Развитие речи в раннем возрасте

Своевременное и правильное развитие речевых функций у ребенка является важным этапом в жизни. От того, насколько грамотно и полноценно ребенок будет владеть речью, зависит его успех в общении с окружающими и развитие интеллекта.

Развитие речи ребенка

В основе формирования речи ребенка выделяют несколько факторов:

  • постоянное общение с малышом;
  • прикосновения, ощущения, зрительное и слуховое восприятие окружающего мира;
  • движение (общая активность и развитие моторики).

Речевое развитие малыша начинается уже в 2-3 месяца, когда он произносит разнообразные звуки – агу, угу и т.д.

На 5 месяце ребенок начинает подражать взрослым, наблюдая, как они двигают губами и произносят звуки.

В 8-9 месяцев малыш уже произносит слоги, можно услышать лепет и пение, что благотворно влияет на развитие голоса.

В возрасте 1 года ребенок усваивает некоторые гласные и согласные, в словарном запасе имеется от 5 до 10 слов, активно используются жесты в общении.

В 1,5 года словарный запас увеличивается до 45 слов. В этом возрасте нужно развивать у ребенка способность соотносить слово к действию, стимулировать желание самому попросить что-то, заводить с ним разговор.

К двум годам ребенок уже может произносить простые предложения и длительное время разговаривать на своем языке. Он показывает предметы, игрушки и части тела, о которых спрашивает взрослый. Даже когда малыш пропускает некоторые буквы или добавляет лишние, то это не страшно, а также не является патологией.

Формирование правильной речи

Иногда, даже при нормальном развитии, у ребенка возникают сложности при овладении речью. В таких случаях необходимо малышу помочь. И необязательно сразу обращаться к специалистам. Родители сами могут справиться с этой задачей.

Проблемы с произношением могут возникать из-за нарушений развития зубов. Поэтому нужно контролировать состояние зубочелюстной полости и своевременно обращаться к стоматологу.

Слух также играет важную роль в формировании речи у ребенка. Даже при его малейших нарушениях у детей снижается качество развития правильной речи. Во избежание этого родители не должны допускать сильной нагрузки на слух ребенка, не включать громко музыку и вовремя обращаться к врачу при болезнях ушной полости.

Дети в произношении очень часто подражают взрослым. Поэтому окружающим необходимо следить за правильностью своей речи, четко и медленно произносить все слова и не подделывать свое общение под детскую речь.

Нельзя ругать малыша за его плохое произношение каких-то слов. В таком случае он просто замкнется в себе, не будет идти на контакт. Нужно поправлять ребенка терпеливо и с любовью, произнося слово правильно.

Первые слова

Время, когда малыш произнесет свое первое слово, зависит от его окружения и общения с ним родных. Обычно это происходит в срок от 1 до 2 лет. И, как правило, первые слова состоят из повторяющихся слогов: мама, папа, баба и т.д.

Интересен тот факт, что детки в возрасте до 2 лет говорят только о том, что находится в пределах их видимости, так как первые слова у малышей обязательно связаны с определенными действиями или объектами.

На следующем этапе произносятся местоимения: вот, там и т.д. Таким образом, малыш сопоставляет предмет с местом его пребывания.

Очень часто после этого этапа в произношении начинаются глаголы. И это большой успех в развитии речи малыша, так как уже можно понемногу составлять диалог.

Родители должны создать в семье такую атмосферу для ребенка, чтоб ему всегда было интересно и приятно общаться с близкими, познавать новую информацию и увеличивать свой словарный запас. Это будет залогом грамотного общения с окружающими и развития интеллекта ребенка.

Речь — это один из видов коммуникативной деятельности, исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.

Речевое развитие ребенка — это процесс развития речи у ребенка с рождения до момента достижения им 4-х лет.

Общая характеристика речевого развития детей в раннем возрасте

Когда ребенок находится в раннем возрасте, он проживает особый период своей жизни. Он является таковым в связи с интенсивностью своего протекания и сложностью требующих решения задач. Именно на данном этапе следует знакомить ребенка с родной речью.

Примечательно, что способность к речи начинает формироваться у ребенка, еще находящегося в утробе матери (не появившегося на свет). Для того, чтобы у ребенка возникла речь, необходима нормально созревающая и функционирующая нервная система, однако данной биологической составляющей недостаточно для развития речевых навыков.

Так, речь относится к социальным функциям, что предполагает общение, произрастающее из взаимодействия с другими людьми.

В момент окончания первого года жизни, социум для ребенка становится совершенно другим. Теперь это не “слияние” его и взрослого, а два отдельных человека, и ребенок, в определенном смысле, становится самостоятельнее. В этот момент речь ребенка не имеет каких-либо постоянных значений, она состоит из многозначных, ситуативных слов, которые являются лишь обрывками слов, произносимых взрослыми.

Предлагается рассмотреть тенденции, которые прослеживаются в развитии речи:

  • приоритет пассивной речи над активной: в сознании ребенка существует больше слов, чем он способен произнести вслух (так, в год ребенок понимает примерно 50 слов, а в 1,5 года может их произнести);
  • в два года ребенок различает слова, которые имеют отличие в одном звуке, например, “мышка” и “мишка” (сначала ребенок учится слышать речь, а затем правильно произносить);
  • активная фаза речевой функции развивается достаточно интенсивно (первые слова, как правило, близкие взрослые люди — “мама”, “папа”);
  • в промежутке между 1,5 и 2,5 года происходит некий скачок в речи, связанный с увеличением запаса слов, тогда ребенок впервые пытается озвучивать предложения, строя цепочку из слов из 2-х или 3-х слов (к примеру, “мама дай”, “носки снять”, “каша еще”);
  • между 2 и 3 годом жизни дети на основе интуиции достигают понимания в области связи слов в предложениях, а затем начинают постепенно усваивать правильное построение своей речи;
  • когда наступает момент окончания раннего периода жизни ребенка, он уже обладает практически всеми языковыми конструкциями (используются части речи, а также различные виды предложений).

Готовые работы на аналогичную тему

В три года дети могут понять, о чем идет речь в простых стихотворениях и сказках. Они без труда запоминают легкие произведения и пересказывают их. Предпринимают попытки рассказать о предметах и впечатлениях, полученных ранее. Постепенно их речь превращается в отдельное средство общения ребенка с окружающими.

Особенности раннего развития детской речи

Ранний возраст в жизни ребенка является особенным временем, что предполагает наличие всех условий для начала знакомства с речью. Формирование речи вызывает перестройку работы всех психических процессов — мышления, восприятия, чувств. Она предполагает положительные изменения в воображении, сознании, поведении, образном и логическом мышлении.

На раннем этапе своего развития речь обладает некоторыми отличительными особенности, к которым относятся следующие:

  • речь развивается не только при общении ребенка с взрослыми, но и при взаимодействии с предметами, которые ребенок познает, изучая мир;
  • происходит становление активной речи, в последствии превращающейся для ребенка в средство общения со сверстниками и взрослыми;
  • появление описательной стороны в речи;
  • возникновение регулирующей речевой функции, отвечающей за выполнение ребенком требований взрослого;
  • ребенок начинает оказывать при помощи речи воздействие на взрослых и на себя;
  • формируется ситуативная речь;
  • возникает понимание ребенком произведений литературы, он начинает слушать рассказы взрослых, осознавать их содержание, что делает его опыт все более богатым и в дальнейшем способствует адаптации в социальной жизни;
  • малыш обретает опыт общения с окружающим его миром, обозначая лица, предметы, говоря о переживаниях, действиях, желаниях, предложениях и прочем.

Рекомендации по развитию речи в раннем детском возрасте

Работа по развитию у маленького ребенка речи рассматривается психиатрами в положительном ключе. При этом отмечается, что речь стоит развивать не только общаясь с ребенком, но и используя определенные виды упражнений.

Многие люди полагают, что упражнения стоит применять лишь в исключительных случаях, привлекая к этому логопеда. Однако, стоит отметить, что большинство проблемных речевых аспектов возникает при неправильном общении взрослых с ребенком. В результате “сюсюкания”, неправильного произношения слов, речь ребенка может формироваться неправильно.

Особенностью речевого развития детей является и то, что информация поглощается ими с огромной скоростью, что часто влечет за собой запоминание неправильно произнесенных слов. Дети с самого раннего детства обладают способностью хорошо воспринимать фонетику, поэтому первой рекомендацией для взрослых можно считать работу над построением своей речи, устранение в ней изъянов.

Взрослым необходимо не просто наладить общение с ребенком, но и оказывать стимулирующее воздействие на речь ребенка. Для того, чтобы это осуществить, стоит соблюдать определенные рекомендации, предложенные специалистами:

Глава 2 Работа над формированием речи у детей раннего возраста

2.1 Основные аспекты формирования речи у детей

2.2 Работа родителей во время формирования речи у детей

Выводы по главе 2

Введение.

Социально-экономические проблемы жизни общества порождают условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. Полноценное развитие ребенка на современном этапе требует поиска эффективных путей к комфортному существованию в обществе и осознанию своих возможностей. Специальной (коррекционной) педагогике принадлежит основная роль в разработке теории и практики организации системы комплексной помощи и поддержки свободного развития особого ребенка. Главными задачами этой науки являются изучение инновационных направлений создания оптимальных условий для профилактики и успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитания и обучения, социальной адаптации и интеграции в общество лиц с ограниченными возможностями. Изучаются проблемы разработки системы психолого-педагогической помощи, зависящей от своеобразия развития этих детей. Вопросы организации психолого-педагогической помощи детям данной категории давно волнуют профессионалов-педагогов, психологов, родителей и общество.

Самым актуальным направлением специальной (коррекционной) педагогики является раннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с отклонениями в развитии, особое внимание уделяется логопедической помощи. Такое внимание объясняется увеличением количества перинатальных повреждений нервной системы в структуре детской заболеваемости, патогенетической ролью ранних мозговых повреждений в дезадаптации детей на последующих возрастных этапах; усилением гуманистических тенденций в обществе. В Российской Федерации число детей с проблемами в состоянии здоровья среди новорожденных постоянно растет, сейчас оно составляет 74%, из них детей с нервно-психическими нарушениями-67%. Стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3 лет (35,5% от общего числа детей с ограниченными возможностями здоровья). Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей позволяет выявить отклонения в развитии и позволяет скорректировать развитие ребенка.

Цель: Раскрыть особенности речевого развития детей в раннем возрасте

— Изучить особенности развития речи детей в раннем возрасте

— выявить факторы, влияющие на возникновение проблемы

Объект исследования – дети раннего возраста.

Предмет исследования – логопедическая помощь детям раннего возраста.

Глава 1. Речевое развитие детей раннего возраста

Формирование речи — одна из основных характеристик общего развития ребенка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Развитие речи в раннем детстве тесно связано с формированием различных сторон психической деятельности: зрительного и слухового восприятия, предметной деятельности, мышления, общения и др. Поэтому основное условие развития речи — всестороннее воспитание ребенка. Благодаря слову восприятие, память, деятельность ребенка начинают регулироваться, формируется речевое общение. Речь — важнейшее средство передачи ребенку социального опыта.

Ребенок в первый год жизни проходит так называемый подготовительный этап речевого развития, считается нормальным, если малыш может сказать около 10 слов. В период от 1 года до 1 года 6 месяцев происходит интенсивное развитие понимания речи и постепенное накопление активного словаря. Активная речь развивается в этот период медленно. К полутора годам дети пользуются 30-40 словами. Они еще много лепечут, особенно в начале года, используют жесты. Задача взрослых — формировать у них потребность в речевом общении, стимулировать высказывания, добиваться речевых ответов. Важное значение имеет развитие речеподражания. Именно через него ребенок осваивает новые слова и простые предложения. У него до полутора лет функцию предложения выполняет преимущественно одно слово. Но уже к концу этого периода на основе речеподражания ребенок начинает употреблять двусловные предложения, в которых еще отсутствует согласование слов.

Период от 1 года 6 месяцев до 2 лет характеризуется быстрым развитием активной речи.

Во второй год — этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная и активная речь. К 2 годам в активном его словаре — 300 и более слов, появляются прилагательные, возникают первые вопросы, предложения становятся более распространенными, состоят из 3-4 слов. В два с половиной года ребенок много и с удовольствием разговаривает, повторяет и запоминает простые детские стишки, может назвать свое имя и фамилию, конечно, если его этому учили. Во втором полугодии второго года жизни детей развивается и понимание ими речи. Ребенка учат слушать простейшие рассказы, стихи, побасенки, не сопровождая их наглядными иллюстрациями. Ребенок к концу второго года жизни и сам может рассказать о том, что видел на прогулке, и др. В результате практических действий с предметами домашнего обихода, сопровождаемых пояснением взрослого, дети получают большое количество речевых образцов. На фоне развития понимания речи взрослых начинает формироваться активное подражание их действиям и словам. Постепенно речь становится важнейшим средством передачи ребенку социального опыта и руководства его поведением. Общие задачи развития речи детей второго года жизни — развивать понимание речи, способность подражания, накапливать словарь, развивать речь как средство общения с окружающими. Конкретное содержание задач в зависимости от возрастных особенностей в каждом полугодии второго года разное.

К трем годам наступает время «почемучки», возможно, это утомляет родителей, но чем подробнее они будут отвечать малышу, тем более зрелой и распространенной будет его речь.

Автор: Бердникова Юлия Александровна

Организация: МКДОУ №442

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

В возрасте 1-3 лет ребенок переживает очень важный этап своего развития – освоение родного языка. Именно в этом возрасте происходит формирование речи. Взрослые, родители и воспитатели, должны оказать помощь малышу в этот непростой для ребенка период. Очень важно правильно организованное общение и систематические занятия по развитию речи. Это поможет ребенку не просто заговорить, но и компенсировать возможные нарушения, например, отставание в речевом развитии.

В статье хочу поделиться своим опытом работы по развитию речи детей раннего возраста в ДОУ.

Чтобы речь ребенка развивалась, нужно создать для этого благоприятные условия. Самое главное — как можно больше говорить с ребенком, ведь в основе речи лежит подражание — повторение за взрослым слов и фраз. Речь должна постоянно окружать малыша, он должен «купаться» в речи. Для этого взрослый комментирует все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события жизни малыша.

Речевое развитие детей планирую во всех видах деятельности ребенка. Начиная с утреннего приема детей в приемной, Обращаю внимание на приветствие, обращенное к взрослым и сверстникам. В течение всего дня режимные моменты сопровождаются речью (подготовка к приему пищи, сбор на прогулку, подготовка ко сну, пробуждение и т.д.). Тщательно слежу за тем, чтобы моя речь была эмоционально окрашенной, выразительной и грамотной. При формировании навыков самообслуживания в своей работе использую малые формы фольклора, литературные произведения, а так же сочиняю сама стишки, песенки. Например, ознакомление с правилами поведения за столом. Это помогает малышам не только усвоить посильные самостоятельные действия. Запоминая, повторяя и проговаривая, — обогащается словарный запас ребенка новыми словами, оборотами, выражениями, развивается память, воображение и совершенствуется разговорная речь.

Очень важно проговаривать действия с ребенком. Например, умывание: «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку — вот так. А сейчас давай умоем лицо. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с рук — вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал».

В развитии речи малыша можно выделить два основных направления — развитие понимания речи и развитие собственной активной речи ребенка. Кроме этого, надо уделить достаточно внимания и таким дополнительным направлениям работы, как развитие дыхания и слуха, подражания и мелкой моторики. Для развития дыхания и слуха должны быть необходимые атрибуты: султанчики, бумажные бабочки, снежинки, мыльные пузыри, бамбуковые палочки, колокольчики. Особое внимание важно уделить развитию мелкой моторики, для этого используется мозаика разного вида, различные шнуровки. Одной из интересных методик являются игры с крупой, бусами, сушеными ягодами, орехами. Большим успехом у малышей пользуются занятия с водой и песком, которые помимо функций развития мелкой моторики, развивают речь, память, мышление, внимание.

для развития речи можно применять шар Су Джок, В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). В игровой форме проводятся занятия с шаром и кольцами, где дети совершают ритмические движения в такт стишкам и потешкам (вращение, перекатывание), или нанизывают кольца на пальчики, стимулируя развитие мелкой моторики рук.

Работа по развитию понимания речи предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи — существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем может действовать, что чувствует. Например, предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.), одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос, констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ».

Развивая активную речь ребенка, прежде всего стимулируем его речевое подражание. Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения. Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической деятельностью ребенка. По данным физиологов, подражание у человека — это безусловный рефлекс, то есть врожденное умение. Малыш, не осознавая того, перенимает речь, которую слышит из уст окружающих.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-бай!».

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку. Например:

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек и картинок.

Если выполнять эти несложные упражнения, проводить игры систематически, непрерывно общаться с малышом, следить за своей собственной речью, то результаты работы обязательно будут видны, пусть даже не сразу. Желаю Вам успехов!

Не секрет, что развитие речи в раннем возрасте побуждается усложнением общения маленького человека и взрослого. Потребности ребенка растут, и для их удовлетворения все чаще недостаточно невербального общения. Растет потребность говорить.

Родители в этот период могут играть две роли. Они могут, сами того не подозревая, задерживать усовершенствование речевых навыков. Это происходит при недостаточном общении с ребенком, если ему уделяется мало внимания или, наоборот, когда слишком заботливые взрослые стараются предугадать и выполнить все его желания и, тем самым, освобождают его от необходимости говорить. Но внимательные и думающие родители прикладывают усилия для стимулирования речи, много общаясь и занимаясь с малышом.

Этапы развития речи

Различают три этапа:

  • гуление. В первые два месяца жизни, кроме плача, от малыша постепенно все чаще слышны повторяемые припеваемые гласные. Младенец аукает и поет. Позже к гласным добавляются гортанные согласные. Они могут петь: а-а-гу-у ил а-а-га-а. В три-пять месяцев малютка поет все больше, сочетая разные звуки, подражая интонации взрослого. Очень важно петь и агукать вместе с ним, пробовать разные интонации, поддерживать попытки произнести новые звуки;
  • лепет. К гласным постепенно присоединяются небные согласные: ня-ня или да-да. И последними появляются губные согласные: ба-ба, ма-ма, па-па. Взрослые должны повторять за ребенком его звуки и произносить новые, широко артикулируя, призывая кроху повторить;
  • первые слова. К концу первого года жизни появляются первые слова, которые, впрочем, часто трудно отличить от лепета. Это могут быть те же звуки ба-ба, но в них маленький болтун теперь вкладывает смысл, он называет этими словами конкретных людей или предметы.

В течение второго года жизни развивается связная речь, и у двухлетнего крохи словарный запас может составлять около 200 слов. К трем годам он уже может использовать падежи и времена.

Как помочь развитию речи в раннем возрасте?

  • Разговор с самим собой. Мама готовит кушать, кроха нетерпеливо ерзает в стульчике: «Где тарелка? Вот она, я вижу Катину тарелку, смотри какая красивая! Положим в тарелку кашу. Катя будет кушать кашу. Каша вкусная. Катя любит кашу».
  • Параллельный разговор объясняет все, что происходит с малышом, что он видит, чувствует. «Настя с мамой идет по тропинке. Ах, какие зеленые листочки на дереве. Слышишь, это поет птичка? Насте нравится, как поет птичка».
  • Непонимание или провокация. Конечно, внимательный взрослый точно знает, что в данный момент кроха просит с полки свой любимый мяч, но притворится непонимающим очень полезно. Пусть постарается произнести свою просьбу. То же касается и действий. «Ты хочешь, чтобы я мяч подержала? Чтобы подбросила? — и после «Дай»: — «Ах, ты хочешь, чтобы я тебе дала мячик! На!». Этот прием очень стимулирует развитие речи в раннем возрасте.
  • Распространение. Взрослые должны использовать распространенные предложения, сложные языковые формы и богатую лексику, чтобы маленький человечек учился заканчивать свою мысль. Малыш: «Компот». Взрослый: «Фруктовый компот. Он ярко-розовый, потому, что в нем клубника. Компот пьют из чашки».
  • Приговоры. Это использование фольклорных песенок, потешек и прибауток. Они очень нравятся детям и запоминаются лучше любых других слов и оборотов. Большинство этих народных произведений связано с двигательной активностью, которая напрямую влияет на участки мозга, отвечающие за умение говорить. Это, например, сорока-белобока, потешка о том, как пальчики в лес ходили.
  • Игры с природными материалами и продуктивная деятельность. Это использование различных природных материалов для создания каких-либо художественных творений: поделка из шишек, аппликация из листьев и другие занятия, связанные с лепкой, рисованием — все это развивает мелкую моторику, воображение, что влияет на речевой аппарат.
  • Замещение. В два года ребенок может представить, будто варежка это собачка, а коробка из-под обуви — ее домик. В три года он уже может вообразить себя кем угодно — от летчика до мухи, перевоплотиться и с удовольствием выполнять взятую роль. Пантомима очень нравится детям. Начинать нужно с простых действий. «Угадай, что я сейчас делаю?», говорит мама, вымывая чашки. «А сейчас?», вытирая стол. Потом пусть он попробует загадать вам действие. Дальше усложняйте задания и превращайте в маленький театр. Все это — первая ступень к сюжетно-ролевым играм, которые чрезвычайно важны для начинающего болтуна.
  • Ролевая игра в раннем возрасте только начинает формироваться. Настоящее умение играть у маленького фантазера появится намного позже, но даже крошка может звонить по игрушечному телефону бабушке и разговаривать понарошку. Может кормить куклу воображаемым супом, приговаривая, какой он вкусный и из чего сварен. Ролевая игра развивает не только умение говорить, но и внимательность, наблюдательность, умение слушать и сопереживать. Играя, дети учатся общаться и понимать друг друга.
  • Музыкальные игры. Даже младенцы любят музыку и это видно уже у трехмесячного малютки, который начинает улыбаться и активно двигать ножками и ручками, заслышав знакомую песенку. Полезны игры типа «Каравай» или «Баба сеяла горох». Совместное выполнение движений и подпевание — что может быть веселее. И опять это не только развлечение. Это неотъемлемая часть развития речи и творческих способностей.

Все эти занятия важны, но одно из главных условий — внимательные родители, заинтересованные в успехах малыша. Если взрослые поддерживают в неудачах, радуются маленьким победам — человечек усвоит, что он нужен, он интересен. Это вселяет уверенность в себе и способствует не только совершенствованию речи, но и гармоничному развитию личности.

Мало кто знает, но общение с детьми — это один из лучших способов подготовить их к школе. Знаменитое исследование под названием «Ранняя катастрофа», которое в 1995 году провели исследователи Бетти Харт и Тодд Рисли, показало, что дети 3-летного возраста из малообеспеченных семей слышали на несколько миллион слов меньше, чем дети из хорошо обеспеченных семей. В дальнейшем было открыто, что существует связь между количеством слов, которые ребенок слышит в детстве, и развитием его грамотности.

Проще говоря, чем больше слов ребенок слышит в детстве, тем более подготовленным он будет, когда пойдет в школу. К третьему классу дети, которые слышали больше слов, как правило, имеют более обширный словарный запас, чем сверстники, также они лучше преуспевают в чтении и успешнее справляются с тестами.

Как правильно общаться с детьми в раннем возрасте?

Есть причина, которая объясняет почему так важно, чтобы ребенок до 3 лет слышал как можно больше слов. Раннее детство — это крайне важное время для развития мозга ребенка. Более 85% роста головного мозга приходится именно на эти первые 3 года жизни. Хорошая новость для родителей состоит в том, чтобы поспособствовать развитию мозга своего ребенка достаточно просто, и все это может быть сделано абсолютно в любое время и в любом месте.

Чтобы речевые и умственные способности ребенка хорошо и гармонично развивались, эксперты рекомендуют следовать следующим несложным советам:

  1. внимание — необходимо уделять больше внимания тому, что говорит ребенок. Даже если он еще слишком мал для полноценной коммуникации и общается с помощью лепета и криков, это не означает, что родители должны его игнорировать. Напротив, необходимо спуститься на уровень ребенка и отвечать ему нормальным разговорным языком, при этом поддерживая зрительный контакт на комфортном уровне. Родителям необходимо показать ребенку, что они заинтересованы тем, что он пытается им донести;
  2. важность выбора слов — во время разговора с детьми рекомендуется использовать больше описательных слов, чтобы сформировать у ребенка богатый словарный запас. Очень полезно будет использовать длинные слова, например, вместо слова «умный» можно использовать «рассудительный», а вместо «злой» — «злорадный» и т.д. Не нужно полностью менять стиль общения и говорить сложным языком, достаточно просто добавлять новые слова к повседневной речи;
  3. разговор по очереди — одного пассивного слушания недостаточно для полноценного развития речи ребенка, нужно говорить по очереди, мотивируя его дать ответ. Чтобы еще сильнее способствовать развитию детей, рекомендуется во время общения задавать вопросы, предполагающие более развернутый ответ, чем просто «да» или «нет»;
  4. чтение — для развития грамотности у ребенка будет очень полезно начать читать для него. Не стоит насильно заставлять ребенка сидеть рядом и слушать сложные книги или неинтересные истории. Читать стоит тогда, когда дети сами в этом заинтересованы, по этой причине важно правильно подойти к выбору литературы. Во время чтения также важно не забывать взаимодействовать с детьми: по ходу чтения можно задавать вопросы, интересуясь мнением ребенка о событиях и героях произведения. Таким образом, ребенок будет оставаться вовлеченным в процессе ознакомления с книгой. Если же в течение дня ребенок не желает слушать книги, то отличным выходом будет чтение перед сном;
  5. меньше телевизора — нет ничего плохого в том, чтобы смотреть вместе с детьми телевизор. Благодаря совместному просмотру фильмов или передач, количество тем для разговора увеличится, а кругозор ребенка будет расширяться. Однако не рекомендуется постоянно оставлять ребенка одного перед телевизором, так как это может негативно отразиться на его речи. Необходимо помнить, что телевизор не заменит живого общения.

По причине загруженности повседневной жизни, у людей часто остается мало времени для игр и общения с детьми. Однако, родителям необходимо стараться выделять достаточно времени для разговоров с детьми. Если следовать всем вышеизложенным рекомендациям, то можно быть уверенным, что ребенок отправится в школу полностью готовым и мотивированным к получению еще большего количества знаний.

Развитие речи в раннем возрасте

Речь – важнейшее условие для умственного и психического развития ребенка. Отклонение от нормы часто является признаком серьезного нарушения. Наилучших результатов удается достичь только при своевременной диагностике и правильной коррекции. Именно поэтому родители должны внимательно следить, как протекает речевое развитие их малыша. Рассказываем, какие этапы развития речи от рождения до 6 лет выделяют специалисты.

Первый год жизни

Ребенок попадает в языковую среду с момента рождения. Он слышит речь взрослых, реагирует на того, кто с ним говорит. Речь начинает развиваться с первого дня жизни.

  • От рождения до 2 месяцев. Со взрослыми малыш общается посредством улыбки, спонтанных вокализаций гласных. О своих потребностях, дискомфорте он сообщает криком.
  • В три месяца происходит формирование речевого дыхания. Младенец гулит, растягивая и припевая гласными. В этом возрасте родители могут услышать первый смех.
  • В четыре месяца ребенок обычно испытывает сильную радость при общении. Он уже умеет «жонглировать» звуками, гуление становится более сложным: один гласный плавно переходит в другой, например «ОООО-УУУУ-АААА и т.д.».
  • В пять месяцев малыш активно гулит. Он учится произносить простые согласные звуки и соединять их с гласными. Например, «ПЯ», «ПА», «МА», «БА» и пр.
  • Шесть месяцев – это время появления лепетных слов типа «БАБА», «ГАГА», «НАТИ» и т. д., некоторые из них приобретают значение, но чаще всего слоги соединяются в случайном порядке.
  • В 7 месяцев младенец понимает обращенную речь взрослого, активно использует лепетные слова, пытается вести примитивный диалог.
  • В 8-12 месяцев ребенок осваивает интонацию родного языка, во всяком случае, он может произнести несколько слогов с разной интонацией. Он использует простейшие слова «ДАЙ», «МАМА», «НА» и другие, обозначающие базовые действия и близких родственников. К году активный словарный запас обычно составляет около 15 слов

Если к 12 месяцам нет ни гуления, ни лепета, ребенок не реагирует на речь взрослого, необходимо срочно проконсультироваться с логопедом.

От года до 1,5 лет

В этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается до 30-50 слов (названия предметов, действий). Он употребляет их в значении предложений, дополняя жестами, интонацией и мимикой. Иногда он составляет из облегченных слов короткие двухсловные предложения типа «ДАЙ МАМА». Малыш начинает активно познавать мир, и родители должны ему в этом помогать: называть предметы и их характеристики, например, «чай горячий».

От 1,5 до 2 лет

Словарный запас быстро увеличивается, ко второму дню рождения многие дети знают около 200 слов, среди них есть прилагательные и местоимения. Облегченные варианты слов сменяются правильной формой. Все чаще в речи появляются простейшие предложения из 2-3 слов. Малыш связывает слова с конкретным значением, употребляет их осмысленно, правда, слова обозначают обобщенные понятия. Например, слово «КИСА» обозначает всех кошек вообще, а не конкретную. Ребенок хорошо понимает простые побудительные предложения типа «Дай», «Пойдем гулять».

К концу второго года жизни дети с удовольствием слушают сказки и песни, различают слова по их звучанию. Во время игры ребенок часто говорит сам с собой, называя свои действия.

От 2 до 2,5 лет

В этом возрасте дети с легкостью повторяют фразы, услышанные от взрослых, запоминают коротенькие стихи. Лексикон быстро расширяется, ребенок знает и активно употребляет 300-700 слов. Длина предложения увеличивается до 3-4 слов, но они еще грамматически неправильны. В речи появляются глаголы, существительные, наречия («тут», «здесь»), служебные слова. Со сверстниками и взрослыми ребенок общается именно при помощи речи. Ребенок хорошо понимает рассказы взрослых о событиях, участником которых он был лично.

Когда нужно срочно показать малыша логопеду? Если ребенку уже исполнилось 1,5 -2,5 года, а в его речи все еще нет слов с конкретным значением, например, «ПИТЬ», «МАМА», «ИДИ», он говорит на своем собственном «птичьем» языке.

От 2,5 до 3 лет

Малыш активно познает мир, и речь взрослого становится для него важным источником знаний. Словарный запас очень быстро растет. Предложения становятся более сложными, в них меньше ошибок. Ребенок хорошо понимает просьбы взрослого, состоящие из двух действий. В речи появляются падежи и местоимение «я». При произношении длинных слов могут пропадать некоторые слоги, звуки произносятся то правильно, то с ошибками.

Если в 3 года ребенок молчит, но «всё понимает», общается преимущественно жестами и мимикой, «мычит», то следует срочно исключить алалию. Это может сделать только опытный логопед.

От 3 до 4 лет

В этот период ребенок овладевает почти всеми звуками родного языка и может даже заметить, если их неправильно произносят другие дети. Словарный запас составляет 1500 – 2000 слов, в речи употребляются глаголы, существительные, прилагательные, числительные, служебные слова. Ребенок правильно использует названия основных цветов, личные местоимения, некоторые антонимы («большой – маленький»), умеет объединяет слова в группы, рассуждать, может связно рассказать о себе – назвать имя, фамилию, возраст, пол. Речь становится грамматически правильной. Большой интерес ребенок проявляет к сказкам, стихам, песням. По картинкам он может передать хорошо знакомый сюжет. В незнакомых словах переставлять слоги, но в целом говорит без грубых ошибок.

От 4 до 5 лет

Словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы, например, он в состоянии построить рассуждение типа: щенок – собака – животное. В речи появляются наречия времени и места. Малыш с удовольствием усваивает словообразовательные модели родного языка, он умеет переносить грамматические признаки с одного слова на другое (в пределах части речи). Кроме того, он более-менее правильно образует форму множественного числа. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.

Внимание! Если в 4-5 лет малыш сильно искажает звуки, например киса – это [кися], а птица – это [фица], то это серьезный повод для беспокойства.

От 5 до 6 лет

Речь становится связной, логически выстроенный. Например, ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать текст. Постепенно формируется внутренняя речь.

Словарь очень быстро увеличивается, ребенок моментально усваивает незнакомые слова, причем не только значение, но и грамматические признаки.
Что касается фонетического состава слова, ребенок уже понимает, какой звук является первым, что произойдет, если один звук заменить на другой или убрать его вообще. Он с легкостью управляет громкостью голоса и интонацией.

Если ребенок в 5-6 лет произносит звуки неправильно, у него неприятный гнусавый голос, нужно обязательно показать его логопеду.

У каждого малыша свой темп развития, поэтому он может опережать или отставать от сверстников на 2-3 месяца, но не более. Иногда в суете родители настолько привыкают к детскому лепету и не замечают, что по возрасту речь должна перейти на более сложный уровень.

Именно поэтому мы рекомендуем обязательно приходить на консультацию к логопеду ежегодно. Только опытный специалист может точно сказать, правильно ли развивается речь ребенка.

Своевременное и правильное развитие речевых функций у ребенка является важным этапом в жизни. От того, насколько грамотно и полноценно ребенок будет владеть речью, зависит его успех в общении с окружающими и развитие интеллекта.

Развитие речи ребенка

В основе формирования речи ребенка выделяют несколько факторов:

  • постоянное общение с малышом;
  • прикосновения, ощущения, зрительное и слуховое восприятие окружающего мира;
  • движение (общая активность и развитие моторики).

Речевое развитие малыша начинается уже в 2-3 месяца, когда он произносит разнообразные звуки – агу, угу и т.д.

На 5 месяце ребенок начинает подражать взрослым, наблюдая, как они двигают губами и произносят звуки.

В 8-9 месяцев малыш уже произносит слоги, можно услышать лепет и пение, что благотворно влияет на развитие голоса.

В возрасте 1 года ребенок усваивает некоторые гласные и согласные, в словарном запасе имеется от 5 до 10 слов, активно используются жесты в общении.

В 1,5 года словарный запас увеличивается до 45 слов. В этом возрасте нужно развивать у ребенка способность соотносить слово к действию, стимулировать желание самому попросить что-то, заводить с ним разговор.

К двум годам ребенок уже может произносить простые предложения и длительное время разговаривать на своем языке. Он показывает предметы, игрушки и части тела, о которых спрашивает взрослый. Даже когда малыш пропускает некоторые буквы или добавляет лишние, то это не страшно, а также не является патологией.

Формирование правильной речи

Иногда, даже при нормальном развитии, у ребенка возникают сложности при овладении речью. В таких случаях необходимо малышу помочь. И необязательно сразу обращаться к специалистам. Родители сами могут справиться с этой задачей.

Проблемы с произношением могут возникать из-за нарушений развития зубов. Поэтому нужно контролировать состояние зубочелюстной полости и своевременно обращаться к стоматологу.

Слух также играет важную роль в формировании речи у ребенка. Даже при его малейших нарушениях у детей снижается качество развития правильной речи. Во избежание этого родители не должны допускать сильной нагрузки на слух ребенка, не включать громко музыку и вовремя обращаться к врачу при болезнях ушной полости.

Дети в произношении очень часто подражают взрослым. Поэтому окружающим необходимо следить за правильностью своей речи, четко и медленно произносить все слова и не подделывать свое общение под детскую речь.

Нельзя ругать малыша за его плохое произношение каких-то слов. В таком случае он просто замкнется в себе, не будет идти на контакт. Нужно поправлять ребенка терпеливо и с любовью, произнося слово правильно.

Первые слова

Время, когда малыш произнесет свое первое слово, зависит от его окружения и общения с ним родных. Обычно это происходит в срок от 1 до 2 лет. И, как правило, первые слова состоят из повторяющихся слогов: мама, папа, баба и т.д.

Интересен тот факт, что детки в возрасте до 2 лет говорят только о том, что находится в пределах их видимости, так как первые слова у малышей обязательно связаны с определенными действиями или объектами.

На следующем этапе произносятся местоимения: вот, там и т.д. Таким образом, малыш сопоставляет предмет с местом его пребывания.

Очень часто после этого этапа в произношении начинаются глаголы. И это большой успех в развитии речи малыша, так как уже можно понемногу составлять диалог.

Родители должны создать в семье такую атмосферу для ребенка, чтоб ему всегда было интересно и приятно общаться с близкими, познавать новую информацию и увеличивать свой словарный запас. Это будет залогом грамотного общения с окружающими и развития интеллекта ребенка.

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.

Как вы думаете, когда надо начинать развивать речь малыша? Правильно, примерно на 30 неделе беременности. Ребенок уже слышит мамин и папин голос, значит, можно с ним разговаривать и петь ему песенки. Когда ребёнок рождается, он узнает голоса родителей, лучше успокаивается, когда их слышит, и вычленяет их из звуков, окружающих его. И начинается сложный и долгий процесс — овладение речью.

С рождения до 6 месяцев проходит предречевая фаза. Сначала малыш только кряхтит, плачет и кричит. Это важный этап: именно так развивается речевой аппарат, дыхательная система и голос (этим можно себя утешать, когда вы не можете успокоить малыша). Вскоре ребенок начинает не только различать голоса родителей, но и реагировать на них. Пока еще не на слова, а на интонацию. К двум месяцам появляется гуление, а к четырем — лепет. Теперь уже звуки, издаваемые малышом, похожи на человеческую речь — это подражание тому, что слышит ребенок.

Вторая фаза — становление звуков. Примерно с 6 месяцев до года малыш уже произносит понятные звуки и звукосочетания: «ба», «па», «ма», «да».

Третья фаза — становление активной речи. Она начинается примерно в год и длится до трех лет, иногда дольше. Малыш знает гораздо больше, чем может произнести. Именно сейчас появляются смешные словечки, которые родители охотно вспоминают потом всю жизнь. Нередко ребенок злится, если окружающие не понимают, чего он хочет. Речь формируется как звукоподражание. Малыш просто повторяет те звуки, которые произносит мама, папа или бабушка, так, как слышит.

Разговаривайте с ребёнком с самого раннего возраста. Пусть он слышит ваш спокойный голос, описывающий, что вы делаете. Буквально комментируйте каждое ваше действие.

Как же развивать речь малыша?

  • Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
  • Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
  • Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
  • Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
  • Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
  • Не спешите бросаться исполнять просьбу ребенка по указательному жесту. Дайте ему попробовать сказать вам, что он хочет.

Самое главное: нельзя просто дать ребенку игру или игрушку и ждать, что он сам ее освоит и с ней разберется.

Если у малыша долго нет гуления и лепета, обязательно проверьте слух ребенка. Не пропускайте визитов к неврологу, если речь задерживается. Рекомендации специалиста помогут вам «разговорить» маленького молчуна.

Не секрет, что развитие речи в раннем возрасте побуждается усложнением общения маленького человека и взрослого. Потребности ребенка растут, и для их удовлетворения все чаще недостаточно невербального общения. Растет потребность говорить.

Родители в этот период могут играть две роли. Они могут, сами того не подозревая, задерживать усовершенствование речевых навыков. Это происходит при недостаточном общении с ребенком, если ему уделяется мало внимания или, наоборот, когда слишком заботливые взрослые стараются предугадать и выполнить все его желания и, тем самым, освобождают его от необходимости говорить. Но внимательные и думающие родители прикладывают усилия для стимулирования речи, много общаясь и занимаясь с малышом.

Этапы развития речи

Различают три этапа:

  • гуление. В первые два месяца жизни, кроме плача, от малыша постепенно все чаще слышны повторяемые припеваемые гласные. Младенец аукает и поет. Позже к гласным добавляются гортанные согласные. Они могут петь: а-а-гу-у ил а-а-га-а. В три-пять месяцев малютка поет все больше, сочетая разные звуки, подражая интонации взрослого. Очень важно петь и агукать вместе с ним, пробовать разные интонации, поддерживать попытки произнести новые звуки;
  • лепет. К гласным постепенно присоединяются небные согласные: ня-ня или да-да. И последними появляются губные согласные: ба-ба, ма-ма, па-па. Взрослые должны повторять за ребенком его звуки и произносить новые, широко артикулируя, призывая кроху повторить;
  • первые слова. К концу первого года жизни появляются первые слова, которые, впрочем, часто трудно отличить от лепета. Это могут быть те же звуки ба-ба, но в них маленький болтун теперь вкладывает смысл, он называет этими словами конкретных людей или предметы.

В течение второго года жизни развивается связная речь, и у двухлетнего крохи словарный запас может составлять около 200 слов. К трем годам он уже может использовать падежи и времена.

Как помочь развитию речи в раннем возрасте?

  • Разговор с самим собой. Мама готовит кушать, кроха нетерпеливо ерзает в стульчике: «Где тарелка? Вот она, я вижу Катину тарелку, смотри какая красивая! Положим в тарелку кашу. Катя будет кушать кашу. Каша вкусная. Катя любит кашу».
  • Параллельный разговор объясняет все, что происходит с малышом, что он видит, чувствует. «Настя с мамой идет по тропинке. Ах, какие зеленые листочки на дереве. Слышишь, это поет птичка? Насте нравится, как поет птичка».
  • Непонимание или провокация. Конечно, внимательный взрослый точно знает, что в данный момент кроха просит с полки свой любимый мяч, но притворится непонимающим очень полезно. Пусть постарается произнести свою просьбу. То же касается и действий. «Ты хочешь, чтобы я мяч подержала? Чтобы подбросила? — и после «Дай»: — «Ах, ты хочешь, чтобы я тебе дала мячик! На!». Этот прием очень стимулирует развитие речи в раннем возрасте.
  • Распространение. Взрослые должны использовать распространенные предложения, сложные языковые формы и богатую лексику, чтобы маленький человечек учился заканчивать свою мысль. Малыш: «Компот». Взрослый: «Фруктовый компот. Он ярко-розовый, потому, что в нем клубника. Компот пьют из чашки».
  • Приговоры. Это использование фольклорных песенок, потешек и прибауток. Они очень нравятся детям и запоминаются лучше любых других слов и оборотов. Большинство этих народных произведений связано с двигательной активностью, которая напрямую влияет на участки мозга, отвечающие за умение говорить. Это, например, сорока-белобока, потешка о том, как пальчики в лес ходили.
  • Игры с природными материалами и продуктивная деятельность. Это использование различных природных материалов для создания каких-либо художественных творений: поделка из шишек, аппликация из листьев и другие занятия, связанные с лепкой, рисованием — все это развивает мелкую моторику, воображение, что влияет на речевой аппарат.
  • Замещение. В два года ребенок может представить, будто варежка это собачка, а коробка из-под обуви — ее домик. В три года он уже может вообразить себя кем угодно — от летчика до мухи, перевоплотиться и с удовольствием выполнять взятую роль. Пантомима очень нравится детям. Начинать нужно с простых действий. «Угадай, что я сейчас делаю?», говорит мама, вымывая чашки. «А сейчас?», вытирая стол. Потом пусть он попробует загадать вам действие. Дальше усложняйте задания и превращайте в маленький театр. Все это — первая ступень к сюжетно-ролевым играм, которые чрезвычайно важны для начинающего болтуна.
  • Ролевая игра в раннем возрасте только начинает формироваться. Настоящее умение играть у маленького фантазера появится намного позже, но даже крошка может звонить по игрушечному телефону бабушке и разговаривать понарошку. Может кормить куклу воображаемым супом, приговаривая, какой он вкусный и из чего сварен. Ролевая игра развивает не только умение говорить, но и внимательность, наблюдательность, умение слушать и сопереживать. Играя, дети учатся общаться и понимать друг друга.
  • Музыкальные игры. Даже младенцы любят музыку и это видно уже у трехмесячного малютки, который начинает улыбаться и активно двигать ножками и ручками, заслышав знакомую песенку. Полезны игры типа «Каравай» или «Баба сеяла горох». Совместное выполнение движений и подпевание — что может быть веселее. И опять это не только развлечение. Это неотъемлемая часть развития речи и творческих способностей.

Все эти занятия важны, но одно из главных условий — внимательные родители, заинтересованные в успехах малыша. Если взрослые поддерживают в неудачах, радуются маленьким победам — человечек усвоит, что он нужен, он интересен. Это вселяет уверенность в себе и способствует не только совершенствованию речи, но и гармоничному развитию личности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector