Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка.

Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша, ребенок делает первые шаги, учится говорить, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.

3 недели – 1 месяц – появляется крик, обозначающий эмоциональный дискомфорт, боль или голод. При физическом напряжении ребенок кряхтит, издавая звуки «а», «э».

2 — 3 месяца: у ребенка появляется гуление, он произносит простые звуки – «а», «у», «ы», иногда в сочетании с «г». Это важный этап развития речи детей раннего возраста.

4 — 6 месяцев – издает высокие певучие звуки, звуки восклицания, реагирует радостными звуками на лицо близких.

6 — 9 месяцев — лепет, он повторяет одинаковые слоги («ма-ма-ма», «ба-ба-ба». «дя-дя-дя», «гу-гу-гу»).

9 — 11 месяцев – малыш начинает подражать звукам речи взрослых.

11 – 14 месяцев – появляются первые осмысленные слова «мама», «папа», «баба», «дядя», от 8 до 14 слов. Соотносит слово с предметом

К 2 годам в словарном запасе малыша имеется 100-200 слов. Он уже строит предложение из 2-3 слов.

К 3 годам объем словаря увеличивается до 1000 слов за счет обогащения жизненного опыта ребенка. Появляются простые предлоги: в, на, под, за, с, у. Ребенок запоминает стихи, детские песенки.

К концу 3 года большинство детей умеет грамматически правильно строить предложение, вести диалоги, рассказывать что, что видели и слышали.

Важно знать:

Не слушайте советов от других родителей, у которых дети начали говорить после 3 лет, что ребенок заговорит сам. Говорить то он будет, только вопрос в том, что это будет за речь, ее качество.

Как определить признаки нарушений речи у ребенка?

К концу 1 месяца ребенок не кричит перед кормлением

К концу 4 месяца не улыбается, когда с ним разговаривает мама, не гулит.

К концу 5 месяца не прислушивается к звукам и музыке

К концу 7месяца не реагирует на интонацию голоса, не узнает голос мамы «комплексом оживления»

К концу 9месяца отсутствует лепет, ребенок не повторяет звукосочетания и слоги за взрослым

К концу 1 года ребенок не машет ручкой, когда прощается, головой в знак отрицания. Не произносит ни одного слова и не выполняет простые инструкции: «дай», «на», «возьми».

К 1,5 годам не показывает и не называет маму и папу, не строит башню из кубиков, не дифференцирует звучащие игрушки, не использует указательный жест.

К 2 годам не показывает части тела, не показывает маму и папу на фотографии, не выполняет двухступенчатую инструкцию (пойди на кухню и поставь тарелку на стол)

К 2,5 годам не различает «большой — маленький», не общается с детьми.

К 3 годам не может назвать свое имя и фамилию, рассказать простое стихотворение и сказку.

Если этого не происходит – есть повод обратиться к специалистам.

Возможные причины нарушений речи

  • Вирусные и эндокринные заболевания матери, угроза выкидыша, травмы, токсикоз, низкий уровень гемоглобина.
  • Генетические аномалии, наследственная предрасположенность.
  • Неблагоприятные роды.
  • Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни
  • Дети, которые получили при рождении низкие баллы по шкале Апгар

Точную причину нарушений определяет врач, а вид речевого нарушения – учитель-логопед.

Что же могут сделать родители для успешного развития речи?

Речь – это высшая психическая функция, поэтому очень важен период внутриутробного развития ребенка. Родителям необходимо позаботиться о развитии речи еще до его рождения. Важно, чтобы будущая мама получала только положительные эмоции.

Больше общайтесь со своим малышом! Доброжелательность, мягкий и спокойный голос, грамматически правильная речь – еще один важный фактор развития речи.

Часто, дети, используя лишь указательный жест, получают желаемое. Приучайте ребенка к тому, чтобы он как можно более полно выражал свои желания, говорил новые слова, предложения.

Не ругайте ребенка за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Он замкнется, престанет говорить и учить новые слова.

Развивайте умение малыша слушать и быть внимательным. Играйте с ним в игры, которые содействуют развитию умения слушать и слышать: «Послушай, что там тикает? А это что шумит?». Пусть малыш учиться различать речевые и неречевые звуки (звуки окружающей среды).

Учите с ребенком сказки, стихи, т.к. запоминая их и повторяя, он изучает новые слова, тренирует память и внимание.

Ребенок учится общаться с внешним миром с момента появления на свет, и одним из важнейших способов этого общения является речь. Родители, бабушки и дедушки с нетерпением ожидают первого слова от своего малыша. Когда же, когда же он заговорит?
Развитие речи – это очень сложный процесс. Удивитесь ли вы, если узнаете, что речевые способности начинают формироваться еще до рождения? А между тем, на речевое развитие влияют целых 3 группы факторов:
• Физиологические: наследственная предрасположенность; правильное строение и функционирование центральной нервной системы, центров речи головного мозга, органов слуха, зрения и артикуляции; благополучные беременность и роды; нормальное психическое и физическое развитие после рождения.
• Социальные: полноценное речевое окружение с первых дней жизни ребенка, развивающая среда.
• Психологические: внимание, восприятие, память, активность поведения ребенка.

Этапы развития речи
И вот долгожданное маленькое чудо появилось на свет, и сразу после рождения начинается его коммуникация с окружающим миром.

  • Первой формой общения для новорожденного становится крик: он плачет, когда голоден, устал или ему некомфортно.
  • В 2-3 месяца появляется способность к гулению. В ответ на положительные раздражители ребенок произносит гласные звуки «а», «ы», «у», иногда в сочетании с согласными «г» и «б».
  • В 3-6 месяцев младенец лепечет с самим собой и издает звуки при обращении к нему; поворачивает голову в сторону источника звука, замирает в ответ на внезапный громкий шум, по-разному плачет в зависимости от своих потребностей, реагирует оживлением на свое имя.
  • С 6 месяцев можно заметить, что малыш подражает собственным звукам и звукам взрослых, у него начинают появляться первые слоги: «ма», «ба», а к 7-9 месяцам слоги выстраиваются в целые комбинации: «ма-ма-ма», «ба-ба-ба».
  • К первому дню рождения родители радуются первым простым словам: «ма-ма», «па-па», «дя-дя». Ребенок машет рукой «пока-пока», покачивает головой «нет», использует жесты и звуки для привлечения внимания, интересуется книжками.
  • К 1,5 годам малыш с легкостью повторяет часто употребляемые родителями слова, знает различные части тела и указывает на них, отвечает словами или жестами на вопросы: «Где мишка?», «Что это?», показывает пальчиком на картинки в книгах. Его словарный запас расширяется более чем до 50 слов.
  • В 2 года в речи появляются первые предложения (из двух слов): «мама дай», «дай пить», «хочу то». Ребенок понимает простые инструкции из двух последовательных действий: «Найди свою машинку и покажи папе». Словарный запас может расшириться до 200– 300 слов, включая местоимения, наречия, предлоги; становится четче произношение.
  • В 3 года заканчивается период раннего детства. К этому важнейшему моменту ребенок умеет составлять предложения из трех и более слов, различает цвета и размеры, помнит и повторяет знакомые мелодии, стихи, сказки. Некоторые трудности звукопроизношения все еще могут сохраняться (свистящие, шипящие, гласные звуки). Словарный запас расширяется настолько, что родители уже не могут с точностью подсчитать, какое количество слов его составляет. В целом у малыша уже есть достаточный словарный «багаж», чтобы высказаться по любому поводу.
  • От 3 до 7 лет совершенствуется грамматическая структура речи и обогащается словарный запас.

На что обратить внимание родителям?
Развитие каждого ребенка в мире является уникальным, и даже самые активные говоруны могут освоить все навыки в своей возрастной категории, лишь когда достигнут ее верхней границы. Часто небольшая задержка формирования речевых навыков может оказаться лишь индивидуальной особенностью.
Достаточно часто мальчики начинают разговаривать позже девочек. Одна из причин кроется в особенностях физиологии: созревание структур головного мозга у девочек происходит быстрее, что приводит к тому, что у девочек словарный запас к 2 годам, как правило, в 2 раза больше, чем у мальчиков. Кроме того, девочки более эмоциональные по природе и более склонны к вербальному общению, чем мальчики, которые говорят «по делу».
На скорость речи также может повлиять стресс, болезнь, дефицит общения с окружающими или дву- или многоязычная среда.
Кроме того, чем выше двигательная активность ребенка, тем быстрее он «схватывает» новые слова и, соответственно, показывает лучшие речевые показатели, чем более медлительные ровесники.
Поэтому очевидно, что развитие речи у детей индивидуально, речевые нормы достаточно гибкие, однако существуют определенные моменты, которые обязательно должны насторожить родителей.
Итак, если ваш ребенок:
• К концу 1-го месяца не кричит перед кормлением или когда он мокрый;
• К концу 4-го месяца не гулит, не улыбается, когда с ним разговаривают взрослые;
• К 7-му месяцу не реагирует на интонации, не узнает голоса родителей;
• К концу 9-го месяца не лепечет, не повторяет за взрослыми интонации и слоги
• К концу 10-го месяца не машет «пока-пока», не кивает головой «нет-нет»
• К 1 году не может произнести ни одного слова и не выполняет простейшие просьбы («положи», «дай»)
• К 1 году 4 месяцам не может назвать маму «мамой», а папу «папой»;
• К 1 году 9 месяцам не может произнести 5 – 10 осмысленных слов;
• К 2 годам не указывает называемые части тела; не выполняет просьбы из двух действий («пойди в комнату и возьми книгу»), не узнает близких людей на фотографиях
• В 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки и назвать свое имя и фамилию; говорит абсолютно непонятно для окружающих, медленно или слишком быстро;
то это повод срочно обратиться к педиатру, который наблюдает ребенка. При наличии проблем у вашего малыша, врач направит вас к узким специалистам: неврологу, сурдологу, окулисту, психиатру, логопеду, дефектологу, психологу для уточнения характера проблемы и правильного подбора лечения.

В заключении хочется сказать, что основная задача родителей в период младенчества и раннего детства – это обеспечение ребенка вниманием, поддержкой и общением. Поэтому как бы ни развивалось ваше чадо, какие бы занятия и упражнения вы бы для него ни подобрали, какое бы лечение ни осуществляли, главное – это помнить о том, что самое важное для него — это простое ежедневное общение и совместное времяпровождение с вами. При коррекции речевых нарушений у ребенка наберитесь терпения (возможно, результат будет виден не сразу) и ни в коем случае не бросайте начатое дело. И вы с вашим малышом обязательно получите положительный результат!

Материал подготовила: врач-невролог детского неврологическогоотделения ГБУ РО «ОКБ им. Н.А. Семашко

Алалия. Красивое слово. Наверное, так мог бы называться какой-нибудь нежный цветок. Или райский островок в теплом море. Или загадочная, манящая планета в глубинах космоса.

Но на самом деле алалия – это очень опасная болезнь, поражающая головной мозг малышей и отнимающая у них одну из самых больших радостей на свете – радость полноценного общения.

Название «алалия» происходит от древнегреческого «laliа» — речь и приставки отрицания «а». Это – недоразвитие или полное отсутствие речи у ребенка, что является результатом поражения речевых центров головного мозга.

КАК РАСПОЗНАТЬ АЛАЛИЮ?

Важнейший симптом этого опасного заболевания – отсутствие связной речи у ребенка. Если в три-четыре года ваш малыш продолжает мило лепетать, гукать и издавать другие звуки, которые так радовали и забавляли вас, когда ему было полтора-два года, — это может быть симптомом алалии. И вам срочно необходимо обратиться к специалисту.

ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ВЫЗВАНА АЛАЛИЯ?

В основе появления алалии у детей – неправильное или неполное формирование центров головного мозга, отвечающих за восприятие и воспроизведение речи. Нейроны, из которых строятся эти центры во внутриутробный период и в первые годы жизни, попросту «не вызревают», останавливаются в своем развитии. Это приводит к тому, что ребенок лишается возможности связно говорить, понимать чужую речь.

Необходимо запомнить: алалия – это результат грубого нарушения развития отделов головного мозга. «Сама собой» она не пройдет. Никакие попытки научить ребенка-алалика говорить, предпринимаемые в домашних условиях, без обращения к специалистам положительных результатов не дадут. Никакие настойчивость, терпение, любовь не помогут малышу без квалифицированного руководства, без помощи и поддержки со стороны педиатров, детских психологов, нейро-психологов, логопедов.

Патологии в развитии головного мозга малышей могут быть различные. Болезнь может поразить плод еще на этапе внутриутробного развития из-за:

  • — заражения внутриутробной инфекцией,
  • — гипоксии,
  • — сильного токсикоза, вирусных или хронических заболеваний беременной,
  • — механических травм плода.

СУЩЕСТВУЮТ УГРОЗЫ И ЗДОРОВЬЮ НОВОРОЖДЕННЫХ, ЭТО:

  • — преждевременные роды,
  • — асфиксия пуповиной,
  • — повреждение черепа в результате неправильного применения медицинских инструментов во время родов.

Однако статистические данные говорят о том, что в наибольшем числе случаев патология развития речи у ребенка возникает в возрасте от 1 до 3 лет. При этом болезнь может быть спровоцирована различными факторами, такими как:

  • — менингит, энцефалит,
  • — соматические заболевания,
  • — травмы головы,
  • — тяжелые вирусные заболевания,
  • — рахит,
  • — операции, проведенные под наркозом.

Нельзя забывать и о наследственной предрасположенности к алалии.

КАКИЕ СУЩЕСТВУЮТ ВИДЫ АЛАЛИИ?

В зависимости от того, какая зона головного мозга ребенка повреждена, различают три основные вида алалии: сенсорная, моторная и смешанная.

Сенсорная алалия развивается в случае поражения той части коры головного мозга, которая отвечает за анализ речи. Ребенок не в состоянии понять обращенную к нему речь, не может сопоставить визуальный образ предмета и его звуковое обозначение.

ХАРАКТЕРНЫМИ СИМПТОМАМИ ЭТОГО ВИДА АЛАЛИИ МОГУТ ЯВЛЯТЬСЯ:

  • — расторможенность речи: ребенок болтает без умолку, но при этом невозможно понять, что он говорит,
  • — плохое восприятие ребенком речи других людей на слух,
  • — произношение нескольких слов подряд как одного,
  • — подмена букв и слогов при произнесении даже самых простых слов,
  • — повышенная активность и импульсивность ребенка, чередуемая периодами замкнутости и подавленности,
  • — неспособность ребенка связать визуальный образ предмета с его словесным обозначением, названием,
  • — недоразвитость интеллектуальных функций.

Моторная алалия возникает в результате нарушения развития центра Брока – участка головного мозга, который обеспечивает моторную организацию речи, нормальное функционирование речевого аппарата. При таком виде алалии ребенок понимает обращенную к нему речь, однако сам не в состоянии в полной мере овладеть речевыми навыками.

СИМПТОМАМИ МОТОРНОЙ АЛАЛИИ ЯВЛЯЮТСЯ:

  • — очень позднее – в четыре года и позже – формирование речи у ребенка,
  • — скудный словарный запас ребенка,
  • — неспособность грамматически правильно строить предложения: неправильное использование падежей, родов, чисел,
  • — неспособность различать слова, схожие по звучанию,
  • — плохая координация движений,
  • — частые периоды замкнутости, агрессивности
  • — невнимательность, сопровождаемая гиперактивностью или, напротив, подавленностью, пассивностью.

СМЕШАННАЯ АЛАЛИЯ – НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЙ НЕДУГ, ПОСКОЛЬКУ ВЫЗЫВАЕТСЯ ОДНОВРЕМЕННЫМ ПОРАЖЕНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКОВ МОЗГА. ПРИ ЭТОМ РЕБЕНОК НЕ ТОЛЬКО НЕ ПОНИМАЕТ РЕЧИ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, НО И САМ НЕ МОЖЕТ РАЗГОВАРИВАТЬ.

КОРРЕКЦИЯ АЛАЛИИ

Лечение и коррекция алалии – процесс сложный, требующий много времени и усилий. При этом абсолютно необходимо тесное взаимодействия врачей и родителей.

Необходимо отметить, что, поскольку алалия вызывается нарушениями в развитии участков головного мозга, при ее лечении не обойтись без медикаментозного воздействия. Разумеется, что назначать применение соответствующих препаратов могут исключительно профессиональные врачи.

Вместе с тем лечение обязательно должно включать в себя и такие виды терапии, как:

  • — развивающие занятия с логопедом,
  • — микротоковая рефлексотерапия,
  • — лечебный массаж
  • — физиотерапия

Помимо специалистов, огромная работа предстоит и родителям. Дома нужно обязательно продолжать заниматься с ребенком по методикам, разработанным вместе с врачами.

Только совместными усилиями вы сможете помочь малышу, страдающему этой опасной болезнью.

Чтобы сформировать правильную и чёткую речь ребёнка, нужно уделять внимание её развитию в течение всего дошкольного периода. Особенно активно свой первый опыт малыш начинает получать в возрасте 1-2 лет. Именно в этот период идёт интенсивное накапливание пассивного слова, который постепенно переходит в активный.

Содержание

Формирование речи – это не только работа над конкретными дефектами произношения и пополнением запаса слов, но и всестороннее развитие крохи. Речь зависит от активности нейронов мозга, поэтому важно уделять внимание разным сферам: развивать координацию движений малыша, мелкую моторику, следить за артикуляцией и дыханием, накапливать сенсорный опыт и т.д.

Речь формируется постепенно, шаг за шагом. Для каждого возраста существуют свои приблизительные нормы. Зная их, можно определить, насколько богатый словарный запас у вашего малыша, есть ли пробелы в знаниях и умениях. При серьёзных нарушениях стоит обратиться к специалисту, но в большинстве случаев достаточно следовать нескольким советам и уделять чуть больше времени на общение с крохой.

Характеристика речи ребёнка в 1-2 лет

Лексика

Первые слова у малыша можно услышать в возрасте примерно от 8 месяцев до 1,5 лет. Чаще всего они состоят из одного-двух слогов, например: мама, папа, деда, баба, дай. Среди них немало звукоподражательных слов, таких как ку-ку, мяу-мяу, гав-гав, кап-кап и т.д. Часто вместо полноценного слова кроха воспроизводит только его часть: «пи» вместо пить, «бака» вместо собака или «йо» вместо йогурт. Но, так как эти обозначения относятся к определённым предметам и действиям, то их вполне можно назвать словами, а не случайным набором букв.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

То, что малыш называет и произносит, является частью его активного словаря. Однако понимает кроха уже намного больше. И то, что он ещё не может сказать, но знает, что это значит, составляет его пассивный словарь.

Количество слов, входящих в общий лексикон малыша, около 500. Их набор зависит от того, в какой обстановке растёт кроха, о чём с ним разговаривают, какие игрушки у него есть. Немаловажную роль также играет пол малыша и его возраст. В начале пути интенсивного формирования речи малыш часто использует одно слово для обозначения разных действий. Например, слово «киса» может обозначать, что «киса прыгнула», «киса кушает» или «киса умывается». Понять, что именно имел в виду ребёнок можно из конкретной ситуации, а также по его жестам и мимике.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Научившись произносить несколько слов, непоседа может остановиться на этом уровне. Это значит, что в этот период интенсивно пополняется пассивный словарь. Примерно с 1,5 до 2 лет у крохи происходит «лексический взрыв». Именно так обозначают это явление специалисты, когда вместо пары десятков ребёнок начинает употреблять несколько сотен активных слов.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Прежде чем ребенок научится говорить и освоит свой родной язык, он издает различные звуки. Это так называемый «язык младенцев», и дети во всем мире говорят на нем примерно одинаково.

Но когда ребенок должен произнести свои первые слова? Для него важно научиться говорить до трехлетнего возраста, когда его мозг стремительно развивается. Но пока малыш еще не говорит, развитие его речи зависит от его умения говорить на «языке младенцев».

Когда ребенок произносит свои первые слова?

Ребенок начинает говорить на «языке младенцев» вскоре после рождения и сначала не использует звуки. С помощью выражения лица, плача и телодвижений он выражает различные эмоции и физические потребности – от страха и голода до разочарования и сенсорной перегрузки. Родители учатся распознавать, какую потребность выражает малыш своим плачем.

Возраст, когда ребенок произносит свои первые слова, всегда индивидуален. Но в развитии речи все дети проходят определенные этапы. Если малыш пропустил хотя бы один из них – следует проконсультироваться с врачом.

Этапы развития речи ребенка

  • Речь ребенка в 3 месяца. Он слышит ваш голос, видит выражение вашего лица, отзывается на другие голоса и звуки. Многим детям больше нравится женский голос, чем мужской. Также детям нравятся голоса, которые они слышали, находясь в утробе матери. Примерно в возрасте 3-х месяцев малыш начинает выражать эмоции с помощью звуков.
  • Речь ребенка в 6 месяцев. Он издает большее количество звуков и произносит слоги слов. В возрасте 6-7 месяцев откликается на свое имя, узнает речь на родном языке и может интонациями голоса передавать настроение. Некоторые родители думают, что в этом возрасте малыш уже произносит первые слова («мама», «папа»), хотя на самом деле это просто повторяющиеся случайные слоги. Ребенок не вкладывает в них никакого значения.
  • Речь ребенка в 9 месяцев. В этом возрасте дети понимают простейшие слова («да», «нет», «привет» и т. д.). Они используют большее количество согласных звуков и интонаций.
  • Речь ребенка в 12-18 месяцев. Большинство детей уже осознанно говорит простейшие слова («мама», «папа» и т. д.). Понимают простые обращения родителей к ним («Пожалуйста, положи на место»).
  • Речь ребенка в 18 месяцев. Обычно дети в этом возрасте могут произносить несколько простых слов и указывать на людей, предметы, части тела, которые называют родители. Ребенок повторяет последние слова или слоги в предложении, которое вы произносите. Произнося слова, ребенок может пропускать в нем звуки или слоги (например, «бака» вместо «собака»).
  • Речь ребенка в 2 года. Малыш может составлять предложения из 2-4 слов («Мама, пока», «Дай молоко»). Он понимает, что слова могут обозначать не только конкретные предметы, но и абстрактные понятия.
  • Речьребенкав3года. Словарный запас ребенка резко увеличивается. Благодаря воображению он осваивает абстрактные понятия («сейчас»), чувства («грусть») и пространственные понятия («возле»).

Можно ли научить ребенка говорить?

Дети понимают, что вы говорите, задолго до того, как учатся говорить сами. Иногда дети могут произнести 2-3 слова, в то время как понимают более 25.

Вы можете помочь ребенку научиться говорить. Для этого следуйте простым рекомендациям:

  • Наблюдайте. Ребенок может протягивать к вам руки, когда хочет, чтобы вы взяли его на руки, протягивать игрушку, когда хочет, чтобы вы с ним поиграли, отодвигать тарелку, когда больше не хочет есть. Улыбайтесь, устанавливайте зрительный контакт и отвечайте ребенку, поощряя его простейшие способы общения.
  • Слушайте. Обращайте внимание на звуки, которые издает ребенок, отвечайте ему такими же звуками. Дети имитируют звуки, которые им произносят родители, поэтому наберитесь терпения и позвольте ребенку таким образом «говорить» с вами столько, сколько он захочет.
  • Хвалите. Улыбайтесь и хлопайте в ладоши каждый раз, когда ребенок пытается произнести слово. От положительной реакции родителей дети получают дополнительную мотивацию говорить.
  • Имитируйте. Дети любят голоса родителей. Когда родители говорят с ними, это мотивирует их самим начать говорить. Чем больше вы говорите с ними, повторяя их слова и произнося их правильно («собака» вместо «бака»), тем больше они стремятся говорить правильно.
  • Конкретизируйте. Если ребенок показывает рукой на стол и плачет, не спешите давать ему печенье. Вместо этого покажите ему печенье и спросите, действительно ли он хочет его.
  • Рассказывайте. Объясняйте ребенку, что вы делаете, когда купаете его, одеваете или кормите: «Давай наденем носки» или «Я отрезаю для тебя кусочек курицы». Так ребенок поймет, какими словами называются действия родителей.
  • Проявляйте упорство. Даже если вы не понимаете, что говорит ребенок, переспрашивайте у него. Показывайте ребенку свою любовь и внимание – и он будет стараться говорить.
  • Давайте ребенку проявлять инициативу. Во время игр позвольте ребенку проявить инициативу и следуйте его инструкциям. Так он поймет, что в общении всегда есть две стороны: кто-то говорит, а кто-то слушает, кто-то командует, а кто-то подчиняется.
  • Играйте. Позвольте ребенку играть, фантазировать и рассказывать небылицы – так он развивает речевые навыки.
  • Читайте вслух. Если ребенок получает удовольствие, когда родители читают ему вслух, он будет любить чтение на протяжении всей жизни.

Если вы обеспокоены тем, что у ребенка медленно развивается речь

Если вам кажется, что у вашего ребенка задержки развития речи, проконсультируйтесь с педиатром. На это может быть множество причин, однако чем раньше обнаружить проблему, тем больше времени остается на ее решение. Вовремя диагностировав проблему, вы сможете устранить ее до того, как ребенок пойдет в школу.

Развитие речи у полуторагодовалого ребенка

Речь годовалого малыша быстро пополняется новыми словами и целыми фразами и активизируется к двум годам. Именно в период 1-2 лет она становится для ребенка базовым средством общения. То, какой она будет, зависит от подготовительных работ, которыми родители занимались с младенцем до года. А для развития правильной речи рекомендуется использовать специальные упражнения.

Нормы речевого развития у малышей от 1 до 2 лет

  1. В норме малыш в возрасте одного года должен освоить такие речевые навыки:
    Он должен уметь повторять открытые слоги (те, что заканчиваются на гласный звук). К примеру, годовалый малыш может еще не уметь говорить слово «нет», но может воспроизвести его как «нэ». Также он произносит «да», «ту» и так далее.
  2. Малыш уже выражает свои эмоции через интонацию.
  3. Ребенок может повторять слоги и звуки, произносимые животными: «мяу», «ав-ав», «му-му».
  4. Он воспринимает на слух названия определенных предметов, понимает, о чем говорят взрослые, и может указать на них.

ВАЖНО! Большое значение имеет не только то, что и как говорят малыши в возрасте от одного до двух лет, но также и то, могут ли они запомнить, как называется и для чего предназначен тот или иной предмет.

Ко второму году жизни в норме малыш умеет отвечать на обычные вопросы, может выполнить простые поручения, повторить несложные слова и фразы. Он может выговорить все гласные звуки и большую часть согласных. К двум годам ребенок умеет строить предложения, включающие в себя 3-4 слова. Малыш слушает стишки, сказки, потешки, старается запомнить какие-то их части.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если что-то из перечисленного у малыша не получается, внимательно понаблюдайте за ним. Возможно, у ребенка небольшая задержка развития речи. Это не страшно и поддается корректировке, например, с помощью логопедического массажа. Уже с двух лет малыш может заниматься с логопедом, дефектологом или психологом.

Упражнения для развития правильной речи у детей от 1 до 2 лет

Прежде чем начинать развивать речь малыша, родителям нужно учесть следующие правила:

  • Упражнения необходимо подбирать с учетом возрастных особенностей ребенка, а также его индивидуальному психическому развитию. Так, один малыш в 1 год и 11 месяцев может не мочь делать то, что отлично дается другому в полтора года. Старайтесь избегать чрезмерно сложных игр и упражнений, так как малыш потеряет интерес, и обучать его в дальнейшем будет сложнее.
  • Важно учитывать зоны ближайшего развития. Сначала малыш должен начать произносить открытые и закрытые слоги, потом нужно учить с ним одно- и двуслоговые слога. Только после того как он сможет обозначать определенное действие или предмет словами, можно будет переходить к фразам.
  • Примите во внимание психические особенности малышей в возрасте от 1 до 2 лет. Для них вполне нормально неустойчивое внимание до десяти минут. В этом возрасте в мозгу лишь формируются нейронные связи, и перегрузка может только навредить, вызвав головную боль и плач или вовсе отвращение к развивающим урокам. Оптимальная длительность занятия – 5-10 минут.

Ежедневно уделяя время простым упражнениям, вы поможете малышу лучше развить речевые навыки. Для детей в возрасте 1-2 года подойдут следующие приемы:

  1. Научите малыша выражать эмоции через звуки: «ох» и «вау» при восторге и удивлении, «эх» при разочаровании и так далее. Благодаря этому он начинает интуитивно поднимать, для чего предназначена речь.
  2. Пойте вместе с ребенком либо учите его регулировать высоту голоса иными способами. Если он умеет хорошо подражать, можете просто перекликиваться с ним звуками, регулярно повышая высоту голоса. Так он поймет смысл игры. Кстати, это упражнение можно использовать при игре в прятки, или же находясь в разных комнатах с ребенком.
  3. Произносите названия предметов, если они находятся в поле зрения малыша. В возрасте до 2-3 лет они понимают, о чем вы говорите, если видят это (наглядно-действенное мышление). При кормлении говорите о ложке, тарелке, называйте другие находящиеся рядом с ребенком предметы. То же самое делайте при купании, укладывании ребенка спать и других регулярных процессах.
  4. Предлагайте ребенку подуть на одуванчик, игрушечную крутилку, давайте ему пить через трубочку. Это способствует развитию артикуляционного аппарата. Учтите, что питье через соску и трубочку – это разные вещи. При использовании соски ребенок не задействует губы и щеки. Питье через трубочку намного сложнее, так как малыш должен втягивать жидкость сам. Поэтому некоторые специалисты отмечают, что детки на грудном вскармливании начинают говорить раньше. Мышцы их щек и губ подготовлены лучше, отточек навык прикладывать язык к небу.
  5. Давайте малышу для игры предметы, имеющие разную фактуру: крупы в сухом и мокром виде, слегка влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы. Важно, чтобы он играл с ними под вашим присмотром.
  6. Пусть малыш часто играет со старшими детками. Наблюдайте за их общением между собой. Годовалый малыш слабо выражает что-то понятное, а вот трехлетний ребенок говорит уже намного лучше. Под его влиянием первый также будет стараться объясниться. Предложите деткам игры, в которых они могут взаимодействовать: построить вместе пирамиду, катать машинку по очереди и так далее.

Также существует ряд специальных логопедических разработок, помогающим деткам в возрасте 1- лет быстрее развить речь. Вот некоторые их примеры:

  1. Для малышей в возрасте от года до года и трех месяцев отлично подходят игрушки в виде животных. В процессе игры предложите покормить зверушку, но перед этим она должна будет попросить об этом – «мяу-мяу», «ав-ав» и так далее. Ребенок должен активно подражать, повторяя звуки и слоги.
  2. В возрасте от года и трех месяцев до полутора лет можно играть в катание машин, строительство башенок, загрузку кузова. Вместе с ребенком называйте предметы и действия, чтобы малыш умел отличать названия от процессов.
  3. От полутора до двух лет необходимо работать над расширением словарного запаса ребенка. Объясняйте ему название предмета на картинке и просите найти аналогичный в помещении либо среди игрушек.

Регулярно играя с малышом и делая с ним простые и интересные упражнения. Важно проявлять терпение и ответственно относиться с попыткам малыша и ошибкам, которые он совершает.

Ваш ребенок уже преодолел возрастную отметку в 1,5 года и стал более самостоятельным. Он может ходить, бегать, танцевать, пытается сам кушать и, скорей всего, уже что-то говорит.

В связи с этим у многих мамочек возникают вопросы: «Что должен говорить ребенок в 1,5 года?», «Не отстает ли мой малыш от нормы?» и «Как я могу помочь своему сыну/дочке заговорить быстрее?». На все эти вопросы я отвечу в этой статье.

Что должен говорить ребёнок в 1,5 года?

Итак, в 1,5 года ребенок уже произносит почти все гласные звуки и некоторые «легкие» согласные. Согласные звуки произносит не всегда четко и внятно. В некоторых словах он смягчает согласные. Например, вместо «дай» говорит «дяй», вместо «на» -«ня». Дети в возрасте 1,5-2 года часто вместо полных слов говорят их сокращенные варианты (кукла – ку, спать – па) или звукоподражания (собака – гав-гав, кот – мяу и так далее). Стоит отметить, что один и тот же слог может обозначать несколько слов, в зависимости от ситуации (например, «па» это спать, пить, помидор и так далее). Это нормально, со временем такие укороченные слова заменятся на полные, если вы будете ненавязчиво поправлять ребенка (Например, «гав-гав» — Да, побежала собака, собака говорит «гав-гав!»)

В некоторых словах ребенок может пропускать слоги или заменять звуки (машина – «маина», собака – «бака»). В речи малыша уже появляются интонации. Он может говорить что-то с большим воодушевлением или как будто что-то спрашивает у вас. В этот период очень забавно разговаривать с детьми, но всё же лучше не повторять неправильные слова за ребенком. Потому что, какой смысл учиться говорить правильно, если мама тебя и так понимает и говорит на «твоем» языке? (но не употребляйте прием «непонимания» для стимулирования активной речи ребенка – лучше создавайте ситуации, которые будут побуждать ребенка обращаться к вам с речью; как это делать – смотрите в конце статьи).

Примерно с 1,5 лет дети начинают связывать слова во фразы и предложения. Начало фразовой речи — характерная особенность данного периода. Ребенок может говорить «Дай ку» («дай куклу») или «Ляля па» («малыш спит»), выполнять поручения (выключи свет, принеси игрушку).

Также с этого периода малыш начинает постигать грамматику родного языка — например, начинает изменять слова в соответствии с предложением («уица» — улица, «поси на уицу» — пошли на улицу).

Развитие речи детей 1,5 — 2 года (в норме)

Что касается норм речевого развития для детей 1,5-2 лет, то показатели примерно следующие:

1,5 года – ребенок говорит от 15-20 слов (в том числе укороченных и звукоподражаний), начинается фразовая речь.

2 года – ребенок говорит от 40 до 300 слов, строит фразы и предложения из 3-4 слов

Хочу отметить, что все дети развиваются по-разному. Кто-то к 2 годам уже вовсю строит предложения и разговаривает со взрослыми, а некоторые в 2 года произносят лишь понятные маме фразы и несколько слов.

Для того, чтобы определить на какие стороны развития речи стоит обратить внимание, понаблюдайте за ребенком и ответьте на вопросы:

  1. Отвечает ли ребенок на простые вопросы (Что это? Кто это?).
  2. Может ли выполнить поручение (принести книгу, выключить свет).
  3. Повторяет ли за взрослыми слова и фразы?
  4. Сколько и какие звуки ребенок произносит четко?
  5. Из какого количества слов малыш строит предложение?
  6. Насколько часто малыш самостоятельно заводит разговор со взрослыми и другими детьми?

На каком бы этапе развития ни находился ребенок, наша задача как родителей помочь малышу овладеть и обогатить активную речь. Причем помочь ненавязчиво, гармонично, — одним словом, играя.

Развиваем речь ребёнка 1,5 — 2 года (рекомендации)

Еще очень важный момент, который упускают многие родители:создавайте ситуации, в которых ребенок вынужден обратиться к вам с речью. Например, малыш подходит к столу и хочет взять печенье. Мама молча дает печенье, малыш также молча уходит. В этой ситуации мама создала условия, когда у ребенка нет необходимости что-то говорить, было бы правильнее спросить: «Что тебе дать?». Если малыш пока не отвечает, можно уточнить: «Печенье(показываем на печенье)? Хорошо, держи печенье. Кушай! Вкусно?»

Читайте стихи, потешки. Отлично развивает правильное звукопроизношение прослушивание и пропевание звуков и слогов.

В периоде от 1,5 до 2 лет взрослым следует развивать у ребенка понимание речи, умение повторять звуки, слоги и слова. Рассказывайте малышу об окружающих предметах на прогулке, дома. Например, покажите ребенку на улице машину. Скажите «Это машина. Машина большая, белая. А вот у тебя игрушка – машина (показываем игрушку), она маленькая, красная. Вот машина едет по дороге, а эта машина стоит» и так далее. Расскажите ребенку про размер (большой, маленький, средний), форму, цвета, что этот предмет может делать (ехать, стоять, сидеть, спать и так далее), не забывайте вводить в речь предлоги (машина едет по дороге, стоит на траве). Очень важно, чтобы малышу в это время было интересно вас слушать, объект должен находиться в поле видимости и привлекать внимание. Если ребенок бежит кататься на горку, то ваш рассказ про машину будет благополучно «прослушан мимо ушей». После вашего рассказа, задайте малышу открытые вопросы: «Какая это машина?», «Какого цвета?», «Что машина делает?». И обязательно после вопроса делайте паузу, чтобы у ребенка было время подумать и ответить. Конечно, сначала вы и будете отвечать на свои вопросы, но потом малыш будет включаться в беседу.

Комментируйте все, что привлекло внимание ребенка в настоящий момент. Говорите спокойно, четко выговаривая звуки и слова. Малыш лучше запоминает и говорит слова, которые слышит регулярно. Поэтому продолжайте заниматься, даже если нет обратной связи. Если ребенок начал отвечать, не перебивайте, а после ответа обязательно похвалите.

Также попробуйте следующее эффективное упражнение для речевой активности. Покажите игрушечную собаку и спросите: «Это кот?».Такие вопросы вызывают у ребенка желание ответить, поправить взрослого и учат вслушиваться в речь.

Чаще давайте ребенку несложные поручения, в которых он будет обращаться к окружающим. Например, попросите принести какой-нибудь предмет, который находится у папы или у бабушки.

Возраст от 1,5 до 2 лет один из самых благодатных для развития речи, поэтому активно занимайтесь с ребенком. И пусть совместные беседы будут вам в радость!

В предыдущей статье Анастасия подробно описала нормы развития речи ребёнка от рождения до года. В этот раз логопед расскажет, что должен знать родитель о втором и не менее важном этапе становления детской речи.

Понимание основных этапов развития поможет внимательной маме вовремя распознать проблемы на их начальном этапе.

Для того чтобы разбираться, как у малыша происходит становление речи после года, нужно помнить несколько особенностей развития крохи в 8–10 месяцев.

Предпосылки развития связной речи (8-9 месяцев)

В это время у младенца активно формируется память. Ребёнок начинает реагировать на незнакомую обстановку и лица. Он жмётся к маме, смущается чужих взрослых и детей, но с любопытством разглядывает их.

Что необходимо знать родителям:

  • На этом этапе стойкий страх ребенка к новым, незнакомым ситуациям указывает на поражение центральной нервной системы.
  • У малыша возникает потребность в общении с помощью предметно-действенных средств (предметов и игрушек). Задача родителя — поддерживать этот интерес, развивать этот вид деятельности.

Работайте с подражательной активностью малыша. Включайте лепетные слова в быт и в игру.

Ведь ребенок смотрит на маму и старается всё за ней повторить.

Показатели формирования речи в 10-21 месяц

В 10 месяцев ребёнок, как правило, понимает обращённую к нему речь в определённой ситуации, активно включается в предметно-действенное общение («Посмотри, кто это к тебе пришёл! Это же собака»). Он владеет и умеет оперировать 1-2 лепетными словами в конкретной ситуации (мама, баба, папа, дядя, ляля) или звукоподражаниями (ам, би-би, гав-гав).

В 12 месяцев в лексиконе крохи появляются ещё 3-4 лепетных слова. Он уже умеет не только использовать их в нужной ситуации, но и делает это, сопровождая небольшой инструкцией и жестикуляцией. Например, показывает вам на картинке на корову и пытается рассказать, что она сейчас ест. Он машет ручками, тыкает пальчиком в книжку и говорит: «Муууу ам-ам».

В 15 месяцев в активном словаре ребёнка уже 6 слов. Его речь расширяется за счёт использования звукоподражаний и частей слов. Он может воспроизводить словесную односложную инструкцию. Взрослые уже почти всегда чётко знают, что именно хочет сказать малыш. Его речь ещё не связана, но понятна в конкретной ситуации.

В 18 месяцев словарный запас растёт до 7-15 слов. Ребёнок активно двигается в сторону связной речи, делая первые робкие шаги в этом направлении.

В 21 месяц к радости родителей малыш показывает первый опыт использования фраз из 2 слов. Он оперирует уже 20 словами. Он говорит: «Дай мо» (Дай молоко), «Мама ам-ам» (Мама, хочу есть), «Баба, би» (Бабушка уехала).

К началу второго года жизни словарный запас ребёнка состоит минимум из 50 слов. А осознанные предложения из 2 слов — уже скорее норма, чем редкость. Теперь для него, как и для взрослых, речь — средство общения.

На втором году жизни у него активно развивается сенсорное восприятие. От него в том числе зависит, насколько хорошо у крохи пойдут дела с речью.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector