Развитие речи у дошкольников

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7-ми годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изу­чения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чте­нию и письму. Как считают психологи, язык становится для ребенка действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начи­нают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними обща­ются близкие взрослые. Приведем средние данные по В.Штерну. В 1,5 года ребенок активно использует примерно 100 слов, в 3 года — 1000-1100, в 6 лет — 2500-3000слов.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто ак­тивно овладевает речью — он творчески осваивает языковую действи­тельность. Он верно улавливает значения “взрослых” слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством. К.И.Чуковский в своей замечательной книге “От двух до пяти” собрал много примеров детского словотвор­чества; вспомним некоторые из них.

“От мятных лепешек во рту — сквознячок”. “У лысого голова — босиком”. “Бабушка! Ты моя лучшая любовница!” “Пойдем в этот лес заблуждаться”. “Да что ты от меня все ухаживаешь?” “Разве в буфе­те нет хлеба?” — “Кусочек есть, только он пожилой”.

Девочка увидела в саду червяка: “Мама, мама, какой ползук!” Мальчик прибегает за вазелином: “Мама просит мазелин”. Больной ребенок требует: “Положите мне на голову холодный мокресс!” Де­вочка замечает, что запонки являются исключительной принадлеж­ностью папы: “Папочка, покажи твои папонки!”

“Муж стрекозы — стрекозел”. “Дым трубится”. “Давайте лопа­тить снег”. “Смотри, как налужил дождь!” “Отскорлупай мне яйцо!” “Я уже начаепился”. “Уж лучше я непокушанный пойду гулять”. “Мама сердится, но быстро удобряется”.

То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и при­обретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошколь­ного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, понятно для ок­ружающих передать свои впечатления об увиденном. Это не означает, разумеется, что его ситуативная речь совершенно исчезает. Она сохраняется, но, в основном, в разговорах на бытовые темы и в рассказах о событиях, имеющих для ребенка яркую эмоциональную ок­раску. Чтобы получить представление об особенностях ситуативной речи, достаточно послушать, как дети пересказывают друг другу мультфильмы или боевики, пропуская слова, недоканчивая фразы, пе­рескакивая через целые действия.

Вообще в дошкольном возрасте ребенок овладевает всеми форма­ми устной речи, присущими взрослым. У него появляются развернутые сообщения — монологи, рассказы. В них он передает другим не толь­ко то новое, что он узнал, но и свои мысли по этому поводу, свои замыслы, впечатления, переживания. В общении со сверстниками раз­вивается диалогическая речь, включающая указания, оценку, согла­сование игровых действий и т.п. Эгоцентрическая речь помогает ре­бенку планировать и регулировать его действия. В произносимых для самого себя монологах он констатирует затруднения, с которыми столкнулся, создает план последующих действий, рассуждает о спо­собах выполнения задачи.

Развитие речи у дошкольников

Использование новых форм речи, переход к развернутым выска­зываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ре­бенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фак­тором развития речи. Продолжает развиваться, как известно, и об­щение со взрослыми, которых дети воспринимают как эрудитов, спо­собных объяснить все, что угодно, и рассказать обо всем на свете. Благодаря общению, названному М.И.Лисиной внеситуативно-познавательным, увеличивается словарный запас, усваиваются правильные грамматические конструкции. Но дело не только в этом. Усложняют­ся, становятся содержательными диалоги; ребенок учится задавать вопросы на отвлеченные темы, попутно рассуждать — думать вслух. Вот несколько характерных для дошкольников вопросов, с которыми они обращаются к родителям: “А куда летит дым?” “А кто качает де­ревья?” “Слушай, мама, когда я родился, откуда ты узнала что я — Юрочка?” “А можно достать такую большую газету, чтобы завернуть живого верблюда?” “А осьминог из икры вылупляется или он молоко­сосный?” “Мама, кто меня выродил? Ты? Я так и знала. Если бы па­па, я бы была с усами”.

Развитие речи у дошкольников

Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:

Биологический фактор. Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если ещё до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесённое мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, нелишним будет общение с педагогом дошкольного образования.

Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь, тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения.

Улучшение речевых навыков – важный процесс для ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребёнок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

Типичные проблемы развития речи дошкольников

Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребёнок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.

Как развивать речь дошкольника?

Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.

Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?

  • Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
  • Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.

Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.

«Сказка по картинке»

Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!

«Опиши предмет»

Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите, какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребёнок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.

«Найди подходящее прилагательное»

Чтение для развития речи

Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.). А ещё потешки помогают запомнить очерёдность выполнения действий.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологическое состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на учебную программу «Начальная школа ХХI века». Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Старайтесь больше общаться с детьми, делитесь своими новостями, интересуйтесь их делами. Проводите вечер вместе, читайте и обсуждайте рассказы, сочиняйте их продолжение. Раз в месяц посещайте интересные детские мероприятия, театры, музеи. Обязательно потом просите поделиться своими впечатлениями от увиденного, что понравилось, а что нет. Развитие речи, кругозор ребёнка и, как следствие, становление его интеллекта во многом зависят от таких простых, но очень важных разговоров.

Развитие речи у дошкольников

Многообразная, богатая дополнениями, описаниями и синонимами речь у детей возраста от 3 до 7 лет – явление чрезвычайно редкое. Развитие речи у дошкольников имеет главное значение, поскольку это время ребенок наиболее восприимчив к ее постижению.

Дети осваивают родной язык, имитируя разговорную речь окружающих. Жаль, что постоянно загруженные родители в этот период часто забывают об этом и бросают процесс формирования речи ребенка на самотек. Дети очень мало времени проводят в окружении взрослых (чаще всего у телевизора, за компьютером, или с игрушками), редко слышит сказки рассказанные мамой и папой, а плановые занятия для развития речи дошкольников – совсем редкость. Вот и выходит, что ко времени поступления в школу у ребенка появляется масса проблем. Поэтому, решая задачу, развитие речи у дошкольников, рассмотрим, какие проблемы в этой области встречаются родителям и педагогам чаще всего.

Характерные проблемы развития речи дошкольников:

1. Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (еще ее называют "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение.

2. Скудость речи. Маленький словарный запас.

3. Речь, в которой избыток сленговых слов (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов.

4. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту.

5. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами.

6. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования.

7. Отсутствие культуры речи: неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса и и т. д.

8. Нехорошая дикция.

А как развивать речь дошкольников?

Ставя проблему, плохое развитие речи у дошкольников большинство родителей возлагают надежды в ее разрешение на детсад. Считают, что плановые занятия придут на помощь малышу в столь нелегком труде. Достаточно часто эти надежды не оправдываются: во многих детсадах развитию речи не уделяется нужное внимание. Но если вам посчастливилось с садиком, и речи на уроках отведено достаточно времени, все же необходимо проследить: нормально ли у ребенка развивается словарный запас, дикция, умение применять интонацию, развернутые ответы, включающие доказательства, строить диалог. Если же нет – доведется подумать, как сделать разнообразной развитие речи у дошкольников.

Давайте рассмотрим, какими упражнениями можем заниматься мы сами. Для этого нужно владеть информацией об этапах развития речи дошкольника. Именно поэтому игры-упражнения мы сопроводили детальным комментарием.

Нормальное развитие речи у дошкольников происходит с помощью комплекса упражнений:

Упражнение для развития речи дошкольников: "Разговор по картинке"

Данное упражнение для развития речи дошкольников подойдет для деток от трех до шести лет и направлено на формирование связной речи.

Упражнение для развития речи дошкольников: "Маленький — большой "

Выполняя это упражнение с ребенком старше двух лет до пяти, используйте любимую книжку с картинками, а лучше его игрушки. Рассмотрите с малышом иллюстрации, и попросите назвать, что он увидел. К примеру:

— Посмотри, а кто это на картинке?

— Да, кошка больше чем ее маленькие котята. Кошка высокая, а котята ниже ее ростом.

— А как ты думаешь котята когда вырастут тоже будут большие?

В наши дни есть в продаже специальные книжки и игры, которые направлены на развитие данной стороны речи. В них собранны задания и тексты, которые научат ребенка найти близкие слова по смыслу, запомнить значения слов.

Чтение потешек и пение колыбельных.

Начиная с момента рождения, читайте крохе потешки, сказки, пойте колыбельные песни каждый день. Весьма полезно читать перед сном. Читая, проследите, чтобы произношение было ясным и четким, эмоционально правильно окрашенным.

Потешки и колыбельные обогащают словарный запас детей за счет, содержания сведений об окружающим мире и предметах, они учат детей создавать однокоренные слова (к примеру, "котенька", "котя", "коток"), а благодаря позитивной эмоциональной окраске освоение более успешно.

Упражнение для развития речи дошкольников: Журналист.

Этим упражнением можно заниматься с детьми старше 4 лет. Сделайте ребенку предложение взять интервью, как журналисту. Вы будете известным актером или спортсменом, а малыш подготовит статью о Вас. Список задаваемых вопросов и развернутых ответов готовьте вместе! Вы не просто весело проведете время с ребенком, но и будете развивать диалоговую речь малыша.

Упражнение для развития речи дошкольников: Загадка.

Игра подходит детям трех-семи лет. Разгадывание загадок многосторонне развивает речь. В загадках даются более яркие признаки явлений и предметов, которые имеют сжатую форму. Угадывание загадок развивает у детей способность анализировать, обобщать, делать выводы и уметь выделять типичные признаки предмета. Отдельные загадки обогатят словарь детей из-за многозначности слов. И, безусловно, учат образно мыслить.

Упражнение для развития речи дошкольников: «Что это значит?» (возраст детей старше пяти лет)

Эмоциональная окраска и интонация речи имеют важное значение, потому, что собственно по тону, мы нередко узнаем о настроении говорящего и значение того, что он нам доносит. Чтобы представить детям насколько важна данная сторона речи нужно использовать фразеологизмы русского языка и народные пословицы и поговорки. Точно и лаконично выявлены во фразеологизмах народных сказок не только мысли и идеи, но и их эмоциональная окраска (поощрение, осуждение, радость, ласка, грусть, злость и т. д.). рассказывайте ребенку ряд пословиц или фразеологизмов. Подумайте что бы они смогли значить.

К примеру, что означает "бить баклуши", "задать головомойку","повесить нос". Ознакомление с фразеологизмами улучшает фантазию и развивает мышление.

Скороговорки и поговорки.

Произносить скороговорки и поговорки – полезно для детей разного возраста, даже если дикция ребенка на первый взгляд в норме. У дошкольников еще довольно плохо работает и скоординирован речевой аппарат. Встречаются дети, которые выговаривая слова, спешат, заглатывают окончания, а иные, напротив, медленно говорят и слишком затягивают слова. Необходимо запомнить — дикция формируется при помощи особых занятий, ведь никто не владеет безупречным произношением от природы. Поэтому употребляйте добрые и старые скороговорки, и речь вашего малыша станет значительно лучше.

Развитие речи у дошкольников

С самого раннего детства человек окружён вещами различных качеств, свойств и характеристик. Практическое оперирование вещами взаимодействует с процессом суждения о них. Последний пункт для ребёнка дошкольника имеет решающее значение так как для этого необходимо развивать связную речь. Педагогическая психология в качестве средства развития связной речи использует беседу.

Взрослые в процессе беседы с ребёнком учат его мыслить в правильных категориях, выстраивать логическую последовательность предложений, развивая, шлифуя языковые выражения и активизируя тем самым словарный запас. Беседа помогает ребёнку выражать свои мысли, точку зрения, что непременно благоприятно скажется на его самооценке.

Тем не менее не стоит забывать о содержании беседы с ребёнком – это очень важно, так как содержание задаёт основной вектор и возможные результаты беседы.

Проблемой содержания бесед с детьми дошкольниками занимались такие учёные как: А.П. Усова, Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, Н.М. Крылова.

А. П. Усова разработала теоретико-психологические основы обучения детей дошкольного возраста исследуя наиболее эффективные пути оптимизации подготовки их к школьному периоду жизни. Результаты её исследований нашли своё выражение в дошкольных учреждениях того времени.

Говоря об уровнях овладения знаниями детьми дошкольниками, А. П. Усова выдвинула идею о том, что существуют два уровня знаний которыми они могут овладеть – элементарные знания, приобретаемые ребёнком неосознанно и знания получаемые в процессе осознанного, организованного, целенаправленного обучения. Второй уровень овладения знаниями является решающим в умственном развитии ребёнка. Подчёркивая соизмеримость и ненавязчивость педагогического воздействия, по А. П. Усовой, нужно предварительно изучить интересы, потребности и склонности детей [1]. Это нужно чтобы иметь «плацдарм» от которого следует стартовать в вопросе общего педагогическо-образовательного воздействия, а в частности вопроса содержания производимой беседы, так как беседа не сможет построиться если во-первых говорить о том что ребёнку неизвестно, и во-вторых о том что для ребёнка является скучным. С другой стороны, беседа не есть только лишь «словестное взаимодействие». Беседа с ребёнком может и должна сопровождаться игрой. А. П. Усова немалый вклад внесла в разработку проблемы детской игры как развивающего процесса. Примечательно что содержание беседы с ребёнком в процессе игры должно быть о самой этой игре – это способствует видению общей картины игры ребёнком как непосредственного участника этого процесса.

Е.А. Флерина доказывала средство использования живого слова в дошкольном учреждении. Для неё основным направлением совершенствования процесса овладения связной и развитой речью должна быть такая беседа (коммуникация), которая была бы приближена к естественной ситуации общения. При этом, в содержании беседы должны быть вплетены регулирующие поведение слова, например «нельзя», «можно», «надо», и т. д [2]. Данные модальности высказывания указывают ребёнку на такие этические составляющие как «хорошо» и «плохо». Усвоение значений регулирующих слов в процессе беседы способствует формированию принятого в обществе поведения. Так же тренируется и воля ребёнка.

Е. И. Радина в своих исследованиях раскрыла основное значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей. Дело в том, что одна беседа систематизирует и ещё более уточняет те представления, какие были получены ребенком в процессе его повседневной жизни [3]. Другая беседа помогает ребёнку аналитически воспринимать окружающий его мир. Он начинает обращать внимание на то, что раньше им не замечалось. В конечном итоге знания ребенка становятся более укреплёнными и осмысленными.

Э.П. Короткова параллельно с беседой рекомендовала читать дошкольникам художественную литературу. В этом смысле художественная литература была средством обогащения не только словесного запаса ребёнка, но так же и обогащением образными словами, метафорами [4]. Данный метод оказался эффективен в вопросе развития образной речи у детей дошкольников на материале таких фольклорных форм как пословицы, поговорки, фразеологизмы.

Очень важно, чтобы дошкольники понимали саму целесообразность использования выражений из литературного творчества, так как понимание этой целесообразности повышает возможность использования ими данных образных выражений уже независимо от педагога в своей будущей жизни.

Программа воспитания дошкольников по Н. М. Крыловой направленна на реализацию субъект-субъектных отношений, а именно воспитатель-ребёнок. При этом большое внимание уделяется трудовому воспитанию ребёнка – беседа с педагогом через практическую, трудовую деятельность. Трудовая деятельность ребёнка дошкольника, под руководством педагога, формирует у него волевую сферу, мышление, речь, воображение, внимание [5]. Выполнение трудовой деятельности в определённой последовательности действий обучает детей соотносить достигнутый результат с поставленной целью. Необходимо включать такие приёмы формирования мотивации, которые вызывали бы у ребёнка желание самому достигать поставленную цель.

Вывод. В рассмотренных выше психолого-педагогических подходах авторов так или иначе прослеживаются общие черты. Они заключаются в том, что:

1) Должна присутствовать та база устоявшегося повседневного опыта (элементарные знания), относительно которого ребёнок, в процессе обучения, отталкивается: вещи, игры, ситуации;

2) В беседу с ребёнком, как подспорья для развития речи, конструктивно включаются какие-либо компоненты, например художественная литература, игра, трудовая деятельность. Это значит, что «просто» беседовать с ребёнком недостаточно.

3) В саму беседу нужно закладывать и то что впоследствии сформирует у ребёнка волевой регуляторной контроль поведения.

Список литературы

1.Усова А. П. Обучение в детском саду / под ред. действит. чл. АПН СССР А. В. Запорожца. – 3-е изд., испр. – М: Просвещение, 1981. – 175.

2. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст]. — Москва : Учпедгиз, 1956. – 160 с.

3. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] – М.: Академия, 1997.

4. Короткова Э. П. Обеспечение речевой практики при взаимосвязи работы над развитием диалогической и монологической речи / Э. П. Короткова // Хрестоматия по теории развития речи у детей дошкольного возраста [Текст] – М: Просвещение, 2000. – 434 с.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М.: Академия, 1981. – 257 с.

Речь — великий дар природы, благодаря которому люди получают возможности общаться друг с другом, познавать мир.

Однако на её появление и становление природа отводит человеку очень мало времени — ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) ребёнка.

Да, говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Уровень речевого развития у современных детей — дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный.

Развитие речи у дошкольников

Типичные проблемы развития речи современного дошкольника:

* Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь («ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

* Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

* Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений).

* Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

* Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо).

* Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

* Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

Почему же в век компьютерных технологий, когда есть все для развития речи: компьютеры, телефоны, телевизоры, все больше и больше встречается детей с речевыми нарушениями. Что является причиной того, почему дети так плохо говорят? Причин много.

Главные из них:

Развитие речи у дошкольниковУхудшение состояния здоровья детей (экология, родовые травмы, болезнь матери во время беременности, вредные привычки родителей и др).
В последние годы быстро увеличивается количество гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально — волевой сферы, задержкой речевого и психического развития (причем, самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60 %)

Развитие речи у дошкольниковДисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи:
Гиперопека со стороны родителей (предугадывание желания малыша, доделывание за него всех дел) и повышенная тревожность (например, при приеме пищи боятся, что ребенок подавится, и перемалывают пищу, тем самым затрудняют развитие мышц речевого аппарата).
Замена живого эмоционального общения на общение с планшетами, телефонами, телевизорами. Дети лишаются возможности услышать правильную, красивую русскую речь.
Чрезмерное увлечение опережающим развитием (например, обучение иностранным языкам). Не учитывается, что практически все языки мира вступают в противоречие друг с другом по целому ряду характеристик, особенно по звукопроизношению.
Раннее овладение чтением.

Развитие речи у дошкольниковРепрессивная педагогика.
Широко распространен авторитарный стиль общения, в котором преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит формальный характер, лишено личностного смысла. Педагог должен владеть культурой демократического стиля общения, при котором собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры.

Конечно, тесное взаимодействие детского сада и семьи сможет решить проблему развития речи детей.

Но, что могут и должны сделать родители:

Развитие речи у дошкольников

☀ В первую очередь – это эмоциональное общение с ребёнком с момента его рождения!

☀ Во – вторых, – разговаривайте с детьми, а, разговаривая, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть спокойной, четкой и внятной. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.

☀ Далее, — если Вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь обратиться к специалистам (логопеду, неврологу).

☀ Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. Обязательно обсуждайте прочитанное.

☀ Заучивайте с детьми стихи (это тренирует выразительность речи и память).

☀ Тренируйте детей в произношении скороговорок и чистоговорок (улучшает произношение).

☀ Учите детей отгадывать и загадывать загадки — это занятие учит их делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался? », «почему? »

☀ Развивайте мелкую моторику руки, это тоже ведёт к развитию речи.

☀ Организовывайте совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.

А главное — любите своих детей, помогайте им.

Задумайтесь, как часто Вы говорите ребенку эти фразы:

Развитие речи у дошкольников

  • Ты самый любимый!
  • Ты очень многое можешь!
  • Что бы мы без тебя делали!
  • Иди ко мне!
  • Садись с нами!
  • Я помогу тебе.
  • Я радуюсь твоим успехам.
  • Расскажи мне, что с тобой.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector