Развитие воображения у детей

Что такое воображение, как его развить и чем оно отличается у детей и взрослых?

Воображение — это один из психических процессов, который формируется параллельно с развитием когнитивных функций мозга. В первую очередь, в нем задействовано наглядно-образное мышление. Когда мы что-то воображаем, мы непосредственно представляем это в своих мыслях в виде зрительных образов. У каждого человека есть эта способность, но развита она в разной степени.

Развитие воображения у детей

Происхождение

Воображение неразрывно связано с творческим мышлением. Формирование образов и представлений в мыслях — процесс творческой активности, т.е. создания нового из предыдущего опыта. А значит, оно опирается на восприятие и память. Откуда тогда дети выдумывают образы в своих играх, не имея предыдущего опыта? — Они рождаются не безосновательно, а являются продуктом переработки всей полученной ранее информации. Услышанное слово или увиденный образ закрепляются в сознании ребенка и связывается с другой информацией, создавая полную картину. Воображение у человека формируется в несколько этапов.

Развитие воображения у дошкольников

Примерно в 3 года у детей начинает активно работать воображение, оно проявляется в игре. Ребенок достраивает в своей голове образ на основе предмета, замещая его — например, «кормит с ложки» куклу или родителя, замещая ложку палочкой или любым похожим предметом. В это время у ребенка появляется понимание, что игра происходит «не по-настоящему», и важно создать правильные условия для дальнейшего развития воображения — подыгрывать. К 4 годам на смену замещению приходит намеренная замена одного предмета на другой. При этом предмет вовсе не должен быть похож на воображаемый объект, он может быть любой формы — например, кубик может быть машинкой, а карандаш — самолетом. Дети старшего дошкольного возраста уже умело оперируют созданными образами и достраивают их детали. У детей 5-6 лет воображение становится контролируемым, т.е. произвольным. Они могут планировать свою творческую деятельность — например, перед тем, как что-то нарисовать, они сначала продумывают образы в голове.

Школьники и подростковый возраст

У учащихся в младшей школе воображение проявляется через изобразительное и прикладное искусство. Им уже не так интересно использовать бытовые предметы, поскольку они умеют их создавать самостоятельно. В этот период они с легкостью могут решать различные задачи за счет своего воображения, в то время как у взрослого человека такой вопрос может вызвать трудности. В подростковом возрасте воображение позволяет адаптироваться в социуме и найти себя. Человек выстраивает в своем внутреннем мире сценарии и переживает их до тех пор, пока они не перестанут его беспокоить, а также примеряет социальные роли, что помогает определить дальнейшие приоритеты. И именно такое формирование собственного психологического пространства способствует формированию личности. Советский психолог Л. С. Выготский говорил, что фантазия позволяет создавать не только художественные произведения, но и научные открытия, поскольку является проявлением творческой деятельности и именно в переходном возрасте получает широкое развитие.

Творческое мышление и воображение у взрослых

В возрастом у человека не пропадает способность фантазировать и применять воображение, как это может показаться. Накапливая все больший опыт и создавая шаблоны поведения и решения задач, мы просто перестаем пользоваться фантазией, в отличие от детей, которые используют его постоянно. А как и любая познавательная способность, воображение ослабевает, если его не применять и не тренировать. Творческое мышление — это всего лишь одно из свойств мышления как когнитивной функции, поэтому его можно (и нужно!) развивать в любом возрасте, это позволит повысить уровень своей креативности.

Взрослое воображение, в отличие от детского, имеет свои особенности. Оно также накладывается на предыдущий опыт, но применяется, как правило, для решения сложных задач. Творческое мышление взрослого человека есть способ взаимодействия с окружающим миром. Мы используем его для коммуникации, в бытовых вопросах, применяем на работе. Чтобы натренировать его, существуют специальные упражнения, среди которых Теория решения изобретательских задач, 6 шляп Эдварда де Боно, метод морфологического анализа и другие. Подробный видеоразбор этих и других методик представлен в курсе «Развитие творческого мышления».

Психологи говорят о том, что с раннего возраста у детей необходимо развивать воображение. Это необходимо для того, чтобы ребенок полноценно развивался, раскрывал внутренний потенциал. К сожалению, родители не уделяют нужного времени развитию фантазии у детей. Как же правильно развивать творческие способности, учитывая индивидуальные особенности, характер и темперамент малыша?

Зачем нужно развивать фантазию?

Взрослые понимают, что нужно развивать воображение карапузов, но часто не знают, как это сделать. Детские психологи утверждают, что ребенок с развитой фантазией быстрее разбирается с новым материалом, лучше усваивает полученную информацию, развивает творческие способности. Такие дети, как правило, вырастают уравновешенными, спокойными. Они способны принять взвешенные решения и реализовать себя в выбранной сфере. Если с детства развивать фантазию у ребенка, с большей долей уверенности можно предположить, что он вырастет творческой личностью. Это не означает, что малыш в будущем станет музыкантом, художником или актером. Творческие способности помогают людям любых профессий: директорам, архитекторам, педагогам, и т.д.

Развитие воображения у детей

С чего начать родителям

Чтобы развить у маленького человека воображение, не нужно тратить много времени или денег на дополнительные занятия с педагогами. Что могут сделать родители?

Развитие воображения у детей

  • Использовать подручные средства. Не обязательно использовать дорогие краски, кинетический песок, специальные наборы для творчества. Простые вещи, которые всегда под рукой, также способствуют развитию детской фантазии. Например, в песочнице можно построить город из песка, а из шишек и желудей смастерить забавных зверушек.
  • Контролируйте просмотр мультфильмов. На экранах гаджетов детям предлагают готовые решения, и им не нужно что-то додумывать, фантазировать, сочинять. Малышу необходимо предоставить собственное, личное пространство, где он сможет реализовать собственные фантазии. К сожалению, родители часто воспитывают ребенка-потребителя, а не создателя.

Безусловно, маме проще дать в руки крохе планшет и спокойно заняться своими делами. Но потратьте всего час для того, чтобы поиграть с малышом: вместе полистайте книжку, порисуйте, слепите фигурки из пластилина. Маленькому ребенку важно, чтобы родители были рядом, предлагали занятия, хвалили, поощряли.

Развитие воображения у детей

Занятия, которые помогают развитию творчества

В домашних условиях можно придумать много интересных игр, которые помогут развить детское мышление и воображение.

  • Кукольный театр. Не обязательно использовать настоящих кукол, чтобы придумать веселое представление. Соберите любые предметы в большой коробке: стаканчики, пластмассовую посуду, коктейльные соломинки, и т.д. Важно, чтобы предметы не были острыми и не могли причинить вред ребенку. А теперь дайте возможность малышу придумать собственную историю, используя содержимое коробки.

Развитие воображения у детей

  • Картина из фрагментов. Вырежьте вместе с сыном или дочерью фотографии людей, животных, изображения предметов из ненужных журналов и газет. Затем расстелите большой лист бумаги и предложите составить коллаж на определенную тему.
  • Рассказ о природных материалах. Когда отправитесь с малышом на прогулку, соберите в пакет любые предметы: шишки, камешки, палочки, веточки. Дома предложите сыну или дочке доставать из пакета один предмет и придумать про него небольшой рассказ. Далее ребенок достает следующий предмет, и ему нужно добавить его в повествование.
  • Большая коробка. В строительных отделах или магазинах бытовой химии можно попросить большую картонную коробку. Поставьте ее в комнате ребенка, и пускай он сам придумает, что это будет: дом, космический корабль, подводная лодка, и т.д. С помощью маркеров, карандашей, фломастеров, наклеек он сможет украсить коробку по своему усмотрению. Задача взрослых – помочь вырезать окна или любые другие отверстия.
  • Рисуем без кисточки. Красками и кисточкой малыш рисовать привык, но есть столько предметов, которые могут заменить кисточку: поролоновая губка, кусочек сырого картофеля, кружок яблока, даже собственные пальчики. Разложите лист бумаги, вручите малышу краски и подручные средства, а затем наблюдайте за полетом творчества.

Развитие воображения у детей

Советы родителям, как развить у ребенка творческие способности

Чтобы помочь развитию интеллектуальных и творческих данных, можно воспользоваться следующими рекомендациями:

  1. Чаще играйте с сыном/дочкой в конструктор, но при этом не используйте инструкцию, как правильно собирать детали.
  2. После прочтения сказки или истории предложите ребенку представить себя на месте главного героя. Пускай он фантазирует, рассказывает о своих переживаниях, придумывает, какой сюжет с его участием может развернуться.
  3. Когда кроха будет что-то рассказывать, задавайте уточняющие вопросы. Пускай малыш в деталях опишет место, где происходило действие, одежду героев, их характер, привычки, желания, и т.д.

На заметку! Если есть возможность, посещайте детские развивающие центры, где педагоги помогут развить творческое мышление.

Родителям нужно способствовать развитию мышления и воображения, чтобы в будущем ребенок рос любознательным, творчески мыслил, быстро принимал верные решения в сложных ситуациях.

Развитие воображения у детей

Развитие воображение у детей младшего школьного возраста имеет особое значение. Воображением называют выдумывание новых и интересных образов, которое происходит за счет смешения информации, получаемой ребенком в его повседневной реальной жизни. По факту, как говорят специалисты, воображение – это смешение различных образов реальности с новыми образами и представлениями.

Почему важно развивать его у ребенка

Развитие воображения у детейРазвитие фантазии у детей дошкольного возраста – серьезный аспект общего развития детей сегодня. Ведь сейчас люди живут в информационной среде, причем зачастую она слишком богатая и активная. Телевидение, интернет и многие иные ресурсы обеспечивают ребенка огромным количеством информации, которую даже не всегда следует усваивать. И такое богатство готовых образов начинает тормозить развитие воображения у крохи – зачем стараться, если уже все продумано и сделано за тебя. Современные дети реже читают. Хотя именно чтение позволяет мозгу создавать определенный образ героя, окружающей его действительности, природы, описанной в произведении.

Если же чтение подменяется просмотром фильмов или мультиков, то герой уже будет навязанным. При этом вряд ли себе ребенок уже нарисует другой образ, читая книги – предложенный вариант всегда будет стоять перед ним. Из-за обилия всего готового необходимость фантазировать у малыша пропадает.

Сегодня возникла и такая проблема, как снижение успеваемости из-за большого количества времени, проведенного перед компьютером, гаджетом и т.д. За счет этого специалисты отмечают снижение интеллекта у детей.
У таких детей отмечаются:

  • Сложности как с процессом чтения, так и с пересказом прочитанного – ведь мозгу не дали работу определять картинки и составлять образы.
  • Проявления перевозбуждения и неврозов.
  • Сложности с выполнением домашнего задания.
  • Развитие бессонницы.
  • Хроническая усталость и постоянное чувство раздражения.

Какие есть виды воображения

Специалисты определили 3 типа воображения – все они базируются на том, каким образом оно формируется:

  • Воссоздающий вариант: образ здесь формируется после определенной услышанной истории или книги, которую ребенок прочитал самостоятельно.
  • Творческий: в этом случае малыш фантазирует, не ища опоры в каких-то фактах, а только используя собственный ум – специалисты уверены, что именно развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста один из самых важных этапов развития личности крохи, который надо развивать в первую очередь.
  • Буйное воображение: обычно такое воображение называют безудержным – дети в этом случае могут фантазировать довольно бурно и могут буквально с пеной у рта доказывать свою правоту.

Как надо развивать воображение у ребенка

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста заключаются в том, что надо использовать игры в качестве упражнений на развитие фантазии. Ведь именно игровые моменты позволяют малышу усваивать больше информации, т.к. ему это интересно, а все варианты игр его попросту увлекают.

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста не такие и сложные. Специалисты рекомендуют следующие варианты:

  • Игра «Волшебник»: тут все просто – ребенку следует предложить любую палочку, которую стоит назвать волшебной. Малышу можно сказать, что она может буквально все. Далее следует предложить крохе придумать, что именно он может сделать с ее помощью, что изменить.
  • Игра «Путешествие во времени»: тут достаточно предложить ребенку составить фантазии на тему имеющейся машины времени – ребенок можно порассуждать на тему, куда бы он хотел попасть, в каком времени оказаться.
  • Игра «А что если»: в этом случае игра, скорее, для родителей, чем для детей. Ведь она помогает родителям оценить уровень фантазии крохи.
  • Игра «Дорисуй не хватающие детали»: этот вариант можно сделать как на готовых картинках, так и на сделанных родителем. Ребенку предлагаются половины рисунков, которые он может дополнять на свое усмотрение.

Как еще можно заниматься

Упражнения на развитие фантазии и воображения у детей довольно разнообразны. Так, например, отличным решением станут аппликации. Можно подготовить для крохи различные предметы и фигурки из бумаги, которые он может собирать так, как ему нравится. Такой метод позволяет воображать максимально полно.

Отличными решениями станут лепка и рисование. Ведь здесь ребенок может в полной мере проявить себя – выразить свои эмоции, поделиться своими чувствами. Малыш может использовать разные цвета и материи для создания той или иной картинки или композиции. Причем это могут быть как одиночные вариант, так и целые сюжетные компании. Можно даже сочетать разные варианты творчества для получения более интересного конечного результата.

Развитие воображения у детейОтличным решением станет совместное чтение. Когда мама или папа читают ребенку книжки, он также учится создавать те или иные образы в своей голове. У него появляется интерес к миру и окружающей среде.

Книжки стоит выбирать по возрасту, чтобы они были понятны ребенку. Иначе его фантазии могут быть довольно странными, т.к. он не всегда понимает, о чем идет речь.

Современные методы развития воображения и фантазии у крохи позволяют использовать традиционные упражнения на развитие фантазии с современными технологиями. Так, сегодня для малышей существуют раскраски, паззлы и энциклопедии. Такие книги и игрушки помогают создавать не плоские предметы и картинки, а объемные, получая дополнительные знания о фигуре в целом.

Что касается энциклопедий, они предлагают такой вариант получения знаний, который не будет скучным для ребенка. Ведь просто читать буквы и смотреть картинки не так интересно.

Книги дополненной реальности предлагают вариант соединения с современными гаджетами – смартфонами и планшетами. В результате картинка начинает оживать и становиться максимально интересной. С помощью такой можно создавать интересные объемные картинки, которые можно помещать в те или иные ситуации, помогать моделировать разные действия и т.д. Такие книги показывают более полные цвета и оттенки. Живые объекты на них способствуют более бурному и быстрому процессу развития фантазийных процессов в мозгу малыша.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector