Развитие творческого потенциала

Позволяйте детям исследовать разные предметы. Чем шире диапазон структур, размеров, звуков в зоне доступности, тем скорее ребёнок поймёт, чем ему нравится заниматься.

Создайте уголок для творчества

Определите место в доме, где будет всё необходимое для творчества. Положите коробки с фломастерами, карандашами, бусинами, пластилином, красками. Главное, чтобы ребёнок самостоятельно мог этим пользоваться. Если планировка квартиры не позволяют выделить уголок, то пусть это будет полка или ящик с инструментами для творчества.

Смиритесь с «творческим беспорядком»

В доме, где есть дети, всегда будет царить небольшой хаос. Свободная игра — важный пазл творческого развития ребёнка. Если детей постоянно контролировать, они не получат удовольствия от игры, а желание что-то придумывать пропадёт.

Отпустите контроль за процессом творчества

Если ребёнок чем-то занят, а вам кажется, что он делает это неправильно — не отвлекайте его. Он изучает материалы, познаёт, как взаимодействовать с предметами, проявляет интерес к процессу творчества. Если постоянно вмешиваться в игру малыша, он не научится проявлять себя и будет сомневаться в своих способностях.

Отдыхайте с ребёнком на природе

Смена обстановки позволяет пробудить познавательный интерес. Масштабы творчества на природе безграничны. Здесь можно наблюдать за насекомыми, облаками, строить запруду на ручье из палочек, слушать шум листвы и пение птиц.

Обсудите с ребёнком его работы

Когда ребёнок приносит рисунок, не торопитесь с оценкой. Задайте вопросы малышу: «что ты нарисовал», «какие краски использовал», «что делают герои на картине». Позвольте ему рассказать историю создания. Ребёнок ждёт заинтересованности родителей, включения в творческий процесс. Если вам не нравится результат работы детей, не говорите им об этом. Задача малыша не в том, чтобы сделать красиво и полезно, а научиться проявлять себя.

Читайте детям

Совместное чтение — отличная возможность побыть вместе с ребёнком, обсудить любимых героев, придумать продолжение истории. Так дети понимают ценность умения читать, учатся фантазировать, проявлять эмпатию, распознавать свои чувства и мотивы поступков.

Позвольте детям ошибаться

Развитие происходит через ошибки. С первого раза сделать всё идеально не получается ни у кого. Говорите ребёнку, что если результат получился не тот, что он хотел, нужно попробовать ещё раз. Подавайте пример. Пусть он видит, что у родителей тоже может что-то не получаться.

Наслаждайтесь процессом, а не результатом

Взрослые часто зациклены на результате и не могут получить удовольствие от процесса творчества. Того же требуют от детей. Если ребёнок танцует, то должен делать это в первом ряду и получать призовые места. Нацеленность только на результат, приводит к потере интереса. Хвалите за каждое новое умение, пусть ребёнок получает удовольствие от самого пути в творчестве.

Развивайте фантазию

У детей огромный творческий потенциал, нужно только подобрать к нему ключик. Разнообразьте ежедневные дела: превратите в игру водные процедуры, придумайте несколько способов приготовить кашу или суп, скучную зарядку замените подготовкой к космическому полёту.

Устройте выставку работ ребёнка

Повесьте рисунки на видном месте или выделите полочку для поделок. Периодически наводите порядок, вместе с малышом решайте, что оставить, а что можно убрать. Некоторые работы станут памятными вещами для вас, а для него источников вдохновения.

Каждый ребёнок способен к творчеству. Если пока он ещё не увлёкся чем-то одним, позвольте ему найти себя, предоставьте возможности для развития и поддержку на этом пути.

Развитие творческого потенциала

Мы все живём в очень интересное время. Любой человек может добиться невиданного успеха: стать успешным бизнесменом, прекрасным художником, известным музыкантом. Всё зависит лишь от нашего желания и внутреннего потенциала. Как найти в себе скрытые таланты, развить их и реализовать? Об этом в нашей статье.

Что же это такое?

Потенциалом называют способности и возможности человека развиваться. Для того чтобы добиться успеха, надо двигаться вперёд прилагая все свои силы и таланты. А для этого потребуется не совершать ошибок, использовать свой интеллект и ум.

Своему происхождению термин обязан латинскому слову «potentia», которое дословно переводится на русский язык, как «возможность», «сила» или «мощность». Это подразумевает целый набор человеческих способностей, которые позволяют нам выполнить ту или иную работу. Каждый сможет найти применение своему потенциалу:

  • в творческой деятельности;
  • начать обучаться с большей эффективностью;
  • развивать свою личность в правильном направлении.

Развитие творческого потенциала

Речь, в данном случае, идёт о когнитивных и интеллектуальных способностях. О наших навыках коммуникации, способности творчески мыслить и принимать нестандартные, но правильные решения. Они всегда связаны со сферой деятельности. Для спортсменов это отличное здоровье, мотивация и хороший обмен веществ. Иначе ему не стать чемпионом.

Для того, чтобы использовать свои скрытые возможности, с целью достижения успехов в любых сферах деятельности, надо трезво оценивать свои силы. Не зависимо от того где Вы их хотите применять: в личной жизни, на работе, хобби и развлечениях, и т.п. Необходимо начать заниматься воплощением своих планов как можно раньше. Всё это делается для своего будущего.

Главные составляющие

Психологи выделили пять основных составляющих:

  • Познавательная или гносеологическая. Все мы разные. Именно поэтому наши способности разнятся. Многое зависит от воспитания, уровня интеллекта, способностей воспринимать новую информацию, сохранять полученный опыт, а также применить в свою пользу.
  • Ценностная или аксиологическая. Её определяет нравственность, мораль, иные ценности, которые нами приобретаются в процессе возмужания, взросления, а также социализации.
  • Творческая. Здесь находятся способности и навыки, которые позволят найти решение проблемы, критически осмысливать ситуации, продумывать и воплощать идеи, изобретать, создавать новые ценности.
  • Художественная. Связана с чувствами вкусов, способностями творчески мыслить, создавать произведения искусства в любых сферах деятельности.
  • Коммуникативная. Зависит от высокого уровня интеллекта, желания устанавливать новые контакты с другими.

Развитие творческого потенциала
Как его можно реально реализовать?

Первым делом надо понять чего мы хотим добиться в этой жизни. Для одних — это тихая семейная жизнь, для других — большой рост в карьере, а для третьих — собственное здоровье. Понятие своих ключевых целей даёт возможность принятия решений, что для этого необходимо делать. Посередине пути находятся промежуточные цели, которые мотивируют и вдохновляют на действия.

Всё происходит не мгновение ока. Придётся долго и плодотворно трудиться. На пути будут ошибки, неприятности, проблемы, которые придётся преодолевать. Что можно предпринять с целью увеличения эффективности?

  1. Надо определиться с выбором сферы, в которой хотите реализовать свой потенциал.
  2. Потом нам придётся начать делать первые шаги. Не стоит бояться изменений. Все мы с чего-то начинали.
  3. Становитесь сильнее в своём здоровье, овладевайте новыми знаниями, получайте опыт, повышайте квалификацию.
  4. Не бойтесь препятствий, неудач, серьёзных проблем. Никуда не сворачивайте.
  5. Нет ничего не возможного! Вспомните Илона Маска. Он сейчас производит вещи, которые недавно невозможно было представить пару лет назад. Он воплощает самые смелые фантастические идеи. А ведь ему никто не верил.

Для этого надо быть оптимистом, верить в себя. Избегайте пессимистических мыслей. Повышайте самооценку, будьте уверены в конечной цели. Расширяйте рамки своих желаний.

Научитесь слушать умных собеседников, принимайте советы более успешных личностей. В этом нет ничего постыдного.

Развитие творческого потенциала

Заключение

Если человек не сдаётся, то ему открываются огромные возможности. Только настойчивым людям улыбается судьба и фортуна. Работайте ежедневно над собой, уверенно двигайтесь только вперёд. Только тогда всё получится. Будьте здоровы!

Предлагаем Вашему вниманию бесплатный вебинар для тех, кто хочет проверить свои мозги и кардинально улучшить жизнь:

Шаманский прогноз на март 2021 от Туи Самдан и Елены Москвичевой
Друзья, пришла замечательная идея. В начале каждого месяца проводим онлайн-встречу …

Человек всегда осознанно или неосознанно стремится созидать. В каждом из нас заложен огромный творческий потенциал и безграничные возможности для его реализации. Создавая что-то новое, меняя окружающий мир, человек непрерывно растёт и меняется сам. Поэтому поиск новых идей и оригинальных решений — это одно из проявлений непрерывного поиска себя, самопознания и личностного роста.

Творческое мышление — ключ к успеху практически во всех областях жизни. Умение мыслить нестандартно отрывает широкие возможности для самореализации. Так с чего же начать?

Некоторые считают, что творческие способности — это лишь умение рисовать, сочинять стихи или музыку. Это представление в корне неверно, потому что от степени развития творческих способностей во многом зависит наше восприятие мира и то, как мы себя в нем ощущаем. Чем менее развиты в человеке эти способности, тем более он склонен к самоедству, постоянному недовольству собой и окружающими. Он сам подсознательно создает в себе барьеры к достижению поставленных задач, боится мыслить более масштабно и реализовывать смелые идеи.

Так в чём же заключается работа по развитию творческих способностей? По мнению многих психологов и нейрофизиологов, одним из главных препятствий для раскрытия творческого потенциала человека является стресс. Если нервная система человека находится в постоянном напряжении, то творческие импульсы просто не могут "пробиться" через поток наши забот и переживаний.

Поэтому, прежде чем взяться за усиленную работу по развитию творческих способностей нужно… расслабиться. Это, кстати, справедливо и для развития интуиции, и для других навыков. В этом прекрасно помогают медитативные практики, а также различные приёмы реклаксации и аутотренинга. Таким образом, вы сможете отойти от привычных мыслительных стереотипов и освободить место для новых идей и возможностей. Кроме того, вы сможете получить доступ к внутренним ресурсам — состояниям покоя, вдохновения и лёгкости.

Для творчества необходима определённая дистанция (отстранённость от проблемы). Об этом писал ещё Г.Уоллес в 1926 году. Он выделил четыре стадии творческого мышления:

  1. Подготовка — формулирование задачи; попытки её решения.
  2. Инкубация — временное отвлечение от задачи.
  3. Озарение — появление интуитивного решения.
  4. Проверка — испытание и/или реализация решения.

Поэтому можно сказать, что один из ключей к раскрытию творческих способностей является регулярная практика медитации.

Чем ещё можно помочь раскрыться вашему безграничному творческому потенциалу?

Не менее важной является работа с ограничивающими убеждениями. Согласитесь, оригинальные идеи не спешат приходить в голову, где крутятся мысли вроде: "Я сама посредственность", "Куда уж мне…", "А что подумают другие?" и т.д. Поэтому необходимо работать над образом своего мышления. В этом могут помочь аффирмации (поймали ограничивающее убеждение — тут же говорите себе взамен что-то позитивное), психотерапия (можно поработать с причинами тех барьеров, которые мы себе выставляем), коучинг (формируем стратегию мышления победителя) и т.д.

Ещё одной немаловажной деталью в развитии творческих способностей является готовность принять новую идею в любое время дня и ночи. Для этого всегда нужно иметь под рукой бумагу и карандаш (новые мысли могут посетить вас в самых неожиданных местах!).

Тренинги креативности

"Запустить" творческое мышление можно и на специальных тренингах. Там можно обучиться специальным приёмам генерирования творческих идей, способам быстро получать доступ к творческим ресурсам, поработать с блоками и ограничениями. Не смотря на то, что специалисты работают в разных подходах и применяют разные техники, перечислим наиболее часто встречающиеся подходы и методики

  • Мозговой штурм. Автором данного метода является Алекс Осборн. Основной принцип метода в том, чтобы развести во времени генерацию идеи и ее критику. Каждый участник выдвигает любые, самые безумные идеи, другие пытаются их развивать, а анализ полученных решений проводится позже. Мозговой штурм может также проводиться в письменном виде (брейнрайтинг), когда идеи записываются на листке бумаги, который участники передают друг другу, внося новые возникшие соображения.
  • Ментальные карты (Тони Бьюзен). По мнению автора, креативность тесно связана с памятью, а значит, укрепление памяти позволяет развивать творческие способности. В центр листа помещается ключевое понятие, а все ассоциации, достойные запоминания, записывать на ветвях, исходящих от центра. Можно также сопровождать записи различными рисунками, вырезками из журналов, символами. В процессе создания ментальной карты может прийти неожиданное решение поставленного вопроса.
  • Шесть шляп Эдварда де Боно. Методика позволяет упорядочить творческий процесс с помощью мысленного надевания одной из шести цветных шляп. Так, в белой человек беспристрастно анализирует цифры и факты, затем надевает чёрную и во всем ищет негатив. После этого наступает очередь желтой шляпы — поиска позитивных сторон проблемы. Надев зелёную, человек генерирует новые идеи, а в красной может позволить себе эмоциональные реакции. Наконец, в синей подводятся итоги.
  • Морфологический анализ. Автор — Фриц Цвикки. Предлагается разложить объект или идею на компоненты, выбрать из них несколько существенных характеристик, затем изменить их и попытаться соединить снова. В итоге получается нечто принципиально новое. Например, нужно придумать визитную карточку для парфюмерной компании. Если изменить классическую прямоугольную форму и воздействие на органы чувств, может получиться треугольная визитка с запахом парфюма.
  • Синектика. Основной источник креативности, по мнению Уильям Гордона, — в поиске аналогий. Необходимо выбрать объект и нарисовать таблицу для его аналогий. В первый столбец записывают все прямые аналогии, во второй — непрямые (например, отрицание признаков первого столбца). Затем нужно сопоставить цель, объект и непрямые аналогии. Скажем, объект — карандаш, задача — расширение ассортимента. Прямая аналогия — объёмный карандаш, её отрицание — плоский карандаш. Результатом будет, например, карандаш-закладка.

Предложенные методики помогают систематизировать творческий процесс, выводя его из ряда неконтролируемых, интуитивных, почти мистических явлений в разряд понятных алгоритмов действий.

Развивая творческие способности, вы сможете:

  • Лучше узнать и понять себя;
  • Найти новые решения для стандартных проблем;
  • Взглянуть на мир по-новому;
  • Повысить собственную эффективность
  • и многое другое.

Помните, что вы обладаете безграничным творческим потенциалом!

Характерной чертой творческого потенциала личности является его избыточность по отношению к реализации, наличие «запаса» возможностей. Последнее является условием, позволяющим индивиду результативно решать новые проблемы.

Каждый человек рождается с уникальными способностями, определенными склонностями к каким-то видам деятельности и талантам. Творческий потенциал личности есть в каждом, но не все стремятся на протяжении всей жизни его развивать.

Творческое начало рождает в сознании человека воображение, фантазию. Это начало есть ничто иное, как стремление всегда развиваться, идти вперед, достигать совершенства. Развитие творческого потенциала личности способно привести к гиперактивности человеческого мозга, преобладания бессознательного над сознанием и вследствие сочетания креативности и интеллекта способно породить гениальность в человеке.

Творческий потенциал личности является неким ядром его внутренних сил, помогающие ему самореализоваться. Часть качеств, которые обуславливают его потенциал, формируется генетически, часть — в период детского развития, а остальная составляющая появляется в разные периоды человеческой жизнедеятельности.

Так, генетически закладывается память человека, острота его мышления (в зависимости от условий как детского, так и дальнейшего развития, может или развиваться, или притупляться), его физические данные и темперамент.

Составляющие творческого потенциала

Базовой составляющей творческого потенциала являются:

1) специальные знания

2) широта кругозора

3) внутренняя и внешняя готовность к творчеству.

Без начальных специальных знаний трудно рассчитывать на эффективный творческий процесс. Иногда для решения какой-либо задачи необходимо просто «подтянуть» базовые знания. При этом задача из разряда творческих может перейти в разряд алгоритмических. Подлинное творчество связано с замыслом, и для его зарождения и раскрытия базовые знания тоже необходимы. Они служат основой для осознания меры противоречия между возможностью и задачей. Но творческий процесс значительно затрудняется без расширения кругозора и накопления информации в смежных областях, ибо часто творческие задачи решают на неосознанном уровне, пользуясь знаниями из других областей. При отсутствии знаний противоречие воспринимается как пропасть, возникает чувство страха, ощущение невозможности решения задачи. При этом творчество изначально блокируется. При наличии определенного объема знаний противоречие в творческой ситуации переживается как тревога, являющаяся «пусковым механизмом» творческого процесса.

Условия развития творческого потенциала личности закладываются еще с детских лет, когда наблюдается формирование главных черт характера человека и его психологические особенности, которые и определяют развитие в будущем. Под влиянием жизненных условий определенные качества и психологические особенности усиливаются или ослабляются, меняются в лучшую или худшую сторону.

Принято считать, что структура творческого потенциала личности зависит от деятельности человека и описывается пятью основными потенциалами:

Повое столетие называют веком интеллектуального творчества. В современных условиях творческий подход к решению любых задач все более активно проникает из сферы искусства и науки в другие сферы человеческой деятельности, в том числе и в сферу управления предприятием, и в первую очередь — в управление персоналом. Внедрение нестандартных подходов в управлении персоналом обусловлено повышением интенсивности конкурентной борьбы предприятий с относительно одинаковыми возможностями. При этом в рыночной экономике лидируют те организации, которые успешно работают в аспекте развития интеллектуальных ресурсов, творческого потенциала персонала, который является важной движущей силой социально-экономического прогресса, как конкретного предприятия, так и экономики государства в целом.

Творческий потенциал предприятий (организаций) — это неограниченные возможности интеллектуальной деятельности работников, основанные на качественно новом уровне знаний, направленных па достижение наивысших результатов его деятельности.

Развитие творческого потенциала вызвало к жизни концепцию "обучающейся организации". Ее принципы:

  • — обучаться быстрее, чем конкуренты;
  • — обучаться внутри организации и за ее пределами;
  • — обучение должно охватывать всех;
  • — обучаться с учетом перспектив будущего;
  • — обучаться в областях, ранее неизвестных.

Трансфер знаний (внутренний и внешний) — это способность создавать знание и перемещать его из одного подразделения предприятия в другие в целях обеспечения ее конкурентных преимуществ.

Развитие творческого потенциала напрямую зависит от профессионального обучения персонала предприятия, которое классифицируется:

  • — по целевому назначению процесса обучения (подготовка работников, повышение квалификации, переподготовка);
  • — в зависимости от места обучения (на рабочем месте, вне рабочего места);
  • — по формам обучения (с отрывом и без отрыва от производства);
  • — по видам обучения (обучение внутри предприятия, вне предприятия, самообучение).

Существуют различные формы и виды обучения персонала: первоначальная подготовка нового работника, ученичество и наставничество, инструктаж, ротация (перемещение на другую должность в целях овладения несколькими профессиями), самообучение, обучение на семинарах, курсах, учебных заведениях. На многих предприятиях действуют свои системы повышения профессиональной квалификации персонала, расходуются значительные финансовые средства на поддержание здоровья, создание безопасных условий работы, развитие творческих способностей и т.п.

Творчество работников является весьма влиятельным фактором экономического развития страны. Многие предприниматели, научные работники, рационализаторы и изобретатели вносят заметный вклад в достижение высокой прибыли и повышение эффективности производства. Грамотно построенная творческая обстановка в компании прямым образом связана с увеличением производительности труда и улучшением качества выпускаемой продукции благодаря тому, что ее наличие позволяет решить ряд важных проблем:

  • — существенным образом повышает качество организационных решений;
  • — помогает внедрять выгодные, перспективные, многообещающие новшества;
  • — приводит к повышению производительности труда в силу оживления производственной деятельности;
  • — повышает профессиональные навыки персонала.

Для создания творческого коллектива руководителю недостаточно просто хотеть, чтобы специалисты имели инновационное мышление, т.е. были самыми креативными и продуктивными. Помимо желания требуются понимание определенных правил этой игры, своей ответственности и некоторые действия по изменению собственного управленческого общения.

В целом, можно сказать, что руководство креативной деятельностью (в большей степени, чем многие экономические и технологические решения) требует научного подхода и высокого профессионализма. Это предполагает:

  • — во-первых, поиск и привлечение работников, обладающих необходимыми творческими способностями и профессиональными навыками, так как компания вынуждена соперничать на кадровом рынке в привлечении творческих работников;
  • — во-вторых, заполучив эту "движущую силу организации", компания стремится использовать ее с наибольшей отдачей, для чего создаются необходимые организационные условия и психологический климат.

Очень многое в организации зависит от самого руководителя и избранного им стиля управления. Он может как стимулировать инициативу сотрудников, так и подавлять ее еще в зародыше. Более всего способствует раскрытию творческого потенциала сотрудников демократический стиль управления. Он предполагает делегирование ответственности и значительную степень свободы, устанавливая определенные рамки, определяющие согласованность общих усилий, позволяя контролировать процесс, обеспечивая четкость администрирования. Руководитель, выбирающий демократический стиль управления, поддерживает творческую инициативу, способствует организации творческого процесса, а часто и сам служит вдохновляющим примером для своих сотрудников.

Таким образом, для того чтобы сотрудники могли в полной мере раскрыть свои таланты и направить их на пользу дела, в организации должна быть создана особая творческая среда, основными характеристиками которой являются: открытость новому, поддержка инноваций, доверие и сотрудничество на всех уровнях, демократический стиль управления, организация обучения и профессионального общения, мотивация труда.

Развитие творческого потенциалаФото: Ian Hayhurst

Творческий потенциал – это совокупность индивидуальных личных качеств человека, благодаря которым он развивается и создаёт, творит что-то новое, необычное, значимое. Это креативность, благодаря которой мы отклоняемся от стереотипов и находим новые, нестандартные решения.

В процессе творчества мы создаём качественно новые материальные и духовные ценности. Основной критерий, отличающий творчество —это уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат даже при создании той же исходной ситуации. В процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, и в конечном результате выражает какие-то аспекты своей уникальной личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность, в сравнении с продуктами производства.

  • деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее;
  • создание чего-то нового, ценного не только для данного человека, но и для других;
  • процесс создания субъективных ценностей.

Многие из нас задаются этими вопросами: способен ли я к творчеству? Можно ли этому научиться? Что для этого нужно? Какие условия, умения, навыки способствуют творческому развитию? Но состояние творчества человек может испытывать в любом виде деятельности. Реализовать творческий потенциал означает самовыразиться, свободно осуществить неповторимое взаимодействие со своим внутренним «я» и внешним миром. Н. А. Бердяев писал: «Творческий акт всегда есть освобождение и преодоление. В нём есть переживание силы». Чем бы мы ни занимались, следуя своему призванию и интересу, будь то литература, музыка, прикладное искусство, техническое озарение или что-то другое, решение творческой задачи всегда приносит удовлетворение и стремление двигаться дальше.

Создавать что-то новое, самовыражаться — естественная потребность человека.

В процессе творчества огромную роль играют целеустремленность, способность сконцентрироваться на поставленной задаче, готовность к поиску нестандартных решений, воображение и многие другие факторы. Эмоциональное напряжение способствует творческому процессу, являясь стимулом его развития.

Долгое время в основе творчества лежали методы проб и ошибок, перебора возможных вариантов, ожидание озарения и работа по аналогии. Так, Томас Эдисон провел около 50 тысяч опытов, пока разрабатывал устройство щелочного аккумулятора. А об изобретателе вулканизированной резины Чарльзе Гудиер (Goodyear) писали, что он смешивал сырую резину (каучук) с любым попадавшимся ему под руку веществом: солью, перцем, сахаром, песком, касторовым маслом, даже с супом. Он следовал логическому заключению, что рано или поздно перепробует всё, что есть на земле и, наконец, наткнется на удачное сочетание.

Однако со временем такие методы начали приходить в противоречие с темпами создания и масштабами современных объектов, что, в свою очередь, создало предпосылки для быстрого развития Эвристики. Эвристика (от др.-греч. (heuristiko), лат. evrica – «отыскиваю», «открываю) – отрасль знания, изучающая творческое, неосознанное мышление человека.

Использование эвристических методов позволяет эффективно решать творческие задачи, поскольку они активизируют интуитивное мышление и способствуют рождению новых, свежих, неожиданных идей.

Наиболее интенсивно поиском и разработкой эвристических методов занялись со второй половины 20 века, причём не только посредством изучения приемов и последовательности действий инженеров и других творческих работников, но и на основе достижений психологии и физиологии мозга.

В настоящее время разработано и эффективно используется несколько десятков эвристических методов. Универсальных среди них нет, и в каждой конкретной ситуации рекомендуется пробовать применять разные методы, поскольку основное их предназначение заключается в активизации творческой деятельности.

Особого внимания заслуживают наиболее эффективные эвристические методы, позволяющие пробудить творческий потенциал. Например, майндмэппинг, метод ассоциаций, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Скрытые возможности вашего мозга – способности, помноженные на современные эвристические методы поиска новых решений – несомненно, внесут новые перспективы в Вашу жизнь. Они помогут генерировать поистине уникальные, нестандартные решения тех проблем, с которыми Вы ежедневно сталкиваетесь на работе и дома. Мы рекомендуем всерьёз заняться их изучением после прохождения общей программы тренировки мозга, когда Вы уже увеличите его потенциал, заставив работать по-новому.

В основе получаемых нами знаний лежат важные познавательные психические процессы, такие как память, внимание, восприятие, мышление. Развитие интеллекта и памяти увеличивает наши шансы на успешную реализацию творческого потенциала.

В каждом человеке заложен творческий потенциал, способность создавать что-то удивительное и оригинальное. Однако выполнение повседневных рутинных задач, постоянная спешка и напряженный рабочий график приводят к тому, что наш мозг при необходимости решать такое количество задач выбирает наиболее легкие пути, не требующие особых усилий. Поэтому мы используем банальные и проверенные временем решения, а не свои творческие способности для создания более креативного подхода. Если вы хотите раскрыть свой творческий потенциал, начать мыслить свободно, гибко и креативно, тогда следуйте рекомендациям, приведенным ниже.

Развитие творческого потенциала

1. Записывайте идеи

Иногда в течение дня, когда мы выполняем обычные повседневные задачи, например, покупаем продукты, моемся в душе или занимаемся фитнесом, у нас возникают интересные мысли, касающиеся самых разных тем и предметов. Многие из этих идей отличаются оригинальностью и нестандартным подходом, но в повседневной рутине мы забываем о них. Поэтому вам стоит поработать над такой полезной привычкой, как ведение дневника.

Если вас посетили какие-либо интересные мысли, постарайтесь сразу же перенести их на бумагу или в электронный блокнот. Эти записи могут стать источников вашего вдохновения, на их основе вы можете создать что-нибудь по-настоящему креативное. Если у вас пока нет мыслей, которые можно записать, тогда начните с описания ваших проблем или трудных задач. Попытка сформулировать их в письменной форме может натолкнуть вас на какое-нибудь интересное и эффективное решение. Пишите как можно больше, ведь эта привычка помогает развивать пластичность мышления.

2. Поощряйте свое любопытство

Постоянно задавайте себе вопросы, поиск ответа на них может привести вас к новым открытиям. Если вам нужно справиться со сложной задачей, попытайтесь оценить ее под разными углами. Один из наиболее эффективных способов стать более любознательным — это ставить под сомнение любые идеи и концепции. «Почему?» — этот вопрос должен стать вашим спутником по жизни. Причем задавать его нужно не только по отношению к рабочим проблемам, но и ко всем вещам, которые окружают вас. Почему трава зеленая? Почему людям нравится мороженое? Почему одни люди счастливы, а другие нет? Вопросы — это лучший способ стать более любопытным, а любопытство часто приводит к удивительным идеям.

3. Придумывайте интересные списки

Еще одна эффективная техника для развития креативности. И чем нестандартнее будет тема списка, тем более изобретательным вам придется быть. Например, опишите все возможные способны использования дверной ручки. Естественно, первые пункты списка будут довольно банальными. Но чтобы придумать несколько десятков вариантов, потребуется вся ваша смекалка. Не бойтесь импровизировать, быть нелепым и предлагать абсурдные идеи. Только такой подход способен вытолкнуть вас за рамки обычного мышления.

4. Ментальные карты

Еще одни эффективный инструмент для развития творческих способностей. В центре чистого листа напишите тему вашей ментальной карты. Это может быть предмет, термин, задача или проблема. Затем начинайте вокруг центра всего в нескольких словах записывать идеи, которые возникают в вашем сознании при упоминании данной темы. От этих идей проведите линии к понятиям, ключевым словам и ассоциациям, связанным с ними. Картина должна напоминать своеобразную сеть, состоящую из линий, ветвей и взаимозависимых понятий. Ментальные карты — это эффективный способ организации любой информации. Работая над ними, можете включать таймер. Такой мозговой штурм способен породить оригинальные идеи и натолкнуть на решения, которые раньше казались не такими очевидными.

5. Физическая активность

Регулярные занятия фитнесом должны стать неотъемлемой частью вашей жизни. Во время физической активности увеличивается приток кислорода к мозгу, что значительно улучшает его работу. Поэтому регулярные физические нагрузки благотворно влияют на мыслительную деятельность, а значит, и на творческие способности. Никто не заставляет вас идти в тренажерный зал, просто начните больше ходить пешком, делать зарядку, запишитесь в бассейн, на танцы или фехтование. Такое времяпрепровождение не только полезно для вашего тела и мозга, но еще и способно подарить новые впечатления и знакомства. А новый опыт — это еще один прекрасный источник креативности.

Способность творчески мыслить дана нам от рождения, просто иногда мы забываем о ней в повседневной спешке и рутине. Начните регулярно применять техники, описанные в данной статье, и вы заметите, как вас начнут посещать все более креативные и оригинальные идеи.

Развитие творческого потенциала

Мы все стремимся к успеху, а в основе его лежит развитие творческих способностей. Оправдывая свои неудачи, можно сколько угодно говорить, что успех – удел молодых, богатых, людей со связями. Но все это неправда.

Главный фактор успешной деятельности, интересной жизни, насыщенного общения – творчество, умение находить оригинальные решения проблем и изменять окружающий мир в соответствии с собственными потребностями. А развивать творческие способности можно в любом возрасте.

Технология развития творческого потенциала личности

Творческий потенциал – это совокупность задатков к креативной деятельности, и он есть у каждого. Легче всего развитие творческих способностей происходит в детстве, когда сильна потребность в творчестве. Но и взрослому человеку это доступно, если он стремится повысить уровень своей креативности.

В основе способностей к творчеству особый тип мышления. Креативное мышление – это такая мыслительная деятельность, которая обеспечивает многовариантность решения любой задачи и рождение оригинальных идей.

Развитие творческого потенциала

Оригинальное мышление – оригинальные решения

Упражнения на развитие творческого потенциала личности предполагают формирование именно такого типа мышления. Технология развития творческого потенциала личности связана со всей познавательной сферой человека, так как мышление невозможно без процессов восприятия, хранения и переработки информации.

  1. Развитие восприятия необходимо для получения разнообразной информации, без которой невозможен творческий процесс и развитие творческих способностей.
  2. Развитие памяти – обязательное нужно для сохранения больших баз данных – строительного материала для творчества.
  3. Развитие внимания обеспечивает наблюдательность, умение замечать детали, скрытые от поверхностного взгляда.
  4. Формирование творческого воображения – необходимое условие развития творческих способностей.

Таким образом, технология развития творческого потенциала личности включает в себя целый ряд направлений.

Упражнения на развитие творческих способностей: восприятие и внимание

Упражнение «Мир интереснее, чем нам кажется»

Развитие творческого потенциала

Найдите необычное в простых вещах

Приготовьте ручку и лист бумаги. Устройтесь поудобнее, глубоко вздохните и скажите вслух или про себя: «Мир интереснее, чем мне кажется». Почувствуйте удовольствие от этой мысли и оглянитесь вокруг.

Неважно, где вы находитесь – дома, в офисе, на скамейке в парке, за компьютерным столом – вас всегда окружает множество вещей. Присмотритесь к ним повнимательнее и постарайтесь в каждом из предметов найти что-то необычное, значимое, важную особенность. Это может быть интересное сочетание цветов у обычной шариковой ручки, капельки дождя, рисующие узор на стекле, несколько сцепившихся канцелярских скрепок и т. д. Возможно, что-то пробудило ваши воспоминания или вызвало интересную ассоциацию.

Запишите каждую свою «находку», порадуйтесь своей наблюдательности, определите «победителя» — тот предмет, который оказался самым интересным.

Упражнение «Краски тишины»

Развитие творческого потенциала

Прислушайтесь к тишине — оторвитесь от всего

Основную часть информации человек получает через визуальный канал, а вот на звуки мы редко обращаем внимания. Это упражнение поможет вам понять, какой творческий потенциал скрыт в обычной тишине.

Снова расположитесь поудобнее и закройте глаза, чтобы зрительные образы вас не отвлекали. А теперь начинайте слушать тишину. Не удивляйтесь, на самом деле абсолютной тишины в нашем мире нет. Она наполнена звуками: шум машин за окном, тихое гудение процессора или лампы дневного света, разговоры в коридоре, звуки шагов и т. д.

  1. Постарайтесь идентифицировать все услышанные вами звуки. Если с каким-то звуком это не получается, то постарайтесь определить, на что он похож.
  2. Подумайте, какой из этих звуков вам показался самым интересным или необычным? Почему вы так оценили этот звук, какие ассоциации он вызвал?
  3. Тишина наполнена не только звуками, но и эмоциями. Какие чувства вызвало у вас восприятие тишины: тревогу, спокойствие, умиротворение, страх? С чем связаны возникшие эмоции?
  4. А вы знаете, что у тишины есть еще цвет? Нет? Тогда внимательно прислушайтесь и попытайтесь его определить. Если сразу не получится, вспомните о том, какие эмоции вызвала у вас тишина.

А теперь подведите итог. Запишите самые интересные результаты своих наблюдений. Что вам больше всего понравилось, удивило, взволновало?

Упражнения на развитие творческих способностей: мышление и воображение

Упражнение «Игры с ассоциациями»

Развитие творческого потенциала

Найдите живой образ

Одно из направлений развития творческих способностей – это активизация ассоциативного мышления. Именно оно создает предпосылки для рождения новых образов и идей на основе имеющихся у человека знаний. Игры с ассоциациями были популярны еще в Древней Греции, да и само это понятие ввел еще Аристотель. Суть упражнения в следующем.

  1. Выберите одну из проблем (личных, бытовых, профессиональных и т. д.), которую вы хотели бы решить.
  2. Наугад откройте любую книгу и прочитайте первое попавшееся слово (например, третье в пятой строке).
  3. Запишите его в центре листа бумаги, а затем постарайтесь написать как можно больше слов-ассоциаций к нему. Располагайте их на линиях-лучах, идущих от основного слова. Это «поле ассоциаций».
  4. Давайте его расширим. Теперь выпишите все ассоциации, которые у вас возникли к словам-ассоциациям второго уровня.
  5. А теперь внимательно обдумайте каждое понятие «поля ассоциаций», постарайтесь установить связь между ними и проблемой, и вы обязательно увидите путь (и не один) к ее решению.

Упражнения по развитию творческих способностей многочисленны и разнообразны. Подобным упражнением может быть все, что заставляет ваш мозг работать нестандартно, нешаблонно.

Творчество в работе педагога — это, можно сказать, особый вид деятельности, направленный на создание нового продукта. Это «изюминка», при помощи которой педагоги увлекают детей новыми знаниям, которая позволяет шире, интересней и содержательней преподавать уже знакомый детям материал, без которой невозможно быть учителем. Творчество присутствует в работе любого педагога не зависимо от его стажа работы или образования, однако только самые творческие педагоги способны создать новизну глобального характера, новшество в педагогической науке.

Развитие творческого потенциала

Развитие творческого потенциала циклично: от низших уровней к высшим. При этом каждый новый виток в развитии творчества зарождается в недрах предшествующих ему уровней. Подобное развитие возможно только в процессе становления личности педагога, накопления новых педагогических знаний, умений и навыков, затрате собственных физических, психических и духовных ресурсов. Следовательно, ни какие знакомства с опытом работы других педагогов, не изменят творческий потенциал учителя, пока он не применит полученные знания в собственной педагогической деятельности.

Творческий потенциал учителя — это совокупность психических процессов и свойств личности, реализующихся в процессе педагогического творчества. Его генетически заложенные основы влияют на выбор профессии учителя, он формируется во время учебы и развивается в дальнейшей профессиональной деятельности.

Ни одна интеллектуальная система не может расширяться до бесконечности. На каждом определенном этапе развития творчества педагог эффективно трудится в рамках своего уровня. В дальнейшем происходит качественное изменение структуры творческого потенциала, педагог переходит на новый виток развития и более глобально осмысляет ранее полученные знания, умения и навыки педагогической деятельности. «Застой» в данном случае не возможен: при профессиональном выгорании педагога происходит деградация — обратный переход на низший уровень развития педагогического творчества.

К факторам развития творческого потенциала можно отнести как внешние (влияние социально-экономической среды, особенности учебного заведения, педагогические задачи трудового коллектива и др.), так и внутренние (потребность педагога в творческой деятельности, мотивация творчества, духовно-ценностная сфера его личности). Каждый новый виток развития творчества всегда характеризуется неопределенностью, неведением и непониманием, и только их преодоление, поиск новой информации, внедрение кардинально новых форм и методов педагогической деятельности позволяют подняться на следующую ступень развития.

Творческий потенциал развивающегося педагога всегда является открытой системой для всех инноваций в области педагогики и психологии учащихся. Много зависит и от личности учителя: от его культурного, профессионального и общеобразовательного уровня, потребностей и интересов, мотивации педагогической деятельности. Замкнутость, недостаток передовой информации, отсутствие заинтересованности в получении новых знаний, умений и навыков губительны для творческого потенциала и ведут к его деградации.

С ростом педагогического творчества и педагогического мастерства происходит ускорение темпов развития, изменения и перехода на новый уровень. То ест, чем выше уровень творческого потенциала педагога, тем легче и быстрее он развивается, и, наоборот, на низких уровнях организации творчества темпы развития значительно ниже. Тем не менее, резервы (невостребованные ресурсы) развития творческого потенциала педагога таятся в нем самом. Только личное желание и стремление к росту позволит найти оптимальные пути их использования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector