Развитие внимания старших дошкольников

I. Вводная часть
1. Здравствуйте, ребята! Прослушайте и посмотрите, пожалуйста, отрывок стихотворения С.Я. Маршака

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.

Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Надевать он стал пальто –
Говорят ему: не то.
Стал натягивать гамаши –
Говорят ему: не ваши.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду.
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки.
Он отправился в буфет
Покупать себе билет.
А потом помчался в кассу
Покупать бутылку квасу.

Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Скажите ребята как наш герой выглядит? какой он… А почему он так выглядит, что ему не хватает? Почему он не так одевается, не туда ходит, всё путает.
Молодцы ему нахватало внимания, он всё путал, не правильно одевался, ни туда ходил, то есть был не внимательный. Посмотрите какой он не опрятный. Непонятно что на себя одел. Хочется помочь ему исправить ошибки, чтобы он стал собраннее. А для того чтобы ему помочь, вы должны быть сами внимательными.
Я вам предложу несколько заданий, выполнив которые мы поможем нашему герою перестать быть рассеянным, на голову одеть шляпу вместо сковороды, на ноги ботинки вместо перчаток. Ну, что, поможем ему?
(На доску вывешивается картинка рассеянного человека, неправильно одетого, по ходу выполнения детьми задания человечка одеваем правильно. Одежду можно нарисовать самим.)

Цель: развитие памяти, внимания

Психолог: Добрый день, дети, я рада вас всех видеть. Улыбнитесь мне, друг другу. Я пришла к вам сегодня на занятия не одна, а с мальчиком, который нас приглашает к себе в гости, возможно кто-то знает как его зовут, да, детки, это Петя Пяточкин (герой мультфильма). Он пришел не с пустыми руками, а с различными интересными заданиями, которые помогут нам подготовиться к школе.

1. Игра «Назови свое имя и поздоровайся»

Цель: объединить детей в группу и познакомить друг с другом для дальнейшей совместной работы.

2. Упражнение «Мяч поймай и быстро ответ давай»

Цель: развитие внимания и памяти

Психолог: Давайте поиграем с мячиком. Я буду бросать мячик и задавать вопросы, которые принес наш новый друг Петя Пяточкин, кто получит мяч, тот должен дать ответ.

— Назови номер дома, в котором ты живешь?

— В какое время года твой день рождения?

— Какого цвета у тебя глаза?

— Какую сказку тебе читает мама?

— В какие игры ты играешь с папой?

3. Упражнение «Узнай фигуры»

(у детей на столах бланки с изображением 16 фигур)

Цель: развитие зрительной памяти

Психолог демонстрирует иллюстрацию с изображением 5 — 6 фигур. Дети рассматривают 60 секунд. Затем психолог забирает иллюстрацию; дети зачеркивают на бланках те фигуры, которые были на иллюстрации у психолога.

Развитие внимания старших дошкольников

Психолог: молодцы, вы быстро выполнили эту задачу. Я предлагаю вам новую игру.

4. Игра «Ухо — нос»

Цель: развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышление.

Психолог предлагает детям поиграть в игру, дети должны повторять движения, которые выполняет психолог, и проговаривая слова «Ухо» или «Нос» и берется за ухо или нос, а затем пытается запутать.

5. Игра «По порядку»

Цель: развитие устойчивости внимания

У каждого ребенка на столах 10 картинок с изображением (животных, игрушек, бытовых предметов и т.п.). Психолог выставляет на доске 10 картинок (как у детей). Предлагаем детям внимательно рассмотреть и запомнить порядок размещения картинок в течение (1.5-2 минуты). Затем картинки закрывает и просит детей разложить картинки у себя на столах, так как было на доске.

6. Рисование «Что запомнилось из вчерашней прогулки»

Цель: развитие мелкой моторики, памяти, внимания

Внимание – это сосредоточенность и направленность активности человека на что-либо, имеющее то или иное значение для него.

В трудовой деятельности, в учебных занятиях, в игре и т.д. люди постоянно выделяют объекты, на которые направляется их деятельность, орудия, при помощи которых она выполняется, действия, которые в нее входят.

Поддержание устойчивого произвольного внимания у детей,
по описанию В.А. Крутецкого, зависит от ряда условий:

1.Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности. Большое значение имеет осознание важности, общественной значимости цели деятельности;

2.Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности;

3.Привычные условия работы;

4. Возникновение косвенных интересов. Сама деятельность может
и не вызвать у него непосредственного интереса, но существует устойчивый интерес к результату деятельности. На этой основе возникает косвенный интерес к деятельности как средству достижения желаемой цели;

5. Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (телевизионные передачи, интересный рассказ, читаемый по радио, громкая музыка, шум).

Конструирование из бумаги – художественная деятельность, один
из видов конструирования дошкольников в детском саду, суть также заключается в изготовлении различных поделок из бумаги с помощью определённых способов и приёмов

Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Своеобразие конструирования из бумаги состоит в том, что из плоского листа создаются объемные предметы. Самые простые игрушки можно сделать путем сгибания листа бумаги пополам; сгибания и склеивания; сгибания, надрезания и склеивания; складывания в разнообразных комбинациях; при помощи выкроек.

Техника получении поделок из бумаги путем ее многократного сгибания в разных направлениях пришла к нам из Японии. Называется она оригами («ори»-сгибать, «гамии»-бумага). И в настоящее время в Японии оригами продолжает культивироваться как выражение любви
к родственникам, друзьям, близким. Изящное бумажное изделие – лучший подарок

Обучение детей шестого года жизни проходит в три этапа.

Первый этап. Его основной целью является продолжение освоения детьми уже известной им техники (оригами и киригами) и новой: «объемная (бумаж). Дети осваивают три новых способа техники оригами: отгибание боковых сторон прямоугольника (полученного из квадрата) к его центру; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к соответствующим его сторонам; отгибание нижних углов треугольника (полученного из квадрата) к противоположным его сторонам; и один наиболее простой для них способ новой техники – объемная фигура – закручивание прямоугольника (полученного из квадрата) в цилиндр.

Второй этап. Его цель – формирование у детей умения самостоятельно использовать освоенные способы для создания новых, более сложных конструкций. Для этого на четырех занятиях детям предлагают задачи, которые требуют не только «прямого» переноса знакомых способов
в новые условия, но и их комбинирования и трансформирования.

Все четыре занятия имеют единую структуру. Так, вначале детям предъявляют готовые образцы новых для них поделок, которые они вместе
с воспитателем анализируют и выделяют общий способ их понравившуюся им поделку и выполняют ее.

На третьем этапе организуется конструирование по собственному замыслу детей. Каждому из них дается набор бумаги разных видов (ватман, писчая, гофрированная, фольга и др.) и цветов, другие необходимые принадлежности (ножницы, карандаши, кисти, линейки, клей и т.д.). Такому конструированию необходимо посвятить не менее трех занятий. Эти занятия выявляют у детей особый интерес и желание придумать необычную поделку. И если даже дети повторяют тематику, то как правило, каждая из этих поделок отличается от предыдущих структурой конструкции

В конце учебного года можно провести еще одно занятие по созданию гирлянд в технике киригами. Дети, складывая многократно и в разных направлениях квадраты из бумаги широкого спектра цветов и фактуры и по – разному вырезая их (по кругу, по периметру, по диагонали и т.п.), получают гирлянды елочек, смешных человечков, листочков, цветочков и др. Этими гирляндами затем украшаются групповые комнаты, веранды на участке и др.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть всю значимость конструирования из бумаги в процессе обучения дошкольного возраста для развития произвольного внимания старших дошкольников.

1. Бармашова Е. Игровая мозаика: программа занятий по развитию внимания у детей дошкольного возраста [Текст] /Елена Бармашова// Школьный психолог. — 2005. — № 5. — С. 8-14.

2. Башаева Т. В. Роль внимания в жизни дошкольника // Энциклопедия воспитания и развития дошкольника / Т. В. Башаева, Н. Н. Васильева, Н. В. Клюева и др. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. — Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001.

3. Козырева Л. М. Как стать внимательным. Академия развития, Академия Холдинг. 2002 — 32 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. – Питер. 2003 – 592 с.

5. Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду [Текст]. – М., 2002. – 192 с.

6. Истоки. Базисная программа развития ребенка дошкольника [Текст]: — СПб., — 2002.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector