Развитие речи детей 1 2 лет

В предыдущей статье Анастасия подробно описала нормы развития речи ребёнка от рождения до года. В этот раз логопед расскажет, что должен знать родитель о втором и не менее важном этапе становления детской речи.

Понимание основных этапов развития поможет внимательной маме вовремя распознать проблемы на их начальном этапе.

Для того чтобы разбираться, как у малыша происходит становление речи после года, нужно помнить несколько особенностей развития крохи в 8–10 месяцев.

Предпосылки развития связной речи (8-9 месяцев)

В это время у младенца активно формируется память. Ребёнок начинает реагировать на незнакомую обстановку и лица. Он жмётся к маме, смущается чужих взрослых и детей, но с любопытством разглядывает их.

Что необходимо знать родителям:

  • На этом этапе стойкий страх ребенка к новым, незнакомым ситуациям указывает на поражение центральной нервной системы.
  • У малыша возникает потребность в общении с помощью предметно-действенных средств (предметов и игрушек). Задача родителя — поддерживать этот интерес, развивать этот вид деятельности.

Работайте с подражательной активностью малыша. Включайте лепетные слова в быт и в игру.

Ведь ребенок смотрит на маму и старается всё за ней повторить.

Показатели формирования речи в 10-21 месяц

В 10 месяцев ребёнок, как правило, понимает обращённую к нему речь в определённой ситуации, активно включается в предметно-действенное общение («Посмотри, кто это к тебе пришёл! Это же собака»). Он владеет и умеет оперировать 1-2 лепетными словами в конкретной ситуации (мама, баба, папа, дядя, ляля) или звукоподражаниями (ам, би-би, гав-гав).

В 12 месяцев в лексиконе крохи появляются ещё 3-4 лепетных слова. Он уже умеет не только использовать их в нужной ситуации, но и делает это, сопровождая небольшой инструкцией и жестикуляцией. Например, показывает вам на картинке на корову и пытается рассказать, что она сейчас ест. Он машет ручками, тыкает пальчиком в книжку и говорит: «Муууу ам-ам».

В 15 месяцев в активном словаре ребёнка уже 6 слов. Его речь расширяется за счёт использования звукоподражаний и частей слов. Он может воспроизводить словесную односложную инструкцию. Взрослые уже почти всегда чётко знают, что именно хочет сказать малыш. Его речь ещё не связана, но понятна в конкретной ситуации.

В 18 месяцев словарный запас растёт до 7-15 слов. Ребёнок активно двигается в сторону связной речи, делая первые робкие шаги в этом направлении.

В 21 месяц к радости родителей малыш показывает первый опыт использования фраз из 2 слов. Он оперирует уже 20 словами. Он говорит: «Дай мо» (Дай молоко), «Мама ам-ам» (Мама, хочу есть), «Баба, би» (Бабушка уехала).

К началу второго года жизни словарный запас ребёнка состоит минимум из 50 слов. А осознанные предложения из 2 слов — уже скорее норма, чем редкость. Теперь для него, как и для взрослых, речь — средство общения.

На втором году жизни у него активно развивается сенсорное восприятие. От него в том числе зависит, насколько хорошо у крохи пойдут дела с речью.

Все дети начинают говорить в разное время, успех в произношении и быстром наборе словарного запаса приходит к тем малышам, с которыми много и с удовольствием играют в специальные игры.

Сегодня я подготовила подборку из 5 игр, которые способствуют скорейшему развитию речевого аппарата у ребенка.

Игра №1 «Что нарисовано на картинке?»

Цель: учить детей узнавать предмет в рисунке (или любого предмета на карточке, развивать связную речь, речевое дыхание, развивать внимание.

Выбираем несколько книг с крупными и яркими иллюстрациями, которые хорошо знакомы ребенку. Рассматривая вместе картинку, сначала описываю ее полностью сама. Потом спрашиваю у ребёнка, что и где изображено, кто что делает и так далее.

Игра №2 Шнуровка «Портной».

Игры шнуровки – это один из самых эффективных способов развития мелкой моторики рук у детей. Это могут быть как игрушечные деревянные фигурки с дырками, так и самодельные предметы, куда можно вставить шнурки.

Игру можно сделать самим. Потребуется картон, дырокол и разноцветные шнурки. Дыроколом проделываем несколько отверстий в картоне, и показываем ребенку, как протаскивать через отверстие шнурок. Начать можно с 1-2 дырочек, а потом усложнить до контура не сложного рисунка.

Игра №3 «Дуй!».

Для появления речи, у ребёнка должна быть хорошая база, а именно речевое дыхание. По мнению родителей, чаще всего дети не хотят говорить слова. Скажу за детей – им просто не интересно повторять слова. Они хотят играть!

Данная игра направлена на:

Развитие внимания и усидчивости;

Формирование речевого дыхания;

Вызывание речи и простых слов : муха, туча, дуй и т. д.

Игра №4 «Угадай, кто к нам пришел».

Цель: Формировать умение воспроизводить имеющиеся в тексте звукоподражания, развивать умение слушать, выбирать из нескольких картинок ту, которую просит педагог, и называть игрушку.

Педагог показывает игрушку или картинку. Например, корова, и предлагает вспомнить, как она мычит. Ребенок произносит «мууу», также и с другими картинками. Как гудит машина, как стучит барабан, как пищат мышата и так далее.

Игра №5 «Разноцветный сундучок».

Цель игры : уточнить и закрепить правильное произношение звуков, развивать речевое внимание и речевой слух детей.

В игре используются многообразные игрушки и картинки. Это приблизительный набор. Он может быть заменен аналогичными предметами по усмотрению педагога.

Также можно взять обычную коробку, обклеить ее разноцветной бумагой. У нас это игрушечный чемоданчик. Внутрь кладем карточки с изображением разных предметов, знакомые ребенку игрушки. Поочередно достаем из сундука предметы и характеризуем их.

Надеюсь, моя подборка игр вам понравилась! Спасибо за внимание!

Развитие речи детей 1 2 лет

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры — упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Развитие речи детей 1 2 лет

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Развитие речи детей 1 2 лет

Консультация для родителей «Игры по развитию речи с детьми четвертого года жизни по теме «Времена года» Ребенку исполнилось три года. в его жизни наступает очень важный и ответственный период. Именно в этот период малыш начинает открывать.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет»ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

Развитие речи детей 1 2 лет

Развитие речи детей дошкольного возраста 4–5 лет Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь — мы вступаем на путь познания Развивая мысль — мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие — одна из важнейших.

Развитие речи детей дошкольного возраста Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Поэтому, развитие речи считаю приоритетным в работе с дошкольниками.

Влияние родителей на развитие речи детей Консультация на тему: Влияние родителей на развитие речи детей. Развитие речи является — одной из основных задач дошкольного образования.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Развитие речи детей 1 2 лет

Речь – важнейшее условие для умственного и психического развития ребенка. Отклонение от нормы часто является признаком серьезного нарушения. Наилучших результатов удается достичь только при своевременной диагностике и правильной коррекции. Именно поэтому родители должны внимательно следить, как протекает речевое развитие их малыша. Рассказываем, какие этапы развития речи от рождения до 6 лет выделяют специалисты.

Первый год жизни

Ребенок попадает в языковую среду с момента рождения. Он слышит речь взрослых, реагирует на того, кто с ним говорит. Речь начинает развиваться с первого дня жизни.

  • От рождения до 2 месяцев. Со взрослыми малыш общается посредством улыбки, спонтанных вокализаций гласных. О своих потребностях, дискомфорте он сообщает криком.
  • В три месяца происходит формирование речевого дыхания. Младенец гулит, растягивая и припевая гласными. В этом возрасте родители могут услышать первый смех.
  • В четыре месяца ребенок обычно испытывает сильную радость при общении. Он уже умеет «жонглировать» звуками, гуление становится более сложным: один гласный плавно переходит в другой, например «ОООО-УУУУ-АААА и т.д.».
  • В пять месяцев малыш активно гулит. Он учится произносить простые согласные звуки и соединять их с гласными. Например, «ПЯ», «ПА», «МА», «БА» и пр.
  • Шесть месяцев – это время появления лепетных слов типа «БАБА», «ГАГА», «НАТИ» и т. д., некоторые из них приобретают значение, но чаще всего слоги соединяются в случайном порядке.
  • В 7 месяцев младенец понимает обращенную речь взрослого, активно использует лепетные слова, пытается вести примитивный диалог.
  • В 8-12 месяцев ребенок осваивает интонацию родного языка, во всяком случае, он может произнести несколько слогов с разной интонацией. Он использует простейшие слова «ДАЙ», «МАМА», «НА» и другие, обозначающие базовые действия и близких родственников. К году активный словарный запас обычно составляет около 15 слов

Если к 12 месяцам нет ни гуления, ни лепета, ребенок не реагирует на речь взрослого, необходимо срочно проконсультироваться с логопедом.

От года до 1,5 лет

В этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается до 30-50 слов (названия предметов, действий). Он употребляет их в значении предложений, дополняя жестами, интонацией и мимикой. Иногда он составляет из облегченных слов короткие двухсловные предложения типа «ДАЙ МАМА». Малыш начинает активно познавать мир, и родители должны ему в этом помогать: называть предметы и их характеристики, например, «чай горячий».

От 1,5 до 2 лет

Словарный запас быстро увеличивается, ко второму дню рождения многие дети знают около 200 слов, среди них есть прилагательные и местоимения. Облегченные варианты слов сменяются правильной формой. Все чаще в речи появляются простейшие предложения из 2-3 слов. Малыш связывает слова с конкретным значением, употребляет их осмысленно, правда, слова обозначают обобщенные понятия. Например, слово «КИСА» обозначает всех кошек вообще, а не конкретную. Ребенок хорошо понимает простые побудительные предложения типа «Дай», «Пойдем гулять».

К концу второго года жизни дети с удовольствием слушают сказки и песни, различают слова по их звучанию. Во время игры ребенок часто говорит сам с собой, называя свои действия.

От 2 до 2,5 лет

В этом возрасте дети с легкостью повторяют фразы, услышанные от взрослых, запоминают коротенькие стихи. Лексикон быстро расширяется, ребенок знает и активно употребляет 300-700 слов. Длина предложения увеличивается до 3-4 слов, но они еще грамматически неправильны. В речи появляются глаголы, существительные, наречия («тут», «здесь»), служебные слова. Со сверстниками и взрослыми ребенок общается именно при помощи речи. Ребенок хорошо понимает рассказы взрослых о событиях, участником которых он был лично.

Когда нужно срочно показать малыша логопеду? Если ребенку уже исполнилось 1,5 -2,5 года, а в его речи все еще нет слов с конкретным значением, например, «ПИТЬ», «МАМА», «ИДИ», он говорит на своем собственном «птичьем» языке.

От 2,5 до 3 лет

Малыш активно познает мир, и речь взрослого становится для него важным источником знаний. Словарный запас очень быстро растет. Предложения становятся более сложными, в них меньше ошибок. Ребенок хорошо понимает просьбы взрослого, состоящие из двух действий. В речи появляются падежи и местоимение «я». При произношении длинных слов могут пропадать некоторые слоги, звуки произносятся то правильно, то с ошибками.

Если в 3 года ребенок молчит, но «всё понимает», общается преимущественно жестами и мимикой, «мычит», то следует срочно исключить алалию. Это может сделать только опытный логопед.

От 3 до 4 лет

В этот период ребенок овладевает почти всеми звуками родного языка и может даже заметить, если их неправильно произносят другие дети. Словарный запас составляет 1500 – 2000 слов, в речи употребляются глаголы, существительные, прилагательные, числительные, служебные слова. Ребенок правильно использует названия основных цветов, личные местоимения, некоторые антонимы («большой – маленький»), умеет объединяет слова в группы, рассуждать, может связно рассказать о себе – назвать имя, фамилию, возраст, пол. Речь становится грамматически правильной. Большой интерес ребенок проявляет к сказкам, стихам, песням. По картинкам он может передать хорошо знакомый сюжет. В незнакомых словах переставлять слоги, но в целом говорит без грубых ошибок.

От 4 до 5 лет

Словарный запас составляет 2000 слов и более. Ребенок умеет хорошо обобщать и делать выводы, например, он в состоянии построить рассуждение типа: щенок – собака – животное. В речи появляются наречия времени и места. Малыш с удовольствием усваивает словообразовательные модели родного языка, он умеет переносить грамматические признаки с одного слова на другое (в пределах части речи). Кроме того, он более-менее правильно образует форму множественного числа. Речь становится более связной и точной. Практически все звуки, за исключением [р], произносятся правильно. Ребенок часто придумывает собственные слова, с легкостью запоминает несложные стихи. Кроме того, малыш уже может что-то правильно пересказать, построить простое монологическое высказывание, подробно описать вещь или игрушку, выучить и выразительно прочитать стихотворение.

Внимание! Если в 4-5 лет малыш сильно искажает звуки, например киса – это [кися], а птица – это [фица], то это серьезный повод для беспокойства.

От 5 до 6 лет

Речь становится связной, логически выстроенный. Например, ребенок может рассказать историю по сюжетным картинкам, пересказать текст. Постепенно формируется внутренняя речь.

Словарь очень быстро увеличивается, ребенок моментально усваивает незнакомые слова, причем не только значение, но и грамматические признаки.
Что касается фонетического состава слова, ребенок уже понимает, какой звук является первым, что произойдет, если один звук заменить на другой или убрать его вообще. Он с легкостью управляет громкостью голоса и интонацией.

Если ребенок в 5-6 лет произносит звуки неправильно, у него неприятный гнусавый голос, нужно обязательно показать его логопеду.

У каждого малыша свой темп развития, поэтому он может опережать или отставать от сверстников на 2-3 месяца, но не более. Иногда в суете родители настолько привыкают к детскому лепету и не замечают, что по возрасту речь должна перейти на более сложный уровень.

Именно поэтому мы рекомендуем обязательно приходить на консультацию к логопеду ежегодно. Только опытный специалист может точно сказать, правильно ли развивается речь ребенка.

Развитие речи детей 1 2 лет

В течение первого года жизни ребенок развивается чрезвычайно интенсивно. Из беспомощного кричащего комочка он превращается в самостоятельного человека со своим характером. Что отличает годовалых малышей, какие умения и навыки должны появиться у ребенка к этому времени? Как правильно ухаживать за ребенком 1 года, чему учить и что развивать? На эти вопросы мы ответим для Вас в этой статье.

Физическое развитие годовалого ребенка

Статистика показывает, что, в среднем, годовалые дети весят 10-11 кг, а их рост равен приблизительно 72-77 см. При этом прирост веса должен составлять около 350г в месяц, а роста – 1,5 см в месяц. После года темпы физического развития ребенка будут постепенно замедляться.

Многие мамы невольно сравнивают развитие своего ребенка с развитием других детей, что вызывает много поводов для беспокойства. «А вдруг с ним что-то не так?», «Наверно, я мало занимаюсь с ребенком» и так далее. Стоит отметить, что темпы физического развития до года индивидуальны для каждого ребенка. В связи с этим, поводом для волнения должно стать лишь действительно сильное отставание от среднестатистической нормы.

Как правило, к 1 году ребенок умеет сидеть, стоять (с поддержкой), активно ползать и начинает делать свои первые шаги. Годовалые малыши любит ходить вдоль опоры и за ручку, а кто-то даже пытается бегать. Также с помощью взрослого малыш может потихоньку подниматься и спускаться по лестнице, залезать и слезать с дивана. Благодаря способности удерживать вертикальное положение расширяются возможности крохи в исследовании мира. Это очень важный шаг в развитии крохи. Чтобы ребенок научился ходить уверенно, не навязывайте ему свою помощь. Пусть малыш учится сам проходить короткие расстояния, например, до вас или до игрушки. Страхуйте его на расстоянии вытянутой руки.

Развитие речи детей 1 2 лет

Так как дети этого возраста очень любят покорять всевозможные вершины, необходимо обеспечить ребенку должную безопасность. Не оставляйте ребенка без присмотра в комнате с отрытыми окнами, стеллажами, которые можно опрокинуть, розетками, проводами и другими опасными предметами.

Психомоторное развитие в 1 год

Умственное развитие малыша также не стоит на месте. Дети в 1 год умеют:

  • Открывать и закрывать двери, шкафы;
  • Выдвигать ящики;
  • Зачерпывать воду;
  • Собирать пирамидки из 2-3 колец;
  • Строить башни из 2 кубиков;
  • Складывать вещи в коробку;
  • Играть с сортерами;
  • Бросать мячик;
  • Катать мяч по полу;
  • Копировать действий взрослого: расчесывание, варка каши и т.д.

В 1 год дети, в основном, познают мир при помощи ощупывания (тактильный способ). Также ребенок по-прежнему может тянуть все в рот, пробуя вещи на вкус. Многому дети учатся путем подражания взрослым. Малыш может копировать маму, которая готовит обед и стараться подражать папе, который ремонтирует машину. Поэтому очень важно помнить, что хоть ребенок не всегда Вас слушается, он всегда будет повторять за Вами и перенимать Вашу модель поведения.

Развитие речи детей 1 2 лет

Социально-коммуникативное и речевое развитие годовалого ребенка

Репертуар выражаемых эмоций у годовалых детей уже достаточно богат. Свою потребность ребенок может выразить плачем, испугом, смехом. Совершенствуется язык тела и мимика. Чувства к Вам малыш часто проявляет с помощью объятий, поцелуев.

Большой скачок происходит в развитии речи ребенка. К году малыши обычно уже умеют произносить слоги и простые слова (мама, папа, баба, биби и т.д.). Ребенок в этом возрасте может хорошо улавливать интонацию, с которой к нему обращаются, и выполняет простые просьбы взрослого. Четких возрастных границ, когда именно ребенок должен заговорить, не существует. Если вы сомневаетесь, что речевое развитие малыша проходит в рамках нормы, обратитесь за помощью к специалисту, чтобы исключить такие проблемы, как нарушения слуха, проблемы с речевым аппаратом, неврологические заболевания и др.

Если в год малыш еще не говорит, но при этом понимает Вас, не торопитесь бить тревогу. Больше разговаривайте с ребенком и развивайте его мелкую моторику.

Развитие речи детей 1 2 лет

Навыки самообслуживания

Получив свободу движения, годовалый малыш все больше отдаляется от матери и хочет быть самостоятельным. Ребенок может сам пытаться пользоваться ложкой, пить из чашки или поильника, раздеваться (например, снимать шапку и носки), а кто-то даже начинает осваивать горшок.

Развитие речи детей 1 2 лет

Каждый возрастной этап имеет свои особенности. Именно ранний возраст – это время, когда малыш накапливает базовые знания о мире и активно растет. Зная специфику физического, интеллектуального и эмоционального развития, характерные для определенного возраста, можно понять, какие навыки обычно приобретаются к этому моменту, чем занять малыша и как способствовать его развитию.

Что должен уметь двухлетка по «Мюнхенской системе диагностики»

Родителям, которые хотят узнать нормы психомоторного развития детей до 3 лет, полезно познакомиться с системой мюнхенской функциональной диагностики развития. Она была разработана в 1997 году и включает в себя практические показатели развития ребенка. Согласно этой диагностике, к двум годам малыш должен уметь:

  • Ходить на цыпочках без помощи взрослого;
  • Стоять на одной ноге непродолжительное время;
  • Прыгать;
  • Подниматься и спускать по лестнице, держась за перила;
  • Открывать двери;
  • Откручивать и закручивать крышки;
  • Нанизывать на шнурок крупные бусины;
  • Строить башни из кубиков;
  • Бросать и катать мяч;
  • Называть животных;
  • Называть части тела;
  • Сортировать по цвету, размеру и форме;
  • Соотносить изображение на картинке с реальным предметом;
  • Петь песенки;
  • Говорить короткими фразами;
  • Играть со сверстниками;

Двухлетний ребенок уже достаточно самостоятелен. У малыша уже довольно хорошо развита координация, он постоянно находится в движении. С помощью взрослых двухлетка вполне может сам себя обслуживать: ходить на горшок, пить из чашки, есть ложкой, мыть и вытирать руки, раздеваться. Поддерживайте инициативу малыша и предоставляйте ему свободу – так он быстрее научится самостоятельности.

Развитие речи детей 1 2 лет

Физическое развитие ребенка в 2 года

Возраст от года до трех часто называют «ходячим детством», ведь именно в это время малыш приобретает и совершенствует основной двигательный навык – он учится ходить. Давайте рассмотрим физическое развитие ребенка 2 лет подробнее.

  • Ходьба. В этом возрасте ребенок обычно ходит уже довольно уверенно. Двухлетка может передвигаться и задом и боком, умеет быстро останавливаться и менять направление. Шаг постепенно становится размеренным, руки при ходьбе опущены вниз. Также, двигаясь, ребенок может наклоняться, поднимать руки, крутить головой, держать что-то в руках и т.д.
  • Бег. Навык бега только начинает формироваться в этом возрасте. Ребенок теряет равновесие из-за недостаточной сформированности вестибулярного аппарата и смещенного вверх тела центра тяжести. Поэтому не удивительно, что малыш 2 лет часто падает и зарабатывает синяки.
  • Прыжки. Для того чтобы научиться прыгать на двух ногах, у ребенка должна быть развита координация и мышечный корсет. Ежедневное выполнение простых упражнений поможет значительно ускорить этот процесс.

В 2 года малыши обожают все, что связано с движением. Дети этого возраста практически без остановки могут бегать, прыгать, лазить на детской площадке. Движение приносят детям большую пользу – они учатся управлять своим телом. При этом у малышей быстрее получается овладеть руками (в частности кистями рук), а стопы покоряются значительно медленнее.

Своевременное и правильное развитие речевых функций у ребенка является важным этапом в жизни. От того, насколько грамотно и полноценно ребенок будет владеть речью, зависит его успех в общении с окружающими и развитие интеллекта.

Развитие речи ребенка

В основе формирования речи ребенка выделяют несколько факторов:

  • постоянное общение с малышом;
  • прикосновения, ощущения, зрительное и слуховое восприятие окружающего мира;
  • движение (общая активность и развитие моторики).

Речевое развитие малыша начинается уже в 2-3 месяца, когда он произносит разнообразные звуки – агу, угу и т.д.

На 5 месяце ребенок начинает подражать взрослым, наблюдая, как они двигают губами и произносят звуки.

В 8-9 месяцев малыш уже произносит слоги, можно услышать лепет и пение, что благотворно влияет на развитие голоса.

В возрасте 1 года ребенок усваивает некоторые гласные и согласные, в словарном запасе имеется от 5 до 10 слов, активно используются жесты в общении.

В 1,5 года словарный запас увеличивается до 45 слов. В этом возрасте нужно развивать у ребенка способность соотносить слово к действию, стимулировать желание самому попросить что-то, заводить с ним разговор.

К двум годам ребенок уже может произносить простые предложения и длительное время разговаривать на своем языке. Он показывает предметы, игрушки и части тела, о которых спрашивает взрослый. Даже когда малыш пропускает некоторые буквы или добавляет лишние, то это не страшно, а также не является патологией.

Формирование правильной речи

Иногда, даже при нормальном развитии, у ребенка возникают сложности при овладении речью. В таких случаях необходимо малышу помочь. И необязательно сразу обращаться к специалистам. Родители сами могут справиться с этой задачей.

Проблемы с произношением могут возникать из-за нарушений развития зубов. Поэтому нужно контролировать состояние зубочелюстной полости и своевременно обращаться к стоматологу.

Слух также играет важную роль в формировании речи у ребенка. Даже при его малейших нарушениях у детей снижается качество развития правильной речи. Во избежание этого родители не должны допускать сильной нагрузки на слух ребенка, не включать громко музыку и вовремя обращаться к врачу при болезнях ушной полости.

Дети в произношении очень часто подражают взрослым. Поэтому окружающим необходимо следить за правильностью своей речи, четко и медленно произносить все слова и не подделывать свое общение под детскую речь.

Нельзя ругать малыша за его плохое произношение каких-то слов. В таком случае он просто замкнется в себе, не будет идти на контакт. Нужно поправлять ребенка терпеливо и с любовью, произнося слово правильно.

Первые слова

Время, когда малыш произнесет свое первое слово, зависит от его окружения и общения с ним родных. Обычно это происходит в срок от 1 до 2 лет. И, как правило, первые слова состоят из повторяющихся слогов: мама, папа, баба и т.д.

Интересен тот факт, что детки в возрасте до 2 лет говорят только о том, что находится в пределах их видимости, так как первые слова у малышей обязательно связаны с определенными действиями или объектами.

На следующем этапе произносятся местоимения: вот, там и т.д. Таким образом, малыш сопоставляет предмет с местом его пребывания.

Очень часто после этого этапа в произношении начинаются глаголы. И это большой успех в развитии речи малыша, так как уже можно понемногу составлять диалог.

Родители должны создать в семье такую атмосферу для ребенка, чтоб ему всегда было интересно и приятно общаться с близкими, познавать новую информацию и увеличивать свой словарный запас. Это будет залогом грамотного общения с окружающими и развития интеллекта ребенка.

С рождения и до 3 лет у малышей самый интенсивный этап развития, они приобретают много новых навыков, совершенствуют их. Если в этот период пустить развитие ребенка на самотек, то в дальнейшем понадобится гораздо больше усилий, чтобы наверстать упущенное.

Речь — это работа мышц и речевых органов. И как любую мышцу, речь нужно постоянно тренировать и развивать.

Существует ряд факторов, влияющих на речь ребенка — это здоровая беременность и роды, правильность формирования и функционирования всех систем организма ребенка, благоприятное речевое окружение.

От 0 до 3 лет. Основные этапы формирования речи у ребенка.

От 2 до 6 месяцев — гулит, лепечет, реагирует на свое имя, издает разнообразные интонации плача.

От 6 до 12 месяцев — начинает проговаривать слоги, подражает взрослым, добавляются новые согласные звуки, имитирует знакомые слова.

До 1 года — первые слова «мама» и «папа», показывает ручкой на предметы, понимает слово «нет», знает имена близких.

До 1,5 лет — малыш знает 10-20 слов, проговаривает несколько слов вместе, машет рукой, мотает головой, знает части тела и может их показать, выполняет простые указания.

До 2 лет — предложения из 2 слов, в запасе 50-100 слов, следует простым инструкциям, начинает говорить местоимения, сокращает слова, речь становится понятна окружающим.

До 3 лет — предложения из 3 слов, в лексиконе 300-500 слов, следует инструкциям из двух действий, начинает рассказывать истории, ребенок разговаривает с детьми и взрослыми, может искажать некоторые звуки (шипящие, свистящие, гласные).

Советы по правильному формированию речи

  1. Отвечать на лепет детей, повторять за ним и подражать его звукам.
  2. Разговаривать с малышом на протяжении всего дня, чтобы он постоянно слышал речь. Не сюсюкать, а четко и внятно вести беседу с ребенком.
  3. Читать цветастые книжки каждые день, с интонацией, с изменением голоса.
  4. Гулять с ребенком в разных местах, ему интересно познавать новый окружающий мир. Малыши очень любознательны.
  5. При разговоре необходимо обеспечить зрительный контакт.
  6. Концентрировать внимание ребенка на новых предметах, животных и проговаривать их названия.
  7. Хвалить ребенка за проговаривание новых слов.
  8. Нужно внимательно слушать, когда ребенок разговаривает с вами.
  9. Для лучшего восприятия новых слов необходимо использовать картинки.
  10. Давайте слушать малышу детские песенки и сказки.

Также сейчас очень популярно заниматься с малышом по карточкам. Сейчас на рынке огромное количество данного продукта, с различными темами. Есть карточки с животными, одеждой, частями тела, действиями, фруктами и овощами, транспортом и т.п. Суть данной игры в том, что родители показывают ребенку карточки, проговаривая ее название, впоследствии ребенок должен сам называть название карточки. Важно не делать из этого процесс обучения, нужно все преподносить в форме игры.

Подводя итог, родители не должны оценивать темп развития своего ребенка, исходя из достижений других детей. Важно помнить: каждый ребенок индивидуален и у него свой темп развития. Цель занятий с малышом должна заключаться в том, чтобы помочь развить ему свои навыки, а не догнать развитие других детей.

Каждый новорожденный — это личность со своим нейросенсорным поведением, способностью видеть, чувствовать боль, тепло, холод, ощущать запахи и вкус, плакать счастливо и несчастливо. Это маленький человечек со своими правами и потребностями.

Эти потребности условно можно разделить на телесные и психоэмоциональные.

К телесным потребностям следует отнести: потребность в кормлении и сосании; мочеиспускании и дефекации; потребность в физическом контакте с матерью, которая может выражаться в необходимости ношения ребенка на руках; потребность в тепле; потребность в телесном комфорте и отсутствии боли; потребность в безопасности, которую можно охарактеризовать как необходимость в защите от сильных воздействий (например, громкие шумы, свет, направленный прямо в глаза, резкое падение, слишком быстрое перемещение, потребность в чистоте и т.д.).

Психоэмоциональные потребности тесно переплетаются с физическими: потребность в общении и положительных эмоциях, потребность в познании, потребность в ощущениях (запахи, звуки, вкусы, цвета и образы и др.).

Максимальное удовлетворение этих базовых потребностей оказывает сильное влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Создание психологического комфорта является основой его последующего развития и роста.

Благополучное развитие новорожденного и его благоприятное отношение к внешнему миру являются основой его психического здоровья. Личность ребенка, его характер, наклонности и многое другое формируется на более поздних ступенях развития, но только при условии удачного начала, все, что происходит потом, даст положительный эффект.

Поэтому родителям очень важно знать об особенностях доречевого развития на первом году жизни.

Три рекомендации по развитию речи с учетом особенностей мозга крохи

1. Почаще обращайте внимание ребенка на звуки, невидимые глазами

Например, за окном. Ты слышишь, это летит самолет? Как гудит самолет? А это машина проехала, ты слышишь? Как машина сигналит? Ой как птички громко щебечут на дереве! и т. д.

Развитие речи детей 1 2 лет

Фото: Pixabay

Еще раз, не подносить малыша к окну, а именно обращать его внимание на звук от невидимого объекта. Кстати, это именно тот случай, когда сосед с вечно работающей дрелью нам в помощь, так же как и лающая соседская собака.

Что здесь происходит? Звук, издаваемый машиной (человеком, животным), но не видимый глазами, заставляет мозг работать в усиленном режиме, чтобы соотнести соответствующий звук с возможным образом. Мозг перебирает возможные варианты, прокладывает новые связи и, как следствие, развивает осознанную речь.

Вам немного сложно понять, но для мозга малыша видеть собаку или по лаю невидимой собаки понять, что это тоже собака, это два совершенно разных процесса. Начинать можно как только кроха осознанно начинает реагировать на эту самую нашу или соседскую собаку, приведенную здесь как пример.

2. Кстати, вы уже начали задавать крохе бесконечные вопросы, вынуждая его осмысливать, соотносить вопрос и предмет и отвечать?

Это мозговая деятельность другого порядка и новые полезные связи в мозге.

Здесь тоже все просто. Когда гуляете, играете, да хоть моете посуду, без конца задавайте вопросы — “А кто это мимо нас прошел?”, “А где синий кубик?”, “Что мама моет?” — этим вы побудите ребенка дать вам ответ и включиться в диалог. Даже если малыш показал жестом или пролепетал на своем языке — похвалите и озвучьте правильный ответ. Если ответа пока не последовало — сами дайте его (только помните, что это тот образец, который малыш будет использовать в дальнейшем), и, пожалуйста, прежде чем отвечать, все-таки посчитайте в уме до 10 — помните, малышу пока надо больше времени на поиск правильного ответа.

Да, сразу же постоянные вопросы от вас, но в плане проявления интереса к мнению ребенка очень хороши начиная с 9-10-летнего возраста. Здесь архиважно переключиться с поучительного тона на заинтересованность в делах ребенка. “А ты как думаешь, почему Сережа так поступил?”, ”Ты считаешь Настя была права в этом?”.

Даже простые повседневные вещи от вас должны нести не констатацию факта, а вопрос. «Ты хочешь надеть сегодня синюю футболку или красную?», «На ужин будешь пасту или только салат?». Этот простой переход на новый вид общения позволит избежать претензий подросткового возраста в ключе — “Ты меня не понимаешь / Не интересуешься моей жизнью” и т. д.

3. Мы развиваем речь с помощью определений предмета

Как только кроха начинает произносить простые осознанные слова, ваша задача начать добавлять описания или характеристики предмета/животного/человека. Например, кот (возможно, у вашего малыша — мяу) — тут же добавляете рыжий, пушистый, голодный соседский (не обязательно все сразу, но почаще и разнообразнее). Часы (тик-так) — добавляем — папины, тяжелые, черные и т. п.

Эти ваши дополнения крайне важны в этом возрасте, так как не только знакомят мозг с признаками, характеризующими предмет / животное, но и устанавливают границы (то есть чей-то, кому-то принадлежащий), что в конечном итоге не только стимулирует развитие речи, но формирует представление о нашем мире.

Как видите, все предельно просто, и стоит всего лишь немного усложнить вашу речь — как малыш начинает получать больше информации для развития не только речи, но мозга в целом.

Развитие речи детей 1 2 лет

Речь является чрезвычайно важным аспектом в развитии ребенка. Поэтому родители волнуются по поводу появления и развития речи у своих детей и часто задаются вопросом, в каком именно возрасте пора обращаться за помощью к специалисту.

Попробуем разобраться, какие же нарушения речи и в каком возрасте требуют помощи и коррекции, а в каких случаях можно подождать и дать ребенку возможность исправить речь самому.

С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма- ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.). Это период появления лепета.

К концу первого года жизни появляются первые слова (10−15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби).

К двум годам у ребенка появляется фраза, что является предпосылкой к развитию связной речи. Фраза, как правило, состоит из двух простых слов («мама, дай»).

Многие трехлетние дети не произносят шипящих звуков Ш, Ж, Ч, Щ, заменяя их свистящими, часто не произносят звуки Р и Л, заменяя их.

В возрасте 5 лет дети легко строят диалог. Идет бурное развитие монологической речи. Начиная с этого возраста высказывания детей напоминают короткий рассказ.

На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение, но условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Поделиться

Развитие речи детей 1 2 лет

Какая деятельность может быть творческой?

Евгений Крашенинников дал комментарий газете «Вести образования» о психологической специфике творческой деятельности

Развитие речи детей 1 2 лет

МГПУ в двадцатке лучших вузов, готовящих управленцев

МГПУ вошел в 20 лучших вузов страны, реализующих образовательные программы по направлению «‎Государственное и муниципальное управление». Рэнкинг подготовлен ИГ «‎Интерфакс»

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector