Развитие речи малышей

В занятиях по развитию речи можно выделить два направления- развитие понимания речи и развитие собственной активной речи.

Самое главное, что могут, и должны делать родители в общении с ребёнком это постоянно разговаривать.Но,

превращаться в » говорящее радио» тоже не стоит.Просто,занимаясь ребёнком с рождения мать может комментировать

каждое своё действие. Например, умывая малыша, можно приговаривать:» Сейчас мы умываем глазки, ушки , носик и

т.д.» Гуляя, обращать внимание ребёнка на предметы , действия, события.Например, увидев собачку можно

сказать:»Смотри,это собачка. Она говорит-«гав-гав».

Развитие понимания речи.

Прежде всего, эта работа предполагает накопление пассивного словаря, включающего разные части речи —

существительные, глаголы, прилагательные и наречия. При этом работа ведется не только над словами, но и над

фразами. Для запоминания малышу предлагаются только те слова, которые обозначают знакомые предметы, действия

, явления и состояния, с которыми он постоянно сталкивается в повседневной жизни, что может наблюдать, с чем

может действовать, что чувствует.

Предметный словарь: игрушки («мячик», «кубик», «машинка» и т.д.), части тела («ноги», «руки», «голова», «глаза» и т.д.),

одежда и обувь («шапка», «шарф», «куртка» и т.д.), дом и квартира («дом», «дверь», «замок», «лестница», «комната»

и т.д.), мебель («стол», «стул», «диван», «кровать» и т.д.), овощи и фрукты («капуста», «картошка», «морковка»,

«апельсин», «банан», «яблоко» и т.д.), домашние животные и их детеныши («корова/теленок», «лошадь/жеребенок»,

«свинья/поросенок» и т.д.), дикие животные («волк», «лиса», «заяц» и т.д.), и др.

Глагольный словарь: собственные действия ребенка («идет», «сидит», «стоит», «бежит», «прыгает» и т.д.), названия

действий, которые совершают близкие ребенку люди («читает», «пишет», «стирает» и т.д.) и др.

Прилагательные, наречия: названия цветов («желтый», «красный», «синий», «зеленый» и т.д.), названия некоторых

ощущений и состояний («сладкий», «соленый», «холодный», «горячий», «больно», «вкусно» и т.д.), названия некоторых

понятий («большой», «маленький»; «много», «мало» и т.д.).

Предлагаемый словарь не является строгой рекомендацией, тем не менее, дает общее представление о том, в каких

направлениях следует вести работу над развитием понимания речи у ребенка. Это, скорее, фундамент, на который

постоянно будут надстраиваться новые слова и новые группы слов.

При этом работа над словарем предполагает как уточнение значений уже знакомых ребенку слов, так и знакомство

с новыми словами. Происходит работа над словарем как в повседневном общении, так и в специально организованных

играх, например, «Покажи нужную картинку!», «Послушай загадку, покажи отгадку!», «Найди предмет по цвету» и др.

Работая над словарем, необходимо стимулировать развитие фразовой речи. Для этого мы предлагаем ребенку для

использования примеры простейших фраз, состоящих из слов (в том числе, облегченных вариантов слов), которые уже

хорошо знакомы малышу. Эти первые фразы несут в себе разные функции — предложение, побуждение, вопрос,

констатацию факта, например: «На морковку», «Дай пить», «Маша бай-бай», «Даня куп-куп», «Мишка топ-топ», «Где

мама?», «Кто там?», «Вот большой дом», «Что это?», «Это красная машинка», «Это большой кубик» и т.д. Помните, что

развитие фразовой речи — важнейшее направление развития речи малыша: фразовая речь не только помогает

в общении, но и движет вперед все развитие ребенка.

Развитие активной речи.

Основа развития активной речи- это речевое подражание.Речевое подражание — воспроизведение вслед за говорящим

произнесенных им звуков, слов, фраз. Речевое подражание маленького ребенка вначале похоже на эхо: взрослый

говорит — ребенок тут же повторяет. Со временем появляется возможность отстроченного во времени повторения.

Чтобы подражание ребенком речи взрослого было осмысленным, речь должна быть тесно связана с практической

Если речь малыша развивается с задержкой, необходимо провести специальную работу по активизации потребности

подражать слову взрослого. При этом попытки ребенка говорить принимаются в любом виде, даже если говорит

он пока непонятно и искаженно.

Развивать речевое подражание лучше в интересных играх. Например, бегаем по комнате с расставленными в стороны

руками — мы «самолеты», летим и гудим «У-у-у!»; или ходим по комнате и «крутим руль» — мы «машины», едем

и сигналим «Би-би!»; изображаем игру на дудочке — «Ду-ду-ду!»; или укладываем куклу спать и поем ей песенку «Баю-

Важно развитие глагольного словаря, ведь глагол — это основа фразы.Для этого можно использовать следующую игру:

Игра «Бух»:

На детском столике, диване расставляем слева направо ( для развития в будущем навыка чтения и письма слева

направо) кубики или пластмассовые стаканчики и по одному сбрасываем их, говоря при этом :»Бух!» Затем предлагаем

ребёнку сбрасывать по одному предметы, говоря при этом :»Бух!».Затем вместе с ребёнком расставляем заново

предметы слева направо и повторяем игру.

Развивая глагольный словарь ребенка, поначалу используйте облегченные варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-

кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. А,чтобы ребенку было интереснее

заниматься, можно подобрать фотографии самого ребенка и членов его семьи, на которых они выполняют какие-

либо простые узнаваемые действия.

Конечно, работу по развитию активной речи лучше проводить с использованием наглядности — предметов, игрушек

Особенно эффективным для развития речи является прием договаривания слов в знакомых потешках и стихах.

Для этого мы делаем паузы, предлагая ребенку договорить последнее слово в стихотворной строке или целую строку.

На лугу пасутся . (ко- договаривает ребёнок)

На лугу, на лугу,

На лугу пасутся . ко

Кони? Нет, не кони!

На лугу , на лугу,

На лугу пасутся. ко

Пейте дети. (молоко).
Будете здоровы!

Занятия пальчиковой гимнастикой и мелкой моторикой.

Для этих целей подходят следующие игры:

Игра «Волшебный мешочек».

В мешочек,наполненный фасолью прячут игрушку.Ребёнку предлагают мешочек и просят найти игрушку. Игра

развивает тактильное восприятие.

Такую же игру можно проделать с кинестетическим или обычным песком.

Также с ребёнком можно проводить разные пальчиковые игры, типа «Сорока-сорока», «ЗамОк» и др. Упражнения

пальчиковой гимнастики для детей всех возрастов подробно описаны в этой статье →

Занятия дыхательной гимнастикой.

Для развития плавного непрерывного высказывания необходимо развивать правильное речевое дыхание- это короткий

вдох и длинный непрерывный выдох.Этим можно заниматься с ребёнком, например, купаясь в ванной: предложить

ребёнку сдувать пену, или дуть на самодельный кораблик.

Формируем связную речь.

Специалистами доказано, что связная речь не появляется без сюжетной игры.Поэтому, играя с игрушками можно

придумывать вместе с ребёнком различные истории, проговаривая фразы.Это подтолкнёт речь малыша значительно

К трем годам разговорные навыки детей совершенствуются. Но у всех они разные: кто-то пытается рассуждать о предметах и явлениях, а кто-то еще пользуется мимикой, жестами и сокращает слова. Поэтому родители должны быть внимательны и не упустить задержку развития речи.
В статье мы поговорим об особенностях развития речи детей 3 – 4 лет, о самостоятельной диагностике ее задержки и упражнениях для занятий дома.

Особенности развития речи детей 3 – 4 лет

В 3 года детки знают от 800 до 1000 слов, любят общаться, вести диалог. Вот что делает ребенок 3 лет:

  • говорит полными словами, редко использует упрощенные варианты слов, звукоподражания;
  • на простом уровне рассуждает о вещах, явлениях;
  • обобщает — объединяет предметы в группы;
  • знает, что такое характеристики вещей и различает по ним;
  • устанавливает связь между предметами;
  • применяет союзы, глаголы с приставками.

Вот еще какие есть особенности развития речи детей 3 – 4 года: они недостаточно четко произносят звуки, хотя твердые и мягкие даются большинству. Без помощи родителей не смогут пересказать увиденный мультфильм или прочитанную сказку — не умеют выстраивать логически повествование.
У ребенка 3 лет встречаются ошибки: он неправильно использует падежные окончания, предлоги, образует множественное число существительного.

Развитие речи у ребенка 4 лет

Навыки выходят на более высокий уровень. Словарный запас увеличивается вдвое — до 2000 слов.

Вот особенности развития речи детей 3 – 4 года:

  1. Используют существительные и глаголы;
  2. Иногда употребляют наречия, местоимения, числительные;
  3. Знает притяжательные прилагательные (собачьи уши, лисий хвост);
  4. Правильно сочетают слова в предложениях;
  5. Отвечают развернутыми фразами из 3 – 4 слов;
  6. Придумывают новые слова — словотворчество;
  7. Рифмуют слова по звучанию.

Ребенок 4 лет говорит понятнее и четче. Хотя в сложных словах может опускать или заменять слоги. Шипящие и сонорные звуки даются не всем.

Появляется чуткость и интерес к языку. В этом возрасте все детки «почемучки»: их интересует происхождение слов, кто их придумал, почему предметы называются именно так.

Еще одна особенность развития речи детей 3 – 4 года — они замечают, как говорят другие люди, понимают суть сюжетных картинок.

Нормы развития речи в 3 – 4 года

У каждого свой темп формирования навыков, в том числе разговорных. Но есть понятие нормы, которому должно соответствовать большинство деток в 3 – 4 года. Назовем принятые параметры:

  1. Знает, произносит свои данные (фамилию, имя, отчество);
  2. Знает и говорит имена родителей, бабушек, дедушек, друзей;
  3. Может описать, что увидел в мультике, на улице;
  4. Сформировано образное мышление;
  5. Говорит простыми фразами, прослеживается тенденция к овладению более сложными конструкциями;
  6. Обобщает названия вещей по группам: посуда, игрушки, одежда, еда;
  7. Понимает и находит признаки предметов;
  8. Понимает и озвучивает действия;
  9. Может непоследовательно пересказать сказку, историю;
  10. Управляет силой голоса — говорит тихо, громко и шепотом.

Таковы особенности развития речи у детей 3 – 4 лет. О задержке говорят, если малыш даже не приблизился к овладению навыками. Если он у вас не по всем показателям соответствует норме, это не говорит о дефекте. Но внимание этому вопросу уделите.

Как определить задержку развития речи

Вы можете самостоятельно провести диагностику вербальных навыков своего ребенка 3 лет. Вот характерные черты, которые должны насторожить вас. Обратите на них внимание.
Как дитя говорит. Слишком быстро («захлебывается») или растягивает слова. Смазанно, неразборчиво или «глотает» окончания. Говорит обрывками из книжек или мультиков или повторяет сказанное взрослыми. Собственных фраз нет.
На предложения. Не применяет подлежащее, сказуемое и дополнения. Говорит отдельные слоги, сокращает слова. Целые слова не говорит.
На понимание обращения. Ребенок 4 лет не выполняет просьбы, элементарные команды.
На психоэмоциональный фон. Дети беспокойное, тревожное, у него повышено слюнотечение, даже в спокойном состоянии раскачивается из стороны в сторону.
На коммуникативные навыки. Малыш не играет с другими детьми, неправильно играет с игрушками. Например, вместо того чтобы накормить из тарелки куклу, он сажает ее в тарелку.Если по каким-то критериям вы узнали свою ситуацию, проконсультируйтесь с неврологом, логопедом. Или попытайтесь «догнать» сверстников своими силами.

Комплекс упражнений для развития речи

Чтобы «разговорить» ребенка, занимайтесь с ним каждый день. Занятия проводите в форме игры, хвалите за каждый успех. Руководствуйтесь такой особенностью развития речи детей 3 – 4 года как интерес к вербальному общению и языку, а также любовью к играм. Каждое упражнение направлено на расширение словарного запаса.
№1. Расширяем словарный запас. Вы называете разных животных, чадо имитирует, кто как «говорит»: корова мычит, собака лает, кошка мяукает.
№2. Учимся вести диалог. Вы спрашиваете, какое животное мычит, мяукает, лает. Малыш отвечает. Веселее заниматься с мячиком.
№3. Учимся ориентироваться в пространстве. Вы показываете предметы и спрашиваете, куда можно положить его. Лучше говорить фразами: мама принесла хлеб и положила его (в хлебницу), папа насыпал сахар (в сахарницу), Маша вымыла ручки и положила мыло (в мыльницу).
№4. Тренируем внимание, упражнение для развития речи. Вы бросаете мячик и называете любое существительное. Его задача определить, съедобное оно или нет. В первом случае нужно поймать мячик, во втором — нет.
№5. Учим признаки. Вы показываете чаду две вещи (например, игрушки). Сначала разные, потом похожие друг на друга. Его задача — перечислить отличия (по цвету, форме, размеру, материалу). Старайтесь, чтобы дитя говорило фразами.
№6. Формируем логическое мышление. Предложите любой предмет, который малыш хорошо знает. Попросите полно описать его и назвать, к какой группе относится. Потом усложните задачу — предложите незнакомую вещь.
№7. Учим признаки предметов. Вы называете что-то, например яблоко, а дитя перечисляет его характеристики: яблоко красное, круглое, сладкое, спелое, фрукт.
В ходе игр возникают трудности? Помогите ему: задайте наводящие вопросы, подскажите, приведите примеры. Не сердитесь и не ругайте.

Словарный запас одно-полуторагодовалого ребенка состоит из 5-20 слов. Возможно, малыш уже произносит словосочетания из двух слов. Если же кроха не укладывается в эти рамки — не торопитесь паниковать. Просто узнайте, как вы можете стимулировать развитие речи у ребенка, из статьи ниже.

Развитие речи малышей

Как же развивать речь малыша?

  • Не используйте «детский» язык. Получится, что между собой вы будете говорить «машина», а для малыша — «бибика». Ребенку будет труднее соотнести предмет и слово. А позднее ему придется переучиваться с сюсюкающего языка на «взрослый». Но называйте предметы одними и теми же, самыми простыми словами. «Машина», а не «автомобиль»;
  • Телевизор, планшет, компьютер говорить не научат. Поэтому смысл в развивающих речевых программах и мультиках есть только тогда, когда мама или папа комментируют их для ребёнка. Иначе планшет становится врагом речи: с ним говорить не надо, достаточно нажать на кнопку или на экран;
  • Занимайтесь физкультурой с малышом, развивайте крупную и мелкую моторику, делайте зарядку, пальчиковую гимнастику и массаж. Так вы стимулируете нервные окончания малыша, развивая мозг;
  • Иногда у ребенка не получается говорить, когда у него плохо развит речевой аппарат — губы, язык, мышцы лица. Делайте артикуляционную гимнастику — «гимнастику для язычка». Читайте ребенку каждый день, побуждая его договаривать последние слова в стихах. Говорите с малышом четко, не быстро, называйте и показывайте окружающие его предметы. Приглашайте в гости детей постарше, которые уже умеют говорить;
  • Следите, чтобы в рационе малыша было достаточно продуктов, содержащих йод, железо и «умные липиды» — Омега-3 и Омега-6;
  • Не спешите бросаться исполнять просьбу ребенка по указательному жесту. Дайте ему попробовать сказать вам, что он хочет.

Смотрите обучающие видео, в которых опытные мамы делятся своими секретами.

Развитие речи малышей

Развитие речи малышей

Известно, что стопы — это область скопления огромного количества биологически активных точек. Регулярное стимулирование этих участков улучшает.

Развитие речи малышей

Зарядка чрезвычайно важна для ребенка. Она развивает ловкость, выносливость, точность, чувство ритма. Ознакомьтесь с примерными комплексами гимнастических.

Развитие речи малышей

Пальчиковые игры невероятно нравятся малышам и забавляют их. Одновременно с этим пальчиковые игры оказывают огромное позитивное влияние.

с помощью электронной почты или телефона

Войдите в систему, чтобы продолжить узнавать больше о правильном питании на каждом этапе развития вашего малыша!

Введите электронную почту или телефон.

Ссылка для авторизации выслана на e-mail.

Введите проверочный код, высланный вам в SMS сообщении.

ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ. Мы считаем, что грудное вскармливание является идеальным началом питания для младенцев, поскольку грудное молоко обеспечивает сбалансированное питание и защиту вашего ребенка от болезней. Мы полностью поддерживаем рекомендацию Всемирной организации здравоохранения об исключительно грудном вскармливании в течение первых шести месяцев жизни с последующим введением адекватного питательного прикорма наряду с продолжением грудного вскармливания до двухлетнего возраста.
Поскольку дети растут и развиваются по-разному, необходимо проконсультироваться со специалистом по вопросам введения прикорма.

Детское питание под товарными знаками Nestle ® и Gerber ® всегда следует готовить, использовать и хранить в соответствии с инструкциями на этикетке, чтобы избежать риска для здоровья ребенка.

Родителей часто волнует вопрос: вовремя ли начал говорить малыш и правильно ли развивается его речь? И я всегда рада, что родители этим интересуются! Речь — важнейшая составляющая нервно-психического развития ребенка и неразрывно связана с другими психическими процессами (память, внимание, воображение и особенно мышление).

Давайте посмотрим, как должна развиваться речь в норме.

0 мес — один из важных показателей — крик младенца во время рождения. Самостоятельно появился ли крик малыша или была стимуляция.

2-3 мес – время активного гуления. Ребенок издает отдельные звуки и прислушивается к ним (а-а-а, о-о-о, м-м-м)

5-8 мес – 1 год – вокализация, согласные П, Б, М, Г, К и их мягкие варианты. Дети пытаются подражать артикуляции взрослых. Многократное повторение отдельных звуков или слогов закрепляет двигательный навык. Начиная с 6 мес. малыш активно путем подражания произносит отдельные слоги (па-па-па, тя-тя-тя, ма-ма-ма и т.п.). Ребенок способен повторить за взрослым разнообразные сочетания звуков.

Ребенок связывает определенные звукосочетания с предметами (мяу-мяу – кошка, гав-гав – собака, тик-так – часы и т.п.). В это время необходимо создать наиболее благоприятные условия для развития речи. Малыш активно использует жестовую речь.

1 год 3 мес – 1год 8 мес – согласные М, П, Б, К ,Г, Т, Д, Н и их мягкие варианты, появление согласных Ль, Сь. Ребёнок называет лица, предметы. Объединяет аморфные слова в простые фразы.

1 год 8 мес – 2 года – согласные Х, Й. В речи ребёнка появляются глаголы. Растёт активный словарь (60-80 слов), малыш использует до 3, 4 слов во фразе.

2 – 3 года – согласные С, З, Ц. Могут появиться звуки Ч, Щ, Ш, Ж. Лексический запас – около 500 слов (которыми ребёнок пользуется в речи). Ребёнок использует в речи распространённые, сложные предложения. К 3 годам ребёнком усвоен в общих чертах грамматический строй языка. Усваиваются служебные слова.

3 – 4 года – согласные звуки могут произносится смягчённо. К 4 годам могут появиться звуки Л, Р. Лексический запас 800-1000 слов. Развивается сложноподчинённые и сложносочинённые предложения. Усваиваются категория рода, морфологическая система речи. Это возраст словотворчества (ребёнок придумывает свои слова путём словообразований).

4 – 5 лет – согласные С, З, Ш, Ж дифференцированы. Произнесение отдельных согласных звуков у некоторых детей может быть ещё не сформирована. 1800-2000 слов в активной речи. Речь ребёнка связная, последовательная, состоит из сложных и распространённых фраз. Усваиваются все частные грамматические формы, использование правильного чередования, ударения.

5 лет – 5 лет 6 мес – звуковая сторона речи усвоена полностью. Лексический запас до 2500-3000 слов. Иногда возникают затруднения в построении придаточных предложений с союзными словами.

6 – 7 лет – слоговая структура слов не нарушается (ребёнок без труда может произнести сложные слова со стечениями согласных), связная речь развита. Ребёнок окончательно овладевает всеми типами склонения, согласования числительных с существительными в косвенных падежах, не делает ошибок в использовании притяжательных прилагательных.

Перед поступлением в школу у ребёнка должно быть сформировано правильное звукопроизношение. Ребёнок свободно использует сложные фразы, на вопросы отвечает развёрнуто, без труда описывает сюжетные картинки, составляет рассказ по серии сюжетных картинок.

Если речь вашего ребёнка не соответствует выше приведённым нормам, обращайтесь за консультацией к логопеду. Очень важно вовремя провести диагностику и получить логопедическую помощь.

Ребенок овладевает речью постепенно, начиная с самого рождения. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь, а потом начинает говорить сам. Поэтому следует оберегать слух от сильных звуковых воздействий (не включать на полную мощность телевизор или музыку), не допускать хронических насморков, следить за здоровьем органов слуха.

Уже до года вы можете слышать от ребенка первые «пап» и «мама». К трем годам, как правило, ребенок уже начинает говорить фразами. Одновременно с развитием речи развивается мышление и воображение ребенка. Внимание, память, мышление — основы, на которых строится речь.

Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Не сюсюкайте, ребенок должен научиться говорить правильно. Не говорите с ребенком громко или слишком быстро.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть:

нарушения в развитии мышц артикулляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков.

Нарушение звукопроизношения и артикуляции — ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Недостатки в развитии звукобуквенного восприятия и звукобуквенного анализа (низкое развитие фонематического слуха) — недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и их сочетания, не путать их. Не менее важны и навыки звукобуквенного синтеза — способности понимать взаимосвязь между звуками и их сочетаниями.

В число основных нарушений такого рода входят: неумение вычленить звуки последовательно или по месту их расположения; неумение различить звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости; неумение обозначать твердость — мягкость на письме. По этим же причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи — ребенок не умеет грамотно составлять и понимать грамматические конструкции, неправильно использует роды и падежи. Сюда же относится неумение правильно ставить ударения, что ведет к искажению слова до неузнаваемости. Недостаточное развитие смысловой догадки — ребёнок не умеет, исходя из контекста, правильно предугадывать окончание слова или фразы. Недостаточное развитие лексики — бедный словарный запас, затруднения в понимании смысла слов из-за их отсутствия в активном словаре ребенка. Ребенку с трудом дается установление лексической связи между прочитанными словами, он не понимает новый смысл, который они приобретают в сочетании друг с другом.

Следует отметить, что качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Необходимо, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи.

В данном разделе сайта Вы найдете занятия по развитию речи, предназначенные для занятий с детьми от 1 до 7-и лет (а возможно и старше, если ребенок и к школе плохо говорит). Первые занятия с ребенком — пальчиковые игры, ведь мелкая моторика очень влияет на развитие речевых способностей. Далее — стихи, поговорки, чтение книг. Статьи помогут понять, правильно ли говорит ваш ребенок: достаточно ли слов, которые он упортебляет, правильно ли он связывает их между собой и произносит.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector