Развитие речи в 5 лет
Середина дошкольного возраста — необычайно важный период в становлении правильной и развернутой речи ребенка. В этот момент малыш особенно остро нуждается в общении со взрослыми, он стремится рассказать о своих мечтах и желаниях, поделиться переживаниями и расстройствами. Совместное общение ребенка и родителей играет ведущую роль в становлении речевых навыков.
Словарный запас малыша к пятилетнему возрасту достигает уже 3000 слов, он довольно легко запоминает стихотворения, даже довольно длинные. Разучивание стихотворений необычайно важно для формирования речи богатой образами и сравнениями, но перед заучиванием убедитесь, что ребенку понятны все слова в тексте. Стихотворение не должно для него звучать как механически заученная «абракадабра», а ведь в произведениях классических поэтов употребляется много слов, в настоящий момент уже устаревших и неупотребляемых. То же самое Пушкинское «У лукоморья дуб зеленый. » таит массу подобных слов.
Во время чтения прозы также не стоит ограничиваться просто процессом пассивного слушания, задавайте ребенку вопросы о прочитанном, стремитесь выяснить его отношение к различным героям и ситуациям, в которых они оказались. Именно в этом возрасте ребенок становится способен на монологическую речь, а одним из первых шагов в тренировке этого навыка становится пересказ и рассказ по картинкам (игра Короткие истории). Интерес к составлению рассказа можно усилить, если разложить перед ребенком фотографии с совместного отпуска или с какой-то поездки и предложить составить историю, опираясь на них.
5 лет – самый подходящий возраст, чтобы начинать читать сказки с продолжением. Договоритесь, что каждый вечер Вы будете читать, к примеру, по 2 главы, но перед началом очередного чтения обязательно вспомните, что происходило с героями до этого. Такой прием позволит не только активизиров ать речевые способности, но и развить память. Можно также предлагать малышу самому придумывать финалы различных коротких истори й, это разовьет его фантазию и творческие способности. Если ребенка увлекла идея придумывания историй, можно приобрести набор для кукольного театра и предложить ему вместе придумывать и инсценировать небольшие сказки, к примеру, для приходящего с работы папы или гостей в выходные.
К этому возрасту желательно, чтобы ребенок мог объяснить, кем работают его родители (игра Кем работают папы), понятно, что сущность работы большинства современных офисных профессий дошкольнику осознать будет трудно, но постарайтесь объяснить это простыми, доходчивыми словами, определяющими сущность профессии и инструментария. Поиграйте с ребенком в игру, когда Вы называете название той или иной профессии, а ребенок должен назвать пару предметов, которые с этим родом деятельности связаны: врач – шприц, стетоскоп, пожарный – каска, огнетушитель и т.п.
Для развития навыков связной речи можно поиграть в «Дополнения». Самый простой вариант – это дополнение последнего слова в стихотворении. Рифма подскажет ребенку правильный вариант, например, «Я захотел устроить бал, и гостей к себе. » Ребенок должен додумать и ответить «позвал». Если с таким заданием ребенок справляется с легкостью, можно предлагать ему дополнить уже не рифмованные предложения с причинно-следственными связями. Например, «Ваня взял с собой мяч и ведерко, потому что», дальше задача малыша придумать интересное и логически подходящее продолжение.
Можно устроить ребенку небольшой экзамен на знание функций основных бытовых предметов. Поспрашивайте его: чем ты кушаешь, а при помощи чего чистишь зубки, расскажи, из чего ты пьешь кефир, а из чего ешь суп, куда складывают продукты, чтобы они не портились. Такие характеристики можно загадывать ребенку и в форме загадок: «С его помощью одежду делают гладкой и без складок». Не менее интересно поменяться с малышом местами и предложить ему самому составить несколько таких описаний. Тематика подобных загадок может быть самой разнообразной (настольные игры для развития речи)
Важно наполнить речь ребенка прилагательными, постоянно задавайте ребенку вопросы о различных качествах вещей, которые его окружают, они могут касаться цвета и размера, формы и материала, из которого они сделаны. Можно поиграть с дошкольником в синонимы, предлагая ему назвать по-другому то слово, которое Вы произнесли: ласковый – нежный, красивый – прекрасный и т.п. Обратите особое внимание на притяжательные местоимения, они довольно часто могут вызывать затруднения у пятилеток.
Расширяем и количество глаголов в речи малыша. Этому может способствовать следующая игра: водящий называет существительное (лягушка), а ребенок должен назвать, что она делает (квакает, прыгает).
Не забывайте тренировать мелкую моторику рук, несложные занятия по штриховке или дорисовыванию элементов картинки, обведению контуров помогут не только подготовить руку дошкольника к письму, но и способствуют более успешному развитию речи. При этом не стоит заниматься слишком долго, достаточно будет 3-4 заданий в день. Следите, чтобы ребенок держал осанку, а его письменный стол или парта были хорошо освещены.
В этом возрасте также важно усвоить предлоги и приставки и их значения. Это также можно сделать в игровой форме. Можно давать малышу поручения с подробным описанием, что и куда нужно отнести, а затем попросить маленького помощник подробно рассказать об этапах выполнения. Можно прятать какой-то условленный предмет, а затем спрашивать малыша, где именно он его нашел (важно прятать вещь так, чтобы для объяснений ребенок активно употреблял предлоги – под, над, за, перед, рядом и т.п.).
Лучше всего изучать грамматические формы, если в качестве якобы нерадивого ученика будет выступать плюшевая игрушка, которая постоянно допускает какие-то ошибки. Их дети обычно легко определяют и тут же охотно исправляют, а вот если сказать, что ошибся именно он, могут обидеться и уйти в себя.
Время занятий не должно быть длительным – 10-15 минут в день вполне достаточно для эффективного развития речи. Важно, чтобы на занятии присутствовало несколько разновидностей упражнений, нет смысла все время урока посвящать одному заданию с вариациями. Это утомит ребенка и снизит интерес к речевым упражнениям и играм.
Чистоте речи ребенка способствует специальная зарядка для языка и губ. Сначала предложите малышу сделать губки трубочкой, затем широко растянуть губы в улыбке, а потом втянуть губы внутрь рта. После этого можно приступить к причесыванию нижней губы верхними зубами и наоборот, главное, объясните, что эти действия нужно производить легко, без нажима, чтобы малыш не поранил себя. Затем надуваем щечки, как хомячки, и начинаем полоскать внутри воздух. По аналогии можно придумать и другие упражнения.
Примерно до пяти летпроисходит интенсивное развитие мозга, в том числе речевых функций. По мере роста ребенка расширяется словарный запас, ситуативная речь заменяется полноценным рассказом. Именно в дошкольный период родителям нужно быть внимательными к малышу и вовремя распознать проблемы с речью, если они возникнут.
Нормы речевого развития
Согласно данным ВОЗ, к 3 годам словарный запас ребенка должен составлять 1000–1500 слов. Он способен соединять три-четыре слова в предложение, заучивает простые и короткие стихи, может рассказать о своих впечатлениях от того или иного события. А еще называет цвета, формы, домашних животных, предметы посуды, одежды, мебели.
К 4 годам ребенок начинает говорить сложными предложениями, комбинирует четыре и более слова, понимает сложные конструкции речи, обращенные к нему. Дети поют, эмоционально разговаривают, часто повторяют слова, фразы и звуки. Его словарь насчитывает от 1500 до 2000 слов. Малыши обобщают предметы в группы (овощи, фрукты, посуда и пр.), пробуют рассуждать и делать выводы. Он может говорить почти как взрослый и готов вести непродолжительную беседу.
В 5 лет словарный запас ребенка превышает 2000 слов, а понимает он более 10 000 слов, речь его правильно выстроена и понятна взрослому. Она становится разнообразнее, правильнее, богаче. Ребенок может рассказать целую историю или описать предмет, пересказать или выучить довольно длинное стихотворение. А еще юные почемучки задают множество вопросов: «Почему луну не видно днем?», «Как рыбы дышат под водой?», «Откуда берется вода в кране?» и пр.
Однако педиатры допускают отклонения от этих критериев, колебания допустимы в пределах 2–3 месяцев, мальчики могут отставать от девочек на 4–5 месяцев. Если соседский ребенок вовсю болтает в два года, а твой только к трем начал составлять простые предложения, не нужно волноваться. Задача родителей — помочь ребенку развить речь.
Упражнения для развития речи
Развитие и становление речи начинается с семьи, поэтому родители и близкие люди в силах помочь крохе справиться с этой задачей.
Говорите правильно. Дети подражают взрослым, поэтому больше общайся с ребенком, комментируй все свои действия. Речь взрослого должна быть эмоциональна, так ребенок быстрее запомнит новые слова. Обсуждай с ним бытовые предметы, явления природы и пр.
Читайте книги. В зависимости от возраста, читай малышу сказки, стихи с договариванием, повторяющимися фразами. Читай медленно, четко проговаривая каждое слово. Если малыш просит, прочитай сказку несколько раз. Когда ребенок уже знает буквы, поощряй его желание прочитать какие-то слова самостоятельно.
Задавайте вопросы. Ежедневно спрашивай ребенка, как прошел день, что нового он узнал и т. п. И при этом внимательно слушай, не торопи ребенка и не одергивай! Если сначала у вас не получится полноценной беседы, все равно вопросы будут способствовать развитию речи и умению выражать мысли. Также важно отвечать и на вопросы ребенка, не игнорировать их. Если не знаешь ответа, скажи, что посмотришь в интернете или книге.
Играйте! Хорошо развивают речь и воображение сюжетно-ролевые игры, домашнийкукольный театр, настольные и пальчиковые игры под музыку, лепка и различные виды рисования. Игры с пальчиками хорошо развивают мелкую моторику, что эффективно сказывается на речи малыша. Такие игры поднимут ребенку настроение и развлекут, если вдруг станет скучно. А детские песни и мелодии научат малыша менять высоту голоса, тональность и ритм.
Занимайтесь спортом. Не стоит ограничивать двигательную активность ребенка. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Шустрые малыши имеют больший словарный запас, быстрее воспринимают и обрабатывают информацию. Делайте утреннюю гимнастику, больше гуляйте на свежем воздухе, а в выходные устраивайте семейные вылазки на природу. Особое значение имеют подвижные игры, которые часто сопровождаются словами — стихами, песнями, речитативом. Текст задает ритм движениям.
Ограничь гаджеты. Просмотр мультиков, компьютерные игрынегативно влияют на развитие речи ребенка. Звуки с экрана не направлены на ребенка и не предполагают ответа, малыш лишь пассивный зритель. К тому же герои современных мультиков порой гнусавят, не выговаривают некоторые звуки. В результате дети говорят мало и с трудом подбирают слова, чтобы выразить свои мысли. Все внимание уходит на восприятие картинки.
Помощь логопеда
В настоящее время растет число детей с задержкой речевого развития. Причин тому масса: от родовой травмы до неблагоприятных социально-бытовых условий (у мамы нет времени и желания общаться с ребенком, отсутствует эмоциональный контакт).
Когда требуется помощь логопеда:
- в 3 года ребенок разговаривает на языке, понятном только ему;
- не произносит звуков и подменяет их;
- к 4 годам речь малыша невнятная, будто «каша во рту»;
- ребенок заикается, проглатывает звуки или меняет местами слоги.
Если ты переживаешь по поводу речи своего ребенка, обратись за рекомендацией к логопеду. Он подскажет, можно ли выровнять речь дома или нужны занятия со специалистом.
В дошкольном возрасте важно устранить речевые дефекты и исправить речь. Правильная речь — залог успешной учебы в школе, умения общаться с людьми и общего интеллектуального развития. А внимание и родительская любовь помогут в речевом развитии и создании хорошей базы для получения новых знаний.
Данный материал носит информационный характер и не заменяет консультацию специалиста.
Источники:
1. А. Левадная. Доктор аннамама, у меня вопрос: как ухаживать за ребенком?
2. А. Новик. Задержка речевого развития у детей раннего возраста: что нужно знать.
3. Е. Комаровский. Как научить ребенка говорить?
Артикул: Арт: 10274528
Товар не доставляется в ваш регион
Товара нет в наличии Выбранного размера нет в наличии
0 && (selectedNomenclature^selectedPrice && selectedNomenclature^selectedPrice.salePrice) 0 ? ‘Мин. сумма для заказа данного товара ‘ + formattedMinOrderSum() : »>»>Мин. сумма для заказа данного товара ?
- 0
Все размеры
Добавлено в избранное
Артикул: Арт: 10274528
Электронная книга будет доступна для скачивания в Личном кабинете сразу после покупки
- Бесплатная доставка
- Примерка
- 21 день на возврат
- Бесплатный подъем на этаж
Wildberries не продаёт и не доставляет алкогольную продукцию. Вы можете забронировать интересующий товар и забрать его в магазинах партнёров.
Причина уценки
Состав
Описание
В комплект по развитию речи входят: набор с игровыми обучающими карточками «Развитие речи». Простые правила игр подробно описаны на специальных карточках для взрослых и позволяют провести с одним набором 8 дидактических игр, в наборе 24 карточки с картинками и 4 карточки для взрослых с описанием игр. «Считалочки»и стихи с движениями «Играть мы стали в прятки» в игровой форме развивают речь малыша, его общую моторику. Книги из серии «Тестовые задания для детей» позволят родителям узнать, какими знаниями и навыками ребёнок уже владеет, а какие требуют дополнительных занятий.
Автор | группа авторов |
---|---|
Вес товара с упаковкой (г) | 305 г |
Вид бумаги | картон |
Возрастные ограничения | 3+ |
Высота предмета | 305 см |
Год выпуска | 2018 |
Жанры/тематика | Детское творчество и досуг; Познавательная литература для детей; Развитие ребенка |
Иллюстратор | коллектив иллюстраторов |
Количество страниц | 16 шт. |
Обложка | мягкая |
Ширина предмета | 20.5 см |
Языки | русский |
Страна производства | Россия |
Комплектация | развивающие карточки; книга — 4 шт. |
Информация о технических характеристиках, комплекте поставки, стране изготовления и внешнем виде товара носит справочный характер и основывается на последних доступных сведениях от продавца
Главная роль в развитии познавательных способностей и речи детей принадлежит родителям. Только от вашей наблюдательности, чуткости, умения вовремя заметить какие-либо проблемы, от желания развивать и совершенствовать навыки ребенка зависит успешность развития речи вашего малыша.
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становленя речи. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Для «речетворчества» таким критическим периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными форомами родного языка, накапливает большой запа слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное.
Вы должны помнить, что речь — инструмент развития высших отедлов психики человека. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.
ОБЩИЕ ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
— С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода во время бодрствования младенца, при этом почаще давайте ему возможность видеть ваше лицо, наблюдать за вашей артикуляцией.
— Почаще берите ребенка на руки, пеленайте, кормите — ребенку необходим постоянный телесный контакт с матерью.
— Поощряйте любые попытки ребенка заговорить: малыш начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать.
— Говорите с ребенком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
— Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил.
— Поощряйте любопытство, с тремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос.
— Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми