Внимание-важный элемент в жизни каждого человека. Смысл данного понятия заключается в уяснении для себя нужной информации и отсеивание лишней. Чаще всего, внимание связано с призванием человека и его интересами. В первую очередь, от него зависит наблюдательность, способность отмечать в явлениях и предметах существенные особенности.
Дело в том, что в человеческий мозг каждую минуту поступают сигналы из вешнего мира. Если бы не было внимания, то наш мозг не смог бы избежать нагрузки.
Сегодня поговорим о развитии внимания у детей.
Мы говорим, что детство – самый счастливый период в жизни человека. А дети, они играют.
Основная сфера деятельности ребенка-игровая.
Игра помогает не только расширить знания ребенка о социальной сфере, но и позволяет познать сложный, многогранный мир социальных отношений, создает благоприятные условия для того, чтобы примерить на себе разнообразные роли в обществе (дочки-матери, врач) и с этих позиций попытаться выстроить отношения с людьми. Она способствует тому, чтобы малыш сумел занять свое место в детском коллективе. Таким образом, ребенок как бы изнутри исследует особенности той или иной профессии, учится анализировать, оценивать поступки как других детей, так и взрослых. старается их охарактеризовать и через познание других лучше узнает себя. В процессе игры, у ребенка развивается ловкость, смекалка, умение помочь ближнему (например, играя в доктора).
У деток дошкольного возраста объем внимания не очень широк . Они часто переключаются с одной деятельности на другую. Поэтому уже сейчас родителям необходимо учить ребенка сосредоточенности.. Иначе говоря, развивать произвольное внимание.
Попробуем разобраться, какие условия помогут развитию внимания у дошкольников:
- Упражнения и дидактические игры на наблюдательность ( Что изменилось? Где допущена ошибка? и т.д.) ;
Для этого пункта хорошо подойдет такая игра как
«Каждой вещи – своё место»
Родители знают, как трудно порой научить детей быть аккуратными, поддерживать порядок, класть каждую вещь на своё место. Между тем задачу можно заметно облегчить, умело используя игру на наблюдательность.
Предложите детям заметить, где и как лежат, стоят, висят различные домашние предметы.
Ребенок выходит из комнаты. Соберите на столе 10-15 небольших предметов, затем пригласите малыша и предложите ему вернуть каждый предмет на его постоянное место. Выигрывает тот, кто правильнее и быстрее расставит большее число предметов. Важное условие! Ребёнок, должен выполнить задание в какой-то определённый срок.
Возможен и другой вариант: ведущий меняет предметы местами. Задача играющего – снова вернуть вещи на их постоянные места. В таком варианте игра в семье может проводиться целый день, даже несколько дней, и повторяться. Взрослый незаметно перемещает отдельные предметы, а малыш, занимаясь другими делами, играми, время от времени проверяют, все ли вещи в комнате на своих местах.
Игра настолько привлекает внимание детей к этой стороне домашнего быта, что потом привычка поддерживать порядок у них образуется сравнительно легко;
- Максимальный акцент на развитие мышления ( примеры, выводы, сравнения и т.д.);
Для этого пункта подойдет такая игра как «Скажи наоборот»
Правила ее очень просты: взрослый называет любое прилагательное, ребенок-противоположное слово по значению (Например: горомкий-тихий, холодный-горячий и т.д.);
- Важно сделать акцент и на коммуникативной сфере ( проговаривание ребенком того, что он делает, либо диалог с родителем в ролевых играх( доктор, дочки-матери и т.д.) Вариант игры:
Родитель: Ты кто?
Родитель: Что назначит врач больному? И т.д.
Развитию внимания необходимо уделять особое значение, так как это долгий и сложный процесс. Это необходимо, в первую очередь, не только для успешного обучения ребенка в школе, но и для его дальнейшей жизни.
Одним из ключевых навыков, которым должен овладеть ребенок до начала учебы в школе, является развитие внимания. Читать, писать и считать ребенка в школе научат, а вот уметь сконцентрировать внимание каждый ребенок должен уметь уже к началу обучения в школе. Поскольку недостаток внимания у первоклассника может создать немало трудностей и проблем для школьника и его родителей. Поэтому взрослым стоит заблаговременно задаться вопросом «Как развивать внимание у дошкольников?»
Этапы развития внимания у детей
Развитие внимания у малышей начинается с возникновения так называемого «непроизвольного внимания», т.е внимания, которое возникает у малыша само собой и не требует приложения усилий ни со стороны ребенка, ни со стороны родителя.
У маленьких детей преобладает именно этот вид внимания, благодаря ему, малыши запоминают, то, что наиболее ярко, красочно и эмоционально. Но такой вид внимания весьма избирательный, ребенок сосредотачивается только на том, что для него кажется интересным и столько, сколько ему это интересно, родителям становится совсем не понятно как удержать внимание будущего школьника.
Позже, в процессе игры, общения и обучения, у ребенка начинается формирование произвольного внимания, т.е внимания, возникновение которого требует усилий со стороны ребенка, ведь от него требуется делать не то что нравится, а то что нужно. В связи с этим, в формировании произвольного внимания у ребенка нельзя обойтись без участия взрослых наставников. Развить произвольное внимание у ребенка помогут специальные занятия, игры и задания.
Упражнения на внимание для дошкольников
Для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста существует огромное количество методик и заданий, в большинстве своем они очень просты и любой родитель может использовать их, тренируя своего малыша в игровой форме.
Не забывайте, что главное в таких развивающих занятиях — заинтересовать ребенка. Для этого придерживайтесь несложных правил: дети любят, когда информация подается в наглядной форме, когда мама или папа сами заинтересованы в игре – искренне удивляются, радуются, интересуются. Нельзя забывать, что инструкция к заданию для ребенка должна быть точной, пошаговой и исчерпывающей.
Начать можно со следующих несложных заданий:
- « Посмотри на предметы и постарайся их запомнить, теперь отвернись и назови предметы, которые ты только что видел. Какого они цвета? Какого размера? Какую имеют форму?»
- «Закрой глаза, прислушайся. Теперь называй по очереди все звуки, которые ты слышишь»
- «Посчитай сколько ступенек на лестнице»
- «Посчитай сколько дверей в соседнем доме»
- «Постарайся запомнить, во что были одеты твои друзья в детском саду, а вечером расскажешь»
- Каждый день проходя мимо своего дома, запоминай что изменилось во дворе и отмечай новые детали, на которые раньше не обращал внимания
Подобные задания родитель может придумывать самостоятельно, тем самым превращая любую прогулку или поход в магазин – в увлекательную игру.
Развивающие игры на развитие внимание дошкольников
- Игра «Все помню»
Для этой игры понадобится от трех и более человек. Суть ее заключается в том, чтобы запомнить как можно больше слов в определенной последовательности. Для начала, нужно выбрать тему, которая будет объединять слова, например, тема — фрукты. Далее назначаем судью, который будет записывать слова по порядку на листочек и следить за правильностью ответов. Начинаем игру, диалог должен состояться примерно такой:
— Яблоко,- говорит первый участник.
-Яблоко, груша,- говорит второй, а судья записывает.
Яблоко, груша, персик,- снова говорит первый игрок.
Сначала правильно назвать все наименования очень легко, но вот, когда их количество переходит за десять, игра приобретает истинный смысл. Тот, кто ошибся – выбывает из игры, остальные продолжают, пока не останется один победитель.
- Игра «зверята»
Лучше всего проводить такую игру с небольшой группой детей. Если в доме есть старшие дети, младшему ребенку будет гораздо веселее выполнять задания вместе с ними. Понадобится музыка и один ведущий, лучше взрослый.
Включаем музыку, хорошо подойдет «Марш» Прокофьева, дети идут по кругу под музыку. Ведущий объявляет — «лошадки!», дети начинают скакать, изображая лошадей, ведущий меняет задание и говорит – «птички», дети машут руками и показывают птиц, ведущий говорит «аист», дети стоят на одной ноге как аисты и т.д.
Игра прекрасно стимулирует внимание, обучает быстро и точно реагировать на звуки.
- Игра «четыре стихии»
Игроки садятся в круг, выбирают ведущего. Правила такие: когда ведущий говорит слово «вода» — игроки должны вытянуть руки вперед, на слове «земля»- опустить руки вниз, «воздух»- все поднимают руки вверх, «огонь»- игроки делают круговые вращения руками. Проигрывает тот, кто первый ошибется.
Данная игра развивает внимание, которое координирует слуховой и двигательный анализаторы.
- Игра «Найди домик»
Вам понадобится рисунок с изображением семи разных животных, объясняем малышу, что каждая зверушка спешит к себе домой, специальные линии соединяют животных с их домиками. Ребенку нужно, без помощи карандаша, проследить по линиям, где чей домик.
Тест на внимательность «Найди отличия»
В школе ребенку нужно будет не только внимательно слушать, что говорит учитель, но и тщательно анализировать полученную информацию. Развить эти навыки помогут старые добрые, всем родителям с детства известные, картинки «найди отличия». Предложите малышу внимательно посмотреть на две, казалось бы, совсем одинаковые картинки и найти на них как можно больше отличий.
Как мы видим, развитие внимания у дошкольников проходит в веселой игровой форме, каждый родитель может без труда выполнять эти задания вместе с детьми и добиться высоких результатов.
Ирина Лозицкая, семейный психолог
- Вы здесь:
- Главная страница
- Советы родителям
- Психолог советует
- Как развивать внимание у дошкольников
Как развивать внимание у дошкольников
- » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
Информация о материале Опубликовано: 16.12.2013 20:17 Просмотров: 1908
Педагог — психолог – Рябинина Е.Н.
Недостаточное развитие внимания у дошкольников при поступлении в школу создаёт немало проблем в обучении и самим детям, и их педагогам. При подготовке ребёнка к школе очень важно научить его сосредотачивать внимание на выполнении учебных заданий. Для многих детей – дошкольников необходимо планомерное формирование этого умения.
У дошкольников основные свойства внимания развиты ещё очень слабо: оно имеет небольшой объём, плохо распределяется, неустойчиво. Особенностью внимания дошкольников является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остаётся до тех пор, пока у ребёнка сохраняется интерес к воспринимаемым объектам. К началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно требует от ребёнка волевых усилий: приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В последнее время всё чаще говорят о «дефиците внимания» — неспособности ребёнка сконцентрировать внимание в течение короткого промежутка времени. Ребёнок не только не способен завершить выполнение поставленной задачи, но и небрежен в её выполнении. На занятии он не может работать вместе со всеми детьми, он постоянно отвлекается на окружающие звуки или зрительные раздражители, не способен до конца выполнить задание, делает много ошибок, но не из-за непонимания, а из-за невнимательности. Рассеянность увеличивается по мере увеличения продолжительности выполнения задания, продуктивность работы у таких детей очень низкая.
О дефиците внимания у своего ребёнка родители обычно узнают в начале первого года обучения в школе. Так как внимание является важнейшей психической функцией, обеспечивающей успешность обучения, то в конце первого полугодия такой ребёнок уже заметно отстаёт в учёбе. Чтобы избежать таких проблем, родителям необходимо выяснить насколько соответствует развитие внимания возрастным нормам, а так же заняться тренировкой внимания у дошкольника.
Необходимо выяснить, может ли
будущий школьник:
ü Заниматься одним делом (не обязательно интересным) в течение 20 – 30 минут.
ü Проанализировать насколько ребёнок сосредоточен на задании: ребёнок спокоен, у него сосредоточенный и устойчивый взгляд, устойчивое положение головы, частей лица позы, организованные жесты, твердая и уверенная речь (ребёнок внимателен) или же ребёнок невнимателен – он рассеян, отвлекается от дела, суетлив, неуравновешен; у него бегающий взгляд, беспорядочное многословие, неуверенность тревожность.
Взрослые должны помочь ребёнку в развитии у него произвольного внимания. Эта работа должна протекать в форме ненавязчивой игры. Начинать лучше с небольших заданий и постепенно увеличивать продолжительность работы.
Следующие игры и упражнения помогут в развитии и тренировке внимания у дошкольника.
«Найди различия».
Для проведения этой игры необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 – 15 различий. Ребёнка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия. Чем больше ребёнок назовёт различий, тем выше уровень развития внимания.
«Да и нет не говорить»
Предложите ребёнку ответить на вопросы. Запрещается говорить «да» и «нет». Вопросы: Ты любишь лето? Ты любишь солнце? Тебе нравиться купаться в реке? Ты любишь зиму? Ты любишь кататься на санках? Ты любишь, когда холодно? и т.д.
«Зачеркни букву».
Для развития устойчивости внимания дайте ребёнку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачёркивать какую – либо букву (например, «а»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты. Если вы сделали всё правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребёнка с ними, порадуйтесь вместе с ним. В дальнейшем измените инструкцию: «В каждой строке зачеркни букву «а», а букву «б» подчеркни». Проводите это упражнение в соревновательной форме.
«Найди слово».
Предложить ребёнку, умеющему читать. На листе напечатать буквы в случайном порядке (5 строчек). Ребёнок внимательно просматривает каждую строчку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Показатель успешности – число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Буквы и слова можно набрать на компьютере или написать от руки. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравится.
ТЗМКУНЦЗНИА КОТ ЕЛ МАРТ ПО МЯЧ
М СЛОН МШЦ СОР ЗЩНСПРЖЕАЕ СОК
МЛ КЛОУН БАЫКРТЬА МАМА ОИПСАЗ
А РОТ В УРА ПАТШДРМ ШАР ГЗК МУХА
«Пропусти число»
Предложите ребёнку сосчитать от 1 до 20, если встретится число 2 или числа, в состав которых входит цифра 2, то их не произносить, а хлопнуть в ладоши.
«Расскажи, что увидел».
Разложите на столе несколько мелких предметов в количестве 12 – 15 штук. Это могут быть мелкие игрушки, пуговицы, карандаши, открытки, ключи, значки и т.п. Пусть ребёнок посмотрит несколько секунд на эти предметы, а потом перечислит, закрыв глаза, всё то, что увидел. Результат недостаточно высок, если ребёнок сумел назвать меньше 5 предметов, и очень высокий, если больше 9. Данное задание служит прекрасным упражнением для тренировки внимательности, если его выполнять регулярно.
«Не пропусти растение».
Называйте ребёнку различные слова: стол, берёза, книга, ромашка, карандаш, дом, дуб и т.д. Он должен, по договорённости, отреагировать на определённые слова. Ребёнок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, растение. Во второй серии можно предложить, чтобы ребёнок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее животное. В третьей серии можно объединить первое и второе задание, т.е. ребёнок хлопает в ладоши при произнесении слова, обозначающего растение, и встаёт при произнесении, обозначающего какое – либо животное.
«Отыскать числа».
Для этого упражнения нужна таблица с 25 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 25. попросите ребёнка найти и показать все цифры подряд. Зафиксируйте время, которое потребовалось для выполнения задания. Далее по сходной таблице продолжайте тренировку. Оцените насколько улучшился показатель распределения внимания у ребёнка. Если это задание оказалось трудным, составьте более простую таблицу, например из 9 клеток.
Что такое внимание?
Внимание – это психическая процедура познания, которая направлена на то, чтобы отразить свойства, состояние и характеристику объекта или действия.
Фокусирование на конкретных вещах характеризуется избирательной направленностью и формирует индивидуальное отношение.
Вниманию может подвергаться все на свете: люди и животные, их поведение, растения, предметы быта. Стоит отметить, что человек внимателен только к тем вещам, которые ему интересны или необходимы.
Основные причины невнимательности детей
- Гиперактивность. Этот модный нынче диагноз, который ставят каждому второму, в половине случаев все же оказывается оправдан. Одна из его отличительных особенностей – невозможность сосредоточиться, сконцентрировать внимание. Гиперактивные дети очень активны и подвижны, их внимание быстро переключается, им сложно усидеть на одном месте. Родителям таких детей нужно проявлять особую терпеливость и последовательность.
- Ослабленный иммунитет, хронические болезни. Часто болеющие дети отличаются повышенной утомляемостью и низкой работоспособностью. Чтобы помочь такому ребенку, установите для него режим дня – чередуйте работу и отдых.
- Психологическое или физическое переутомление. Оно также приводит к снижению работоспособности. Главное средство — также правильный режим дня.
- Отсутствие интереса к предлагаемой деятельности. Лучше проводить занятия в игровой форме.
Как развить внимание у ребенка?
Развитие внимания у детей дошкольного возраста должно идти чуть ли не с младенчества. Обращать внимание – это одно из самых первых действий, которые учится делать ребенок. В первые месяцы своей жизни малыши проявляют внимание неосознанно, реагируя на звуки, на движение каких-либо предметов, вещей или героев мультфильмов, на яркие цвета и т.д.
Примерно к шести месяцам малыши проявляют свое внимание к окружающему их миру уже более осознанно: начинают брать в руки предметы, до которых могут дотянуться, пытаются проверить их прочность, стуча ими об пол или просто пытаясь грызть, реагируют на слова и т.д. Уже с этого возраста можно начинаться заниматься развитием внимания ребенка, причем делать это даже нужно. Чем раньше развитию внимания у детей уделяется внимание, тем легче малышам в будущем познавать окружающий их мир, а также учиться в школе. Большинству мам и пап кажется, что их человечек еще слишком маленький, поэтому о развитии внимания не может быть и речи. Однако маленькое сокровище уже обращает внимание на все происходящее, а значит, развивать это, обучая концентрации на предметах, на действиях и событиях, можно.
В двухлетнем возрасте детки уже приобретают определенные навыки манипулирования предметами (копают лопатками песок, набирают воду в стаканы и потом поливают что-то и т.д.). Мало того, такие манипуляции уже становятся действиями для достижения определенной цели, для решение простых задач. Это является первым проявлением ребенком внимания (произвольного) и его дальнейшее развитие происходит под влиянием мам и пап. Именно они обращают внимание своего ребенка на ситуации, в которых необходимо определенным образом себя вести или что-то делать: мыть руки после улицы, стараться следить за собою, акцентируют внимание ребенка на светофорах и т.д.
Все эти действия – уже развитие внимания ребенка, ведь так он учится не только соблюдать какие-то правила, но и обращать внимание, следить за тем, когда именно нужно делать что-то конкретное. Действия по развитию внимания у детей дошкольного возраста (4-5 лет) уже можно причислить к обязательным и необходимым, ведь это уже период подготовки к школе. В этом возрасте детки уже самостоятельно, пусть и неосознанно, проявляют устойчивое внимание и наглядно это видно, если ребенку интересна игра, если его захватила сказка, если взрослый ему рассказывает что-то интересное. Этот период наиболее благоприятен для целенаправленного развития внимания у дошкольников, ведь в этом возрасте малыши впитывают практически все и многому учатся очень быстро.
Упражнения для тренировки внимания у ребенка
Развитие внимания у детей школьного возраста происходит с помощью специальных упражнений. Предлагаем вам несколько:
- Вариация предыдущего задания – найди два одинаковых. Ребенку предлагается иллюстрация, на которой изображено несколько предметов, например ваз, которые отличаются между собой незначительными деталями. Дошкольник должен внимательно рассмотреть модели и найти среди них две идентичные. На первых этапах работы лучше использовать картинки с явными отличиями, это поможет ребенку обрести уверенность в себе и подкрепит его интерес. Далее задания усложняются.
- Работа с картинками. Есть специальные иллюстрации, на которых животные, например тигры или волки, представлены в завуалированной форме. Можно предложить ребенку найти их все.
- Соотнесение предмета и его тени.
Методики для развития внимательности у детей
Родители должны помнить про особенности развития внимания у детей дошкольного возраста. После 4-го дня рождения вы можете прийти и в наш центр развития ребенка «СМАРТУМ». У нас развитием внимания у дошкольников занимаются опытные специалисты и на занятиях применяются не только современные, но и уже опробованные, доказавшие свою эффективность и позволяющие добиться прекрасных результатов, методики. И в младшем дошкольном, и в старшем дошкольном, и даже в младшем школьном возрасте дети еще играют с превеликим удовольствием. Именно в игровой, непринужденной форме и строятся все наши занятия. В их процессе развитие внимания у детей младшего школьного и дошкольного возраста происходит подсознательно.
На занятиях детки приобретают навыки управлять проявлением внимания, а также у них формируется устойчивое, сконцентрированное внимание к тому, что они видят и слышат. Все это помогает детишкам отлично учиться и в начальной школе, и в последующих, старших классах. В процессе подготовки к школе очень важно учитывать, что к развитию внимания у будущих младших школьников всегда предъявляются довольно высокие требования, ведь они должны будут учиться и тому, что им интересно, и тому, что будет казаться им скучным. По этой причине развитию внимания дошкольников, умению внимательно относиться ко всему необходимо подходить с максимальной ответственностью.
Если вам хочется, чтобы ваше сокровище считалось самым внимательным, самым прилежным и способным учеником в классе – приходите к нам. Мы стараемся сделать процесс развития любых способностей ребенка приятным и веселым, чтобы к нам они с радостью спешили, а не шли в еще одну школу!
Главная Родителям Внимание у детей дошкольного возраста: виды и особенности
Очень часто в порыве родители не выдерживают и заваливают маленького ребенка упреками и обвинениями в рассеянности и забывчивости. Вспомните, как часто приходится слышать, обращенные к малышу возгласы: «Что у тебя в голове?», «Как можно быть такой разиней?», «Ты опять в облаках витаешь?»
Действительно, ребенку чуть ли не каждый день приходится слышать в свой адрес подобные претензии. Взрослый человек считает, что дошкольник не умеет направлять свое внимание на требуемую цель. Поэтому довольно часто мамы и папы ставят своему чаду «диагноз» —рассеянность.
Эту ситуацию следует разобрать. Осознать суть проблемы можно, проговорив все свои претензии к ребенку, но не в голос. Получилось? Ответ на вопрос находится совсем близко и после такого эксперимента становится абсолютно очевидным. Ребенок может сконцентрироваться, но его внимание сосредоточено на то, что является важным для него, а не для взрослого человека.
Что такое внимание?
Внимание психический процесс, который заключается в отборе необходимой информации в конкретной ситуации и полное отвержение ненужной.
Суть в том, что внешнее внимание нацелено на окружающие человека предметы, личности, явления, кроме того действия других людей и изменения. Этой особенностью ребенок обладает с первых дней жизни. Новорожденный реагирует на голос родных, поворачивает голову в сторону источника шума, концентрирует внимание на родных людях.
Внимание маленьких детей, возраст которых от 3 до 6 лет, сфокусировано на их переживаниях и чувствах внутреннем мире. Максимальной концентрации внутренне внимание малыша достигается в тот момент, когда ребенок как будто застывает и сосредоточенно смотрит на какой-то предмет, но как бы не видя его. В такие минуты ребенок не реагирует на упреки взрослых, не слышит обращенной к нему речи. Именно такие ситуации взрослые называют рассеянностью.
Виды внимания
Психологи выделяют три вида внимания.
- Непроизвольное внимание не требует привлечения усилий, которые вызывают, фиксируют и сохраняют его, возникает такой процесс сам собой. Зачастую такое внимание вызвано яркими переживаниями, шумными событиями. Интерес быстро возникает, но также быстро и пропадает. Поскольку тот предмет, который спровоцировал такой интерес, очень быстро становится обыденным и понятным. Таким образом, непроизвольное внимание пропадает.
- Произвольное внимание тип внимания, который особо важен, когда малыш занимается не тем, чем ему хочется, а выполняет те действия либо задания, что необходимо. Зачастую дети отказываются от любимого или просто интересного занятия ради выполнения необходимого задания. Психологи напрямую связывают уровень развития речи детей от 3 до 7 лет с успешным формированием этого типа внимания.
- Послепроизвольное внимание тип психического процесса, который формируется из произвольного внимания и объединяет качества и основные характеристики предыдущих двух видов. Это происходит на этапе, когда дошкольник полностью увлекается игровым элементом или заинтересовавшим его заданием. Ребенок не прилагает особых стараний, усилий, чтобы сосредоточиться на процессе выполнения. Таким образом, у ребенка проявляется послепроизвольное внимание.
Внимание: основные свойства
Основные качества и характеристики внимания дошкольников включают: концентрация, переключаемость, объем, устойчивость, избирательность, распределение.
Концентрация внимания заключается в способности быстро сосредоточиться на предмете, а также максимально удерживать внимание на объекте, не поддаваясь отвлекающим факторам.
Концентрация внимания у детей дошкольного возраста достаточно низкая, поэтому следует работать над ее развитием. Для достижения поставленной цели необходимо подобрать подходящие упражнения. Сформировать необходимый уровень внимания и его свойств можно, записав малыша на курсы подготовки детей к школе.
Упражнение для повышения концентрации внимания. С малышом следует попробовать выучить небольшие стихотворения. Первую часть стишка необходимо разучивать при включенном телевизоре. Громкость должна быть минимальная. Второе четверостишие учите с ребенком при более громком звучании радио, телевизора или другого источника. Заключительную часть стиха следует попробовать заучить включив телевизор достаточно громко.
Переключаемость -свойство внимания, которое заключается в способности максимально быстро концентрировать на одном, а потом совершенно ином предмете или виде деятельности. Следует помнить, что маленький ребенок при такой смене ощущает и зачастую демонстрирует своим поведением недовольство и напряжение. Чем старше становиться ребенок, тем менее ярко проявляется такая особенность.
Объем внимания можно охарактеризовать, проверив количество предметов, которые остаются в поле зрения и за которыми следит малыш. В 5-6 лет ребенок одновременно сопровождает и удерживает в поле зрения три предмета и более. Внимание малыша в этом возрасте более сформировано, и он замечает достаточно мелкие детали. Тогда как в 4 года он способен следить только за одним объектом. Учитывайте, если предмет малыш видит впервые, объем внимания становится значительно уже. Отличие также проявляется во внешних характеристиках образов. Если в 3 года ребенок обращает внимание на яркие особенности предметов, размеры, то в старшем возрасте такие качества становятся менее важными.
Устойчивость заключается в длительности периода концентрации внимания на предмете или виде деятельности. Психологи считают, что дети 5 лет могут сосредоточиться на процессе на время до 2 часов. Если это интересная и занятная игра, ребенок дольше может удерживать внимание, и значительно меньше со скучным занятием.
Избирательность внимания дает возможность дошкольнику сконцентрировать свое внимание на более важном процессе или объекте либо на отдельном этапе выполнения действия, который является необходимым для решения поставленной задачи.
Распределение внимания- особенность, благодаря которой дети дошкольного возраста могут успешно следить за несколькими предметами или справляться с несколькими задачами одновременно.
В соответствии с исследованиями, рациональное и быстрое распределение внимания требует дополнительного развития, тренировки. Именно эту особенность учитывайте, занимаясь с малышами. Важно изучить индивидуальные качества и особенности малыша и не забывать о них в процессе работы с ребенком. Не старайтесь добиться невозможного.
Следует подобрать необходимые упражнения и занятия для дошкольников, чтобы обеспечить поэтапное развитие внимания, не вызывая особых переживаний. Делать ставку требуется на детскую любознательность, а также индивидуальность мышления, что особенно станет полезным в процессе обучения.
Некоторые родители считают, что их сын или дочь становятся тем внимательнее, чем они старше. Но это распространенное заблуждение. Все функции психики имеют свои особенности и нуждаются в формировании.
Даже самый одаренный человек не может одновременно думать о разных вещах. Ограниченность объема информации, которую мозг способен воспринять, заставляет непрерывно дробить поступающие сведения на части и расставлять приоритеты по их анализу. Взрослые люди обладают развитым навыком быстрого анализа новой информации. Эта особенность психики называется «произвольное внимание». Без нее трудно ориентироваться в постоянно меняющемся мире, сложно решать какие-либо задачи и взаимодействовать с социумом.
Внимательность маленького ребенка непроизвольна и неустойчива. Это означает, что дети воспринимают сигналы из окружающего мира хаотично. Они реагируют на яркое, громкое, необычное. Их внимание словно флюгер, который вертится по направлению ветра и не имеет возможности повернуться в другую сторону по своему желанию.
Непроизвольное внимание как психический процесс присутствует как у человека, так и у животных. Но только человек способен развить навык усилием воли сконцентрироваться. Это качество не является врожденным и развивается только в общении и совместных занятиях взрослого с малышом.
Дошкольный возраст – важнейший период для развития произвольного внимания у детей. Рано или поздно любой малыш пойдет в школу. В учебной деятельности ему понадобится концентрироваться на текстах, словах, цифрах. Если внимательность не сформирована, школьника будут утомлять уроки и домашняя работа, он не сможет погружаться в учебные задачи настолько глубоко, чтобы самостоятельно решать их. Соответственно, он будет неуспешен как ученик.
Именно поэтому, развитие внимания у детей является одной из ключевых задач, которые стоят перед родителями и педагогами. Формирование этой функции зависит от многих факторов, таких как: наличие неврологических проблем у малыша или ЗПР.
Различные задержки в развитии ребенка осложняют появление произвольного внимания. В некоторых случаях они делают это практически невозможным без специальных занятий со специалистом.
В Центре «Говоруша» специалисты работают с младшими и старшими дошкольниками и школьниками до 14 лет. Педагоги системно формируют произвольность внимания у детей с помощью различных форм работы. Это и особые упражнения, и специально подобранные игры. Каждая игра подразумевает активное взаимодействие взрослого и ребенка.
Игры для детей-дошкольников на развитие внимательности
В них делается упор на трансформацию непроизвольности в произвольность. Педагог учитывает все индивидуальные психологические и возрастные особенности каждого ребенка. Новый материал в играх и заданиях преподносится специалистами последовательно, с опорой на прошлые знания и умения детей. Интеллектуальная деятельность сопровождается специальной двигательной активностью. В результате у ребенка игровая и познавательная мотивации находятся на высоком уровне, а это необходимое условие для динамичного созревания произвольности поведения в целом.
Занимаясь со школьниками, специалисты помогают им качественно улучшить такие характеристики внимания, как переключаемость, распределение и концентрация. Главные акценты ставятся на освоении навыков вычленять главное; «сворачивать» большие объемы учебного материала в компактные схемы для легкого извлечения из памяти; контролировать качество и правильность своей работы.
Подводя итог, можно сказать, что произвольное внимание является важнейшим психическим процессом, без которого невозможно развитие интеллекта в целом. Поэтому внимание можно и нужно развивать у детей как дошкольного, так и школьного возраста.
Центр «Говоруша» приглашает на занятия в группу «Внимательный ребенок», где дошкольникам и младшим школьникам помогают сформировать все необходимые для учебы качества. Запишитесь на прием к специалистам Центра по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 642-05-13 (ул. Пулковская, дом 2, корпус 1)
Одни из самых важных характеристик, влияющие на способность ребенка к обучению — это уровень развития внимания и памяти. Доказано, что ребенок проявляет большую внимательность, усидчивость к тому, что ему нравится. То же самое касается памяти, направленной на интересующий ребенка объект. Если дети считают информацию важной или интересной для себя, она будет храниться как память. Но как же быть, если необходимо запомнить слабо интересующий ребенка набор слов? Или начало стихотворения от волнения вылетает из головы?
Есть специальные приемы, позволяющие улучшить запоминание.
Но давайте вначале рассмотрим особенности памяти и концентрации внимания в процессе обучения:
- стресс блокирует каналы, по которым информация передается и обрабатывается в мозге. Поэтому перед обучением, заучиванием чего-либо обязательно делайте упражнения на расслабление. Это может быть любимая песня, игра с мячом или другое занятие, которое наверняка понравится ребенку и развеселит его. Вы даже можете придумать собственную игру-ритуал. Например, каждый раз начинайте изучение нового материала с коротенькой игры на внимание: по команде «один, два, три – общее найди» ребенок находит общий признак, который его объединяет со взрослым на момент игры. Это может быть элемент одежды, цвет предмета одежды, аксессуар, поза и др.;
- новизна в процессе преподнесения информации привлечет внимание ребенка и сделает обучение более запоминающимся. Это может быть прослушивание стихотворения перед его заучиванием в актерском исполнении, найденном в интернете, или чтение этого стихотворения родителем с использованием забавной шляпки или игрушки;
- если ребенок может соотнести новые знания с категорией уже полученных, это скорее всего свидетельствует о том, что они будут прочно выучены. Поэтому помогите новой информации зацепиться за старую. При необходимости помогите ребенку структурировать информацию, повторить старый материал, найти аналогии, сходства и различия;
- услышав новую информацию, ребенок должен что-то сделать с ней, это необходимо для долгосрочного запоминания. Предложите ребенку повторить вновь услышанное своими словами, или по-другому воспроизвести новые знания (нарисовать, написать).
Но при изучении новых слов или запоминании набора слов этих рекомендаций часто бывает недостаточно. В таком случае на помощь приходит мнемоника — искусство запоминания, основанное на образовании ассоциаций. Попросту говоря, запоминание того, чего не знаешь, на основе того, что знаешь.
Рассмотрим некоторые приемы мнемоники, которые можно использовать на занятиях с ребенком:
1.Задействуйте все органы чувств и движения тела. Если заменить слова, новые термины чем-то более знакомым и простым для восприятия, их будет легче запомнить. Это могут быть зрительные образы, звуки, вкус или запах, жесты. Например, как узнать, «растет» Луна или «убывает»? Приставьте палец к полумесяцу на небе. Если получилась буква «Р», то Луна растет, если не получилась — убывает.
2. Объедините запоминаемую информацию между собой в сюжет. Например, нужно запомнить набор слов: гора, луна, перчатки, кот, красный, яблоко. Помогите ребенку сложить все эти слова в сказочный сюжет или мультфильм. Чем необычнее и смешнее получится сюжет, тем легче будет запомнить слова. Например, можно сказать «на горе под луной виднелись перчатки, а кот сидел возле красного яблока». Но гораздо интереснее будет: «кот в красных перчатках ел яблоко, когда луна упала с горы». В этом случае, проявив фантазию, ребенок без труда запомнит пять несвязанных между собой слов.
3. Используйте ассоциации при запоминании новых слов или символов. Самые известные примеры применения этой методики: «Лебедь напоминает нам цифру 2», «Цвета радуги учим по схеме Каждый Охотник Желает Знать ….». Менее известные примеры: «Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты» (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон). Так и к каждому плохо запоминаемому слову вы вместе с ребенком можете придумать вашу собственную ассоциацию. Дети часто забывают первое слово стихотворения, которое им предстоит рассказать на утреннике. Придумайте слово-ассоциацию, начинающуюся с такой же буквы или рифму к «непослушному» слову.
Не бойтесь «помогать» памяти, используя всевозможные приемы. Информация, запомненная с использованием таких «помощников», быстро усваивается и хранятся в памяти очень долго.
Результаты изучения исходного уровня развития внимания у старших дошкольников
Со старшими дошкольниками были апробированы пять методик, на основе чего выявлены у них различные уровни развития внимания: высокий, низкий, средний. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Исходные уровни развития внимания
Представленная в таблице информация далее нами структурирована для более полного анализа по различным характеристикам внимания.
В данном исследовании внимания у дошкольников в рамках констатирующего исследования мы первоначально определили уровень устойчивости внимания.
Таблица 1. Уровни устойчивости внимания старших дошкольников
Рис. 1. Уровни устойчивости внимания старших дошкольников
Из приведенной таблицы и рисунка мы видим, что у дошкольников проявляются разные уровни устойчивости внимания: 5 дошкольников выполнили задание с двумя ошибками за 1,5-2 минуты, 4 дошкольника выполнили задание без ошибок за тоже время, т.е. Этим дошкольникам характерен средний уровень развития внимания.
Для 13 дошкольников свойственен низкий уровень устойчивости внимания. Эти дошкольники выполняли тест в достаточно медленном темпе (2-2,5 минуты) и допускали много ошибок, часто останавливались при выполнении задания, т.е. это говорит о состоянии временного утомления ребенка, а также об общей слабости его процессов внимания. Большинство дошкольников (8 детей) выполнили задание в быстром темпе (1 мин) и не допустили ни одной ошибки. Следующая методика позволила диагностировать распределение внимания у дошкольников, были определены уровни развития распределения внимания у дошкольников.
Таблица 3. Уровни распределения внимания старших дошкольников
Рисунок 2. Уровни распределения внимания старших дошкольников
Полученные результаты свидетельствуют о том, что у некоторых детей (7) низкий уровень распределения внимания, т.е. у них быстрая истощаемость внимания, которая сигнализирует о неблагополучии психического состояния детей: о перенапряжении от эмоциональных, физических или интеллектуальных нагрузок.
У 12 человек распределение внимания имеет средний уровень, т.е. дошкольники справились с заданием за 2,5-3 минуты, допуская незначительное количество ошибок, а также наблюдались остановки и обращения к образцу. У них также была отмечена неопрятность, неаккуратность выполнения задания, множественные исправления, двойные и жирные штрихи.
Для 11 дошкольников характерен высокий уровень распределения внимания, они за 2 минуты выполнили всё задание, допустив 1-2 ошибки.
Следующая методика позволила диагностировать сосредоточенность внимания, т.е. его концентрацию, умение удерживать внимание на каком-либо объекте.
Таблица 4. Уровни концентрации внимания старших дошкольников
Рисунок 3. Уровни концентрации внимания старших дошкольников
Диагностика концентрации внимания позволила сделать вывод, что у 11 дошкольников — средний уровень концентрации внимания. Они за 2-3 минуты назвали 10 отличий, но допустили незначительные ошибки. Большинство дошкольников (13 человек) выполнили задание на высоком уровне, т.е. за 1,5 минуты нашли все отличия.
Низкий уровень развития концентрации внимания характерен для 6 детей, т.е. они нашли около 7-9 отличий, а также допускали ошибки при выполнении задания. Данные результаты свидетельствуют о том, что эти дети не умеют сосредотачивать и удерживать внимание на одном объекте, не умеют сравнивать предметы.
На следующем этапе нашего исследования мы применили методику Р.С. Немова «Запомни и расставь точки», в результате которой мы определили объем внимания у детей шестилетнего возраста. При исследовании мы получили следующие результаты.
Таблица 5. Уровни объёма внимания старших дошкольников
Рисунок 4. Уровни объёма внимания старших дошкольников
Таким образом, мы отметили, что у детей показатели внимания оказались на высоком, низком и среднем уровне. Те дети, для которых характерен высокий уровень развития внимания, выполнили задание правильно, наибольшее количество точек на одной из карточек составило 6-7 точек. А 11 детям свойствен высокий уровень развития внимания. Объем внимания у этих детей составил 4-5 точек.
Средний уровень развития внимания характерен для 10 детей, эта группа воспроизвела безошибочно максимально 3-4 точки на одной из карточек. Низкий уровень развития внимания зафиксирован у 9 детей.
Последним этапом нашего исследования было определение слухового внимания.
Таблица 6. Уровни слухового внимания старших дошкольников
Рисунок 5. Уровни слухового внимания старших дошкольников
Итак, по результатам проведенной диагностики, мы сделали вывод, что слуховое внимание дошкольников находится на низком, среднем и высоком уровне. 10 дошкольников правильно выполнили задание: назвали животное (мебель, птицу и игрушки) из предложенных серий, т.е. им свойственен высокий уровень развития. Для остальных 11 — средний уровень, так как дети ошиблись при назывании птиц. И для 9 человек характерен низкий уровень развития слухового внимания.
Таким образом, структурируя полученные факты, мы выделяем три группы старших дошкольников: с высоким, средним и низким уровнями развития внимания:
· дети с высоким уровнем развития внимания: 12 детей (40)%;
· дети со средним уровнем развития внимания: 8 детей (27)%;
· дети с низким уровнем развития внимания: 10 детей (33)%.
Со всеми детьми мы запланировали и провели формирующую работу, которая описана в следующем параграфе данного исследования.
Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления у дошкольников
В настоящее время читателям предлагается немало печатной продукции, которая, по уверениям ее производителей, способствует развитию умственных и творческих способностей детей.
Родители и специалисты сферы дошкольного образования покупают развивающие игры, выпускаемые на бумажных и электронных носителях, усаживают детей за столы и компьютеры, ожидая скорых и удивительных превращений.
Однако, как показывает практика, такая подача образовательной информации, лишая ребенка-дошкольника естественной для его возраста двигательной активности, далеко не всегда оказывает благоприятное влияние на состояние его здоровья.
Как помочь ребенку развить умственные и творческие способности, не лишая его главной биологической потребности — потребности в движении? Этот вопрос волнует родителей, ученых, педагогов-практиков.
В предлагаемом пособии представлены диагностические методики и методические рекомендации, раскрывающие сущность и особенности развития основных познавательных процессов — памяти, внимания, мышления и воображения — у детей 4 — 7 лет.
Особый интерес для работников сферы дошкольного образования представляет подборка игрового материала: подвижных игр, игровых упражнений, игр сюжетно-ролевого характера, предназначенных для стимулирования развития того или иного психического процесса в соответствии с возрастом ребенка.
Данное пособие адресовано прежде всего педагогам и специалистам дошкольных образовательных учреждений, а также может быть интересно и полезно студентам педагогических вузов, слушателям институтов и факультетов повышения квалификации.
Настроить шрифт
-
РазмерСтиль
- Режим чтения
Отклонения внимания от нормы проявляются в следующих чертах: распыленности, рассеянности, неустойчивости, узости внимания.
Это показатели недостаточного развития таких свойств внимания, как концентрация, переключение, устойчивость, распределяемость и объем.
Наиболее важными чертами отклонения внимания являются показатели уровня развития внимания, которое проявляется в особенностях непроизвольного и произвольного внимания.
Непроизвольное внимание показывает наличие ориентировочных реакций ребенка на раздражители внешнего и внутреннего характера, то есть наличие познавательной активности ребенка. А произвольное внимание показывает наличие у ребенка механизмов саморегуляции поведения в различных видах деятельности и является показателем готовности ребенка к обучению в школе.
Выделяют следующие причины нарушения внимания: 1) врожденные особенности нервной системы, 2) нарушение речевых функций, 3) дефекты интеллектуальной сферы, 4) педагогические ошибки воспитания, 5) организация условий восприятия.
Рассмотрим каждую причину в отдельности.
1. Врожденные особенности нервной системы могут влиять на развитие свойств внимания. Это такие особенности- нервной системы, как сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Их сочетание определяет тип темперамента человека, который проявляется в любой деятельности как выносливость, степень активности, скорость и сила любых реакций, действий. В процессе воспитания и обучения врожденные недостатки некоторых свойств можно компенсировать путем формирования специальных способов выполнения деятельности, а также выявлением соответствующей деятельности для данного человека или условий ее осуществления.
2. Речевые нарушения могут значительно влиять на формирование произвольного внимания, так как его механизм строится на основе словесной регуляции: например, у детей с афазией (нарушения мозговых центров речи) произвольное внимание развивается только с использованием внешних вспомогательных средств (показа, жестов, знаковых средств). А более сложные задания, требующие речевой инструкции или организующих средств, становятся для ребенка недоступны, так как здесь речевая функция задерживает развитие мыслительных функций. Нарушения речи могут быть у глухонемых детей, но здесь процесс формирования произвольного внимания задерживается и будет зависеть от уровня речевого развития, но он не затрагивает мышления, поэтому ребенок может освоить внешние средства управления вниманием, перевести их на внутренний план, но на более позднем этапе. Так, этот процесс у шестилетнего глухонемого ребенка может быть равен уровню трехлетнего ребенка, но при специальном развитии может быть успешно преодолен с некоторым отставанием.
3. Интеллектуальные нарушения — это более серьезное препятствие для развития не только произвольного, но и непроизвольного внимания. При тяжелых случаях интеллектуального отставания наблюдается неумение фиксировать взглядом предмет, и поэтому такой ребенок не способен сделать выбор предмета для его восприятия из общего фона. Такие дети не поддаются лечебно-воспитательному воздействию. Самая легкая форма умственной отсталости характеризуется недоразвитием мышления в понятиях, которые позволяют абстрагироваться от реальных предметов, воспринимать словесные инструкции и руководствоваться ими в своей деятельности. Таким детям в процессе воспитания нужны конкретные краткие инструкции, подкрепленные показом, образными знаковыми средствами, частым напоминанием организационных средств (целей, плана, последовательности действий, контроля, оценки результата).
4. Педагогические ошибки воспитания обусловлены отставанием педагогических воздействий от развития психики или неадекватным использованием педагогических приемов без понимания закономерностей психического развития и особенностей психических процессов и свойств. Если взрослый в процессе воспитания не использует знаковых и организационных средств для управления вниманием, не переводит ребенка поэтапно с жестовой на знаковую и словесную регулировку внимания, то наблюдается отставание в развитии. Но если при этом ребенок осваивает различные виды деятельности при незначительном влиянии взрослого, то процесс развития внимания также задержится. Если в свободное время ребенок максимально предоставлен самому себе и не занят каким-либо организованным делом, то внимание его подчинено спонтанным внешним воздействиям и закономерностям непроизвольного внимания. Такой ребенок беспорядочно переключает внимание с одного предмета на другой в зависимости от их яркости. Спонтанное, беспорядочное переключение внимания приводит к быстрому утомлению, делает ребенка рассеянным, неспособным к организованной содержательной деятельности, так как он не обучен приемам организации внимания, удержания его на объекте, концентрации или распределения на свойствах объекта, правилах выполнения деятельности. Отсутствие организованного внимания может задержать развитие мышления, восприятия, воли, так как они тесно взаимосвязаны.
5. Организация условий восприятия существенно влияет на процесс внимания. Так, особенности воспринимаемых объектов могут активизировать внимание или привести к быстрому утомлению и снизить его эффективность. Это такие характеристики объектов, как слабая, недостаточно интенсивная яркость, мелкие или сложные по структуре объекты, чересчур яркие и сильные раздражители, длительно действующие или, наоборот, кратковременные, их частота, наличие движений или их отсутствие, расположение объектов, фон, на котором они воспринимаются. Особенности условий, в которых находится человек, также могут влиять на эффективность внимания (душная комната, посторонние шумы, монотонность в работе, напряженность позы или сложность движений, однообразие движений, освещение в помещении, цвет комнаты, инструментов и воспринимаемого материала, продолжительность работы, ее ответственность). Эмоциональное состояние — это один из наиболее сильных факторов для дошкольника, который может влиять на активность внимания; одобрение или запреты, окрики и замечания, боязнь сделать ошибку или моральная поддержка, уверенность в помощи, в успехе, положительное отношение к занятию, приподнятое эмоциональное настроение окружающих и особенно взрослого, радость самого процесса труда, интерес к нему — важные условия для мобилизации и поддержания активности внимания длительное время.
Надо помнить, что у детей более младшего возраста менее выносливая нервная система и недостаточные физические возможности, а также они недостаточно успешно владеют приемами организации внимания и подвержены закономерностям непроизвольного внимания, поэтому особенно важно создавать благоприятные условия для занятий, требующих внимания и сосредоточенности. При организации занятий следует устранить влияние отрицательных факторов и усилить положительные: яркость и четкость раздражителей, использование указательного жеста, краткие понятные инструкции должны сопровождаться показом действий. Необходимы доступность требований, посильность заданий для умственного и физического развития детей, наличие интереса, вооружение специальными приемами, облегчающими удержание внимания на объекте, напоминание цели, знакомство с планом работы, одобрение, организованный переход к этапам деятельности или к другой деятельности.