Развитие речи в 1 5 года

С рождения и до 3 лет у малышей самый интенсивный этап развития, они приобретают много новых навыков, совершенствуют их. Если в этот период пустить развитие ребенка на самотек, то в дальнейшем понадобится гораздо больше усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь — это работа мышц и речевых органов. И как любую мышцу, речь нужно постоянно тренировать и развивать.

Существует ряд факторов, влияющих на речь ребенка — это здоровая беременность и роды, правильность формирования и функционирования всех систем организма ребенка, благоприятное речевое окружение.

От 0 до 3 лет. Основные этапы формирования речи у ребенка.

От 2 до 6 месяцев — гулит, лепечет, реагирует на свое имя, издает разнообразные интонации плача.

От 6 до 12 месяцев — начинает проговаривать слоги, подражает взрослым, добавляются новые согласные звуки, имитирует знакомые слова.

До 1 года — первые слова «мама» и «папа», показывает ручкой на предметы, понимает слово «нет», знает имена близких.

До 1,5 лет — малыш знает 10-20 слов, проговаривает несколько слов вместе, машет рукой, мотает головой, знает части тела и может их показать, выполняет простые указания.

До 2 лет — предложения из 2 слов, в запасе 50-100 слов, следует простым инструкциям, начинает говорить местоимения, сокращает слова, речь становится понятна окружающим.

До 3 лет — предложения из 3 слов, в лексиконе 300-500 слов, следует инструкциям из двух действий, начинает рассказывать истории, ребенок разговаривает с детьми и взрослыми, может искажать некоторые звуки (шипящие, свистящие, гласные).

Советы по правильному формированию речи

  1. Отвечать на лепет детей, повторять за ним и подражать его звукам.
  2. Разговаривать с малышом на протяжении всего дня, чтобы он постоянно слышал речь. Не сюсюкать, а четко и внятно вести беседу с ребенком.
  3. Читать цветастые книжки каждые день, с интонацией, с изменением голоса.
  4. Гулять с ребенком в разных местах, ему интересно познавать новый окружающий мир. Малыши очень любознательны.
  5. При разговоре необходимо обеспечить зрительный контакт.
  6. Концентрировать внимание ребенка на новых предметах, животных и проговаривать их названия.
  7. Хвалить ребенка за проговаривание новых слов.
  8. Нужно внимательно слушать, когда ребенок разговаривает с вами.
  9. Для лучшего восприятия новых слов необходимо использовать картинки.
  10. Давайте слушать малышу детские песенки и сказки.

Также сейчас очень популярно заниматься с малышом по карточкам. Сейчас на рынке огромное количество данного продукта, с различными темами. Есть карточки с животными, одеждой, частями тела, действиями, фруктами и овощами, транспортом и т.п. Суть данной игры в том, что родители показывают ребенку карточки, проговаривая ее название, впоследствии ребенок должен сам называть название карточки. Важно не делать из этого процесс обучения, нужно все преподносить в форме игры.

Подводя итог, родители не должны оценивать темп развития своего ребенка, исходя из достижений других детей. Важно помнить: каждый ребенок индивидуален и у него свой темп развития. Цель занятий с малышом должна заключаться в том, чтобы помочь развить ему свои навыки, а не догнать развитие других детей.

Развитие речи в 1 5 годаРечь годовалого малыша быстро пополняется новыми словами и целыми фразами и активизируется к двум годам. Именно в период 1-2 лет она становится для ребенка базовым средством общения. То, какой она будет, зависит от подготовительных работ, которыми родители занимались с младенцем до года. А для развития правильной речи рекомендуется использовать специальные упражнения.

Нормы речевого развития у малышей от 1 до 2 лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки:
    Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке, например, с помощью логопедического массажа. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

  • Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее.
  • Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога. Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам.
  • Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут. В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам. Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

  1. Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь.
  2. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком.
  3. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах.
  4. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу.
  5. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы. Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром.
  6. Пусть малыш часто играет со старшими детками. Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

  1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
  2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
  3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения. Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает.

Очень часто от родных и близких маленького, ещё не говорящего, ребёнка можно услышать: «Он всё понимает, только пока не говорит». Так ли это?

Понимание речи у ребенка

Действительно, довольно часто в рамках определённой ситуации ребёнок действует адекватно: показывает нужный предмет или игрушку, совершает необходимое действие. Однако при более глубоком обследовании можно обнаружить пробелы в знаниях малыша, который часто путает значения многих слов, постоянно использующихся в обиходе. Например, он может смешивать значения слов на основе сходства функционального назначения (миска – тарелка), по внешнему сходству (майка – рубашка), на основе сходства части и целого (локоть – рука). Кроме этого, часто маленький неговорящий ребёнок одним и тем же словом может обозначать разные предметы или действия.

Конечно, если малыш не пользуется активной речью, непросто объективно оценить уровень понимания обращённой к нему речи. Однако следует иметь в виду: если к 3-м годам ребёнок не заговорил, то имеет место задержка речевого развития, при которой отставание затрагивает все стороны речи – не только активную (процесс говорения), но и пассивную (процесс понимания).

Таким образом, можно утверждать, что работа над пониманием речи неговорящими детьми 1,5 – 3 лет не просто желательна, а необходима.

Создание речевой среды

Развитие у ребёнка понимания речи включает в себя создание речевой среды в целом, а также целенаправленную работу по накоплению пассивного словаря.

Создание речевой среды включает в себя:

  • постоянный разговор с ребёнком;
  • единые требования к речевому общению с ребёнком всех близких взрослых;
  • определённые требования к речи окружающих взрослых;
  • постепенное усложнение речевого общения;
  • организация специальных речевых игр.

Развитие речи в 1 5 года

Здравствуйте, друзья! Сегодня мы поговорим о речевом развитии детей 1,5 – 2 лет. Статью подготовила логопед Елена Барышева. Все статьи по развитию речи можно найти в рубрике «Развитие и коррекция речи».

Развитие речи детей от 1,5 до 2 лет

Возраст от полутора до двух лет ознаменован относительным спокойствием, кризис миновал, ребенок становится старше, понятливее и послушнее. Уровень развития 2-х летнего малыша часто колеблется в зависимости от его личностных особенностей. Постарайтесь не сравнивать своего ребенка с другими детьми, принимайте его таким, каков он есть. В этом возрасте ребенок уже понимает очень многое и важно, чтобы он слышал позитивные высказывания о себе. Когда мама говорит, что ее ребенок ленивый, трусливый или бестолковый, она формирует определенный образ личности и эти, далеко не лестные определения становятся частью представлений ребенка о себе.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нор­мального речевого окружения и от воспитания и обучения

  1. Дети из неблагополучных семей – плохо разговаривают
  2. «Дети Маугли» — они находятся вне речевой среды, их никто не воспитывает, если они не попадут в благополучную среду до 3-5 лет, то уже никогда не смогут в полной мере овладеть грамотной речью. Это не значит, что они не научатся говорить, но речь будет существенно отличаться от той речи, к которой мы привыкли.

В полтора года речь ребенка претерпевает переход с одного периода – накопления словаря, в другой – овладение активной речью. Поэтому очень важно уделить внимание именно развитию речи ребенка в этом возрасте. Важно помнить, что развитие речи полуторагодовалого ребенка не может проходить самостоятельно, автономно, а только вместе с познанием окружающего мира, с развитием сенсорных способностей.

Звукопроизношение

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать,
но все же существует так называемая норма речевого развития:

в 1 год 8 мес. ребенок уже очень хорошо произносит гласные – а, у, о, и; согласные – п, б, м, к, г, нь, ть, дь, ль, сь. Большинство согласных малыш еще или совсем не произносит, или произносит неверно, заменяя их более простыми в артикуляционном отношении звуками.

в 1 год 10 мес. Хь, ць, й. Часто опускается начальный звук в слове или конечный согласный. Стечение согласных появляется в середине отдельных слов ЛЬК, СЬК

в 1 год 10 мес. – 2 года появляются твердые согласные Т, Д, Н, большинство стечений согласных замещаются одним звуком.

Ряд твердых согласных заменяется мягкими.

Звук Ы – его произнесение требует очень сложной работы органов артикуляционного аппарата, недаром мало кто из иностранцев могут произнести этот звук (заменяют звуком И).

Словарь

С появлением у ребенка первых слов начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окру­жающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.

Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа — пришел папа; нет папы; папа, подой­ди и т.п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение с взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.

С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрос­лого, усвоения знаний, накопления новых слов.

Вот данные о разви­тии словарного запаса детей в преддошкольном периоде:

  • к 1 году 6 месяцам — 10-15 слов;
  • к 1 году 8 месяцев – около 30 слов;
  • к 1 году 10 месяцев – около 90 слов;
  • к концу 2-го года — 300 слов (за 6 месяцев около 300 слов!).

Объем словаря зависит как от условий воспитания ребенка, от частоты объяснения его с взрослыми, а качество — от того, какие слова взрослые чаще употребляют в своей речи, как четко указывают малышу на то, какие действия можно производить с игрушками, предметами, как действует сам ребенок, указывают на признаки окружающих предметов (чашка большая, белая).

Грамматический строй речи

Примерно в 1 год 10 мес. у ребенка появляется фразовая речь: объединяют в одном предложении два аморфных слова. Воспроизводятся двусложные слова, в трехсложный один слог опускается.

К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существитель­ных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно пре­восходит произносительные возможности.

Понимание речи:

в 1 год и 3 месяца малыш понимает простые указания с одним действием, например: «Принеси мячик»;

к 2 годам ребенок может выполнить указание с 2 действиями, например: «Найди, пожалуйста, мячик и принеси мне», способен выполнить словесные указания, которые не подкреплены действием взрослых;

После 1,5 лет ребенок может прислушаться, если родитель скажет: «Не сейчас. Может быть, позже».

Кстати, в полтора – два года речь мальчиков и девочек чаще всего заметно отличается: почти все девочки опережают сверстников — мальчиков в речевом развитии. Но эта разница через короткое время исчезнет, поэтому не нужно сравнивать первые попытки связно разговаривать своего сына с бойкой речью дочери соседки или подруги. Пройдет совсем немного времени, и дети сравняются в своих успехах.

P.s. Вы можете самостоятельно провести диагностику речи вашего ребенка под руководством Елены Барышевой. Диагностика будет проходить в течение 5 дней в виде игр с малышом. Пройдя диагностическую неделю Вы сможете определить уровень:

— понимания речи у ребенка,

— развития артикуляционной и мелкой моторики,

— слухового внимания и сенсорного развития, что является базой для нормального речевого развития.

Также эти игры помогут определить какой активный словарь у вашего малыша, и соответствует ли его звукопроизношение возрастным нормам.

Чтобы провести диагностику речи своего ребенка под руководством опытного логопеда вам необходимо оформить подписку!

Принять участие в диагностической неделе «Как говорит мой малыш»!

Елена Барышева, специально для deti-burg.ru

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями!

Развитие речи в 1 5 года

В полтора года ребёнок должен знать уже все звуки и буквы. Даже говорить отдельные короткие слова, например, мама, папа, баба, деда. Так же малыша не затруднит изобразить звуки животных. В этом возрасте ещё ребёнок не способен выговаривать все звуки, поэтому зачастую его слова непонятны. Поэтому речевое развитие ребёнка в 1,5 года необходимо, чтобы в будущем не возникало никаких проблем с речью. В таком возрасте нормой является 20-30 слов.

Развитие речи в 1 5 года

С чего начать

Перед тем, как начать развивать речь ребёнка в полтора года, следует поставить следующие вопросы:

  1. Способен ли малыш ответить на простые вопросы?
  2. Выполняет ли ребёнок просьбу? (например, принести книгу)
  3. Чётко ли произносит звуки? (сколько и какие)
  4. Сколько слов в предложении ребёнка?
  5. Может ли повторить фразу за взрослым?
  6. Часто ли ребёнок сам разговаривает со своими сверстниками или взрослыми?
  • Развивать речь ребёнка необходимо с помощью игры, чтобы детям было интересно и лучше запоминалось.
  • Самым лучшим способом развития речи является заучивание стихов. Для начала учить короткие, а с возрастом увеличивать размер строк. У ребёнка разовьётся не только речь, но и память.

Развитие речи в 1 5 года

  • Дать ребёнку игрушки и начать рассказывать про каждую. Например, про куклу, как она одета, что она сегодня делала и т. д. Необходимо научить ребёнка придумывать сюжеты и рассказывать их.
  • Наблюдение – ещё один способ развить речь. На прогулке можно смотреть по сторонам и рассказывать, что видишь, тогда ребёнок сам будет замечать и описывать интересные ему вещи.
  • Также можно предложить малышу картинку, на которой изображены люди, животные, предметы. Малыш должен назвать, что нарисовано, назвать цвет, форму, состояние, действия и др.

Развитие речи в 1 5 года

Несколько принципов, которые помогут ребёнку обрести правильную и красивую речь

Детям свойственно копировать взрослых, поэтому необходимо самим говорить правильно. Допустим, малышка играет в дочки матери, она обязательно будет делать интонацию и голос, похожий на мамин.
Ребёнку всегда интересно узнавать об окружающем ему мире. Он не сидит на месте и всегда что-то исследует. Чем больше наблюдает, тем больше начинает понимать происходящее, но порой ему сложно выразить свои мысли.

Дети любят, когда с ними разговаривают, отвечают на вопросы, поэтому, если родители не обращают внимание на малыша, то мало вероятно, что он будет хорошо разговаривать.

Не стоит с ребёнком сюсюкаться. Иначе его детский язык закрепится. Но по-взрослому тоже не стоит разговаривать, так как, используя сложные слова, ребёнок может ничего не понять и только запутаться.
Следует развивать и память ребёнка вместе с речью, давать новые слова.

Поправлять ребёнка не нужно, сказав, что «так не говорят». Нужно просто сказать эту же самую фразу и слово, но правильную. Иначе в следующий раз ребёнок просто промолчит, так как побоится допустить ошибку.

Нельзя включать слишком громко музыку или телевизор, так как дети начнут говорить быстро, не понятно и слишком громко. Привыкнут, начнут так себя вести в обществе. А некоторые дети и вовсе станут молчать.

Развитие речи в 1 5 года

Когда ребёнок станет просить достать какую-то игрушку и назовёт её неправильно, то малышу нужно помочь сказать это слово верно. Например, вместо собачки, он говорит «бачка», то нужно уточнить у ребёнка, что именно он хочет.

В любом случае, с ребёнком нужно постоянно общаться, показывать ещё неизвестные ему предметы, повторять то, что он уже знает. Никогда не следует игнорировать малыша. Помогайте ему в обучении слов, звуков, фраз. Только родители способны создать своим детям благоприятную обстановку для правильного развития речи.

Речь ребенка в 1,5 года

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Что должен говорить ребенок в 1,5 года?

Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).

Развитие речи у детей 1,5-2 лет: норма

Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).

2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).

3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?

4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?

5. Из какого количества слов малыш строит предложение?

6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.

Развитие речи в 1 5 года

В рубрике «Развитие речи ребенка 1-2 лет» вы найдете: рекомендации специалистов; речевые игры и упражнения; игры по ознакомлению с окружающим миром; игры с предметами и игрушками; игры с картинками и карточками; рекомендации по развитию речи малыша в ходе рисования, лепки, конструирования; стихи и потешки и варианты игр с ними.

Развитие речи тесно связано с развитием крупной и мелкой моторики, сенсомоторной координации, с социально-эмоциональным развитием и развитием мышления малыша. Поэтому в рубрике даны рекомендации по развитию двигательной сферы ребенка, мышления, восприятия, тонких движений руки.

Развитие речи ребенка 1-2 лет -это интересное содержательное общение взрослого с ребенком в обычной повседневной жизни: на прогулке, в играх и занятиях, в бытовых процессах одевания, кормления, укладывания спать и т.д. Постепенно в ходе такого общения у детей 1-2 лет обогащается пассивный словарь, развивается понимание речи, формируются представления о форме, размере, цвете предметов и о пространственных отношениях, способность к обобщению, развивается активная речь. Очень важно чтобы взрослые называли ребенку предметы, их качества, части, действия с ними.

Детки на втором году своей жизни достаточно много понимают и знают, вот только выразить свои мысли и эмоции словами ещё не умеют. Мама, папа и другие родные люди должны помочь своему малышу научиться говорить, ведь это по силам каждому любящему родителю. На помощь придут игры и упражнения для развития речи у детей 1-2 лет.

Игры для скорейшего развития речевого аппарата детей 1-2лет

Рассматривание картинок.

Покажите малышу книжку или карточки с разными яркими, красивыми картинками, на них могут быть изображены: животные, мебель, транспорт, посуда, игрушки. Сначала опишите сами эти предметы, только не все сразу, а несколько, не нужно слишком нагружать ребёнка обилием информации, потом попросите кроху показать, где что.

Игра «Кто как говорит?!»

В этой игре так же используются картинки, можно так же игрушки. Взрослый показывает малышу животное на картинке, следом задаёт вопрос-как оно, говорит? Например, кошка-мяу, собака-гав, корова — му.

Игра «Волшебный сундучок».

Понадобится небольшой ящик, который можно красиво украсить, в него положить предметы знакомые малышу, потом достаёте по одному и рассказываете о нем, а некоторые вещи можно даже обыграть, к примеру куклу, как она танцует или как лошадка скачет.

Артикуляционные упражнения.

Многие из них напоминают кривляние, но они очень хорошо помогают развиваться речевому аппарату ребёнка, который достиг годовалого возраста. Вот список таких упражнений:

  • Дутье-дуть можно мыльные пузыри, сдувать маленькие кусочки бумаги откуда-нибудь, дудеть в детскую дудочку, задувать спичку или свечку.
  • Дразнилка-показываете малышу язык потом прячете его, так же можно проводить языком влево-вправо.
  • «Мыльный пузырь» — надуть щечки, потом аккуратно ладошками лопнуть их.
  • «Цоканье» -поцокать языком, как лошадка ходит.
  • «Вдыхание ароматов» — в парке или палисаднике наклонитесь к цветам, вдохните их аромат, скажите, ах как пахнет, предложите ребёнку повторить за вами.

Какие книги почитать для развития речи у детей 1-2лет.

Книги стоит начинать ребёнку с самого рождения, конечно же поначалу малыш не будет ничего понимать, но, во-первых, он будет слышать и запоминать родной голос, который внушает доверие и успокаивает. Во-вторых, это будет прививать любовь к чтению.

Годовалым деткам, которые не могут в силу возраста усидеть на месте, длинные произведения читать не стоит, лучше если это будет простые стишки, побуждающие к произношению слов и звуков.

Играйте, разговаривайте с вашими детками как можно больше и чаще, поручайте выполнять им несложные домашние задания-выбросить бумажку, принести куклу, вытереть небольшую лужицу, поднять что-то с пола, включить свет, насыпать еду животным, почистить банан и т. п. Все эти нехитрые действия способствуют развитию мелкой моторики и координации движений, которые в свою очередь благотворно влияют на развитие речи у ребёнка. И помните, во всем важно соблюдать меру, не заставляйте ребёнка делать одно и то же действие слишком долго или против его воли, если малыш что-то не хочет делать сейчас, вернитесь к этому заданию позже, а на данный момент найдите альтернативу интересную и полезную, она обязательно найдётся.

Становление ребенка как отдельной личности начинается с рождения. Речь – это способ коммуникации. В раннем возрасте закладываются основы речевых навыков. Поэтому родителям нужно знать, как происходит развитие речи у детей от 0 до 3 лет. Чтобы не упустить самый благоприятный момент для ее формирования.

Развитие речи в 1 5 годаФакторы, влияющие на выработку речи

Разговору ребенка в будущем способствуют:

1. Биологическое здоровье. Его составляющие:

• наследственность;
• отсутствие заболеваний, влияющих на умственное развитие;
• правильная работа ЦНС;
• нормальное течение беременности;
• роды без осложнений.

2. Социальное благополучие. Родители должны начинать общаться с грудничком сразу после рождения. Даже если, по их мнению, малыш ничего не понимает.

Родителям редко удается понять, что именно тормозит развитие речи у детей, и какой фактор оказывает наибольшее влияние https://rechudetey.ru/narushenie-rechi/prichiny.html В целях профилактики рекомендуется периодически посещать невропатолога и логопеда

Как происходит формирование речевых способностей от рождения до 1 года

Развитие речи в 1 5 годаС первых дней жизни ребенок говорит о своих потребностях с помощью плача. Такое выражение эмоций длится 2 месяца. Приближаясь к 3 месяцу у малыша в лексиконе появляется слово «агу». В процессе гуления задействованы органы голосового аппарата. Данный этап развития происходит одинаково у всех грудничков.

Для наглядности представим нормы по возрастам в виде таблицы:

Количество месяцев после рождения

Вид коммуникации со взрослыми

Появление отдельных слогов.

После 6 месяцев малыш начинает активно лепетать. В словарном запасе появляются слоги, повторяемые взрослыми («ма», «ба», «ла» и другие). Происходит адаптация к окружающим.

Важно: Если малыш не начал лепетать до 8 месяцев – это повод обратиться к педиатру. У него могут быть проблемы со слухом.

Развитие речи в 1 5 годаВ 8 месяцев лепет приобретает эмоциональный окрас. Он становится продолжительным, а некоторые слоги повторяются. Родители ошибочно думают, что ребенок говорит первые слова («баба», «мама»). Но это лишь тренировка речевого аппарата. Сказанное не несет смысла.

Примерно после 9 месяцев малыш начинает понимать интонацию и смысл слов, сказанных в его адрес. Пытается самостоятельно пить из чашки. Очень радуется, когда его хвалят и обижается, когда ругают. Может показать на знакомый предмет, если мама попросит.

Развитие речи после года

Первые активные попытки разговаривать проявляются в год. Если этого не происходит, то следующий «скачок» будет на 2 году развития ребенка.

Что произносят дети с 1 года до 2 лет.

• В год и три месяца в словарном запасе крохи 5 слов. Появляется осознание того, что от него требуют взрослые. Он отзывается на свое имя и повсюду следует за мамой. Может узнавать родственников.

• В год и шесть месяцев добавляется еще 10 слов. Малыш показывает две части тела.

• Ближе к 2 летнему возрасту может указать почти на все части тела. Складывает словосочетания («мама дай»). Говорит 20 слов.

Как разговаривают дети после 2 лет

Словарный запас ребенка в два года составляет не менее 50-ти слов. Старается выполнять просьбы родителей. Например, когда мама говорит сложить игрушки в ящик, малыш это выполняет.

В 2 года и 6 месяцев ребенок понимает значение вопросов. Показывает на предметы вокруг и знает, как они называются. Может сосчитать до 3. Запоминает порядок цифр.

В 3 года кроха должен заговорить. Его речь наполнена целостными предложениями. Начинается возраст, когда малышу все интересно. Вопросы занимают большую часть диалога с мамой. Он знает имя и фамилию. Может назвать свой адрес.

Кто начинает говорить быстрее, мальчики или девочки?

Статистические данные свидетельствуют, что девочки опережают мальчиков. Связано это с физиологическими причинами. Развитие головного мозга девочек происходит стремительнее. Поэтому у мальчиков словарный запас почти в двое меньше.

Девочкам свойственна высокая эмоциональность, которая пробуждает желание разговаривать. Мальчики более замкнуты в этом плане. Поэтому сказать во сколько начинают говорить мальчики довольно трудно. А вот ускорить формирование речи возможно независимо от пола ребенка.

Важно: Чем энергичнее малыш, тем больше шансов, что он начнет разговаривать раньше.

Двигательная активность напрямую связана с развитием речевых способностей. Родителям следует, заниматься с ребенком не только мелкой моторикой, но и подвижными играми. Например, научить его танцевать.

Несколько советов родителям

Речь не передается по генам. Для ее выработки необходимо постоянно разговаривать с ребенком четкими фразами.

Рекомендации

• Во время прогулки обращайте внимание малыша на крупные объекты и называйте их. Объясняйте зачем они нужны и для чего построены.

• Ходите почаще в парк. Показывайте красоту природы вокруг. Возьмите с собой немного хлеба и покормите птичек. Ребенку понравится такая затея.

• Старайтесь отвечать на вопросы. Подробно опишите предмет, интересующий кроху. Тщательно осмотрите его и дайте полную характеристику. С помощью такого подхода развивается умение описывать увиденное.

• Дома включайте детские песни. Читайте сказки и показывайте картинки. Описывайте, что на них нарисовано.

• Когда ребенок станет постарше, начинайте учить стихотворения. Просите рассказать их папе или бабушке.

Речь – это результат деятельности коры головного мозга.

Развитие речи в 1 5 года

А. Н. Леонтьев (известный советский психолог) выделил 4 этапа в развитие речи детей.

Давайте их детально рассмотрим:

1. Подготовительный (до года):

У ребенка появляются первые голосовые реакции (крик, плач). Они способствуют развитию движений речевого аппарата.

До двух месяцев ребенок понимает ласку, появляется лепет – сочетания артикулируемых звуков.

С 5 месяцев начинается подражание артикуляции окружающих, повторение звуков и их закрепление.

С 6 месяцев ребенок начинает произносить отдельные слоги., осваивает тон, ритм, темп, интонацию речи.

После 7 месяцев происходит восприятие определенных звукосочетаний, ребенок связывает их с предметами и действиями («тик-так», «бух!»), реагирует на весь комплекс воздействий – ситуацию, интонацию, произносимые слова.

С 10-11 месяцев начинается реакция на отдельные слова, ситуации, интонации говорящего. Особенно на этом этапе важна правильная реакция окружающих.

К концу 1 года появляются первые слова.

2. Преддошкольный (1-3 года):

Это этап развития активной речи. Происходит активное повторение и говорение, но ребенок ещё путает и искажает звуки. Первые слова носят обобщенно-смысловой характер (слово обозначает и предмет, и просьбу, и чувство) – это ситуационная речь. Она сопровождается жестами и мимикой.

С 1,5 лет слово приобретает обобщенный характер, начинается понимание словесных объяснений, наращивание словарного запаса, усвоение знаний.

В 1,5 года активный запас составляет 30-34 слов, в 2 года – 300 слов, к трем годам достигает 1000 слов.

К двум годам дети овладевают единственным и множественным числом, падежами. На третьем году жизни формируется грамматический строй речи. Ребенок выражает свои желания сначала одним словом, потом простыми фразами без согласования слов внутри фразы.

С года до трех ребенок учится понимать более 1000 слов, понимание слов развивает произносительные способности.

3. Дошкольный (до 7 лет):

На данном этапе отмечается неправильное произнесение шипящих, свистящих, мягких звуков, но развивается слуховой контроль за собственным произнесением – фонематическое восприятие звуков родного языка.

К 4-5 годам ребенок должен уметь дифференцировать все звуки (фонематическое восприятие). Увеличивается словарный запас, уточняются значения слов. Часто слова используются неправильно, но ребенок пытается уловить логику возникновения слова. Возникает активное словотворчество, развивается грамматический строй речи.

К 4 годам устанавливается структура простых предложений.

В 5 лет появляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Ребенок может построить короткий рассказ, что свидетельствует об успешном овладении монологической речью. Заканчивается формирование звукопроизношения. Формируется контекстная речь – обобщенная, лишенная наглядной опоры.

4. Школьный (с 7 до 17 лет):

Происходит сознательное усвоение речи в контексте семантического школьного обучения.

Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила для построения предложений.

Появляется и совершенствуется письменная речь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector