Все мамы ждут первых слов крохи. Поможем малышу заговорить!
Что такое речь? Это основное средство общения не только для взрослых, но и для малышей. Причём важность свою речь приобретает не с первого дня жизни малыша, а гораздо раньше, когда кроха находится в утробе матери.
Маленькое создание еще в животике мамы запоминает слова. Он чувствует, что и как вы говорите. Вашими словами и интонациями будет разговаривать малыш, когда подрастёт.
А после рождения, с первого дня жизни в нашем мире, речь малыша начинается с эмоций, вскриков, лепета и мелодичных звукосочетаний, которые сначала сложно принять за речь, к которой мы привыкли. Но это первые шаги ребёнка к освоению «взрослой», понятной всем речи.
При общении с малышом недостаточно жестов, мимики и нескольких звуков. А ведь взрослые чаще всего при общении с новорождённым используют междометия, отдельные звуки. Чем раньше вы начнёте говорить с ребёнком по-взрослому, с разнообразной интонацией (игривой, весёлой, загадочной, хитрой и т.д.), чем богаче будет ваш рассказ об окружающем мире, тем раньше начнёт говорить малыш. И тем легче будет ему выразить свои чувства, эмоции, тем проще ему будет рассказать об открытиях и наблюдениях.
Конечно, поначалу и задавать вопросы, и отвечать на них будете вы сами. Не бойтесь, это не будет выглядеть глупо. Ведь именно в это время ребёнок учится различать интонацию вопросов и ответов, запоминает информацию, узнает уже услышанное ранее и впитывать новые знания.
Ближе к первому дню рождения понимание жестов и мимики находится на пике активности. В этом возрасте очень быстро пополняется пассивный словарь, поэтому очень важно давать максимум информации, постоянно предлагая ребёнку новые и новые знания. Малыш по-хорошему жаден до свежей информации и познания неизвестных ему фактов.
Чем больше нового узнает малыш в первые годы, тем богаче, образнее и интереснее будет его речь. А значит, будет полноценным общение с детьми и взрослыми.
Итак, некоторые правила.
- Называйте предметы и явления своими именами: не «бибика» а «машина, автомобиль». При этом называйте цвет, марку и т.д.
- Не скупитесь на проявление любви, заботы, радости, восхищения успехами ребёнка. Хвалите его, говорите о том, как он вам дорог, как вы его любите, как вы его ждали. Так малыш будет учиться выражать свои чувства словесно.
- Больше общайтесь с малышом. Не думайте, что он слишком мал! Он понимает гораздо больше, чем вы думаете. Используйте сложные обороты, не упрощайте речь, не укорачивайте предложения, не подбирайте простые слова. Малыш, начав говорить, не произнесет слово, которое он раньше не слышал. Более того, услышав это слово, он не поймет, о чем идет речь. Чем больше и разнообразнее будет ваше общение с ребёнком, тем богаче будет его речь.
- Стимулируйте познавательную активность малыша. Активный словарный запас помогает излагать мысли, и для этого вам нужно поощрять интерес крохи к окружающему миру. Дайте ему возможность выражать свои чувства и мысли теми словами, которыми он хочет. Не ругайте за неверно сказанные слова, не перебивайте его, не поправляйте бесконечное число раз. Слушайте своего ребенка!
На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи.
Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью. Слыша речь окружающих, малыш в первую очередь начинает прислушиваться к голосам и отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт со взрослым.
Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, их сочетания. В 2-3 месяца появляется гуление, в 3-4 месяца — лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова.
Время появления слов на первом году жизни у всех детей различается: одни начинают говорить в 8-9 месяцев, другие — в 1 год 2 месяца, а некоторые — еще позднее. Запас слов у годовалых детей также неодинаков и колеблется от 2-3 слов до 15-20.
В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласные звуки а, у, и, из согласных — в основном звуки п, б, м, к, т, г, д и некоторые другие. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем, поэтому роль лепета имеет большое значение и в последующие этапы речевого развития ребенка.
Далее подробней остановимся на этапах речевого развития в первый год жизни ребенка.
Возраст ребенка от 0 до 1 месяца
Новорожденный большую часть времени спит. В этот период сон и бодрствование мало чем отличаются друг от друга.
Уже в первые дни жизни ребенок может следить за медленно перемещающимся источником света. А к концу первого месяца — выделять взрослого из окружающей обстановки. Примерно в это же время у новорожденного возникает первая улыбка.
Когда ребенок чем-то озабочен, он издает рефлекторный крик или рефлекторные звуки. Его плач не дифференцирован: малыш одинаково реагирует плачем и на голод и на шум. Малыш вздрагивает, если сильно хлопнет дверь.
Возраст ребенка от 1 до 3 месяцев
Появление первых положительных эмоций — от первой улыбки до «комплекса оживления»: малыш останавливает взгляд на лице мамы, улыбается ей, оживленно двигает ручками и ножками, издает радостные звуки. Уже в 2–3 месяца малыш спокойно бодрствует, он прислушивается к звукам, по-разному на них реагирует: резкие и громкие пугают его, к мелодичным звукам он прислушивается, голоса людей слушает с большим вниманием, радуется им. Сам начинает «разговаривать» в те моменты, когда спокоен, чаще всего издает отрывистые и гортанные звуки аа, га, ги, кхы. Затем они становятся более протяжными: а-а, о-о, а-га, а-ги, а-бу. Это значит, что малыш вступил в так называемую стадию гуления.
Возраст ребенка от 3 до 6 месяцев
К четвертому месяцу ребенок быстро и безошибочно находит взглядом лицо говорящего человека. Он сам поворачивается к взрослым и улыбается им, когда они говорят между собой. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произносить отдельные звуки, различные их сочетания. На улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, звукосочетаний, слогов. Спустя некоторое время вы обнаружите, что ребенок, выговаривая отдельные звуковые сочетания, начинает повторять их: па-па-па, ма-ма-ма, га-га-га, ка-ка-ка. Это значит, что малыш вступил в новую стадию речевого развития, которая определяется как лепет.
Возраст ребенка от 6 до 9 месяцев
«Расцвет» лепета. Готовность к совместной игровой деятельности. Малыш слушает взрослого и подражает ему, понемногу усваивает правильное произнесение звуков, звукосочетаний и слов. У ребенка развивается речевой слух, совершенствуется артикуляция, произнесение звуков речи. Но ведь это только одна сторона усвоения языка. Речевое общение предполагает понимание речи. Именно в этом отношении малыш во втором полугодии первого года жизни добивается многого.
С ростом возможностей ребенка — с формированием у него восприятия предметов, движений, действий — растет и необходимость в более четком управлении его поведением. Конечно, что-то можно сообщить малышу интонацией голоса, мимикой, жестами — подозвать его, попросить приподняться, пресечь какое-то нежелательное действие. Однако без точного обозначения предметов, действий, разных свойств и качеств вещей невозможно дальше двигаться. В этот период развития ребенку необходимо передавать смысл слов.
Возраст ребенка от 9 до 12 месяцев
Слово для ребенка наконец приобретает смысл. К концу первого года жизни малыш владеет примерно 10 словами, состоящими преимущественно из одинаковых слогов (мама, папа, баба, дядя); у некоторых детей обнаруживаются слова, составленные даже из разных слогов (Ната, Таня, Катя). Среди них могут быть звукоподражательные (ав-ав, кс-кс), так называемые облегченные слова, образцы которых дает ему взрослый (би-би — машина, бо-бо — больно).
Ряд гласных и согласных звуков к этому времени произносится довольно ясно (а, о, у, м, б, п, г, к). Одно и то же слово может относиться к разным предметам, если малыш «открыл» в них что-то общее. Так, слово-звукосочетание ко может относиться и к кошке, и к одеялу, и к подушке, т. е. ко всему теплому и мягкому.
К концу года малыш понимает значительное количество слов и выражений: имена близких людей, названия игрушек, предметов, нарисованных на картинках, некоторых действий.
Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.
Рекомендуемые игры для стимулирования активной речи у ребенка от рождения до года
Развитию у младенца слухового и зрительного восприятия способствуют игры: «Интересная игрушка», «Колокольчик», «Пальчики», «Сорока-белобока».
Игра «Дразнилки» тренирует мышцы лица и учит малыша подражать мимике взрослого.
Стимулируют речевую и двигательную активность ребенка игры: «Ладушки», «Наши ручки, наши ножки».
Игра «Телефон» стимулирует активную речь и звукоподражание с разной интонацией.
С помощью игры «Первые песенки» можно стимулировать гуление малыша, а в процессе игры «Первые слова» учить его первым лепетным словам.
Развитию как слухового, так и зрительного внимания ребенка, а также его мышления способствуют игры «Прятки», «Что там?».
Игра «Где мой носик?» привлекает внимание ребенка к звучанию собственного имени, игра «Моя семья» учит малыша узнавать членов семьи на фото.