Развиваем речь ребенка 2 лет

Владение устной речью важно для полноценной жизни. Нередко на детской площадке можно увидеть двухлетних детей, разговаривающих внятно и четко. Но среди них есть и те, которые выражают эмоции, жестикулируя руками или в виде звукоподражаний.

Многих родителей эта проблема начинает беспокоить. Ситуацию усугубляют наставления и примеры из жизни посторонних о том, что отсутствие речи может повлечь за собой тяжелые психические проблемы. В итоге новоиспеченные мамы начинают водить своих отпрысков к врачам, или, еще хуже того – к местным знахаркам.

Диагностика ЗРР

Ежегодно детские сады отправляют сотни двухлетних малышей на специальные медико-психологические комиссии, где специалисты в индивидуальном порядке оценивают владение ребенка речью. При обнаружении каких-либо отклонений ребенку выставляют диагноз ЗРР (задержка речевого развития), а родителям даются соответствующие рекомендации. Чаще всего таких детей направляют в специализированные дошкольно-образовательные учреждения логопедической направленности.

Нормы речевого развития

Несмотря на то, что двухлетний ребенок может не разговаривать, он может прекрасно понимать обращенную к нему речь и просьбы, что свидетельствует о его полноценном психическом развитии. При этом у малыша, как правило, хороший аппетит и сон, он владеет элементарными бытовыми навыками и может исполнять небольшие просьбы. Отклонением от нормы считается отсутствие фразовой речи к трем или четырем годам. Причиной этого могут быть как неврологические заболевания, например ППЦНС, так и психические (перенесённый стресс, испуг). В таком случае, помимо коррекционных работ, ребенку потребуется медикаментозное лечение.

Как научить ребенка разговаривать?

Если медики не выявили у ребенка никаких серьезных проблем, родителям, в первую очередь, необходимо пересмотреть свое поведение по отношению к ребенку. Возможно, молчаливость сына или дочери связана с отсутствием родительского внимания и контакта. Малыш быстрее начнет говорить, когда слышит разговорную речь, поэтому желательно, чтобы в доме был включен телевизор или работало радио.

Развитие мелкой моторики также способствует формированию речи и мышления. В годовалом возрасте ребенку под присмотром взрослых нужно манипулировать с мелкими предметами, например, перекатывать бусы или отсортировывать их по цветам. Двухлетним детям логопеды советуют читать стихи, сказки, потешки, показывать карточки с изображением предметов, животных и называть их, делать артикуляционную гимнастику, разрабатывая таким образом речевые мышцы.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Безусловно, в два года практически ни один малыш пока не может похвастаться невероятными достижениями в плане разговорных навыков. Более того, сегодня логопеды говорят о позднем речевом развитии у детей. Следует учитывать, что становление речи – достаточно индивидуальный процесс, который у всех происходит по-разному. Однако, если у малыша заметны трудности в данном вопросе, необходимо помочь ему справиться с этим этапом развития. Ведь большинство логопедических проблем легко решаются в наиболее раннем возрасте. И чем младше ребенок, тем проще ему поставить правильную речь.

Нормы формирования разговорных навыков

Важно отметить, что нормативные показатели – это достаточно обобщенные и сухие данные. В них не учитываются индивидуальные физиологические и психологические особенности ребенка, которые в большинстве случаев играют решающую роль. Во многих случаях только специалисты могут определить наличие каких-либо сложностей или отклонений у малыша.

Как бы то ни было, официальными нормами развития речевого аппарата у детей принято считать:

  • до 5-6 месяцев – период гуления, когда малыш издает звуки, интонационно схожие с привычными словами;
  • 7-8 месяцев – 1 год 2 месяца – подражание животным, повторение односложных слов («дай», «ма», «ба», «мяу», «гав»);
  • 1 год 2 месяца – 2 года 6 месяцев – расширение словаря, составление первых словосочетаний, фраз и предложений;
  • 2 года 7 месяцев – 3 года 5 месяцев – закрепление и четкая формулировка предложений, словесные игры, сочинение историй в слух.

При этом следует также учитывать, что девочки начинают говорить гораздо раньше, нежели мальчики. Они активно подражают взрослым, быстро копируют их слова, интонацию и произношение. В свою очередь, мальчикам проще составлять грамматически правильные предложения.

Почему может молчать или плохо говорить ребенок в 2 года?

Безусловно, причины, по которым малыш может не разговаривать или делать это с большим трудом в таком возрасте, могут быть вызваны травмами, заболеваниями или задержками в развитии. Однако специалисты выделяют еще 2 причины, не связанные с вышеперечисленными проблемами, по которым малыш может испытывать трудности с формированием речи:

  • Отсутствие достаточного количества разговорного общения. Логопеды утверждают, что говорить с малышом необходимо с первых дней его жизни. Делать это нужно не только для того, чтобы он слышал слова и предложения, но и для пробуждения в нем интереса к речи. Впоследствии это поможет увлечь ребенка, и он сам будет стремиться быстрее освоить разговорные навыки.
  • Нечеткая, беглая или быстрая речь взрослых. Если окружение ребенка общается слишком непонятно для малыша, он просто не будет в состоянии понимать и повторять за взрослыми слова. Родителям следует говорить медленнее, сделать четче и выразительнее, и не только в прямом общении с крохой, но и когда просто находится рядом.

Какая обстановка положительно поможет ребенку быстрее сформировать правильную речь?

Если двухлетний ребенок не говорит или плохо проявляет речевые способности, следует обратить внимание на такие параметры окружающей среды, как:

  • активное общение между членами семьи;
  • наличие достаточной коммуникации между ребенком и его сверстниками (или детками немного старше);
  • отсутствие постоянно отвлекающего шума (громко работающий телевизор, компьютер и проч.).

Необходимо в первую очередь обеспечить качественную языковую среду, в которой малыш сможет доступно воспринимать речь окружающих, понимать ее и, соответственно, самостоятельно воспроизводить.

Как стимулировать ребенка разговаривать много и грамотно?

Многие малыши склонны в процессе формулировки фраз или даже одиночных слов замыкаться в себе и не произносить их вслух. Для активного развития речевого аппарата у двухлетних детей специалисты советуют:

  1. Не бранить ребенка за молчание или ошибки. Это может сформировать негативное отношение малыша к разговорам, и он совсем не захочет ничего делать в этом направлении.
  2. Поощрять малыша за произношение слов, хвалить за новые речевые проявления.
  3. Многократно повторять наименования предметов во время игр, прогулок и других занятий.
  4. Задавать вопросы и дожидаться, пока ребенок ответит. Важно не перебивать малыша и не заканчивать за него слова и предложения.
  5. Дожидаться, пока кроха словами выскажет свои желания. Так, если ребенок показывает пальцем на стакан, родители могут делать вид, что не понимают его, пока он не произнесет слово «пить».
  6. Читать много сказок, рассказов и историй, петь вместе песни и проговаривать простые стишки.
  7. Общаться с ребенком много и правильно, не сюсюкая и не искажая слова. Для лучшего восприятия, родителям следует четко артикулировать и упростить собственную речь до коротких фраз и слов.

Чтобы отследить наличие прогресса, можно завести отдельную тетрадку, в которой родители смогут отмечать появление новых звуков и слов у малыша.

Какие упражнения помогут ребенку преодолеть речевые барьеры?

Безусловно, для решения сложностей с формированием речи следует обратиться к логопеду, а в некоторых случаях также к психологу. Специалисты помогут малышу стабилизовать речевой аппарат и правильно поставить воспроизведение звуков. При этом, для достижения положительного результата следует проводить комплексную работу и дополнять логопедические и психологические занятия домашним развитием. Ниже представлены примеры упражнений на развитие речевых навыков у двухлетних малышей, которые специалисты рекомендуют практиковать в домашней обстановке.

Пример №1 «Не понимаю».Упражнение проводится в игровой форме. Родители делают вид, что совершенно не понимают, чего хочет малыш. Если он указывает на печенье – следует подать ему любой другой предмет. При этом, не стоит ругать малыша, а лишь эмоционально проявлять искреннее непонимание.

Аналогично можно поступать с игрушками, располагая их на недосягаемой для крохи высоте. Когда он будет жестами просить определенную вещь – подавать абсолютно иную. При этом, каждая игрушка должна быть обозначена простым словом («мяч», «кукла», «машинка» и др.). Следует подольше не давать желанный предмет, чтобы дождаться от крохи словесного выражения желания.

Когда родитель будет давать малышу ту игрушку, которую он хотел – следует несколько раз повторять «Ты хочешь куклу? Вот тебе кукла. Держи куклу». Очень скоро ребенок станет повторять эти слова и будет сразу называть предмет, который он хочет получить, чтобы не терять время с «непонятливыми» родителями.

Пример №2 «Важное поручение».Малыши с раннего возраста любят, когда их делают ответственными за «важные» дела. Следует почаще просить ребенка что-то принести или узнать у других членов семьи какую-либо информацию. При этом важно объяснить крохе, на сколько незаменимой является его помощь, и что только ему под силу справиться с этим заданием. Это будет стимулировать малыша, ведь для того, чтобы оправдать возложенные на него надежды, ему нужно будет объясниться словами.

Пример №3 «Договори слово». Родитель произносит начальный слог слова, а малыш – заканчивает его. Коллективное произношение позволяет детям избежать боязни совершить ошибку, расслабляет и стимулирует к более активному проявлению речевых навыков.

При этом, не стоит пренебрегать помощью грамотных специалистов. Опытный логопед позволит не только развить активную и правильную речь, но и высшие психические функции малыша.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Речь – важнейшее условие для умственного и психического развития ребенка. Отклонение от нормы часто является признаком серьезного нарушения. Наилучших результатов удается достичь только при своевременной диагностике и правильной коррекции. Именно поэтому родители должны внимательно следить, как протекает речевое развитие их малыша. Рассказываем, какие этапы развития речи от рождения до 6 лет выделяют специалисты.

Первый год жизни

Ребенок попадает в языковую среду с момента рождения. Он слышит речь взрослых, реагирует на того, кто с ним говорит. Речь начинает развиваться с первого дня жизни.

  • От рождения до 2 месяцев. Со взрослыми малыш общается посредством улыбки, спонтанных вокализаций гласных. О своих потребностях, дискомфорте он сообщает криком.
  • В три месяца происходит формирование речевого дыхания. Младенец гулит, растягивая и припевая гласными. В этом возрасте родители могут услышать первый смех.
  • В четыре месяца ребенок обычно испытывает сильную радость при общении. Он уже умеет «жонглировать» звуками, гуление становится более сложным: один гласный плавно переходит в другой, например «ОООО-УУУУ-АААА и т.д.».
  • В пять месяцев малыш активно гулит. Он учится произносить простые согласные звуки и соединять их с гласными. Например, «ПЯ», «ПА», «МА», «БА» и пр.
  • Шесть месяцев – это время появления лепетных слов типа «БАБА», «ГАГА», «НАТИ» и т. д., некоторые из них приобретают значение, но чаще всего слоги соединяются в случайном порядке.
  • В 7 месяцев младенец понимает обращенную речь взрослого, активно использует лепетные слова, пытается вести примитивный диалог.
  • В 8-12 месяцев ребенок осваивает интонацию родного языка, во всяком случае, он может произнести несколько слогов с разной интонацией. Он использует простейшие слова «ДАЙ», «МАМА», «НА» и другие, обозначающие базовые действия и близких родственников. К году активный словарный запас обычно составляет около 15 слов

Если к 12 месяцам нет ни гуления, ни лепета, ребенок не реагирует на речь взрослого, необходимо срочно проконсультироваться с логопедом.

От года до 1,5 лет

В этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается до 30-50 слов (названия предметов, действий). Он употребляет их в значении предложений, дополняя жестами, интонацией и мимикой. Иногда он составляет из облегченных слов короткие двухсловные предложения типа «ДАЙ МАМА». Малыш начинает активно познавать мир, и родители должны ему в этом помогать: называть предметы и их характеристики, например, «чай горячий».

От 1,5 до 2 лет

Словарный запас быстро увеличивается, ко второму дню рождения многие дети знают около 200 слов, среди них есть прилагательные и местоимения. Облегченные варианты слов сменяются правильной формой. Все чаще в речи появляются простейшие предложения из 2-3 слов. Малыш связывает слова с конкретным значением, употребляет их осмысленно, правда, слова обозначают обобщенные понятия. Например, слово «КИСА» обозначает всех кошек вообще, а не конкретную. Ребенок хорошо понимает простые побудительные предложения типа «Дай», «Пойдем гулять».

К концу второго года жизни дети с удовольствием слушают сказки и песни, различают слова по их звучанию. Во время игры ребенок часто говорит сам с собой, называя свои действия.

От 2 до 2,5 лет

В этом возрасте дети с легкостью повторяют фразы, услышанные от взрослых, запоминают коротенькие стихи. Лексикон быстро расширяется, ребенок знает и активно употребляет 300-700 слов. Длина предложения увеличивается до 3-4 слов, но они еще грамматически неправильны. В речи появляются глаголы, существительные, наречия («тут», «здесь»), служебные слова. Со сверстниками и взрослыми ребенок общается именно при помощи речи. Ребенок хорошо понимает рассказы взрослых о событиях, участником которых он был лично.

Когда нужно срочно показать малыша логопеду? Если ребенку уже исполнилось 1,5 -2,5 года, а в его речи все еще нет слов с конкретным значением, например, «ПИТЬ», «МАМА», «ИДИ», он говорит на своем собственном «птичьем» языке.

От 2,5 до 3 лет

Малыш активно познает мир, и речь взрослого становится для него важным источником знаний. Словарный запас очень быстро растет. Предложения становятся более сложными, в них меньше ошибок. Ребенок хорошо понимает просьбы взрослого, состоящие из двух действий. В речи появляются падежи и местоимение «я». При произношении длинных слов могут пропадать некоторые слоги, звуки произносятся то правильно, то с ошибками.

Если в 3 года ребенок молчит, но «всё понимает», общается преимущественно жестами и мимикой, «мычит», то следует срочно исключить алалию. Это может сделать только опытный логопед.

От 3 до 4 лет

В этот период ребенок овладевает почти всеми звуками родного языка и может даже заметить, если их неправильно произносят другие дети. Словарный запас составляет 1500 – 2000 слов, в речи употребляются глаголы, существительные, прилагательные, числительные, служебные слова. Ребенок правильно использует названия основных цветов, личные местоимения, некоторые антонимы («большой – маленький»), умеет объединяет слова в группы, рассуждать, может связно рассказать о себе – назвать имя, фамилию, возраст, пол. Речь становится грамматически правильной. Большой интерес ребенок проявляет к сказкам, стихам, песням. По картинкам он может передать хорошо знакомый сюжет. В незнакомых словах переставлять слоги, но в целом говорит без грубых ошибок.

От 4 до 5 лет

Словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы, например, он в состоянии построить рассуждение типа: щенок – собака – животное. В речи появляются наречия времени и места. Малыш с удовольствием усваивает словообразовательные модели родного языка, он умеет переносить грамматические признаки с одного слова на другое (в пределах части речи). Кроме того, он более-менее правильно образует форму множественного числа. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.

Внимание! Если в 4-5 лет малыш сильно искажает звуки, например киса – это [кися], а птица – это [фица], то это серьезный повод для беспокойства.

От 5 до 6 лет

Речь становится связной, логически выстроенный. Например, ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать текст. Постепенно формируется внутренняя речь.

Словарь очень быстро увеличивается, ребенок моментально усваивает незнакомые слова, причем не только значение, но и грамматические признаки.
Что касается фонетического состава слова, ребенок уже понимает, какой звук является первым, что произойдет, если один звук заменить на другой или убрать его вообще. Он с легкостью управляет громкостью голоса и интонацией.

Если ребенок в 5-6 лет произносит звуки неправильно, у него неприятный гнусавый голос, нужно обязательно показать его логопеду.

У каждого малыша свой темп развития, поэтому он может опережать или отставать от сверстников на 2-3 месяца, но не более. Иногда в суете родители настолько привыкают к детскому лепету и не замечают, что по возрасту речь должна перейти на более сложный уровень.

Именно поэтому мы рекомендуем обязательно приходить на консультацию к логопеду ежегодно. Только опытный специалист может точно сказать, правильно ли развивается речь ребенка.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать его речь уже не нужно, стоит только следить за правильным произношением звуков. Это в корне неправильное утверждение.

Основы развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.

Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.

Игры для развития дыхания

Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.

Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

«Снежинка»

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

«Кораблик»

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.

Развиваем речь ребенка 2 лет

«Голливудская улыбка» и «Заборчик»: игры на развитие артикуляции

Родитель показывает ребенку, как сделать «голливудскую улыбку» – сжав челюсти и улыбаясь во весь рот. А затем просит ребенка сделать то же самое. Можно усовершенствовать упражнение, играя с ребенком в «папарацци» – «звезда» охотнее будет выполнять упражнение под аккомпанемент фотовспышек. Попросите малыша сделать «голливудскую улыбку» – и сфотографируйте его. А у вас на память о тренировках останутся забавные фотографии для пополнения фотоальбома.

Классический вариант этой игры называется «Заборчик», те же манипуляции ребенок совершает, когда мама или папа произносят стишок:

Зубы ровно мы смыкаем,
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
посчитаем наши зубы.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

1. «Заинька»

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

2. «Лошадка»

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!

3. «Курочка»

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

Светлана Балашова

Развиваем речь ребенка 2 лет

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Среди родителей распространено мнение, что если ребенок заговорил, то развивать его речь уже не нужно, стоит только следить за правильным произношением звуков. Это в корне неправильное утверждение.

Основы развития речи закладываются в младенчестве, когда родители читают грудному ребенку книжки, поют с ним песенки, рассказывают сказки, знакомят его с игрушками. Есть и специальные упражнения на развитие речи малышей: большую роль здесь играют пальчиковые игры.

Но существует еще несколько способов развивать речь малышей. Для этого особенно благоприятен возраст от двух лет, когда ребенок уже научился произносить слова и простые предложения.

Игры для развития дыхания

Дыхательная гимнастика нужна для того, чтобы у ребенка развивались мышцы губ, что способствует правильному произношению звуков. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь ребенку научиться максимально удлинить выдох.

Выполнять упражнения с детьми от двух до трех лет следует, пока им интересно этим заниматься. Если интерес у ребенка пропал, можно его «переключить» на другое упражнение.

«Снежинка»

Вырежьте из бумаги снежинку, положите ее на стол и подуйте, чтобы она заскользила по поверхности. Затем предложите ребенку сделать то же самое.

«Кораблик»

Пустите в тазике с водой легкий кораблик, например, из бумаги. Покажите пример малышу: подуйте на кораблик так, чтобы он поплыл. Пусть малыш повторит за вами.

Можно использовать мыльные пузыри, отцветающие одуванчики и любые другие предметы, которые нравятся ребенку.

Развиваем речь ребенка 2 лет

«Голливудская улыбка» и «Заборчик»: игры на развитие артикуляции

Родитель показывает ребенку, как сделать «голливудскую улыбку» – сжав челюсти и улыбаясь во весь рот. А затем просит ребенка сделать то же самое. Можно усовершенствовать упражнение, играя с ребенком в «папарацци» – «звезда» охотнее будет выполнять упражнение под аккомпанемент фотовспышек. Попросите малыша сделать «голливудскую улыбку» – и сфотографируйте его. А у вас на память о тренировках останутся забавные фотографии для пополнения фотоальбома.

Классический вариант этой игры называется «Заборчик», те же манипуляции ребенок совершает, когда мама или папа произносят стишок:

Зубы ровно мы смыкаем,
и заборчик получаем.
А сейчас раздвинем губы,
посчитаем наши зубы.

3 логоритмические игры

Словоохотливость и коммуникативные навыки малышей хорошо развиваются в логоритмических играх: когда песенки и стишки совмещаются с действием, ребенку проще учиться говорить. К тому же, логоритмические упражнения полезны для понимания темпа, ритма, выразительности движений, умения перевоплощаться: кроме речевых навыков, дети учатся проявлять свои творческие способности.

1. «Заинька»

Каждый родитель знаком с играми «Мишка косолапый» и «Гуси-гуси». Можно подобрать ту игру-песенку или стишок, которые нравятся вашему малышу.

Смысл игры в том, что родитель встает прямо, поет или читает выбранное произведение, показывает ребенку движения. А ребенок за ним повторяет:

Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой,
Вот так, вот так, топни ножкой
(родитель показывает, как топать, ребенок повторяет).

Заинька, бей в ладоши,
Серенький, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши,
Вот так, вот так, бей в ладоши
(родитель и ребенок вместе хлопают).

Дальше можно в каждом куплете добавлять новое действие до тех пор, пока малышу игра интересна. Например, «заинька, станцуй», «заинька, свари кашу»,«заинька, поклонись» – родительская фантазия подскажет вам массу вариантов.

2. «Лошадка»

Упражнение-игра выполняется верхом на ком-то из родителей. Посадите ребенка на спину, плечи, либо просто на колени. Безопасно подбрасывайте малыша в воздух и приговаривайте:

Скок-скок, скок-скок!
Я лошадка – серый бок!
Я копытами стучу!
Если надо – прокачу!

3. «Курочка»

Возьмите ребенка за руку и пройдите, переваливаясь с одной ноги на другую, изображая курицу и цыпленка. Покажите ребенку, как курочка роет ножками пол, ищет зернышки и наклоняется за ними:

Вышла курочка гулять,
свежей травки пощипать,
а за ней ребятки,
желтые цыплятки.

Предметы и материалы

Подготовьте место для игр. Предметы и материалы помогают дополнить игры на речевое развитие. Предлагайте ребенку по ходу игры потрогать различные поверхности: гладкие, шероховатые, ребристые, пушистые, ворсистые, холодные, теплые.

На уровне детских ручек можно также повесить на стену самодельную сенсорную дорожку. Для ее изготовления достаточно приклеить на дощечки разные поверхности: кусочки гладких и ворсистых ковров, тканей, округлые камушки, крупные макароны, бусины, пуговицы, детали ортопедических ковриков и прочее. Следите за тем, чтобы предметы были хорошо приклеены и не были мелкими.

Идеально, если материалы можно будет со временем менять местами. Запомнить множество детских стишков – задача нетривиальная, а вот поменять предметы, чтобы разнообразить игру, родителям гораздо проще.

Светлана Балашова

Развиваем речь ребенка 2 лет

Каждый ребенок обладает множеством талантов. Они могут быть очевидными или скрытыми. Кроме того, таланты могут меняться с течением времени. «Я – родитель» предлагает понять, какой талант есть у вашего ребенка и как его развить.

В 2 года многие дети уже балаболят. У них активно развивается артикуляционный аппарат. Помимо простых звуков, которые они с лёгкостью произносили в год (гласные + «б», «п», «м») появляются более сложные, вроде «ф», «в», «ш», «ж», «с», «ч».

Звуки «р» и «л» в 3 года у ребёнка вряд ли получится выговорить, так как они сложные и появляются ближе к 5 и 6 году. Так что родители, которые приходят в 3 года с проблемой «не говорит “р”» делают это напрасно. Тут главное — терпение, умение наблюдать за своим ребёнком и уверенность в том, что всему своё время.

Не стоит беспокоиться, если малыш путает местами слоги, не произносит начало слов или, наоборот, проглатывает окончание. Это не критично, ведь он узнает речь, и такие непроизвольные ошибки будут встречаться в ней вплоть до 4 лет.

Словарный запас ребёнка к 3 годам, как правило, составляет уже 1,5 тысячи слов (а то и больше!).

Часто поводом для переживания в семье становится молчание малыша. Мамы приходят на консультацию со словами «всё видит, слышит, понимает, но почему-то не говорит».

Стоит отметить, что малыш в 2-3 года накапливает слова и пополняет не только активный, но и пассивный словарный запас. Если вы много разговариваете с ребёнком, читаете книжки, проговариваете свои действия, но ребёнок по-прежнему не проявляет большого интереса к речи, проверьте, насколько хорошо он воспринимает ваши инструкции.

Как проверить, понимает ли ребёнок речь

В 2-3 года малыш уже должен выполнять самые простые инструкции. Например, мама показывает на чашку и говорит: «Возьми чашку». И ребёнок выполняет просьбу. Более того, многие дети способны воспринимать сложные инструкции: «Пойди в комнату и принеси чашку со стола». Если ребёнок адекватно реагирует на просьбы взрослых, но сам ограничен в словах, пока не стоит акцентировать на этом внимание.

Старайтесь обсуждать с крохой, что происходит вокруг.

Не ограничивайтесь предложениями с употреблением только простых слов, вроде дерева, машины или собаки. Копните немного вглубь, увеличивайте пассивный словарный запас малыша. Например, гуляя по парку, расскажите, чем клён отличается от осины или ели. Разбирайте цельные «образы» по частям: «Под землёй у дерева есть корни, над землёй — ствол, ветки и листочки. Все листья вместе с ветками называются кроной».

Не ограничивайтесь предложениями с употреблением только простых слов, вроде дерева, машины или собаки. Копните немного вглубь, увеличивайте пассивный словарный запас малыша. Например, гуляя по парку, расскажите, чем клён отличается от осины или ели. Разбирайте цельные «образы» по частям: «Под землёй у дерева есть корни, над землёй — ствол, ветки и листочки. Все листья вместе с ветками называются кроной».

Что делать, когда ребёнок упорно молчит

Конечно, если ребёнок не говорит в 3 года совсем, нужно понемножку подталкивать его к этому, делать так, чтобы это стало ему интересно, выгодно. Обычно в 3 года 2 месяца большинство детей произносят свои первые фразы, которые состоят из двух слов. Например, «мама, гулять» или «мама, гу» (одно из слов может быть лепетным).

Самый простой способ развязать малышу язык — задавать открытые вопросы.

Порой родители считают, что если будут говорить что-то за ребёнка, то он быстрее заговорит. Нет, это заблуждение. В таком случае у ребёнка просто не возникает потребности говорить. А зачем, если мама и так за него всё сказала?

Вместо того чтобы спрашивать перед обедом «ты будешь кашу» и ждать, когда малыш кивнёт в знак согласия или помашет головой в знак отрицания, задайте ему такие вопросы: «Что ты будешь есть?» или «Что ты будешь есть: кашу или суп?». Этим вы побудите его к речи.

Также родителям не надо реагировать на «молчаливые» вопросы ребёнка (когда без слов он пытается что-то выяснить без слов – особенно актуально если ребёнок не говорит совсем). Например: малыш показывает на еду и начинает плакать. Мама обеспокоенно спрашивает: «Ты хочешь это? Это? Это?» И ребенок кивает головой. Нужно спокойно сказать: «Милый, я тебя не понимаю, что ты хочешь? Скажи словами, пожалуйста, я не могу понять, что ты просишь» (ласково, с участием).

Что делать, когда у ребёнка во рту «каша»

Бывает, что в 3 года у крохи словарный запас развит более чем надо, и тут родители сталкиваются с другой проблемой. Малыш говорит так быстро, что никто не может разобрать, что он хотел донести. Слова вылетают со скоростью пулемёта и превращаются в «кашу».

Такая особенность может свидетельствовать о небольших проблемах с нервной деятельностью, мышечных тонусах.

Тут необходимо проводить комплексную работу.

Во-первых, важно, чтобы родители соблюдали спокойствие. Они сами должны говорить чётко и медленно.

Во-вторых, стоит научить ребёнка отбивать ритм, чтобы он умел отличать быстрый ритм от медленного.

В-третьих, можно слушать спокойную музыку и петь песни, учить выделять интонационно роли героев в любимых сказках. Произносите одно и то же предложение разными интонациями и голосами, чтобы у ребёнка появился интерес повторить за вами. Это потребует от него больших усилий, но желание сказать что-то как любимый супермен, поможет добиться цели.

В предыдущей статье Анастасия подробно описала нормы развития речи ребёнка от рождения до года. В этот раз логопед расскажет, что должен знать родитель о втором и не менее важном этапе становления детской речи.

Понимание основных этапов развития поможет внимательной маме вовремя распознать проблемы на их начальном этапе.

Для того чтобы разбираться, как у малыша происходит становление речи после года, нужно помнить несколько особенностей развития крохи в 8–10 месяцев.

Предпосылки развития связной речи (8-9 месяцев)

В это время у младенца активно формируется память. Ребёнок начинает реагировать на незнакомую обстановку и лица. Он жмётся к маме, смущается чужих взрослых и детей, но с любопытством разглядывает их.

Что необходимо знать родителям:

  • На этом этапе стойкий страх ребенка к новым, незнакомым ситуациям указывает на поражение центральной нервной системы.
  • У малыша возникает потребность в общении с помощью предметно-действенных средств (предметов и игрушек). Задача родителя — поддерживать этот интерес, развивать этот вид деятельности.

Работайте с подражательной активностью малыша. Включайте лепетные слова в быт и в игру.

Ведь ребенок смотрит на маму и старается всё за ней повторить.

Показатели формирования речи в 10-21 месяц

В 10 месяцев ребёнок, как правило, понимает обращённую к нему речь в определённой ситуации, активно включается в предметно-действенное общение («Посмотри, кто это к тебе пришёл! Это же собака»). Он владеет и умеет оперировать 1-2 лепетными словами в конкретной ситуации (мама, баба, папа, дядя, ляля) или звукоподражаниями (ам, би-би, гав-гав).

В 12 месяцев в лексиконе крохи появляются ещё 3-4 лепетных слова. Он уже умеет не только использовать их в нужной ситуации, но и делает это, сопровождая небольшой инструкцией и жестикуляцией. Например, показывает вам на картинке на корову и пытается рассказать, что она сейчас ест. Он машет ручками, тыкает пальчиком в книжку и говорит: «Муууу ам-ам».

В 15 месяцев в активном словаре ребёнка уже 6 слов. Его речь расширяется за счёт использования звукоподражаний и частей слов. Он может воспроизводить словесную односложную инструкцию. Взрослые уже почти всегда чётко знают, что именно хочет сказать малыш. Его речь ещё не связана, но понятна в конкретной ситуации.

В 18 месяцев словарный запас растёт до 7-15 слов. Ребёнок активно двигается в сторону связной речи, делая первые робкие шаги в этом направлении.

В 21 месяц к радости родителей малыш показывает первый опыт использования фраз из 2 слов. Он оперирует уже 20 словами. Он говорит: «Дай мо» (Дай молоко), «Мама ам-ам» (Мама, хочу есть), «Баба, би» (Бабушка уехала).

К началу второго года жизни словарный запас ребёнка состоит минимум из 50 слов. А осознанные предложения из 2 слов — уже скорее норма, чем редкость. Теперь для него, как и для взрослых, речь — средство общения.

На втором году жизни у него активно развивается сенсорное восприятие. От него в том числе зависит, насколько хорошо у крохи пойдут дела с речью.

Развитие речи ребёнка в 2 года. Научить знакомиться с ребятами на. Проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же. Важно включать в речь.

Речь – важнейший инструмент человеческого общения. Начало речевой деятельности связано с появлением активного говорения. К первому году жизни активный словарь ребенка может составлять от трех до пятидесяти слов: это время накопления пассивного словарного запаса.

Развиваем речь ребенка 2 лет

К двум годам словарь активно пополняется, малыш начинает выстраивать первые простые предложения. Что касается количества используемых слов, то единой нормы не существует. Каждый малыш развивается индивидуально, и часто упоминаемая норма в 200-300 слов не может считаться обязательной. Кто-то имеет в активном запасе пятьдесят словоформ, а кто-то использует больше тысячи слов. Если физическое и психическое здоровье малыша в норме, переживать по поводу небольшого словарного запаса не стоит.

Но это не значит, что речь не нужно развивать. Именно речь ребенка наряду с интеллектуальным и физическим развитием должна стать основной задачей родителей и педагогов.

Особенности речевого развития крохи 2 лет

Первые попытки двухлетнего малыша связать слова в простейшие предложения «Нет дома сока», «Мама ушла» радуют родителей. Однако нужно обращать внимание на неправильно произношение или «проглатывание» звуков, поправляя чадо, давая ему четкий артикуляционный образец. Если этого не делать или, хуже того, сюсюкать с малышом, неправильное произношение закрепится, потребуется переучивать малыша, заниматься с логопедом.

Особенностью речевой деятельности в этом возрасте является то, что ребенок называет себя по имени, в третьем лице. Он знает простейшие формулы вежливости и умеет правильно использовать их. Может описать простые предметы, внешность знакомого человека, свои действия, ощущения, прочесть одно-два четверостишия, рассказать сказку.

Задачи развития речи у детей 2-3 лет следующие:

  • научить малыша говорить о себе в первом лице, использовать личные местоимения «я», «мы», «ты», «он»;
  • строить правильные фразы;
  • правильно изменять формы глаголов по лицам и числам;
  • правильно произносить согласные «р», «м», «л».

Работать над речью можно только в игровой форме. Например, совместная деятельность поможет освоить глагольные премудрости («Я рисую домик, ты рисуешь домик, бабушка тоже рисует домик!»). Игра с куклами-животными прекрасно тренирует логическое и образное мышление, а «озвучивание» игрушек помогает отрабатывать звуки («Как говорит собачка? Р-р-р-р!», «Индюк бормочет: «Бу-бу-бу!»).

Важно начать и социализацию малыша: научить его знакомиться с ребятами на детской площадке, задавать вопросы и отвечать на них. Каждая совместная прогулка – это драгоценное время, которое можно и нужно использовать для развития крохи. Вариантов работы множество: описание состояния природы, проговаривание своих действий и чувств, изучение новых предметов, слов, названий, имен.

Способы развития речи

Развивать речь ребёнка в двухлетнем возрасте совершенно необходимо. При этом взрослый должен требовать от себя речевой культуры, так как именно его выражения и интонации будет копировать малыш. Что можно делать?

Способ №1

Создавать речевые ситуации, в которых малыш должен использовать активную речь.

Способ №2

Обязательно выслушивать ребенка до конца, давая ему возможность сформулировать и выразить свою мыль, даже если она понятна взрослому.

Способ №3

Вводить общеупотребительную лексику, заменяя звукоподражания («ко-ко» – курица, «топы-топы» – ботиночки, «мяу-мяу» – кошечка).

Способ №4

Артикулировать слова, добиваясь четкого звучания. Заниматься артикуляционной гимнастикой, тренируя речевой аппарат и формируя правильную воздушную струю. Это совсем не сложно. Простейшие, но очень эффективные упражнения: облизать намазанные медом губы, подразнить свое отражение в зеркале, имитировать цоканье лошадиных копыт, сдувать ниточку с ладошки, выдувать мыльные пузыри, подгонять бумажный кораблик, надувая его «паруса».

Способ №5

Использовать слова всех основных частей речи.

Способ №6

Постоянно работать над расширением словарного запаса ребенка, переводя его из пассивного в активный. Учить сравнивать и обобщать, называть признаки и характеристики: цвет, форму, размер, положение в пространстве.

Способ №7

Читать ребенку вслух, а затем обсуждать прочитанное. Красочные иллюстрации – обязательно условие успешной работы.

Важность речевой практики

Развитие речи детей должно опираться на постоянную речевую практику. Малыш должен уметь ответить на вопрос о том, что происходит или что нарисовано на картинке. Можно проговаривать каждую ситуацию, добиваясь того же от малыша. Важно включать в речь прилагательные, чтобы точнее и ярче выразить мысль.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Если ребенок неохотно слушает книжки, не беда. Ему можно петь песенки, рассказывать сказки, делая участником импровизированных сценок. Прекрасные возможности для развития творческого мышления и речи дают пальчиковые игрушки или игрушки на руку, с помощью которых можно разыгрывать домашние театральные представления.

Необходимо развивать пространственное мышление, вводя в речь ребенка предлоги, наречия, местоимения. Учить сравнивать предметы, используя сравнительные конструкции, а также членить предмет на части и описывать его («Книжка состоит из обложки и страничек. Обложка одна, а страничек много. Обложка толстая, а странички тоненькие!»)

Целенаправленная работа над развитием речи двухлетнего малыша поможет ему проще общаться, разовьет все виды мышления, придаст уверенности и станет залогом успешности.

06.09.2015 , Игры для развития речи, Статьи Комментарии отсутствуют

В 2 года ваш ребенок уже стал вполне самостоятельным человечком. Может и пирамидку собрать, и башню из кубиков построить, и ложки до стола донести перед обедом. Он даже пытается самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, орудовать расческой и зубной щеткой. Изо дня в день он повторяет одни и те же действия и совершенствуется в них. Малыш с удовольствием наблюдает за вами и с энтузиазмом вам подражает.

Подражает, в том числе, и взрослой речи. Поэтому родителям двухлеток стоит приложить усилия сразу в нескольких направлениях развития речи детей и лучше это делать через игру.

Направления развития речи ребенка в 2 года

Прежде чем думать, как развивать речь, стоит определиться с тем, в каких именно направлениях работать. Итак, разберемся, что для чего нужно делать.

Игры на расширение пассивного словаря нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать вас, книги, которые вы ему читаете, и окружающий мир в целом.

В активный словарь будут добавляться слова, с помощью которых малыш сам будет с вами общаться.

Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний.

Слуховое внимание и фонематический слух помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет (например, различать звуки, которые издают разные музыкальные инструменты, животные и т.п.) и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис).

Правильное речевое дыхание делает нашу речь плавной, помогает регулировать громкость голоса. А потому игры для развития речи в 2 года подразумевают и дыхательные упражнения.

Игры на развитие мелкой моторики заставляют лучше работать отделы мозга, отвечающие за речь.

Хорошо развитая артикуляционная моторика даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются.

Более подробно об этих направлениях мы расскажем в следующих статьях. И предложим вам много игр для работы над каждым из них. А пока попробуйте эти игры.

Примеры игр для развития речи детей в 2 года

Пассивный словарь

  • «Загадки» . Положите перед ребенком несколько разных предметов, например, ложку, мяч, шапку, карандаш. Вы загадываете загадку – малыш показывает отгадку. Вопросы могут быть такими: чем можно кушать, что надевают на голову в холод, чем рисуют. Вместо реальных предметов можно пользоваться картинками.
  • «Найди одинаковое» . Подготовьте несколько предметов двух цветов, например, синие и красные кубики и колечки от пирамидки. Возьмите синий кубик и попросите найти второй такой же. Прикладывайте, сравнивайте, комментируйте. Позже можно увеличить количество цветов, не показывать образец, а сразу говорить: «найди все красные колечки». Важно, чтобы на первом этапе предметы были одинаковой формы.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Активный словарь

  • «Рифмы» . Предложите договаривать последнее слово в стихотворном тексте. Отлично подходят для этого рифмованные загадки.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Развиваем речь ребенка 2 лет

  • «Кто где живет» . Возьмите книги с иллюстрациями животных. Побеседуйте с ребенком о том, кто из животных чем питается и где живет.
  • «Собираемся гулять» . Перед тем, как отправиться с малышом на улицу, положите перед ним его одежду. Расскажите, что после чего надевают, а ребенок пусть показывает или называет ту вещь, о которой вы говорите. Затем задавайте вопросы об очередности надевания вещей, об их назначении, а ребенок пусть на них ответит.

Грамматика

  • «Где карандаш?» Возьмите в качестве «реквизита» карандаш и книгу. Попросите ребенка положить карандаш НА книгу, В книгу, ПОД книгу. Так же можно провести игру и с другими предметами.
  • « Отвечаем на вопросы» . Найдите в книгах картинки, на которых человек или животное выполняет действие с помощью какого-либо предмета. Научите ребенка отвечать на вопросы предложением. Например, скажите: «Это мальчик. У него в руках лопата. Что он делает?» (Мальчик копает лопатой).

Слуховое внимание

  • «Три медведя» . Прочтите с ребенком сказку «Три медведя», изображая голосом каждого из героев. Затем поговорите с малышом от лица каждого из персонажей и предложите угадать его. Предложите ребенку самому поговорить от лица героев.
  • «Далеко — близко» . Возьмите картинки самолета большого и маленького. Громко произнося «УУУ» — вы изображаете тот самолет, который летит близко, тихо «ууу» — тот, что далеко. Попросите ребенка показать, какой самолет вы изображаете, который далеко или близко.

Фонематический слух

  • «Находилки» . Показывайте ребенку картинки с предметами, названия которых похожи по звучанию (зуб, суп, бутон, бидон, батон, мишка, мышка). Пусть малыш находит предметы по вашей просьбе.

Дыхание

  • «Кто дальше» . Возьмите лист бумаги и устройте соревнование: кто дальше сдует его, тот и выиграл.
  • «Буря» . Дайте ребенку стакан с водой и трубочку, покажите, как сделать «бурю в стакане».

Мелкая моторика

  • «Бусы» . Предложите ребенку нитку и мелкие предметы с отверстиями (бусины, пуговицы, макароны) – пусть нанизывает.
  • Научите работать с пластилином : мять, катать шарики и колбаски, отщипывать.
  • «Дорисуй» . Пользуйтесь карандашами, мелками, фломастерами, красками (лучше пальчиковыми, чтобы было больше контакта между нервными окончаниями на пальцах ребенка и материалами с разной текстурой). Нарисуйте рельсы, а ребенок пусть добавит шпалы, вы дерево, а малыш – яблоки на нем, вы ежика, а ребенок – иголки и т.п.

Артикуляционная моторика

  • «Шарики ». Превратитесь в воздушные шарики — надувайте и сдувайте щеки.
  • «Заборчик» . Покажите «заборчик» — широко улыбнувшись, потом улыбнитесь так, чтобы зубов видно не было.
  • «Обезьянки» . Станьте обезьянками – прячьте язык то за верхнюю, то за нижнюю губу, не открывая рта.

Это далеко не все игры, которые подходят для развития речи детей 2 лет. Однако если вы будете использовать хотя бы их, непременно заметите положительный результат. Ребенок будет быстрее запоминать новые слова и осваивать строй языка, а вместе вы получите еще больше радости от процесса общения.

Описание обучающей игры: произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Например, вы громко говорите «УУУ». А ребёнок тихо отвечает «ууу». Как только освоитесь, начините использовать сочетания гласных звуков. Например «ау», «ао», «ия» и т.д. На следующем этапе добавляйте согласные «му», «мы», «на». А потом переходите к коротким и длинным словам.

Следите за правильностью произношения звуков. Поправляйте ребёнка и просите снова произносить сложные для него сочетания звуков.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Цель игры: Расширение словарного запаса. Развитие правильного произношения слов. Расширение кругозора ребёнка и представлений о мире.

Описание обучающей игры : приходите с ребёнком в любое новое место. Указываете ладонью на окружающие вас предметы и рассказываете о них. Иногда задаёте вопросы или просите повторить названия. Например, приходите на новую детскую площадку и говорите: «Смотри это качели. На них дети раскачиваются. Какого качели цвета? Красного? Ну почти. Они розовые. Это как красный, только светлее. А вот это рукоход. Его так назвали, потому что по нему можно передвигаться, перехватываясь между перекладинами руками. Получается, как будто человек «ходит» на руках. Необычное слово, правда? Повтори, как это штука называется? Верно – рукоход».

Развиваем речь ребенка 2 лет

Цель обучающей игры : Развитие правильного произношения. Расширение словарного запаса. Формирование умения отвечать на вопросы. Развитие памяти и внимания у ребёнка.

Описание обучающей игры : вы читаете сказку. В определённый момент останавливаетесь и задаёте ребёнку вопрос. Например, а какого цвета была шапочка у девочки? Или, а кому девочка несла пирожки?

Постепенно от простых вопросов можно перейти к более сложным, требующим развёрнутых ответов. Например, читая колобка, вы спрашиваете: «как ты думаешь, почему колобок смог убежать от зайца?»

Развиваем речь ребенка 2 лет

Описание обучающей игры: произносите любое слово, а ребёнок называет другое слово на последнюю букву. Например, вы говорите экскаватор, а он говорит рыба.

Ближе к трём годам можно объяснить ребёнку, что такое прилагательное, существительное и глаголы и усложнить игру, попросив называть слова, относящиеся к определённой части речи.

Или способствовать развитию кругозора и словарного запаса ребёнка, называя слова только из определённой категории. Например, вы можете сказать, что можно называть только животных. Или называть только то, что есть у вас дома.

Развиваем речь ребенка 2 лет

Цель игры: формирование умения кратко, но понятно описывать ситуации, явления, события. Расширение словарного запаса. Развитие умения согласовывать слова в одном предложении по падежу и времени. Развитие правильного произношения слов.

Описание обучающей игры: вы говорите малышу – давай научимся разговаривать по телефону. Даёте игрушку или предмет обозначающие телефон другому взрослому или старшему ребёнку и на примере показываете, как можно общаться по телефону. А затем передаёте телефон малышу и начинаете разговаривать с ним. Поначалу его ответы будут короткими и односложными. Да, нет, не знаю, мама, папа, играю. Поэтому вам придётся задавать уточняющие вопросы. А с кем ты играешь? А что сказал папа?

Развиваем речь ребенка 2 лет

Цель игры: Развитие правильного произношения слов и звуков. Связности речи. Расширения словарного запаса.

Что нужно для игры: Ничего. Только немного времени и фантазии. В эту игру можно играть, пока вы едете с ребёнком в транспорте или идёте в магазин.

Описание обучающей игры: произносите слова или словосочетания. Просите ребёнка повторять за вами. Например, вы говорите: «кукла спит». Ребёнок повторяет за вами: «кукла спит». Если он говорит не чётко или неправильно – поправьте его. Повторите словосочетание медленнее и как можно чётче и попросите его постараться произнести словосочетание правильно.

После нескольких десятков повторений попросите ребёнка придумать и произнеси несколько фраз – а затем повторите за ним. Выступая в роли «учителя» ребёнок не только учится произносить слова, но и развивает свою фантазию и творческое мышление.

В эту игру можно играть с несколькими детьми одновременно. При этом взрослый или один из детей будет выступать в роли учителя – а остальные будут повторять за ним.

Постепенно вы можете делать словосочетания длиннее или вводить незнакомые детям слова, предварительно объяснив их смысл. За несколько месяцев можно пройти путь от простых фраз типа «Мама готовит» до более сложных предложений, таких как «Архитектор проектирует мост для областной дороги».

Развиваем речь ребенка 2 лет

Цель игры: Развитие правильного произношения звуков и слов. Расширение представлений об окружающем мире. Работа над правильностью и чёткостью произношения слов и слогов.

Что нужно для игры: Книга с изображениями животных. Или компьютер, планшет, смартфон с выходом в интернет. Или карточки с изображениями животных – можете изготовить их самостоятельно, распечатав и разрезав изображение, представленное ниже.

Описание обучающей игры: показываете малышу изображение животного. Говорите, как оно называется. Рассказываете о выбранном животном. Имитируете звуки животного и попросите малыша их повторить. Если получается, попросите произнести название животного. Если малыш справляется и с этой задачей – попросите его рассказать о животном.

Примерно так: смотри это корова. Коровы живут в деревнях. Пасутся на лугах, едят травку и дают молоко. У них есть рога и копыта. Поэтому их называют парнокопытными. А ещё они травоядные животные – потому что питаются травой. И домашние – потому что живут в хлевах рядом с домами людей. Коровы говорят Муу-муу-муу.

Повтори за мной, как говорят, коровы? Правильно муу-муу-муу. А теперь скажи, как их называют? Верно – коровы. А помнишь, где они живут? А что едят?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector