Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Психологи и педагоги, занимающиеся анализом программ дошкольного воспита­ния, давно говорят о том, что в них фактически не содержатся специальные меры, направленные на последовательное и систематическое развитие дет­ского воображения. В этих условиях оно развивается в основном лишь стихийно и в результате часто не достигает даже среднего уровня своего развития. Из всего выше, сказанного следует, что в существующих условиях в детских садах необходимо проводить специ­альную работу, направленную на развитие творческого воображения детей, тем более, что дошкольный возраст – сензитивный период для развития этого процесса. В каких формах может осу­ществляться эта работа

Конечно, наилучший вариант – это введение специальной программы за­нятий по развитию детского творчества. В последнее время появилось боль­шое количество методических разработок таких занятий. В частности, в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства был разработан специальный курс «Развитие Творческого Воображения» (РТВ). В его основе лежит ТРИЗ, АРИЗ и теория развития технических систем Г.С. Альтшуллера. Этот курс уже апробирован в различных творческих студиях, школах и дошкольных учре­ждениях, где он доказал свою эффективность. РТВ развивает не только творческое воображение, но и творческое мышление детей. Кроме того, можно предложить ме­тодику развития детского воображения О.М. Дьяченко ни Н.Е. Вераксы, а также спе­циальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заи­кой.

Если нет возможности ввести дополнительные занятия, то воспитателю можно пред­ложить на базе программы, по которой он работает, без резких изменений формы заня­тий, использовать элементы ТРИЗ для развития творческого потенциала детей. Также на специальных занятиях по музыке, рисованию, конструированию, разви­тию речи нужно давать детям задания творческого характера.

Развивать творческое воображение можно не только на специальных занятиях. Ог­ромное значение для развития фантазии детей имеет игра, которая является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. На раннем этапе игры детей носят предметный характер, то есть это дейст­вие с раз­личными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, кусочком мяса и т.д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов. В 4-5 лет начинает складываться сюжетно-ролевая игра, которая предостав­ляет широчайшие возможности для развития фантазии и творчества. Взрослым необходимо знать как, и во что играют их дети, насколько разнообразны сюжеты игр, в ко­торые они играют. И если дети изо дня в день играет в одни и те же «дочки – матери» или войну, воспитатель должен помочь им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.

Кроме того, для развития воображения и творческих способностей су­ществуют специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от за­нятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б.Н. Никитиным [18, 25], О. М. Дьяченко и Н.Е. Вераксой[7, 135].

Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать вос­пита­тели для развития воображения детей. Среди них: «перевирание» сказки, придумы­вание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми. Неоценимую помощь в этом окажут карты Проппа [9, 56]. Говоря о развитии детского воображения с помощью сказки, нельзя не вспомнить замеча­тельную книгу Дж. Родари » Грамматика фантазии «.

Результаты диагностирования также показывают, что у многих детей надо раз­вивать такую творческую способность как надситуативно-преобразовательный харак­тер творческих решений. Для развития этой способности перед детьми необходимо ста­вить различные проблемные ситуации, решая которые, они должны не просто выбрать опти­мальную из предложенных альтернатив, а на основе преобразования исходных средств создать свою альтернативу. Взрослые должны всячески поощрять творческий подход де­тей к решению любой проблемы. Развитие рассматриваемой способности тесно связано с фор­мированием диалектичности мышления. Поэтому игры и упражнения на формирование диалектичности мышления могут быть использованы для развития разбираемой способно­сти.(см.приложение4)

Одной из особенностей детского мировосприятия является его целостность, ре­бенок всегда видит целое раньше частей. Однако очень скоро дети теряют эту спо­собность, потому что традиционная методика дошкольного воспитания входит в противоречие с этим объективным законом познания. Так как при изучении какого-либо предмета или явления воспитателю предписывается сначала обращать внимание детей на его отдельные внешние признаки и лишь затем раскрывать его целостный образ. Однако форсирование ана­литической тенденции в познавательном развитии дошкольников может приводить к существенному снижению их творческих способностей. Имеются данные, что страхи и другие негативные переживания у аффективных детей напрямую связаны с их не­умением видеть целое раньше частей, т.е. улавливать в отдельных событиях смысл, за­даваемый контекстом целостной ситуации. Отсюда вытекает необходимость раз­вития у дошкольников системности мышления. Это качество развивается корректным анализом систем и специальными играми(см.приложение 9).

Говоря о проблеме творческих способностей детей, нам бы хотелось под­черкнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. К сожалению, педагоги жалуются на отсутствие должной поддержки со стороны роди­телей, тем более, если это касается педагогики творчества. Поэтому целесообразно проводить специ­альные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, по­чему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необ­хо­димо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.

Мы считаем, что предложенные выше меры будут способствовать более эф­фективному развитию творческих способностей в дошкольном возрасте.

В детском саду и школе каждый ребенок получает знания и умения, которые позже пригодятся ему для дальнейшей учебы в ВУЗе и профессиональной деятельности. Но жизнь требует от нас больше, чем усвоение базовых знаний и правил: не просто решить задачу, но и подойти к процессу творчески, найти неожиданный выход в сложных ситуациях, отойти от стандартов и произвести нечто оригинальное. Иными словами нужно быть креативным, неординарным и творческим. Не стоит спокойно ожидать, пока ребенка научат этому в школе, ведь основы креативности закладываются в глубоком детстве. Как происходит развитие творческих способностей дошкольника, и с помощью каких занятий и методов можно этого достичь?

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста

Что такое творческие способности

Определение творческих способностей с точки зрения психологии, философии и педагогики отличаются, причем каждый автор трактует их по-своему. Но все они сходятся в том, что творческие способности — это умение быстро и легко находить решение в нестандартной ситуации.

Творческие способности не зависят от умственных и не сводятся к опыту, который уже имеется. Напротив, они обуславливают легкость и быстроту приобретения нового опыта. Они включают в себя способность воображать, наблюдать и нестандартно мыслить.

К творческим способностям относятся:

  • умение познавать все новое и стремление к познанию;
  • умение видеть нестандартные явления в обыденных вещах;
  • живость и активность ума;
  • умение делать открытия и стремление к ним;
  • умение применять полученные знания на практике;
  • интуиция, фантазия и свобода воображения.

Творческие способности зависят от природных задатков и грамотного педагогического подхода. В любом случае, они помогут ребенку как в работе и учебе, так и в построении отношений с другими людьми.

Подходящий возраст

В каком возрасте можно начинать развивать творческие способности дошкольника? По мнению психологов, самый благодатный период для активного творческого развития наступает в 3-4 года. На самом деле нижней планки как таковой не существует, равно как и верхней. Просто каждому периоду соответствуют свои особенности.

1-2 года. Это время, когда малыши проявляют зачатки творчества. Они могут ритмично двигаться под музыку, рисовать или просто размазывать краски по альбому, проявлять изобретательность для того, чтобы оказаться в центре внимания. Важно вовремя подметить эти задатки.

3-4 года. В этот период стремление ребенка к творческой деятельности совпадает с усовершенствованием моторики. Это лучшее время для развивающих упражнений и игр.

5-6 лет. Этап, когда задания на воображение, фантазию и творческие таланты становятся более сложными и абстрактными. Теперь упражнения сочетаются с подготовкой к школе.

В мир творчества и фантазии ребенка первыми вводят родители. Поэтому, если вы и сами обладаете творческими способностями, то вполне сможете передать навыки своему малышу. Если творчество — не ваш конек, вы все равно можете помочь ребенку развить способности.

Методы

Возможности для творческого развития ребенка ограничены лишь вашей собственной изобретательностью и инициативой. Все, что вы делаете, рассказываете, обсуждаете, может послужить пищей для воображения малыша. Наиболее распространенные упражнения для развития творческих способностей у дошкольников можно выполнять в любое время.

Исследование окружающего мира. Говорите с ребенком о том, что происходит вокруг, рассказывайте о животных и птицах, что встречаются на пути, о том, откуда берется радуга и как образуется туман. Эти знания послужат базой для развития творческих способностей в дальнейшем.

Игрушки. Лучше всего для развития творческих способностей подходят конструкторы, мозаики, кубики, карандаши и другие игрушки, которые допускают разные варианты применения.

Игры. Ставьте перед ребенком задачи и вопросы, которые требуют нестандартного подхода. Нарисуйте круг и попросите малыша превратить его в солнце, снеговика или другой объект. Положите предмет в шкатулку и попросите ребенка отгадать, что внутри. Дайте ребенку зеркало, ложку, носок или любой другой предмет и попросите найти ему необычное применение.

Рисование. Это лучший способ развития воображения. Начните с простых геометрических фигур и нескольких основных цветов, а затем переходите к сложным предметам. Обсуждайте с ребенком процесс рисования — так он будет еще более увлекательным.

Лепка. Это великолепное упражнение на развитие моторики. Купите пластилин, тесто для лепки или кинетический песок и начинайте лепить вначале шарики и колбаски, затем колечки и блюдечки, и, наконец, более сложные предметы окружающего мира.

Музыка. Глупо ожидать, что ребенок с первого взгляда на инструмент поймет, как с ним обращаться. Тем не менее, в доме должна звучать музыка — классика, детские песни. У ребенка должна быть возможность познакомиться с разными инструментами. Постепенно попытки извлечь звуки станут более осмысленными.

Аппликации. Вырезайте с ребенком круги, квадраты, треугольники, а затем переходите к сложным силуэтам. Не стоит надолго откладывать знакомство малыша с этим занятием.

Чтение. Упражнение, которому стоит уделять хотя бы 15-30 минут в день. Читайте ребенку стихи, рассказы, сказки. Книги должны подходить как возрасту, так и интересам малыша.

Творчество — важный момент в жизни любого ребенка. И нужно создать среду, которая способствовала бы такому развитию. Попытайтесь взглянуть на мир вашей семьи глазами ребенка и задумайтесь, как бы вы сами хотели его преобразовать. Учитесь играть в детские игры, шалите, становитесь детьми, сочиняйте сказки и стихи, изобретайте несуществующих инопланетных животных. Рано или поздно это принесет удивительные плоды.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector