Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Автор: Коробкина Алевтина Германовна, воспитатель МДОУ «Детский сад Улыбка», Пермский край, п.г.т. Суксун.
Описание: материал может быть полезен для воспитателей детских садов.
Актуальность.
Для развития умственных способностей детей существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных действий, столь необходимых для познания окружающего мира.

Цель: содействовать развитию умственных способностей детей, через математические игры.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»
• «Социально – коммуникативное развитие»
• «Физическое развитие»
Задачи:
Образовательные:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
• навыкам порядкового и обратного счета;
• умениям ориентироваться в окружающем пространстве и на листе бумаги (справа — слева, вверху — внизу, в середине, в углу);

«Речевое развитие»
Содействовать:
• развитию умений составлять загадки математического содержания;
• обогащению словаря
Развивающие:
«Познавательное развитие»
Содействовать:
• развитию интереса к математике через игру;
• развитию умственных способностей, любознательности, познавательного интереса, внимания, памяти, находчивости и сообразительности;
• развитию представлений о сутках;
• развитию умений видоизменять геометрическую фигуру (трансформировать).

«Физическое развитие»
Содействовать:
• развитию физических качеств у детей (ловкости, выносливости и координации)

Воспитательные:
«Социально – коммуникативное развитие»
Содействовать:
воспитанию уважительных и дружеских взаимоотношений между детьми в игре.

Практический
Игровой
Словесный
Наглядный

Форма: игра

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Игры на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. В такой деятельности формирую важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться об ответе, проявляя при этом творчество.Стараюсь учить детей находить разные формулировки для характеристики одних и тех же математических связей и отношений. Использую словесные игры, и игровые упражнения, в основе которых лежат действие по представлению:
«Скажи наоборот» например: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ;
«Кто быстрее назовёт?» например: называю геометрическую фигуру круг, а дети должны назвать предметы похожие на эту фигуру, предметы не должны повторятся;
«Кто быстрее найдёт?» например: предлагаю детям закрыть глаза, в этот момент прячу игрушку или любой предмет, по сигналу дети должны найти, конечно нужно сразу договориться с детьми, где будет игра в группе или на веранде или в другом помещении. Учу детей внимательно слушать друг друга.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур: квадрата, треугольника, круга, овала. Они интересны детям и взрослым. Ребят увлекает результат составить увиденное на образце или задуманное, и они включаются в активную практическую деятельность по подбору способа расположения фигур с целью создания силуэта. Например: «Колумбово яйцо», «Танграм». Детям очень нравится игра «Веселые клеточки ». Это игровой способ развития у детей пространственного воображения, мелкой моторики пальцев рук, координации движений, усидчивости.

Киселева Эльвира Рудольфовна / Kiseleva Elvira Rudolfovna – воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 178»

Аннотация: В статье рассматриваются особенности интеллектуального развития дошкольников. В статье раскрывается связь зависимости интеллектуального развития дошкольника от особенностей его взаимодействия с окружающей го социальной средой

Annotation:The article discusses the features of the intellectual development of preschool children. The article reveals the connection depending on the intellectual development of preschool on the characteristics of its interaction with the environment of the social environment.

Ключевые слова: интеллектуальное развитие, интеллект, дошкольный возраст

Key words: intellectual development, intelligence, preschool age

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познавании окружающего мира. В дошкольном возрасте быстрыми темпами происходит накопление знаний, совершенствуются познавательные процессы, формируется речь. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее осваивают и запоминают новый материал, более уверенны в собственных силах и, как показывает практика, имеют большее желание учиться.
Так что же такое — интеллектуальное развитие ребенка? Существует вечный спор, что же такое интеллектуальное развитие. Одни психологи утверждают, что это набор определенных знаний и умений, другие считают, что показателем его является способность усваивать информацию и использовать ее в случае необходимости.

В одном все согласны: интеллектуальное развитие ребенка зависит от окружения. А значит, на него влияют многие факторы, которые в каких-то случаях тормозят развитие, а в некоторых наоборот существенно ускоряют.

Интеллектуальное развитие ребенка, в зависимости от возраста, имеет несколько стадий. В конце первого — начале второго года, пока малыш еще не овладел активно речью, ему присуще наглядно-действенное мышление. В этом возрасте наглядно и активно знакомится с окружающей действительностью с помощью тактильного изучения предметов. Главными людьми, которые помогут ребеночку познакомиться с предметами и способами их использования, становятся родители. Именно эти навыки становятся первыми знаниями ребенка на пути последующего познавания мира.

У дошкольников в возрасте 4-6 лет просыпается уже наглядно-образное мышление. То есть, дошкольники мыслят наглядными образами и при этом еще не знакомы с конкретными понятиями. Мышление деток на этом этапе подчинено их восприятию .

Таким образом, интеллектуальное развитие ребенка делиться на несколько периодов, и каждый предыдущий создает фундамент для последующего.

Главное условие интеллектуального развития ребенка – хорошая атмосфера в семье. Любящие родители, которые всегда адекватно отреагируют на просьбу, помогут дружеским советом и делом, создают благоприятную почву для развития. Спокойный, уверенный в своей значимости в этом мире ребенок будет с большим интересом изучать все, что его окружает, а значит и гармонично развиваться.

Интеллект ребенка – специфическая форма организации индивидуального познавательного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия и понимания окружающего мира. Но познание окружающего мира у дошкольников, в отличие от школьников, не концентрируется на учебных занятиях – оно осуществляется в повседневной жизни, в процессе общения со взрослыми и сверстниками, в игре, труде, различных видах продуктивной деятельности.

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности.

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна. С помощью игры можно привлечь интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Можно организовать обучение и развитие ребенка в виде самой привлекательной, и главное, основной для него деятельности — игры.

Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте, играя, он познаёт мир людей, играя, ребёнок развивается. В современной педагогике существует огромное количество развивающих игр, способных развить сенсорные, двигательные, интеллектуальные способности ребёнка. Прежде чем говорить о развитии дидактических игр, следует напомнить, что понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие памяти, восприятия, мышления, т.е. всех умственных способностей.

Умственное воспитание – это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей. Оно включает сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей

Сконцентрировав своё внимание лишь на одном показателе, нельзя говорить о развитии детского интеллекта в целом. Нелишне заметить, что проводить развивающие дидактические игры лучше с группой детей, так как именно коллективные игры способны гораздо лучше развить интеллектуальные способности. Дошкольное детство-первая ступень в психическом развитии ребёнка, его подготовке к участию в жизни общества. Этот период является важным подготовительным этапом для следующей ступени — школьного обучения. Главное различие между ребёнком дошкольного возраста и школьником — это различие основных, ведущих видов их деятельности. В дошкольном детстве — игра, школьном — учение.

Публикация научной статьи. Пошаговая инструкция

Есть вопрос? Задайте его Вашему персональному менеджеру. Служба поддержки призвана помочь пользователям в решении любых проблем, связанных с вопросами публикации своих работ и другими аспектами работы издательства «Проблемы науки».

Все родители хотят, чтобы их ребенок был счастлив, здоров и успешен в жизни. Он растет, взрослеет, и вопросы развития умственных способностей у детей дошкольного возраста с течением времени становятся более важными. Что выбрать – музыкальную школу, английский язык или занятия по развитию интеллекта?

Есть простой ответ – методика, которая тренирует оба полушария головного мозга ребенка, тем самым развивая многозадачность. В результате ребенок может без труда и с интересом заниматься в различных кружках и готовиться к школе. Эта методика – ментальная арифметика.

Развитие умственных способностей дошкольников

Развитие детей дошкольного возраста в период от 3 до 7 лет проходит через несколько важных этапов. В этот период закладываются и изменяются фундаментальные особенности ребёнка: его психика, скорость восприятия информации, эмоции, память, закладываются основы характера, личности и самооценки. Помимо бурного личностного роста происходит и рост физический. Ребёнок растет, у него укрепляется мускулатура, повышаются возможности, а с ними и ответственность.

Как проявляются умственные способности?

Новые технологии, бурное развитие вычислительной техники, автоматизация производства, программирование – всё это предполагает особые навыки у современных специалистов. Необходимость анализировать действия, продумывать причинно-следственные связи, чётко и кратко излагать информацию, находить в ней основные элементы, быстро придумывать решения возникающим проблемам – это то, без чего невозможно существовать современному человеку. Ещё с раннего детства родители помогают ребёнку приводить доводы, логически аргументировать свои и чужие действия. Понимать то, как устроен окружающий мир. Как показывает опыт, значение интеллектуального развития детей играет важную роль в развитии данных качеств, и с этим трудно поспорить.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Способы развития умственных способностей

Умственные способности детей дошкольного возраста необходимо развивать. Для этого есть несколько методов.

  1. Задачи на смекалку. Мы часто видим в школьных учебниках, а также в дополнительных задачниках задания на смекалку. Самое важное, что развивают подобные упражнения — это сообразительность, логичность, гибкость ума. Также они способствуют развитию самостоятельности вашего сына или дочери. Ведь ребёнок на основании собственного опыта и уже имеющихся знаний и умений ищет решение и правильный ответ;
  2. Задания на сенсорное развитие. Изучение окружающего мира, его признаков и свойств по форме, величине, расположению предметов в пространстве. Очень важно научить маленького ребёнка ощущать, воспринимать и представлять всё многообразие мира не только по количеству, но и по качеству, уметь находить одинаковые свойства предметов, искать различия, группировать предметы по определённому признаку;
  3. Расширение словарного математического запаса. Важно учить дошкольника правильно называть количество предметов не только числами, но и с помощью слов — «поровну», «один», «ни одного», «сколько», «столько же», «больше», «меньше». Также важно знать специальные термины — названия действий, существующих единиц измерения, геометрических фигур. Значение математического развития для умственного развития детей действительно велико и его нельзя не оценить.

Обращаем особое внимание родителей, что таким образом математическое развитие ребёнка влияет не только на ту часть мозга, которая отвечает за логику и точные науки, но и позволяет развиваться в креативных направлениях, в которых очень важно иметь нестандартное мышление, позволяющее находить новые решения.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Математические игры для развития умственных способностей

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста может происходить с помощью математических игр, таких как:

  1. Работа с счетными палочками, их называют задачами на смекалку геометрического характера, так как в ходе решения, как правило, идет трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. Например: предлагаем детям сложить из 5 счётных полочек 2 равных треугольника, из 7 – 2 равных квадрата и даже из 1 палочки можно сложить треугольник.
  2. В загадках математического содержания анализируем предмет, подмечаем простейшие математические отношения: два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы). Четыре братца под одной крышей живут (стол). Нужно использовать их в процессе разговоров, бесед, наблюдений с детьми, то есть в том случае, когда создается необходимая ситуация.
  3. С целью развития мышления детей используются различные виды логических задач и упражнений. Например: Какая из фигур здесь лишняя и почему? Игра – «Четвертый лишний».

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Каким образом ментальная арифметика способствует развитию умственных способностей у дошкольников?

Чтобы занятия ментальной арифметикой были эффективными для маленьких детей, обращаем внимание родителей на следующее:

  1. Рекомендуем заниматься развитием умственных способностей детей с раннего возраста, а к себе на занятия приглашаем детей от пяти лет. Для начала занятий очень важно, чтобы ребенок уже умел считать до десяти.
  2. Методика Смартум основана на древней японской системе обучения устному счету с помощью абакуса – специальных счет. Уже на первом занятии ребенка учат не только запоминать, как правильно передвигать косточки на спицах абака, но и одновременно мысленно представлять движения пальцев и таким образом выполнять действия над однозначными, затем над двузначными и многозначными числами.
  3. Ключевое отличие методики ментальной арифметики Смартум – наличие современной интеллектуальной онлайн-платформы, с помощью которой обучение происходит в легкой игровой форме, а именно: занятия вызывают у ребенка искреннюю заинтересованность и восторг. Современные дети не очень любят учиться только по книжкам, и если им не дать возможность использовать при обучении компьютеры, ноутбуки и планшеты, которыми они умеют пользоваться с детства, то интерес может быть утрачен, а восстановить его очень сложно.

Развитие умственных способностей у детей должно быть гармоничным и именно ментальная арифметика прекрасно в этом помогает, ведь способствует тренировке мозга, а не нелепому заучиванию материала. Когда ребенок учится считать на воображаемых счетах (мысленно представляет абакус), то в нем одновременно начинают работать и правое, и левое полушария. В результате развивается быстрое логическое мышление, творческий потенциал и способность находить решения сложных задач.

Подготовка к школе может быть интересной и очень простой, если правильно расставить приоритеты и выбрать ментальную арифметику, как один из самых эффективных способов развития умственных способностей у детей дошкольного возраста. Мы уверены, что Смартум сможет помочь вашему ребенку успешно подготовиться к школе, чтобы его дальнейшее обучение было легким и интересным, поэтому ждем вас на пробном занятии и готовы ответить на любые вопросы!

Каждому родителю хочется, чтобы его ребенок был умным, поэтому сегодня так популярны разнообразные методики и упражнения для обучения чтению, счету и письму едва ли не с рождения. Но важно понимать, что умственное развитие ребенка – это не только формирование определенных знаний, умений и навыков. Сегодня этому понятию придают более глубокое значение, так как важнее активизировать у детей познавательную деятельность и развивать мыслительные процессы.

Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста

Этапы интеллектуального развития ребенка

С самого рождения дети отличаются друг от друга, так как они имеют разные физиологические и психологические задатки. Развитие каждого ребенка, в том числе умственное, происходит по индивидуальной схеме, поэтому нет детей, имеющих совершенно идентичные способности. На интеллект ребенка влияет множество факторов, в том числе наследственность, окружающая эмоциональная обстановка, интенсивность обучения, здоровье и другие.

Большинство ученых сходятся во мнении, что развитие человека, в том числе и интеллектуальное, происходит стадиально. Для описания этого процесса используется несколько схем. Так, по одной из общепринятых теорий, выделяют 3 крупных стадии умственного развития ребенка:

  • Сенсомоторная стадия (от рождения и до 2 лет) – период овладения моторными и сенсорными способностями. На этой стадии умственного развития ребенка он осваивает различные двигательные навыки, знакомится с текстурой и свойствами окружающих его объектов. У ребенка развиваются врожденные рефлексы и формируются условные, происходит развитие преднамеренных действий, направленных на достижение определенной цели;
  • Стадия конкретных операций (с 2 до 11 лет) – ребенок учится сравнивать, классифицировать, измерять, располагать в ряд и т.п., оперировать такими категориями, как величина, количество, число, вес, вместимость, объем и т.д. К концу этого периода интеллектуального развития ребенка, он все глубже понимает взаимосвязи между признаками объектов, что позволяет ему упорядочивать предметы в пространстве, решать простые физические задачи;
  • Стадия формальных операций (с 11 до 15 лет) – мыслительные операции совершаются без конкретной опоры, появляется абстрактное мышление, которое функционирует с помощью гипотез и дедукций.

Каждый из этих этапов знаменуется наиболее успешным усвоением определенных навыков.

Эмоциональное, речевое и логическое развитие

Традиционно психологи выделяют 3 типа умственного развития ребенка:

  • Эмоциональное;
  • Логическое;
  • Речевое.

С самого рождения интенсивно происходит эмоциональное развитие, что очень важно для успешности человека в будущем. Развитый эмоциональный фон формирует у человека моральные стандарты, которые в будущем позволяют ему реализовать себя в жизни наилучшим образом.

Основы для логического и математического развития закладываются в период от 1 года до 5 лет. В этом возрасте ребенку нужно предлагать самостоятельно выполнять логические операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение т.п.). Установлено, что развитие этого типа мышления связано с формированием слуха, зрения и осязания, поэтому для развития математических способностей нужно не только играть с малышом в логические игры, но и сортировать предметы по определенным признакам, прививать любовь к музыке.

В первые десять лет жизни происходит наиболее интенсивное развитие лингвистических способностей, что необходимо для полноценного умственного развития ребенка. Развитие речи тесно связано с мелкой моторикой, поэтому для его нужно разговаривать с ребенком, читать ему сказки и петь песни, а также заниматься лепкой, рисованием, играть с мелкими предметами.

Как стимулировать развитие умственных способностей ребенка?

Развитие умственных способностей ребенка начинается сразу после его рождения и осуществляется в ходе знакомства с окружающим миром, общения и приобретения опыта. Восприятие малыша отличается от восприятия подростка, ребенок стремится усвоить как можно больше информации, но мозг его быстро утомляется, поэтому при занятиях с маленькими детьми важно чередовать разные виды деятельности.

Особенностью интеллектуального развития ребенка является то, что лучше всего усвоение информации происходит в процессе игры, поэтому современные психологи не рекомендуют слишком увлекаться упражнениями для раннего развития детей. Занятия через силу могут погасить в ребенке познавательный интерес. Эффективнее стимулировать развитие интеллекта в игре, начатой малышом по собственной инициативе. При выборе развивающих игр и упражнений важно учитывать интересы ребенка.

Умственное развитие ребенка неразрывно связано с процессом воспитания. Родители должны сочетать ласковое, доброжелательное обращение с дисциплиной и определенными требованиями к поведению. Нужно приучать малыша к порядку, это научит его быть аккуратным и обязательным. Регулярные физические упражнения развивают выносливость и волю. Важно также с раннего возраста приучать ребенка к труду, требуя посильную помощь в домашних делах, воспитывать в нем усидчивость, упорство, доброжелательность и доброту – это неотъемлемые качества любого интеллектуально развитого человека.

Развитие мышления детей определяется не только их способностями, но и объемом, а также характером информации, которую они получают. С учетом этой особенности интеллектуального развития ребенка, ему необходимо обеспечить доступ к различным знаниям, новостям и впечатлениям. Разумеется, информация должна поступать дозированно и не вызывать переутомление. В погоне за ранним развитием умственных способностей ребенка, взрослым не следует забывать о важности родительского одобрения и похвалы. Поощрение успехов повышает уверенность малыша в своих силах, что мотивирует его к достижению новых результатов.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector