекаются опорно-двигательный аппарат, спинной и головной мозг, в нём участвуют мышцы и нервная система. Походка — результат гармонического взаимодействия многих и многих систем человеческого тела, и если хрупкий баланс нарушается, возникает нарушение походки.

У нарушения походки есть отдельное название — абазия. Если помимо нарушения походки у пациента присутствует нарушение равновесия, специалисты используют термин астазия-абазия, где астазия — непосредственно проблемы с равновесием, на которое больше всего влияют органы зрения и внутреннее ухо.

Из всех жалоб, с которыми родители обращаются к врачам-остеопатам, около 10–15% отводятся именно на походку. Это распространённая проблема, чаще всего имеющаяся у малышей в возрасте от 1,6 до 4 лет. Впрочем, проблемы с ходьбой не имеют верхнего ограничения, они случаются и у детей постарше, и у подростков, и даже у взрослых.

Из-за чего нарушается походка у детей

Наиболее распространённых причин нарушения походки три:

  • проблемы центральной нервной системы,
  • проблемы периферической нервной системы,
  • проблемы скелетно-мышечной системы.

Центральная нервная система — главная часть нервной системы человека, представленная связкой спинного и головного мозга. Основная задача ЦНС заключается в контролировании рефлексов.

Для болезней ЦНС характерны такие симптомы как:

  • слабость в конечностях, ощущение онемения,
  • подёргивание пальцев, кистей, стоп,
  • распирающие боли в голове, мигрени
  • неспособность или частичная неспособность двигать конечностями сопровождающиеся утратой чувствительности (инсульты),
  • различные нарушения речи и поведенческие девиации,
  • эпилептические припадки и нервные тики.

Болезни ЦНС могут быть связаны с инфекциями, поражающими мозг, к которым относятся сифилис, энцефалит, запущенный грипп и корь; интоксикация вследствие отравления или инфекции; нарушение кровообращение, из-за которого поражаются сосуды головного мозга; ушибы, травмы; наследственные заболевания из-за нарушения в хромосомах, из-за генных мутаций. У ребёнка могут возникнуть, например, из-за родовой травмы.

К периферической нервной системе относятся нервы, не входящие в ЦНС: спинальные и черепные нервы, вегетативная нервная система. Делится на соматическую и вегетативную, где соматическая отвечает за координацию тела.

Характерными симптомами поражения периферической нервной системы являются:

  • двигательные расстройства — слабость в конечностях, нарушение двигательной функции и онемения ниже места поражения нерва,
  • чувствительные нарушения: ощущение «ползанья мурашек», ощущение холода в конечностях, беспричинно влажные или сухие кисти и стопы.

ПНС может страдать из-за инфекций, токсических поражений, аллергии, патологии могут возникнуть из-за нехватки витаминов, при эндокринных нарушениях, васкулитах, из-за травматических поражений отдельных участков нервов. Возможны и наследственные аномалии.

Скелетно-мышечная система — она же опорно-двигательная — представляет из себя сбалансированную систему костей скелета, суставных соединений и мускулатуры, благодаря которым человек получает возможность передвигаться, принимать нужные позы, мимикой выражать свои эмоции.

Симптомы поражений скелетно-мышечной системы:

  • боль в конечностях, спине, суставах, мышцах, головная боль,
  • неравномерное развитие мышечной системы,
  • отсутствие подвижности в суставах,
  • искривление позвоночника,
  • излишняя хрупкость костей, частые переломы,
  • быстрая утомляемость,
  • отсутствие чувствительности, в том числе тактильной,
  • проблемы с дыхательной функцией.

Опорно-двигательный аппарат, центральная и периферическая системы работают вместе, чтобы человек мог свободно передвигаться. Ходьба — непростой процесс: реализует его тело, а координирует — нервная система. Ребёнок учится самостоятельно ходить с 9-10 месяцев, и именно в этот момент родители должны максимально внимательно наблюдать за его движениями.

Как понять, что у ребёнка нарушения походки

Чтобы сформировалась нормальная правильная походка, требуется соблюдение трёх условий:

  • анатомически правильное строение нижних конечностей,
  • отсутствие суставных патологий,
  • отсутствие нарушений в работе мышц.

Понять, что ребёнок начинает ходить неправильно, можно с юного возраста — и тогда же обратиться к врачу за постановкой диагноза. Как бывает в лечении всегда, чем раньше вы обратитесь к специалисту, тем эффективнее будет лечение.

Признаки неправильной походки

1. Ходьба на носочках: ребёнок, уже уверенно ходящий вдоль опоры и без неё, вдруг начинает перемещаться исключительно на госочках, привставая на мысок стопы. Важно отследить, является ли такая походка постоянной, наступает ли ребёнок на всю стопу во время пробежки или подъёма по лестнице.

2. Шаткая, неустойчивая походка: ребёнок старается шире расставить ноги во время движения, потому что иначе начинает падать. Беспокоиться нужно в ситуации, когда ребёнок уже должен вполне уверенно ходить самостоятельно. Для первых месяцев самостоятельной ходьбы некоторая неустойчивость совершенно нормальна.

3. Асимметричная походка: ребёнок сильнее опирается на одну ногу, или ставит одну вперёд, а вторую подтягивает, или подворачивает стопу, или ставит одну из стоп на носок. Тревожиться не стоит только в случае, если малыш учится ходить и перемещается вдоль опоры приставным шагом — это норма.

4. Косолапость, разворачивание стоп внутрь. В принципе, это может быть вариантом нормы у малышей, но лучше проконсультироваться с врачом.

5. «Шаркающая» стариковская походка: укороченный шаг, при котором ребёнок как бы тянет за собой стопы.

6. «Ступенчатая» походка: ребёнок чуть сгибает колени, будто поднимается по лестнице, даже когда идёт прямо.

7. «Утиная» походка: во время движения ребёнок переваливается из стороны в сторону.

В нежном возрасте важно обращать внимание на всё: внезапные изменения походки, неспособность ребёнка бегать, начиная с 1,5 лет (при условии, что он самостоятельно ходит с 1 года и раньше), неспособность подняться по лестнице с 2 лет, прыгать с 2,5 лет, неспособность подняться на носочки или встать на пятки. Незначительная на первый взгляд, любая деталь может указывать на начало серьёзных нарушений.

Остеопатия — безболезненный способ устранить нарушения походки у детей

Остеопатия работает с нарушениями комплексно, принимая во внимание баланс всех систем организма в том числе и перечисленных выш е. К врачу-остеопату можно обратиться для балансирования ножек (стопа — голень — бедро — таз), устранения родовых травм, часто являющихся причиной нарушений походки. Своевременная коррекция позволит устранить или снизить риск деформаций скелета по мере роста ребёнка.

Рекомендуем проконсультироваться с остеопатом, если у вашего малыша после 1,5 лет наблюдаются перечисленные выше странности походки.

Ребенок 1 6 года

Елена Владимировна, родители малышей больше всего боятся, вдруг с их ребенком будет что-то не так? Вдруг аутизм? Как его распознать?

Елена Орехова: Аутизм сейчас диагностируется исключительно по поведению. До года практически невозможно с уверенностью сказать есть ли у ребенка аутизм. До этого времени маленький ребенок может вести себя точно так же, как все остальные малыши, смотреть в глаза, реагировать на людей. Ученые на западе проводят исследования, пытаясь понять, каковы самые ранние признаки аутизма. В таких исследованиях приглашают принять участие родителей, у которых уже есть старшие дети с диагнозом аутизм. Риск аутизма у младших детей в таких семьях повышен, что дает ученым возможность проследить раннее развитие детей с этим диагнозом. В свое время я работала в Лондоне в одной из лабораторий, где проводилось такое исследование. Были предположения, что дети с аутизмом не испытывают потребности в общении с самого рождения. Но оказалось, что это не так. В три месяца они смотрели в глаза другого человека даже больше, чем обычные малыши. По мере взросления зрительного контакта становилось все меньше и меньше.

Какие признаки подскажут мамам и папам, что с ребенком что-то не так?

Елена Орехова:

1. Важный признак: задержка речи, которая наблюдается практически у всех детей с аутизмом. До года у ребенка должен быть лепет, после года он говорит отдельные слова, несколько позже — предложения. Если ничего этого нет до двух лет, это не обязательно аутизм, но есть повод побеспокоиться. Большинство детей с аутизмом, хотя и поздно, начинают говорить, но у них страдает интонация.

2. Обычные дети повышают или понижает тон, подчеркивая смысл сказанного, тогда как речь детей с аутизмом часто воспринимается как странная: они либо говорят монотонно, либо неверно расставляют акценты в речи. В МЭГ центре мы недавно провели исследование, в котором обнаружили, что левое ‘речевое’ полушарие у детей с аутизмом обрабатывает сложные звуки не так как у обычных детей. Сейчас мы хотим выяснить, как это нарушение влияет на развитие речи. Мы приглашаем поучаствовать в нашем исследовании как семьи детей с аутизмом, так и детей с типичным развитием.

3. Другой ранний признак аутизма, как ни странно, — подозрение на глухоту. Очень часто родителям кажется, что у ребенка есть нарушения слуха. Они к нему обращаются: «Коля! Петя! Посмотри…» А он не реагирует. В недавнем исследовании, проводившемся в МЭГ-центре, мы обнаружили, что половина родителей детей-аутистов в течение первых полутора лет жизни подозревали, что у ребенка не все в порядке со слухом. На самом деле со слухом у него все нормально. Но он не отзывается, потому что полностью погружен в занятие, которое его интересует.

Извините, а если рядом с ребенком-аутистом с грохотом упало ведро, он будет реагировать на этот шум?

Елена Орехова: Может да, а может — нет. Такие дети часто нетипичным образом реагируют на окружающее.

4. Ребенка может раздражать небольшой шум за окном, легкое прикосновение, яркий свет. В то же время он может не среагировать на грохот, быть нечувствительным к боли.

5. Еще подсказка родителям: ребенку трудно вас попросить о чем-то. Допустим, ему нужен карандаш. Он может взять вашу руку и ею попытаться достать карандаш.

6. У ребенка-аутиста нет указательного жеста. Он не будет показывать пальцем на любимую игрушку и просить дать ее.

До сих пор бывает, что мамам в роддомах иногда советуют: откажитесь от ребенка, он вас даже узнавать не будет. Ребенок с аутизмом понимает, что у него есть значимые взрослые — родители, испытывает к ним привязанность?

Елена Орехова: Да, ребенок испытывает привязанность к родителям. Он будет жалеть маму, потому что ей больно, но ему трудно понять чувства более «высокого порядка» — обиду, оскорбление.

В обычную школу можно отдать ребенка с аутизмом?

Ребенок 1 6 года

Ребенок 1 6 года

Елена Орехова: У таких детей часто бывают проблемы сенсорного плана — школьная обстановка для них может быть просто непереносимой. Мелькание, крики, шум, суета: все это может вызывать сильный стресс, вовсе не способствуя нормальному обучению. Чтобы успокоиться, ребенок может захотеть заткнуть уши, залезть под парту.

Другая проблема — непредсказуемость среды. Для ребенка с аутизмом важно, чтоб он знал, что за чем следует и в каком порядке. Если распорядок дня или череда событий непредсказуемым образом нарушаются, это тоже вызывает стресс. Быть среди людей для них сложно еще и потому, что люди часто непредсказуемы. Таким детям трудно осознать школьные правила, и они могут вести себя не так как хочется педагогу. Может быть, родителям и приятно, когда такой ребенок ходит в обычную школу, но, в конечном счете, надо ведь думать и о самом ребенке, создавать ему щадящие условия. Хотя, конечно, все индивидуально. Некоторые дети с аутизмом и хорошими речевыми и когнитивными способностями (раньше это называли синдромом Аспергера) могут ходить и в обычную школу. Но надо тщательно следить за тем, как ребенок себя чувствует в школе. Часто такие дети могут быть не только малообщительными, но и неуклюжими, становясь объектом насмешек и издевательств со стороны одноклассников.

Дети жестоки… И не только к особенным сверстникам

Елена Орехова: Необходимо рассказывать школьникам о том, что люди бывают разные и что это нормально. В Швеции, например, в обычных школах проводят уроки, на которых предлагают детям попробовать проехаться на инвалидной коляске, прочитать тексты для слепых, составленные шрифтом Брайля, выучить некоторые слова на языке глухонемых. Им рассказывают о том, что есть люди с особенностями развития и о том, что ко всем надо относиться с уважением и никого нельзя обижать. При этом там сохранены и коррекционные классы и школы. А еще в Швеции диагноз аутизм отнюдь не приговор. В Гетеборге был случай, когда девушка закончила технический вуз, потом — медицинский, получила работу на скорой помощи как врач. И тут у нее произошел нервный срыв: ей оказалось крайне тяжело работать с людьми. Она обратилась к психиатру, и тот поставил диагноз аутизм. Это оказалось для нее большим облегчением, поскольку она, наконец, поняла источник своих проблем. Надо сказать, что после этого она успешно занимается наукой, изучая работу мозга у людей с психическими расстройствами. Наш мозг — настоящая головоломка. Вот это ученые уже точно поняли.

У ребенка в любом возрасте (в т.ч. у годовалого) может развиться близорукость. У детей старшего возраста (от 6, 8 и 10 лет) она обычно появляется из-за высоких нагрузок на глаза из-за школы или длительного пребывания за компьютером.

Последнее время заболевание стремительно молодеет и поэтому чтобы не допустить его развития у своего ребенка, следует принимать профилактические меры заблаговременно.

Врожденная близорукость является редким явлением, в большинстве случаев у детей наблюдается дальнозоркость. По одной из возможных причин, это заболевание вызвается отклонениями во внутриутробном развитии.

Близорукость у детей может развиваться по следующим причинам:

  • Наследственность – как правило, если родители страдают близорукостью, то дети попадают в группу риска. Развитие болезни обусловлено недостаточным развитием глазной ткани, которая растягивается по мере роста глаза.
  • Врожденные отклонения – возможны патологии хрусталика или роговицы, врожденная глаукома может стать причиной развития близорукости.
  • Высокая нагрузка на глаза – долгое рассматривание движущихся объектов вызывает у детей сильное напряжение взгляда, в результате чего может развиться близорукость.
  • Ослабленное здоровье – близорукость может развиваться вследствие перенесенных болезней, не связанных со зрением. Поэтому важно не запускать имеющиеся заболевания.
  • Плохой рацион питания – недостаток витаминов может стать одной из основных причин развития близорукости у детей.
  • Неудобное рабочее место – плохое освещение на столе у ребенка, неправильно подобранная мебель, может привести не только к нарушению осанки, но и к развитию близорукости.

Как распознать миопию

У годовалого ребенка можно диагностировать близорукость путем наблюдения: если малыш все предметы тянет ближе к себе, часто моргает, то это может быть сигналом к тому, что пора обращаться к доктору, особенно, если кто-то из родителей страдает этим заболеванием.

До 3 лет обследование ребенка производится только методом наблюдения. С трехлетнего возраста зрение проверяется с помощью специальных таблиц. Если обнаружится снижение остроты зрения, то врач рекомендует корригирующие линзы, которые помогут улучшить зрение.

Детям от 5 лет и старше проверять зрение нужно каждый год, поскольку все они находятся в зоне риска по развитию миопии. У детей школьного возраста близорукость может развиться в слабой или средней степени. Болезнь, как правило, не прогрессирует и не дает осложнений.

Основным признаком того, что у ребенка 5-10 лет развивается болезнь, является ухудшение видимости предметов и объектов, расположенных на расстоянии. Школьники могут жаловаться на то, что им плохо виден материал, написанный на доске, а при пересаживании поближе, ситуация разрешается.

Дети с установленной близорукостью должны наблюдаться у доктора не реже 1 раза за полгода.

Прогрессирование заболевания может начаться с 6 лет и закончится к совершеннолетию. При прогрессировании близорукости могут развиться осложнения, и восстановить зрение уже не удастся.

Нужны ли ребенку очки?

При близорукости у детей, многие родители задаются этим вопросом, особенно если проблема со зрением у малыша невелика.

Безусловно, лучший вариант – это получение консультации окулиста. Однако ношение очков на ранних стадиях развития детской близорукости положительно сказывается на течении заболевания.

Ношение очков в детстве от 1 до 10 лет позволяет остановить близорукость у детей и восстановить зрение.

Другой вопрос – ребенок не захочет носить очки. Но сейчас выбор велик, и можно подобрать красивые очки, которые понравятся маленькому пациенту.

Как остановить близорукость?

У ребенка с миопией происходит нарушение обменных процессов и кровообращения, что приводит к дистрофии в склере. Именно поэтому для близоруких детей очень важна физическая активность, занятия спортом, прогулки на воздухе. Обязательным условием является устранение инфекционных заболеваний. Рацион питания ребенка обязательно должен содержать витамины.

Прогрессирующую близорукость можно лечить с помощью рефракционной терапии с использованием ночных линз, которые позволяют исправить зрение. Другие методы являются неэффективными.

С помощью ночных линз можно изменить форму роговицы, она приобретает плоскую форму. Днем роговица сохраняет новую форму, изображение фиксируется на сетчатке, как у здорового человека. Результат подобного метода схож с лазерной коррекцией зрения — подробнее. Линзы подбираются в зависимости от особенностей строения роговой оболочки.

Есть популярные методы, как восстановить зрение у ребенка при близорукости:

  • Регулярно выполнять упражнения для глаз – способ заключается в напряжении и расслаблении глаз.
  • Прием витаминов и биодобавок — см. список рекомендованных витаминов при близорукости.
  • Физиопроцедуры – по назначению врача.
  • Ограничить просмотр телевизора и игру на компьютере.
  • Обеспечить нормальное освещение на рабочем месте ребенка.
  • Контролировать рацион питания.

Лечение детской близорукости

Избавиться от заболевания терапевтическими способами невозможно. Задачей врача является предотвратить прогрессирование. Традиционно назначается аппаратное лечение, тренировки, но это может дать результат только на ранних стадиях течения заболевания.

Распространенными методами лечения являются:

  • Инфракрасная лазерная терапия – помогает снабдить ткани питательными элементами, снять спазм аккомодации.
  • Вакуумный массаж – позволяет повысить гидродинамику глаза, улучшить кровообращение.
  • Лазерная терапия – стимулирует работы нервных клеток сетчатки с целью улучшения пространственного зрения.
  • Электростимуляция – улучшает проводимость импульсов в глазном нерве.
  • Амблиокор – улучшает работу нейронов зрительной коры.

Программа лечения для каждого ребенка индивидуальна. Учитывается возраст, состояние здоровье, психическое равновесие.

Ослабленный иммунитет — основная причина многих заболеваний. Закаливание можно начинать с первых дней жизни вашего малыша, но чтобы процедуры закаливания приносили ребенку пользу, необходимо соблюдать ряд правил:

Ребенок 1 6 годаТакже считаю необходимым напомнить о противопоказаниях для проведения закаливающих процедур. Абсолютных противопоказаний нет.

Временными противопоказаниями являются:

Итак, с чего начинать закаливание? Воздух в помещении должен быть всегда свежим (регулярно проветривайте помещение), оптимальная температура воздуха для ребенка трех месяцев и старше + 200 С. Проветривать помещение необходимо регулярно не менее 4 — 5 раз в день в течение 10 — 15 минут. Однако малыша лучше на это время поместить в другую комнату.

Воздушные ванны

Закаливание воздухом положительно влияет на функции всех систем организма. Лучше воздушные ванны принимать в утренние часы, при температуре воздуха для ребенка от трех месяцев до года + 200 С. Первая воздушная ванна должна длиться 1 — 2 минуты, постепенно, каждые 5 дней, увеличиваем ее продолжительность на 1 — 2 минуты, доводя к 6 месяцам до 15 — 20 минут и к году до 30 — 40 минут. Во время пеленания ребенок лежит раздетым, но следите, чтобы ножки ребенка оставались теплыми. Если вы видите, что кожа ребенка бледная, а руч- ки и ножки холодные, не прекращайте процедуру, просто уменьшите время. Можно проводить процедуры по 5 — 10 минут несколько раз в день. Один из вариантов закаливания — держать возле себя раздетого ребенка во время одного из кормлений. Воздушная ванна кроме закаливающего эффекта способствует и насыщению крови кислородом через кожу малыша, так как ее проницаемость намного больше у ребенка, а потребность в кислороде и энерготраты в 2,5 раза выше, чем у взрослого.

Прогулки

Ребенок должен ежедневно гулять, даже в холодную погоду. Зимой ребенок с трех до щести месяцев должен гулять не менее 2,5 — 3 часов. С трех месяцев можно гулять в безветренную погоду при температуре — 120 С. С шести месяцев при 150 С. Насморк у грудного ребенка не является противопоказанием для прогулок, нужно только прочистить нос малыша.

Водные процедуры

Закаливание водой оказывает более сильный закаливающий эффект. Поэтому начинать его следует после короткого предварительного курса закаливания воздухом. Элемент закаливания можно внести даже в обычную процедуру купания. Ежедневное купание при температуре + 36 — 370 С в течение 5 минут заканчивать, обливая ребенка водой + 34 — 350 С. Умывание 1 — 2 раза в день водой температуры +280 С, каждые 1 — 2 дня снижаем на 1 градус, доводя до 200 С.

Обтирания

Начинать можно только при полном здоровье ребенка. Местные влажные обтирания со второго-третьего месяца: — махровой рукавицей быстро оботрите ребенка начиная со ступней ног до колен, затем руки от кисти до плеч, после оботрите сухим полотенцем до легкого покраснения. — Температура воды зимой 35 — 360 С, летом — 33 — 340 С. Постепенно 1 раз в 5 дней температуру воды понижаем на 1 градус, доводя до 28 — 300 С. Процедуру следует проводить один раз в день, луч- ше перед дневным сном. Не забывайте ежедневно кипятить рукавичку. Иногда в воду для обтирания можно добавлять морскую соль (2 чайные ложки на стакан воды) для детей старше 6 месяцев. Малышу с 9 месяцев уже можно начинать общие обливания. Ребенок может сидеть или стоять, шланг душа нужно держать близко от тела (20 — 25 см), струя воды должна быть сильной. Сначала обливают спину, затем грудь, живот, в последнюю очередь ручки. После обливания растирают кожу ребенка до легкого покраснения. Вначале температура 35 — 370 С, каждые 5 дней снижаем на 1 градус, доводя до 280 С. Для закаливания водой малышей с диатезом можно использовать травяные ванны. Возьмите 2 — 3 столовые ложки душицы, мать-и-мачехи, календулы, фиалки трехцветной, залейте 3 — 4 стаканами кипятка, настаивайте 2 — 3 часа, процедите и вылейте в ванну с температурой воды 35 — 360 С. Сначала ребенок находится в ванной 2 — 3 минуты, постепенно увеличиваем до 8 — 10 минут, одновременно снижая температуру до 280 С. Такие ванны принимают 1 раз в два дня. Они хорошо влияют на сон, психику и иммунную систему ребенка.

Автор: Е.В. Бирюкова, зав. отделением восстановительного лечения, врач-педиатр МУЗ ДГП № 3.

Первые самостоятельные шаги ребенок обычно делает к году, хотя даже здоровые дети могут «не укладываться» в эти сроки. Развитие двигательных навыков, которое является подготовкой к самостоятельной ходьбе, обычно происходит в определенной последовательности. Сначала ребенок начинается переворачиваться, потом садиться, ползать и, наконец, самостоятельно ходить. Некоторые дети, однако, минуют стадию ползания, они прямо переходят от сидения без поддержки к ходьбе. На какой бы стадии развития двигательных умений не находился ребенок, в норме он должен в равной мере пользоваться обеими руками и ногами и координировать движения обеих сторон тела.

Поначалу ребенок при ходьбе широко расставляет ноги и качается из стороны в сторону, носки ног направлены кнаружи, руки согнуты в локтях. Сначала он часто падает, но через несколько месяцев начинает чувствовать себя достаточно уверенно, чтобы совершить сложные движения, например, шагать в сторону или назад, подходить к игрушке и поднимать ее, или в движении бросать мячик.

Вызовите «скорую помощь», если насморк сопровождается:

  • болезненностью при движении шеей
  • затрудненным дыханием
  • высокой температурой (более 39 0 С), не снижающейся при приеме жаропонижающих средств
  • не ходит к 1,5 годам
  • стремится вставать на носки при ходьбе
  • не пользуется в равной мере обеими руками и ногами

Когда ребенок начинает ходить, надо еще раз проверить безопасность квартиры. Ребенок может упасть с лестницы, попасть в опасные для него помещения, которые раньше ему были недоступны.

ЗАДАЙТЕ СЕБЕ ВОПРОС

Ребенок в 1 год и 3 месяца не пытается ходить? Он неохотно двигается?

В первое время при ходьбе носки ног у ребенка направлены кнаружи или внутрь?

Нормальный этап развития ходьбы

Как правило, это происходит с возрастом

Ребенок хромает, жалуется на боли при ходьбе?

Травма; инфекция; другое заболевание, требующее диагностики и лечения

Ребенок хромает, но не жалуется на боли? Он ходит вперевалку?

Нервно-мышечное заболевание; патология тазобедренного сустава

Обратитесь к педиатру. Он решит, требуется ли консультация другого специалиста

Через несколько месяцев после того, как ребенок научился ходить, вы заметили, что он продолжает ходить на носках?

Привычка; нервно-мышечное заболевание

Вставание на носки нормально в раннем возрасте, но если оно сохраняется после 2 лет, нужна консультация специалиста. Запишитесь на прием к педиатру

Ребенок плохо ходит? Он часто падает и ему трудно бывает подняться? Помогает руками движениям ног, когда встает? Ходит вперевалку?

Мышечная дистрофия или другое нервно-мышечное заболевание, требующее диагностики и лечения

Покажите ребенка педиатру. Он решит, нужна ли консультация другого специалиста. Если диагноз подтвердится, потребуется длительное лечение

В первые месяцы жизни стопы ребенка лучше развиваются, если он не обут; чтобы ноги не мерзли, достаточно носков. Когда дети начинают выходит на улицу, им требуется обувь. Подошва должна быть нескользкой – так ребенку будет легче сохранять равновесие. Посоветуйтесь с детским ортопедом, какой должна быть обувь. Старайтесь выбрать качественную, но не слишком дорогую обувь. В этом первом возрасте нога растет так быстро, что первая пара обуви станет мала через 2-3 месяца. Проверяйте, не стала ли мала обувь, каждый месяц. Лучше вообще не иметь обуви, чем обувать тесную.

Ребенок 1 6 года

Проанализируем развитие ребенка в 1.6 года. Обсудим, каковы его достижения и нормы развития. Речевые достижения, эмоциональные, бытовые навыки ребенка в 1.6 года.

Что умеет ребенок в 1.6 года

Речевые достижения ребенка в 1.6 года

— Пользуется облегченными и простыми правильно произносимыми словами (до 40).
— Пользуется словом в моменты особой заинтересованности.
— Стремится связать два слова в предложение.
— Легко подражает часто слышимым словам и фразам взрослого.
— Понимает смысл многих предложений.
— Отвечает на вопросы: » Кто или что это- » (в реальной ситуации и по картинке).
— Выполняет знакомые действия по просьбе взрослого («положи», «отнеси», «дай»).
— Показывает части тела по просьбе.

Эмоциональное развитие ребенка в 1.6 года

— Эмоционально уравновешен в течение дня.
— Реагирует на эмоциональный тон голоса взрослого.
— Подражает эмоциональному отношению взрослого к той или иной ситуации.
— Плачет, выражает беспокойство при изменении привычной обстановки.
— Плачет при расставании с мамой, скучает без нее.
— Проявляет негативизм во взаимоотношениях с детьми (не уступает свои игрушки, отнимает чужие).
— Рад общению с взрослыми.
— Радуется собственным удачам, огорчается при неумении что-то выполнить.
— Мимика, жесты, поведение эмоционально окрашены в зависимости от ситуации.

Познавательное развитие ребенка в 1 год 6 месяцев

— Различает предмет по форме (шар или кубик).
— Находит по просьбе взрослого среди одинаковых предметов разные по величине.
— Ориентируется в двух-трех цветах. Находит такого же цвета игрушку, как просит или показывает взрослый.
— Проявляет большой интерес к действиям взрослых.

Физическое развитие ребенка в 1.6 года

— Хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы).
— Бросает мяч над собой, от себя, вниз.
— Перешагивает через невысокое препятствие на полу приставным шагом (после показа взрослым).

Бытовые навыки ребенка в 1.6 года

— Держит в руке ложку, частично ест полужидкую или жидкую пищу.
— Пьет из чашки, почти не проливая.
— Сообщает о физиологических потребностях.

Игровые навыки ребенка в 1.6 года

— Использует в игре 1-2 знакомых действия (кормит куклу, укладывает ее спать).
— Умеет копать совочком в песочнице.
— Тянет за собой игрушку на веревочке.
— Катит перед собой коляску.
— Может собрать пирамидку из двух-трех колец.
— С удовольствием берет в руки карандаш, чтобы почиркать на бумаге.
— Переворачивает страницы книг, «читает».
— Играет не с детьми, а рядом. Привлекают игры и действия других детей.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector