Ребенку полтора года

Ребенку полтора года В полтора года дети активно изучают окружающий мир, любят общение, наблюдают, играют, исследуют. Они еще не стали маленькими «почемучками» из-за небольшого словарного запаса, но невероятное любопытство и стремление узнать больше нельзя не заметить.

Понимание речи

Если в возрасте 12 мес ребенок еще знает небольшое количество слов, то к полутора годам понимание речи значительно улучшается. Специалисты проводят оценку понимания речи с помощью простых заданий. Малышу показывают две похожие картинки, игрушки или предметы, которые отличаются каким-то свойством. Например, это могут быть два кубика разных цветов, две картинки с кошками разных размеров и пр. Ребенка просят показать какой-то определенный предмет с названными свойствами («Покажи красный кубик»). После выполнения задания предметы (картинки) меняют местами и просят повторить действие. Ребенок в полтора года хорошо понимает, что от него требует взрослый, знает названия многих предметов и их свойств.

Активная речь

Когда ребенку полтора года в его словарный запас входят облегченные слова («би-би», «ба-ба» и пр) и слова с правильным произношением. Очень часто ребенок правильно произносит слова во время увлеченности или заинтересованности, особенно при поддержке, объяснении и поощрении взрослого. Важно стараться чаще использовать слова именно с правильным произношением и стимулировать переход от облегченных слов к обычным. Для оценки речи специалисты показывают малышу разные картинки или игрушки с просьбой назвать их. Средняя норма знания слов в этом возрасте до 20.

Сенсорное развитие

Ребенок в полтора года хорошо ориентируется в основных формах: шар, кубик, конус (призма). Он различает игрушки по этим формам, может выделять игрушки по размеру и цвету. Если из большого количества игрушек взять кубик и попросить малыша найти и дать аналогичный, то ребенок легко справится с заданием. В полтора года ребенок по просьбе взрослого может выполнить и другие игровые действия (построить домик из кубиков, покормить куклу, собрать пирамидку). Если малыш немного затрудняется с заданием, то он легко повторит действия после демонстрационной подсказки взрослого.

Ребенок в полтора года во время игры может выполнять уже более сложные ситуационные действия, чем раньше. Например, маленькая девочка уже в этом возрасте может имитировать расчесывания волос кукле, а мальчик чинить машинку. Такие усложненные действия и ситуации говорят о нормальном развитии малыша.

Движения

Физическое развитие и движения тоже улучшаются. Ребенок может перешагивать через небольшие препятствия приставным шагом. Это основный навык, который может проверить специалист. Для этого перед малышом кладут небольшие брусочки. Если ребенок способен перешагнуть через них, то это указывает на хорошее общее развитие.

Навыки

Малыш должен уже пытаться или даже хорошо кушать ложкой жидкую пищу сам. Для этого нужна удобная для ребенка небольшая ложка и достаточно глубокая специальная детская тарелка. Ребенок в полтора года держит ложку зажимая в кулачке – это нормальный для такого возраста навык. Более простым навыком считается умение самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Обычно такой навык формируется уже к возрасту 1 год 3 мес. Ребенок кажется еще неаккуратным, возможно не хочет или не может кушать все сам, но проявлять заинтересованность к самостоятельности он должен.

Автор: Специалист по грудному вскармливанию и уходу за новорожденными Колесникова Екатерина
Дата публикации 08.11.2016
Перепечатка без активной ссылки запрещена!

Педантичные родители подрастающего малыша неизбежно озадачиваются вопросом: что должен уметь ребенок в полтора года. Разумеется, существуют некоторые «нормативы» правильного развития детей в любом возрасте не только по «линейным параметрам»: росту, весу, объемам тела и головы, но и приобретенным навыкам, способностям. Полезно владеть такой информацией, но не стоит особенно расстраиваться, если малыш в этом плане отстает от сверстников. Человек очень сложен, процесс его развития во время активного роста протекает индивидуально.

Содержание статьи:

Ребенку полтора года

Физиологические достижения

Улучшенная координация и совершенствующаяся моторика дарят малышу свободу перемещения. Кроха уже не только способен носить предметы в руках, толкать перед собой коляску, но и катить за собой игрушку (машинку) на веревочке. Вот, что умеет ребенок в полтора года:

  • • уверенно ходить не только прямо, но и менять направление во время движения;
  • • самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице переменным шагом;
  • • преодолевать препятствия (обходить, переступать);
  • • бросать мячик вверх, вниз, вперед;
  • • двигаться по чуть наклонной плоскости;
  • • самостоятельно садиться и сидеть на скамье, стульчике, уверенно забираться на мягкую мебель;

Развитие речи

К полутора годам некоторые малыши начинают произносить фразы из двух слов (без учета склонения), а большинство из них имеет активный словарный запас более чем из десяти слов. В этот период идет накопление пассивного словаря (ребенок знает слов намного больше, чем способен выговорить). Если уделять достаточно внимания крохе, реагировать и отвечать на его (пусть даже негласные) вопросы, постоянно показывать и называть вещи своими именами (не коверкая слов, четко и правильно), то малыш быстро начнет говорить целыми предложениями.

А пока не стоит расстраиваться, если ребенок разговаривает на своем языке: собачка – ав-ав, машина – би-би и тому подобное. Вполне нормально, если в арсенале крохи более 40 таких слов – в скором будущем он обязательно заговорит на обычном языке.

Проявления умственного роста

Развитая речь – признак совершенствующегося интеллекта малыша. Если кроха хорошо говорит, то вполне возможно, что ребенок в 1.5 года умеет:

  • • различать несколько цветов (легко находит вещь определенного цвета);
  • • обобщать предметы по признаку (показать несколько разных игрушек одинакового цвета, указать, где находится носик или глазки у мамы, у куклы, у мишки, у себя и тому подобное);
  • • различать предметы по форме: круг, квадрат, треугольник;
  • • оставлять след на бумаге карандашом или фломастером в виде не совсем прямых черточек, завитков, незамкнутых овалов, не порвав при этом ее;
  • • уверенно листать страницы книги, имитировать чтение;
  • • рассматривать картинки, говорить, кто изображен на них или показывать жестами (например, как летит птичка или умывается кошка);
  • • собирать пирамидку без учета размера колечек;
  • • строить башенку из трех – четырех кубиков, а не только разрушать шаткие постройки;
  • • делать куличики из мокрого песка.

Это не полный перечень. В этом возрасте у ребенка появляются понятия: «горячо – холодно», «маленький – большой». Некоторые родители умудряются разучить с полуторагодовалым крохой большинство букв алфавита, что необязательно поможет ребенку быстрее начать читать, а если переусердствовать, отвратит малыша от этого занятия. Лучше больше времени уделять обзаведению нужными для жизни привычками.

Полезные бытовые навыки

Окрепший ребенок 1,5 года, развитие физических данных которого расширяет его возможности в познании мира, уверенно держит ложку (пока в основном в кулачке) и применяет ее для еды густой пищи из миски или тарелочки. Многие детки пьют из чашки и самостоятельно ставят ее на стол, с удовольствием используют трубочку для сока, пытаются, есть суп ложкой.

В это время ребенок активно учится одеваться. «Стянуть» с себя шапочку, рукавички, носочки – он уже в состоянии. Нужно поощрять попытки малыша все это надеть на себя: терпеливо подождать пока кроха справится с непослушными предметами одежды, немножко помочь и подправить «результат трудов», обязательно похвалить юного экспериментарора.

В семье подрастает помощник: кроха приносит – относит что-либо по просьбе, может выбросить мусор в ведро. С удовольствием выполняет простейшие манипуляции, подражая взрослым.

Большинство малышей в этом возрасте начинают спокойно переносить гигиенические процедуры. Могут подставлять под струю воды ручки и ножки. Потереть одну руку о другую («помыть»). Просятся в туалет.

Не только своими достижениями радуют дети мам. В этот период изменяется качество общения малышей с родителями. Ребенок становится привлекательным для родственников не только очарованием детской внешности, но и проявлением чувств.

Эмоциональный фон

Ребенок различает перемену настроения мамы, понимает, что она рассердилась или обрадовалась. Малыш активно копирует взрослые эмоции и может «превращать взрослых» в игрушки, вызывая бурное проявление чувств (внимание родителей) своими действиями, радостным криком или громким воем.

В это время начинают формироваться жесты социального значения. Малыш сочувствует (жалеет): по просьбе старшего, подражая, очень редко проявляет инициативу.

Полтора года – возраст, когда ребенок быстро переключается с одной эмоции на другую. Например, заливается слезами при расставании с мамой, а затем быстро «забывает горе», услышав веселую мелодию.

В целом, развитие ребенка в полтора года стремительно набирает обороты и грех не воспользоваться этим. Малыши уже довольно самостоятельны, но оставлять их надолго без внимания не следует. Заботливым родителям удается оградить активных деток от неизбежных травм, обеспечить любознательных развивающими играми, окружить теплом и нежностью, научить любви.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector