Вы будете перенаправлены на Автор24
Активная речь – это форма речевого взаимодействия, характеризующаяся произношением слов и фраз или звуков, ориентированных на обращение к другим людям, построение с ними взаимодействия.
Активная речь начинает формироваться с раннего возраста. Дети учатся говорить, высказывать свои мысли, воспринимать речь окружающих и отвечать на нее.
Что касается раннего возраста, то речевое развитие этого периода имеет свои особенности.
Развитие речи ребенка раннего возраста осуществляется по двум направлениям:
- Развитие и совершенствование понимания речи.
- Формирование собственного речевого произношения – становление активной речи.
Этапы развития речи ребенка раннего возраста
Речь ребенка начинает свое формирование с момента произнесения им первого слова. Это может произойти на первом, а может и на втором году жизни. Все индивидуально.
Активная речь развивается в ходе общения ребенка со взрослым. Именно речь взрослого, его общение с ребенком мотивирует его к говорению. У ребенка постепенно вырабатывается потребность в речевом взаимодействии. Ребенок желает «говорить как взрослый», а главное выражать свои потребности и желания, добиваться понимания взрослого.
В развитии активной речи ребенка раннего возраста можно выделить два этапа.
Первый этап начинается с момента перехода звуков в конкретные раздражители, имеющие значение. Происходит установление зависимостей между словами, речью, которую слышит ребенок и раздражителем. Ребенок устанавливает связи с объектами, их свойствами и действиями с ними. Слово выступает раздражителем, побуждающим к действию. Если ребенку говорить: «дай», «возьми», «положи» и т.д., то постепенно он будет выполнять соответствующее действие на комментарий. При этом, речевое развитие этого периода (проходящего примерно с 1 до 2,5 лет) характеризуется медленными темпами т.е. ребенок начинает реагировать на раздражители не сразу. Ему требуется многократное повторение действий, сопровождаемых комментариями. Также, запоминание объектов и действий с ними может носить направленность на конкретный объект т.е. изменение объекта, лишение его каких-то признаков приводит к тому, что ребенок не реагирует на раздражитель. Ребенок усваивает мало слов и не всегда и не все использует в своей речи. Он может произносить всего пару слов, владея при этом 50-100 словами. В этот период речь имеет автономный характер т.е. она может быть не похожа на речь взрослого и непонятна ему.
Готовые работы на аналогичную тему
Второй этап развития активной речи начинается с двухлетнего возраста. Происходят кардинальные изменения речевой деятельности, обусловленные формированием психических процессов и развитием мышления ребенка. Начинается становление речевых рефлексов, формируемых на основе приобретенных условных связей. Ребенок активно реагирует на раздражители и, даже, начинает формировать ответные реакции на них в словесной форме. Постепенно происходит развитие навыков произношения не отдельных слов, а их сочетаний. Формируются целостные предложения и речь приобретает активный характер. Ребенок стремиться дать словесное объяснение всему, что он видит, что его интересует.
Методы развития активной речи детей раннего возраста
Формирование активной речи у детей раннего возраста является необходимостью. Это обусловлено сензитивным периодом речевого развития ребенка и активным ростом числа речевых патологий в современном обществе. Это требует использования разнообразных методов и приемов активизации речевой работы ребенка раннего возраста.
Стимулирование активной речи ребенка раннего возраста реализуется посредством применения следующих методов:
- Наглядные методы. Они связаны с демонстрацией живых объектов, их действиями, наблюдением за процессами и явлениями окружающего мира.
- Словесные методы. Они связаны с чтением детской литературы, произношением стишков, потешек, сказок, рассказов.
- Практические методы. Как правило, они включают в себя игровую деятельность. Могут быть организованы специальные занятия по развитию речи, но в данный возрастной период они не имеют активного воздействия. Поэтому, применение находят дидактические игры.
- Народный фольклор. Именно устное народное творчество оказывает активное воздействие на становление активной речи ребенка. Колыбельные, потешки, стишки увлекают ребенка и направляют его внимание на речь взрослого. Кроме того, они стимулируют работу мыслительных процессов, что активизирует речевое развитие.
- Звукоподражание. Это специальный прием, ориентированный на активизацию речевой работы ребенка. Даются звуки и их сочетания, отражающие действия объектов, звуки животных: ку-ка-ре-ку, гав-гав, чух-чух, топ-топ.
- Упражнения на развитие речевого дыхания. Они необходимы для того, чтобы выработать основы правильного произношения. Детям даются упражнения на сдувание и задувание чего-либо, совершение ритмичных вдохов-выдохов.
- Упражнения на развитие моторных функций организма. Моторика стимулирует речевое развитие. Используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, художественное творчество-лепка, рисование пальцами.
- Пескотерапия. Это инновационный метод, применяемый в развитии ребенка. Игры с песком способствуют развитию моторных функций организма, что стимулирует речь, помогает сформировать основы связного высказывания.
Рисунок 1. Игры и занятия для развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Формирование потребности в общении ребенка раннего возраста
Потребность в общении является основой становления активной речи. Общение побуждает к произношению, а также способствует общему психическому развитию. Поэтому, выработка потребности в общении является необходимым условием становления активной речи ребенка раннего возраста.
Потребность ребенка в общении формируется по следующим направлениям:
- Потребность во внимании и доброжелательности.
- Потребность во взрослом: его внимании, соучастии, помощи и поддержке.
- Потребность в уважении.
- Потребность во взаимопонимании и сопереживании.
- > Главная
- > Получить Свидетельство
- > Конкурсы
- > Олимпиады
- > Публикации
- > Оплата
Есть свой авторский материал? — опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство ! ( подробнее ).
№ 2695 Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»
Гришина Елена Ивановна
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»
Большую роль в развитии ребёнка играет речь. Работа по развитию речи детей проходит в определённой последовательности. Она включает в себя:
Работу над звуковой культурой речи;
Формирование грамматических навыков;
Расширение словарного запаса слов;
Развитие речевого творчества;
Развитие связной речи.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период раннего возраста для развития речи детей. Именно в раннем возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.
Дети раннего возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Существуют несколько методов развития речи:
Словесный: Чтение произведение;
Вопросы к детям по содержанию произведений;
Пересказ произведения;
Заучивание наизусть;
Выразительное чтение;
Беседа по произведению;
Прослушивание грамзаписи;
Практический: Элементы инсценировки;
Игры-драматизации;
Дидактические игры;
Театрализованные игры;
Использование разных видов театра;
Игровая деятельность.
Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
Элементы инсценировки;
Движение пальцами, руками.
В нашей группе создан книжный уголок, где мы знакомим детей с художественной литературой и рассматриваем иллюстрации к книгам.
Таким образом, помогая детям овладеть языком, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом.
И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.
Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу обще употребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.
Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.
В раннем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Я стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка.
В моей I младшей группе есть дети, которые плохо говорят. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Уже с I младшей группе надо учить детей говорить и быстро и медленно. Для этого произносить звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.
Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проговаривают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.
Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей раннего возраста развивается полноценно?
Дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?
Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.
Здравствуйте, дорогая мама. Я очень рада видеть Вас на страницах моего блога «Здоровая мама и малыш».
В данной статье мы поговорим о этапах развития речи ребенка, узнаем как помочь ребенку развивать речь, а так же узнаем особенности речевого развития деток.
Именно ранний возраст является благоприятным периодом для развития речи ребенка, которая является главным средством общения. Хорошая и правильная речь – это не только залог успешного обучения в школе, но и одно из главных условий полноценного развития.
Этапы развития речи малыша
В своем речевом развитии ребенок проходит несколько этапов:
1. В первые месяцы жизни дыхательная система малыша проходит подготовку к овладению различными речевыми навыками, что проявляется в возникновении гуления, лепета, а также интенсивного подражания речи взрослых. Все это происходит с 3 по 6-й месяц жизни ребенка.
2. Образование различных речевых звуков, а также овладение синтезом слогов начинается со второго полугодия жизни ребенка. К 12 месяцам в словаре ребенка должно быть 10-12 простейших слов или словосочетаний, а с началом второго года жизни речь малыша начинает интенсивно развиваться и обогащаться новыми словами. К полутора годам в речи крохи наблюдаются простейшие предложения, состоящие из двух слов, а также количество произносимых слов достигает 30.
Внимание! Все дети разные и развитие всех деток может отличаться. Развитие речи зависит также от таких факторов как гены, общение с другими детьми, билигвал дети (т.е. дети в семье которых разговаривают на нескольких языках и д.р.). Если Вы подозреваете, что ребенок отстает в развитии речи, обязательно проконсультируйтесь с Вашим педиатром!
3. С 1,6 до 2 лет происходит быстрое увеличение словарного запаса ребенка, где теперь присутствуют не только названия предметов, но и другие части речи. Предложения теперь состоят из 2-3 слов, а к завершению второго года жизни – из 3-4 слов.
4. С 2 до 2,6 лет малыш легко владеет простыми фразами, а также может рассказать простое стихотворение. Наблюдается интенсивный рост познавательных вопросов и появление сложных предложений с не всегда правильным грамматическим оформлением. Кроха активно пользуется различными частями речи, а также происходит активное использование слов в общении со сверстниками.
5. В возрасте 2,6-3 года происходит быстрое накопление словарного запаса с употреблением сложных предложений и грамматических конструкций. В этом возрасте речь взрослого для ребенка является средством познания окружающего мира.
Как помочь ребенку развить речь
Развитие речи ребенка происходит по определенным направлениям:
- правильная артикуляция речи;
- работа над активным словарем малыша;
- пальчиковая гимнастика;
- развитие связной речи.
Особую роль в формировании артикуляционного аппарата, а также в закреплении правильного произношения звуков, играет регулярное проведение с малышом артикуляционной гимнастики, выполнять которую следует вместе с ребенком перед зеркалом. Такие упражнения, как «Лошадка» (цокать языком), «Вкуснятина» (облизать верхнюю губу), «Качели» (высунуть язык, поднимать его к носу и опускать к подбородку), «Рыбка» (округление губ, захватывающие движения губами), позволяют не только подготовить речевой аппарат к произношению звуков, но и снять напряженность и тонус мышц.
Неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики являются упражнения на формирование правильного дыхания: «Задуй свечу», «Надуй шарик», «Сдуй одуванчик» и другие. Эти упражнения не только укрепляют мышцы речевого аппарата, но и обеспечивают правильное произношение звуков.
Учеными доказана тесная связь развития речи с пальцами на руках, поэтому в режиме дня ребенка должны присутствовать упражнения для развития мелкой моторики рук. Малышам нравятся занятия по лепке из пластилина или глины, а также различные дидактические игры с мелким строительным материалом (мозаики, конструктор). С большим интересом дети выполняют различные упражнения для пальчиков рук, сочетая это с произношением различных детских стишков.
Особенности речевого развития
Для речевого развития ребенка характерно наличие определенных особенностей:
- основным условием развития речи является активное общение малыша со взрослыми;
- формирование осознанного восприятия чужой речи формируется намного раньше, чем самостоятельная речь малыша;
- самостоятельная устная речь ребенка в значительной степени отстает от уровня понимания им речи окружающих его людей;
- речь ребенка в своем становлении проходит несколько этапов, важным среди которых является усвоение грамматических и синтаксических речевых форм.
- значительную роль в формировании правильной речи играет школьное изучение языка и литературы.
Именно в дошкольном возрасте происходит формирование лексических основ речи ребенка, то есть происходит активное расширение словарного запаса, который позволяет ему беспрепятственно общаться со взрослыми и сверстниками, а также успешно обучаться в школе. Для развития активного и пассивного словаря ребенка необходимо как можно больше общаться с малышом, а также знакомить его с различными предметами и явлениями. Важно строить общение с ребенком в форме беседы, при этом давать исчерпывающие ответы на все интересующие его вопросы.
В следующих статьях я покажу как мы делаем пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, а так же расскажу про книги которые помогают нам развивать речь.