автор: Бармина Татьяна Николаевна
учитель-логопед филиал МБДОУ №18 — д/с №94 «Петушок»
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ С ОНР
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ДЕТЕЙ С ОНР
Развитие речи, речевого общения, обучение родному языку – одна из главных, среди основных задач развития и обучения ребенка. Развитие связной речи является своеобразным завершающим этапом развития речи. У детей с общим недоразвитием речи с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечается позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняет процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной. Указанные отклонения в развитии связной речи детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагога специально организованной работы по их коррекции.
Учитывая актуальность данной проблемы, было проведено изучение состояния связной речи группы детей в возрасте 5-6 лет с логопедическим диагнозом ОНР III уровня, на базе детского сада № 94 «Петушок» города Серова Свердловской области. В ходе исследования оценивались умения составлять детьми связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания, которыми являлись сюжетные картинки.
В результате диагностики у детей с ОНР с III уровнем речевого развития в старшем дошкольном возрасте отмечаются затруднения в составлении простых 3-4-х словных предложений по простым сюжетным картинкам, изображающим одно действие. Построение таких фраз высказываний является необходимым речевым действием при составлении развернутых речевых сообщений (целого текста) – рассказов описаний по картинкам, по их сериям и т.д. Дети с ОНР III уровня имеют низкий уровень сформированности навыков составления предложений по сравнению с возрастной нормой. Исходя из этого, у детей не формируется достаточное умение пересказывать и составлять самостоятельно связный сюжет с опорой на картинку. И уровень связной монологической речи оказывается тоже на низком уровне.
В связи с этим была проведена работа по развитию связной речи на логопедических занятиях с использованием сюжетных картинок.
Многие исследователи определяют большое значение картинки для развития речи. В рассказывании по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Обучение связной речи с использованием картинок занимает важное место в общей коррекционной работе. Методика обучения строится с учетом отмечаемых у этой группы речевых нарушений, а также особенностей психического и познавательного развития.
Были поставлены следующие задачи:
- Учить детей составлять фразовое высказывание по сюжетной картинке с изображением одного действия. Модель предложения: существительное Им.п. + согласованный глагол + прямое дополнение.
- Учить детей составлять короткий сюжетный рассказ из трех-четырех простых предложений.
Для реализации данных задач использовалась методика работы А. Г. Зикеева. Была определена ступенчатая форма работы.
На первой ступени мы учили детей составлять предложения по сюжетным картинкам, изображающим одно действие, где главным действующим лицом был человек (взрослый или ребенок). На второй ступени предлагались картинки, где действия совершают животные. Третья степень усложнения состояла в подборе картинок с неодушевленными предметами.
В ходе работы была разработана серия упражнений на формирование навыков составлять простое предложение. Использовалась постановка соответствующих вопросов к картинкам и образец ответа, применялись игровые приемы, построение предложений по схеме, составление предложений по цепочке, использование фишек и флажков в игре и др. После того, как дети научились составлять простое предложение из 3-х слов, приступили к работе по формированию короткого связного рассказа из 3-4 простых предложений. На этой ступени использовались сюжетные картинки, где изображено два и больше действия. Для этого были разработаны занятия. Структура занятия: 1) показ картинки, 2)разбор картинки по вопросам, 3) упражнения на словарную работу, на анализ предложений с целью включения или не включения в рассказ, установление порядка предложений в рассказе, на выбор из рассказа опорных глаголов и установления их последовательности, 4)затем на первых занятиях детям предлагалось пересказать рассказ, на последующих составить рассказ самостоятельно.
В ходе работы у детей отмечался достаточно высокий интерес к упражнениям и занятиям, отмечена положительная динамика в развитии фразовых высказываний по сюжетной картинке с одним действием и положительная динамика в составлении рассказа из 3-4 таких предложений, так как в ходе занятий было заметно, что детям требовалось меньше помощи в виде вспомогательных вопросов.
После обучения было проведено повторное обследование связной речи. Сравнение результатов обследования показывает положительную динамику в развитии навыков составлять простые предложения.
Все дети группы повысили уровень умения составлять фразовые высказывания при показе сюжетных картинок, на которых изображено одно действие. Уровень развития соответствует среднему уровню, который характеризуется составленной адекватной по смыслу фразой. Дети научились составлять фразу-высказывание по сюжетной картинке из 3-х слов. При составлении короткого сюжетного рассказа из 3-4 простых предложений по сюжетной картинке уменьшилось количество вспомогательных вопросов. Но фраза недостаточно информативна, в речи детей наблюдаются ошибки в употреблении словоформ, нарушения нормативного порядка слов, длительные паузы.
Выбранная методика оказалась эффективной в работе с детьми с ОНР III речевого уровня. Но в сравнении с нормативными возрастными показателями это недостаточный уровень развития и необходимо далее продолжать коррекционную работу по обучению детей в данной группе составлению связного сюжетного высказывания по сюжетным картинкам и работать над обучением детей составлять более сложные предложения.
Вы будете перенаправлены на Автор24
Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте – это процесс формирования полноценных речевых оборотов, осознанных высказываний и восприятия речи других людей, а также завершающий этап развития нервных связей, обеспечивающих полноценное функционирование речевого аппарата.
Психолого-педагогические основы формирования речи
Старший дошкольный возраст характеризуется своими специфическими чертами развития и функционирования психических процессов организма.
В этот возрастной период делается акцент на подготовку ребенка к следующему этапу его развития – обучению в школе, а, следовательно, уделяется внимание его интеллектуальному развитию.
Дети старшего дошкольного возраста уже способны отойти от игровой деятельности и приступить к непосредственному познанию. У них развивается стремление в развитии своих навыков и их применении на практике. Происходит активное развитие памяти, активизируется мыслительная работа, развивается восприятие и ощущение. Это способствует переходу речевых функций на новый уровень.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 440 руб.
- Реферат Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 260 руб.
- Контрольная работа Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста 200 руб.
Интеллектуальные способности дошкольника – это психологические характеристики личностного развития, отражающие его способности к осознанию и пониманию новых знаний и навыков, скорость и простоту их усвоения, способность применения в практической жизнедеятельности, в решении проблем и задач.
Процесс познания начинается с самого рождения ребенка и продолжается в течение всей его жизни. Он помогает человеку в формировании целей и задач, планировании, прогнозировании и управлении своей деятельностью, различными процессами и явлениями.
На каждом возрастном этапе развития познавательные способности человека имеют определенную степень развития, которая отражает возможности личности в различных областях деятельности.
Интеллектуальные способности ребенка дошкольного возраста формируется косвенным путем: через усвоения системы знаний и навыков. Их развитие невозможно без учета психологических параметров развития личности. Психическое развитие ребенка имеет определенные стадии, которые отражают уровень интеллектуального развития и успешность в формировании различных аспектов детской личности.
Поскольку, речевое развитие неразрывно связано с мыслительной деятельностью, то стоит рассмотреть психические особенности формирования мышления в старшем дошкольном возрасте.
Мышление в этот период характеризуется следующими параметрами:
• Начало развития словесно-логических форм мыслительной деятельности; • Начинается развитие абстрактного мышления; • Ситуативное мышление уходит на второй план и ребенок начинает мыслить в перспективном представлении; • У ребенка развиваются навыки выявления причинно-следственных связей в процессах и явлениях; • Развитие способностей к анализу и синтезу; • Изменение отношения к умственной работе и практической деятельности; • Первые попытки систематизации усвоенной информации; • Развитие самостоятельности в решении познавательных задач.
Все эти показатели обуславливают совершенствование всех сторон речи ребенка, ее динамичное развитие. Старшие дошкольники произносят слова и фразы более четко, они являются более полными и точными. Дети стремятся строить речь таким образом, чтобы они имела более полные формулировки и была понятной окружающим людям. Они заинтересованы в понимании своей речи другими людьми. Дошкольники становятся самокритичными к своей речи и начинают оценивать и критиковать речь своих сверстников, делая им замечая при неверных формулировках.
Словарный запас ребенка непрерывно пополняется. В нем уже присутствуют не только простые существительные, но и собирательные существительные, прилагательные, глаголы.
В старшем дошкольном возрасте начинается овладение ребенком грамматическими азами речи. Дети довольно активно применяют грамматические конструкции. естественно, что синтаксические ошибки присутствуют в их речи. Важно, обращать на них внимание и исправлять их.
В старшем дошкольном возрасте, дети строят более объемные, содержательные и длительные диалоги. Развивается и монологическая речь. Дети могут легко пересказать события дня или недели, короткий рассказ или сюжет фильма.
Рисунок 1. Связная речь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Способы формирования речи в старшем дошкольном возрасте
Методы формирования связной речи подразделяются по общеустановленной педагогической классификации:
- Наглядные методы. Сюда входит наблюдение за различными объектами и процессами, проведение экскурсий, специально назначенные прогулки, посещение музеев, выставок, значимых природных объектов и социальных мест. Методы наблюдения необходимы для расширения словарного запаса ребенка и обогащение содержания речи. Также, дети могут просматривать книжные иллюстрации, игрушки, фотографии, картины, чтобы у них закрепилась функциональное назначение слов.
- Словесные методы. Они включают в себя рассказы педагога, повествования, чтение художественной литературы: рассказов, сказок, стихотворений, заучивание стихов и пересказ текстов. Как правило, словесные методы всегда дополняются наглядными методами, чтобы отразить значение слова, дать ему наглядное представление, улучшив его восприятие дошкольниками.
- Практические методы. Эти методы позволяют применять речевые навыки в практической жизнедеятельности, развивать и совершенствовать их. Сюда входят дидактические игры и упражнения, игры – хороводы и драматизации. Практические методы помогают решить многие задачи по формированию связной речи.
Рисунок 2. Приемы развития связной речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Одним из современных методов формирования связной речи выступает моделирование. Оно помогает в понимании и объяснении структуры речи и формировании целостной картины, отражающей состояние какого-то объекта или процесса.
Метод моделирования является простым, доступным для детей старшего дошкольного возраста, четким и конкретным. Он помогает детям в построении монологов.
Автор: Базанова Римма Миниахмедовна
Организация: МДОБУ «Детский сад №19»
Населенный пункт: Краснодарский край, ст. Упорная
Связная речь является сложной формой речевой деятельности, которая вбирает в себя все достижения ребёнка в общем развитии, овладении родным языком, культурой общения. По самостоятельному рассказу ребёнка можно оценить не только уровень его речевого развития, но и логику суждений, богатство представлений, обстоятельность характера, инициативность, творческую устремлённость и другие качества личности. Возможно, поэтому самостоятельное составление рассказа является обязательным элементом тестирования на медико-педагогических комиссиях по приёму детей в школу.
Значение развития связной речи:
- от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика: его ответы у доски, рассуждения по поводу содержания урока, составление изложений и сочинений.
- без умения чётко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах
- невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности.
Нередко под связной речью родители понимают отдельные фразовые высказывания. Уточним, что связная речь — это цепь логически сочетающихся предложений, содержащих законченную мысль.
Образовательная деятельность, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, усилия педагогов дошкольных учреждений обязательно должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос — ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.
В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.
Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи? Не все дети испытывают потребность подолгу и связно говорить. Со стороны взрослых должна прослеживаться огромная заинтересованность в развитии данного вида речи и желание осваивать вместе со своим ребёнком все этапы этого развития.
Главное, внимательно слушайте своего маленького собеседника, не дайте ему понять, что вам неинтересны его проблемы и увлечения. Ребёнок только тогда захочет говорить, когда вы захотите его слушать. Повседневно возникающие ситуации могут стать богатым источником потребности говорить и стимулом развития речи. Старайтесь побуждать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что ребенок ответит. Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру «Кто больше увидит». По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.
Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях — это поспособствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса.
Покажите ребенку, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр. Пусть ребенку самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите: «Кто ты?» После ответа уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.
Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.
Можно рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценку описываемого предмета.
Объясните ребенку, что с помощью слов, мы словно «рисуем» этот предмет. И предложите «нарисовать» словесный портрет какого-нибудь предмета.
Ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.