Развитие творческого потенциала учащихся

Автор: Коршунова Елизавета Семеновна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО «ДШИ №7» г.о. Самара
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: реферат
Тема: Развитие творческого потенциала учащихся детской школы искусств
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская школа искусств №7»

городского округа Самара

«Развитие творческого потенциала учащихся

детской школы искусств»

Коршунова Елизавета Семеновна,

МБУ ДО « ДШИ №7» г .о. Самара

Особенности работы Детской школы искусств №7…………….. 6

1.2. Ресурсы, необходимые для выполнения задач……………. 8

1.3. Формы реализации решения………………………………. 11

Достижения воспитанников ДШИ №7 –

как результат развития творческого потенциала…………………. 12

Выводы о деятельности и перспектива развития………………… 15

Модернизация образования поставила перед педагогической наукой и

практикой ряд серьезных задач, нацеливающих на воспитание гуманного,

творческого, готового к диалогу с окружающими людьми человека. В их

мощным духовным и гуманистическим потенциалом.

Ц е л ь ю данной

направленности в детской школе искусств на примере творческого отчета.

и развитие благоприятной мотивирующей атмосферы в

с а м о ко н т р оля ,

стремлению к самореализации.

деятельность, предполагающую освоение базовых художественно –

Развитие коллективного творчества, как одного из самых важных для

мотивации к обучению учащихся.

является вопрос

учащихся, предметом – развитие творческого потенциала

занятиях художественно-эстетической направленности у учащихся.

Актуальность

Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно

видел, слышал и пережил, чем больше, он знает, и усвоил, чем большим

количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем

значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет развиваться

его творческая деятельность.

Необходимость формирования личности, готовой не только к поиску,

мировоззрения, к смене взглядов продиктована изменившимися социальными

условиями. Одной из форм формирования такой личности является обучение

детей в школе искусств.

Детская школа искусств – это образовательное учреждение, где познание

искусства, науки и навыки практической деятельности. Учебный процесс

действительности и искусства, формирует эстетическое отношение к жизни.

Здесь на первоначальном этапе у детей выявляются музыкальные

творческие способности. А что такое творческие способности. Есть они у

всех людей или у избранных, и если нет, можно ли их развить? Некоторые

считают, что таковыми обладают все люди, без исключения, только многие из

них не задумываются над этим.

Человек сам может в себе воспитать, а скорее разбудить, способность к

творчеству. Это не значит, что убедив себя в том, что ты виртуозный скрипач,

человек возьмет скрипку и заиграет как Паганини. Но попробовать взглянуть

Что же такое творческие способности?

Творческие способности – это, в первую очередь, способность человека

находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Эта

способность напрямую зависит от кругозора человека. Чем больше он знает,

тем легче ему взглянуть на исследуемый вопрос с разных ракурсов.

В большинстве случаев творческий человек — это в первую очередь

оригинально мыслящий человек, способный на нестандартные решения.

развития творческих способностей, которые составляют основу творческого

потенциала учащихся детских школ искусств, является одной из основных в

Немаловажным условием развития творческого потенциала детей

является создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности,

чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует

от взрослого особого внимания.

При выполнении заданий детям могут оказываться разные виды помощи:

В педагогике активное изучение творческого потенциала началось в 80-90-е гг. (Т.Г. Браже, Л.А. Даринская, И.В. Волков, Е.А. Глуховская, О.Л. Калинина, В.В. Коробкова, Н.Е. Мажар, А.И. Санникова, и др.). Творческий потенциал человека явился одним из ключевых педагогических понятий для осмысления личности как системной целостности в связи с ее развитием и наиболее полной реализацией внутренних сущностных сил. Являясь достаточно сложным образованием, творческий потенциал личности не имеет однозначного толкования, общепризнанного определения.

Исходя из работ Л.А. Даринской, творческий потенциал — это сложное интегральное понятие, включающее в себя природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты, в совокупности представляющие собой знания, умения, способности и стремления личности к преобразованиям в различных сферах деятельности в рамках общечеловеческих норм морали и нравственности». Творческий потенциал учащегося, по мнению автора, как система личностных способностей, знаний, умений, отношений характеризуется через:

стремление значимости собственной личности (самореализацию);

творческий подход к учебной деятельности; творческую активности в учебной деятельности;

способность к самовыражению;

рефлексию собственной жизнедеятельности;

ориентацию на творческую деятельность в изменяющемся образовательном пространстве. [4; с. 293]

В справочнике «Культура и культурология» дается следующее толкование понятию «творческий потенциал»: «Творческий потенциал- совокупность способностей индивида, необходимых для творческой деятельности».

Если мы обратимся к «Большому толковому социологическому словарю» то найдем следующее определение: «Творческий потенциал (creativity) — аспект интеллекта, характеризующийся новизной в мышлении и решении задач. Творческая способность предполагает дивергентное мышление, обычно требуя как можно большего числа ответов на простую ситуацию».

Из этого следует вывод, что единого мнения в вопросе определения и содержания понятия «творческий потенциал», на данный момент не существует.

В контексте данной работы целесообразно использовать толкование «творческого потенциала»,которое дает нам «Энциклопедический словарь по психологии и педагогике»: Творческий потенциал (общеславянск. «творъ» — вид, существо, творение потенциал) — аспект, сторона интеллекта, характеризуется новизной в мышлении и оригинальностью при решении задач. Предполагается, что творческий потенциал связан со способностью к дивергентному мышлению.

Формированию творческого потенциала следует уделять внимание с раннего возраста. Дети инстинктивно тянутся к прекрасному, и очень редко выбирают себе в идеалы безобразное. Большую роль в формирование творческого потенциала играет школа.

Педагог-психолог Наумова Н.Е выделяет следующую структуру творческого потенциала у школьников.

Творческий потенциал включает компоненты:

  • -мотивационно-целевой;
  • -содержательный;
  • -операционно-деятельностный;
  • -рефлексивно-оценочный компоненты.

Мотивационно-целевой компонент отражает личностное отношение к деятельности, выраженное в целевых установках, интересах, мотивах. Он предполагает наличие у учащихся интереса к определенному виду деятельности; стремления к приобретению общих и специальных знаний, умений и навыков. Представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности, это:

мотивация по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности;

мотивация по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности

Содержательный компонент включает совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, способствующих решению творческих задач.

Операционно-деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации творческой деятельности. Он включает способы умственных действий и мыслительных логических операций, а также формы практической деятельности: общетрудовые, технические, специальные. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего-то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в индивидуальной творческой деятельности.

Рефлексивно-оценочный компонент включает: внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценку собственной творческой деятельности и ее результатов; оценку соотношения своих возможностей и уровня притязаний в творчестве. [20]

Развитие творческого потенциала учащихся важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет формирование творческого мышления в младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что в начальных классах, особенно на первом году обучения, только начинают формироваться способы учебной работы, закладываются приёмы решения учебных задач, которыми учащиеся будут пользоваться в дальнейшем. Важную роль в развитии творческого потенциала младших школьников играют учебные задания, которые выступают в качестве цели мыслительной деятельности и определяют её характер. Но « ключевым» моментом в развитие творческого потенциала младшего школьника является внеклассная работа. Именно об этом и пойдет речь в третьем пункте работы.

Таким образом, совокупностью качеств, с помощью которых осуществляется развитие творческого потенциала, обладает каждый человек, и задача современного образования найти такие ресурсы и возможности, при которых будет обеспечено формирование творческого потенциала каждого ребенка на протяжении всего школьного периода.

Одной из форм работы над развитием творческой способности является тренинг. По свидетельству В. И. Панова, тренинги развития интеллектуальных, творческих, организаторских (лидерских) и иных способностей важны как для педагогов, так и для детей [244. С. 11]. Е. Л. Яковлева предлагает программу подобного тренинга, рассчитанного на 60 часов занятий, — по два часа в неделю. По ее свидетельству, после прохождения тренинга « . повышается уровень развития творческого мышления при решении различных проблем, усиливаются творческие проявления в различных областях жизнедеятельности, повышается уровень умственного развития, самооценка и работоспособность, а также возрастает самоуважение и чувство собственного достоинства» [244. С. 15]. Автор тренинга рассматривает творческость не как создание продукта, а как реализацию человеком собственной индивидуальности, выражение которой может происходить в различных сферах деятельности с помощью социально выработанных средств. Осознание своей индивидуальности и средств ее выражения позволяет развить творческие способности. Особое внимание автор уделяет эмоциональной стороне индивидуальности. При этом используется понятие «эмоциональный интеллект». Он включает в себя следующие способности:

  • — способность распознавать собственные эмоции;
  • — способность владеть собственными эмоциями;
  • — способность мотивировать себя;
  • — способность распознавать эмоции людей;
  • — коммуникативная способность (социальная компетентность) — способность выражать свои эмоции в общении с людьми [244. С. 23].

Фактически предлагаемый автором тренинг направлен на развитие эмоционального интеллекта. Упражнения тренинга обращают человека к его собственным эмоциональным переживаниям и формам их проявления. Эмоциональные проявления и состояния принимаются автором как самодостаточные проявления индивидуальности. Свободное использование средств эмоционального выражения и соотнесение их с внутренними эмоциональными переживаниями разблокируют интеллектуальные и творческие возможности человека и позволяют реализовать его творческий потенциал.

Программа тренинга включает в себя четыре блока:

  • — «Я — Я» (Я в общении с самим собой).
  • — «Я — другой» (Я в общении с другими).
  • — «Я — общество» (как Я общаюсь с общественными институтами).
  • — «Я — мир» (как Я исследую этот мир).

Тренинг проводится с учащимися начальных классов, подростков и старшими школьниками. При проведении занятий с младшими школьниками учитываются важнейшие психологические новообразования этого возраста: развитие произвольности, самоконтроля, чувства компетентности, развитие творческого мышления и учебных навыков [244.

С. 48]. Описывая примеры занятий из различных блоков, автор показывает, что наряду с заданиями на эмоциональную рефлексию и коммуникативные способности (вербальные и невербальные) в тренинге присутствуют и задания на воображение и фантазию (несуществующее животное, придумывание диалогов) и задания на творческое мышление (планирование устранения последствий урагана).

Оценивая данный тренинг в целом положительно, все же выскажем некоторые замечания и сомнения. Вызывают сомнение некоторые концептуальные постулаты, на которых строится теоретическое обоснование тренинга.

Скопировать в буфер библиографическое описание

Добавить в избранное

Нравится
Посмотреть кому понравилось

  • Описание
  • Программа курса
  • Есть в мобильном приложении
    Отв. ред. Коршунова О. В., Селиванова О. Г.

  • Аннотация
  • Программа курса

Содержание книги представляет описание образовательных практик развития творческого потенциала педагогов и обучающихся в общеобразовательной школе. Эта книга будет полезной для тех педагогов, управленцев системы образования, студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование», кто в профессиональной деятельности ориентируется на воспитание творческой, креативной, гибкой, оригинальной личности. Но чтобы воспитать личность с данными качествами, педагогу также необходимо обладать ими. С учетом этого в пособии представлены варианты развития и актуализации творческого потенциала не только обучающихся, но и самого педагога в инновационной деятельности. Первая часть пособия раскрывает возможные варианты решения проблемы для школьников в рамках учебной и внеучебной деятельности, вторая часть — для педагогов в режиме реализации жизнедеятельности школы как инновационной площадки. Наряду с представленной системой проблемно-творческих семинаров для учителей приводятся в качестве примеров индивидуальные исследовательские проекты конкретных педагогов.

Фиклистова Татьяна Викторовна

Учитель технологии МОУ СОШ №5 Статья «Развитие творческого потенциала учащихся на уроках технологии через создание творческих проектов» «Как научить ребенка мир любить? Как показать, что жизнь крылата? Попробуй научить детей творить – И крылья обретут ребята!»

В соответствии с общественными потребностями, которые на сегодняшний день определены, обществу необходим Человек – Творец, интеллектуальная личность, человек одарённый, поэтому объектом пристального внимания является развивающаяся личность с её внутренним миром, интересами, потребностями, творческими возможностями. Если творчество не станет ценностной ориентацией в юношеский период, то существует вероятность, что оно не будет сформировано и в будущем. Следовательно, не поддержав в этом возрасте развитие личностного творческого потенциала, мы обрекаем личность на большие трудности. Поэтому на уроках технологии большая роль отводится творческому развитию личности. Проблема развития личности всегда вызывала интерес и притягивала умы ученых, философов, конечно, педагогов. Но сегодня это проблема особенно актуальна, когда образование находится в напряженном процессе реформирования. Цель школы на данном этапе – формирование личности школьника с максимальным учетом его индивидуальных возможностей, способностей, развитие его творческого потенциала. В.А.Сухомлинский отмечал, что первоочередная задача состоит в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуального полнокровного труда. «Распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, воспитывать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант – знаний, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства». Развитие творческого потенциала, формирование творческой личности учащихся возможно только при условии творческого подхода самого преподавателя к процессу обучения. Речь идет о совместном поиске, сотворчестве. В совместной деятельности творческие способности и возможности участников деятельности (партнеров) реализуются наиболее полно: дополняя друг друга, они достигают качественно нового уровня развития. В результате систематической и целенаправленной работы у учащихся формируется готовность к творческой работе, развивается воображение, мышление, появляется положительная мотивационная направленность на поиск нового, нестандартного, оригинального. Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученикам, как отец, мать он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви к делу. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он совершенный учитель. Особую значимость я придаю методу проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации в модели, изделии (продукте труда). Главная особенность этого подхода — активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Творческий проект — это хорошая творческая задача для самовыражения любого учащегося. Метод проектов рассматриваю не как итоговую самостоятельную работу учащихся, а как способ, позволяющий приобрести навыки проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих индивидуальные потребности личности, а в перспективе и общества, другими словами: “Я сделаю свой мир полезным, красивым и удобным для себя и других”.
Всегда стараюсь творчески подходить к организации проектной деятельности, активно использую интегрированные проекты, применяю информационные технологии. Считаю, что продукт деятельности учащихся будет выполнен на высоком уровне только тогда, когда он интересен и детям, и учителю. Ученики разрабатывают мультимедийные фильмы, проводят публичные презентации проектов с использованием ИКТ. Эффективными формами организации совместной деятельности педагога и учащихся, способствующими развитию их творческой активности, являются научно-практические конференции, участие в мероприятиях научной направленности. Учащиеся принимают участие в научных конференциях, работы учащихся публикуются на страницах журналов, сборников научных конференций. Современные формы обучения позволяют учащимся делать маленькие открытия, развивать творческие и интеллектуальные способности. Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно выразительнее, что, в свою очередь, способствует рождению настоящей личности.
Список использованной литературы: 1.Байбородова Л.В. Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе. Методическое пособие.- М. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОСС.
2. Лопанова Е.В, Рабочих Т.Б. Личностно — деятельностные технологии обучения.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector