Развитие сенсорных способностей дошкольников

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Ранний возраст – это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С. Выгодский — «ранний возраст сентизивен во всем»

В 2018 — 2019г. я взяла тему по самообразованию «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста». Помощниками в изучении этой темы стала следующая литература: Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет», Э. Г. Пилюгина «Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста», изучение статей в журнале «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду».

Кроме этого изучала опыт других воспитателей. В группе оборудовала уголок сенсорики. В уголке имеются игры на развитие мелкой моторики: различные виды мозаики, шнуровки, вкладыши, бусы, пазлы, н/п игры. Мной изготовлены игры, в которые дети с большим удовольствием играют: «Разноцветное одеяло», «Весёлые крышечки», «Забавные прищепки», «Юбка с секретом», счёты, к потолку на нитках разной длинны, подвесила разноцветных птичек. А ещё оборудовала уголки: домашние животные, дикие животные, уголок ряженья. Провожу занятия по сенсорному развитию, где использую динамические паузы, физ-минутки, пальчиковые гимнастики. Использую сюрпризные моменты, стихи, потешки, загадки, игровые упражнения на развитие внимания, мышления, памяти, мелкой моторики рук. Много игр провожу вне занятий. В свободной деятельности использую игры «Домино», «Лото». Свою работу веду в тесной связи с родителями. Детей легко вовлечь в решение простых задачь: отыскать, раскрыть секрет, составить, сгруппировать. Выполнение подобных упражнений вызывает у детей интерес, способствует развитию самостоятельности.

Автор: воспитатель группы «Звёздочки» Хаврошина Н.В.

  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0
  • Голосовать 0

Рекомендации для родителей, как развивать сенсорные способности детей раннего возраста.

Бесплатные занятия с логопедом

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.

Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы — геометрические фигуры, в качестве эталонов величины — метрическая система мер (в повседневной жизни величина часто определяется на глаз способом сравнения одного объекта с другим, то есть это свойство является относительным).

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование его представления о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познания.

Значение сенсорного воспитания

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

-Является основой для интеллектуального развития;

-Упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;

-Готовит к реальной жизни;

-Позитивно влияет на эстетическое чувство;

-Является основой для развития воображения;

-Дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

-Обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

-Обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;

-Влияет на расширение словарного запаса ребенка;

-Влияет на развитие зрительной, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни малыша.

1. Учите детей рассматривать предметы. Обхватывать их обеими руками, обводить пальцем то одной, то другой руки.

2. В течение дня многократно называйте детям различные свойства предметов, с которыми они манипулируют (цвет, форму, размер, материал).

3. Знакомство с предметом должно осуществляться с интересом, вызывая у детей положительные эмоции.

4. Процесс рассматривания предметов необходимо сопровождать словом. Дети запоминают обозначения качеств предметов совместно с их восприятием.

5. Необходимо поощрять проявление у детей самостоятельности и стремление поделиться своими впечатлениями.

6. Чаще задавайте ребенку вопросы.

7. Учите детей действовать в определенной последовательности.

8. В процесс восприятия необходимо включать движения обеих рук (провести рукой по контуру, обрисовать его).

9. Закреплять полученные при обследовании знания в исполнительской деятельности (рисовании, лепке, аппликации, конструировании).

10. Обогащайте и насыщайте предметный мир ребенка, разнообразьте мир вещей, которые малыш сможет потрогать, обследовать.

11. Учите детей вслушиваться в различные звуки – это обогащает слуховые впечатления.

В результате систематической работы по сенсорному воспитанию детей раннего возраста у них оказывается сформированными умения и навыки, свидетельствующие о соответствующем уровне развития восприятия:

1. Дети успешно выделяют и учитывают цвет, форму, величину, фактуру и другие признаки предметов и явлений при выполнении ряда практических действий.

2. Группируют в соответствии с

образцом предметы по цвету, форме, величине и другим свойствам при выборе из четырёх разновидностей.

3. Соотносят разнородные предметы по цвету, форме, величине, фактуре при выборе из четырёх разновидностей (либо четыре разновидности цвета, формы и т.п.).

4. Обозначают различные предметы в соответствии с их характерными сенсорными признаками: лес, море, солнце, листья, огоньки и т.п.

5. Активно используют «опредмеченные» слова-названия для обозначения формы (кирпич, мяч, шар), цвета (трава, апельсин, помидор и др.).

6. Отбирают предметы необходимой формы или цвета для развития самостоятельной сюжетной игры (грузят на машину бруски — «кирпичики» или кубики определённого цвета, подбирают детали нарядов для кукол в соответствии с цветом их одежды).

Библиотека родителя

1. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша»;

2. Е.А. Янушко «Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года)»;

3. Л.А. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»;

4. Т. И. Лиханова, С. А. Присяжнюк, И. В. Петрова «Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие»;

5. Айрес Энн Джин «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития».

Презентация была опубликована 8 лет назад пользователемСтепан Шильников

Похожие презентации

Презентация по предмету «Дошкольные (подготовительная группа)» на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Шуклина Светлана Геннадьевна.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Шуклина Светлана Геннадьевна

2 Б.Г.Ананьев, «…самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека». СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА – ЭТО РАЗВИТИЕ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВНЕШНИХ СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ: ИХ ФОРМЕ, ЦВЕТЕ, ВЕЛИЧИНЕ, ПОЛОЖЕНИИ В ПРОСТРАНСТВЕ,А ТАКЖЕ ЗАПАХЕ, ВКУСЕ И Т.П.

3 Восприятие ПамятьВнимание МышлениеВоображение Р а з в и т и е познавательных п р о ц е с с о в в Восприятие является фундаментом формирующегося интеллекта ребенка

4 П од сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств

5 * недостаточная информированность родителей о важности сенсорного развития детей; * знания детьми формы и цвета отрывочные и бессистемные; *навыки обследования предмета недостаточно развиты

6 * Формирование у детей систем перцептивных действий ( способов обследования предметов) * Формирование у детей систем сенсорных эталонов * Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности

8 Формы организации детей «Педагог и ребенок» — при совместной деятельности педагога с ребенком; «Я и мама» — при совместной деятельности с ребенком в домашних условиях; «Я – сам» — при самостоятельной деятельности ребенка с дидактической игрушкой или пособием

9 Методы работы с детьми Словесные ( рассказ, ответы- вопросы, объяснение, художественное слово ); Наглядные (рассматривание, сравнение ); Практические ( экспериментирование, продуктивная деятельность ) Игровые ( игровая деятельность )

10 Этапы работы с с дидактическим пособием 1 этап – первичное ознакомление с пособием, дидактической игрой; 2 этап – совместное изучение пособия, игры (взрослый и ребенок); 3 этап – самостоятельная работа ребенка с пособием, дидактической игрой ; 4 этап – Совместная деятельность нескольких детей

20 ориентироваться в трех и более контрастных величинах собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске) составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма) ориентироваться в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник) сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу

21 Диагностика В результате проведенной работы у детей наблюдалась: положительная динамика уровня развития мелкой моторики; сформировалось устойчивое представление о сенсорных эталонах; сформировались навыки обследования предметов, умение группировать их по определенному признаку; улучшились показатели внимания, памяти, речи.

Подписка

При появлении нового курса или вебинара вам придет напоминание на почту.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Скидки

  • Описание
  • Вопрос-ответ
  • Отзывы
  • Лицензия

Спецпредложение

Пополнив свой личный счёт в интернет-магазине «УчМаг» на сумму 600 рублей, Вы сможете бесплатно получить доступ к материалам данного офлайн-мероприятия и бесплатно получить сертификат.

Денежные средства на Ваш личный счёт зачисляются в полном размере, и ими можно будет воспользоваться в любое удобное Вам время при покупке любых товаров в интернет-магазине «УчМаг» (за исключением купонов на пополнение личного счёта).

Формат offline-вебинара предполагает, что вы можете пользоваться материалами (выступление, презентация) круглосуточно в любое удобное вам время, а также связаться с автором и получить ответы на интересующие вас вопросы.

Сенсорное развитие — важное направление в образовании ребёнка. Оно заключается в совершенствовании восприятия окружающего мира с помощью органов чувств, формировании представлений о свойствах предметов и явлений. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит и осязает окружающее.

На вебинаре слушатели познакомятся с игровыми приемами, которые позволяют получить как можно более разнообразный и полезный чувственный опыт, без напряжения освоить разнообразные способы деятельности: сравнение, сопоставление, обобщение и т.п.

Содержательные вопросы вебинара:

1. Значение сенсорного развития в дошкольном возрасте.

2. Цели и задачи развития восприятия для каждой возрастной группы в ДОО.

3. Основные виды деятельности по сенсорному развитию.

4. Роль воспитателя в сенсорном воспитании детей.

5. Методы, приемы, способы организации работы.

6. Предметно-развивающая среда.

Ведущий вебинара:
Березенкова Татьяна Валерьевна, старший методист ООО «Издательство «Учитель».

«Развитие сенсорных

способностей детей дошкольного возраста с РАС».

Выполнила:

тьютор

Решетникова Т.П.

В 2020-2021 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста с РАС».

Развитие сенсорных способностей является наиболее важной темой во всестороннем развитии детей. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Задачи:

— Изучить литературу по данной теме;

— развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста с РАС все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт.

— развивать осязательное восприятие, а именно тактильные ощущения воспитанников.

— повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.

Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

В дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей с РАС происходит через сенсорные игры.

Сенсорные игры позволяют раскрыть индивидуальность каждого ребенка, разрешить его психологические затруднения, вызвать ребенка с РАС на контакт.

Проведение сенсорных игр решает следующие задачи:

– переживание приятных эмоций, что положительно сказывается на настроении и поведении ребенка;

-возникновение эмоционального контакта с взрослым, используя вербальные и невербальные средства;

– получение ребенком новой сенсорной информации, что важно для расширения его представлений об окружающем мире;

– внесение в игру новых социальных смыслов посредством введения сюжетов, что в целом приближает ребенка к миру людей, дает новые представления о социальных взаимоотношениях;

– развитие познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений.

Именно сенсорные игры дают ребенку новые чувственные ощущения, зрительные (ребенок видит яркие цвета, смешивание цветов);

–слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится различать их);

–тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);

–двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);

–обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);

–вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).

Для того чтобы дидактические игры дали положительный результат в организации их также необходимо учитывать общедидактические принципы.

-принцип систематичности и последовательности заключающейся в том, что система научных знаний создается в той последовательности, которая определяется внутренней логикой учебного материала и познавательными возможностями детей;

-принцип доступности, который вытекает из требований, выработанных многовековой практикой обучения, с одной стороны, закономерностей возрастного развития детей, организации и осуществления дидактического процесса в соответствии с уровнем развития детей, с другой. То есть учитывать индивидуальные и возрастные особенностей детей.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов — дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике — согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:

1. Венгер Л. А., Пилюгина Е. Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка:книга для воспитателей детского сада. -М. Просвещение, 1998-144с.

2. Пилюгина В. А. Сенсорные способности малыша: Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М:Просвещение, 1996 – 112с.

3. Дворова И. В., Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорному воспитанию детей 2-4-го года жизни. – МПСИ Модж, 2007

4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М, ; Мозаика – синтез, 2009-72 с.

5. Научно-методический журнал «Дошкольное воспитание».

В результате изучения литературы я сделала следующие выводы: сенсорное развитие ребенка является залогом его успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей. Поэтому сенсорное воспитание должно планомерно и систематически включаться во все моменты жизни дошкольников, в том числе и с РАС.

Хочу поделится опытом по теме «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры«

В 2017-2018 учебном году мною была взята тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». В самом начале я исследовала развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, мною была создана картотека сенсорных игр для детей младшего дошкольного возраста. В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и поэтому продолжаю развивать свою тему по самообразованию в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом я углубила и конкретизировала проблематику своей темы по самообразованию – «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Актуальность моей работы заключается в следующем:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностейявляется наиболее важной темой во всестороннем развитие детей.

Просмотр содержимого документа
««Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»»

Отчет по самообразованию воспитателя «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры»

Хочу поделится опытом по теме «Развитие сенсорных способностей дошкольников посредством дидактической игры«

В 2017-2018 учебном году мною была взята тема по самообразованию «Сенсорное развитие детей дошкольного возраста». В самом начале я исследовала развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, мною была создана картотека сенсорных игр для детей младшего дошкольного возраста.. В настоящее время я работаю с детьми младшего дошкольного возраста и поэтому продолжаю развивать свою тему по самообразованию в соответствии с возрастными особенностями детей. Таким образом я углубила и конкретизировала проблематику своей темы по самообразованию – «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Актуальность моей работы заключается в следующем:

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. Развитие сенсорных способностейявляется наиболее важной темой во всестороннем развитие детей.

Изучив литературу, определила цель и задачи своей работы.

-Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

-Изучить возможности использования дидактических игр для ознакомления с окружающим детей младшего дошкольного возраста

— продолжать развивать сенсорные способности детей дошкольного возраста;

— изучить литературу по данной теме;

— проанализировать содержание дидактических игр в младшем дошкольном возрасте;

— выявить специфику руководства дидактическими играми младших дошкольников;

— создать картотеку дидактических игр по сенсорике для младшего дошкольного возраста;

Дидактические игры по ознакомлению с окружающим в младшем дошкольном возрасте.

Методика руководства дидактическими играми.

Ознакомление с окружающим будет более эффективно, если использовать систему дидактических игр.

Приступая к работе над проблемой «Развитие, я хорошо понимала, что для целенаправленного результативного осуществления воспитательно-образовательного процесса необходимо основательный, теоретический и практический опыт.

Работу проводила поэтапно:

— на первом этапе – велась активная работа с детьми: знакомство детей с сенсорными эталонами (цвет, величина).

— на втором этапе – велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, индивидуальные работы.

— на третьем этапе – велась работа с родителями. Были проведены консультации: «Развитие сенсорных способностей детей дошкольного возраста в детском саду», «Развитие сенсорных способностей детей в семье». Родители активно принимали участие в созданию игр по сенсорике.

Были использованы следующие средства:

-Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Самостоятельная деятельность детей;

-Предметно-развивающая среда.

Применяла такие методы:

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

• Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.) ;

Развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;

• Создания положительного, эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

• Активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти) .

На протяжении всего учебного года дети посредством подобранных мною дидактических игр совершенствовали умения выполненять действия с предметами, отличающимися по величине, размеру, цвету, форме, замечать изменения в погоде и различия в природе как на специально организованных видах деятельности, мероприятиях, так и в повседневной, свободной деятельности, индивидуальной работе.

Развитие сенсорных способностей дошкольниковДидактическая игра по развитию сенсорных способностей детей раннего возраста «Веселые шарики»

Чтобы ребенок рос гармонично необходимо значимую роль в воспитании детей раннего возраста уделять сенсорному развитию. Во время сенсорного развития детей раннего возраста у ребенка развивается наблюдательность и внимание, расширяется воображение, появляется возможность освоения новых способов познания предметов и мира, тренируются различные виды памяти. Иначе говоря, очень сложно переоценить роль сенсорного развития в воспитании детей раннего возраста.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Все остальные формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное умственное развитие невозможно без опоры на восприятие. Ребенка необходимо знакомить со всем разнообразием сенсорных ощущений.

Отличным помощником в данном направлении являются дидактические игры по сенсорному развитию. Одну из таких игр я хочу предложить вашему вниманию.

«Веселые шарики»

Цель: закреплять у детей знание основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый.

Задачи:

  • Укрепление и развитие мелкой моторики рук;
  • Развитие усидчивости и концентрации внимания;
  • Создание положительного настроя и хорошего настроения у детей.

Воспитатель показывает детям игру, заранее достав шарики из кармашков. Направляет их вверх, словно воздушные шарики улетели. Проговаривает вместе с детьми цвета шариков.

— Ребята, посмотрите, что я принесла сегодня к нам в группу (Ответы детей – шарики). Правильно! Какого цвета наши шарики? (Зеленый, красный, синий, желтый). Ребята, а какие еще наши шарики? (Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает. Наши шарики круглые, легкие, красивые и т.д.)

Затем воспитатель читает детям стихотворение про воздушные шарики.

Я могу раскрасить небо, облака,
И без красок вовсе — шариком в руках.
Просто выпускаю шарики из рук,
И они взлетают, крася все вокруг.

Даже если шарик у меня один,
Можно рисовать им множество картин.
Представляю: солнце я несу в руке,
Если шарик — желтый. Или по реке

Я плыву и вижу голубое небо,
Синий-синий шарик только дайте мне вы.
Или я с арбузом спелым и огромным,
Возвращаюсь с рынка, если шар — зеленый.

Я несу для мамы лучшие цветы,
Если шарик красный. Нарисуй и ты,
Всё, что пожелаешь, главное — поверь,
Что шары воздушные — это в сказку дверь.

Воспитатель снова обращает внимание детей на шарики. И предлагает им поймать шарики и найти для них соответствующие по цвету кармашки. Когда задание будет выполнено, воспитатель еще раз проговаривает цвета шариков и кармашков. И призывает детей подумать, на что похожи шарики разного цвета.

Удачи Вам и вашим деткам!

Другие новости по теме:

Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:

Исследование, проблемы развития сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе занятия аппликации. Специфика занятий изобразительным творчеством. Дидактические игры на занятиях аппликации для развития сенсорных способностей.

  • посмотреть текст работы «Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликации»
  • скачать работу «Развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста на занятиях аппликации» (курсовая работа)

Подобные документы

Психолого-педагогическое влияние музыкально-дидактических игр и пособий на развитие музыкально-сенсорных способностей дошкольников. Совершенствование форм и методов проблемного обучения, развивающих самостоятельность и творческую музыкальную активность.

курсовая работа, добавлен 04.02.2011

Описание и специфика умственного воспитания и развития детей в дошкольном возрасте. Понятие и сущность «сенсорного развития ребенка» в психолого-педагогической литературе. Исследование формирования сенсорных эталонов у детей младшего школьного возраста.

контрольная работа, добавлен 08.05.2015

Занятия изобразительным творчеством для развития детей дошкольного возраста в современных педагогических и психологических исследованиях. Понятие «аппликация», ее виды и технические приемы. Значение обучения аппликации в разных возрастных группах.

курсовая работа, добавлен 06.06.2015

Математические способности как часть целостного развития личности. Анализ педагогических технологий развития математических способностей детей дошкольного возраста. Специфика развития математических способностей в процессе учебной и игровой деятельности.

курсовая работа, добавлен 22.08.2017

Выявление критериев эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста. Рассмотрение возможности занятий хореографией. Реализация технологии занятий хореографией, направленных на эмоциональное развитие детей среднего дошкольного возраста.

дипломная работа, добавлен 07.11.2016

Психологические аспекты творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Исследование развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через творческое мышление. Интерпретация полученных в ходе исследования результатов.

курсовая работа, добавлен 29.06.2012

Изучение современного состояния проблемы развития художественно-творческих способностей у детей средствами психолого-педагогического анализа. Разработка и экспериментальная оценка программы развития художественно-творческих способностей у детей 4-5 лет.

курсовая работа, добавлен 22.04.2011

Психолого-педагогические условия развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Программа по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности. Анализ особенностей творческого воображения детей.

курсовая работа, добавлен 28.11.2014

Понятие сенсорного эталона, значение сенсорного развития ребенка. Развитие сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ДЦП, средства и методы сенсорного воспитания.

реферат, добавлен 18.03.2015

Особенности музыкального воспитания и значение развития творческих и музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста. Экспериментальная работа по изучению влияния восприятия музыки на развитие музыкальных способности дошкольников.

дипломная работа, добавлен 22.04.2011

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • »

Долгосрочный проект по развитию сенсорных способностей и мелкой моторики рук с детьми средней группы.

Просмотр содержимого документа
«»Развитие сенсорных способностей детей 4-5 лет через дидактические игры»»

МБДОУ Нарышкинский детский сад «Солнышко»

Проект

«Развитие сенсорных способностей через дидактические игры»

Развитие сенсорных способностей дошкольников

категории Левкина Н.В.

Тип проекта.

Проект познавательно-игровой, срок-сентябрь 2015-май 2016г.

Участники проекта.

Дети средней группы, родители, педагоги.

Практическая значимость проекта.

Данный проект позволит создать систему работы, направленную на развитие сенсорных способностей детей среднего дошкольного возраста посредствам дидактической игры. Благодаря предлагаемому проекту, у дошкольников сформируются сенсорные эталоны, разовьются познавательные способности, аналитическое восприятие, что поспособствует интеллектуальному развитию детей.

Проект будет полезен родителям воспитанников ДОУ, поскольку поспособствует повышению компетенции родителей в сфере сенсорного воспитания дошкольников.

Актуальность:

Одним из приоритетных направлений дошкольного возраста является воспитание сенсорной культуры детей. Актуальность сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить, именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств. Без обогащения сенсорного опыта, без сформированности системы сенсорно –

перцептивных действий и системы сенсорных эталонов у детей, не может происходить полноценное восприятие окружающего мира, которое необходимо для умственного развития.

Именно поэтому так важно, чтобы сенсорное воспитание планомерно и систематически включалось во все моменты жизни ребёнка, прежде всего в процессы познания окружающей жизни: исследование предметов, их свойств и качеств.

Наблюдая и анализируя сенсомоторную игровую деятельность детей моей группы в процессе совместной образовательной деятельности, сделала вывод, что у многих воспитанников наблюдается недостаточность освоения сенсорных эталонов, сформированности познавательной мотивации, способов обследования предметов, развития сенсорных способностей.

Для решения этих проблем необходимы новые эффективные подходы, которые бы способствовали развитию сенсорных способностей дошкольников, соответствовали современным требованиям, представляли собой комплексное решение вопросов, создавали основу для формирования благоприятного микроклимата в детском коллективе.

Новизна проекта.

Новизна проекта заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно. Работа поможет расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

Цель проекта.

Создание системы работы по сенсорному воспитанию детей среднего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Создать развивающую предметно-пространственную среду в группе, способствующую обогащению и накоплению сенсорного опыта дошкольников.

Сформировать сенсорные эталоны, обучая детей способам обследования предметов.

Развивать познавательные способности, аналитическое восприятие у детей дошкольного возраста.

Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Повышать компетентность родителей в организации работы по сенсорному воспитанию дошкольников посредством дидактической игры.

Формы и методы реализации проекта:

Методы: игровой, словесный, наглядный, практический.

совместная предметная деятельность воспитателя и детей;

игровые занятия, дидактические игры ,наблюдение, рассматривание;

выполнение самостоятельных предметных действий.

Предполагаемый результат.

Овладение детьми сенсорными эталонами и развитие мелкой моторики.

Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, подготавливают материал для обучения своих детей.

Педагоги продолжают освоение метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Этапы реализации проекта.

Этап -подготовительный.

На первом подготовительном этапе будет подобрана и изучена методическая и справочная литература по сенсорному развитию детей. Проведена диагностика детей и анкетирование родителей.

В конце данного этапа будет разработан план работы с детьми и родителями, а так же создана предметно-развивающая среда в группе. При создании предметно-развивающей среды будут соблюдены санитарно-гигиенические, педагогические, эстетические требования: достаточная освещённость, целесообразность размещения материала и доступность, соответствие возрастным особенностям детей, эстетичность.

Содержание работы

Подбор и изучение методической и справочной литературы

Развитие сенсорных способностей детей дошкольников

Для гармоничного развития вашего ребенка, помимо хорошего питания, адекватной физической нагрузки и необъятной родительской любви крайне необходимо развитие сенсорных способностей. У детей дошкольного возраста, органы чувств и мозг достаточно развиты, чтобы осилить такого рода информацию. Как и у любых других воспитательных систем, у теории сенсорного развития есть свои задачи и методы. Давайте же подробнее их рассмотрим.

1. Задачи сенсорного воспитания дошкольников.

помочь ребенку развить его сенсорные возможности: зрительные, аудитивные, тактильные;

сформировать такое понятие как эталонная система, которая включает в себя основные цвета, формы и размеры (большой, средний, маленький);

научить применять теоретические знания на практике.

2. Методы сенсорного воспитания школьников.

привлечь внимание ребенка. Это делается с помощью красок, пластилина, конструктора. Предлагаем ребенку что-то смастерить, слепить, нарисовать по предложенному образцу;

обучение детей нужно проводить с помощью простых терминов, которые четко обозначают смысл конкретного ощущения;

создать благоприятные условия для постоянного применения полученных знаний.

Презентация на тему Презентация: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 11 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

  • Главная
  • Детские презентации
  • Презентация: Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры

Слайды и текст этой презентации

Развитие сенсорных способностей дошкольников

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Выполнили воспитатели МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №17» г. Воронеж 2017 Новопавловская С.П., Шульгина Е. Н.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание. Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность сочетается с игровой. С одной стороны, дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой – игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Наиболее интенсивно сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста происходит при использовании дидактических игр с сенсорным содержанием, при условии, что проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Именно поэтому мы посчитали необходимым разработать проект по теме «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Основные Задачи сенсорного воспитания дошкольников

Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Успешное освоение сенсорных эталонов и сенсомоторное развитие дошкольника.

Тезисы:

  • Цель констатирующего этапа — выявить уровень развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
  • Цель: определение уровня развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
  • Рис.9. Графическое изображение уровня развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
  • Процесс развития сенсорных способностей у детей раннего возраста.
  • Экспериментальное Изучение Особенностей Сенсорного Развития Детей Раннего Возраста.
  • Критерии оценки сенсорного развития детей раннего возраста.
  • Ознакомление детей с природой так же тесно связано с развитием сенсорных способностей.
  • 2 Особенности Сенсорной Культуры Детей Раннего Возраста.
  • Педагогические Условия Формирования Представлений О Сенсорных Эталонах У Детей Раннего Возраста.
  • 1 Этапы, Методы Сенсорного Воспитания Детей Раннего Возраста.

Похожие работы:

93 Кб / 67 стр / 13119 слов / 86216 букв / 27 сен 2015

383 Кб / 50 стр / 9257 слов / 55477 букв / 14 окт 2015

41 Кб / 33 стр / 7926 слов / 55968 букв / 9 мая 2021

28 Кб / 38 стр / 7225 слов / 50274 букв / 16 ноя 2015

392 Кб / 50 стр / 8588 слов / 57836 букв / 31 мар 2015

3 Мб / 38 стр / 7143 слов / 51150 букв / 3 июн 2015

30 Кб / 43 стр / 8036 слов / 58100 букв / 6 мар 2012

53 Кб / 68 стр / 13196 слов / 89009 букв / 29 сен 2016

44 Кб / 43 стр / 7594 слов / 52955 букв / 4 апр 2018

49 Кб / 37 стр / 7419 слов / 49305 букв / 29 мар 2011

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Код СТОФ-4594
Издательство Учитель, 2022

Сенсорное развитие ребёнка неоспоримо остается важным и необходимым для полноценного развития и воспитания. В процессе сенсорного развития ребёнка формируется восприятие, представление о внешних свойствах окружающих тел: ребенок познает мир через ощущения, посредством различных анализаторов: слухового, зрительного, вкусового, обонятельного, тактильного. Чем богаче сенсорный опыт, тем успешнее идет познавательное развитие.
На вебинаре слушатели познакомятся с влиянием ведущих видов деятельности детей раннего возраста на обогащение сенсорного опыта, узнают, как с помощью правильного подбора игрового материала и организацию развивающей предметно-пространственной среды показать ребенку новое и интересное.

Содержательные вопросы вебинара:
1. Возрастные особенности восприятия детей раннего возраста.
2. Создание условий для обогащения и накопления всех видов восприятия в процессе предметной деятельности.
3. Принципы игрового взаимодействия с детьми раннего возраста.
4. Игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно-двигательного чувственного опыта.
5. Особенности, требования и условия создания развивающей предметно-пространственной среды в группах.
6. Привлечение родителей к обогащению сенсорного опыта ребенка.

Ведущий вебинара: Березенкова Татьяна Валерьевна, старший методист ООО «Издательство «Учитель».

Автор: Дубинина Елена Сергеевна

Организация: МБДОУ детский сад комбинированного вида № 75

Населенный пункт: Иркутская область, г. Ангарск

Актуальность данной темы в том, что социализация ребенка значительной мере зависит от его сенсорного развития. Но дело не только в том, что низкий уровень сенсорного развития резко снижает успешную социализацию ребёнка. Не менее важно иметь в виду значение высокого уровня такого развития для человеческой деятельности в целом, особенно для творческой деятельности. Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка от 3 до 4 лет является предметная игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности. Таким образом, актуальность обусловлена необходимостью развития сенсорных способностей у воспитанников младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры . Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе социализации, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития дошкольника. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Сенсорное развитие является важнейшей частью единого планомерного развития и воспитания дошкольников. В сентябре 2015 года была проведена диагностика 12 детей во второй младшей группе по сенсорному развитию. На основе проведенной диагностики было определено, что у большинства обследованных детей сенсорное развитие находятся не на должном уровне, или практически не сформированы понятия и навыки. Результаты этой диагностики: у 30% детей был выявлен средний уровень развития по сенсорике, 20 % высокий уровень развития, а у 50 % детей низкий уровень сенсорного развития. Мной определенна проблема: в связи с низким уровнем необходима работа по правильному подбору игр по цвету, форме, величине которые непосредственно соответствуют возрасту ребенка и система использования дидактических игр и компьютерных развивающих игр.

Главное в младшем дошкольном возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине .

Поэтому в своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

  • Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
  • Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (величина, форма цвет).
  • Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).

Направления моей работы:

  1. Формирование представлений о сенсорных эталонах (свойства предметов: цвет, форма, размер).
  2. Обучения способом обследования предметов.
  3. Развитие аналитического восприятия (выделение элементов: цвет, форма, величина).
  4. Создание предметно развивающей среды (дидактические и компьютерные развивающие игры).

Виды дидактических игр:

2) Настольно – печатные.

5) Компьютерные развивающие игры.

Обязательным элементом дидактическим игр является:

1) Отражение учебного материала.

2) Выделение игровых задач.

3) Наличие правил.

Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор. Раскрывая возможности дидактической игры, как средства развития сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста, было выяснено, что соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младшего дошкольного возраста. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младшего возраста, но не открыто, а реализуются через игровую задачу.

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития каждого ребёнка. Дидактический материал подбирала с учётом следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности, вариативности, систематичности и последовательности использования.

С родителями воспитанников были проведены консультации, беседы, родительское собрание «Что такое сенсорное развитие», анкетирование по выявлению уровня знаний родителей о сенсорном воспитании, практикум по созданию игр по сенсорному развитию из бросового материала.

В результате, дети научились играть в дидактические игры выполняя правила, различают предметы по признакам: цвет, форма, величина.

У родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию. Они научились создавать дома условия для дидактических игр и правильно подбирать их. Родители проявляют интерес в дальнейшем развитии своих детей.

В январе 2016 года было проведено повторное исследование у 12 тех же детей по развитию сенсорных способностей. Результаты были положительные: 40% детей был выявлен средний уровень развития по сенсорике, 30 % высокий уровень развития, а у 30 % детей низкий уровень сенсорного развития. Можно сделать вывод, что необходима работа была проделана правильно. За данный проделанный период (5 месяцев) мы видим положительный результат. Детей с низким уровнем сенсорного развития уменьшилось на 20 %, а с высоким уровнем развития увеличилось на 10%.

В дальнейшем, переда мной стоят задачи продолжать развивать восприятие, создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной. Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Обогащать опыт детей и умение фиксировать его в речи. Продолжать показывать разные способы обследования предметов, активно включать движения рук по предмету и его частям.

Небольшая подборка игр для детей младшего дошкольного возраста, которые развивают сенсорные способности: умение определять величину, форму, цвет и т.п.

«Отгадай и назови»

Цель. Назвать овощи и фрукты, определяя величину, цвет, соотносить по форме.

Осложнения. Дополнить количество фруктов.

Оборудование. Плоскостные изображения овощей, яблоки (груши), коробка с отверстиями согласно формы предметов.

Словарь. Названия овощей, фруктов.

«Ходит тыква по огороду»

Цель. Подбирать предметы в соответствии с цветом фона, различать величину, цвет, узнавать и называть овощи, находить одинаковые по форме и цвету.

Осложнения. Овощи и фрукты.

Оборудование. Изображения овощей и фруктов, отверстия соответствующего фона.

Словарь. Названия овощей и фруктов.

«Поставь цветок в вазу»

Цель. Соотносить предметы по цвету (4 основных цвета). Находить желтый цвет.

Оборудование. Цветы четырех основных цветов, цветные вазочки.

Словарь. Цветок, ваза, желтая.

«На каком листочке спрятался жучок»

Цель. Соотносить предметы по основным цветам. Различать красный цвет.

Осложнения. Называть основные цвета.

Оборудование. Разноцветные плоскостные листочки, жучки разного цвета.

Словарь. Жучок, листочек, спрятался.

«Яблочки растут на дереве» (аналогия: груши, сливы)

Цель. Распознавать фрукты по внешнему виду, величине. Называть форму и цвет (желтый, красный). Познакомить с понятием «один», «много». Развивать мелкую моторику руки.

Осложнения. Большой, меньше, самый маленький.

Оборудование. Плоскостной макет дерева (яблони) из картона большого размера с прикрепленными крючками, плоскостные изображения яблочек, груш, слив с крючками.

Словарь. Дерево, яблоки, груши, сливы.

«Оденем куклу на праздник»

Цель. Соотносить по цвету и величине предметы одежды.

Осложнения. Бантики или чулки.

Оборудование. Плоскостные силуэты кукол в разноцветных юбочках, вырезанные отдельно кофточки такого же цвета.

Словарь. Кукла, юбочка, кофточка.

«Посади цветы на клумбу»

Цель. Вставлять круглые предметы (цветы) в отверстия разной величины. Закрепить понятие о желтом цвете.

Осложнения. Различные формы цветов.

Оборудование. «Клумба» — коврик зеленого цвета с круглыми отверстиями разного размера, «цветки» разного цвета и разной формы (на каждого ребенка).

«Сделаем домик козе и козлятам»

Цель. Подбирать геометрическую фигуру по форме и величине, соотносить их с образцом способом наложения.

Осложнения. Соотносить по форме и цвету.

Оборудования. Плоскостные изображения домиков (на каждого ребенка) с квадратными окошками и прямоугольными дверями.

Словарь. Домик, окошко, дверь.

«Залатаем одеяло для зайчика»

Цель. Соотносить предметы по форме, размещать геометрические формы в соответствующих отверстиях. Развивать мелкую моторику пальцев.

Осложнения. Разная величина.

Оборудования. Решетка прямоугольной формы (на каждого ребенка), комплект геометрических форм к каждой решетке.

Словарь. Зайка, одеяло, зима, холодно.

«Украсим мамино платье»

Цель. Вставлять геометрические фигуры в отверстия в соответствии формы. Закрепить понятие «цвет», «форма».

Оборудование. Силуэты платьев на каждого ребенка с отверстиями геометрической формы.

Словарь. Платье, одевать, украшать.

«Найди листочек как у меня»

Цель. Соотносить листочки по цвету и форме.

Оборудование. Листочки с разных деревьев.

Словарь. Листочек, дерево (названия деревьев с которыми знакомились во время наблюдений).

Цель. Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей. Закрепить понятие «цвет», «форма».

Осложнения. Из 4-х частей.

Оборудование. Предметные картинки, разрезанные на 2 (4) части.

Цель. Формировать целостный образ предмета, составляя целое из частей. Закрепить понятие о коричневом цвете.

Осложнения. Силуэты без образца воспитателя.

Оборудование. Силуэты мишек из частей на каждого ребенка.

Цель. Соотносить по цвету, называть основные цвета и форму. Развивать мелкую моторику пальцев.

Осложнения. Круглые и овальные шарики.

Оборудование. Плоскостные силуэты шариков круглой (овальной) формы, лист ворсистой бумаги на каждого ребенка, шерстяные нитки разного цвета.

Словарь. Шарик, ветер, привязать, полететь.

Цель. Подбирать половинки листочков по форме и величине, соотносить по цвету.

Осложнения. Листочки с разных деревьев.

Оборудование. Плоскостные изображения листочков круглой и овальной формы из разноцветного картона, разрезанного пополам.

Словарь. Листочек, красный, желтый, зеленый.

Цель. Формировать понятия «один» и «много». Закрепить понятие о желтом цвете.

Оборудование. Плоскостные изображения солнышка и лучиков (для каждого ребенка).

Словарь. Солнышко, лучики.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Автор: Ирина Новикова

Воспитателем надо родиться, чтоб детей непременно любить. И терпенье иметь, не сердиться и заботой уметь окружить.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Здравствуйте, читатели и читательницы Виталькиного блога. Недавно одна знакомая воспитательница жаловалась, что в последнее время все чаще и чаще в детский сад приводят деток, у которых, мягко говоря, страдает развитие сенсорных способностей детей. И это в наше то время, говорила она, когда разработано огромное количество методик и игрушек по развитию малышей дошкольников.

А знаете ли вы, какие игрушки и упражнения развивают способности детей? Нет? Читайте статью и обязательно узнаете. Да? Делитесь своими познаниями в поле для комментариев.

  • Что такое сенсорные способности
  • Игры и игрушки

Сенсорные способности – означают не что иное, как чувствовать, ощущать. Благодаря их наличию мы имеем представление о форме, цвете, размере, положении, имеем понятие о вкусе, запахе и т.д.

Игры и игрушки

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Сегодня в детских садах, даже существуют специальные группы, в которых делается уклон на развитие сенсорных способностей детей. Но и дома родители должны заниматься самообразованием с ребенком. Давайте рассмотрим несколько вариантов тренажеров, которые каждый родитель может сделать самостоятельно.

Ежик и мышонок, дидактическая игра. Для игры потребуется несколько клубков ниток из шерсти и полиэтиленовой нити, разного цвета и размера. Шерстяные нити это мышата, а полиэтиленовые — ежики.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

  • Попросите у ребеночка найти мышонка или ежика, к примеру, красного цвета среднего размера.
  • Закрыв глаза ребеночка, попросите его определить на ощупь кто у него в руках.
  • Распределите клубочки как мама мышка, папа мышка, и маленький мышонок. Попросите показать малыша или папу.
  • Пусть малыш найдет ежика и мышонка, одинакового цвета или размера.

Через рисование можно определить и развить в ребеночке понятие цвета. Вот наш вариант рисовально-познавательной игры. Такие упражнения практикуются как в детских садах, так и в семье.

Фрукты. Мама если умеет рисовать, может нарисовать на альбомном листе различные фрукты, и предложить ребеночку разукрасить их. Можно также купить раскраску в магазине. Обычно детки охотно и правильно разукрашивают, но если у вашего малыша получается неправильно, то проделывайте подобные упражнения ежедневно. Фрукты можно заменить, на знакомые для ребеночка овощи, зверей и т.д.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Восприятие целостности можно тренировать вот так.

Что не так? Возьмите 10 карточек и нарисуйте стул без ножки, кота с двумя хвостами, медведя без ушей, любые предметы, в которых недостает или присутствует лишняя деталь. Попросите ребеночка определить, что на картинках не так.

Предлагаем вам вариант игрушки, которую вы сможете сделать дома.

Развивающая гусеница. Вырезаем 5 кругов из плотной ткани, приклеиваем на картон.

  1. Оформляется в виде мордочки гусеницы, глазки из пуговиц, ротик из ткани (как сработает ваша фантазия).
  2. Нашиваем различные по цвету и размеру пуговицы, бусины. Так малыш научится отличать фактуру, цвет, размер, форму.
  3. Нашейте несколько замочков, разных по длине и цвету. Способствует развитию моторики.
  4. Нашейте змейку из бусин разного цвета, формы. Знакомит с цветами, оттенками, формой.
  5. Нашейте несколько маленьких кармашков, которые закрываются на пуговки, замочек, крючки. Способствует развитию моторики. Также в кармашках можно оставлять сюрпризы, которые малыш сможет получить, преодолев препятствие.

Все круги сшиваются между собой. Такую змейку можно поместить на стенку или на пол.

Участвовать в создании можно всем семейством. Папа вырезать круги, мама нашивать, а ребеночек выбирать пуговки (естественно под бдительным присмотром).

Возможно, у вас есть мастер классы по изготовлению игрушек, или интересные занятия для развития сенсорных способностей детей, то вы легко можете поделиться с другими читателями блога своими познаниями.

Выводы

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие малышей проходит не в один день и не по команде родителей. Всему требуется время, занимайтесь с ребенком, играйте, старайтесь для него и в будущем он доставит вам массу положительных эмоций своими достижениями.

Если вы хотите доставить положительные эмоции нам, то поделитесь ссылкой на блог с друзьями в социальных сетях.

Благодарим за внимание. Надеемся, что вы не зря потеряли свое время, читая статью, и нам удалось вам чем-то помочь.

Рекомендация

Бесплатный вебинар Лены Даниловой
«Физическое развитие детей от рождения до 3 лет.»
ПОДРОБНЕЕ >>>

  • Безопасность
  • Электронные услуги
  • Профилактика правонарушений
  • Обращения граждан
  • Наш профсоюз
  • Достижения
  • Галерея
  • Архив

«Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста через детское экспериментирование»

Ф.И.О. педагога: Шевелева Оксана Викторовна

Период реализации проекта: 2021-2022 учебный год.

Возраст участников: 1-3 года

Цель моей работы – это создание условий для формирование сенсорных эталонов

у детей раннего возраста посредством познавательно-исследовательской деятельности

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи:

  1. Проанализировать психологическую, методическую литературу по данной теме
  2. Разнообразить развивающую предметно-пространственную среду в группе.
  3. Разработать методическое сопровождение к организации игр по сенсорному развитию детей
  4. Развивать и совершенствовать у детей все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт в процессе исследовательской деятельности.
  5. Определить возможные пути сенсорного развития детей в процессе исследовательской деятельности
  6. Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.
  7. Формировать целостную картины мира, расширение кругозора детей.
  8. Повышать уровень знаний у родителей по ПИД и воспитанию дошкольников, приобщать к организации экспериментирования дома в семье.

Содержание работы.

Изучив методическую литературу по данному вопросу, я приступила к работе.

На первом этапе мною был составлен тематический план опытнической деятельности с учетом возрастных особенностей детей

и с постепенным усложнением познавательных задач

Также проводился работа по созданию предметно — развивающей среды в группе: оборудование для проведения опытов и экспериментов

Согласно тематическому плану был разработан цикл занятий.

Сентябрь

ТЕМА:ВОЗДУХ

В ютом месяце проводились различные опыты по теме : «Воздух»

1.«Поймаем воздух»
Цель: Дать детям представление о том, что воздух не виден. (форма организации — игра).

2.«Наберём воздух в стакан»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух не пропускает воду. (форма организации – опыт).

3.«Выпустим воздух из стакана»
Цель: Дать представление детям о том, что вода может выместить воздух. (форма организации – опыт)

4.«Буря в стакане»
Цель: Дать детям представление о том , что воздух легче воды. (форма организации –игра).

5.«Утопим игрушку»
Цель: Дать представление детям о том , что воздух легче воды. (форма организации – режимные моменты).

6.«Мой весёлый звонкий мяч»
Цель: Дать детям представление о том, что мячик прыгает высоко,

потому что в нём много воздуха. (форма организации – игра)

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Октябрь

ТЕМА: ПЕСОК

1.«Песочек»
Цель: Дать детям представление о том, что песок бывает сухой и мокрый.(форма организации игра).

2.«Посыпалки»
Цель: Дать детям представление о том, что сухой песок может сыпаться. (форма организации опыт).

3.«Испечём угощение»
Цель: Дать детям представление о том , что мокрый песок принимает любую нужную форму. (форма организации – часть занятия)

4.«Следы»
Цель: Дать детям представление о том , что на мокром песке остаются следы и отпечатки. (форма организации – игра).

5.«Песчинки»
Цель: Дать детям представления о том , песок – это множество песчинок. (форма организации – наблюдение на прогулке).

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Тема «Вода»

1.«Помоем ручки», «Умоем куклу», «Плавают кораблики», «Поймай ручки».

Цель: Учить детей манипулировать с водой . Дать представление о том , что водой можно умываться, опускать

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Развитие сенсорных способностей дошкольников

1.«Бумажные листочки»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага лёгкая. (форма организации – опыт).

2.«Тонкая — толстая»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может быть тонкой и толстой.(форма организации — опыт).

3.«Порвём бумагу»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага может рваться. (форма организации – опыт).

4.«Кораблик»
Цель: Дать детям представление о том, что бумага не тонет в воде. (форма организации — опыт).

1.Решение образовательных задач при использовании круп в образовательной деятельности с детьми.

Консультация «Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста»

Воспитатель второй группы раннего возраста «Карапузы» — Хаустова Кристина Георгиевна, 15 января провела для педагогов ДОУ консультацию на тему «Развитие сенсорных способностей детей раннего и дошкольного возраста».

Хаустова К.Г. углублённо работает над этой темой и считает её актуальной на этапе дошкольного развития каждого ребёнка. Сенсорный, чувственный опыт является источником познания мира. От того, как ребёнок видит, мыслит, как он воспринимает мир осязательным путём, во многом зависит его нервно-психическое развитие.

Сенсорная культура имеет большое значение и для эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов, высоту и тембр звуков даёт возможность лучше понимать произведения изобразительного и музыкального искусства, получать удовольствие от слушания музыки, рассматривания картин, скульптуры и т.д.

Педагогика считает, что сенсорное воспитание надо осуществлять в процессе разных видов деятельности – изобразительной, конструктивной, музыкально-двигательной, при ознакомлении детей с окружающим, в играх.

Кристина Георгиевна подробно ознакомила педагогов ДОУ с задачами сенсорного воспитания у дошкольников, содержанием, методами и приёмами.

Далее Хаустова К.Г. поделилась наработанным материалом, пособиями, изготовленными самостоятельно. Ценными рекомендациями для педагогов было обучение по созданию дидактических игр своими руками. По окончании консультации все педагоги получили памятки по сенсорному развитию дошкольников.

Важную роль в процессе познания детьми окружающей действительности играет их чувственный опыт.

Формированию чувственного опыта способствует сенсорное воспитание, направленное на развитие полноценного восприятия, что включает в себя формирование представлений о внешних свойствах предметов (цвете, форме, величине) и пространственных представлениях.

Дети с особенностями развития этой возможности не имеют в связи с их индивидуальными способностями. Поэтому основная задача учителя-дефектолога состоит в пробуждении желания у ребёнка познавать окружающий мир через развитие сенсорных эталонов, творческих способностей, повышения мотивации, интереса к окружающему миру.

Мы живем в мире разнообразных красок. Данное занятие, проводимое в форме игры, способствует развитию цветового восприятия, мелкой моторики, умению детей соотносить предметы, по цвету, выполнять действия по словесной инструкции, ориентироваться в пространстве.

Занятие логопеда «Развитие экспрессивного и импрессивного словаря с опорой на наглядность»

Оказание всесторонней помощи ребёнку с отклонением в речевом развитии в раскрытии тайн мира, познании окружающей среды и самого себя предполагает специальную организацию совместных усилий ребёнка и педагога.

Осуществляется поиск оптимальных путей воспитания и обучения ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развитиями, в том числе с системными нарушениями развития речи, путем системного и интегративного подхода.

В данном занятии показана работа по развитию речевого дыхания, развития органов артикуляции, по средствам артикуляционной гимнастики, развитие импрессивного и экспрессивного словаря.

Развитие высших психических функций формируется в таких видах деятельности как классификация по двум основным лексическим категориям, выполнение действий с предметами по подражанию и слову в дидактической игре «Кто в домике живёт».

Занятие дефектолога «Формирование представлений о круглых предметах»

В процессе познания детьми окружающего мира важно развивать их чувственный опыт, которому способствует сенсорное развитие, формирование представлений о внешних свойствах предметов, их положения в пространстве.

Необходимо помогать детям с тяжёлыми множественными нарушениями развития действенным путём познавать различные свойства предметов.

Выделение форм предмета как его основного опознавательного признака имеет большое значение в развитии восприятия ребёнка.

Необходимо его учить видеть одну и ту же форму в окружающих его предметах, сравнивать предметы контрастной и близкой формы, подбирать к образцу предмет такой же формы.

Данное занятие, проводимое в форме игры, учит ребёнка наблюдательности, умению понимать, что много предметов, окружающих его, имеют круглую форму, учит замечать их, правильно ими манипулировать в пространстве, вслушиваться в речь взрослого, выполнять действия по словесной инструкции, развивает общую и мелкую моторику.

Доброе утро, дорогие друзья! Наступает зима, и у нас с Вами уже нет возможности играть с нашими детьми в песочнице на улице. Тем самым мы ограничиваем малышей от очень важных для его развития тактильных игр. Так давайте же устроим песочницу у себя дома. Сенсорное развитие детей раннего возраста очень зависит от полученных тактильных ощущений.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Что такое и зачем это нужно?

Сенсорное развитие малышей дошкольного возраста очень важно для овладения практическими навыками, для психического и физического развития. Самый активный период для малыша – до 3 лет. Именно в это время он максимально обогащает свой сенсорный опыт: исследует предметы на цвет, величину, объем и даже на вкус.

Таким образом, главная роль родителей заключается в том, чтобы предоставить для детей дошкольного возраста возможность сенсорного исследования в максимально допустимых объемах.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Или хотя бы постараться не мешать детям познавать окружающий мир.

Сенсорное развитие детей раннего возраста наиболее ярко выражено в Вольдофской педагогике и системе Монтессори.

В первом случае большое внимание уделяется дыханию и пульсу детей дошкольного возраста (для этого проводятся специальные упражнения), подражанию, свободе поведения. В такой школе или детском саду нет разделения на талантливых или бездарных детей, на отличников или неудачников.

Методика сенсорного развития малышей дошкольного возраста Монтессори позволяет каждому малышу действовать и развиваться в своем естественном темпе. Для детей создаются максимальный психологический комфорт. Они могут действовать совершенно свободно в сенсорном освоении мира.

До трех лет ребенок изучает в основном признаки, свойства и характеристики предметов. Самые простые действия в эту сторону – хватание, попытки манипуляций с предметом. Впоследствии методы познания мира усложняются.

Для безопасного развития детей дошкольного возраста и одновременно полноценного развития рекомендуется организовать специальное пространство. Это может быть комната, оборудованная по методике Монтессори; это может быть набор тактильных игрушек и т.д.

При этом родители или воспитатели не должны играть пассивную роль. Вместе с сенсорным восприятием идет развитие речи, изучение изобразительного искусства, освоение музыки. Без всестороннего охвата всех сфер деятельности человека развитие способностей малыша невозможно.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Задачи по годам

На первом году жизни ребенок осваивает форму и величину предметов. Восприятие цвета в течение этого периода затруднено, так как требует более сложного сенсорного освоения действительности.

В два года ребенок уже может сравнивать, сопоставлять. Малыш может распознавать свойства предметов или называть предметы по указанным свойствам. Например, мячик или шарик – круглые. На этом этапе развития будут полезны упражнения с пирамидками, матрешками, кубиками. Благодаря им ребенок будет учиться сопоставлять формы и размеры предметов.

В два года важно и слуховое развитие. У детей формируется речевое восприятие. Малыши начинают различать основные цвета (красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий и т.д.). Очень полезны для сенсорного развития малышей дошкольного возраста деревянные игрушки благодаря природному материалу, его свойствам и фактуре.

На третьем году жизни ребенка характерно ускоренное сенсорное развитие. Дети стремятся следовать образам, которые дают взрослые. Из развивающих занятий весьма полезными будут игры с мозаиками, конструкторы, рисование красками или карандашами.

Критериями нормального сенсорного развития детей дошкольного возраста к трем годам могут быть следующие:

  • ребенок успешно сопоставляет фактуру, форму и другие признаки предметов;
  • может сгруппировать предметы по заданным признакам (форма, цвет, величина и другие);
  • обозначает предметы (лес, река, дом) по их сенсорным признакам;
  • уверенно употребляет названия предметов для обозначения форм;
  • сортирует предметы согласно их признакам;
  • активно использует в речи названия цветов.

Весьма полезным упражнением для сенсорного развития малышей дошкольного возраста может быть игра в прятки с предметами. Для этого предметы разной формы покрываются тканью, и малыш должен на ощупь назвать, о чем идет речь.

В три года ребенка уже можно спрашивать, чья это вещь (мамина, папина и т.д.).

Чтобы развить восприятие формы, можно разложить на кровати или коврике разные фигурки из бумаги, перемешать их, а потом попросить малыша рассортировать по формам. Полезным будет раскладывание палочек, карандашей, спичек; можно поиграть с шариками, мячиками, кубиками, сортируя их по цвету, форме, величине, объему.

Для сенсорного развития обязательно нужно, чтобы ребенок играл в песочнице. Это незаменимые упражнения для тактильных ощущений. А чтобы обеспечить малыша этой возможностью даже зимой, сделаем домашнюю песочницу своими руками.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Как сделать песочницу?

5-6 кг. манной крупы (она заменит нам песок). Большой таз. Горох, гречка, фасоль, рис, бобы, макароны, орехи…в общем все что есть из круп и орехов дома.

  • Выбираем бобы, макароны, орехи из манки и собираем в отдельную мисочку;
  • пересыпаем ложкой (чайной и большой) из одной миски в другую крупу, а потом пробуем то же самое сделать руками;
  • солим (покажите малышу, как можно взять тремя пальцами небольшую горсть манки и сыпать ее);
  • рисуем веселые картинки пальчиком на подносе с манной крупой; учимся просеивать при помощи сито;
  • ищем клад в манке (кладом могут быть разноцветные бусины, пуговицы, игрушки);
  • учимся сортировать (выбираем из манки бобы и макароны и складываем в две отдельные мисочки);
  • играем с воронкой (просеиваем через нее крупу, просовываем бобы, макароны);
  • учимся отгадывать, что это за крупа на ощупь, не глядя.

Вот в такие вот игры по сенсорному развитию можно играть с самого раннего возраста, даже с 6 месяцев. Тазик с манкой можно поставить в ванную и туда же определить малыша. Таким образом, Вы не будете волноваться, что малыш рассыплет несколько крупинок, и Вам придется убирать за ним всю квартиру.

Меры предосторожности: не оставляйте малыша одного с крупой и мелкими игрушками, это опасно. Кроме того, такой тазик можно держать всегда наготове и время от времени предлагать малышу поиграть с ним. Когда малыш подрастет, можно будет вводить более интересные игры уже с подготовкой родителей. Вот, например, наш жираф. Мы его украшали кукурузной крупой, а пятнышки делали с помощью гречневой крупы.

Развитие сенсорных способностей дошкольников

Играйте со своими малышами и фантазируйте! Это принесет огромную пользу и радость для всех.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector