Психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспитания, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие детского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специальную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осуществляться эта работа
Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы занятий по развитию детского творчества. В последнее время появилось большое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учреждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить методику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой.
Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно предложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы занятий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, развитию речи нужно давать детям задания творческого характера.
Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Огромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предоставляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в которые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки – матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей существуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным [18, 25], О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой[7, 135].
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа [9, 56]. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замечательную книгу Дж. Родари » Грамматика фантазии «.
Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо развивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ставить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать оптимальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход детей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с формированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способности.(см.приложение4)
Одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ребенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту способность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование аналитической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их неумением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, задаваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость развития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми(см.приложение 9).
Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны родителей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эффективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.
В детском саду и школе каждый ребенок получает знания и умения, которые позже пригодятся ему для дальнейшей учебы в ВУЗе и профессиональной деятельности. Но жизнь требует от нас больше, чем усвоение базовых знаний и правил: не просто решить задачу, но и подойти к процессу творчески, найти неожиданный выход в сложных ситуациях, отойти от стандартов и произвести нечто оригинальное. Иными словами нужно быть креативным, неординарным и творческим. Не стоит спокойно ожидать, пока ребенка научат этому в школе, ведь основы креативности закладываются в глубоком детстве. Как происходит развитие творческих способностей дошкольника, и с помощью каких занятий и методов можно этого достичь?
Что такое творческие способности
Определение творческих способностей с точки зрения психологии, философии и педагогики отличаются, причем каждый автор трактует их по-своему. Но все они сходятся в том, что творческие способности — это умение быстро и легко находить решение в нестандартной ситуации.
Творческие способности не зависят от умственных и не сводятся к опыту, который уже имеется. Напротив, они обуславливают легкость и быстроту приобретения нового опыта. Они включают в себя способность воображать, наблюдать и нестандартно мыслить.
К творческим способностям относятся:
- умение познавать все новое и стремление к познанию;
- умение видеть нестандартные явления в обыденных вещах;
- живость и активность ума;
- умение делать открытия и стремление к ним;
- умение применять полученные знания на практике;
- интуиция, фантазия и свобода воображения.
Творческие способности зависят от природных задатков и грамотного педагогического подхода. В любом случае, они помогут ребенку как в работе и учебе, так и в построении отношений с другими людьми.
Подходящий возраст
В каком возрасте можно начинать развивать творческие способности дошкольника? По мнению психологов, самый благодатный период для активного творческого развития наступает в 3-4 года. На самом деле нижней планки как таковой не существует, равно как и верхней. Просто каждому периоду соответствуют свои особенности.
1-2 года. Это время, когда малыши проявляют зачатки творчества. Они могут ритмично двигаться под музыку, рисовать или просто размазывать краски по альбому, проявлять изобретательность для того, чтобы оказаться в центре внимания. Важно вовремя подметить эти задатки.
3-4 года. В этот период стремление ребенка к творческой деятельности совпадает с усовершенствованием моторики. Это лучшее время для развивающих упражнений и игр.
5-6 лет. Этап, когда задания на воображение, фантазию и творческие таланты становятся более сложными и абстрактными. Теперь упражнения сочетаются с подготовкой к школе.
В мир творчества и фантазии ребенка первыми вводят родители. Поэтому, если вы и сами обладаете творческими способностями, то вполне сможете передать навыки своему малышу. Если творчество — не ваш конек, вы все равно можете помочь ребенку развить способности.
Методы
Возможности для творческого развития ребенка ограничены лишь вашей собственной изобретательностью и инициативой. Все, что вы делаете, рассказываете, обсуждаете, может послужить пищей для воображения малыша. Наиболее распространенные упражнения для развития творческих способностей у дошкольников можно выполнять в любое время.
Исследование окружающего мира. Говорите с ребенком о том, что происходит вокруг, рассказывайте о животных и птицах, что встречаются на пути, о том, откуда берется радуга и как образуется туман. Эти знания послужат базой для развития творческих способностей в дальнейшем.
Игрушки. Лучше всего для развития творческих способностей подходят конструкторы, мозаики, кубики, карандаши и другие игрушки, которые допускают разные варианты применения.
Игры. Ставьте перед ребенком задачи и вопросы, которые требуют нестандартного подхода. Нарисуйте круг и попросите малыша превратить его в солнце, снеговика или другой объект. Положите предмет в шкатулку и попросите ребенка отгадать, что внутри. Дайте ребенку зеркало, ложку, носок или любой другой предмет и попросите найти ему необычное применение.
Рисование. Это лучший способ развития воображения. Начните с простых геометрических фигур и нескольких основных цветов, а затем переходите к сложным предметам. Обсуждайте с ребенком процесс рисования — так он будет еще более увлекательным.
Лепка. Это великолепное упражнение на развитие моторики. Купите пластилин, тесто для лепки или кинетический песок и начинайте лепить вначале шарики и колбаски, затем колечки и блюдечки, и, наконец, более сложные предметы окружающего мира.
Музыка. Глупо ожидать, что ребенок с первого взгляда на инструмент поймет, как с ним обращаться. Тем не менее, в доме должна звучать музыка — классика, детские песни. У ребенка должна быть возможность познакомиться с разными инструментами. Постепенно попытки извлечь звуки станут более осмысленными.
Аппликации. Вырезайте с ребенком круги, квадраты, треугольники, а затем переходите к сложным силуэтам. Не стоит надолго откладывать знакомство малыша с этим занятием.
Чтение. Упражнение, которому стоит уделять хотя бы 15-30 минут в день. Читайте ребенку стихи, рассказы, сказки. Книги должны подходить как возрасту, так и интересам малыша.
Творчество — важный момент в жизни любого ребенка. И нужно создать среду, которая способствовала бы такому развитию. Попытайтесь взглянуть на мир вашей семьи глазами ребенка и задумайтесь, как бы вы сами хотели его преобразовать. Учитесь играть в детские игры, шалите, становитесь детьми, сочиняйте сказки и стихи, изобретайте несуществующих инопланетных животных. Рано или поздно это принесет удивительные плоды.