Развитие внимания у старших дошкольников

Проект практико-ориентированный, физкультурно-оздоровительный, долгосрочный на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Разработанная система позволяет выстроить свою работу в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образовательному процессу, сделать ее более прогнозируемой, ясной и структурно понятной, видеть и корректировать стратегию развития произвольного внимания.

Цель исследования состоит в формировании произвольного внимания старших дошкольников средствами подвижных игр.

Объект исследования: подвижные игры как средство развития произвольного внимания старших дошкольников.

Предмет исследования: произвольное внимание старших дошкольников.

Гипотеза исследования заключается в том, что процесс формирования произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх будет эффективным если:

  • определены особенности произвольного внимания у старших дошкольников с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей;
  • разработана система подвижных игр по формированию произвольного внимания у старших дошкольников;

Задачи исследования:

1. Проанализировать различные подходы к изучению внимания дошкольников в зарубежной и отечественной литературе;

2. Выделить особенности развития произвольного внимания старших дошкольников;

3. Разработать и апробировать систему подвижных игр по формированию произвольного внимания у старших дошкольников;

4. Составить методические рекомендации по формированию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа в период с 1 августа 2014 г. по март 2015 года.

На первом этапе эксперимента (август 2014 г.) изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Полученные данные позволили определить проблему, цель, объект, предмет, задачи исследования и сформулировать рабочую гипотезу.

На втором этапе (сентябрь 2014 г. – февраль 2015 г.) проводились отбор и систематизация материалов по исследуемой проблеме; определялся категориальный аппарат исследования; уточнялась общая гипотеза; проводился формирующий этап эксперимента.

На третьем этапе (март 2015 г.) осуществлялись анализ результатов исследования и выводов предыдущих этапов; качественная и количественная обработка полученных данных, их теоретическая интерпретация; оформлялись результаты исследования.

База исследования: Муниципальное автономное учреждение г. Нижневартовска детский сад №45 «Искорка» в старшей группе, в экспериментальном исследовании участвовало 20 детей.

Наиболее оптимальными для развития внимания являются подвижные игры. Игры, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.

Экспериментальное исследование показало, что в МДОУ №81 «Белоснежка» показатели произвольного внимания находятся на среднем уровне в целом по группе. Поэтому разработали и апробировали систему подвижных игр по формирования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, с учетом регионального аспекта.

Использование игр народов Севера, с целью знакомства с жизнью и бытом коренных народов ханты и манси, проживающих в Ханты-Мансийском национальном округе, способствует углублению знаний детей о народах нашей страны, их традициях и быте. Дети с большим интересом начинают относиться к своей истории, у них появляется желание узнать больше о людях других национальностей. Участие в народных играх воспитывает у детей и чувство коллективизма.

Проведение формирующего эксперимента показало, что в экспериментальной группе произошли позитивные изменения: в экспериментальной группе детей с высоким уровнем произвольного внимания на 10% детей больше, по сравнению с контрольной группой. Детей со среднем уровнем произвольного внимания в контрольной группе на 10% больше по сравнению с экспериментальной группой. Следовательно, программа по формированию и повышению уровня произвольного внимания в подвижных играх эффективна.

Автор: Атнабаева Гульнур Тулигеновна, инструктор по физической культуре МАДОУ ДС №45 «Искорка» г. Нижневартовска.

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его обучения, способность приобретать и накапливать полученные знания. Внимание — это форма организации познания у человека, имеющая избирательную направленность. Будет ли успешен ваш ребенок в школе, зависит от того насколько он будет внимательным. Развития внимания ребенка дошкольного возраста и его видов зависит непосредственно насколько интересен для него подаваемый материал, та деятельность, которой он занимается. Внимание дошкольника тесно связано с его восприятием. Также надо научить ребенка управлять своим вниманием. Взрослым нужно научить дошкольника усидчивости, сосредоточенности, что вкупе с вниманием поможет ребенку без потрясений перейти из детского сада в школу, где от него как раз требуется быть внимательным, дисциплинированным, уметь слушать и запоминать. Большое значение в работе с детьми имеет пример взрослого. Также нужно уделять время играм, ведь дети учатся играя. Важно не сразу нагружать ребенка сложными вещами, а использовать метод постепенного погружения, идти от простого, шаг за шагом, к сложному. Обязательно нужно мотивировать детей, чтобы закрепить результат. Предлагаю вам несколько игр и упражнений на развитие внимания.

Игра “Летает-не летает”

Если вы кинули ребенку мяч и назвали что-то, что летает (что съедобно, что живое, что сделано человеком, что работает от розетки и т. п., то ребенок ловит мяч, а если это не летает (несъедобно и т. п.) — ребенок мяч отбивает. Прекрасная возможность потренировать и ловкость, и слуховое внимание, и мышление. С малышами, которые еще не ловят мяч на расстоянии, начинайте перекатывать его из ладошек в ладошки.

Игра “Черное и белое не называть, да и нет не говорить”

Задавайте ребенку вопросы, на которые сложно ответить без использования запрещенных слов. “Какого цвета мороженое?” — “Светлого!”.

Упражнение “Что я слышу”

Послушайте с малышом звуки окружающего мира, предложите рассказать все, что он слышит: лай собаки, шум машин, пение птиц, звук лопаты или метлы дворника, разговор людей. Звуки можно слушать и на улице, и дома.

Сортировка различных предметов по цвету, размеру, материалу и т. п. способствует развитию объема внимания.

Упражнение “Две одинаковые картинки”.

Стараясь найти два одинаковых изображения среди нескольких разных, ребенок будет удерживать внимание сразу на нескольких деталях.

Упражнение “Сложи узор”

Соберите узор из счетных палочек или палочек для канапе, а рядом предложите ребенку собрать такой же. Узоры можно собирать из геометрических форм, мозаики, кубиков Никитина, макарон, шнурков и пуговиц и многого другого — подключайте фантазию!

Рисуйте сами или находите в книгах лабиринты подходящей по возрасту сложности. Пусть ребенок показывает карандашом или пальцем путь героя от входа к выходу.

Простейшие пазлы из 4-9 кусочков можно делать и самим, разрезая на части любые картинки. Пазлы осваиваются быстро и увлекают практически всех детей.

Простое упражнение “сели-встали”, когда вы говорите одно, а делаете другое, развивают концентрацию и распределение внимания. Договоритесь с ребенком, что он должен делать либо то, что вы говорите (не смотря на ваши действия, либо повторять за вами движения, не обращая внимания на слова. Несколько раз дайте команду “сели-встали” и сопровождайте ее действием, а затем скажите “встали”, а сами останьтесь сидеть на корточках. Если вы договорились повторять движения, то ребенок должен повторить вашу позу, не взирая на слова.

Так же в журналах и в интернете можно найти такие упражнения как «Найди отличия», «Перепутанные линии».

Будьте внимательны!

Развитие внимания у старших дошкольников

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация для родителей старших дошкольников «Учимся рассказывать» Данная консультация будет полезна родителям детей старших и подготовительных групп. Массовое явление, связанное с низким уровнем речевого.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Развитие внимания у старших дошкольников

Лэпбук «Развитие речи» для старших дошкольников Приветствую всех своих друзей и тех, кто заглянул на мою страничку!На нашем сайте есть много чего интересного и поучительного, как для.

Развитие внимания у старших дошкольников

Консультация для родителей старших дошкольников «Мандалы и их польза для детей» Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством).Это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния,.

Проект «Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх» Цель проекта: Формирование произвольного внимания у старших дошкольников в подвижных играх Задачи проекта: • Формирование произвольного.

Проект «Развитие элементарных математических представлений у старших дошкольников» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализованного мной педагогического проекта на тему «Развитие элементарных математических.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие внимания у старших дошкольников

Развитие воображения у старших дошкольников через лепку предметов Формирование творческой личности одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться.

Омельченко, Н. А. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников / Н. А. Омельченко, И. С. Казаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9.3 (113.3). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/archive/113/29635/ (дата обращения: 19.05.2022).

Развитие внимание начинается в дошкольном возрасте. Большое значение в формировании внимания является формирование сосредоточенности и устойчивости.

Ключевые слова: внимание, условия формирования внимания у старших дошкольников.

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого некоторые средства [2]. У дошкольников преобладает непроизвольное внимание. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чём-то одном, в частой смене деятельности. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объём, концентрация, распределение, переключение и устойчивость [1].

Проблемам развития внимания в дошкольном возрасте, его отдельным свойствам и компонентам в отечественной литературе посвящены ряд трудов. Ряд отечественных психологов: Выготский Л. С., Гальперин П. Я., Добрынин Н. Ф., Запорожец А. В., Леонтьев А. Н., Мухина В. С., Эльконин Д. Б. и другие изучали особенности развития внимания у детей [5]. Многие авторы (Гвоздев А. Н., Журова Л. Е., Каше Г. А., Лурия А. Р., Левина Р. Е., Соботович Е. Ф., Эльконин Д. Б., Швачкин Н. Х. и др.) отмечают, что обязательным условием «беспроблемного» вхождения детей в процесс дошкольного обучения и успешного освоения навыков чтения и письма, служит определенный и достаточно высокий уровень развития процессов, характеризующих устойчивость внимания, его объем. [4].

Анализ ряда научных трудов показал, что в современной дошкольной педагогике условиям внимания не уделяется необходимой важности в процессе обучения, хотя именно от того, как происходит организация педагогического процесса, насколько дети заинтересованы в предмете изучения зависит эффективность результатов, стойкость и качество полученных знаний [3].

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование внимания напрямую связано с педагогическими условиями по его активизации, результатом являются более высокие результаты обучения. Для реализации гипотезы необходимо: постоянное соблюдение выявленного в теоретической части исследования перечня педагогических условий на занятиях, педагогический контроль за поддержанием устойчивости внимания детей, смена деятельности для поддержания устойчивости внимания.

Для проверки гипотезы были проведены следующие этапы: аналитический: изучение теоретической и методологической литературы, педагогического опыта; подготовительный: выбор методик для проведения диагностики и дальнейшей экспериментальной работы, формулирование целей и задач педагогического эксперимента, основных методов работы; практический: организация и проведение педагогического эксперимента, анализ каждого этапа.

Первый этап исследования — констатирующий эксперимент. Исследование проводилось на базе МДОУ детского сада комбинированного вида № 105 г.Сочи, в общеобразовательных подготовительных группах. В эксперименте было задействовано 40 детей в возрасте 6–7 лет — по 20 детей в экспериментальной и контрольной группах.

Целью констатирующего эксперимента было выявление уровня сформированности произвольного внимания у дошкольников, были использованы методики: методика «Графический узор», авт. Н. В. Бабкина; методика «Корректурная проба», методика «Сравни картинки», методика Гуткиной «Домик», Методика «Найти и вычеркни».

Оценка уровня развития произвольного внимания оценивались по балльной системе по каждой методики, далее были сделаны общие выводы о формировании внимания у каждого ребенка экспериментальной группы.

Результаты констатирующего эксперимента: высокий уровень произвольного внимания — не зафиксирован (0 %), средний уровень произвольного внимания — 14 детей (70 %), низкий уровень произвольного внимания — 6 детей (30 %).

Аналогичное диагностическое исследование было проведено в контрольной группе детей. При сопоставлении результатов исследования был сделан вывод об относительной идентичности экспериментальной и контрольной групп.

Второй этап исследования — формирующий эксперимент. Для развития внимания педагогические условия использовались в процессе организации и проведения сюжетных игр (Снежный ком, перекличка-путаница, Существительное и прилагательное и т. п.), собирания пазлов.

Организация и проведение игр были построены на усвоении и соблюдении определенных правил, чередовании видов деятельности (активыно-пассивных) для поддержания требуемого уровня произвольного внимания; индивидуального подхода к детям, учитывающего возможности концентрации внимания, переключаемости, объема, необходимости пауз.

Третий этап — контрольный эксперимент. Проведение повторной диагностики уровня произвольного внимания должно было дать ответ на вопрос о соблюдении гипотезы и изменениях в экспериментальной группе, также было проведено исследование по уровню успеваемости дошкольников, которое подтвердит развитие основных качеств внимания — объема, переключаемости, концентрации: высокий уровень произвольного внимания — 2 детей (10 %), средний уровень произвольного внимания — 17 детей (85 %), низкий уровень произвольного внимания — 1 ребенок (5 %).

Эти данные позволяют сделать вывод, что педагогические условия по формированию внимания были правильно определены и применены в ходе формирующего эксперимента, гипотеза подтвердилась. Экспериментальная группа показала более высокие результаты, чем контрольная не только в диагностировании внимания, но и на занятиях в ДОУ.

  1. Забрамная С. Д., Костенкова Ю. А. Развивающие занятия с детьми. М., 2011.
  2. Рунова М. Дифференцированные игры-упражнения // Дошкольное воспитание, 2010, № 1.
  3. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. — М.: Новая школа, 2010.
  4. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду (старшие группы). Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 2010. — 96с.
  5. Тихомирова Л. Ф. Познавательные способности. Дети 5–7 лет. — Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2010.
  6. Тюнников Ю., Мазниченко М. Педагогическая реальность: феноменология, мифология, предмет научного исследования // Высшее образование в России. 2006. № 10. С. 121–130.
  7. Тюнников Ю. С., Арефьев Р. С. Коммуникативные барьеры как проектная основа формирования коммуникативной компетентности // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. 2007. № 10. С. 194–200.
  8. Казаков И. С. Информационная культура будущего педагога // Высшее образование сегодня. 2006. № 10. С. 47.
  9. Kazakov I. S. Classification of invariants of future teachers’ information competence // European Journal of Contemporary Education. 2012. Т. 1. № -1. С. 4–6.
  10. Казаков И. С. Информационная компетентность как объект педагогического проектирования // SochiJournalofEconomy. 2013. № 1–1. С. 98–101.

Основные термины (генерируются автоматически): произвольное внимание, ребенок, дошкольный возраст, констатирующий эксперимент, формирование внимания, экспериментальная группа, высокий уровень, контрольная группа, педагогический эксперимент, формирующий эксперимент.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

В статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания . Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия . Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крамаренко Анастасия Сергеевна, Клименко Мария Евгеньевна, Кураева Джульета Анатольевна

Диагностика уровня развития произвольного поведения здоровых и часто болеющих детей старшего дошкольного возраста

Исследование состояния произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Текст научной работы на тему «Специфика развития внимания у старших дошкольников»

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Крамаренко А.С.1, Клименко М.Е.2, Кураева Д.А.3

1Крамаренко Анастасия Сергеевна — студент;

2Клименко Мария Евгеньевна — студент;

3Кураева Джульета Анатольевна — кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольной педагогики и психологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматриваются особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. А.А. Осипова в своем исследовании обращает внимание на формирование «трех умений» произвольного внимания. Для формирования и поддержания устойчивого внимания необходимы определенные условия. Рассмотрены факторы привлечения внимания детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: произвольное внимание, формирование «трех умений», условия, факторы.

На протяжении дошкольного возраста у детей развиваются свойства внимания и ее произвольность. Дети старшего дошкольного возраста учатся управлять собой и сознательно направлять свое внимание на определенный предмет. В данном возрасте изменяется устойчивость внимания как способность сохранять сосредоточенность на объекте. Распределение внимания говорит о том, что ребенок может направлять и концентрировать внимание на нескольких предметах одновременно.

А.А. Осипова отмечает, что формирование произвольного внимания у старших дошкольников предусматривает формирование «трех умений:

— принятие постепенно усложняющихся инструкций;

— удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия;

— развитие навыков самоконтроля» [1].

Одна из задач развития внимания заключается в формировании контрольной функции, которая заключается в умении ребенка контролировать свою деятельность.

Эффективным средством формирования внимания является речь. На первоначальном этапе педагог с помощью слов и указаний организует внимание ребенка. Затем дети сами обозначают словами то, на что необходимо обратить внимание, чтобы выполнить какую-либо деятельность.

Произвольное внимание формируется у детей в ходе целенаправленной деятельности педагога и ребенка. Цель деятельности в качестве предполагаемого результата стимулирует детей удерживать внимание в течение всей деятельности. У детей старшего дошкольного возраста опорой внимания становятся четко поставленные задачи, соревновательные моменты, дисциплинарные требования и так далее [4].

Для того, чтобы формировать и поддерживать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо создание следующих условий:

— ребенок должен отчетливо понимать задачи деятельности, которую он выполняет;

— должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности (постоянное место, определенное время, содержание в порядке рабочих принадлежностей);

— возникновение косвенных интересов, т.е., даже если ребенок не заинтересован непосредственно в деятельности, интерес к ее результату будет способствовать поддержанию произвольного внимания;

— создание благоприятных условий для выполнения деятельности, отсутствие посторонних отрицательных раздражителей;

— обеспечение тренировки произвольного внимания с помощью разнообразных повторений и упражнений [2].

В связи с тем, причины низкой сосредоточенности в старшем дошкольном возрасте заключаются в недостаточной интеллектуальной активности, несформированности навыков учебной деятельности и воли, в процессе развития внимания у детей необходимо учитывать особенности видов внимания и использовать факторы привлечении внимания дошкольников. Данные факторы включают в себя:

— структуру организации деятельности (восприятию ребенком объектов способствует их объединение);

— организацию занятия (например, начало и окончание занятия должны быть четкими);

— темп ведения занятия (он должен быть оптимальным — ни слишком быстрым, ни слишком медленным);

— последовательность и систематичность требований;

— смену видов деятельности (слуховой вид деятельности должен периодически сменяться зрительным или моторным);

— учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка [3]. Таким образом, формирование произвольного внимания у старших дошкольников

предусматривает формирование трех умений: принятие постепенно усложняющихся инструкций; удержание инструкций во внимании на протяжении всего занятия; развитие навыков самоконтроля.

Важной задачей развития внимания является формирование контрольной функции. Эффективным средством формирования внимания является речь. Для того, чтобы развивать устойчивое внимание у детей старшего дошкольного возраста, необходимо, чтобы ребенок отчетливо понимал задачу выполняемой деятельности. Кроме того, должны быть созданы привычные для ребенка условия выполнения деятельности и другие условия.

Факторы привлечения внимания дошкольников, которые должны быть использованы при развитии внимания, включают в себя структуру организации деятельности, организацию занятия, темп ведения занятия, последовательность и систематичность требований, смену видов деятельности, учет возрастных и индивидуальных особенностей внимания ребенка.

1. Запорожец А.В., Усова А.П. Психология и педагогика дидактической игры дошкольника. М.: Просвещение, 1996. 347с.

2. Комарова Т.К. Психология внимания. Гродно: ГрГУ, 2002.

3. Тушканова О.И. Развитие внимания. Волгоград, 1995.

4. Хрестоматия по вниманию // Под ред. А.Н. Лентьева, А.А. Пузырея, В.Я. Романова. М., 1976. (Сознание и внимание. В. Вундт. С. 3-25; Психология внимания. Т. Рибо. С. 66-102; Установка у человека. Д.Н. Узнадзе. С. 260-270).

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Куркина Екатерина Александровна

В статье анализируется проблема развития внимания старших дошкольников . Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связаны с низким уровнем развития внимания и от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка, зависит формирование внимания .

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Куркина Екатерина Александровна

Элементарное музицирование как средство развития произвольности познавательных процессов у старших дошкольников

Особенности развития внимания в образовательной деятельности младших школьников (теоретический аспект)

Текст научной работы на тему «Проблема развития внимания старших дошкольников»

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Куркина Е.А.

Куркина Екатерина Александровна — магистрант,

кафедра коррекционной педагогики, Институт социально-гуманнитарных технологий, Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева,

Аннотация: в статье анализируется проблема развития внимания старших дошкольников. Актуальность темы заключается в том, что многие трудности подготовки старших дошкольников к школе связаны с низким уровнем развития внимания и от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка, зависит формирование внимания.

Ключевые слова: внимание, развитие внимания, старшие дошкольники.

Дошкольное образование теперь позиционируется как первая ступень во всей системе непрерывного обучения.

Дошкольное учреждение призвано создавать условия для интеллектуально -творческого, эмоционального, физического развития ребенка и осуществлять его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в старшем дошкольном возрасте. Школа предъявляет требования к произвольности детского внимания в плане умения действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Первоклассники чаще всего страдают от рассеянности или неразвитости внимания.

«Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или деятельности. Направленность сознания есть выбор объекта, а сосредоточенность предполагает отвлечение от всего, что не имеет отношения к этому объекту» [2].

«По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное» [4].

Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, имеет сложную функциональную структуру, основанную взаимосвязями его важнейших свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость).

Дошкольники старшего возраста, даже с учетом доминантной роли эмоциональных стимулов, уже способны связывать свою деятельность с речевой установкой. У них пока еще непроизвольное внимание превалирует над произвольным, однако уже приблизительно с шести лет можно замечать постепенное развитие произвольного и послепроизвольного внимания.

«Организовывая обучение детей старше шести лет необходимо иметь во внимании то, что такие дети могут плодотворно выполнять одно задание не более 10-15 минут. Главное помнить и то, что в устойчивости внимания очень остро выражаются личные отличия детей (темперамент)» [3].

Так как базой непроизвольного внимания являются интересы, то для его продуктивного формирования нужно сначала повысить интерес ребенка. Но все-таки выстраивать обучение на одном непроизвольном внимании неверно, как и непрестанно вызывать усиленное произвольное внимание у детей, не включая никакую опору.

Нередко случается так, что деятельность, которая первоначально требовала усилий воли для концентрации внимания, перерастает дальше в увлекательное и

захватывающее занятие для ребенка. Происходит переключение произвольного внимания в послепроизвольное, где перемешиваются свойственные признаки произвольного и непроизвольного внимания. Послепроизвольное внимание схоже с произвольным по энергичности, целеустремленности, с непроизвольным же вниманием схоже тем, что не используется воля для его сохранения.

«Формирование внимания напрямую связано с убеждениями взрослого во взаимодействии с детьми дошкольного возраста, а еще от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка» [2]. Значительную роль в развитии внимания детей будет иметь и распорядок дня, который формирует базу в жизни детей, выступает внешним орудием ее организации, способствует более легкому переключению, распределению, концентрации внимания.

«Непроизвольное внимание, которое начинается в отсутствие намерено установленной цели, превалирует у младших дошкольников. Но к окончанию дошкольного этапа начинает возникать произвольное, деятельное внимание, которое связанно с осознанно назначенной целью, усилием воли. Его появление определено развитием лобных долей коры головного мозга. С его формированием дошкольники старшего возраста обретают потенциал точно обращать свое сознание на необходимые объекты и явления, сохранять его на протяжении какого-то времени» [1].

О том, какой уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста будет указывать развитость его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. «У старших дошкольников трансформации касаются всех видов и свойств внимания. Поднимается его объем: ребенок уже сможет функционировать с 2-3 объектами. Внимание становится более устойчивым. Четкость ослабления длительности отвлечения можно заметить у детей в возрасте от 5,5 до 6,5 лет» [3].

Таким образом, главные характеристики развития внимания у старших дошкольников:

■ существенно повышается сосредоточивание, объем и устойчивость;

■ сформировываются компоненты произвольности в контроле над вниманием на базе формирования речевой деятельности, познавательных увлечений;

■ внимание принимает вид опосредованного;

■ возникают компоненты послепроизвольного внимания.

«Развитие произвольного внимания — основная задача дошкольного развития. Нарушение каждого из перечисленных свойств приводит к патологиям в поведении и деятельности ребенка» [2].

При плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с выполнения одного рода занятий на другой. Для устранения данных несовершенств требуется, как показывают исследования, специально организованная работа с детьми.

Таким образом, одним из актуальных вопросов, связанных с развитием внимания детей старшего дошкольного возраста, является своевременно начавшаяся диагностическая и развивающая работа.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое

исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1998. 464 с.

2. Добрынин Н. Ф. О теории и воспитании внимания / Педагогика, 2006. № 8. С. 12-32.

3. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. 436 с.

4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 705 с. (Мастера

Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других. Таким образом, этот психический процесс является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом — ее качественное выполнение. В своей элементарной форме внимание выступает как ориентировочный рефлекс «что такое?», выполняя биологическую защитную функцию. Так, человек выделяет раздражитель и определяет его положительное или отрицательное значение.

Внимание имеет внешние и внутренние проявления. К первым относят напряженную позу, сосредоточенный взгляд, ко вторым — изменения в организме, например учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и пр.

Традиционные виды внимания разделяют по наличию цели быть внимательным и применению волевых усилий для его поддержания. Данная классификация включает непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное вызывается особенностями раздражителя, деятельностью с объектом, связано с интересами, потребностями, склонностями человека. Произвольное внимание предполагает сознательно поставленную цель «быть внимательным» и использование волевых усилий для его поддержания, например ребенок противостоит отвлечениям, продолжая готовить домашнее задание. Послепроизвольное внимание наблюдается тогда, когда цель деятельности перемещается с результата на процесс выполнения, а необходимость в волевых усилиях для сохранения внимания отпадает.

Об уровне развития внимания говорит сформированность его свойств: концентрации, устойчивости, распределения и переключения. Концентрация определяется по тому, насколько человек углублен в работу. Показателем устойчивости выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него. Переключение проявляется в переходе от одного объекта или деятельности к другому. Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий, например рассказывает стихотворение, перемещаясь по комнате.

Выделим особенности развития внимания в раннем детстве:

— расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок;

— малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи;

— под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания;

— внимание малыша слабо концентрировано, неустойчиво, — наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем.

§ 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте

В дошкольном возрасте изменения касаются всех видов и свойств внимания. Увеличивается его объем: дошкольник уже может действовать с 2-3 предметами. Возрастает возможность распределения внимания в связи с автоматизацией многих действий ребенка. Внимание становится более устойчивым. Это дает ребенку возможность выполнять под руководством воспитателя определенную работу, пусть даже неинтересную. Малыш не отвлекается, если понимает, что дело нужно довести до конца, даже если появилась более привлекательная перспектива. Поддержание устойчивости внимания, фиксация его на объекте определяется развитием любознательности, познавательных процессов. Так, ребенок долго наблюдает за рыбками в аквариуме, чтобы узнать, где они спят, или за хомячком, чтобы увидеть, когда он будет есть свои запасы. Устойчивость внимания зависит от характера действующего раздражителя. В возрасте 4-7 лет длительные отвлечения вызывает шум игры, а наиболее продолжительные — звонок. На протяжении дошкольного детства длительность отвлечений, вызванных разными раздражителями, снижается, то есть возрастает устойчивость внимания. Наиболее резкое снижение продолжительности отвлечения наблюдается у детей от 5,5 до 6,5 лет.

Развитие внимания дошкольника связано с тем, что изменяется организация его жизни, он осваивает новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную). В 4-5 лет ребенок направляет свои действия под влиянием взрослого. Воспитатель все чаще говорит дошкольнику: «Будь внимательным», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно». Выполняя требования взрослого, ребенок должен управлять своим вниманием. Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им. Первоначально — это внешние средства, указательный жест, слово взрослого. В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребенка, которая приобретает планирующую функцию. «Я хочу посмотреть сначала обезьянок, а потом крокодильчиков», — говорит малыш по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты. Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием ее цели. Развитие этого вида внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия. Например, малышу хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурит по столовой. Сначала нужно помочь взрослому накрыть на стол. И малыш сосредоточивается на выполнении этой работы. Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы, и волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.

Игровая форма обучения — это интерактивный метод обучения, в котором основное содержание учебной деятельности помещено в игровую среду.

Игровые методы обучения отличаются своими особенностями:

  • наличие игровой оболочки
  • наличие точных и четких правил
  • система оценивания действий участников игры
  • ролевые предписания участников
  • работы по группам

Существует специализированный термин эдьютейнмент, который как раз и отражает основной принцип игровых форм обучения, это направленность обучающий заданий на игру, в результате чего у учащихся реализуется опосредованное и неформальное обучение, что повышает запоминаемость и усвояемость материала.

Игровой принцип обучения применяется как для детей, так и для взрослых. В первом случае, игровые формы носят скорее развивающий и социализирующий характер: направлены на развитие познавательных функций ребенка (память, внимание, мышление), также расширение навыков установления контакта с другими людьми, повышение навыков принятия и уважения других людей. Для взрослых же игровые формы носят характер командообразующих, ориентированных на повышение навыков коллективного принятия решений, работы группе. В том числе, игры могут быть направлены на развитие профессиональных и специализированных компетенций: управленческих, технических, социальных.

Для реализации игрового формата обучения важно соблюдать несколько основных условий:

Во-первых, важно понимать, какая дидактическая задача стоит перед педагогом, то есть что конкретно требует развития. Именно дидактическая задача и формирует оболочку игры.

Во-вторых, важным исходным условием является осознание исходного уровня представлений и знаний учащихся о том, на что направлено занятие. Так как основным принципом для развития является соблюдение зоны ближайшего развития: обучающийся всегда должен уметь делать какой-то минимум сам, чтобы суметь его выполнять более сложные вещи. В-третьих, время проведения игры не должно быть слишком большим: как правило, не более 20 минут, чтобы не вызвать утомления.

Готовые работы на аналогичную тему

По их разновидностям выделяют следующие формы дидактических игр:

  • с предметами: участники использует в игре какие-то объекты и манипулируют ими. Плюс таких игр в том, что участники имеют возможность исследовать объекты, изучать их особенности и характеристики. В таких играх реализуются задачи на сравнение объектов, их классификацию.
  • настольно-печатные: это игры, в которых используется стимульный материал в виде картинок, карточек или настольных игр
  • словесные игры: построены на принципе взаимосвязи слов и действий. Это игры на описание предметов, называние, отгадывание, загадывание, действие по словесным инструкциям.

Общая схема проведения дидактических игр следующая:

  1. первоначальная презентация игры, описание ее целей, задач и содержание
  2. знакомство ведущего с исходными знаниями участников относительно содержания и аспектов игры
  3. презентация дидактических материалов и правил игры
  4. проведение самой игры
  5. подведение итогов игры: анализ эффективных стратегий и действий, обратная связь от участников

Психологические особенности старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст — это период с 5 до 7 лет, который характеризуется первичной социализацией ребенка (включение его в различные социальные нормы и правила посредством семьи и близких родственников).

Данный возраст содержит много сензитивных периодов для развития различный функций и способностей. Ведущей познавательной функцией на данном этапе является воображение, а ведущим типом деятельности — игра.

Относительно свойств внимания, отмечаются следующие особенности: резко возрастает объем внимания (ребенок может удерживать в своем поле уже 2-3 объекта). Важной линией развития является формирование устойчивости внимания и сосредоточенности. Развития данных свойств можно достичь путем рисования или раскрашивания сложных картинок, состоящих из нескольких уровней и множества объектов.

Также в данном возрасте развивается переключаемость внимания. Ее развития можно достичь за счет регулярных зарядок, в результате которых внимание переключается на разные части тела.

Центральная линия развития — это формирование постепенного перехода от непроизвольного внимания к произвольному, что достигается за счет игр.

Игры на развитие внимания у старших дошкольников

С точки зрения возрастных особенностей игровые формы развития являются в данном возрасте наиболее актуальными, так как ведущей деятельностью является именно игровая.

Эффективными для развития произвольности внимания являются подвижные словесные игры, в которых от названного слова зависит производимое движение. Суть игры состоит в том, чтобы слова и движения преподавателя не всегда совпадали, таким образом провоцируя ребят. В этом же ключе, работают игры “Съедобное-несъедобное”, “Запрещенное движение”. Так развивается концентрированность, устойчивость и произвольность внимания.

Для развития объема внимания можно использовать предметные игры с подменами или исчезновением объектов: например, в ряду располагаются хорошо знакомые ребенку объекты, один из которых переставляется или вовсе прячется преподавателем. Задача — понять, какой объект был переставлен и вернуть его на прежнее место, либо назвать спрятанный предмет. Также можно играть и с другими ребятами в классе или группе.

Настольно-печатные игры являются хорошим инструментом развития концентрированности и распределяемости внимания, так как основной механизм в них — это сличение эталонного стимула с его силуэтом или другим объектом, где нужно найти элементы с исходного стимула. В данном направлении построены методики по типу “Найди отличия”, “Найди 2 одинаковых рисунка”.

1. Башаева Т.В., Филатова О.В. Познавательные процессы. Сущность, развитие, нарушения, диагностика. — Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, 2016. — 152 с.

2. Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного возраста: Автореф. канд. дисс. /Г.В. Петухова. — М., 2012. -32 с.

3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — № 6. – 2016. — С. 62-76.

Важность внимания и его роль в жизни человека очевидны. Внимание характеризует динамику протекания психических процессов, является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней. Внимание обладает рядом свойств: сосредоточенность, переключаемость, объем, устойчивость, распределение.

Возникновение и развитие у дошкольника произвольного внимания является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находится в теснейшем взаимодействии с общим умственным развитием ребенка [1]. Важным условием успеха в школьной деятельности – умение обратить внимание на то, что не привлекательно, не интересно, но необходимо для усвоения школьных знаний, поэтому воспитание произвольного внимания играет важную роль в подготовке ребенка к обучению в школе. В старшем дошкольном возрасте внимание становится устойчивым, его объем увеличивается, внимание становится эффективным.

В дошкольном возрасте ребенок проходит большой пусть в овладении социальным пространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях со взрослыми и детьми. Именно этот возраст важен для развития внимания, памяти, мышления и др. Совершенствуются психофизиологические функции и возникают сложные личностные новообразования.

По мнению Г.В.Петуховой, произвольное внимание необходимо формировать с дошкольного возраста [2]. Важным условием формирования произвольного внимания у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Ведущее положение игры определяется тем, что она удовлетворяет основные потребности ребенка в данном возрасте. Чем старше дети становятся, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения и взаимоотношения детей. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Ценность детской игры заключается в том, что она оказывает влияние на процесс становления отдельных психических функций (мышления, памяти, речи, воображения, внимания), некоторых видов деятельности (конструктивной, изобразительной, познавательной, общения). Важным результатом игры является удовлетворенность самим процессом игры, которая в большей мере отвечает их потребностям и возможностям действенного познания мира и людей [3].

Исследование по изучению особенностей развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности проводилось в МБОУ ЦО № 42 г. Тула (структурное подразделение № 3). Выборку составили испытуемые в возрасте 6-7 лет, из них девочек 14 мальчиков 14.

Диагностическая программа исследования состояла из 5 методик («Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант), «Красно-черная таблица» (Ф.Д.Горбов), запомни и расставь точки, «Шифровка» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго), «Продолжи узор» (Н.Я. Семаго, М.М. Семаго). Диагностическая программа направлена на изучение объема, концентрации, переключения, распределения внимания.

На констатирующем этапе исследования по методике «Корректурная проба» (тест Б. Бурдона, Анфимов-цифровой вариант) мы получили следующие результаты: у 36% опрошенных высокий уровень концентрации внимания, они просмотрели 400 и более знаков, сделав 10 или меньше 10 ошибок (данный показатель свидетельствует о возрастной норме развития концентрации внимания), у 39% респондентов средний уровень концентрации внимания (ими было просмотрено от 350 до 399 знаков включительно и сделано от 11 до 15 ошибок), у 25% опрошенных детей старшего дошкольного возраста выявлен низкий уровень концентрации внимания – просмотрено 349 и менее знаков и сделано 16 и более ошибок.

По методике «Красно-черная таблица» (методика Ф.Д.Горбова) мы получили следующие результаты: у 25% опрошенных высокий уровень переключения внимания (показатель переключаемости меньше 20сек), у 46 % опрошенных средний уровень переключения внимания (показатель переключаемости от 20сек до 25сек включительно), у 26% респондентов низкий уровень переключения внимания (показатель переключаемости внимания больше 26сек).

По методике «Запомни и расставь точки» мы получили следующие результаты: у 4% респондентов очень высокий уровень объема внимания, у 14% респондентов высокий уровень объема внимания, у 54% опрошенных средний уровень объема внимания, у 21% опрошенных низкий объем внимания и у 7% орошенных очень низкий объем внимания.

По методике «Шифровка» (Н.Я.Семаго, М.М.Семаго) на констатирующем этапе исследования мы получили следующие результаты: у 36% респондентов очень высокий уровень распределения и переключения внимания, у 26% опрошенных детей старшего дошкольного возраста высокий уровень распределения и переключения внимания, у 25% опрошенных средний уровень распределения и переключения внимания, у 7% опрошенных низкий уровень переключения и распределения внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень переключения и распределения внимания.

По методике «Продолжи узор» (Н.Я.Семаго и М,М.Семаго) мы получили следующие результаты: у 26% опрошенных очень высокий уровень произвольного внимания, у 32% опрошенных дошкольников уровень произвольного внимания высокий, у 32% опрошенных средний уровень произвольного внимания, у 4 % опрошенных низкий уровень произвольного внимания и у 4% опрошенных очень низкий уровень произвольного внимания.

На основе полученных результатов исследования была разработана программа развития произвольного внимания, которая включала следующие методы и техники: ролевые игры, обсуждение, моделирование образцов поведения, проигрывание различных ситуаций, арт-терапевтические технологии [4, 5]. Программа рассчитана на 16 занятий. Сравнительный анализ результатов исследования старших дошкольников по методикам на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что разработанная развивающая программа оказалась эффективной. Она способствовала улучшению объема, концентрации, переключаемости внимания, увеличению уровня целенаправленности дошкольников.

Практической значимость исследования являются составленные рекомендации для воспитателей, психологов по развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. В дошкольном возрасте для развития внимания нужно использовать на занятиях элементы игры и частую смену видов деятельности. Для развития внимания необходимы игры с правилами, задачами и целями. С помощью таких обучающих игр ребенок учится контролировать свои действия, достигать определенных целей, решать поставленные задачи, переключает внимание, тренирует устойчивость и концентрацию внимания. Для привлечения внимания воспитатель может использовать следующие приемы: менять силу голоса, темп речи, выразительность речи и силу эмоциональной окраски, жестикуляцию и др. В рамках занятий с детьми нужно чередовать умственную и практическую деятельность, постепенно включать задания, требующие более длительной сосредоточенности и т.д. Работа с детьми должна носить систематический характер. Важно использовать упражнения и задания на развитие произвольного внимания в различных видах деятельности дошкольника. При этом важно к данной работе подключать родителей при организации совместной деятельности, различных видов игр.

Предложенные и апробированные программы могут быть использованы в работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из важных аспектов успешного обучения в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания в дошкольном возрасте. Школьное обучение предъявляет требования к произвольности детского внимания, как план умения действовать не отвлекаясь, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат. Поэтому появляется необходимость заниматься развитием свойств внимания с дошкольной ступени образования. Так как в дошкольном возрасте основным видом деятельности выступает – игра, то мы полагаем, что целесообразней для развития свойств внимания применять игротерапию как ведущий метод. Авторы статьи предлагают в качестве одного из средств в основе, которого лежит игротерапия составленную психолого-педагогическую программу. В данной работе также предложен психодиагностический комплекс, направленный на выявление развития свойств внимания и приведены результаты констатирующего эксперимента.

1. Выготский Л.С. История развития высших психологических функций: Собр.соч.: В 6 т. Т.3. – М., 2010 – 130 с.

4. Фадеева Т.В. Программа для развития внимания дошкольника. Режим доступа: http://www.tenoten-deti.ru/articles/igry-dlya-razvitiya-kontsentratsii-vnimaniya-u-detey.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и выполняемым с ними действиям. Ребенок сосредоточен до тех пор, пока интерес не угасает. Появление нового предмета тотчас же вызывает переключение внимания на него. Поэтому дети редко длительное время занимаются одним и тем же делом. Под вниманием понимается направленность и сосредоточенность психической активности на определенном объекте при отвлечении от других.

Работа по коррекции свойств внимания дошкольника должна проводиться комплексно. Одним из методов развития свойств внимания выступает в дошкольном возрасте – игротерапия.

Актуальность, нашего исследования заключается в том, что внимание – это психическое состояние, от особенностей которого зависит успешность учебной деятельности дошкольника.

Объект исследования: процесс развития внимания детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: метод игротерапии, направленный на развитие свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: исследование возможностей метода игротерапии для развития свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

По мнению Л.С. Выготского, «…степень развития внимания в патологических случаях может служить критерием интеллекта и одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе» [1, с. 58].

Итак, внимание – «это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и пр.» [3, с. 71].

По мнению А. В. Петровского «внимание – направленность психики на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики, предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности» [2, с. 187].

По мнению Л.С. Выготского: «…в 5-6 лет возникает элементарная форма произвольного внимания под влиянием самоинструкции. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий» [3, с. 71].

На основе анализа, психологической и методической литературы нами был подобран психодиагностический комплекс, направленный на изучение свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста, состоящий из следующих методик: Методика «Запомни и расставь точки» (А.А. Осипова); Тест переплетенных линий (модификация теста Рэя); Методика «16 слов» (А.А. Осипова); Методика «Найди отличия» (А.А. Осипова).

В экспериментальном исследовании приняли участие 16 дошкольников ДОУ «Аленький цветочек» г. Нерюнгри.

По методике А.А. Осиповой «Запомни и расставь точки» был выявлен высокий уровень объема внимания у 19 % (3 чел.), средний уровень объема внимания – 50 % (8 чел.), низкий уровень объема внимания – 31 % (5 чел.).

Методика «16 слов» (А.А. Осипова) показала, что у 44 % (7 чел.) воспитанников низкий уровень переключения и распределения внимания, у 31 % (5 чел.) – средний уровень и у 25 % (4 человека) – высокий уровень.

Тест переплетенных линий (модификация Рэя) позволил выявить устойчивость внимания: высокая устойчивость внимания у 38 % (6 чел.) воспитанников; средний уровень устойчивости внимания – 56 % (9 чел.); низкий уровень устойчивости внимания – 6 % (1 чел.).

Свойства переключения и распределения внимания были выявлены по методике «Найди отличия» (А.А. Осипова): высокий уровень переключения и распределения внимания – 37 % (6 чел.); средний уровень переключения и распределения внимания – 50 % (8 чел.); низкий уровень переключения и распределения внимания – 13 % (2 чел.).

Таким образом результаты показали то, что у детей наблюдаются затруднения в переключении и распределении внимания, а также объем внимания находится на низком уровне.

Исходя из полученных результатов нами была составлена программа коррекционно-развивающих занятий. Основным методом в данной программе является игра.

Программа состоит из 24 занятий. При соблюдении режима проведения – 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 3 месяца. Время проведения – 25-30 минут. Занятия проводятся в группах от 4 до 6 человек. Занятия были подготовлены на основе «Программы для развития внимания дошкольника», автором которой является Т.В. Фадеева [4].

В структуру каждого занятия входят: психогимнастика; игры на развитие слухового восприятия и внимания; игры на развитие зрительного восприятия и внимания; игры на развитие моторно-двигательного внимания; развитие активного внимания; развитие и коррекция внимания и восприятия.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector