Развитие речи детей раннего возраста

Вы будете перенаправлены на Автор24

Активная речь – это форма речевого взаимодействия, характеризующаяся произношением слов и фраз или звуков, ориентированных на обращение к другим людям, построение с ними взаимодействия.

Активная речь начинает формироваться с раннего возраста. Дети учатся говорить, высказывать свои мысли, воспринимать речь окружающих и отвечать на нее.

Что касается раннего возраста, то речевое развитие этого периода имеет свои особенности.

Развитие речи ребенка раннего возраста осуществляется по двум направлениям:

  1. Развитие и совершенствование понимания речи.
  2. Формирование собственного речевого произношения – становление активной речи.

Этапы развития речи ребенка раннего возраста

Речь ребенка начинает свое формирование с момента произнесения им первого слова. Это может произойти на первом, а может и на втором году жизни. Все индивидуально.

Активная речь развивается в ходе общения ребенка со взрослым. Именно речь взрослого, его общение с ребенком мотивирует его к говорению. У ребенка постепенно вырабатывается потребность в речевом взаимодействии. Ребенок желает «говорить как взрослый», а главное выражать свои потребности и желания, добиваться понимания взрослого.

В развитии активной речи ребенка раннего возраста можно выделить два этапа.

Первый этап начинается с момента перехода звуков в конкретные раздражители, имеющие значение. Происходит установление зависимостей между словами, речью, которую слышит ребенок и раздражителем. Ребенок устанавливает связи с объектами, их свойствами и действиями с ними. Слово выступает раздражителем, побуждающим к действию. Если ребенку говорить: «дай», «возьми», «положи» и т.д., то постепенно он будет выполнять соответствующее действие на комментарий. При этом, речевое развитие этого периода (проходящего примерно с 1 до 2,5 лет) характеризуется медленными темпами т.е. ребенок начинает реагировать на раздражители не сразу. Ему требуется многократное повторение действий, сопровождаемых комментариями. Также, запоминание объектов и действий с ними может носить направленность на конкретный объект т.е. изменение объекта, лишение его каких-то признаков приводит к тому, что ребенок не реагирует на раздражитель. Ребенок усваивает мало слов и не всегда и не все использует в своей речи. Он может произносить всего пару слов, владея при этом 50-100 словами. В этот период речь имеет автономный характер т.е. она может быть не похожа на речь взрослого и непонятна ему.

Готовые работы на аналогичную тему

Второй этап развития активной речи начинается с двухлетнего возраста. Происходят кардинальные изменения речевой деятельности, обусловленные формированием психических процессов и развитием мышления ребенка. Начинается становление речевых рефлексов, формируемых на основе приобретенных условных связей. Ребенок активно реагирует на раздражители и, даже, начинает формировать ответные реакции на них в словесной форме. Постепенно происходит развитие навыков произношения не отдельных слов, а их сочетаний. Формируются целостные предложения и речь приобретает активный характер. Ребенок стремиться дать словесное объяснение всему, что он видит, что его интересует.

Методы развития активной речи детей раннего возраста

Формирование активной речи у детей раннего возраста является необходимостью. Это обусловлено сензитивным периодом речевого развития ребенка и активным ростом числа речевых патологий в современном обществе. Это требует использования разнообразных методов и приемов активизации речевой работы ребенка раннего возраста.

Стимулирование активной речи ребенка раннего возраста реализуется посредством применения следующих методов:

  1. Наглядные методы. Они связаны с демонстрацией живых объектов, их действиями, наблюдением за процессами и явлениями окружающего мира.
  2. Словесные методы. Они связаны с чтением детской литературы, произношением стишков, потешек, сказок, рассказов.
  3. Практические методы. Как правило, они включают в себя игровую деятельность. Могут быть организованы специальные занятия по развитию речи, но в данный возрастной период они не имеют активного воздействия. Поэтому, применение находят дидактические игры.
  4. Народный фольклор. Именно устное народное творчество оказывает активное воздействие на становление активной речи ребенка. Колыбельные, потешки, стишки увлекают ребенка и направляют его внимание на речь взрослого. Кроме того, они стимулируют работу мыслительных процессов, что активизирует речевое развитие.
  5. Звукоподражание. Это специальный прием, ориентированный на активизацию речевой работы ребенка. Даются звуки и их сочетания, отражающие действия объектов, звуки животных: ку-ка-ре-ку, гав-гав, чух-чух, топ-топ.
  6. Упражнения на развитие речевого дыхания. Они необходимы для того, чтобы выработать основы правильного произношения. Детям даются упражнения на сдувание и задувание чего-либо, совершение ритмичных вдохов-выдохов.
  7. Упражнения на развитие моторных функций организма. Моторика стимулирует речевое развитие. Используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, художественное творчество-лепка, рисование пальцами.
  8. Пескотерапия. Это инновационный метод, применяемый в развитии ребенка. Игры с песком способствуют развитию моторных функций организма, что стимулирует речь, помогает сформировать основы связного высказывания.

Рисунок 1. Игры и занятия для развития речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Формирование потребности в общении ребенка раннего возраста

Потребность в общении является основой становления активной речи. Общение побуждает к произношению, а также способствует общему психическому развитию. Поэтому, выработка потребности в общении является необходимым условием становления активной речи ребенка раннего возраста.

Потребность ребенка в общении формируется по следующим направлениям:

  1. Потребность во внимании и доброжелательности.
  2. Потребность во взрослом: его внимании, соучастии, помощи и поддержке.
  3. Потребность в уважении.
  4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании.
  • > Главная
  • > Получить Свидетельство
  • > Конкурсы
  • > Олимпиады
  • > Публикации
  • > Оплата

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Развитие речи детей раннего возраста

Есть свой авторский материал? — опубликуйте его на нашем сайте и получите Свидетельство ! ( подробнее ).

№ 2695 Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»

Гришина Елена Ивановна

ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

Доклад «Развитие речи детей раннего возраста»

Большую роль в развитии ребёнка играет речь. Работа по развитию речи детей проходит в определённой последовательности. Она включает в себя:
Работу над звуковой культурой речи;
Формирование грамматических навыков;
Расширение словарного запаса слов;
Развитие речевого творчества;
Развитие связной речи.
Нет необходимости говорить о значении речи как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период раннего возраста для развития речи детей. Именно в раннем возрасте язык становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей – одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения.
Известно, что речь – необходимый компонент общения, в процессе которого она и формируется.
Дети раннего возраста – слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведения, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.
Существуют несколько методов развития речи:
Словесный: Чтение произведение;
Вопросы к детям по содержанию произведений;
Пересказ произведения;
Заучивание наизусть;
Выразительное чтение;
Беседа по произведению;
Прослушивание грамзаписи;
Практический: Элементы инсценировки;
Игры-драматизации;
Дидактические игры;
Театрализованные игры;
Использование разных видов театра;
Игровая деятельность.
Наглядный: Показ иллюстраций, картинок, игрушек;
Элементы инсценировки;
Движение пальцами, руками.
В нашей группе создан книжный уголок, где мы знакомим детей с художественной литературой и рассматриваем иллюстрации к книгам.
Таким образом, помогая детям овладеть языком, педагог выполняет и задачи воспитания, и задачи развития, и задачи образования каждого ребенка
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в моей работе по обучению детей родному языку. Основная цель – научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом.

И чем раньше будет начата эта работа, тем лучше будут результаты.
Без правильного обеспечения развития, невозможно развитие речи, как средства общения между сверстниками, поэтому я максимально уделяю внимание обогащению как активного, так и понимаемого словаря ребенка, ввожу обще употребляемые существительные, глаголы, прилагательные, наречия. А также при общении с ребенком проявляю внимание, заинтересованность, как можно больше говорю с ребенком на разные темы.
Если ребенок неохотно идет на контакт, то я терпеливо помогаю ему в этом. Если ребенок заговорил со мной, я внимательно выслушиваю его и в дальнейшем продолжаю разговаривать с ним. Ни в коем случае не останавливаю его. Считаю необходимым продолжать учить говорить в течение всего дня! Говорить во время игры, говорить во время одевания и раздевания, во время кормления, умывания, говорить во время прогулки и т.д.
В раннем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадает им в руки, в поле их зрения, задают множество вопросов. Этим обязательно необходимо воспользоваться и терпеливо и обстоятельно рассказать обо всем, что их интересует. Я стараюсь при этом не нарушать эмоционального контакта с детьми, поощряю самостоятельные рассуждения ребенка.
В моей I младшей группе есть дети, которые плохо говорят. На них я обращаю особое внимание, больше общаюсь с ними, целенаправленно обогащаю их пассивный запас. Уже с I младшей группе надо учить детей говорить и быстро и медленно. Для этого произносить звукосочетания и отдельные слова с различной скоростью.
Детям легче говорить в маленьком хоре, а не по отдельности, именно поэтому я как можно чаще даю возможность детям говорить вместе. В этом возрасте дети, как правило, все свои действия «проговаривают». Ни в коем случае я не пресекаю это, не ограничиваю детей.
Какие показатели свидетельствует о том, что речь детей раннего возраста развивается полноценно?
Дети нашей группы могут выполнять простые словесные поручения, воспринимают несложные рассказы без использования средств наглядности (картинки или др.); начинают понимать короткие рассказы о событиях, не имевших места в их личном опыте.
У них хорошо развита способность к подражанию, выражающаяся в умении повторять вслед за взрослым движения, действия, слова и простые фразы. Дети с готовностью откликаются на мои предложения почитать, послушать рассказ или сказку, вместе рассмотреть картинки в книге.
Решение, каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития?
Во-первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация речевой среды (разговоры-диалоги по поводу специально подобранных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок; игры с текстами и т.п.).
Во-вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
В заключении хочу сказать, что наша общая единая задача – воспитать всесторонне развитого здорового ребенка. И от того, какие педагогические и гигиенические условия создаются для этого раннего развития, во многом зависит будущее ребенка, зависит то, насколько он будет физически крепок и здоров, какими умственными способностями и нравственными качествами он будет обладать, когда станет взрослым человеком.

Развитие речи детей раннего возраста

Здравствуйте, дорогая мама. Я очень рада видеть Вас на страницах моего блога «Здоровая мама и малыш».

В данной статье мы поговорим о этапах развития речи ребенка, узнаем как помочь ребенку развивать речь, а так же узнаем особенности речевого развития деток.

Именно ранний возраст является благоприятным периодом для развития речи ребенка, которая является главным средством общения. Хорошая и правильная речь – это не только залог успешного обучения в школе, но и одно из главных условий полноценного развития.

Развитие речи детей раннего возраста

Этапы развития речи малыша

В своем речевом развитии ребенок проходит несколько этапов:

1. В первые месяцы жизни дыхательная система малыша проходит подготовку к овладению различными речевыми навыками, что проявляется в возникновении гуления, лепета, а также интенсивного подражания речи взрослых. Все это происходит с 3 по 6-й месяц жизни ребенка.

2. Образование различных речевых звуков, а также овладение синтезом слогов начинается со второго полугодия жизни ребенка. К 12 месяцам в словаре ребенка должно быть 10-12 простейших слов или словосочетаний, а с началом второго года жизни речь малыша начинает интенсивно развиваться и обогащаться новыми словами. К полутора годам в речи крохи наблюдаются простейшие предложения, состоящие из двух слов, а также количество произносимых слов достигает 30.

Внимание! Все дети разные и развитие всех деток может отличаться. Развитие речи зависит также от таких факторов как гены, общение с другими детьми, билигвал дети (т.е. дети в семье которых разговаривают на нескольких языках и д.р.). Если Вы подозреваете, что ребенок отстает в развитии речи, обязательно проконсультируйтесь с Вашим педиатром!

3. С 1,6 до 2 лет происходит быстрое увеличение словарного запаса ребенка, где теперь присутствуют не только названия предметов, но и другие части речи. Предложения теперь состоят из 2-3 слов, а к завершению второго года жизни – из 3-4 слов.

4. С 2 до 2,6 лет малыш легко владеет простыми фразами, а также может рассказать простое стихотворение. Наблюдается интенсивный рост познавательных вопросов и появление сложных предложений с не всегда правильным грамматическим оформлением. Кроха активно пользуется различными частями речи, а также происходит активное использование слов в общении со сверстниками.

5. В возрасте 2,6-3 года происходит быстрое накопление словарного запаса с употреблением сложных предложений и грамматических конструкций. В этом возрасте речь взрослого для ребенка является средством познания окружающего мира.

Развитие речи детей раннего возраста

Как помочь ребенку развить речь

Развитие речи ребенка происходит по определенным направлениям:

  • правильная артикуляция речи;
  • работа над активным словарем малыша;
  • пальчиковая гимнастика;
  • развитие связной речи.

Особую роль в формировании артикуляционного аппарата, а также в закреплении правильного произношения звуков, играет регулярное проведение с малышом артикуляционной гимнастики, выполнять которую следует вместе с ребенком перед зеркалом. Такие упражнения, как «Лошадка» (цокать языком), «Вкуснятина» (облизать верхнюю губу), «Качели» (высунуть язык, поднимать его к носу и опускать к подбородку), «Рыбка» (округление губ, захватывающие движения губами), позволяют не только подготовить речевой аппарат к произношению звуков, но и снять напряженность и тонус мышц.

Неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики являются упражнения на формирование правильного дыхания: «Задуй свечу», «Надуй шарик», «Сдуй одуванчик» и другие. Эти упражнения не только укрепляют мышцы речевого аппарата, но и обеспечивают правильное произношение звуков.

Учеными доказана тесная связь развития речи с пальцами на руках, поэтому в режиме дня ребенка должны присутствовать упражнения для развития мелкой моторики рук. Малышам нравятся занятия по лепке из пластилина или глины, а также различные дидактические игры с мелким строительным материалом (мозаики, конструктор). С большим интересом дети выполняют различные упражнения для пальчиков рук, сочетая это с произношением различных детских стишков.

Развитие речи детей раннего возраста

Особенности речевого развития

Для речевого развития ребенка характерно наличие определенных особенностей:

  • основным условием развития речи является активное общение малыша со взрослыми;
  • формирование осознанного восприятия чужой речи формируется намного раньше, чем самостоятельная речь малыша;
  • самостоятельная устная речь ребенка в значительной степени отстает от уровня понимания им речи окружающих его людей;
  • речь ребенка в своем становлении проходит несколько этапов, важным среди которых является усвоение грамматических и синтаксических речевых форм.
  • значительную роль в формировании правильной речи играет школьное изучение языка и литературы.

Именно в дошкольном возрасте происходит формирование лексических основ речи ребенка, то есть происходит активное расширение словарного запаса, который позволяет ему беспрепятственно общаться со взрослыми и сверстниками, а также успешно обучаться в школе. Для развития активного и пассивного словаря ребенка необходимо как можно больше общаться с малышом, а также знакомить его с различными предметами и явлениями. Важно строить общение с ребенком в форме беседы, при этом давать исчерпывающие ответы на все интересующие его вопросы.

В следующих статьях я покажу как мы делаем пальчиковую гимнастику, дыхательную гимнастику, а так же расскажу про книги которые помогают нам развивать речь.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector