Развитие слуха у детей

Слух играет существенную роль в развитии ребенка. С помощью слуха ребенок учится распознавать голоса, имитировать звуки и, следовательно, говорить. Крошке того, слух дает ребенку возможность слышать сигналы опасности, ориентироваться, общаться с другими детьми и приобретать коммуникативные навыки. Слух-это больше, чем просто один из органов чувств; слух играет важную роль в формировании поведения и характера ребенка.

Развитие слуха у детей

Раньше, когда не было возможности правильно диагностировать нарушение слуха маленького ребенка, часто считалось, что слабослышащий ребенок умственно отсталый. В этом случае его могли даже отправить в дом-интернат для умственно отсталых детей. К счастью, сегодня так не поступают. Потеря слуха никак не связана с умственными способностями человека. Однако, если на ранней стадии нарушение слуха остается без диагноза и компенсации, это может иметь значительное отрицательное влияние на последующее развитие ребенка.

Зачастую родителям труднее смириться с мыслью о нарушении слуха ребенка, чем самому ребенку. Поэтому крайне важно, чтобы родители поддерживали ребенка, относились нейтрально и искали информацию о диагнозе для того, чтобы предоставить ребенку оптимальные условия для его развития.

Дети с нарушением слуха

От одного до четырех из 1000 младенцев рождаются с той или иной степенью постоянной потери слуха. Существует множество разных причин возникновения потери слуха у младенца, включая родовую травму и наследственные болезни.

Проблемы со слухом также могут развиваться постепенно в течение детства. Среди причин приобретенной потери слуха — воспаление среднего уха (отит) и воздействие шума.

Развитие слуха у детей

Около половины всех детей в детстве болеют отитом, который часто сопровождается появлением жидкости во внутреннем ухе, что может вызвать временную или постоянную потерю слуха. Важно помнить, что ребенок, у которого часто возникают проблемы с ушами, может испытывать временную потерю слуха. В результате частых проблем со слухом, особенно в течение первых лет обучения в школе, могут измениться восприимчивость и поведение ребенка.

Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха?

Чем раньше нарушение слуха ребенка диагностируется и компенсируется с помощью слуховых аппаратов, тем больше шансов у ребенка жить практически нормальной жизнью. Слух полностью развит уже при рождении, и сегодня можно диагностировать нарушение слуха даже у новорожденного. Рекомендуется проверить слух ребенка как можно раньше, особенно если в Вашей семье уже были случаи наследственной потери слуха. Сегодня существуют программы скрининга для идентификации детей с высоким риском врожденной потери слуха. Исследования показывают, что, за исключением детей с очень тяжелой потерей слуха, языковое развитие слабослышащего ребенка можно сравнить с языковым развитием нормально слышащего ребенка, если слабослышащий ребенок получил слуховые аппараты в течение первых 6 месяцев.

0-4 месяца

Ребенок пугается внезапных или громких звуков и начинает локализировать звуки глазами или движением головы.

3-6 месяцев

Ребенок проявляет интерес к разным звукам и сам начинает издавать звуки. Кроме того, он предположительно узнает знакомые голоса.

6-12 месяцев

Ребенок начинает лепетать и понимать простые слова, как, например, «мама» и «пока». Также начинает реагировать на простые предложения.

12-18 месяцев

Лепет постепенно превращается в слова. Ребенок может использовать около 20 слов и понимает около 50 слов.

2 года

Чаще всего ребенок может строить простые предложения и пользоваться словарным запасом, состоящим из 200-300 слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, он может указать пальцем на рисунки в книге и называть названия часто встречающиеся в ней предметы.

3-4 года

Ребенок использует слова и предложения для того, чтобы спрашивать, выражать свои желания и чувства. В течение этих двух лет значительно улучшаются произношение и понимание речи, и расширяется словарный запас.

Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?

Чтобы обеспечить оптимальную функциональность слуховых аппаратов важно, чтобы они полностью соответствовали размеру ушей ребенка. Из-за постоянных физических изменений формы и размера уха ребенка прилагаются специальные требования к слуховым аппаратам. Маленьким детям обычно рекомендуются заушные слуховые аппараты (ВТЕ), так как они наиболее прочны, просты в использовании, а также облегчают процесс ежедневного устранения ушной серы. Так как форма и размер ушного канала ребенка постоянно изменяются, следует время от времени изготавливать новые ушные вкладыши.

Слуховые аппараты доступны в разных ярких цветах, которые предпочитает большинство детей. Подростки могут предпочитать более незаметные модели. Чаще всего они не желают отличаться от своих друзей, поэтому слабослышащие подростки предпочитают наиболее незаметные слуховые аппараты.

Как слуховые аппараты могут помочь ребенку?

Слуховые аппараты дают слабослышащему ребенку возможность развивать свои языковые способности и принимать активное участие в социальной жизни, например, в школе — на равных со сверстниками.

Людям с нарушением слуха обычно трудно различить речь от шума. Это касается особенно детей, так как их язык еще не полностью развит, в результате чего им трудно угадать слова, которые они не расслышали. Таким образом, современные слуховые аппараты приносят огромную пользу слабослышащим детям. Они подавляют мешающий фоновый шум и выделяют желаемые звуки как, например, речь.

Развитие слуха у детей

Если Ваш ребенок имеет нарушение слуха на оба уха важно, чтобы он носил два слуховых аппарата. Такая бинауральная настройка улучшает разборчивость речи в шумных обстановках.

Шум повреждает слух

Значительную часть дня дети проводят в шумных обстановках — например, на детской площадке, в классе и в школе продленного дня. Длительное воздействие шума может вызвать временную или постоянную потерю слуха.

Важно, чтобы ребенок не подвергался чрезмерному воздействию шума. Родители и учителя должны стараться уменьшить шум в окружении детей для того, чтобы создать благоприятные условия для здорового развития детей.

Помощь есть!

Сегодня существуют разные способы для того, чтобы помочь людей с нарушением слуха максимально реализовать свой потенциал.

Роль слуха в развитии ребёнка

Огромное значение в общем развитии подрастающего поколения отводится слуху. Слух помогает детям определять голоса, подражать звукам, и учиться разговаривать. Более того при помощи слуха дети получают разнообразные навыки, общаются с другими людьми. Также слух помогает узнавать сигналы опасности. Органы слуха очень важны, так как занимают немаловажное место в развитии ребенка, определении индивидуальных характерных черт личности.

В недалёком прошлом, из-за отсутствия точной диагностики слуха у детей, довольно часто глухие дети, которые не могли правильно сформировать свою речь, производили впечатление отстающих в умственном развитии. Были случаи, когда здоровый ребенок, но с нарушениями слуха причислялся к умственно отсталым и направлялся в специализированные учреждения. На сегодняшний день новейшие технологии позволяют поставить точный диагноз.

Слабослышащие люди имеют нормальное умственное развитие. Но если глухота врожденная, то это может стать губительным фактором в общем развитии ребенка. Довольно часто мать ребенка труднее свыкается с мыслью о глухоте своего ребенка, чем он сам. Именно поэтому необходимо оказывать моральную поддержку слабослышащим и глухим детям, помогать им преодолевать этот барьер, а также акцентировать их внимание на информации о дальнейшем нормальном развитии.

Почему важно как можно раньше диагностировать нарушение слуха у ребёнка?

Развитие слуха у детей

Очень важно в самые ранние сроки ставить диагноз глухоты у новорожденных, чтобы назначить лечение и подобрать слуховой аппарат, чтобы обеспечить своему ребенку нормально существование и развитие. Если по родственной линии были случаи врожденной глухоты, то необходимо как можно раньше провести исследования новорожденного. Благодаря новейшим разработкам и открытиям это стало доступным.

На сегодняшний день достаточно часто проводят скрининг в родильных домах среди новорожденных детей, чтобы определить уровень слуха и выявить нарушения на ранних стадиях. Проводимые мониторинги показывают, при своевременном назначении лечения и выборе слухового аппарата для глухого ребенка в возрасте до полугода, его развитие не будет отличаться от развития речи здорового ребенка.

Причины нарушения слуха у детей

Практически в четырех случаях из тысячи новорожденных детей наблюдается нарушения слуха. Есть огромное количество разнообразных факторов появления глухоты у детей, которая также может возникнуть вследствие родовой травмы. Также глухота может быть наследственной. Снижение уровня слуха может возникнуть в дошкольном возрасте.

Одним из факторов понижения слуха может послужить перенесение отита — воспалительной реакции в среднем ухе. Также причиной нарушения слуха можно назвать сильный шум, постоянно действующий на органы слуха. Практически пятьдесят процентов всех детей переносят в раннем возрасте отиты, при котором нередко скапливается экссудат внутри полости уха. Это приводит к нарушению слуха.

Необходимо знать, что дети, которые часто болеют воспалениями органов слуха — подвержены глухоте. Если в начальных классах у ребенка пониженный уровень слуха, то ребенок может поменять свое поведение и способность к овладению грамоте.

Этапы развития слуха ребёнка

Достаточно сложно установить понятие хорошего слуха у детей. Это зависит от индивидуального общего развития ребенка. Исходя из этого, можно привести только общие положения о развитии и формировании слуха у детей.

  • Первый этап — предродовая стимуляция. Еще в зародыше на сроке 20 недель появляется слух, который в дальнейшем начинает сформировываться окончательно. Ребенок еще в зародыше способен улавливать внешние звуковые волны. При этом звуки низкой частоты определяются гораздо лучше, чем звуки высоких частот.
  • Второй этап — локализация звуков. Это выражается в реакции на резкие звуки. Этот период до четырех месяцев.
  • Третий этап — Дети сами начинают произносить некоторые звуки, распознает отдельные голоса человеческой речи. Этот период в сроки от трех до полугода.
  • Четвертый этап — от полугода до года. Дети уже могут сами произносить некоторые несложные слова. Также понимают значения некоторых отдельных слов. Понимает смысл отдельных простых фраз.
  • Пятый этап — от года до полутора лет. Дети потихоньку начинают разговаривать. Произносить около 25 слов и понимать в два раза больше.
  • Шестой этап — возраст 2 года. Ребенок может самостоятельно выстраивать несложные предложения, его лексика может составлять около 250- 400 слов. В этом возрасте детям читают книги, они уже могут вслух произносить названия отдельных вещей и предметов.
  • И заключительный этап формирования слуха — от трех до четырех лет. Для высказывания своих мыслей и просьб ребенок уже может самостоятельно разговаривать, правильно подбирать слова, делать шире свой лексический словарь.

Какие модели слуховых аппаратов подходят детям?

Для создания нормальных условий развития и формирования личности ребенка, который с рождения имеет слабый слух, необходимо правильно подобрать необходимый тип слухового аппарата. Слуховой аппарат должен подходить по размеру и соответствовать форме ушной раковины. Так ребенок растет и меняет свои анатомические формы ушей, то к слуховым аппаратам выдвигаются особые требования.

Грудным детям советуют приобретать заушные слуховые аппараты, из-за их легкости и прочности. Также они не препятствуют чистке ушной раковины и слухового прохода. Необходимо постоянное обновление формы и размера ушных вкладышей с ростом ребенка. Слуховые аппараты можно приобрести различных цветов, поэтому есть возможность выбора для детей. Дети более старшего возраста чаще выбирают незаметные для других слуховые аппараты, из-за некоторых подростковых комплексов.

Как развивается слух у детей, что является нормой, а на что требуется обратить внимание — рассказывают врачи центра «Я слышу!».

Когда ребенок начинает слышать?

Воспринимать звуки ребенок учится еще до рождения. Способность различать звуковые сигналы появляется у плода на 15-20 неделях развития.

Начиная с 26 недели развития, малыш уже реагирует на звуки, доносящиеся извне. При этом низкочастотные сигналы плод различает лучше, чем высокочастотные. После 32-й недели беременности малыш начинает поворачивать головку в сторону источника звука.

Как диагностируют слух у младенцев?

Когда малыш появляется на свет, его слуховой аппарат уже сформирован. Наружное, среднее, внутреннее ухо — все как у взрослого.

У новорожденных детей в роддоме состояние слухового аппарата исследуют методом отоакустической эмиссии. В наружный слуховой проход ребенка аккуратно вводят тонкий зонд и проверяют, работают ли волосковые клетки внутреннего уха. Процедура не наносит малышу вреда и не доставляет никаких неприятных ощущений.

До 3 недель: реакция на громкие звуки

В первые 2-3 недели жизни ребенок уже реагирует на сильные звуки: он может испугаться и заплакать, просто вздрогнуть или удивленно распахнуть глаза.

От громких звуков также возникает так называемый рефлекс Моро, когда ребенок раскидывает в стороны полусогнутые ручки и растопыривает пальцы, а затем совершает движения рук в обратную сторону. Эта реакция сохраняется у малыша до 3-4 месяцев. Если ребенок абсолютно ничего не слышит, то он не прореагирует на громкие звуки рядом с ним.

Примерно в тот же период кроха начинает различать голоса родных — ребенок замирает, когда слышит речь матери или отца. Месячный младенец поворачивается на голос мамы, раздавшийся позади. В этом возрасте наличие слуха у ребенка проверяет педиатр, во многом ориентируясь на наблюдения родителей.

До 4 месяцев: поворачиваем голову на звук

Первое обследование у ЛОР-врача обычно проводят, когда малышу исполняется 3 месяца, перед прививкой от коклюша, дифтерии, столбняка и полиомиелита.

К 4 месяцам нормально слышащий малыш уже может довольно точно определять, с какой стороны идет звук. Он поворачивает голову в направлении музыкальной игрушки или родительского голоса. С течением времени ребенок начинает реагировать на звуковые сигналы все быстрее: если в 4-6 месяцев поворот головы по направлению звука занимает несколько секунд, то после 7 месяцев малыш поворачивает голову гораздо быстрее.

С 5 месяцев: слушаем и пытаемся говорить

Формирование слуха тесно связано с развитием речи. Как только ребенок начинает различать звуки, он пытается издавать их сам. Речь тут не столько о крике, сколько о так называемом «гулении».

При нормальном развитии слухового аппарата дитя начинает «гулить» в 2 месяца. К 4-5 месяцам «гуление» переходит в более осмысленный лепет. С течением времени этот лепет приобретает разные интонации — например, при появлении родителей становится более эмоциональным.

К 8-10 месяцам меняется «качественный состав» лепета. Ребенок произносит все новые и новые звуки. Это — признак успешного развития слуховой и речевой функций. При этом он уже хорошо определяет, откуда доносятся звуковые сигналы, поворачивается в сторону говорящего человека. Громкие звуки и голоса могут потревожить сон ребенка и даже вовсе разбудить малыша.

Год: произносим первые слова

Примерно в годик малыш уже произносит слова. Чаще всего они простые: «ма» — «мама», «па» — «папа», «ба» — «баба». В этом же возрасте малыш начинает внимательно вслушиваться в разговор, который ведется при нем.

Чтобы убедиться, что слух у ребенка не нарушен, ему задают простые вопросы наподобие: «Где мама? А где папа? Можешь подойти к окошку? А принести мячик?»

Так как ребенок уже различает людей и предметы, такие вопросы обычно не вызывают затруднений. Можно попросить ребенка закрыть глаза, отойти от малыша на несколько метров и постучать в бубен или пошуметь погремушкой, а малыш покажет рукой в ту сторону, откуда должен идти звук.

Как развить слух ребенку?

Лучший звуковой фон для ребенка — это звуки природы. Морской прибой, щебет птиц, шорох листвы благотворно влияют на нервную систему ребенка. Если вы хотите сформировать у ребенка музыкальный слух, такое звуковое сопровождение вам поможет. Малыш скорее научится различать полутона и оттенки звуков различной громкости.

Конечно, по мнению неонатологов, неврологов, реабилитологов, «только в тишине и в темноте восстанавливаются и развиваются структуры головного мозга». Поэтому, когда ребенок рождается с последствиями неблагополучных беременности и родов, врачи и специалисты по раннему развитию советуют именно так организовать развивающую среду в первые месяцы жизни малыша – с приглушенным звуком и притушенным светом.

Это очень важно знать родителям, а не говорить: «Да пусть привыкает к шуму! Да пусть привыкает к свету!» (и не соблюдать шумовой гигиены, включая в присутствии спящего ребенка телевизор, громко разговаривая и смеясь во время отдыха малыша, а также не затемнять пространство, где находится ребенок, возбуждая его нервную систему, и без того пораженную факторами перинатального риска). Так и хочется ответить родителям тем же, предложив во время их сна создание идентичных условий. Представить страшно, какой будет реакция взрослых на такое предложение!

Развитие слуха у детей

Но также есть и другие рекомендации. Они, правда, касаются абсолютно здоровых детей, поэтому не надо думать, что здесь присутствует противоречие.

Так, по мнению ученых, занимающихся вопросами развития детей в раннем периоде, мелодичное окружение создает благоприятные условия для развития слухового восприятия у ребенка. То есть не должно быть абсолютной тишины, но и не стоит впадать в крайности – ведь известны случаи, когда родители бесконечно «крутят» музыку в присутствии малыша.

Головной мозг получает информацию о звуках в виде импульсов, которые «запускают» мыслительные процессы. Но не все звуки одинаково полезны. Если провести дифференциацию характера звуковых стимулов, то на первом месте по положительному влиянию на развитие головного мозга выйдут голос матери, отца и родственников ребенка. И только после них – классическая музыка и мелодичные песни (последние — желательно в «живом» исполнении матери).

Развитие слуха у детей

Для полноценного получения звуковой информации и пользы от этого процесса организм ребенка должен быть уже правильно развит. Для этого следует озадачиться развитием СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ у ребенка. Причем этим надо начать заниматься задолго до рождения малыша.

Во время беременности, начиная с зачатия, а особенно с 16 недель беременности, когда плод так развит, что способен воспринимать звуковые сигналы и реагировать на них, маме необходимо разговаривать с будущим ребенком, самой слушать музыку (плод также слышит звуковые сигналы, но лишь 30% от их настоящей громкости). Можно использовать костную проводимость, для этого маме следует положить руку на источник звука (приемник, магнитофон и др.). Тогда будущий малыш услышит более явно предлагаемые ему звуки. Если есть возможность, посетите филармонию. Там вы «познакомите» будущего кроху со звуками разных инструментов.

Можно записать голоса родственников, если они далеко живут, и периодически их включать для прослушивания будущему малышу. Хорошо развивают слуховое восприятие у ребенка звуки природы. Это касается как плода, так и уже рожденного ребенка. Когда на улице идет дождь, откройте окно, пусть кроха учится различать мелодии в шуме дождя.

Малыши вообще любят слушать, что происходит вокруг них, будь то пение птиц, шум моря или дождя, голоса играющих рядом детей. Люди, у которых хорошо развит слух, отличаются прекрасным восприятием внешнего мира, аналитическим складом ума, нестандартным мышлением и замечательной памятью. Ребенок в возрасте одного-двух месяцев на громкий звук лишь замолкает, настораживается, прислушивается, а на резкие звуки просто пугается и плачет. Здесь пока играют роль лишь рефлексы.

Важным шагом в развитии слухового восприятия у ребенка является умение находить источник звука. И вот уже в 3-4 месяца малютка поворачивает голову на ваш голос, звук погремушки или иного предмета, который находится вдали от ребенка и расположен от уха малыша в разных направлениях и на разных расстояниях. Когда малыш находит источник звука, он начинает улыбаться и радоваться, здесь проявляется так называемый «комплекс оживления». Периодически устраивайте и занятия по развитию слуха у ребенка. Погремите погремушкой слева или справа, снизу или сверху над головой крохи. Пусть он определит источник звука и потянется к нему руками, пытаясь взять.

Одна из рекомендаций по развитию слухового восприятия у ребенка, а также по раннему развитию речи, – как можно больше с ним разговаривать (но не 24 часа в сутки, как это делают некоторые мамы, поняв эту рекомендацию буквально!).

Когда малютка слышит родную речь, когда мама с ним разговаривает, он смотрит, как общаются взрослые, у него постепенно происходит понимание, как соединяются звуки. В этом Вам помогут игры. Для игры можно использовать какой-либо звучащий предмет: музыкальный молоточек, банки, наполненные рисом, пшеном, гречкой, фасолью, часы… Дайте малышу возможность послушать, какой звук издает каждый предмет.

Игра для детей более старшего возраста может быть усложнена – пусть ребенок отвернется и угадывает, какой из звуков слышно сейчас. Гуляя на улице также обращайте внимание на разные звуки: сигнал автомобиля, пение птиц, скрип снега под ногами, шум ветра.

Английские исследователи говорят, что музыкальные игрушки: маракасы, барабан, ксилофон, мини-рояль помогают развивать слуховое восприятие у ребенка и музыкальный вкус. Сыграйте малютке пару простейших мелодий, а также дайте возможность нажать ребенку пальчиком на звучащую клавишу, погреметь маракасом, побить в барабан.

Развитие слуха у детей

Основные опорные симптомы:

  • 1,5-3 месяца – оживляется, когда слышит голоса родных, и замолкает, если плачет;
  • 2-3-4 месяца – в ответ на общение с ним начинает отвечать (гуление и лепет);
  • 4-6-12 месяцев – поворачивает голову в сторону источника звука, отыскивая его на разных направлениях и расстояниях, интонирует, может «петь»;
  • 1,5 года – словарный запас содержит около 15 слов, копирует голоса животных, откликается на обращение к нему;
  • 2 года – словарный запас расширяется до 150 слов, не видя источника, определяет, что издает звук;
  • 3 года – начинает говорить сложными предложениями, может отличить похожие мелодии.

Врождённая или приобретённая тугоухость – не самое редкое явление. И в современном мире ребёнок, у которого она диагностирована, может развиваться наравне со сверстниками. Главное – вовремя помочь, заказав подходящие слуховые аппараты. С помощью легкого и удобного устройства малыш начнёт лучше различать звуки. Его можно будет обучить базовым навыкам, которые дети осваивают перед школой: устной речи, письму, чтению и другим необходимым умениям.

Тугоухость серьёзно сказывается на социальной жизни и учёбе ребёнка, если её не корректировать. Важно вовремя обнаружить симптомы и принять меры. Развитие детей с нарушением слуха может протекать в обычном темпе. В плане умственных способностей они ничем не уступаю слышащим малышам. Главное – проявить внимание и заботу, и не опускать руки. Даже у детей с IV стадией тугоухости есть остатки слуха, и этого вполне достаточно, чтобы научить их говорить.

Слуховые аппараты можно и нужно носить с самых ранних лет. Чтобы их подобрать, обратитесь к специалисту по слуху. Он учтёт индивидуальные особенности ребёнка и задаст оптимальные настройки. Лучший вариант – купить два маленьких прибора, по одному в каждое ушко. Одним слуховым аппаратом ограничиться можно только при острой нехватке денег на покупку пары.

Развитие слуха у детей

Умственное и психическое развитие детей с нарушением слуха

Если ребёнок с рождения частично лишен возможности слышать, его психическое развитие происходит медленнее. Его картина мира немного ограничена. В отдельных случаях сложнее выстроить связь причин и последствий. Например, малыш не знает, что упавшая со стола кастрюля причинит окружающим дискомфорт громким шумом. Тугоухость влияет на мышление, внимание и память.

Развитие детей младшего возраста с нарушением слуха со стороны кажется медленным. Малышу тяжело находить причинно-следственные связи в простых примерах. Задача родителей – научить его сопоставлять факты и делать определённые выводы. Если ребёнок с тугоухостью не получает должного внимания со стороны своей семьи и педагогов, адаптация к жизни в коллективе займёт гораздо больше времени. Ведь малышу никто не объяснит, как устроена та часть мира, которую он не может воспринять сам. Но ситуацию спасёт грамотный подбор слухового аппарата. Если ребёнок начнёт слышать звуки, со временем он к ним привыкнет и не будет отставать от сверстников.

У детей с нарушением слуха могут возникать проблемы при концентрации внимания. Им гораздо сложнее одновременно слушать учителя и записывать или быстро отвечать на заданные вопросы. Ребёнок, у которого нарушен слух, медленнее сверстников переключается со слушания на чтение и обратно. Эту особенность учитывают педагоги, которые занимаются со слабослышащими детьми в специализированных школах.

Полностью здоровый ребёнок ежесекундно запоминает большой объём информации. У слабослышащего малыша достаточно ресурсов, чтобы от него в этом не отставать. Однако источников новых сведений меньше. Ведь звуки частично пропадают из его жизни. Если ребёнок слышит очень слабо, у него лучше получается запоминать вещи, связанные со зрительными образами. А вот звуковые и абстрактные понятия вызывают мало ассоциаций, поэтому их запоминание длится дольше.

Развитие слуха у детей

Формирование речи у слабослышащих детей

При грамотном подходе педагога и ответственном отношении родителей слабослышащий ребёнок может хорошо владеть устной речью к 6-7 годам, а уже в 2-3 года иметь неплохой словарный запас. Главное – сделать всё возможное, чтобы малыш мог различать звуки. Если нет никак противопоказаний, установка слуховых аппаратов за оба ушка возможна уже в младенческом возрасте.

Это означает, что ребёнок с нарушением слуха будет слышать звуки и различать их. Если малыш лишен этой возможности, он может не слышать и собственный голос. Даже при внимательном отношении родителей и сурдопедагогов обучение будет продвигаться медленно. Ребёнок привыкнет искажать слова и «глотать» окончания. Это осложнит его дальнейшую адаптацию в коллективе. Важно вовремя диагностировать тугоухость, тогда с формированием речи не возникнет сложностей.

Реабилитация детей с нарушениями слуха

Реабилитацию ребёнка, у которого нарушен слух, следует начинать с возраста 2-3 лет. Пока он слишком мал для специализированного детского сада, помочь могут родители. Важно разговаривать с ребёнком и обучать его всему, чем учат слышащих ровесников их мамы и папы.

Если ребёнок стал слабо слышать с возрастом, ему понадобится помощь психолога. Задача родителей – объяснить малышу: тугоухость не делает его хуже других детей. Если он почувствует себя комфортно дома, реабилитация и привыкание к новой среде (садику, обычной или специализированной школе) пройдут спокойнее.

Развитие слуха у детей

Пройти тест слуха онлайн

Что дает тест слуха ?

Тест слуха онлайн позволяет быстро и просто определить состояние вашего слуха. Всего за 3 минуты вы сможете определить его остроту. Результат теста на слух называется «аудиограммой» и является показанием для назначений врача.

Мы предлагаем пройти следующие тесты слуха: признаки потери слуха; частотный он-лайн тест слуха; проверка слуха в шуме; распознавание речи; моделирование признаков потери слуха.

Развитие слуха у детей

Филиппова Любовь Валерьевна

Нарушения слуха у ребенка могут быть врожденными и приобретенными. Частота врожденных нарушений значительно ниже: в среднем 1 ребенок на 1000 новорожденных. В большинстве случаев это выясняется на первом году жизни.

В Санкт-Петербурге с 2008 года введен универсальный аудиологический скрининг новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (аудиотест). Для чего это необходимо? Особенностью врожденной тугоухости является то, что глухой или слабослышащий ребенок может родиться у абсолютно здоровых родителей.

Раннее выявление детей с нарушением слуха позволяет эффективнее помочь ребенку и семье справиться с этой особенностью. В России эффективно реализуется сурдопедагогическая, абилитационная помощь (лечебные и социальные мероприятия, направленные на адаптацию к жизни) таким детям, есть возможность проведения кохлеарной имплантации. Чем раньше приняты меры по коррекции слуха, тем успешнее дальнейшее развитие ребенка.

Что такое метод регистрации отоакустической эмиссии? Отоакустическая эмиссия представляет собой чрезвычайно малые звуковые колебания генерируемые в улитке и регистрируемые в наружном слуховом проходе при помощи высокочувствительного микрофона. Для проведения исследования в нашем центре используется аппарат АккуСкрин. Обследование занимает всего несколько минут, заключение выдается сразу после обследования.

При положительном результате теста считается, что с периферическим отделом слуховой системы, то есть с рецепторами улитки, все в порядке. Эмиссия может быть не зарегистрирована при патологии рецептора, при заболеваниях среднего уха (экссудативный отит, дисфункция слуховой трубы).

Если у ребенка отрицательный результат теста при первом обследовании, в первые дни жизни, рекомендуется повторное обследование в возрасте один месяц. При повторном отрицательном результате необходимо более углубленное обследование — проведение компьютерной аудиометрии на базе специализированных сурдологических центров.

Приобретенные нарушения слуха

«Мой ребенок стал часто переспрашивать», «не отзывается сразу, когда к нему обращаются», «стал увеличивать громкость звука телевизора, когда смотрит мультики» — с такими жалобами родители часто обращаются к ЛОР-врачу. Все эти признаки могут свидетельствовать о снижении слуха. Пик выявления таких нарушений приходится на возраст 3-5 лет. Это связано с часто переносимыми в этом возрасте заболеваниями лор органов и пристальным вниманием к развитию речи, которое напрямую связано с тем, как ребенок слышит.

Что еще должно заставить родителей задуматься, хорошо ли ребенок слышит? Если ребенок сам начинает говорить громче обычного; не слышит речь человека с которым нет зрительного контакта; переспрашивая, внимательно следит за мимикой говорящего; плохо слышит голос по телефону — нужно обратиться к врачу и проверить слух.

Слух считается нормальным, если мы слышим шепот на расстоянии 6 метров, разговорную речь — дальше 6 метров.

К приобретенному снижению слуха могут привести следующие факторы:

  • заболевания носоглотки
  • увеличение и воспаление аденоидных вегетаций (аденоиды)
  • травмы уха и барабанной перепонки
  • черепно-мозговые травмы
  • перенесенные воспаления среднего уха
  • инородные тела в слуховом проходе и серные пробки

Остановимся на самой частой причине снижения слуха у детей — воспалительном процессе в носоглотке, приводящему к нарушению функции слуховой трубы и среднего уха.

У детей возраста 3-5 лет активно работают аденоиды (врачи говорят — носоглоточная миндалина). Это важная составляющая местного иммунитета носоглотки, один из рубежей на пути инфекции. При попадании вирусов, бактерий, аллергенов, частиц пыли аденоиды воспаляются и увеличиваются. Если ребенок часто болеет, они не успевают вернуться к нормальному состоянию, начинают перекрывать слуховую трубу, страдает вентиляция среднего уха, что может привести к развитию отитов.

Отит не всегда сопровождается острой болью в ухе. Секреторный (экссудативный) отит не вызывает болей, повышения температуры тела, нарушения общего состояния, а проявляется как раз снижением слуха. Ребенок может жаловаться на «бульканье» в ушах, ощущение заложенности. Так как нет острого воспаления, секреторные процессы в среднем ухе часто остаются не распознанными. Другой вариант — когда аденоиды не очень большие, но представляют собой очаг хронического воспаления. Распространение инфекции приводит к возникновению гнойного отита и появлению перфорации — небольшого отверстия в барабанной перепонке. Это тоже вызывает снижение слуха, которое исчезает при зарастании перфорации.

При повторяющихся отитах, как гнойных, так и секреторных, могут формироваться спайки и рубцы, изменяющие подвижность барабанной перепонки. Этот процесс может вызвать стойкое снижение слуха. Поэтому так важно своевременно диагностировать и лечить подобные состояния. При наличии признаков воспаления в полости среднего уха проводится санация носоглотки, механотерапия (продувание, пневмомассаж), электрофорез. Стоит отметить, что снижение слуха, длительное течение секреторного отита являются прямыми показаниями к удалению аденоидов. В спорных случаях, именно результаты аудиометрии и импедансометрии могут стать решающими доводами в пользу проведения операции.

Методы диагностики

Диагностика слуха и состояния среднего уха может быть субъективной (аудиометрия) и объективной (импедансометрия). Субъективные методы проводятся при взаимодействии врача и пациента, в процессе исследования регистрируется реакция на разные звуки. Объективные методы не требуют участия пациента и не зависят от его условной реакции.

Аудиометрия — метод диагностики нарушений слуха. В ходе исследования оценивается способность воспринимать звуковые стимулы на разных частотах, с различной интенсивностью. Через наушники подаются сигналы, когда пациент слышит звук, он нажимает на клавишу аудиометра. В конце исследования строится график, на котором отражена чувствительность к разным звуковым сигналам. Аудиометрия выявляет степень снижения слуха, частотный диапазон, позволяет определить, в чем именно проблема: в звукопроведении или звуковоспиятии. Это исследование можно проводить взрослым и детям старше 3,5 — 4 лет.

Импедансометрия — метод оценки функционального состояния среднего уха. Во время процедуры ухо пациента закрывается датчиком, через который подаются звуковые сигналы. Когда звуковая волна достигает барабанной перепонки, часть ее отражается и может быть измерена. По результатам полученных данных можно выявить дисфункцию слуховой трубы, наличие жидкости в среднем ухе (признак воспалительного процесса), наличие перфорации или рубцовые изменения барабанной перепонки. Импедансометрию можно проводить взрослым и детям старше 1 года.

Как понять, что у ребенок не слышит

Нарушения слуха у детей — достаточно распространенная патология, которая, согласно данным Всемирной организации здравоохранения, встречается у 3-4 х малышей на 1000 родившихся. В настоящее время в Беларуси внедрена и успешно работает программа по раннему выявлению проблем со слухом у новорожденных.
В рамках данной программы каждый малыш в роддоме должен пройти аудиологический скрининг слуха – простую и быструю процедуру отоакустической эмиссии, которая позволит определить наличие серьезной патологии слуха. Но, к сожалению, здесь не все так просто, ведь примерно у трети малышей с предрасположенностью к тугоухости слух ухудшается в течение первого года жизни. Поэтому, даже если скрининг пройден, нужно внимательно наблюдать за развитием и вовремя заметить первые признаки нарушения слуха у детей.

Реакции на звук в разные периоды развития

Для каждого периода развития ребенка характерны определенные реакции на окружающие звуки, которые говорят о том, что у ребенка нормальный слух:

0-3 месяца. Аудиторная кора головного мозга только начинает знакомиться с окружающими звуками. Ребенок может вздрагивать или, наоборот, затихать при внезапных громких звуках, также могут активизироваться сосательные движения в ответ на звук. Не нужно пытаться трясти погремушками в надежде увидеть какую-то реакцию малыша и тем более расстраиваться, если этой реакции нет. Только к третьему месяцу малыш начнет поворачивать голову в сторону интересующего его звука и локализовать звук глазами.

3-6 месяцев. Ребенок поворачивает голову в сторону негромкого звука, но пока не может найти звук вверху и внизу. К 6 месяцам в ответ на голос мамы появляется так называемый «комплекс оживления» — малыш радуется,

Развитие слуха у детей

услышав знакомый голос. Малыш прислушивается к речи, начинает повторять некоторые звуки. В лепете присутствуют фонемы [б],[п],[м].

7-12 месяцев. Ребенок знает и откликается на свое имя, понимает простые просьбы и выполняет их, понимает значение слов «можно» и «нельзя». Кроха имитирует различные звуки, подражает интонациям взрослых, использует лепетные слова и усеченные формы, для привлечения внимания использует звуки речи, а не крик.

12-18 месяцев. Ребенок активно использует лепетные слова, имитирует интонации взрослых, выполняет простые команды, в активном словарном запасе имеет до 20 слов, но речь его в основном пока не понятна окружающим.

Развитие слуха у детей

2 года. У ребенка увеличивается словарный запас: знает до 300 слов, говорит 50-100 и более слов. Ребенку нравится, когда ему читают вслух детскую книгу, может указать пальцем на рисунки в книге и произнести названия часто встречающихся в ней предметов.

3-4 года. В эти годы значительно расширяется словарный запас, улучшается произношение, ребенок строит предложения, для того чтобы спрашивать, выражать свои желания.
Здесь мы много внимания акцентируем на развитии речи, ведь речь – это зеркало слуха. Для того, чтобы научиться говорить, нужно для начала слышать. Отсутствие должной реакции в том или ином возрастном периоде еще не говорит о наличии проблем со слухом, потому что у всех детей разные темпы развития и особенности поведения.

Когда нужно насторожиться

Развитие слуха у детей

к 5-6 месяцам вашему малышу сложно определить источник звука, он не реагирует на внезапные и громкие звуки;

в 6 месяцев ребенок не отзывается на свое имя, не поворачивает голову, когда вы его зовете;

• если в возрасте 6-8 месяцев угасает лепет (важно понимать, что первые звуки появятся даже у малыша с серьезной патологией слуха – как признак готовности речевого аппарата, однако затем они постепенно угаснут либо в речи крохи останутся только гласные);

к 1-му году не выполняет простые просьбы: «покажи», «принеси»;

в возрасте до 2-х лет в речи малыша нет отдельных слов.

Отдельно хочется сказать о более взрослых детках в возрасте 3-5 лет, которые имеют дефекты в произношении звуков – это тоже может быть признаком нарушения слуха у детей, но особого характера, когда страдает восприятие отдельных фонем, чаще шипящих и свистящих. Грамотный логопед обязательно посоветует пройти проверку слуха у специалиста, чтобы выявить возможные отклонения.

Про объективные методы обследования слуха

Здесь нам на помощь приходят объективные методы обследования слуха малыша:
— регистрация вызванной отоакустической эмиссии (ОАЭ);
— регистрация вызванных слуховых потенциалов головного мозга (КСВП);
— акустическая импедансометрия.
Это простые, безопасные и безболезненные процедуры, которые помогают с высокой точностью определить, есть ли у ребенка тугоухость.
Если не обнаружить нарушение слуха на раннем этапе развития, это может поставить под угрозу полноценное развитие речевых навыков и повлиять на общее и психическое развитие ребенка.

Дорогие мамы и папы! Не нужно бояться проверки слуха ребенка, ведь своевременное обращение за помощью к врачу-сурдологу позволит вовремя выявить и скорректировать выявленное нарушение.

логопед-дефектолог высшей категории,

дефектолог, логопед ДЦ «Гармония»

Серьезные последствия при нарушении слуховой функции наблюдаются у детей, так как не формируется речь, и появляются особенности психического развития.

Дети с нарушениями слуха – группа, разнообразная по степени слухового нарушения и уровню речевого развития. Разнообразие в речи детей обусловлено рядом факторов:

1) степень нарушения слуха;

2) время возникновения слухового дефекта;

3) педагогические условия, в которых находился ребенок после появления слухового нарушения;

4) индивидуальные особенности ребенка (психолого-педагогическая классификация [Боскис Р. М., 1971]).

В соответствии с этими критериями были выделены две основные группы детей с недостатками слуха – глухие и слабослышащие.

Глухие – дети, нарушение слуха которых не позволяет естественно воспринимать речь и самостоятельно овладевать ею. В зависимости от состояния речи среди глухих выделены дети без речи – ранооглохшие, родившиеся с нарушенным слухом или потерявшие слух до начала речевого развития.

Вторая категория – дети с речью – позднооглохшие, потерявшие слух в период, когда их речь была сформирована.

Слабослышащие – дети с частичным нарушением слуха, при котором возможно самостоятельное речевое развитие, хотя бы в минимальной степени. Состояние слуха слабослышащих детей достаточно разнообразно: от небольшого нарушения восприятия и понимания шепотной речи до резкого ограничения восприятия и понимания речи разговорной громкости. В зависимости от состояния речи выделены две категории слабослышащих детей:

● слабослышащие дети с тяжелым недоразвитием речи (отдельные слова, короткие, неправильно построенные фразы, грубые нарушения лексического, грамматического, фонетического строя речи);

● слабослышащие дети с незначительным недоразвитием речи (владеют развернутой фразовой речью с небольшими отклонениями в грамматическом строе, фонетическом оформлении).

Существует медицинская классификация нарушений слуха, в которой выделяются I, II, III и IV степени снижения слуха (тугоухости) и глухота

Степень потери слуха

Средние потери слуха

Восприятие разговорной и громкой речи

Последние статьи

Слышать и понимать сказанное – значит иметь постоянную «живую» связь с окружающими людьми и миром. В развитии ребенка слух играет особенную роль: именно слушая, ребенок учится различать звуки, имитировать их, понимать разные голоса и, соответственно, благодаря слуху он учится говорить сам. Часто слух воспринимается как нечто само собой разумеющееся, и редко кто-либо задается вопросом: «Зачем человеку нужен слух?». Но его снижение может стать реальной проблемой, ведь ухо – это не просто один из органов чувств человека. Воспринимаемая ухом информация играет важнейшую роль в формировании навыков общения, поведения и характера в детском возрасте.

Диагностика нарушений слуха у детей

Проблема ранней детской тугоухости в России стоит достаточно остро. В настоящее время в Российской Федерации насчитывается более 12 млн. человек с нарушениями слуха, в том числе детей и подростков около 1,3 млн. человек. Считается, что на каждые 1 000 физиологических родов приходится рождение одного глухого ребенка. У 20–40 детей из 1 000 новорожденных, нуждающихся в интенсивной терапии, имеются глухота или выраженные нарушения слуха* (*http://www.rsmu.ru/fileadmin/rsmu/img/fuv/c_lor/met_rekomendacii.pdf УНИВЕРСАЛЬНЫЙ АУДИОЛОГИЧЕСКИЙ СКРИНИНГ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ, Н.А. Дайхес, С.В. Яблонский, А.В. Пашков, И.В. Наумова).

С 2008 года в России реализуется Президентская программа «Дети России» (целевая программа «Дети-инвалиды»), в рамках которой сформирована единая система раннего выявления нарушений слуха у новорожденных в родильных домах и детских поликлиниках. Согласно Приказу Минздравмедпрома РФ от 29.03.96 №108 «О введении аудиологического скрининга новорождённых и детей 1-го года жизни» проверка слуха (аудиологический скрининг) стала частью обязательного обследования новорожденного, наравне с общими осмотрами, анализами крови и взвешиванием при выписке из роддома.

В настоящий момент до 100% родильных домов России имеют соответствующее оборудование для проведения аудиологического скрининга новорожденных методом регистрации отоакустической эмиссии (ОАЭ). При неудовлетворительном результате (ОАЭ не регистрируется) проводится второй этап исследования –регистрация коротколатентных слуховых вызванных потенциалов (КСВП) – в детской поликлинике по месту жительства ребенка.

Поскольку основное развитие слуховых и мозговых центров ребенка проходит в первые 18 месяцев жизни ребенка, раннее выявление факторов риска по тугоухости и глухоте имеет критическое значение для развития речи и обучения ребенка.

Успешность реабилитации слабослышащих детей, во многом зависит от того, насколько рано выявили проблему снижения слуха.

Что такое слух человека и каковы его «нормативные показатели»?

Человеческое ухо способно слышать звуки в диапазоне от 16 Гц до 22 кГц при передаче колебаний по воздуху и до 220 кГц при передаче звука по костям черепа. Эти волны имеют важное значение в жизни – так, например, зву­ковые волны в диапазоне 300—4000 Гц соответствуют человеческому голосу. Если человек не слышит или перестает различать некоторые частоты или не может различать звуки с низкой амплитудой, значит у него нарушение слуха. Ключевым фактором здесь как раз-таки является речь: термин «слабослышащий» обычно употребляется к тем, кто частично потерял способность различать звуки на частотах человеческой речи. Таким образом, в отличие от глухих детей (с наиболее выраженной степенью потери слуха), слабослышащие дети не воспринимают лишь небольшой диапазон частот. Это затрудняет речевое развитие слабослышащих детей, но успешно корректируется при вовремя начатой реабилитации.

Когда ребенок начинает слышать, то есть реагировать на звуки?

Возраст ребёнка

Реакция ребёнка

2-3 недели после рождения

Редко реагирует на фоновый шум, человеческий голос, но вздрагивает или замирает при слишком громком, резком звуке.

1-2 месяца после рождения

Поворачивается в сторону слышимого звука, даже если не может понять, кто или что его издаёт. Выделяет мамин голос среди прочих.

Сам издаёт звуки, пытается найти источники слышимых звуков.

Причины потери слуха в детском возрасте:

Приблизительная мировая статистика скрининга новорождённых свидетельствует о том, что из 1000 детей 1-2 рождаются с уже существующим снижением слуха (которое может быть следствием унаследования от матери определённого гена, осложнённых родов, инфекционными заболеваниями, перенесённых матерью во время беременности). В первые два года жизни ещё двое могут потерять слух в результате воспаления среднего уха (отита) и других заболеваний (ОРЗ, грипп, менингит), сопровождающихся подобным осложнением; воздействия резкого шума и т.д.

Глухой ребёнок в семье – что делать?

Осознание того, что ребенок плохо слышит, может стать для родителей сильным потрясением. Но вы не одиноки – многие уже сталкивались с подобной проблемой до вас. Для того, чтобы помочь ребенку, сначала необходимо признать, что снижение слуха – это реальность, и узнать, какие меры необходимо принять, чтобы позволить ребенку жить полноценной жизнью, невзирая на потерю слуха.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector