Развитие внимания у ребенка

Развитие внимания у ребенка

Формирование внимания ребенка

По мнению психологов, существует 6 стадий формирования внимания у детей:

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Развитие внимания у ребенка

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. От четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания. Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста. И если родители замечают, что ребенок пяти-шести лет как будто оказывается на своей волне, не видит и не слышит ничего вокруг – в большинстве случаев это сигнализирует о том, что он просто устал. В мозгу ребенка есть «встроенная» защита от перегрузок, и в моменты усталости один канал внимания у малыша отключается.

Произвольное и непроизвольное внимание

В первые годы жизни ребенок еще не умеет управлять своим вниманием, и оно является непроизвольным, поэтому его может привлечь абсолютно любая вещь, попавшая в его поле зрения. Минуту назад он крутил в руках пластмассовую улитку и вот уже пытается дотянуться до любимой маминой вазы. По этой же причине малыша так легко отвлечь, достаточно всего лишь указать ему на любой объект. Все мы прекрасно помним мамино: «Смотри, какая птичка полетела!»

Парадокс в том, что поначалу родители сами используют эту особенность детского внимания, чтобы отвлекать малыша от хрупких вещей, телевизионной рекламы или плача из-за разбитой коленки, но совсем скоро начинают за эту же невнимательность ругать ребенка и упрекать его в рассеянности. Помните, малыш вовсе не рассеян, и даже наоборот – он очень сосредоточен: лишь на том, что в этот момент представляет для него наибольший интерес. Поэтому требовать от ребенка концентрации внимания до пяти-шести лет просто бессмысленно.

Сосредотачивать все свое внимание на каком-то одном деле дети начинают лишь ближе к шести годам, следовательно, до этого возраста за все успешные попытки концентрации на чем-то одном малышей обязательно нужно хвалить, подчеркивая их усидчивость, целеустремленность и силу воли. Ребенок почувствует, что его старания оценили, и будет все чаще удивлять вас новыми примерами произвольного внимания.

Игры на развитие внимания

Развивать внимание ребенка младшего школьного возраста чрезвычайно важно, ведь все его дальнейшие успехи в обучении будут зависеть от того, насколько ваш малыш будет внимателен.

Умение концентрировать внимание не является отточенным врожденным навыком, но оно должно формироваться уже в раннем возрасте. Способность фокусировать и удерживать его на предмете, облегчает развитие ребенка, помогает лучше адаптироваться к огромному информационному потоку и снижает риск возникновения дефицита внимания в дальнейшем.

Основные правила развития внимания

В возрасте 3-4 лет ребенок не способен воспринимать информацию в привычном для родителей виде.

Специалисты рекомендуют использовать ненавязчивые игровые техники.

Следуя правилам построения занятий, вы поможете ребенку справиться с задачей и вовлечете его в процесс.

  1. Контролируйте вовлеченность ребенка. Если заметили, что сложность упражнения расстраивает малыша, попробуйте облегчить задачу или помочь с ее решением. В противном случае это формирует негативное отношение, а чересчур легкие задачи быстро наскучат.
  2. Не давайте малышу задания, а играйте вместе с ним. При этом важно поддерживать азарт ребенка, дайте ему почувствовать себя победителем.
  3. Поймайте пик интереса малыша. Окончание занятий должно приходиться на точку эмоционального подъема. Это гарантирует, что в следующий раз ребенок охотно вернется к игре.
  4. Не превращайте ее в рутину. Импровизируйте, создавайте небольшие представления, вовлекайте малыша в повествование при решении поставленных задач.

В этом возрасте ребенок еще не приемлет строгих рамок и четких инструкций. Поэтому специалисты рекомендуют проводить обучающее время максимально увлекательно и познавательно.

Какие игры гарантируют отличный результат?

Сфокусируйтесь на играх, использующих окружающую обстановку не заменяя ее виртуальными аналогами.
Описываем предметы. Игра хороша тем, что объектом исследования может стать любая вещь. И в зависимости от интереса ребенка применяться в любой ситуации, не надоедая малышу.

  1. Попросите его внимательно рассмотреть свою игрушку, любимую книжку или другой предмет.
  2. Затем спросите, что именно он видит. Пусть ребенок постарается описать, как можно больше деталей.
  3. Помогайте ему, задавая наводящие вопросы. Допустимо добавить соревновательный момент, тогда свойства предмета будут называться по очереди, но давайте малышу высказаться как можно больше.

В процессе обсуждения важно подчеркивать самые мельчайшие детали. Если это машинка, то какие у нее колеса – черная резина, металлические диски. Если речь идет об игрушке, то важно акцентировать внимание на деталях, какой у нее нос гладкий или шершавый, черный или красный.

Игра может занимать всего несколько минут. Главное поймать интересный ребенку объект и вовлечь в процесс изучения.

В дальнейшем эту игру можно усложнить, тренируя не только внимание, но и память. Предложите малышу изучить предмет, а после по памяти рассказать о нем все, что привлекло его взгляд.

Ветер-шалун или что изменилось? Эта игра отличный пример развивающего занятия, в котором ребенок может почувствовать себя сразу в нескольких ролях.

  1. Разложите перед малышом несколько предметов. Начать можно с 3-х разных игрушек.
  2. Расположите их в определенном порядке и дайте ему посмотреть на них в течение пары минут. В это время нужно проговаривать расположение и порядок предметов, их названия и свойства.
  3. Затем попросите ребенка отвернуться. Используя увлекательную историю о ветре-шалуне или хитрой лисичке, которая унесла или перепутала игрушки, поменяйте порядок предметов или уберите один из них.
  4. После этого ребенок должен рассказать вам, что же все-таки изменилось.

Чем артистичнее и живее вы будете вести представление, тем на большую вовлеченность можете рассчитывать.

Играйте по очереди, отдавая ребенку роль ведущего. Пускай он помогает вам вспомнить первоначальное расположение предметов и подсказывает, что же изменилось. Таким не хитрым способом вы заставите ребенка почувствовать ведущую роль и глубже погрузиться в процесс.

Ищем отличия. Прекрасным вариантом развивающей игры станет фокусировка внимания на сравнении предметов. Здесь можно использовать специальные книги, карточки или картинки из интернета.

  1. Расположив очень похожие картинки, рядом дайте ребенку пристально их изучить. Не торопите его, так как подобная деятельность требует от малыша не только фокусировки внимания, но и усидчивости.
  2. Спросите, какие различия он увидел. Если ребенок затрудняется ответить, сразу помогите ему. Скажите, что здесь он может найти целых 5 отличий или подскажите первый ответ наводящими вопросами.
  3. Важно чтобы малыш не только показывал различия, но и проговаривал их вслух. «Здесь у собачки красный ошейник, а здесь его нет» и т.д.

Такая игра помогает тренировать не только внимание, но и понятие пространства и движения (верх, низ, лево, право), улучшить речь и словесное описание увиденного.

Главное не переусердствовать со сложностью изображения, ребенок должен постараться найти все отличия. Иначе он бросит игру, и использовать этот эффективный инструмент развития станет сложнее.

Подобные игры не требуют много времени и применены в любой ситуации, но подходить к развитию внимания следует творчески. Ребенок должен испытывать восторг от происходящего, следить за сюжетом и слышать интересную историю. В противном случае даже самая яркая картина и любимые игрушки превратят в скучный тест.

Регулярные короткие, но ежедневные занятия помогут достичь высоких результатов и стать увлекательным развлечением в кругу семьи.

Помимо этого дети в возрасте 3-4 лет нуждаются в повышенном внимании. Именно сейчас формируется большинство базовых навыков, а посещение профессионального логопеда поможет расширить опыт ребенка. Под пристальным вниманием специалиста ребенок сможет улучшить концентрацию, скорректировать речь и получить толчок к дальнейшему развитию.

Подарите ребенку счастливое детство, которое станет надежной опорой для будущих побед.

Дата публикации: 07.07.2021. Последнее изменение: 28.07.2021.

Развитие внимания у ребенка

Нарушение внимания – это та проблема, с которой довольно часто сталкиваются родители ребенка.

В медицине выделяют даже отдельный термин для обозначения этого состояния «синдром нарушения внимания с гиперактивностью», при этом повышенная активность ребенка не зря связана с основным словосочетанием предлогом, так как она может быть, а может и отсутствовать.

Актуально то, что данный синдром часто остается недиагностированным, родители связывают особенности поведения ребенка с его характером, а отсутствие концентрации на чем-либо – с возрастом или даже с гороскопом. Но это очень грубая ошибка, так как сегодня существуют эффективные способы лечения нарушения внимания, а отсутствие их своевременного применения ровно в половине случаев приводит к тому, что неумение концентрировать внимание сохраняется и во взрослом возрасте.

РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Итак, чаще всего синдром нарушения внимания встречается у детей от 4 до 7 лет, причем преобладают в их числе мальчики, превосходя по частоте распространенности синдрома у девочек в 9 раз.

Каков общий процент таких детей в популяции? От 3 до 10%.

Причем, как мы говорили выше, синдром может сохраняться и по мере взросления ребенка. Например, дети с нарушением внимания сохраняют его в подростковом возрасте в 80% случаев, а такие подростки более склонны к вредным привычкам и дурным компаниям, поэтому ни в коем случае нельзя приуменьшать социальную значимость этого состояния.

ПРИЧИНЫ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Выделяют ряд причин синдрома нарушения внимания у детей:

  • наследственность,
  • нарушение внутриутробного развития, воздействие на организм беременной женщины опасных для плода факторов (алкоголь, курение, некоторые лекарственные препараты, инфекции),
  • родовая травма (в том числе, роды путем кесарева сечения, использование щипцов, вакуум-экстрактора, рождение недоношенного ребенка или ребенка с гипоксией).

КЛИНИЧЕСКАЯ КАРТИНА СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Хотя мы с вами рассмотрели данные статистики и развитии синдрома нарушения внимания в возрасте от 4 до 7 лет, обычно к врачу родители таких детей обращаются, когда их детям уже 8-10 лет. Почему это так происходит? Потому что именно в этом возрасте от ребенка уже ждут некоторой самостоятельности, сосредоточенности и целеустремленности, а при нарушении внимания данных качеств у ребенка, конечно, нет.

Итак, синдром дефицита внимания проявляется в следующем:

  • ребенок не может сосредоточиться, не может доделать что-либо до конца, особенно ярко это проявляется, когда есть отвлекающие факторы – в таких ситуациях ребенок с нарушением внимания вообще не может доделать необходимое,
  • часто забывает, что нужно выполнить, или теряет вещи,
  • легко отвлекается,
  • обладает повышенной возбудимостью,
  • не проявляет упорства в школе, в спорте, в игре со сверстниками, быстро теряет интерес к действию, даже к любимому мультфильму,
  • может сопровождаться гиперактивностью, качественно и количественно превосходящую возрастную норму двигательной активности,
  • может сочетаться с импульсивным поведением (нарушением дисциплины во время уроков, конфликтным решением вопросов с одноклассниками вплоть до драк, хулиганскими выходками),
  • эмоциональные нарушения (вспыльчивость, неуравновешенность).

Всё это мешает и обучению, и социализации, и поиску своего места в жизни, своего правильного пути.

Кроме того, дети с синдромом дефицита внимания часто имеют проблемы со сном, не могут заснуть вовремя, а утром из-за этого чувствуют себя сонными, что еще больше влияет на их успеваемость. Также у них чаще, чем у других детей, встречается ночное недержание мочи.

Такие дети часто одиноки, не могут найти общий язык со как взрослыми, так и с детьми. И это всё при том, что дети с нарушением внимания, в основном, экстраверты! То есть, жаждут общения, но из-за своего синдрома дефицита внимания не могут друзей сохранить и быстро их теряют.

Когда читаешь весь этот список симптомов, уровень сочувствия таким детям очень растет. И уже не терпится найти ответ на вопрос, как помочь такому ребенку? Как его вылечить?

ЛЕЧЕНИЕ СИНДРОМА НАРУШЕНИЯ ВНИМАНИЯ

Первое и самое главное – родители должны понимать, что ребенок не специально так себя ведет. И его не нужно ругать – к нему необходимо искать подход. А наказания здесь будут иметь обратный эффект, замыкая порочный круг.

Когда родители это примут и будут стараться сделать все, чтобы их ребенок избавился от мешающего жить, прежде всего, ему самому синдрома, тогда можно приступать к лечению.

Сегодня существует эффективный, уже доказавший свою результативность, метод, применение которого действительно помогает детям с нарушением внимания. Это остеопатия.

Специальные мягкие безболезненные методики, которые применяются врачами для коррекции нарушений внимания, относятся к разделу краниосакральной терапии, то есть воздействуют на отделы головного мозга, а в данном случае за те зоны, которые отвечают за внимание, запоминание и концентрацию, за зоны, которые были повреждены под воздействием перечисленных нами выше причин.

Неоспоримое преимущество остеопатии заключается в том, что зачастую ее применение позволяет избежать приема ребенком таким препаратов, как психостимуляторы на основе амфетамина, нейролептики и антидепрессанты. Ведь их применение не только имеет множество побочных эффектов в виде нарушений роста, ранних инсультов, галлюцинаций, но и вызывают привыкание!

Есть ли побочные эффекты у остеопатии? Только положительные. Ведь остеопат – это врач, который путем манульной диагностики исследует не только ту область, на проблемы в которой указывает клиническая картина заболевания. Наработанная годами упорного труда чувствительность рецепторов позволяет определить и другие сопутствующие заболевания в организме ребенка при их наличии, а также воздействовать на них с помощью подбираемых индивидуально для каждого ребенка методик. И за это не нужно будет платить дополнительно, ведь остеопатия – это наука, для которой организм человека представляет собой единое целое. Курс из нескольких процедур, количество которых всегда обсуждается с доктором индивидуально на первичном приеме и зависит от многих факторов здоровья ребенка, позволяет добиться стойкого положительного эффекта в лечении детей с нарушением внимания и одновременно произвести профилактику других заболеваний, в том числе, и простудных.

Поэтому с уверенностью можно утверждать, что своевременное посещение опытного врача-остеопата позволит вам быть спокойным за здоровье вашего малыша.

Дорогие родители, если остались нераскрытыми интересующие вас вопросы, мы готовы уделить вам внимание! Вы можете задать их нам в расположенной ниже форме, и мы обязательно вам ответим!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector