Развитие воображения детей дошкольного возраста

Основные направления развития воображения

Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ. При этом в развитой форме такое умение позволяет познавать обобщенные связи и закономерности объективного мира и выражать их в специфических символических формах. Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. Одним из основных вопросов при рассмотрении развития воображения является, на наш взгляд, вопрос о специфике средств, которые использует ребенок при создании продуктов воображения. Поставленная Л.С. Выготским проблема развития любой психической функции человека как опосредствованной встает, на наш взгляд, и при изучении воображения. Л.С. Выготский писал, что суть такого развития состоит в овладении субъектом средствами, которые перестраивают, структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции, и основным таким средством является знак.

В более поздних психологических исследованиях (в основном это работы, выполненные под руководством А.В. Запорожца) было показано, что в процессе развития в качестве средства для ребенка могут выступать и особые типы структурированных образов (например, сенсорные эталоны, модельные представления). Овладение ими, так же как и овладение знаками, связано с усвоением общечеловеческого опыта.

Процесс развития воображения не является исключением, он подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств.

Проводя свое исследование, О.М. Дьяченко выделила в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа:

  • 1) порождение некоторой идеи творческого продукта,
  • 2) создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи.

Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно рассмотреть, в чем заключается специфика средств, с помощью которых происходит становление целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста [5].

Трудность анализа этого процесса заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций. З. Фрейд писал, что эффект творческого поведения — это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень. Неофрейдисты также полагали, что основная функция воображения — это защита личности, защита «я», компенсация негативных переживаний, которые порождаются не бессознательными процессами, а предсознательными, фиксирующими социальные конфликты личности.

Эти концепции неоднократно подвергались справедливой критике за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Тем не менее, в этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при отыгрывании, выражение их в творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.

Другое направление в развитии воображения — исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности [15].

Некоторые исследователи пытались слить эти два направления развития воображения и говорить об аффективном характере этого процесса. Так, еще Т. Рибо указывал на рядоположенность в воображении интеллектуальных и эмоциональных факторов. Л.С. Выготский в своих исследованиях первоначально подчеркивал аффективный характер воображения: «Деятельность воображения представляет собой разряд аффектов», а в более поздних работах вслед за Т. Рибо указывал на единство эмоциональных и интеллектуальных компонентов.

Начало развития детского воображения связывается с окончанием периода раннего детства, когда ребенок впервые демонстрирует способность замещать одни предметы другими и использовать одни предметы в роли других (символическая функция). Дальнейшее развитие воображение получает в играх, где символические замены совершаются довольно часто и с помощью разнообразных средств и приемов.

О развитости детского воображения в дошкольном возрасте судят не только по представлениям и ролям, которые дети берут на себя в играх, но и на основе анализа материальных продуктов их творчества, в частности поделок и рисунков. Основой развития воображения считается способность к визуализации и анализируют ее в процессе разрешения детьми житейских ситуаций и специальных задач, требующих проявления творческого потенциала каждого ребенка [12].

Вы будете перенаправлены на Автор24

Особенности воображения в дошкольном возрасте

Отличительной особенностью воображения дошкольников является то, что основу образов составляет процесс перекомбинирования материала, который хранится в памяти ребенка. Главным отличием детского воображения от воображения взрослого человека является то, что жизненный опыт ребенка намного меньше, чем у взрослого и, тем самым не смотря на кажущееся богатство детского воображения оно находится на первой ступени развития. Видимое богатство воображения ребенка напрямую связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает.

Стартом для развития воображения является возраст около трех лет. В возрасте до 3 лет воображение является составной частью других психических процессов, именно они являются фундаментом его последующего развития.

На начальном этапе развития воображение ребенка неразрывно связано с предметом, который выполняет опорную функцию. Постепенно в процессе роста и развития ребенка воображение в качестве совей опоры использует предметы уже не имеющие сходства с замещаемыми образами.

Осуществляется процесс интериоризации действий воображения в двух ракурсах:

  • Во-первых ребенок осуществляет переход к осуществлению игровых действий с предметами, которых в реальности не существует.
  • Во-вторых, происходит плавное перемещение к игровому использованию предмета, наделение его новыми смыслами и характеристиками и представление игровых действий с ним в уме, без реальных действий с данными предметом. В данном случае игровые действия полностью проходят в плане представления ребенка.

К 4 -5 годам у ребенка возникают творческие проявления как в игровой деятельности, так и в продуктивной и трудовой. Элементы творческого воображения также находят свое проявление в процессе рассказывания и пересказа. Ребенок может привносить свои детали в рассказ и пересказ уже известных ему историй и сказок. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Согласно особенностям возраста, они носят ситуативный характер, обусловлены событиями, которые вызвали у ребенка сильный и яркий эмоциональный отклик.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, в результате активного процесса развития воображение преобразуется в интеллектуальную деятельность ребенка, которая направлена на активное преобразование окружающего мира и убеждений о его основных характеристиках. Основной опорой для формирования новых образов теперь выступает не только имеющийся реальный объект, но и представления, находящие свое выражение в словах.

Для данного этапа развития воображения характерен процесс активного развития словесных форм воображения, которые теснейшим образом связаны с процессами развития речи, мышления и других основных психологических процессов развития.

Несмотря на активный процесс развития всех основных познавательных процессов воображение дошкольника долгое время остается непроизвольным и носит стихийный характер. Предметом фантазий может стать событие, предмет или явление, которое сильно увлекло или поразило ребенка.

В возрасте от 5 до 7 лет формируется способность произвольного планирования реализации замысла и подбора необходимых средств для его творческого осуществления. Источником данного произвольного действия является внешняя опора, наблюдаемая ребенком в окружающем мире.

Развитие произвольных характеристики воображения старшего дошкольника проявляется в активном развитии умений создавать замысел и целенаправленно планировать его достижение.

Специфика формирования воображения у детей дошкольного возраста

Об эффективном формировании и возрастании целенаправленности воображения на протяжении всего развития ребенка в период дошкольного детства можно судить по тому как увеличивается продолжительность игры детей по одной и той же сюжетной линии, а также по устойчивости исполняемых в игре ролей.

Игра младших дошкольников длится около 10 – 15 минут, возникающие внешние обстоятельства могут приводить к возникновению побочных линий в игре и первоначальный замысел игры теряется или трансформируется. Ребенок забывает в качестве каких предметов выступали замещающие объекты и начинает использовать их в соответствии имеющимися у него в реальности функциями. К 4 – 5 годам продолжительность игры увеличивается до 40 – 50 минут, а к 5-6 годам ребенок может играть в течение нескольких часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца.

Возможность планирования игровой деятельности напрямую связана с умением создавать целостные сюжеты и целостные произведения игры. Дети в возрасте 3 – 4 лет владеют лишь элементами предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности, к 4-5 годам формируется ступенчатое планирование предстоящей игровой деятельности.

К старшему дошкольному возрасту формируется способность фантазировать произвольно, задолго до наступления непосредственной деятельности мысленно планируя процесс воплощения игрового замысла.

Ребенок в данном возрасте способен намечать подробный план достижения поставленных целей и определять какое именно оборудование понадобится ему для игры.

Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации.

Роль воображения в жизни ребенка является гораздо более значимой чем у взрослого, именно с помощью воображения дети познают окружающий мир, заполняя имеющиеся пробелы в знаниях с помощью воображаемых объектов и явлений, создавая при том целостную картину мира.

Помимо этого, воображение позволяет ребенку стать «участником» событий, которые невозможны в его реальной жизни. С помощью подобного вымышленного «участия» обогащается интеллектуальный, эмоциональный, и нравственный опыт, оно позволяет более глубоко организовать процесс познания окружающего мира, природной, предметной и социальной действительности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector