Развитие творческих способностей у детей

Семь советов родителям о создании условий, которые помогут развитию творческих способностей детей

Развитие творческих способностей у детей

Многие люди полагают, что творчество является врожденным талантом, которым могут обладать лишь некоторые дети, в то время как другие его лишены. Но на самом деле творчество – это больше навык, чем врожденный талант, и родители могут помочь своим малышам успешно его развивать.

Будучи ключом к достижению успеха в практически любом виде деятельности, творчество является важнейшим компонентом здоровья и счастья, а также основным навыком, который важен для всестороннего развития детей. Творчество не ограничивается художественным и музыкальным выражением, оно имеет первостепенное значение также и в науке, математике и даже в социальном и эмоциональном интеллекте. Творческие люди более гибкие и умелые при решении проблем, что делает их способными лучше адаптироваться к технологическим достижениям и изменениям любого рода, а также помогает использовать новые возможности.

Многие исследователи полагают, что мы коренным образом изменили жизнь детей и нанесли ущерб их творческому развитию. Производители игрушек и развлечений предлагают детям бесконечное множество заранее продуманных персонажей, образов, реквизита и сюжетных линий, которые не требуют подключения воображения. Во время игры малышам больше не нужно представлять, что палка – это меч, или придумывать истории: они могут играть в звездные войны со специальным светящимся мечом джедая в уже готовых костюмах для каждого действующего лица.

Вот несколько советов о том, как развить творческие способности у детей:

1. Предоставьте малышам ресурсы, необходимые для творческого самовыражения. Главным ресурсом является время. Важно давать малышам достаточно времени на неструктурированные, управляемые самими детьми творческие игры без вмешательства взрослых и не требующие дорогостоящих материалов.

Пространство – это еще один ресурс, необходимый детям. Если вы не сторонник вездесущего творческого беспорядка, отведите детям специальное место, где они могут устраивать беспорядок.

Когда кто-нибудь в следующий раз будет спрашивать у вас совет о подарке вашему ребенку, предложите в качестве вариантов принадлежности для рисования, дешевый фотоаппарат, детали маскарадных костюмов, строительные игрушки и т. д. Храните все эти материалы в легкодоступном для ребенка месте.

2. Сделайте свой дом творческой лабораторией. Помимо предоставления времени и пространства необходимо всячески культивировать творческую атмосферу.

Придумывайте с детьми различные творческие идеи, но не поддавайтесь искушению оценивать идеи, высказанные ими самими. Например, за ужином вы можете провести коллективное обсуждение мероприятий в предстоящие выходные, побуждая детей придумывать занятия, которыми они никогда раньше не занимались. При этом не высказывайте своего мнения о том, какие идеи можно воплотить в жизнь, а какие нет, и не решайте, какие из них лучше, а какие хуже. Сосредоточьте внимание на самом процессе творчества – на генерации (а не на оценке) новых идей.

Побуждайте детей совершать ошибки и терпеть неудачи. Да, именно неудачи: дети, которые боятся неудач и осуждений, сдерживают собственное творческое мышление. Рассказывайте им об ошибках, которые вы совершили в последнее время, чтобы они осознали, что ошибаться – это нормально. Умение смеяться над собственными ошибками – это счастливая привычка.

Радуйтесь инновациям и творчеству детей. Завесьте все стены в доме рисунками и другими свидетельствами их творческого самовыражения. Рассказывайте малышам о своих любимых художниках, музыкантах и ученых. Делитесь с детьми своим увлечением архитектурой, фотографией или той новой рок-группой, которую вам сейчас хочется слушать постоянно. Осваивайте технические новшества, чтобы дети росли с убеждением, что перемены интересны и захватывающи, они вовсе не подавляют и не пугают.

3. Позвольте детям свободно и самостоятельно изучать их идеи и делать то, что они хотят. Не командуйте. Хватит жить в страхе из-за того, что с ними случится что-то плохое на детской площадке или они не поступят в престижный вуз. Вероятность того, что случится что-то плохое, очень мала, а поступление в престижный университет не гарантирует счастья в жизни.

Внешние ограничения – хождение по струнке – вредят гибкости мышления. В одном исследовании простая демонстрация того, как нужно собирать модель, уменьшила количество творческих способов, с помощью которых дети выполняли эту задачу.

4. Поощряйте детей читать для удовольствия и заниматься искусством. Ограничьте время, проводимое ими перед телевизорами и компьютером, чтобы у них появилось больше возможностей для творческой деятельности, например, для участия в спектаклях, обучения рисованию, чтения книг любимых авторов.

5. Давайте детям возможности выражать мысли, отличающиеся от ваших. Пусть они не соглашаются с вами. Поощряйте малышей искать разные способы решения одной задачи. Когда они успешно решат ее, просите детей снова решить эту задачу, но уже другим способом (прийти к тому же ответу, но совсем другим путем). Затем попросите их придумать все возможные решения той же задачи.

6. Не вознаграждайте детей за творчество: стимулы мешают творческому процессу, снижая качество ответов и гибкость мышления. Позвольте детям овладеть мастерством в той сфере творческой деятельности, к которой они внутренне мотивированы, и не пытайтесь мотивировать их поощрениями и стимулами. Например, вместо того чтобы вознаграждать ребенка за занятия на фортепиано, позвольте ему заниматься тем, от чего он получает больше удовольствия, – может быть, рисованием или изучением насекомых.

7. Постарайтесь перестать переживать по поводу достижений ребенка. Придавайте большее значение процессу, а не результату. Один из способов сделать это – задавать ребенку соответствующие вопросы, например: «Ты весело провел время?», «Ты уже закончил работу?», «Что тебе понравилось больше всего в этом занятии?».

В современном обществе очень высоко цениться творчество. К тому же творческие профессии в настоящее время практически одни из самых популярных и востребованных, а многие целеустремленные творческие люди всегда находят свое место под солнцем для дальнейшей реализации своего творческого потенциала. Но, к сожалению, неизвестно, по какой причине многие родители не считают важным составляющим в процессе воспитания развивать творческие способности детей.

Хотя важно сказать, на примере собственного педагогического опыта, очень многие дети рьяно проявляют творческую активность, но зачастую не бывают услышанными и принятыми в их стремлении творить, и постепенно эта активность сходит на нет.

Иногда в ряде случаев, проявление творческой активности может быть неосознанным и служить «терапией», чтобы справиться с какой-то внутренней проблемой. Этим и отличаются дети от взрослых, они постоянно и неосознанно работают над собой. Ребенок исключительно сосредоточен на стремлении стать сильнее, увереннее, умнее, лучше, что-то изменить в себе. А взрослый ориентирован на уже сложившиеся представления о том, как нужно писать картины, стихи, музыку, чтобы его «продукция» понравилась «потребителям». Малыш же использует искусство, чтобы что-то «повернуть» в себе, даже не догадываясь об этом.

Приводя примеры, можно акцентировать внимание на том, какой продукт получается в результате детского творчества. Если произведения отличаются удивительным однообразием, а ребенок ставит себя в центр, будь то стихосложение или художественное творчество, — тем самым он пытается создать вокруг себя, вокруг центральной значимой фигуры, с которой он себя отождествляет, все остальное, что тревожит его. Он пытается осознать ситуацию, обжить и пережить ее через творчество, через выражение своих внутренних потребностей посредством абсолютно разных средств.

В этом случае творческая активность ребенка велика, его деятельность имеет частые проявления, но качество продукта, получаемого в конце деятельности, зачастую не является отличным. В творчестве, как средстве терапии, ребенок неосознанно удовлетворяет свои потребности, борется и преодолевает дискомфорт, не акцентируясь на качестве исполнения. Родители в ряде случаев бывают не очень довольны результатом. Рисунок может быть неаккуратным, стихотворение непонятным и т.д. Однако для самого ребенка это творчество не пройдет бесплодно: малыш поработает над собой, а творчество – это всего лишь средство.

Иногда можно наблюдать моменты, в которых малыш находится в нервном возбужденном состоянии, но стоит взять в руки краски, карандаши или включить радостную музыку, и ребенок эмоционально приходит в норму. Через творчество ребёнок нормализирует свое возбужденное состояние. Нередко продуктом такой деятельности является что-то небрежное и неаккуратное и взрослые делают неверные выводы о том, что ребенок бездарен, поскольку для взрослого главным в этой деятельности является ПРОДУКТ. А для детей на самом деле все не так. Результатом любой деятельности является ОН САМ. То есть, то, что в этой деятельности он смог изменить в СЕБЕ. Например, он научился успокаиваться, приводить свое эмоциональное состояние в норму. Это очень важно!

Развитие творческих способностей у детей

Фантазировать, выдумывать стихи, выдумывать другую реальность — для нас взрослых это кажется непонятным и оценивается как дурачество, но на самом деле для ребенка это очень полезная психотерапевтическая процедура. Ребенка прежде всего нужно ПОНЯТЬ. Понять, ЗАЧЕМ ему это нужно. Чего он хочет этим добиться — и достигает ли того, чего хочет. Пусть малыши марают тонны бумаги, изводят центнеры пластилина. Главное, чтобы ребенок при этом становился чуть увереннее, счастливее. Дети любят искусство, ибо чувствуют: оно им что-то дает. Каждому свое.

Творчество, как психотерапевтическая процедура, выбираемая ребенком неосознанно для удовлетворения своих внутренних потребностей, является очень полезным приемом в развитии и становлении личности. Важно дать ребенку реализоваться в этом и довести задуманное до конца. Наряду с этим нужно стараться развивать творческие способности и поддерживать творческую активность через разные виды деятельности, которые близки малышу.

Что такое творческие способности?

Сегодня творческие способности включают в себя комплексное понятие, которое состоит из определенных составляющих:

— умение познавать все новое;
— стремление к познанию;
— активность и живость ума;
— умение в обычных явлениях и привычных вещах находить нестандартное;
— стремление к постоянным открытиям;
— умение применять на практике полученные опыт и знания;
— свобода воображения;
— интуиция и фантазия, в результате которых и появляются соответствующие открытия и изобретения.

С чего начать развитие творческих способностей у детей?

А начать, прежде всего, стоит с себя! Главную роль в дошкольном возрасте в процессе развития творческих способностей у детей играют непосредственно родители. Зачастую многие родители мечтают видеть своего ребенка творческой личностью, но сами при этом таковыми не являются и даже не стремятся что-нибудь поменять в себе. А если родители обладают определенными творческими способностями, то это просто идеально — может получиться прекрасный семейный творческий тандем.

Развитие творческих способностей у детей

Ну, а если по воле судьбы, творчество далеко не ваш конек, то это не беда и расстраиваться в этом случае не стоит. Вы все равно можете помочь своему любимому чаду. Главное — иметь огромное желание и соответствующие знания в этой области вопроса и не подавлять творческую активность, а всеми средствами поддерживать ее и принимать активное участие в процессе.

Развитие творческих способностей у детей

Детский возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Развитие творческих способности у детей дошкольного возраста.

  1. Общее понятие «творческие способности».
  2. Развитие творческих способностей у дошкольников.

Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности с творческой деятельно­сти, прежде всего с особенностями мышления. В частности, извест­ный амери­канский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человече­ского интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так назы­ваемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким ти­пом мыш­ления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбина­ции из элемен­тов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными осо­бенностями:

  • Быстрота — способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
  • Гибкость — способность высказывать широкое многообразие идей.
  • Оригинальность — способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с обще­принятыми).
  • Законченность — способность совершенствовать свой «продукт» или придавать ему за­конченный вид.

Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, ос­новываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человече­ской истории.

Релизм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как чело­век имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логиче­ских категорий.

Умение видеть целое раньше частей.

Надситуативно – преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.

Экспериментирование — способность сознательно и целенаправленно созда­вать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скры­тую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и про­анализировать особенности «поведения» предметов в этих условиях.

Творческое во­ображение и творческого мышления обязательные компоненты твор­ческих способностей.

Итак, основные направления в развитии творческих способностей детей:

  • Развитие воображения
  • Развитие мышления

Творческие способности — это индивидуальные особенности качества ребенка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.

Детский возраст является благоприятным периодом для развития творческих способностей. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Для развития творческих способностей важны следующие факторы:

Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, раннее ползание и хождение.

Развивать творческие способности у детей необходимо с самого раннего возраста. Они быстро растут в первые годы жизни. И это самый благоприятный период для начала развития способностей. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным.

Для проявления творческих способностей детей – необходима организация интересной и содержательной жизни ребенка. Это наблюдения за явлениями окружающего мира, общение с искусством, учет индивидуальных особенностей ребенка, бережное отношение к процессу и результату детского творчества, организация атмосферы творчества в детском саду и дома, мотивация творческих заданий.

Также важным для развития творческих способностей дошкольников является развитие сенсорного восприятия: умения рассматривать предметы, всматриваться, вычленять части, сравнивать с сенсорными эталонами форму, цвет, величину, определять признаки предмета и явления. Для создания художественно-выразительного образа необходимо развивать у детей и эмоциональное эстетическое восприятие, т.е. развитие у ребенка умения замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства.

Вовлечение детей в различные виды деятельности, музыкальную, художественную, хореографическую и др., что способствует расширению детского опыта и развитию творческих способностей.

Важно, чтобы содержание, формы, методы и приемы работы с детьми которые они используют, были разнообразными. Тогда интенсивнее станут развиваться творческие способности детей.

Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Нельзя недооценивать в развитии детских способностей работу детских клубов по месту жительства, где наиболее широко представлены разнообразные кружки и секции. Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.

Развитие творческих способностей у дошкольников — это важный этап подготовки ребенка к школе и жизни в целом. Творческие личности имеют больше шансов на успех, они харизматические и инициативные. Все эти качества закладываются в детстве.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector