Развитие речи в 6 лет

Развитие речи в 6 лет

Начиная с пяти лет дети переходят в старший до­школьный возраст. Это период наиболее гармоничного состояния ре­бенка: многие функции уже сформированы, и в то же время еще не наступил кризис семи лет, когда начинает перестраиваться организм. Это лучшая пора детства. Пятилетние дети хорошо ориентируются в знакомой обстановке детского сада. Они уверены в себе, научились общаться с ровесниками, включаться в совместные игры. В этом возра­сте все дети трудолюбивы: охотно дежурят, накрывают на стол, поли­вают цветы, подметают дорожки. А какие они стали разговорчивые! И про мультфильм расскажут, и о поездке с мамой на дачу, и о гос­тях, которые приходили к ним на праздник.

Характеристику речевого развития детей от пяти до шести лет стоит начать с описания состояния звуковой стороны речи, потому что к данному возрасту звукопроизношение пришло в норму.

ЗВУКОВАЯ СТОРОНА РЕЧИ

К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произ­носить все звуки в составе слов и предложений.

Внимание родителям! Срочно обращай­тесь к специалистам-логопедам, чтобы они установили причину непра­вильного звукопроизношения и составили программу исправления нару­шенных звуков. Время теперь работает против вас: искаженный звук только закрепится, и исправить его с возрастом будет все труднее.

Говоря о звуковой стороне речи, нельзя забывать об элементах интонации — просодемах (силе голоса, высоте тона, темпе речи, тем­бре голоса), так как они, как и звуки, являются «строительным мате­риалом» устной речи. Дети легко воспринимают все просодемы и еще в раннем возрасте различают в интонациях голоса взрослых ласку, строгость и т. д. К пяти годам большинство детей может произвольно менять силу и высоту голоса в зависимости от целей высказывания, то есть пользоваться просодемами осознанно, а не только понимать их.

К пяти годам нужно нормализовать темп речи. Как известно, темп речи зависит от того, как проговариваются ударные слоги в словах (безударные слоги всегда проговариваются очень быстро). Нежелате­лен как убыстренный темп речи, приводящий к неотчетливому, неряш­ливому проговариванию со смазанной артикуляцией, так и замедлен­ный, создающий трудности в общении.

Старшие дошкольники уже должны уметь выражать голосом неза­конченные интонации смысловых отрезков распространенного предло­жения, так как они пользуются в речи не только простыми, но и слож­носочиненными и сложноподчиненными предложениями. Таких интона­ций шесть: интонация перечисления; интонация противопоставления; интонация звательности; интонация предупреждения, или интонация двоеточия; интонация вводности; интонация обособления.

Лучшим материалом для показа таких интонаций являются стихи и сказки классиков русской литературы.

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА

После пяти лет у большинства детей начинает форми­роваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Рань­ше речь выступала лишь как средство общения, сейчас она становится объектом осознания и изучения. По отношению к младшим дошколь­никам Л. С. Выготский говорил: «Первоначально мы встречаем у ребен­ка неосознанность словесных форм и словесных значений и недифференцированность тех и других. Слово и его звуковое строение воспри­нимаются ребенком как часть вещи или как свойство ее, неотделимое от других свойств».

Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. По дан­ным В. К. Орфинской, выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового ана­лиза нужно обучать специально. В возрасте от пяти до шести лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец сло­ва, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное ме­сто звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Старшие дошкольники располагают гораздо большим словарем, чем дети четырехлетнего возраста. После пяти лет сло­варный запас растет стремительно. Если в предыдущие годы можно было примерно сосчитать, сколько слов в активном употреблении, то сейчас это сделать уже труднее. Непроизвольная память — основа пополнения словаря — в этом возрасте достигает своего расцвета. Слова запоминаются как бы сами собой, без волевых усилий. Один раз услышанное слово легко входит в активный словарь. Эту способность схватывать все на лету надо использовать, организуя с детьми игры, читая книги и просматривая телепередачи. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Согласно периодизации А. Н. Гвоздева, в возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматическо­го строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключе­ния из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее могут оставать­ся ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков (хочу — хочут), в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (дерево — дерева, каранда­ши — нет карандашов) и так далее. В речи пятилетних детей нет или почти нет причастий. Если же эти формы появляются в речи, то часто употребляются неправильно (порезатый, порватый). Встречаются ошибки в употреблении приставок с пространственным значением: сме­шиваются близкие по значению морфемы, например, вошел — зашел, пришел — подошел.

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ

Все условия для развития связной речи к пяти годам созданы: звукопроизношение и грамматический строй сформировались, накоплен необходимый словарный запас, дающий возможность облечь в словесную форму мысль.

Выделяют две формы речи (А. М. Леушина, С. Л. Рубинштейн) — ситуативную и контекстную. «Ситуа­тивная речь не отражает полностью содержания мысли в речевых фор­мах. Содержание ее понятно собеседнику только при учете им той ситуации, о которой рассказывает ребенок, а также при учете им жестов, движений, мимики, интонации. Контекстная речь характеризу­ется тем, что ее содержание раскрывается в самом контексте и тем самым становится понятным для слушателя, вне зависимости от учета той или иной ситуации».

К концу дошкольного возраста обе эти формы сосуществуют. Ситуативная речь используется в рассказах на темы своего быта, при пересказах текстов с использованием картинок. Ученые (А. М. Леушина, Л. А. Пеньевская) отмеча­ют огромную роль обучения рассказыванию в развитии связных форм высказываний детей дошкольного возраста.

Монологическая форма речи используется при описании, повествовании или рассуждении о чем-либо.

Сообщения о фактах, существующих одновременно, называется описанием. Описание имеет лучевую структуру: части текста могут переставляться.

Сообщение, в котором факты следуют один за другим, называется повествованием. Данный тип текста имеет линейную структуру.

Сообщение о фактах, находящихся в причинно-следственных отно­шениях, называется рассуждением. В структуре данного текста выде­ляется тезис и доказательства данного тезиса.

Детей надо специально учить монологической речи, так как в речи взрослых в повседневной жизни эта форма речи используется редко, и по подражанию обучения не произойдет.

Материал содержит краткое описание характеристики речи детей 6-7лет в норме, а также рекомендации по развитию речи в домашних условиях.

Скачать:

Вложение Размер
harakteristika_rechi_detey_6-_7_let_2015.docx 16.36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №4 «Березка»

Выступление на родительском собрании:

Развитие речи ребенка 6-7 лет.

Рекомендации по развитию речи

ребёнка в семье.

Характеристика речи детей 6-7 лет.

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи ребенка. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, активно подражают речи окружающих.

У ребенка 6 -7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 4 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10 тысяч слов. Словарь насыщен обобщающими существительными. Ребенок обозначает свойства, названия действий и их качества. Использует активно синонимы и антонимы, в состоянии объяснить неизвестные значения знакомых многозначных слов, сочетать слова по смыслу. В речи ребенка присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.). Осознанно употребляет родовые и видовые понятия.

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы. Полностью усваивается слоговая структура слов. У ребенка хорошо развит фонематический слух. Он самостоятельно определяет наличие звука в слове, отбирает картинки, придумывает слова с заданным звуком, выделяет ударный гласный, первый и последний звуки в слове.

На седьмом году ребенок практически полностью овладевает грамматическим строем речи и пользуется им достаточно свободно. Правильно изменяет и согласовывает слова в роде, числе, падеже; точно спрягает часто употребляемые глаголы; может образовывать трудные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. Самостоятельно образует слова, подбирая однокоренные.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета, раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты.

У ребенка хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подает реплики, задает вопросы. Способен построить краткие сообщения.

В зависимости от ситуации ребенок может говорить громко, тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Таким образом, к концу седьмого года жизни ребенок в речевом развитии достигает довольно высокого уровня. Он владеет правильным звукопроизношением, выразительной и эмоциональной речью, имеет необходимый для свободного общения со взрослыми и сверстниками словарный запас, грамматические формы. Его высказывания становятся содержательнее, точнее, выразительнее.

Характеристики

Общие

Описание

Вашему ребенку уже исполнилось 5 лет? С одной стороны, он уже не совсем малыш, а с другой — еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90 % всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.

Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано с окружающим миром. Поэтому игры, упражнения, чтение ребенку художественной, познавательной литературы, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать ему сведения.

Речь — одна из основных линий развития ребенка. Русский язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми. С помощью речи ребенок познает мир, высказывает свои мысли и взгляды. Всем хорошо известно, что речь не является врожденной способностью человека. Она формируется постепенно, в процессе роста и развития человека.

Задания для развития речи в картинках для дошкольников средней группы

Развитие речи ребёнка-дошкольника – один из важных факторов его успешного интеллектуального развития. Если ребёнок хорошо говорит, у него обычно нет проблем в общении со сверстниками, он хорошо усваивает материал на занятиях, правильно отвечает на вопросы, умеет выражать свои мысли.

Хорошо, если с ребёнком проводятся специальные занятия по развитию речи. Они сделают речь малыша более чёткой, правильной, выразительной, обогатят его словарный запас, разовьют связную речь.

При помощи этих заданий вы сможете не только развивать речь ребёнка, но и проверить уровень развития речи вашего малыша.

Упражнение №1

Назови предметы. Чётко и правильно произнеси все звуки.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №2

Назови предметы. Чётко и правильно произнеси все звуки.

Какой предмет в каждом ряду лишний? Обрати внимание на последние звуки.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №3

Повтори предложения. Чётко произнеси все слова.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №4

Рассмотри картинку. Ответь на следующие вопросы.

— Кто нарисован на картинке?

— Где сидит бабочка?

— Где летит птичка?

— Где растёт цветок?

— Где сидит улитка?

— Где ползёт гусеница?

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №5

Измени слова по образцу.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №6

Что нарисовано на картинке? Составь рассказ

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №7

Рассмотри картинки. Расскажи, что на них изображено. Дай названия картинкам.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №8

Рассмотри картинки. Чем они отличаются? Расскажи.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №9

Расскажи как можно больше про каждый предмет.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №10

Составь рассказ про девочку и куклу. Дай название своему рассказу.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №11

Посмотри на картинки и назови сказки, к которым они нарисованы. О чём эти сказки?

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №12

Найди слова с противоположным значением. (Прочитайте ребёнку слова)

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №13

Сравни предметы между собой. Назови признаки сходства и различия между ними.

Развитие речи в 6 лет

Упражнение №14

Послушай русские народные песенки-потешки. Ответь на вопросы.

Развитие речи в 6 лет

Что из муки пекла?

С кем прянички ела?

— Не ешь одна! Не ешь одна!

(Где была кошка? Что она там делала? Что пекла кошка? С кем она ела пряники?)

Развитие речи в 6 лет

Зачем тебе водичка?

Как цыплятки просят пить?

(Куда пошла курочка? Зачем она пошла? Кто будет пить воду?)

Речевое общение — важнейшее средство связи между ребенком и окружающим его миром.

Речь является одной из самых сложных высших психических функций человека.

Речь у детей — это не врожденная способность, она формируется под влиянием речи окружающих ребенка взрослых. Правильное развитие речи ребенка зависит от объема речевой практики, от обучения и воспитания детей с первых моментов их жизни.

Образец речи для ребенка дает его социальное окружение. В бедных речевыми побуждениями семьях дети начинают поздно говорить и говорят, как правило, мало.

Очень часто отставание в развитии речи сопровождается общим отставанием в развитии ребенка, несмотря на то, что интеллект, природные способности и речевой потенциал находится у таких детей на нормальном уровне.

Ребенок получает информацию от окружающих людей при помощи сигналов и знаков: сначала невербальных, а затем вербальных (речевых).

Развиваются навыки общения, действия, растет игровой опыт. Формирование эмоциональной сферы, воли, адекватного поведения ребенка напрямую зависит от уровня развития его речи.

Нарушения речи сужают возможность социальной адаптации и познавательную деятельность человека в любом возрасте.

Дети, как и взрослые, отличаются друг от друга уровнем развития личности, а значит и речи. Для точной и, главное, своевременной диагностики речевых нарушений ребенка нужно знать и учитывать внешние факторы (среда и окружение), здоровье и генетику.

Развитие речи в 6 летНапример, к четырем годам средний ребенок имеет в запасе примерно 2000 слов.

Все слова, произносимые детьми в четыре года, приобретают более точное значение. Ребенок любит много говорить, слушать короткие стихи, сказки, рассказы, начинает запоминать и рассказывать их. Недостаток в произнесении сложных, длинных и малознакомых слов считается в этом возрасте нормой.

В пять лет запас слов детей насчитывает в среднем 2500-3000 единиц. Степень понимания значения слова и уровень словообразования значительно увеличиваются. Происходит формирование «чувства языка», основанное на опыте речевого общения ребенка. Дети начинают использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Часто из уст пятилетнего малыша можно услышать связный рассказ. В пять лет, как правило, исчезают возрастные ошибки произношения. Но, вполне допустимо, что ребенок может в этом возрасте неверно понимать и использовать слова.

Шестилетние дети дают верное определение весьма широкому кругу окружающих их явлений и вещей. Они начинают использовать обобщающие слова, совершенствуют произношение.

В детской речи исчезают пропуски и перестановки слогов и звуков. Исключения бывают только при встрече с незнакомыми и сложными словами.

В шесть лет среднестатистический ребенок усваивает основные закономерности словообразования, изменения слов и соединения слов в предложении. В построении фраз ребенок начинает использовать все части речи. Многие дети умеют пересказывать небольшие тексты, приобретают навыки овладения труднейшим видом речи — речью монологической.

Следовательно, при благоприятных условиях развития и воспитания, при отсутствии нарушений речевого аппарата и при активном речевом развитии , ребенок к шести годам владеет всеми звуками родного языка и правильно использует слова в своей речи.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector