Развитие сенсорики у детей

Органы чувств новорожденного начинают функционировать с момента рождения. Но развитие сенсорной и моторной активности младенца происходит не одновременно. Важнейшая особенность развития в этом возрасте состоит в том, что высшие анализаторы — зрение, слух — опережают развитие руки как органа осязания и органа движения, что обеспечивает формирование всех основных форм поведения ребенка, а значит, определяет ведущее значение условий жизни и воспитания в этом процессе. Исследования Н.Л.Фигурина, Н.М.Денисовой, Н.М.Щелованова, Н.МАксариной, Л.Г.Голубевой, М.Ю.Кис-тяковской, С.Л.Кривиной, Г.В.Пантюхиной, Э.Л.Фрухт, Э.Г. Пилюгиной и др. позволяют проследить, как происходит сенсорное развитие на первом году жизни. Поскольку особое значение для сенсорного и в целом психического развития имеет формирование зрительного и слухового анализаторов, рассмотрим этот процесс подробно. Новорожденный по-разному реагирует на зрительные раздражители, которые ему неприятны или приятны. Например, при чрезмерно ярком свете он закрывает глаза, проявляя беспокойство. В 10 дней малыш удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение). В 2-3 недели возникает конвергенция глаз. Но младенец с трудом останавливает взор на предмете. Очень незначительная задержка взора наблюдается в 3-5 недель. В 4-5 недель ребенок научается следить за предметом, находящимся на расстоянии 2-4 м, а в 3 мес. — на расстоянии 4-7 м. Одновременно с 6-10 недель развивается умение следить за предметом, который движется по кругу. К концу первого месяца малыш во время спокойного бодрствования прислушивается к звукам, даже тихим, и по-разному на них реагирует. Так, он радуется, перестает двигаться и кричать при разговоре взрослого или звучании погремушки. Его пугают резкие, громкие звуки, поэтому он вздрагивает или плачет. Стремление увидеть источник звука сначала проявляется в том, что младенец в 2 мес. переводит глаза и поворачивает голову из стороны в сторону. А в возрасте 4 мес. быстро и безошибочно поворачивает голову и находит взглядом лицо говорящего взрослого, звучащую игрушку. Установление связей между слухом и зрением значительно расширяет контакты младенца с окружающим миром. Теперь он не просто воспринимает то, что находится в поле его зрения, но и сам отыскивает взором говорящих людей и издающие звук предметы.

Пожалуйста, подождите

Товар добавлен в корзину

магазин детских развивающих игрушек

  • Каталог
  • Доставка
  • Контакты
  • Как заказать
  • Обратная связь
  • Читать статьи

Игры для развития сенсорики

Развитие сенсорики у детей С первых дней своей жизни малыш начинает знакомство с окружающим миром, в котором ему предстоит жить. С рождения и до трех лет очень активно, просто невероятными темпами развиваются все органы чувств. У ребенка появляются первые сенсорные навыки. Развитие сенсорики – один из важнейших аспектов полноценного развития ребенка. Правильное, полноценное восприятие окружающей действительности – основа умственного и физического воспитания.

Знакомясь с предметом, малыш узнает о нем очень много информации. Вот он рассматривает его и оценивает его размер, форму, цвет. Взяв в ручки, он узнает, какой этот предмет на ощупь: твердый или мягкий, холодный или горячий, легкий или тяжелый. Возможно, предмет издает какие-то звуки, например, малыш самозабвенно трясет погремушку и слушает ее приятный шум. Ребенок может понюхать и даже лизнуть предмет, узнавая его запах и вкус.

Таким образом, шаг за шагом, постепенно малыш постигает свойства окружающего его мира и получает свои первые знания о нем. Развитие сенсорики позволяет ребёнку упорядочить информацию об окружающих предметах, которая потоком поступает к нему ежедневно, а также развивать внимание и наблюдательность, совершенствоваться интеллектуально, расширять словарный запас и развивать воображение. Словом, развитие сенсорики – это подготовка человека к существованию в современных условиях.
Разумеется, для маленьких детей лучший метод развития – это игра. Для сенсорного развития существует огромное количество самых разнообразных игр. Одни из них помогают развивать зрение, другие – слух, третьи – тактильные ощущения, но большинство игр направлены на развитие сразу нескольких аспектов сенсорики.

Одним из замечательных средств для развития сенсорных ощущений является вода. Как много игр с водой можно придумать! Просто трогать Развитие сенсорики у детейводу, плескаться и переливать ее – это огромное удовольствие для малыша и очень полезное занятие. Дайте ему тазик с водой, несколько видов посуды: чашечки, ложки, ковшик, половник, ситечко – и ребенок с радостью будет играть, набирать и переливать воду. Тряпочки и губки тоже пойдут в ход – малыш узнает, что они могут впитывать в себя воду, а при выжимании – отдавать ее. Можно бросать в воду различные предметы, узнавая, какие из них тонут, а какие плавают на поверхности. Можно растворять в воде разные вещества, окрашивать воду, нагревать или замораживать ее. Список вы можете дополнить сами, количество различных интересных игр и занятий с водой просто безгранично, все зависит от вашей фантазии.

Еще одна находка для развития сенсорики – это различные на ощупь материалы, с помощью которых мы будем развивать тактильные ощущения ребенка. Не упускайте возможности дать малышу ощутить ручками, пальчиками поверхности разных предметов и веществ: шершавая кора дерева, мягкая и шелковистая травка, холодное и гладкое железо, нежный струящийся шелк. Чем больше тактильных впечатлений получает ребенок, тем лучше. Для игр вы можете использовать игрушки с разной фактурой, из самых разнообразных материалов. Прикасаясь к ним, малыш неосознанно запоминает эти ощущения. Можно сделать для ребенка специальную тактильную игру. Если у вас есть крышечки от детских пюре или от бутылок, то вы можете превратить их в тактильные фишки – достаточно вклеить в них вырезанные по размеру различные материалы. Это могут быть кусочки шелка, бархата, вельвета, меха, кожи, наждачной бумаги – да чего угодно! Малыш будет с огромным удовольствием перебирать эти крышечки и знакомиться с разными материалами. А ребят постарше можно попросить отгадывать материал с завязанными глазами или на ощупь находить материал, который вы описываете, например , : «Дай мне фишку с чем-то очень пушистым и мягким».

Прекрасной забавой могут стать сенсорные коробочки, которые вы можете наполнять абсолютно любым наполнителем. Это могут быть самые разные крупы – горох, фасоль, гречка, рис, чечевица, а также макароны, камушки, гидрогелевые шарики, мягкие помпоны, песок и много другое. Опуская ручки в такое сыпучее море ребенок испытывает массу необычных ощущений. А заодно тренирует мелкую моторику и узнает много нового. Не забудьте добавить к основному наполнителю мелкие игрушки, фишки от мозаики, детали от лего или еще что-нибудь, что ребенок сможет выискивать в «барханах». Сенсорные коробки можно делать тематическими, например, по цветам. Для этого в коробочку к основному наполнителю складываются мелкие предметы, детали и игрушки одного цвета, например, красные. Играя с ними и слушая ваш и пояснения, ребенок быстро запомнит этот цвет, и в следующий раз можно переходить к следующему.

Развитие сенсорики у детей Для развития зрительного восприятия и усвоения понятий формы, цвета и размера так же можно придумать множество игр. Помогут в этом самые простые игрушки, которые должны быть у каждого малыша. Пирамидка, мозаика, сортер, рамки-вкладыши, конструкторы и кубики – все эти игрушки послужат замечательными пособиями для занятий. Играя с ними, ребенок запоминает свойства предметов очень легко и быстро. При регулярных занятиях примерно к 4 годам у малыша уже формируются основные сенсорные эталоны. Она различает цвета и формы, а также умеет сравнивать предметы по величине и другим признакам и группировать их.
Не стоит упускать из вида и слуховое развитие малыша. Пусть в его арсенале присутствуют музыкальные игрушки и первые музыкальные инструменты, из которых ребенок самостоятельно сможет извлекать звуки. Также вы можете обращать внимание крохи на окружающие звуки: вот течет-журчит вода из крана, вот чирикает воробушек у окна, вот проехал, громко громыхая, грузовик. Не забывайте так же про подражания звукам животных: пусть малыш повторяет их за вами, а когда он немного подрастет – вместе пойте песенки, рассказывайте стишки и потешки.
Помните также, что и простые, бытовые действия могут послужить хорошей тренировкой сенсорных навыков. Застегивание пуговиц и замков, протирание пыли мягкой тряпочкой, помощь в замесе теста на пирожки и многие другие интересные занятия помогут не только развить сенсорику, но и стать ребенку самостоятельным и хозяйственным.

Разумеется, невозможно сразу перечислить все возможные сенсорные игры, их очень большое количество, и вы можете выдумывать их каждый день все новые и новые игры – все зависит от вашей фантазии. Но можно точно сказать, что сенсорное развитие очень важно для полноценного развития малыша. С помощью несложных игр вы сможете подготовить ребенка к реальной жизни, дать ему множество необходимых знаний и навыков, а также обеспечить его готовность к обучению в школе, где без сенсорных навыков ребенку просто не обойтись. Занимайтесь, играя, получайте удовольствие вместе с ребенком – и результаты этих игр не заставят себя долго ждать: ваш ребенок будет успешным, умным и развитым.

специалист по реабилитации

Развитие органов чувств у детей 0-3 лет идет очень интенсивно.

Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие.

Занятия по сенсорике, направленные на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  • развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Дидактические игры включают в себя сенсорное восприятие ребенка, с одной стороны они учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющее, с другой — принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение.

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок- это и любимые игрушки, и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства- картины, скульптуры, слышит музыку; но, если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание -последовательное, планомерное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств — всеми цветами спектра, с геометрическими формами- круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые- определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова- названия величин и форм.

В среднем дошкольном возрасте у детей формируются сенсорные этапы — устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие — умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

В старшем дошкольном возрасте, при усвоении грамоты большую роль играет фонематический слух- точнее различение речевых звуков- различение восприятия начертания букв. Низкий уровень сенсорного развития сильно снижает возможность успешного обучения ребенка в школе.

Игры для развития сенсорики у детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п.

Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное воспитание- это одна из основных сторон дошкольного воспитания.

Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).

От сенсорного развития ребенка зависит и его готовность к школьному обучению. Так, значительная часть трудностей, возникающая перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, в построении рисунка, неточности в изготовлении поделок на уроках ручного труда. Случается, что ребенок не может воспроизводить образцы движений на занятиях по физической культуре.

В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.

Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности. В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры. Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.

Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

  • 1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает называть треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мячик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учитывать их внешние свойства.
  • 2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети знакомятся с эталонами формы и т.дОсобое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксированы только в словесной форме.
  • 3 этап – на 4-5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические игры.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector