Ребенку 1 год и 4 месяца

Ваш малыш взрослеет с каждым днем. Постепенно развивается и его способность к обучению. У малышей этого возраста уже достаточно неплохо развита память. Ребенок может вспомнить, что происходило с ним несколько часов или даже дней назад.

Продолжается развитие речевого аппарата. В среднем, до 1,6 года, ребенок может добавлять в свой словарный запас по 3-4 слова каждый месяц. Однако бывают исключения. Иногда малыш, просто не хочет разговаривать, при этом его пассивный словарный запас достаточно широкий. Такие дети, как правило, спустя время, выдают все накопленные знания в один момент, чем очень сильно удивляют всех окружающих. Однако это может стать возможным, при условии, что с малюткой будут серьезно заниматься. Если малыш в этом возрасте не произносит ни одного слова, следует обратить внимание на развитие мелкой моторики. В этом хорошо помогает рисование (карандашами или красками) и лепка.

Ребенок в 1 год и 4 месяца очень активен, ему все интересно. Теперь, когда исследованы все ящики и предметы в доме, то же самое, малыш, стремится сделать и на улице. Кроха может заглядывать под каждый кустик, изучать все, что увидит на земле. К сожалению, ребенок еще не понимает, что можно брать в руки, а чего брать категорически нельзя. Поэтому главная задача родителей на этом этапе – дать малышу понимания того, что может принести ему вред. Гуляя на улице, везде следуйте за юным исследователем, это даст возможность контролировать то, что он берет в руки или тянет в рот.

Ребенок в 1 год и 4 месяца. Достижения.

Достижений с каждым месяцем становится все больше. Некоторые дети уже не только хорошо ходят, но и начинают бегать. Другие, наоборот, только недавно начали хорошо ходить. Дети от 1 до 1,6 года очень разные и достижения у них также могут быть разными. Поэтому родители не должны пытаться кому-то соответствовать, а просто делать все, чтобы ребенок развивался гармонично.

Кроме физических возможностей, с каждым днем, развивается интеллектуальный уровень малыша. То, насколько высоким он будет, напрямую зависит от родителей. Не питайте иллюзий, что кроха всему научится сам, это вряд ли случится. Продолжайте знакомство ребенка с книгой. Подбирая книги, отдавайте предпочтение тем из них, в которых есть крупные, простые рисунки, без лишних деталей. Дети в этом возрасте могут концентрировать внимание в течении 5-10 минут, учитывайте это при занятиях. Никогда не переутомляйте и не заставляйте малыша, этим Вы отобьете у него охоту учиться.

Ребенок в 1 год и 4 месяца. Возможные проблемы.

У некоторых детей, в этом возрасте, могут радикально меняться вкусовые пристрастия. То, что малыш, с огромным аппетитом кушал еще месяц назад, теперь ему не нравится. Бывают периоды, когда ребенок вообще хочет что-то одно, при этом разнообразить его рацион становится крайне сложно. Не стоит заставлять ребенка кушать насильно, этим Вы ничего не добьетесь, только усложните ситуацию. Попробуйте некоторое время кормить малыша тем, что ему хочется, но при этом, постоянно предлагайте другие блюда, на выбор. Скорее всего, спустя несколько дней, ребенок поменяет свое мнение и начтет кушать то, что предлагаете ему Вы.

Ребенку 1 год и 4 месяцаЕсли до года ребенок ежемесячно ощутимо прибавляет в росте и весе, то на втором году жизни также быстро изменяются его поведение, навыки и привычки. Теперь точно сказать, что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца, не получится, есть только примерный перечень навыков и умений, которыми овладевает большинство детей такого возраста. Чтобы быть уверенными в правильности физического и психического развития малыша на втором году жизни, психологи советуют родителям вести дневник развития ребенка, это не только поможет точно оценить темпы его роста, но и сохранить в памяти интересные моменты и смешные случаи, которые очень быстро забываются из-за постоянной суеты и нехватки времени. А вот потом, без такого дневника, будет достаточно трудно вспомнить, когда ваш малыш впервые сам начал есть ложкой, залез на стул или как смешно он произносил первые слова. Большинство родителей, у которых дети уже выросли, не могут точно сказать, что и когда начал делать их малыш, исключая, конечно, такие «знаковые» события, как первый шаг или первое слово.

Физическое развитие ребенка в 1 год и 4 месяца

Вне зависимости от пола, все дети в 1 год и 4 месяца должны уметь самостоятельно вставать, ходить, держась за опору и делать несколько шагов самостоятельно. Большинство детей в этом возрасте уже уверенно ходят и даже бегают, если ребенок еще даже не делает попыток самостоятельно вставать и ходить, нужно обязательно проконсультироваться с педиатром или невропатологом, возможно, ему не хватает витаминов, кальция или нужно заниматься укреплением мышц нижних конечностей.

Среди других физических навыков малышей в 1 год и 4 месяца можно отметить умение подниматься и спускаться по лестнице, держась за руку взрослого или перила, попытки самостоятельно залезать и слезать со стульев, дивана и так далее. В этом возрасте сильно увеличивается риск травматизации ребенка, поэтому его нельзя оставлять без присмотра даже на несколько минут – у детей в 16 месяцев еще не очень хорошо скоординированы движения, отсутствует страх перед падением, и они еще не понимают, какие их действия могут привести к травме.

В 1 год и 4 месяца рекомендуется начинать приучение ребенка к горшку, ни в коем случае нельзя постоянно, особенно в дневное время, держать карапуза в подгузниках, он должен понять связь между позывами к мочеиспусканию и неприятными ощущениями от мокрых штанишек. Если упустить этот момент и не начать вовремя приучать ребенка проситься на горшок, он привыкнет к тому, что не нужно как-то реагировать на желание сходить в туалет и отучать его от одноразовых подгузников потом будет гораздо сложнее.

В этом возрасте малыши активно пробуют есть самостоятельно, они зажимают ложку в кулачке и не всегда точно попадают ее в рот, но не стоит пытаться переучивать маленького непоседу или заставлять его есть аккуратно – он просто не может этого сделать из-за несовершенства координации движений. Лучше запастись терпением и большим слюнявчиком и дать ребенку возможность самостоятельно есть кашу, пюре, творожок и другие густые продукты.

Нервно-психическое развитие ребенка

В 16 месяцев малыши поражают взрослых своей энергией и жизнерадостностью. Здоровые дети, поспав ночью 9-10 часов, просыпаются с огромной жаждой деятельности и сразу же начинают требовать от окружающих внимания и действий. В этом возрасте важно дать ребенку возможность не просто побегать и попрыгать, но и удовлетворить сенсорную жажду и эмоциональное любопытство. Другими словами, ребенок должен получать как можно больше впечатлений и как можно больше трогать, изучать на ощупь, на вкус и с помощью других органов чувств.

В таком возрасте очень полезны занятия по системе Монтессори – они дают возможность ребенку самому решать, что именно он будет делать сегодня и помогают развивать все органы чувств – от зрения до осязания. Если посещать специальные занятия нет возможности, создать подобную среду легко дома – просто давая ребенку возможность играть с тем, чем он хочет и, стараясь предоставить ему как можно больше объектов для изучения.

В возрасте 1 год и 4 месяца малыши произносят от 4-10 слов, понимают обращенную к ним речь взрослых, правильно реагируют на просьбы и знают названия не только предметов обихода, но и животных, овощей и фруктов, а также частей тела. Маленькие непоседы очень любят находиться рядом с родителями и повторять буквально все, что они делают. Так что, лучше заранее запастись маленьким веником, специальной небьющейся посудой, игрушечным утюгом и другими подобными предметами, которые помогут детям почувствовать себя «взрослыми».

Дети в этом возрасте уже не просто играют с игрушками, а совершают с ними определенные действия или играют в простые сюжетные игры, они могут насыпать песок в ведерко, переливать воду из одной емкости в другую, катать машинки с кубиками, носить и укачивать кукол, кормить игрушки из ложки и так далее. По-прежнему малышей интересуют кубики, из которых можно строить башни, пирамидки с колечками и другие подобные игрушки, но вот в 1 год и 4 месяца можно уже обратить внимание ребенка на более сложные развивающие игры – фигурки с вкладышами, простые лабиринты, всевозможные предметы, которые нужно перекладывать или пересыпать куда-то.

Ближе к полутора годом дети становятся спокойнее, они меньше капризничают и охотно повторяют все действия за родителями. Большинство малышей в этом возрасте предпочитают все делать самостоятельно, а помощь родителей принимают, только убедившись, что сами справиться не смогут. В этом возрасте дети еще не понимают необходимости делиться своими игрушками и не желают ждать даже несколько минут, родителям не стоит пытаться силой отбирать у малыша понравившуюся вещь или уговаривать его подождать. Опытные психологи советуют переключать внимание малыша на другие предметы, а если нужно провести время, ожидая чего-то, играть с ребенком в простейшие игры, вроде «ладушек», «ку-ку» или разучить и показывать пальчиковые игры.

Что должен уметь ребенок в 1 год и 4 месяца

Нормально развивающийся ребенок в 1 год и 4 месяца должен самостоятельно вставать, ходить, держась за опору, садиться и поворачиваться в разные стороны.

Среди других навыков стоит отметить умение держать ложку, попытки самостоятельно есть, пить из чашки, также ребенок должен знать назначение всех бытовых предметов – пытаться надеть футболку на голову, а носки – на ноги, подражать действиям взрослых во время уборки или готовки, охотно повторять за ними звуки и движения.

Считается обязательным умение ребенка выполнять просьбы взрослых: «принеси, подай, покажи», произносить несколько простейших слов или звукосочетаний, а также эмоционально реагировать на разные ситуации, Например, ребенок должен радоваться, когда видит родителей, плакать, когда они уходят или расстраиваться при необходимости возвращаться с прогулки.

Девочки и мальчики

В возрасте около полутора лет разница между девочками и мальчиками становится все заметнее – они предпочитают не только разные игрушки, но и разные игры. Девочки отдают предпочтение играм с мелкими предметами, любят сюжетные игры – кормят кукол, убирают дом и так далее, а вот мальчики больше любят активные игры и выбирают игры с мячом, машинками и обычно, меньше времени могут провести, сосредоточившись на одном и том же занятии. Становится заметна разница и в поведении и эмоциональности детей – девочки чаще плачут, больше любят обниматься или сидеть на руках у родителей, мальчики ведут себя более самостоятельно и независимо и гораздо меньше внимания обращают на эмоциональное состояние окружающих.

Ребенку 1 год и 4 месяца

Однообразие первого года жизни осталось позади. В 16-месячном возрасте малыш начинает брать пример с взрослых, проявляя первые попытки к самостоятельности и проявлению индивидуальности.

Развитие навыков ребёнка в возрасте 1 год и 4 месяца

Позитивные изменения можно отметить во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Крупная моторика

  • умение самостоятельно ходить с широко расставленными ножками и ручками, что помогает удерживать равновесие;
  • поднятие тельца из положения лёжа в положение сидя без чьей-либо помощи и без опоры на предметы;
  • попытка сесть из положения стоя пока выглядит как неуклюжее падение на попу; ползание по лестнице в обоих направлениях, спуск вниз проделывается на четвереньках;
  • способность переносить с места на место одну большую игрушку или сразу несколько маленьких;
  • толкание игрушки с длинной ручкой впереди себя или протягивание за собой предмета на колёсиках при наличии верёвки.

Мелкая моторика

  • способность строить башню с помощью кубиков или пирамиду из колец;
  • снятие крышки с коробки и переворачивание с целью вытряхнуть предметы изнутри;
  • складывание игрушек в коробку.

Употребление пищи

  • умение пить из кружки-непроливайки без помощи взрослых;
  • попытки кушать ложкой самому;
  • разжёвывание еды, предварительно измельчённой на кусочки;
  • самостоятельное употребление мягких фруктов, печенья и других продуктов.

Гигиена

  • попытки намылить ручки и ножки во время купания бруском мыла;
  • проба вытереться полотенцем без маминой помощи.

Одевание

  • стягивание носочков, снятие тапочек или предварительно расстёгнутых ботинок;
  • снятие шапочки, на которой отсутствуют завязки;
  • оказание помощи взрослому в одевании самого себя.

Игровая деятельность

  • постепенное осознание назначения предметов, проявляемое в игре – ребёнок кладёт мишку в кузов грузовика и возит по комнате или берёт куклу с собой за стол и пытается покормить из ложечки;
  • подражание жестам взрослых – малыш делает вид, что собирается выйти во входную дверь или притворяется спящим и храпит;
  • проявляет интерес к играм с очерёдностью – перебрасывать мячик друг другу, рисовать по кусочку рисунок, передавая карандаш;
  • движения карандашом происходят с размахом и экспрессией;
  • проявляется желание использовать для рисования пальчиковые краски, мелки, карандаши;
  • во время игры добавляются соответствующие звуки: играя с машинкой, ребёнок произносит «би-би», если в руках оказывается плюшевая собачка, то слышно: «гав-гав».

Психоэмоциональные особенности ребёнка в 1 год и 4 месяца

В этот период можно заметить первые проявления эмпатии – способности сопереживать другим. Малыш, замечая настроение взрослых, может обнять, погладить, жалея или же «погрустит» за компанию с теми, у кого из родственников плохое настроение.

Он учится передаче собственных эмоций и чувств с помощью мимики и жестов. Проявляется чёткое разграничение реакции на знакомых людей и чужаков.

Указав пальчиком на какой-то предмет, требовательно говорит: «Дай!», чтобы получить вещь или «Что это?», желая узнать название.

В этом возрасте некоторые дети уже способны участвовать в совместных играх с ровесниками на детской площадке. А если кто-то из малышей захочет поиграть с его игрушкой, может начать плакать и истерить. Возможны даже агрессивные вспышки в сторону «захватчика». Подобная реакция связана с тем, что ребёнок не понимает, как должен реагировать в подобной ситуации.

Ребенку 1 год и 4 месяца

Внимание

  • выслушивание собеседника и ответ в виде жестов, с помощью мимики или короткими словами;
  • прослеживание взглядом в сторону, указываемую взрослым, и фиксация на названом объекте;
  • повторение действий ближайшего окружения во время игр;
  • рассматривание иллюстраций в детской книжке и попытки назвать предметы и героев изображённых на картинках;
  • движения под музыку, попытки сделать танцевальные па.

Симпатии и привязанности

  • обидевшись на кого-то, попытка получить эмоциональную поддержку, обнимая другого взрослого;
  • выделение из общего количества игрушек одной, самой любимой, и готовность носить её всегда с собой;
  • попав в окружение людей, где много незнакомцев, желание отыскать глазами знакомую личность и подойти к ней;
  • повторная готовность прослушивать одну и ту же сказку или пересматривать полюбившийся мультфильм.

16-месячный ребёнок постепенно расширяет словарный запас до 10-50 слов. Все они используются с целью познания окружающего мира.

Кроме этого малыш с удовольствием:

  • повторяет за взрослыми простые звуки лепетного плана;
  • сопровождает соответствующими звуками самостоятельные игры – гудит как самолёт или имитирует звук мотора автомобиля;
  • во время проговаривания звуков и простых слов подключает мимику, жестикулирует, выражает голосом соответствующее настроение – расстройство или восторг;
  • указывание пальчиком на знакомые объекты и одушевлённые предметы – маму, дедушку, собачку, машинку, игрушечного медвежонка;
  • называние героев из книги самостоятельно или по просьбе кого-то из взрослых.

Занятия на развитие

Развитию мелкой моторики способствуют игры с пластилином и песком, использование пальчиковых красок, ощупывание кусочков тканей с разной фактурой.

Развивать речевые навыки помогут иллюстрированные книжки, карточки с изображением предметов, угадывание цветов, просьба показать пальчиком на один из окружающих предметов.

Координировать движения и улучшать логическое мышление можно с помощью коробок разных размеров. Следует предлагать малышу складывать внутрь предметы или сортировать предметы – кубики отправлять в большую коробку, а шарики – в маленькую. Кроме этого можно нанизывать бусинки на нитку, оперировать пластиковыми стаканчиками, входящих один в другой.

Игрушки

Следует постепенно приучать ребёнка к ролевым и сюжетным играм с использованием игрушечных предметов – посудки, ведёрок, лопаток и настоящих бытовых предметов.

Развивать моторику можно с помощью пирамидок, формочек для песочницы, кинетического песка, фактурных игрушек, мозаики, простых конструкторов с крупными запчастями.

Речь развивается посредством «говорящих» игрушек, иллюстрированных детских книжек, карточек с отдельными картинками.

Выбирая игрушки для сына или дочери, обязательно учитывайте личные предпочтения ребёнка. Девочкам обычно нравится играть с игрушками в сюжетные игры. Мальчики же предпочитают играть в мяч или катать машинки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector