НОД в средней группе «Урок вежливости»
Программное содержание:
· Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.
· Развивать способность оценивать своё отношение к позитивным и негативным поступкам.
· Развивать связную, интонационную выразительную речь.
Словарная работа.
Грубый, жадный, вежливый, трудолюбивый, неряшливый.
Предварительная работа.
Настольно-печатная игра « Что такое хорошо, что такое плохо». Рассматривание картинок с изображением положительных и отрицательных поступков детей. Подвижная игра «Помоги другу».
Оборудование и материал.
Игрушка Буратино, картинки с отрицательными и положительными поступками, цветок(разренанный) со словами вежливости.
Ход занятия
Организационный момент
Дети проходят в группу и садятся на стульчики. Напротив детей, на стульчике сидит Буратино (отвернулся).
Воспитатель: – Ребята, посмотрите кто это?
Воспитатель: — Как он тут оказался? Не поздоровался? Отвернулся от нас. Ребята, скажите, что нужно было сделать Буратино, прежде чем зайти в группу?
Дидактическая игра «Приветствие».
Педагог предлагает детям назвать варианты приветствия, в зависимости от того, какое время суток и с кем мы здороваемся: доброе утро, добрый день, здравствуйте, привет.
Воспитатель: – Что нужно сказать после приветствия?
Дети: – Спросить разрешения пройти в группу.
Воспитатель: – И еще есть одна ошибка у Буратино?
Дети: – Спросить разрешения присесть.
Воспитатель: – Дети, я думаю, Буратино все понял. Давайте пригласим Буратино на наше занятие и научим его вежливым, добрым словам.
Основная часть.
Встретив зайку, ёж-сосед
А его сосед ушастый
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Трясогузка с бережка
И за угощенье рыба
Чудно пел среди ветвей
И ему на всю дубраву
Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Дидактическая игра с мячом « Вежливые слова»
Воспитатель бросает детям мяч и дети по очереди называют вежливые слова.
После игры, дети подходят к столам с картинками. Рассматривание картинок с разными поступками детей. Разбираем поступки положительные и отрицательные. Группа детей делиться на две команды.
Дидактическая игра «Что такое хорошо и что такое плохо».
Одна группа детей выбирает картинки с хорошими поступки, другая с плохими. И кладут на разные столы, где лежат красный (хорошие поступки) и синий (плохие поступки) кружки.
Стихотворение «Вежливые слова»
Нужно знать, как дважды два,
Все волшебные слова.
В день, пожалуй, раз до ста
Папа разбил драгоценную вазу.
Бабушка с мамой расстроились сразу.
Но папа нашёлся, взглянув им в глаза,
И тихо и робко он вот что сказал:
— Прошу вас, вы так на меня не смотрите,
Пожалуйста, если можно, простите.
Прослывёшь ты воспитанным, милым
Если всем говоришь «большое спасибо».
Не забудьте, что на прощание
Нужно всем говорить «до свидания»!
Ребята, у меня был волшебный цветок, но вот беда он рассыпался. Помогите, пожалуйста, собрать все лепестки. Дети я буду говорить отрицательные слова, а вы должны подобрать положительные слова. Если все слова мы подберем правильно, то у нас получится волшебный цветок.
Воспитатель переворачивает цветок — получается схема.
Воспитатель: – Ребята, как вы думаете, научился ли Буратино вежливым словам?
Дети: – Да, научился.
Воспитатель: – Да, действительно, он же у нас хороший ученик. Давайте подарим ему наш волшебный цветок вежливости, чтобы он никогда их не забывал.
Дидактическая игра «Вспомни слово».
Дети прощаются с Буратино и произносят слова вежливости.
Содержимое публикации
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 84» общеразвивающего вида
Конспект занятия по развитию речи
«Путешествие в Волшебный лес»
(возраст детей 4-5 лет)
Составила : Туровцева О.В.
Воспитатель 04 группы
Тема: «Путешествие в Волшебный лес»
Вид: сказка.
Количество детей: 7 человек
Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.
Закреплять грамматический строй речи: обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за; учить подбирать слова, подходящие по смыслу; закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным.
Развивающие задачи:
Развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Оборудование:
Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.
Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.
Словарная работа: активизация словаря.
Индивидуальная работа: обратить внимание на произношение звуков Даша И, Маша Т., помощь детям, затрудняющихся в ответе.
Вводная часть
Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность. (1 минута)
Педагог приглашает детей в хоровод:
«Ты – мой друг и я – твой друг,
Вместе мы – друзья.
Мы друг другу улыбнёмся,
Вместе за руки возьмёмся».
Мотивация к деятельности. (2 минуты)
Воспитатель обнаруживают конверт.
Воспитатель: — Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.
«Детский сад, Детям средней группы»
-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).
«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»
— Ну что, поможем феям?
2 Основная часть.
Совместная деятельность взрослого и детей (14 минут)
1 задание «Скажи наоборот»
Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием?
Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег.
Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.
2 задание «Веселая бабочка»
Воспитатель:- Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает?
Воспитатель: — Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? ( дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)
Воспитатель: — А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.
3 задание «Игра со звуками»
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с).
— Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:
Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;
Песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;
Песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
Песенку насоса (С) — стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.
4 задание «Один — много»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.
РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.
Воспитатель: — Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.
5 задание «Подскажи словечко»
Воспитатель: Здесь для вас приготовили задание. Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить.
Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый . (воробей)
Скоро вечер, посмотри –
Загорелись. (фонари)
А рядом бегемотики
Схватились за . (животики)
Не послушал зайка папу –
Отдавили зайке . (лапу)
А возле этой елки
Бродили злые . (волки)
Долго, долго крокодил
Море синее . (тушил)
Солнце светит очень ярко
Бегемоту стало . (жарко)
Часто к озеру напиться
Ходит рыжая . (лисица)
Би-би-би! Гудит машина,
— Не поеду без . (бензина)
Не будильник, а звонит.
Не приемник – говорит.
Угадайте, кто же он?
Ну конечно, . (телефон)
Воспитатель: — Отлично справились с заданием! Получите свои листочки. Идем дальше.
6 задание «Скажи одним словом»
Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом.
(Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).
Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
7 задание «Какое что бывает»
— Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.
Зелёным – огурец, листья, краска…
Широким – река, дорога, лента…
Вкусным – варенье, торт, сок…
Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…
Высоким – дом, башня, температура…
Круглым – солнце, апельсин, мяч…
Пластмассовым – кубик, ведро, совок…
Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца
Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.
3 Заключительная часть «Волшебный лес»
Воспитатель: — Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков.
Дети на магниты прикрепляют листочки к дереву.
Воспитатель: — Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).
Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?
- Связная речь: формировать умение с помощью взрослого составлять сюжет рассказа, развивать монологическую речь, упражнять в использовании разных типов распространенных предложений.
- Грамматика: формировать навыки образовывать слова — антонимы, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.
- Словарь: активизировать употребление слов – антонимов и существительных, которые часто употребляются в форме множественного числа.
- Упражнять в умении пересказывать рассказ с помощью опорных схем, учить узнавать сказки по моделям.
- Развивать речь дошкольников, мышление, творческое воображение, воспитывать интерес к словесному творчеству.
Предварительная работа с воспитанниками средней группы: чтение сказок, изучение стихотворений о животных, составление сказок по схемам.
Материалы: игрушечная белочка, книжка с чистыми листами, аудио запись, схемы сказки, модели, игрушки.
Ход занятия в средней группе детского сада
Воспитатель. Ребята, а вы любите сказки? А какие сказки вам больше всего нравятся? О ком они?
Я сегодня принесла еще одну книгу сказок. Давайте посмотрим, какие там живут сказки?
(Воспитатель открывает книгу, а там пустые страницы).
Ой, а куда это исчезли сказки? Почему?
Воспитатель. Наши дети в последнее время много смотрят телевизор, а сказок почти не читают. Сказки обиделись и ушли от нас. А вы хотите их вернуть? (Да). Тогда отправляемся на поиски сказок. На чем мы будем путешествовать?
Дети. На самолете.
Воспитатель. Усаживайтесь поудобнее и отправляемся в путешествие.
(Звучит голос, который просит пристегнуть ремни безопасности, шум самолета)
Воспитатель. Вот мы прибыли в Сказочную страну.
Дети подходят к «волшебным» дверям.
Воспитатель. Чтобы открылась дверь надо образовать слова противоположного значения
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Воспитатель. Молодцы! Вот и открылись наши двери.
Мы с вами в Сказочной стране.
Нас встречает «Музей сказок». Дети, а кто знает, что такое музей? (место, где хранятся ценные вещи). А как вы думаете, что хранится в сказочном музее? (сказочные вещи)
Да, герои разных сказок оставили здесь свои вещи. Давайте попробуем отгадать, какая вещь кому принадлежит.
Дидактическая игра «Музей сказочных вещей»
Яйцо — курице из сказки «Про курочку Рябу»
Кувшин — Журавлю из сказки «Лисичка и Журавль»
Пирожки-Маше из сказки «Маша и Медведь» и т.п.
Воспитатель. Молодцы, все сказки хорошо знаете. Итак, путешествуем дальше. Ой, а что это за конверт? Что в нем? (Воспитатель открывает конверт). Дети, здесь зашифрованы сказки, давайте попробуем назвать их.
Дидактическая игра «Какая сказка здесь спряталась?»
Дети рассматривают модели сказок. («Колобок», «Три поросенка», «Маша и медведь», «Репка», «Волк и семеро козлят») Молодцы, хорошо знаете сказки.
Я думаю, что теперь нам надо немножко отдохнуть.
Мы за сказками пошли,
Но не сразу их нашли.
Ножками мы топали,
Помнят сказки нас,
Наклонились мы на «раз».
А на «два» мы поднялись,
Вместе за руки взялись.
Все по кругу мы пошли.
Наши сказочки нашли.
(Под звуки веселой музыки дети идут дальше и находят белочку, которая сидит и плачет). Ребята, а вы знаете почему плачет белочка? (Нет). Потому что о ней нет никакой сказки. А хотите, чтобы была еще и сказка о белочке?
Дидактическая игра «Составляем сказку»
Педагог предлагает детям самим сочинить сказку с помощью схем. Как мы можем начать сказку?
В одном далеком сказочном лесу жила маленькая белочка… Далее дети рассказывают по очереди, опираясь на подсказанные вопросы. Составив коллективно сказку, дети еще раз пересказывают сказку по схемам. Хорошая получилась у нас сказка. Какими словами мы ее закончим? («Вот и сказочке конец, а кто слушал — молодец»).
Воспитатель. Ну что же, малыши, а нам пора отправляться домой. Давайте садиться в самолет. (под гул самолета дети возвращаются обратно.).
Вот мы и дома. Понравилось вам в Сказочной стране?
Воспитатель вновь обращает внимание на книгу со сказками.
Дети, посмотрите, в книге опять есть сказочки. Они вернулись к нам, потому что вы хорошо знаете сказки.
Воспитатель. Почему вы сегодня отправились на поиски сказок?
— Какие сказки вам нравятся?
— На кого из героев сказок вы хотели бы быть похожими? Почему?
Развитие речи в дошкольном возрасте имеет огромнейшее значение. Оно является основой для дальнейшего обучения малышей в школе.
Занятия по развитию речи в средней группе для детей с тяжелыми нарушениями речи проводит учитель-дефектолог. Родителям предлагается закреплять усвоенные навыки дома.
Для этого хорошо подойдет комплекс игровых упражнений для детей 4-5 лет. Его Вы сможете найти чуть ниже.
В данном комплексе собрано 35 занятий в черно-белом варианте. Все занятия можно скачать одним файлом.
Польза предложенных занятий:
- Увлекательные игры помогут пополнить активный и пассивный словарь малышей по изучаемым лексическим темам.
- Раскрашивание картинок укрепит пальцы и подготовит руку к письму. Развитие мелкой моторики также положительно сказывается на развитии речи.
- Каждое занятие включает изучение стихотворения с движениями пальцев рук. Заучивание стихов способствует развитию памяти. А заучивание с движениями пальцев рук еще дополнительно стимулирует кору головного мозга.
- Игры и упражнения на развитие грамматического строя речи научат малышей: подбирать прилагательные к существительным и согласовывать их в роде, числе; согласовывать существительные с числительными в роде, числе; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и т.п.
- Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам поможет сформировать связную речь и сделать ее более богатой.
Занятия по развитию речи представлены в черно-белом варианте. Каждое занятие содержит подробные инструкции расположено на 2-х листах форматом А4. Распечатать можно на двух листах, так и на одном — с каждой стороны страница. Итого, 35 листов — 35 полноценных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.
Для того, чтобы малышу было и интересно и в тоже время полезно, занятия дополнены многочисленными раскрасками. Это и наглядность для ребенка и развитие мелкой моторики пальцев рук. Напомним, что раскрашивать лучше трехгранными карандашами: они лучше располагаются в пальчиках ребенка.
Образцы занятий:
Развитие речи у детей 4-5 лет пройдет более успешно, продуктивно и весело если Вы будете использовать распечатанные занятия.
Хочется отметить, что комплекс занятий на сайте не полный и носит ознакомительный характер.
Если вы хотите получить 35 игровых занятий по развитию речи детей 4-5 лет то пишите на почту [email protected] или почту обратной связи.
Скачивайте занятия у нас на сайте, нажав на кнопку.
- Комплекс занятий по формированию произносительной стороны речи и обучению грамоте
- Домашние задания на автоматизацию звука Л
- Конспекты по развитию речи
- Развитие связной речи
- Биоэнергопластика
- Кинезиология
- Дифференциация звуков
- Дидактические игры
Желаем всем успехов и позитивного настроения.
Автор: Сычева Наталья Владимировна
Организация: МДОАУ №39 «ВАСИЛЁК»
Населенный пункт: Оренбургская область, г. Новотроицк
Тема: «Куда спрятались лесные жители?»
Возрастная группа: средняя группа дошкольного возраста
Цель: Расширение словарного запаса детей, формирование представлений об осенних изменениях в природе.
Задачи:
- Обучающие: закрепить знания детей об осенних изменениях в природе, учить составлять связный рассказ по картинкам; упражнять в правильном произношении согласных [ф] и [с]; в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
- Развивающие: развивать у детей память, внимание, наглядно-образное мышление.
- Воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к природе; желание помочь слабому.
Словарная работа: день короче, ночь длиннее; листья опадают; листопад; дождичек, лужица, берлога.
Доминирующая образовательная область: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: ОО «Познавательное развитие» (сообщение нового материала); ОО «Художественно-эстетическое развитие» (эстетическое восприятие осенней природы, слушание музыки), ОО «Физическое развитие» (физминутка, дыхательная гимнастика), ОО «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность).
Материал и оборудование: иллюстрации по теме, магнитофон, запись музыки «Звуки осеннего леса», «Виноватая тучка», методическая игрушка Зайчик, мячик.
Методы и приемы:
— словесные (художественное слово, беседа, указания, рассуждения, описание)
— наглядный (рассматривание картинок);
— проблемно-поисковый (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
— игровой (дидактическая игра);
— использование здоровье сберегающих технологий (физминутка, дыхательная гимнастика).
Предварительная работа: беседа о приметах осени, наблюдение на прогулке за изменениями в природе, чтение художественной литературы об осени.
Предполагаемый результат: дети имеют представления об осенних изменениях в природе, составляют связный рассказ по картинкам; правильно произносят согласные [ф] и [с] в словах при повторе; образовывают существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Дети испытывают желание помочь слабому, бережно относится к природе.
Введение в тему
Становитесь, дети, в круг.
Ты — мой друг, и я — твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Вместе мы — одна семья:
— Ребята, хотите отправиться вместе со мной в лес на экскурсию? (Ответы детей).
Под музыку «Звуки осеннего леса» дети проходят в зал, украшенный по – осеннему.)
Воспитатель: Ребята, давайте подарим лесу наше стихотворение. Читает стихотворение, дети выполняют движения
Это лес стоит густой,
Нам качает головой.
Ветки ласково он тянет,
В гости нас зовёт и манит.
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полный сказок и чудес!
Никого мы не обидим,
Чудеса твои увидим
— Ой, ребята, слышите, кто-то плачет? Кто это?
Дети: Это зайчик.
-Спросите, у него что случилось?
Дети: — Зайчик, почему ты плачешь?
Зайчик: Я пришел на полянку поиграть с моими друзьями, но их здесь нет. Я их уже везде искал, но не нашел. Да и полянку я не узнаю. Может я заблудился? Нет зеленой травки, на деревьях и кустах нет зеленых листочков.
-Ребята, поможем Зайчику узнать, где его друзья?
Давайте расскажем ему, что случилось, и почему он не узнал свою полянку.
Актуализация ранее приобретенных знаний
Дети рассматривают картинку «Осенний лес» и рассказывают об известных им признаках осени (воспитатель активизирует детей на высказывания в 1-2 предложения).
— Листья деревьев пожелтели, покраснели и опадают. Трава посохла. Цветы отцвели и высохли. Солнышко греет и светит мало. День становится короче, а ночь длиннее. Часто идут холодные дожди. Дует сильный ветер…
Дыхательное упражнение «Ветер» (повтор 2-3 раза)
— Давайте с вами покажем, как же дует сильный ветер, который срывает с деревьев листья:
И спокойный ветерок, который шелестит опавшими листочками:
Зайчик: Ой, как холодно и грустно стало.
В: Чтобы Зайка не грустил, давайте пригласим его с нами поиграть. Я буду говорить слово, а вы к этому слову подберете «Ласковые слова».
ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЛАСКОВЫЕ СЛОВА»
Зайчик: Ой, как вы меня ласково назвали, мне сразу стало так хорошо. Давайте еще как-нибудь поиграем!
Игровое упражнение «Подбери слово».
У меня разноцветный мяч:
мяч осенний и волшебный,
Будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Осенью листья (что делают?) – дети: желтеют, опадают.
Осенью (что делают с урожаем?) – убирают, собирают,
Осенью птицы (что делают?) – улетают,
Осенью деревья (что делают?) – роняют листья.
Молодцы! А листья осенью (Какие?) – жёлтые, красные, золотые.
Как можно назвать их одним словом?
Осенью дождь (что делает?)– идёт, моросит,
-Ребята, тучи осенью какие? (тяжелые, серые)
Вот и к нам злая тучка залетела
Физминутка под песенку «Виноватая тучка»
Добывание (сообщение и принятие) нового знания
Зайчик: Ребята, я теперь понял, что осень наступила и все изменила на полянке, а куда же делись мои друзья?
Воспитатель: Некоторые твои друзья (например, ежик и медвежонок) уснули в своих теплых жилищах, которые сами себе построили. Кто-нибудь помнит, как называется зимнее жилище медведя? (берлога). Звери проспят всю холодную зиму, а когда наступит весна, они проснутся.
Другие животные, вот, например, белочка, делает запасы на зиму. Она готовит шишки, желуди, чтобы холодной зимой прокормить всю свою семью. Волк и лиса поменяли свои шубки на более теплые. И ты, зайчик, тоже скоро поменяешь свою серую летнюю шубку на зимнюю белую.
-Ребята, почему у Зайчика зимняя шубка белая?
Давайте проверим ваши высказывания.
Опыт: Перед белым листом бумаги (снег) поставить трафарет серого зайца. Видно зайчика будет хитрой лисе? Голодному волку? (ответы детей). А если шубка белая? (выставляется трафарет белого зайца) (ответы детей).
Зайчик: Вот спасибо вам, ребята, за рассказ и за ваш совет. Я побегу и расскажу маме про все, что узнал. И нам пора менять шубку на белую, зимнюю, невидимую.
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания
Воспитатель: (Зайчику) Чтобы ты не забыл ничего, ребята еще раз тебе напомнят об осенних изменениях в природе.
(Рассказывание детьми по картинкам-схемам об осенних изменениях в природе).
Ну, что, Зайчик, все запомнил. До свидания. Нам пора, ребята возвращаться в детский сад.
Чего пожелаем зайчику?
-Чтобы не грустил.
-Чтоб был осторожней.
-Чтобы нашел себе друзей.
Попрощаемся и возвращаемся (под музыку « Звуки осеннего леса»)
- В .В. Гербова « Развитие речи в детском саду».
- О.С. Ушакова «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет».
Речь – одна из основных форм общения человека. С ее помощью можно передать информацию, воздействовать на поведение собеседника, организовать общение между людьми. Развитие речи, так необходимой нам в повседневной жизни, начинается с самого рождения. Сначала речевое взаимодействие малыша проходит в форме крика, лепета и гуления, потом начинают использоваться псевдослова и наконец сами слова. Обычно ребята, занимающиеся в средней группе детского сада, активно используют до 2000 слов, понимают и задают вопросы, могут пересказывать хорошо знакомые сказки, говорят сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями. Если это не так, может встать вопрос о системном недоразвитии речи средней степени, но пугаться этого не стоит, логопед подберет необходимые методы и упражнения для устранения нарушения. Чтобы не останавливаться на достигнутом и пополнить словарный запас ребенка, расширить функциональность его речевой активности, крайне необходимо использовать занятия по развитию речи в средней группе.
Развитие речи в средней группе детского сада
Чтобы было ясно, какими навыками и умениями должны овладеть дошкольники, воспитатели и логопеды выделяют задачи занятий по развитию речи в средней группе детского сада:
- Развитие звуковой культуры речи происходит на логопедических занятиях (формируются правильное произношение звуков, темп речи, интонации, звуковое дыхание, тембр, паузы и пр.).
- Формирование активного словаря и улучшение правильного понимания смысла слов.
- Обучение грамматике речи, например, образование падежей, согласование слов.
- Совершенствование способности рассказывать об изображении на картинке, а также о событиях, произошедших с ребенком.
- Развитие умения устанавливать коммуникативный контакт со взрослыми и детьми, уметь задавать вопросы и отвечать на них.
Для достижения этих задач и формирования познавательно-речевого развития в средней группе детского сада целесообразно будет предложить детворе поиграть, так как именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Например, игра «Лесная посылка» способствует закреплению в речи названий зверей, их детенышей, частей тела, мест, где они живут. Помимо этого, она улучшает навыки составления рассказов, развивает мышление с помощью загадок, а также совершенствует мелкую моторику пальцев рук.
Для нее понадобятся:
- Посылка с замками.
- Картинки с изображением диких животных.
- Картинки с изображениями зверей.
- Картинки с изображением хвостов диких животных.
Чтобы игра вызвала больше интереса и энтузиазма, выдавайте после каждого выполненного задания ключик от посылки, в которой спрятан какой-то приз, когда нужное количество ключей наберется, откройте посылку и наградите ребенка.
Начать игру можно с загадки для развития речи в средней группе детского сада. В нашем случае загадки будут про животных, когда ребенок отгадывает животное, достаем карточку с его изображением и кладем на стол. Это поможет повторить уже известных зверей и настроиться на рабочий лад.
К примеру, у вас есть карточки с изображением волка, лисы, медведя, зайца и белки, тогда загадываем загадки именно о них. Когда все лесные обитатели будут отгаданы, достаем карточки с изображением их жилищ и также кладем на стол. Предлагаем ребенку найти домик каждого из предложенных животных. Можно задавать вопросы: «Где живет лисичка? А где живет белочка?» и т. д.
Когда домики всех животных найдены, можно вспомнить названия их детенышей. Например, папа-лис – мама-лиса – ребенок-лисенок. Спрашивайте у ребенка название детенышей во множественном числе: «А если у лисы с лисом много деток, то как они называются? Правильно, лисята!» Не забывайте после каждого задания хвалить ребенка и уделять время для спортивной разминки.
После небольшой физической разминки для развития художественно-речевой деятельности ребенку предлагают выбрать любое животное и составить о нем небольшой рассказ.
И в конце игра «Чей хвост?», для нее вам понадобятся изображения хвостов зверей, задача ребенка – найти, какой хвост какому животному принадлежит.
Это одна из тех игр, которые помогают сделать речь детей в средней группе детского сада более связной, последовательной, развить навык монолога.
Требования ФГОС по речевому развитию
В 2013 году в нашей стране был принят ФГОС – специальный образовательный стандарт, на основе которого педагоги детских садов разрабатывают образовательные программы, по которым занимаются дошкольники. ФГОС состоит из требований по результатам освоения образовательных программ. Согласно им, развитие речи в средней группе детского сада включает следующие компоненты:
- Ее формирование на том уровне, который необходим для установления контактов со взрослыми и детьми разных возрастов.
- Расширение словарного запаса.
- Развитие способности строить диалоги, а также вести монолог.
- Развитие речевого творчества, т. е. умение составить рассказ или придумать стишок.
- Чтение книг, улучшение навыка понимать прочитанное.
- Умение разделять слова на отдельные звуки, а звуки соединять в слова.
- Усваивание принципа произношения и постановки ударения в словах, способности к выразительной речи.
Возрастные психологические особенности детей средней группы
Дети 4-5 лет более подвижные, их эмоционально окрашенная деятельность становится способом психологической разрядки, но, самое главное, они начинают испытывать острую потребность в общении со сверстниками. Если раньше ребенок мог спокойно находиться в обществе игрушек, книг или мультфильмов, то теперь он хочет говорить, делать это много и долго. Именно поэтому в средней группе детского сада должна быть сформирована развивающая речевая среда, проводиться занятия, которые будут стимулировать речь. Тем не менее, по большей части речь детей развивается за счет их общения друг с другом. Также новые черты появляются и во взаимодействии дошкольников с воспитателями, они начинают стремиться к познавательной, интеллектуальной коммуникации. Именно в этот момент актуально начинать развитие культуры речевого общения, подавать речевой пример детям. В этот период нельзя отмахиваться от вопросов ребенка, отвечать с раздражением, неохотой.
Заключение
Развитие речи – это сложный и длительный процесс, которому важно уделять внимание во время всего периода взросления ребенка. Учитывая возрастные особенности, нужно, чтобы занятия, направленные на развитие речи в средней группе, были представлены как развлечение. В таком случае дошкольник будет с восторгом заниматься, радуясь тому, что ему предоставляется лишняя возможность поиграть.
Серенкова Евгения Дмитриевна , воспитатель
Кемеровская область, город Междуреченск
Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста посредством ознакомительной беседы с домашним животным
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 24 «Светлячок»
НОД по развитию речи в средней группе
Г. Междуреченск 2017г.
Цель: развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста, посредством ознакомительной беседы с домашним животным.
Задачи: учить составлять предложения мини рассказы, посредством наглядных и игровых методов. Пополнять и активизировать активный словарь дошкольников. Воспитывать интерес к домашнему животному.
Оборудование: письмо, посылка с молоком, карточки – модели, фланелеграф, картинка с изображением коровушки, компьютер.
Воспитатель: приглашает детей на ковер. Ребята к нам гости пришли, посмотрите, давайте улыбнемся им и поприветствуем. Скажем дружно «Здравствуйте». (стук в дверь)
— Ой, кто же это может быть? Я сейчас посмотрю (открывает дверь, вручают письмо).
— Ребята нам пришло письмо. Интересно!
Детям средней группы «Солнышко»
-Ребята, а как наша группа называется?
Воспитатель: значит нам, ну, что прочитаем, что в нем написано. (читаем письмо)
«Здравствуйте ребята! Мы живем в поселке Камешек, недалеко от города Междуреченск. Мы рады будем с вами подружиться. Хотим, чтобы вы отгадали нашу загадку, и побольше узнали о ком в ней говорится».
— Ну, что ребята будем дружить с ребятами из поселка Камешок?
Воспитатель: А загадку отгадаем? Приглашает детей присесть на стульчики.
— На лугу стоит гора,
У горы растут рога,
И гоняет желтых ос
Это чудо нам не ново –
Воспитатель: молодцы, правильно, это корова. Выставляет картину коровы на фланелеграф.
— Ребята, у каждого из вас есть имена, (опрашивает детей, вот тебя как зовут?)
Дети: Кира, Гриша Тимоша….
Воспитатель: и нашей коровушке надо дать кличку. (Уточняет), у людей имена, а у животных – кличка.
Дети: предлагают свои варианты кличек коровы. Зорька, Ночка, Буренушка…
Воспитатель: клички хорошие, а мы нашу коровушку, как назовем?
Воспитатель: ребята, а корова – это животное дикое или домашнее?
Воспитатель: а почему вы считаете, что корова домашнее животное?
Дети: за ней ухаживает человек
Воспитатель: правильно, она живет рядом с человеком.
— Ребята послушайте мой рассказ о коровушке (сели ровненько, приготовились слушать)
— Это корова, зовут ее Буренушка, она домашнее животное. Тело у коровы широкое с округлыми раздутыми боками, ноги короткие, имеются копыта, длинный сильный хвост напоминает метелку – им Буренушка отгоняет надоедливых мух. У коровы крупная голова с загнутыми вверх рогами, стоячие уши, которыми она хорошо слышит, и большие темно карие бархатистые глаза. У коров прекрасное обоняние, по запаху они отличают съедобную траву от несъедобной. Они медлительны и спокойны.
— Ребята, вам понравился мой рассказ?
Воспитатель: а теперь я хочу послушать вас, на столе лежат карточки – модели, они вам помогут составить предложения о коровушке – Буренушке.
(Давайте подойдем к столу и рассмотрим карточки — модели).
— ребята вспоминайте мой рассказ и по картинкам – моделям составляйте предложения.
Дети: составляют рассказ
Воспитатель: молодцы! Ребята, а что любит есть корова?
Дети: траву, сено.
Воспитатель: правильно, а если корова любит траву, то это какое животное?
Дети: затрудняются с ответом
Воспитатель: я помогу вам с ответом- они травоядные. (Давайте вместе скажем — травоядные)
— Предлагаю поиграть в пальчиковую игру «Что корова нам дает?»
И сметану и кефир
Сливки, ряженку и сыр
Творог, масло, простоквашу
Молоко для вкусной каши
Нам дает Буренка наша
(Дети по очереди перебирают пальчики)
— ребята, чтобы четко проговаривать чистоговорки, надо размять язычок.
Приглашаю вас всех на ковер.
— Ребята, вы любите сметану? (давайте представим, у нас на губах вкусная, превкусная сметана)
-Кончиком языка облизываем наши губки,
А теперь вытянули губки трубочкой и показали какие они у нас чистые,
Широко открыли ротики,
Показали улыбку, постучали зубками.
Воспитатель: молодцы, размяли язычки, а теперь будем четко проговаривать чистоговорки.
Слушайте, а потом вместе будем повторять:
У коровы есть рога;
И копыта на ноге.
Воспитатель: молодцы, ребята, у коровы есть еще часть тела, мы с вами о нем не говорили. Посмотрите на картинку – модели, на картинке коровушка – Буренушка, что это?
Воспитатель: у коровы – это вымя. С вымени выцеживают молоко.
Я предлагаю вам посмотреть видео – сюжет «Как хозяйка из поселка Камешек доит свою корову».
Воспитатель: ребята, интересный сюжет?
Воспитатель: А у быка есть вымя?
Воспитатель: Правильно сказать, у быка нет вымени.
(Приглашаю вас размяться)
Маленький бычок (присели, встали)
Желтенький бочок (наклоны в стороны)
Ножками ступает (топаем на месте)
Головой мотает (мотаем головой)
Где же, где же стадо? Му-му-му (повороты туловища направо, правую прямую руку в сторону).
Где же, где же стадо? Му-му-му (повороты туловища влево, левую прямую руку в сторону)
Скучно одному, му-му-му (наклониться вниз и помахать вытянутыми руками).
Воспитатель: Молодцы, размялись. Приглашаю вас присесть на стульчики. (Стук в дверь)
— Кто же это может быть?
-Открывается дверь. Вам посылка.
-Ребята, интересно, что в не, посмотрим?
(На ковре вместе открываем посылку)
— Да, это же молоко в банке. Ребята, а вот и записка.
«Ребята, это вам гостинец от нашей коровки с поселка Камешек. Угощайтесь!»
Воспитатель: Ребята, нам надо наших друзей поблагодарить.
— Давайте, мы им тоже отправим письмо. Помогите мне, что мы им напишем.
Дети: Спасибо за молоко. Нам понравилось, как хозяйка доит корову…
Воспитатель: записывает ответы детей.
-Ребята, вы молодцы, мне очень понравилось с вами беседовать, играть. А, что вам понравилось расскажите дома маме, папе, братику или сестренке.
Обогащать словарь детей существительными, глаголами.
Продолжать учить детей отвечать на вопросы воспитателя простыми предложениями.
Учить образовывать новые глагольные формы с помощью приставок рас-; по-: (бежать — разбежаться, играть — поиграть).
Упражнять в согласовании предлогов в, на, с существительными: (игрушки стоят на полке).
Учить составлять сложносочиненные предложения с союзом но (У меня нет игрушечной куклы, но есть машинка).
Воспитывать у дошкольников умениеобмениваться игрушками, договариваться, выслушивать друг друга.
Оборудование: мяч, картинка «Играем вместе», игрушки по количеству детей.
Ход занятия по развитию речи в детском саду
1. Беседа — диалог.
— Дети, чем вы больше всего любите заниматься в детском саду?
— Что вам не нравится делать в детском саду?
— Во что вы играете с удовольствием?
— Какими игрушками можно играть в одиночку? (Вместе).
Я поняла, что вы любите делать больше всего. Вы любите играть, можно еще сказать поиграть. (Повторение слова). (Я люблю играть).
Я предлагаю вам поиграть со словами. Мы должны изменить слово так, чтобы оно начиналось с помощника- приставки по- и со-. Вот послушайте, как я начну, а потом вы будете продолжать: брать; греть; гнуть; рвать и т.п.
А теперь будем менять слово с помощью слова-помощника – раз, рас
Рисовать — разрисовать; смеяться, бить, говорить, мыть, спрашивать, искать, давать, смотреть, грузить.
3. Пальчиковая гимнастика «Солнышко светит»
С проговариванием детьми текста и имитированием движений.
Челнок по морю гребет:
Правым веслом загребает,
Левым веслом загребает,
Как птица в небо взлетает.
4. — А теперь выберите себе одну игрушку, объединитесь в пары. (Воспитатель предлагает детям сесть в круг, игрушки положить перед собой).
5. — Сейчас мы будем учиться составлять предложения со словом но. (У меня нет игрушечного мяча, но есть кукла.)
Дети в парах обмениваются игрушкой.
У каждой машины
Проверим мы шины. (Приседания)
Мы качаем, мы качаем,
Свои шины надуваем. (Наклоны вперед)
Не бывает аварий у нас,
Потому что есть шины про запас. (Повороты влево-вправо)
Стук — дзинь, стук — дзинь,
Ездим, ездим целый день.
А вот и наши гаражи,
Заезжаем, поспеши. (садятся)
7. Воспитатель. — Пора складывать игрушки. Куда мы положим кубики; посуду; кукол? (Каждый ребенок убирает свою игрушку и говорит: (положу куклу в кровать.)
8. Беседа с детьмипо рисунку «Играем вместе».
Что делают дети? Как можно заменить слово «играют»? Что происходит между мальчиками, девочками? Какие слова нужны, чтобы попросить игрушку у другого ребенка? Антон, что надо сказать, когда кто-то хочет поиграть игрушкой, которой играешь ты? Как договориться об обмене игрушкой?
Теперь вы можете сказать: я буду делиться игрушками с друзьями? (Повторение с детьми «Теперь я буду делиться игрушками»)
Цель игры. Развивать речевую и двигательную активность детей, воспитывать реакцию на словесный сигнал.
Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры: «Выберем мышек (выбирают 3—4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой. Дети с воспитателем ходят по кругу и произносят такие слова:
Ах, как мыши надоели!
Все погрызли, все поели.
Всюду лезут — вот напасть!
Берегитесь вы, плутовки!
Доберемся мы до вас.
Как поставим мышеловки,
Переловим всех сейчас!
Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их, пропуская мышек.
Когда воспитатель произносит слово «хлоп», дети опускают руки, не пропуская мышек из круга. Кто остался в кругу, считается пойманным и становится в круг.
Какие новые слова вы сегодня запомнили? Что удивило вас? Что запомнилось больше всего? Кого сегодня надо похвалить?
Конспект занятия по развитию речи в средней группе
Воспитатель: Лякс Е.Д.
Цель : расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизменения, формирование умения образовывать однокоренные слова.
1. Воспитывать любовь к родному дому, 6ережное отношение к личному и общественному имуществу
2. Воспитывать любовь к членам своей семьи.
Развивающие :
Развивать умение строить высказывание, опираясь на готовый план;
1. Знать свой домашний адрес, особенности внешнего вида дома и двора.
2. обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт.
3. способствовать формированию разв ёрнутого связного высказывания.
Материалы : иллюстрации, фотографии домов, комнат.
В нём живёт моя родня,
Мне без неё не жить ни дня.
В него стремлюсь всегда и всюду,
К нему дорогу не забуду.
Я без него дышу с трудом,
Мой кров, родимый, тёплый. (Дом)
Сегодня на занятии будем беседовать о домах, в которых вы живёте. Но прежде вспомним, как называется наш город. (ответы детей)
— Кто строит дома? (Ответы детей: Строители)
— Из чего строят дома? (Ответы детей: из кирпичей, плит, дерева, глины) .
— Как называется место, где дома стоят в одну линию? (Ответы детей: Улица, проспект)
— Из каких частей состоит каждый дом? ( ответы детей : фундамент, стены, окна, двери, балконы, этажи, подъезд, ступеньки, лестница, крыша, крыльцо).
— Для чего в городе много домов? (ответы детей)
— Как называется улица и какой номер дома, в котором вы живёте? Дома в городе бывают разные : 4-х, 5-ти, 9-этажные; с магазинами или другими учреждениями внизу и без них; кирпичные и панельные. (Рассматривание картины) .
Вспомните, сколько этажей в вашем доме? На каком этаже вы живёте?
Какого цвета ваш дом?
Из чего он построен?
Что красивого вашем доме?
Что находится во дворе дома? (Игровое оборудование, зеленые насаждения) .
Как вы бережёте свой дом? Двор? Любите ли вы свой дом? За что?
2. Мотивационная игра.
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Мой дом высокий, а мой дом (низкий) .
Мой дом светлый, а мой дом (тёмный) .
Мой дом одноэтажный, а мой дом (многоэтажный) .
Мой дом большой, а мой дом (маленький) .
Мой дом старый, а мой дом (новый) .
3. Затруднение в игровой ситуации. Выход из затруднения.
Мой дом стоит слева от дороги, а мой дом стоит (справа) от дороги.
Мой дом стоит на широкой улице, а мой дом стоит на (узкой) улице.
Игра «Какой дом?»
А. -Дом из 2 этажей какой? – Ответы детей : «двухэтажный» . Из 3 этажей – Ответы детей : «трехэтажный» ; из 5 этажей – «пятиэтажный» .
Б. — Дом из дерева какой? – Ответы детей : «деревянный» . Из кирпича – «кирпичный» , из камня- «каменный» , из глины – «глиняный» , изо льда – «ледяной» , из картона – «картонный» .
Раз, два, три, четыре, пять. (Дети выполняют прыжки на месте)
Будем строить и играть.
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу — сомкнуть руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед)
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)
Игра «Скажи наоборот» (с мячом)
Цель: усвоение антонимов.
Дом высокий, дом (низкий).
Дом светлый, дом (тёмный).
Дом одноэтажный, дом (многоэтажный).
Дом большой, дом (маленький).
Дом старый, дом (новый).
Воспитатель: Все верно! Молодцы!
Работа с рисунками.
— Как называется дом ласточки (гнездо, мышки (норка, муравьев (муравейник, белки (дупло, медведя (берлога) .