Развитие ребенка в первый год жизни

Безусловные рефлексы не выражены. Ослабевает сосательный рефлекс.
Двигательные функции. Характерно для этого периода совершенствование ползания на четвереньках, стояния и ходьбы.

При ползании туловище удерживается горизонтально над четырьмя конечностями, голова поднята высоко вверх. Передвигаются одновременно перекрестные рука и нога — реципрокные движения. При ползании на животе ребенок стремится вперед, чтобы достать какой-либо предмет.

В результате развития нормального постурального механизма ребенок все больше отрывает туловище от поверхности, преодолевая земное притяжение, чтобы к концу 1-го года жизни принять вертикальную позу. Стоянию и ходьбе предшествует вставание на ноги. Вставание из положения на спине совершается в том же порядке, в каком осваиваются в процессе развития отдельные движения: ребенок поворачивается на живот, опираясь на руку, садится, и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встает. Иногда дети встают, минуя фазу сидения. Вставание без помощи взрослых ребенок осваивает благодаря активному действию рук. Под контролем зрения он направляет руку к барьеру (или другому предмету), схватывается и подтягивает корпус.

Развитие ребенка в первый год жизни

При стоянии и ходьбе руки играют такую же важную роль, как и ноги. Вставая и передвигаясь, ребенок сначала держится за мебель или перила, при этом он приседает, берет игрушку и снова встает. Затем постепенно начинает ходить один, вначале широко расставляя ноги. Верхняя часть туловища, тазобедренные и коленные суставы полусогнуты, что предохраняет ребенка от падения. В 12—13 мес при ходьбе руки приподняты — это помогает ему сохранять равновесие;

От первых попыток ходить самостоятельно без поддержки до хорошей ходьбы проходит 1—2 мес. Затем ребенок ходит самостоятельно, останавливается, поворачивается, сохраняя при этом равновесие. Продолжается совершенствование функции руки. Ребенок может произвольно схватить и отпустить предмет, показать на него пальцем. Захват предмета осуществляется полным противопоставлением большого пальца. Преобладает движение одной руки, чаще правой.
Речь. Эхолалично повторяет слоги, копирует интонацию — воспроизводит мелодичную схему знакомых фраз, приветствий.

Воспроизводит различные тона. Голосом выражает свои биологические нужды, эмоции, удовольствие и неудовольствие. Обращается к своему изображению в зеркале, обращает внимание на лицо говорящего. Отвечает действием на словесные просьбы. Кивает головой в знак утверждения и отрицания. Говорит «мама, да-да, ба-ба». Пытается ими называть знакомые предметы. К концу этого периода развивается речевое общение при помощи однословного предложения. Говорит около 5—6 лепетных слов. Понимает обращенную к нему речь.

Психика. Различает окружающих. Начинает понимать обращенную к нему речь, развиваются речевое общение, игровая манипулятивная и предметная деятельность (играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекает внимание взрослых, смеется и закрывает лицо, играет со своим изображением в зеркале). Развиваются подражательные игры: «ладушки», «сорока». Любит играть со звучащими игрушками. Пьет из чашки, ест ложкой. Интенсивно продолжается развитие подражания. Помогает при одевании.

Отличительными чертами этого периода являются интенсивное развитие понимания обращенной к нему речи, дифференцированность сенсорных и эмоциональных реакций, развитие манипулятивной и предметной деятельности. У ребенка формируются первые представления, составляющие категорию наглядно-действенного, а затем и образного мышления. Эти первые представления ассоциируются не только между собой, но и с многочисленными двигательными реакциями ребенка (кинестетическими и проприоцептивными раздражениями).

Интенсивно продолжается развитие подражания, которое на этом возрастном этапе представляет собой особую форму деятельности ребенка, обеспечивающую появление и упрочение связей между новыми движениями и представлениями. Разнообразные движения обогащают запас представлений ребенка и создают возможность их связи (ассоциации). Важную роль в этом процессе играет развитие речи.

Рассказывает Котова Алена Михайловна,

Врач-педиатр, доверенный педиатр детского медицинского центра «ОННИ»

Развитие ребенка в первый год жизни

В нашей стране действует Национальный календарь прививок, утвержденный приказом Минздрава РФ. В этом календаре прописано, от каких инфекций и в какие сроки деткам проводится вакцинация. Эти прививки считаются обязательными для малышей. Наряду с национальным календарем есть дополнительная вакцинация, которая не прописана в календаре, но родители обязательно должны о ней знать.

Все вакцины подразделяются на живые и инактивированные (неживые):

  • неживые вакцины содержат небольшое количество антигенного материала, который быстро уничтожается иммунной системой. В связи с этим для полного иммунного ответа и формирования иммунной памяти они, как правило, требуют многократного введения и периодических вакцинаций. Чем младше возраст, в котором начата вакцинация, тем больше введение вакцины требуется.
  • живые вакцины представляют собой ослабленные вирусы, которые способны размножаться в организме. Вакцинация живой вакциной, по сути, представляет собой модель естественной инфекции, вызванной вирусом, лишенным патогенных свойств.

Следствием такой инфекции является прочный и длительный, иммунный ответ.

Итак, по Национальному календарю, новорожденному малышу день рождения в роддоме делают первую прививку от гепатита В.

Вакцины могут быть разными – отечественными или импортными, независимо от производителя, эта прививка хорошо переносится. В дальнейшем на первом году жизни надо сделать еще два укола, чтобы окончить курс вакцинации, а детям из группы риска по гепатиту – еще три.

Далее, на 4-5 день жизни ребенку в роддоме делают БЦЖ, эта прививка от туберкулеза. Особенность в том, что эта живая вакцина, ее делают в плечо, и эта отечественная вакцина. Через пару месяцев на месте инъекции образуется пятно, потом может возникнуть небольшое нагноение с последующим образованием корочки. Это нормальное течение поствакцинального процесса, делать ничего не надо. В дальнейшем на этом месте образуется рубчик.

В 2 месяца по Национальному календарю время для начала вакцинации от пневмококковой инфекции, это импортная вакцина, которая защищает малыша от пневмококка, который может вызвать такие заболевания, как пневмонии, бронхиты, отиты. В 4,5 месяца прививку повторяют.

Из дополнительной вакцинации — в этот период можно начать вакцинацию против ротавирусной инфекции, это капельки в рот, которые защищают малыша от тяжелого ротавирусного гастроэнтерита. Важно успеть начать эту вакцинацию в возрасте с 6 до 12 недель, после 12 недельного возраста эту прививку не делают. Вакцинация проводится трехкратно на первом году закончить вакцинацию необходимо до 32 недель.

В 3 месяца начинается вакцинация против дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита и гемофильной инфекции. Отечественный вариант вакцинации АКДС – не содержит гемофильного компонента, также при ее проведении полиомиелит надо делать вторым уколом. Более удобна импортная вакцина Пентаксим, которая содержит все пять компонентов. Это обязательная вакцинация, и она проводится трехкратно на первом году. Пентаксим также отличается от АКДС тем, что коклюшный компонент в нем бесклеточный, поэтому вакцинация легче переносится.

В 6 мес малышу по показаниям может быть начата вакцинация от гриппа, она проводится двухкратно.

Уже в 9 месяцев можно начать защищать ребенка от менингококковой инфекции, это дополнительная вакцинация, до года она проводится двукратно (в возрасте до 23 мес) и не входит в Национальный календарь

В год ребенку делают реакцию Манту – это не прививка, а биопроба, которая проводится в нашей стране для оценки иммунитета против туберкулеза. Ее оценивают на третий день после постановки, и в день проверки делают живую вакцину против кори, краснухи, паротита.

Как переносятся прививки?

  • после инактивированных вакцин поствакцинальный период длится 72 часа
  • у живых вакцин 7-е -14-е суток после вакцинации

Какая может быть поствакцинальная реакция?

  • повышение температуры тела до 38 градусов в течение 2-3 суток с ответной реакцией на жаропонижающее средство
  • уплотнение в месте инъекции до 1-2 сантиметра
  • гиперэмия в месте инъекции до 5-7 см
  • легкая капризность и вялость ребенка

Что такое сильная реакция на прививку?

  • это повышение температуры тела до 40 градусов и выше и /или местное покраснение/уплотнение более 8 см в диаметре в месте инъекции.
  • сильная реакция – это противопоказание для дальнейшего введения именно этой вакцины

Очень редко встречаются поствакцинальные осложнения, примерно 1 случай на миллион, такие, как анафилактический шок, судороги и другие, поэтому вакцинальные кабинеты всегда оборудованы средствами для оказания неотложной помощи

В любом случае, надо проконсультироваться с врачом, если вы заметили в поствакцинальном периоде какие-то отклонения в здоровье малыша.

Дополнительная вакцинация, которую можно начать в год:

  • от клещевого энцефалита (вакцина Клещ-Э-Вак)
  • от гепатита А (вакцины: Аваксим, Хаврикс)
  • от ветряной оспы (вакцина Варилрикс)

От вакцинации можно отказаться, в этом случае родители оформляют официальный отказ на бланке медучреждения, за подписью врача. В этом случае ребенок не будет защищен от тяжелых последствий инфекций, которыми он может заразиться в детском коллективе.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector