Развитие речи старших дошкольников

Данная статья «О развитии речи старших дошкольников» представляет интерес для педагогов дошкольного образования и родителей детей дошкольного возраста.

На современном этапе развития общества, все больше возрастают требования к речевому развитию старших дошкольников. Развитие речи становится актуальной проблемой настоящего времени.

Обращаясь вглубь истории, мы видим, что всегда ценились и были достойны восхищения люди, которые имеют обширный словарный запас. Как известно – бедность и скудность словаря мешают полноценному общению, а потому и общему развитию дошкольника. Дошкольный возраст является сензитивным для накопления знаний и формирования словарного запаса ребенка. Именно то, как ребенок владеет родным языком, его речевое развитие выступает основой воспитания и обучения в дошкольном детстве.

Развитие речи старших дошкольников Развитие речи дошкольников

Чтобы лучше понять процесс развития речи дошкольников, нам необходимо учитывать основные этапы ее формирования:

Вторая младшая группа (3-4 года) – преобладает низкий уровень развития связной речи, односложные ответы, узкий набор признаков при описании предметов или явлений. Ребенок может составить небольшой рассказ при помощи наводящих вопросов.

Средняя группа (4-5 лет) – дошкольник может пересказать небольшой рассказ, появляются первые рассуждения и анализ, это возраст «почемучек» — у более любознательных детей связная речь развивается быстрее и эффективнее.

Старшая группа (5-6 лет) – в данном возрасте очень заметен резкий скачок в развитии связной речи. Дошкольники активно совершенствуют диалогическую и монологическую речь, могут легко пересказать содержание понравившегося произведения или чей-то разговор. В данном возрасте дети уже пробуют составлять сложные предложения, вставляют эпитеты и фразеологизмы.

На данном этапе важно следить за тем, чтобы ребенок правильно подбирал нужные словоформы, ставил ударения, употреблял новые слова. Во время образовательных событий, а также в игровой деятельности, для развития связной речи нужно предлагать упражнения, побуждающие использовать в речи логические операции (анализ, обобщение), чаще предлагать творческие задания, например – дидактическая игра «Закончи рассказ», опираясь на собственный опыт.

Подготовительная группа (6-7 лет) – ребенок является полноправным участником речевого процесса, происходит переход от описательных конструкций к рассуждению и анализу. Дошкольник следит за культурой речи.

Работая со старшими дошкольниками, для развития связной речи, необходимо в приемы обучения активно включать дидактические игры и упражнения.

При должны быть соблюдены следующие условия:

  • В работе с дошкольниками систематически организовываются специальные дидактические игры по развитию связной речи.
  • При проведении дидактических игр создаются все условия для обогащения словаря дошкольников и удовлетворения и развития их познавательной активности.
  • Дидактические игры разрабатываются и преподносятся в интересной и доступной форме.

На первом этапе нашей работы, мы изучили уровень развития речи старших дошкольников, используя комплекс методик Н.В. Серебряковой и Г.А. Урунтаевой. Для проведения исследования создавали специальные ситуации, которые включали в себя несколько заданий. Ребенок составлял рассказ, используя, в качестве опоры, сюжетные картинки.

В ходе составления рассказа ребенку задавались вопросы, направленные на понимание обращенной речи и понимание ее вне контекста, другими словами перехода от одной ситуации к другой. Если возникало затруднение – оказывалась помощь в виде побуждающих наводящих и уточняющих вопросов. При выполнении данного задания, мы фиксировали наличие и частоту употребления ребенком различных частей речи и правильного употребления грамматических форм.

Для выявления сенсомоторного уровня речи было проведено исследование фонематической стороны речи и сформированности звуко-слоговой структуры слова. Для выявления уровня грамматического строя речи, изучали понимание детьми предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за, понимание форм единственного и множественного числа имен существительных. Исследование словаря и навыков словообразования включало в себя изучение понимания уменьшительно-ласкательных суффиксов имен существительных.

Данное обследование проводилось как подгруппами, так и индивидуально в игровой форме, с использованием разнообразного дидактического материала. Использовались методики «Какой. «, «Исследование грамматического строя речи», «Исследование словаря и навыков словообразования», «Исследование связной речи».

Далее была проведена работа по подборке и систематизации дидактических игр направленных на развитие связной речи старших дошкольников. При подборе дидактических игр, мы ставили перед собой следующие задачи:

  • побуждение детей к общению друг с другом, умению комментировать свои действия;
  • закрепление навыков пользования инициативной речью;
  • совершенствование разговорной речи;
  • обогащение словаря;
  • формирование грамматического строя речи и др.

Подборка игр для развития связной речи

Сочини предложение

На экране монитора воспитатель показывает две картинки с изображением предметов, детям предлагается придумать предложение, которые содержат название этих предметов, далее предлагается другая пара картинок. (Данная игра способствует не только развитию связной речи, но и повышению творческих способностей ребенка)

Где начало, где конец?

В данной игре дети составляют рассказ, опираясь на серийные картинки, которые представляют собой своеобразный план рассказа. (Развитие логического мышления)

Внимание розыск

В этой игре ведущий описывает одного из участников игры, остальные должны угадать кто это, тот кто угадал, становится ведущим. (Развитие внимания)

Отгадай-ка

Ведущий описывает предмет, находящийся в группе (игрушка, книга, предмет мебели и др.) не глядя на него, остальные участники должны угадать о каком предмете идет речь. (Развитие памяти, внимания)

Нарисуй сказку

В данной игре дети рисуют картинки к придуманной сказке, на которые будут опираться при рассказе. (Развитие воображения)

Чепуха

На экране монитора воспитатель показывает картинки-нелепицы. Ребенку предлагается не только показать несоответствия, но и рассказать как должно быть на самом деле. (Развитие внимания, логического мышления)

Составь два рассказа

Данная игра перекликается с игрой «Где начало, где конец?», только дети составляют рассказы из двух наборов серийных картинок, которые даются ребенку вперемешку. Сначала нужно правильно разложить обе серии, а потом составлять рассказ. (Развитие логического мышления)

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей правильно произносит все звуки родного языка, может регулировать силу голоса, темп речи, интонацию вопроса, радости, удивления.

К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжается обогащение лексики (словарного состава языка, совокупности слов, употребляемых ребенком), увеличивается запас слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, многозначных слов.

Таким образом, развитие словаря характеризует не только увеличение количества используемых слов, но и понимание ребенком различных значений одного и того же слова (многозначного). Движение в этом плане чрезвычайно важно, поскольку связано со все более полным осознанием детьми семантики слов, которыми они уже пользуются.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь.

Наиболее яркой характеристикой речи детей старшего дошкольного возраста является активное освоение или построение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение). В процессе освоения связной речи дети начинают активно пользоваться разными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая его структуру (начало, середина, конец).

Вместе с тем можно отметить и такие особенности в речи старших дошкольников. Отдельные дети не произносят правильно все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. Допускают дети ошибки и в образовании разных грамматических форм (это родительный падеж множественного числа имен существительных, согласование их с прилагательными, разные способы словообразования). И, конечно же, вызывает затруднение правильное построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении и связи предложений между собой при составлении связного высказывания.

Дипломная работа 050703.65 Дошкольная педагогика и психология

Вуз: Белгородский государственный университет — национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Мезенцева Т.Ю.

Источник: Белгородский государственный университет — национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Поделиться работой

Enter the password to open this PDF file:

Рецензии:

Отзывы:

Информация

Разделы

Контакты

+7 (910) 433-45-62
пн — пт, 10:00 — 18:00 МСК

Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».

Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интернет-издание «Научный корреспондент». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.

Научный Корреспондент, .
Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)

Выпускная квалификационная работа 44.03.01 Педагогическое образование

Вуз: Белгородский государственный университет — национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Шаталова Н.В.

Источник: Белгородский государственный университет — национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)

Поделиться работой

Enter the password to open this PDF file:

Рецензии:

Отзывы:

Информация

Разделы

Контакты

+7 (910) 433-45-62
пн — пт, 10:00 — 18:00 МСК

Сайт создан в рамках проекта «Востребованное образование». При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации №79-рп от 01.04.2015 и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодёжи».

Поддержка платформы осуществляется в рамках проекта Ресурсного центра по открытой публикации учебных и выпускных квалификационных работ «Научный корреспондент» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Интернет-издание «Научный корреспондент». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 70641.
Учредитель: Ассоциация интернет-издателей. Главный редактор: Трищенко Н.Д.

Научный Корреспондент, .
Содержимое сайта, если не указано иное, опубликовано в соответствии с лицензией Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0)

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве, и все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Мы уже знаем, что речь ребенка формируется на примере речи взрослых и близких ему людей. Бытует глубоко ошибочное мнение, что звукопроизносительная и лексико-грамматическая сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без помощи взрослых, и ребенок сам постепенно овладевает правильными навыками звукопроизношения и связной речи. На самом же деле невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Неверно также списывать речевые проблемы ребенка на его возраст, часто родители просто не знают, что и когда должен уметь и знать ребенок.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ ДЛЯ РЕЧИ РЕБЕНКА 5-6 лет

1.Уже к 4 годам ребенок должен овладеть звукопроизносительной стороной речи, чисто, четко и правильно произносить все звуки родного языка, правильно воспроизводить звуко -слоговую структуру слова.

2.К 5 годам ребенок должен различать все звуки речи на слух, определять характер их звучания, давать характеристику звуку (гласный-согласный, звонкий -глухой, твердый -мягкий),определять последовательность звуков в слове (осуществлять звуковой и звуко -буквенный анализ слова),понимать разницу между понятиями ЗВУК-СЛОГ-СЛОВО-ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

3.5-6 летний ребенок должен иметь богатый словарный запас (почти все слова русского языка кроме специально-профессиональной лексики), уметь подбирать антонимы, синонимы, эпитеты, активно использовать в речевом высказывании все части речи:существительные,глаголы,прилагательные,наречия,местоимения,чилительные,предлоги.

4.Речевое высказывание 5-6 летнего ребенка похоже на небольшой рассказ, он много и с удовольствием рассказывает, владеет навыками монологической и диалогической речи, у него достаточный речевой опыт, который позволяет ему грамматически правильно строить речевое высказывание, не нарушая связь слов в предложение, используя навыки словоизменения и словообразования.

5.5-6 летний ребенок знает много стихов, рассказов, сказок, может составить рассказ по картинке, пересказать текст.

Т.к. старший дошкольный возраст является подготовительным к школе, именно в этом возрасте закладываются предпосылки к обучению грамоте и другим предметам в школе. Любые проблемы речевого развития в этом возрасте могут вызывать значительные трудности в школе.

Проблема речевого развития

Связь с образовательной деятельностью

Перенос ошибок произношения на письмо и чтение

Недоразвитие фонематического слуха и восприятия

Невозможность писать «на слух», трудности с анализом и определением последовательности звуков в слове, трудности с различением слух похожих звуков речи, невозможность применять множество орфограмм при письме (орфографическая «слепота»), трудности с усвоением правил переноса слов, не умение правильно обозначать границы слов и предложений на письме.

Недоразвитие связной речи

Трудности с пониманием и запоминанием устного материала, текстов, неумение построить связный ответ на вопрос, рассказать устную тему, грамматические ошибки при письме, непонимание содержания задач, задержка формирования словесно-логического мышления.

В детском саду ведется работа по развитию всех сторон речи ребенка и его подготовка к обучению грамоте. Родителям предстоит поддержать работу детского сада:

  • обратить внимание на звукопроизношение ребенка, звуко — слоговую структуру слов, произносимых ребенком, активно контактировать с логопедом, выполнять его задания по автоматизации поставленных звуков.
  • помочь ребенку разобраться в разнообразии звуков родного языка, научиться их различать, определять их последовательность, соотносить звуки и их графическим образом-буквой, научиться делить слова на слоги, а предложения на отдельные слова.
  • Как можно больше говорить с ребенком развернутыми, грамотно построенными предложениями, читать ему сказки, рассказы, стихи и спрашивать о содержании прочитанного, расширять словарный запас детей, подсказывать правильные способы словоизменения и словобразования, исправлять его речевые ошибки-все это приведет к формированию речевого опыта и речевой интуиции.
  • заучивать с ребенком стихи, пословицы, поговорки, развивать его речевую память.

ПОМНИТЕ, что своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему осознанно воспринимать явления окружающего мира, быть любознательным, активным, уверенным в себе и успешным человеком. А ваши с ним совместные занятия по развитию речи обеспечат более полное понимание вами проблем ребенка, укрепят неразрывную, заложенную природой связь между ребенком и его родителями!

Посоветуйте книгу друзьям! Друзьям – скидка 10%, вам – рубли

д-р пед. наук, зав. кафедрой дошкольной педагогики

УлГПУ Л.М. Захарова;

канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного образования

ОГБОУДПО УИПКПР Т.А. Котлякова

Введение

Проблема связной речи занимает центральное место в исследованиях речевого онтогенеза. Это обусловлено ее социальной значимостью и ролью как высшей формы речемыслительной деятельности в развитии личности ребенка.

Сущность связной речи и механизмы ее развития раскрыты в трудах Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, А.М. Леушиной, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эль-конина и др.

В отечественной методике речевого развития определены основные направления, содержание и методы обучения монологической речи в детском саду (А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградова, А.А. Зрожевская. Э.П. Короткова, Л.А. Пеньевская, Е.А. Смирнова, Н.Г. Смольникова, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихее-ва, О.С. Ушакова, Е.А. Флерина, Л.Г. Шадрина и др.). Большинство исследований посвящено овладению детьми описательной и повествовательной речи.

Дискуссионными остаются вопросы обучения детей связным высказываниям типа рассуждений. Достаточно широко распространено мнение о недоступности их дошкольникам (Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов и др.). В большинстве образовательных программ дошкольных учреждений не предусматривается формирование у детей умений рассуждать. Вместе с тем, интеллектуальное развитие детей немыслимо без речевого оформления суждений и умозаключений, которое выражается в доказательстве, в форме текста-рассуждения. Кроме того, и ряд исследований свидетельствует о возможности и целесообразности обучения старших дошкольников объяснительной и доказательной речи (Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина, В.И. Яшина). Методика обучения связному высказыванию типа рассуждения в 1–3 классах школы разработана Р.И. Никольской.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector